Социальная защита граждан пострадавших в результате радиационных воздействий

К сожалению меры по социальной защите пострадавших часто являются малоэффективными. Целью курсовой работы является рассмотрение социальной защиты граждан пострадавших в результате радиационных воздействий. Задачи работы: - изучить понятие социальной защиты; - проанализировать поддержку граждан подвергшихся радиационным воздействиям по законодательству Российской Федерации; - исследовать пенсионное обеспечение граждан пострадавших в результате радиационных воздействий; - обозначить условия и порядок назначения пенсий; - охарактеризовать...

2015-09-27

29.55 KB

422 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE   \* MERGEFORMAT3

ВВЕДЕНИЕ

Радиационные катастрофы опасны не только для тех, кто непосредственно пострадал в них, - под облучение попадают и ликвидаторы радиационных аварий. Причем последствия таких аварий будут сказываться на людях и окружающей среде в течение сотен лет. Так что государство обязано на долгосрочной основе оказывать помощь пострадавшим. В частности, в заявлении Госдумы РФ от 25.04.2011 № 5184-5 ГД “В связи с 25-летием аварии на Чернобыльской АЭС” говорится о том, что ГД РФ и в дальнейшем будет принимать меры по улучшению материального положения и условий жизни граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на Чернобыльской АЭС стала «последней каплей», переполнившей чашу терпения общественности, поэтому ей уделяется приоритетное внимание. По совокупности долгосрочных последствий эта авария явилась самой масштабной катастрофой ХХ века из всех происшедших к тому времени подобных аварий в мире. 

Население, которое проживает на зараженных территориях, подвержено влиянию всех тех проблем, которые, так или иначе, коснулись всего населения Российской Федерации и стран СНГ. При этом, проблемы значительно усугубляются в зонах бедствия. Зачастую у многих людей, столкнувшихся с этой бедой, формируется ощущение незащищенности, которое провоцирует повышенную тревожность, нервозность, подавленность. К сожалению, меры по социальной защите пострадавших часто являются малоэффективными. К тому же, одной из основных проблем является отсутствие объективной и правдивой информации о реальной угрозе тем или иным группам населения. Этим и определяется актуальность исследования данной темы.

Целью курсовой работы является рассмотрение социальной защиты граждан пострадавших в результате радиационных воздействий.

Задачи работы:

- изучить понятие социальной защиты;

- проанализировать поддержку граждан подвергшихся радиационным воздействиям по законодательству Российской Федерации;

-  исследовать пенсионное обеспечение граждан пострадавших в результате радиационных воздействий;

-  обозначить условия и порядок назначения пенсий;

- охарактеризовать льготы и компенсации для лиц пострадавших в результате радиационных воздействий.

Теоретической основой для написания курсовой работы нам послужили работы, таких авторов: Зурабов М.Ю., Мачульская Е.Е., Михайлов О.М., Соловьев А.К., Парушина Н.В., Сулейманова Г.В., Стремоухов А.В. и др.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ

  1.  . Понятие и сущность социальной защиты лиц, пострадавших в результате радиационных воздействий

Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов - система гарантированных государством специальных экономических, социальных, правовых, медицинских и организационно-технических мер, компенсирующих негативные последствия воздействия радиации и обеспечивающих пострадавшим охрану здоровья, защиту имущественных интересов, условия для проживания и трудовой деятельности. Под лицами, пострадавшими от радиационных и техногенных катастроф, следует понимать группу людей, прямо или косвенно пострадавших от чрезвычайной ситуации радиационного или иного техногенного характера (субъекты которой признаны в качестве таковых в установленном законом порядке и нуждающихся в социальной защите) [16, с. 13-14].

В научной и учебной литературе используется два ключевых понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита» (см. Приложение 1).

В Российской Федерации социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, — с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов и бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, бедность [14, с. 4]. В качестве основания для предоставления конкретного вида обеспечения выступает определенный социальный случай, который может повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий. Таким образом, речь идет лишь о воздействии на жизнедеятельность человека неблагоприятных факторов как результата произошедшей радиационной или техногенной катастрофы. В то же время, например, сама деятельность граждан на территории радиоактивного загрязнения либо семейные связи с облученными гражданами сами по себе не могут влечь за собой возникновение отношений по социальному обеспечению. Соответствующее правоотношение возникает лишь при наличии специфических юридических фактов.

Г. В. Сулейманова указывает, что под социальной защитой понимается система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне государственных стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры [10, с. 23].

Итак, сделаем вывод: под социальной защитой лиц, пострадавших от радиационных катастроф следует понимать, деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, иных физических и юридических лиц по предоставлению денежных выплат, услуг, натуральных выдач лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф (охрана материнства, отцовства, детства, пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями и компенсационными выплатами и т.д.).


1.2. История радиационных катастроф в России

Значительное место в процессе практической работы по реализации Федеральных программ, связанных с ликвидацией последствий радиационных аварий и катастроф, отводится осуществлению мероприятий по социально-экономической реабилитации населения зараженных территорий. После создания необходимой правовой базы в начале 90-х годов основное внимание было сосредоточено на выполнении Федеральных программ «Чернобыль», «Дети Чернобыля», «Уральский регион», «Семипалатинский полигон», которые подразумевали проведение диспансеризации населения загрязненных территорий, совершенствование службы специализированной медицинской помощи, приобретение современной медицинской литературы. Созданный в 1992 году ВЦЭМ – Всероссийский центр экологической медицины – стал главной организацией в России по оказанию помощи участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и эвакуированным из загрязненных территорий.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне — Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ [9,с.89].

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. 31 человек погиб в течение первых трех месяцев после аварии; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы. Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Беларуси, Российской Федерации и Украины. Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР, и это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин. Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени, и полностью единого мнения нет до сих пор.

В 01:23:48 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом погибли два человека — оператор ГЦН (главный циркуляционный насос) Валерий Ходемчук и сотрудник пусконаладочного предприятия Владимир Шашенок. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились, смесь из расплавленного металла, песка, бетона и фрагментов топлива растеклась по подреакторным помещениям.

У 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.

В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. Эти усилия оказались бесполезны, так как и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены. Другие действия персонала станции, такие как тушение очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва, напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные.

Изучение последствий чернобыльской аварии в области ядерной технологии, безопасности, радиационной медицины и социальной защиты внесло неоценимый вклад в развитие научных дисциплин, а также продолжает развивать и предпринимать новые меры социальной защиты лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф. Целевые исследования долгосрочного воздействия чернобыльской аварии на окружающую среду, здоровье человека и социальную сферу следует продолжить в дальнейшем.

Авария на производственном объединении «Маяк».

Первая крупная радиационная катастрофа произошла в Челябинской области на ядерном комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 г.

Выброс радиации при аварии 1957 года оценивается в 20 миллионов Кюри. Выброс Чернобыля - 50 миллионов Кюри. Источники радиации были разные: в Чернобыле — ядерный энергетический реактор, на Маяке - емкость с радиоактивными отходами. Но последствия этих двух катастроф схожи - сотни тысяч людей, подвергшихся воздействию радиации, десятки тысяч квадратных километров зараженной территории, страдания экологических беженцев, героизм ликвидаторов.

Об аварии 1957 года говорят меньше и реже, чем о Чернобыльской катастрофе. Долгое время авария была засекречена, да и произошла она за 29 лет до Чернобыля, 50 лет назад. Для современных школьников это далекое прошлое. Но забывать о ней нельзя. Болеют и гибнут ликвидаторы, последствия той аварии и теперь сказываются на здоровье их детей и внуков. Все еще опасен Восточно-уральский радиоактивный след. Еще не все жители переселены с зараженных территорий. И главное-комбинат «Маяк» продолжает работать, продолжает принимать отходы с атомных электростанций, продолжает сбрасывать отходы в окружающую среду.

Задолго до того, как было решено применять атомную энергию для производства электроэнергии, ее ужасающая разрушительная сила была использована, чтобы делать оружие. Ядерное оружие. Оружие, которое может уничтожить жизнь на Земле. И прежде чем Советский Союз сделал свою первую атомную бомбу, на Урале был построен завод, чтобы сделать для нее начинку. Этот завод назвали «Маяк».

В процессе изготовления материалов для атомной бомбы не заботились об окружающей среде и здоровье людей. Чтобы получить заряд для атомной бомбы, пришлось не только запустить военные ядерные реакторы, но и создать сложное химическое производство, в результате работы которого получали не только уран и плутоний, но и огромное количество твердых и жидких радиоактивных отходов. Сначала радиоактивные отходы сливали прямо в реку Теча, на которой стоит завод. Потом, когда в деревнях на берегах реки стали болеть и умирать люди, решили выливать в реку только низкоактивные отходы.

В зоне радиационного загрязнения оказалась территория трех областей - Челябинской, Свердловской и Тюменской с населением 272 тысячи человек, которые проживали в 217 населенных пунктах. В результате аварии 23 сельских населенных пункта были выселены и уничтожены, фактически стерты с лица земли. Скот убивали, одежду сжигали, продукты и разрушенные строения закапывали в землю. Десятки тысяч людей, в одночасье лишившиеся всего, были оставлены в чистом поле и стали экологическими беженцами. В результате расследования, проведенного силами атомной промышленности после аварии, был сделан вывод, что наиболее вероятной причиной был взрыв сухих солей нитрата и ацетата натрия, образовавшихся в результате выпаривания раствора в емкости из-за его саморазогрева при нарушении условий охлаждения.

Однако независимого расследования не было до сих пор, и многие ученые считают, что на Маяке произошел ядерный взрыв, то есть в баке с отходами произошла самопроизвольная ядерная реакция. До сих пор, спустя 50 лет, не опубликованы технический и химический отчеты об аварии.


1.3. Поддержка граждан, подвергшихся радиационным воздействиям

Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяется Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При этом под социальной поддержкой граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая федеральными законами .

Размеры возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в зависимости от того, к какой из категорий пострадавших относится тот или иной гражданин.

Кроме чернобыльской катастрофы в СССР случилось еще несколько серьезных радиационных катастроф, в ходе которых люди подверглись радиационному воздействию. Наиболее крупной из них была авария, произошедшая в 1957 г. на производственном объединение «Маяк» [15,с. 14]. Меры по социальной защите граждан, пострадавших в результате этой аварии, установлены Законом о социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Например, он устанавливает, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы [5]. На граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957—1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», а также на граждан, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949—1956 гг., распространены меры социальной поддержки, предусмотренные для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Так, гражданам, получившим суммарную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются следующие меры социальной поддержки:

— внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

—     обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;

—     ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 200 руб. на приобретение продовольственных товаров;

—    доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, осуществляемая работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

—    выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка, не превышающего максимального размера пособия, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

—    назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;

—   оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях.


ГЛАВА 2. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАДИАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

2.1. Условия и порядок назначения пенсий

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей рассмотрены в статье 10 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [2].

Право на пенсию в соответствии с данным законом имеют:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;

11) нетрудоспособные члены семей граждан.

12) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.

Данной статьей установлены условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, государственных пенсий по старости, государственных пенсий по инвалидности, а членам их семей - пенсий по случаю потери кормильца.

«Чернобыльцы» могут выйти на пенсию досрочно. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости составляет 10 лет. Это значит, что возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин.

Государственные пенсии по старости выплачиваются в полном размере независимо от выполнения пенсионером оплачиваемой работы.

Особое внимание обратим на категорию «нетрудоспособные члены семей». Право на государственную пенсию по старости имеют нетрудоспособные члены семьи граждан, подвергшихся радиационным воздействиям вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работ по ликвидации последствий указанной катастрофы; ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения. К нетрудоспособным членам семьи таких граждан относятся следующие категории лиц:

- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), если отсутствуют дети или иные лица, которые по закону обязаны их содержать;

- дедушка и бабушка умершего кормильца, которые являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые обязаны их содержать;

- нетрудоспособные родители;

- дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;

- супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

- граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.

Нетрудоспособные члены семьи имеют право на государственную пенсию по случаю потери кормильца только в том случае, если достигли пенсионного возраста и если у них имеется необходимый трудовой стаж.

Специальным условием, определяющим право на государственную пенсию по инвалидности для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, является то, что лицо должно быть признано инвалидом, имеющим одну из трех групп инвалидности, независимо от продолжительности трудового стажа. При этом пенсия по инвалидности выплачивается в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.


2.2. Определение размера пенсионного обеспечения пострадавших в результате радиационных воздействий

В статье 17 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены размеры пенсий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей [2].

В ст. 17 устанавливаются правила определения размера пенсий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается государственная пенсия по старости или по инвалидности, а членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, - пенсия по случаю потери кормильца.

Размер пенсии по старости дифференцируется в зависимости от категории, к которой принадлежит пенсионер, и определяется в процентном соотношении к действующему размеру социальной пенсии [19,с. 112-113]:

1) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения; гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, - 250% размера социальной пенсии;

2) гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, а именно занятым на эксплуатации чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения; эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения; постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение; постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы; занятым на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, - 200% размера социальной пенсии.

Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в процентах от размера социальной пенсии, а именно:

- инвалидам I группы - 250% размера социальной пенсии;

- инвалидам II группы - 250% размера социальной пенсии;

- инвалидам III группы - 125% размера социальной пенсии.

Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из соответствующего размера социальной пенсии, увеличенного на 854 рубля в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере:

1) детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери - 250% размера социальной пенсии на каждого ребенка;

2) другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 125% размера социальной пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи.

2.3. Льготы и компенсации для лиц пострадавших в результате радиационных воздействий

Техногенные и радиационные катастрофы относятся к тем видам бедствий, от которых практически невозможно скрыться. Человек не может простоять ядерному взрыву, или прорыву плотины – «стихия» сбивает его с ног и несет по течению. Катастрофы, которые произошли и оставили неизгладимый след в памяти страны, народа, человечества – покалечили множество людей, и еще больше людей унесли с собой. Те, кому удалось выжить, прошли через множество препятствий, и проходят до сих пор. Родственникам тех людей, которые погибли, тоже пришлось пройти через боль, потерю. Для того чтобы обеспечить более комфортное проживание на территории Российской Федерации, были созданы нормативно правовые акты о социальном обеспечении. Государство взяло на себя ответственность за произошедшие на его территории катастрофы и заботится о гражданах, проживающих на территории страны [11, с. 78-79].

Льготы и компенсации являются одними из основных форм социального обеспечения граждан, пострадавших от радиации.

Одним из первых документов, определяющих льготы и компенсации, стал Закон от 15 мая 1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [4]. На его основе был разработан Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», а также Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате испытаний на Семипалатинском полигоне».

Согласно действующему законодательству, эти граждане имеют право на получение следующих льгот и компенсаций:

- бесплатная медицинская помощь и получение лекарств по рецептам врача, а также пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым прикреплены;

- бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение;

- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;

- бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также в пригородном железнодорожном и водном транспорте;

- 50-процентная скидка со стоимости проезда один раз в году воздушным, железнодорожным, водным транспортом (лицам, перенесшим или получившим заболевания, связанные с воздействием радиации, - бесплатный проезд один раз в год);

- обеспечение легковым автомобилем (по медицинским показаниям), бесплатное обучение вождению автомобиля или мотоколяски;

-  50-процентная скидка по оплате коммунальных услуг и телефона;

-  внеочередная установка телефона;

- получение беспроцентной ссуды на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садовых домиков;

-    освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц;

- обязательное бесплатное страхование личности от риска радиационного ущерба в пределах 120 МРОТ;

- внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, а также в специализированных детских лечебных и санаторных учреждениях с 50-процентной скидкой стоимости содержания.

Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф, включает в себя ряд мероприятий по охране труда, трудоустройству и занятости, обеспечению жильем, охране здоровья и оказанию медицинской помощи и т. д.

Наиболее значимым из них является обеспечение жильем. Анализ законодательства о социальной защите анализируемой группы лиц показал, что основными формами обеспечения жильем лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф выступают: предоставление один раз лицам, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, удостоверенной жилищным сертификатом; внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы и внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) [13, с. 21-23].

Не менее важное значение в механизме социальной защиты, анализируемой группы лиц занимают мероприятия по обеспечению трудоустройства и занятости. При этом все они реализуются в рамках единой государственной политики в области занятости населения при оказании им особой поддержки как лицам, испытывающим трудности в поиске работы. Их принятие и успешная реализация на практике позволяет судить об уровне социальной защищенности лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф в сфере их трудовой занятости.

Важное место в системе социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации, занимает медицинское обслуживание. Им гарантируется бесплатное медицинское обслуживание, оздоровление детей и подростков (включая бесплатное оказание медицинской помощи в стационаре и амбулаторно), а также бесплатное санаторно-курортное лечение.

Большое значение при оказании помощи данной категории населения является социально-психологическая реабилитация, при осуществлении которой необходимо выделять несколько важных аспектов. Во-первых, человечество впервые столкнулось со столь масштабными радиационными загрязнениями территорий. Во-вторых, в массовом сознании имеющийся до сих пор опыт оказания помощи не выходит за рамки обыденных представлений: лечить больных, травмированных, оказывать материальную помощь здоровым, помочь им выжить и забыть трагедию. Но данная схема оказывается недостаточной в условиях экономического кризиса. Самыми сильными стрессогенными факторами для населения, оказавшегося в зонах отселения, оказались такие, как неопределенность ситуации, рост цен, ухудшение материального положения, безработица, рост правонарушений, социальная и экономическая нестабильность [16, с.36]. Поэтому социально- психологическая реабилитация должна быть комплексной. Необходимо обращаться не только к ресурсам индивидуальной человеческой психики, а задействовать жизненную энергию сообщества, которая дает единение людей, мобилизованность без паники. Только реальные шаги, направленные на нормализацию уклада жизни, улучшение условий труда, быта, досуга, оздоровления, внедрения чистых технологий, средств контроля и защиты от радиации, способны воодушевить и мобилизовать людей, дисциплинировать тех, кто нарушает правопорядок, правила радиационной безопасности.

Из многих вопросов, вставших перед пострадавшими от воздействия радиации, приоритетны два: состояние своего здоровья, здоровья потомства и проблемы социальной защищенности. Комплексное воздействие стрессогенных факторов, низкий уровень медицинского обслуживания, обострившаяся нехватка врачей, медицинский сестер, другого медицинского персонала, отсутствие необходимых лекарств, препаратов, лечебно-диагностического оборудования резко ухудшают социально-психологический фон в районах радиоактивного загрязнения, усиливают тревогу людей за состояние своего здоровья и здоровья детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, масштабность, многоаспектность, долгосрочность и непредвиденность последствий воздействия радиации требуют комплексного системного подхода в работе системы социальной защиты пострадавших от радиации. То, что наряду с инженерно-техническими, технологическими, биологическими, медицинскими, экономическими и экологическими оценками должны быть психологические и социальные оценки последствий и их преодоления, не вызывает сомнения. Главными факторами нанесенного ущерба являются ухудшение личного здоровья и радиоактивная загрязненность территорий, а самыми важными формами вспомоществования можно назвать денежные пособия, бесплатное лечение и оздоровление.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан (в данном случае, была рассмотрена категория лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф) из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества [14, с. 178].

Система социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф (как части общей системы социальной защиты населения) является достаточно сложным структурным образованием, включающим большое количество норм и институтов, регламентирующих порядок, условия и размеры различных видов социального обеспечения, предоставляемых как в денежной (пенсии, пособия, компенсационные выплаты), так и натуральной форме (социальное обслуживание, меры социальной поддержки). Основным принципом при предоставлении соответствующего вида социального обеспечения выступает как принадлежность к группе «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф», так и последующее отнесение к соответствующей категории. Что не только воздействует на размер и вид предоставляемого обеспечения, но и выступает определенной мерой ответственности государства за причиненный вред.

Одним из основных направлений должно стать дальнейшее наблюдение за изменениями, происходящими в состоянии здоровья граждан, подвергшихся радиации. Это касается также здоровья членов их семей и родственников. Особенно это важно в отношении детей лиц, пострадавших от воздействия радиации, поскольку наиболее острой проблемой на данном этапе уже является возникновение наследственных заболеваний, врожденных аномалий развития, генетически обусловленных уродств и онкологических заболеваний. Необходимо всеми силами облегчить им жизнь, помочь больным, сохранить в этой сложной обстановке генофонд России.

В деле социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, весьма серьезной остается социальная ситуация, складывающаяся в общественных отношениях между населением и властью. Несмотря на проводимую государственными органами работу по преодолению последствий катастроф, негативное отношение граждан к властным структурам в районах радиоактивного загрязнения и далеко за их пределами ежегодно и неуклонно возрастает.

В настоящее время материальное обеспечение инвалидов является одним из главных направлений социальной политики государства. В Российской Федерации право на получение пенсии закреплено в Конституции РФ, к примеру: Статья 42 Конституции РФ закрепила право граждан на возмещение ущерба здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением [1]. Однако, учитывая масштабы и число пострадавших, их основные конституционные права и интересы, связанные с охраной жизни, здоровья, имущества, были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым.

Проведенный в работе анализ показывает, что по отдельным направлениям, таким как, медицинское обслуживание и др., объем социальной поддержки чернобыльцев уменьшился, что противоречит конституционным нормам о возмещении вреда, поскольку, сокращение объема обязательств, ранее принятых на себя государством, недопустимо. В этой связи необходимо усовершенствовать правовой механизм социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем внесения изменений в законодательство, регламентирующее порядок предоставления отдельных социальных услуг чернобыльцам.

Система социального обеспечения для лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф не «отшлифована» и не является идеальной, поэтому нуждается в совершенствовании.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями от 01.10.2014)
  2.  Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.)
  3.  Федеральный закон «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2014 г.)
  4.  Федеральный закон от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2014г). 
  5.  Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» (с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2014 г.)
  6.  Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 4 июня 2014 г.)
  7.  Гончарова М.А. Право на пенсию восстановит суд.- М., 2012.
  8.  Зурабов М.Ю. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. –М., 2012.
  9.  Зяболов Н.Н. Демографические последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в Брянской области и других радиоактивно загрязненных районах. - СПб., 2011.
  10.   Сулейманова  Г.В. Право социального обеспечения. - Ростов-н/Д, 2010.
  11.   Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита: Теоретические проблемы. - СПб., 2011.
  12.   Парушина  Н.В. Все о пенсиях. - М., 2011.
  13.   Мачульская  Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. – М.,2012.
  14.   Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. – М.,2011.
  15.   Михайлов О.М., Грищенкова В.П. Социально-демографическая ситуация в регионе радиационного бедствия.- М., 2011.
  16.   Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. - М.,2012.
  17.   Толмачев А.П., Право социального обеспечения (конспект лекций). - М., 2011.
  18.   Самойлов С.А., Сидоров В.И. Пенсии: государственная и трудовая в вопросах и ответах. Условия, страхование, стаж, размеры, льготы (Совета юриста на все случаи жизни). - М., 2011.
  19.   Кирилловых, А.А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения / А.А. Кирилловых // Соц. и пенс. право. – СПб.,2011.
  20.   Рубан О. Чернобыльская мистерия (О Чернобыльской трагедии и преступных действиях в борьбе за «чернобыльские льготы). – М., 2012.


Приложение 1

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
17359. Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление 21.26 KB
  Разработка и управление программой достаточно просты. Социальное управление Социальная работа немыслима без такого компонента как управление. Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке не способных зачастую жить без посторонней помощи.
5721. Защита конструкций РЭС от воздействий ударов 4.42 MB
  Поэтому при изготовлении аппаратуры различными предприятиями объединениями складываются определённые приёмы конструирования и типовые конструкции. Типовые конструкции многократно испытаны проверены многолетней практикой и нет сомнений в их высокой надежности. В этом случае нарушается расчётное взаимодействие элементов конструкции – ослабляются контакты изменяется сопротивление контактных пар соединителей возможно соударение близко расположенных элементов конструкции и т. Предположим далее что нижняя резонансная частота конструкции f1...
19673. Политика доходов и социальная защита населения 353 KB
  Проблемы справедливого распределения доходов стояли перед человечеством вовсе времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны, но мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
20329. Социальная поддержка пожилых граждан в работе государственных и негосударственных учреждений 86.66 KB
  Старость как социально-демографическая проблема. Как правило слова старость и пожилые люди несут в себе негативное семантическое значение нередко синонимичны словам ущербный отживший. Как отмечает В. В определении того какой именно возраст называть пожилым нет полного единодушия.
11682. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЗАЩИТА КАК ОСНОВА КОНФЛИКТА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ 142.35 KB
  Понятие сущности социальной справедливости и защиты. Власть как институт обеспечения социальной справедливости и защиты. Социальные конфликты между властью и обществом. Проявление социальной конфликтности в современной РФ.
20324. Социальная защита пожилых людей как приоритетное направление пенсионной политики в Российской Федерации 84.94 KB
  Перед государством и ПФР стоит много новых задач и целей для дальнейшей реализации реформ в сфере пенсионного страхования. Все это должно вывести Россию на новый уровень жизни. К тому же на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики.
12680. Обеспечений гарантий прав лиц, пострадавших от преступления 20.17 KB
  В отличие от уголовного права где каждое преступление имеет лишь свой предмет либо потерпевшего в уголовном процессе лицо пострадавшее от преступления может выступать как лицо заявитель; лицо потерпевший; лицо гражданский истец; государство в целом. Первое обладает правами заявителя предусмотренными в стадии возбуждения уголовного дела и при подаче заявления в порядке частного обвинения право на участие в уголовном преследовании второе обладает процессуальным...
18288. Проблемы образования диоксинов в городе Костанай, в результате накопления бытового и промышленного мусора 275.88 KB
  Доказаны влияния этих ядовитых веществ имеющийся или близкий к нему уровень загрязнения диокссинами и диоксиноподобными соединениями для населения Земли включает такие не канцерогенные эффекты как разрушение эндокринных гормональных систем особенно тех которые связаны с половым развитием. В своем седьмом двухгодичном отчете по экологическому воздействию устойчивых токсичных веществ таких как диокссины на Великие озера Международная Объединенная Комиссия Interntionl Joint Commission IJC пишет что мы оказалась лицом к лицу с...
6136. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ 28.62 KB
  У лиц принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС а также детей из г. на загрязненных радионуклидами территориях установлено статистически достоверное отличие суммарной частоты аберрантных клеток по отношению к контрольной группе детей из г. Москвы
5865. Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние 9.42 KB
  Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.