ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Социально-психологическая характеристика личности. С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности т. более частная характеристика личности интеграционные особенности которой связаны с мотивацией отношениями и тенденциями личности. Поведение личности как объекта управления строится на основе соответствующих социальных норм.

2015-09-27

32.17 KB

14 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОе образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)

Кафедра философии, истории и социологии

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПО ТЕМЕ: “ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ”

Выполнил: студент группы Х(м)-1

Колотова Д.С.

Проверил: Мисникова Г.В.

Мурманск

2014

Содержание

[0.1] Введение

[0.2] Социально-психологическая характеристика личности

[0.3] Личность как объект и субъект управления

[1] Заключение

[2] Список использованной литературы

Введение

«Личность как объект и субъект управленческого решения» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема данной работы актуальна потому, что Личность является сложной, многогранной системой. Личность - это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Поведение личности как объекта управления строится на основе соответствующих социальных норм. Нормы можно определить как «исторически сложившиеся стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием включения в социальную систему». Нормы служат ориентиром личности в ситуации выбора, обеспечивают социальный контроль ее поведения, а также упорядочивают характер взаимодействий в рамках организации, группы.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть личность как объект и субъект управленческого решения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать социально-психологическую характеристику личности.

На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о личности как объекте и субъекте управления.

Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути ее разрешения.

Данная тема подробно освещается в трудах таких ученых как Верещагиной Л. А., Коноваленко В. А., Волкогоновой О. Д. и других.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

  1.  Социально-психологическая характеристика личности

Термин «личность» используется во многих науках, имеет несколько значений, но значения эти схожи.

В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям.

В этике личность - носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством.

В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки.

В педагогике личность - субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.1

Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами. Личность в психологии - системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью - значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности.

Попытка описать личность длинным перечнем качеств («коллекционерский подход») не позволяет правильно понять суть психологии личности. Личность - это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности, и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся, прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, об индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно полезную деятельность.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности - это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, в поведении и поступках.2

Анатомо-физиологические особенности личности - это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия. В основе анатомо-физиологических особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. Следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности, что, безусловно, должно приниматься во внимание.

Природные свойства индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлению себя, в силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т. е. выступает как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от большой энергии, стремительности в движении, труде и речи до вялости психической деятельности, движений, речи и жестикуляции. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.

Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья, также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность - это труд, в условиях которого развивается человек, и формируются его важнейшие качества. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. В связи с этим нужно всегда помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой - активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Факторы психического развития - это то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними - биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.3

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех видах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Методологически более правильно не отделять индивидуальное от социального в личности, а видеть проявление одного в другом.

Следует говорить о социально-психологической характеристике личности, в которой и выражается признаваемое всеми единство индивидуального и социального, видны нюансы их взаимовлияния и взаимопроявления. Дать социально-психологическую характеристику личности - значит описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми. При этом следует иметь в виду своеобразие зарождения и развития психологических особенностей личности, формирующихся в процессе социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, есть прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде, с другой - присутствует и определенная корреляционная зависимость собственно социально-психологических качеств личности от специфики функционирования ее индивидуально-психологических особенностей.

Полнота содержания личности и ее основные социально - психологические особенности определяются:

  •  содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки;
  •  степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется противоречивыми интересами или находится под их влиянием, оказавшись их носителем в силу различного рода социальных обстоятельств;
  •  степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
  •  содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
  •  спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизованную внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение. При этом надо учитывать и общепсихологическую структуру личности, отражающую единство и проявление трех взаимосвязанных сторон.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образования.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.4

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния - это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. По доминирующему влиянию на деятельность различают: положительные психические состояния, способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, воодушевление, подъем), и отрицательные психические состояния, затрудняющие решение профессиональных задач и вообще жизнедеятельность человека (сомнения, печаль, боязнь, раздражение).

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Моральный облик личности - это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие других людей. Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности - ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

  1.  Личность как объект и субъект управления

Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет и развитие некоторых его социально-психологических качеств. Так, можно говорить о существовании трех категорий людей - пикников, атлетиков и астеников, для которых свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

В основу этой классификации положены взгляды Э. Кречмера и некоторых других ученых, изложенные достаточно давно и отличающиеся определенной степенью наивности и исследовательской несостоятельности, неоднократно подвергавшиеся критике за «биологизаторский подход» в попытках объяснить «тонкие» психологические феномены человека.5

Во второй половине XX в. они вновь заинтересовали, прежде всего, психологов, которые продолжили изучение проблемы с помощью современных социально-психологических технологий, в результате чего стало очевидным, что физиологические характеристики играют далеко не последнюю роль в формировании психики личности и влияют на ее социальное поведение. Выделяют следующие типы личностей в зависимости от их физиологических характеристик:

Пикники обычно отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в серьезные конфликты с окружающими. Они, как правило, не преследуют цели завоевать повышенный авторитет, но в то же время достаточно легко защищают собственные позиции, «не теряя своего лица» и не испытывая больших переживаний.

Пикник - человек с выраженной живой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. Его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Кречмер с названным строением тела соотносит один из трех выделенных им видов темперамента - циклотимик.

Атлетики, как правило, очень общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, часто отличаются кипучей экспрессивностью. У них может проявляться стремление, как к положительным, так и к отрицательным социальным достижениям, которые нередко воспринимаются в штыки другими людьми, поскольку не всем и не всегда нравится их импульсивная и превалирующая над чужими интересами неконтролируемая активность.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Кречмер с названным строением тела соотносит один из трех выделенных им видов темперамента - иксотимик.

Астеники обычно малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией. Они, как правило, незаметно для окружающих стремятся завоевать себе общественное признание и никогда никому не позволяют его понижать, болезненно реагируя на любые такого рода попытки.

Астеник характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми конечностями (летосоматик) или бесформенным, неправильным строением (диспластик), различными деформациями телосложения - чрезмерный рост, непропорциональное телосложение. Замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Кречмер с названным строением тела соотносит один из трех выделенных им видов темперамента - шизотимик.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность (ВНД) человека характеризуется протеканием нервных процессов возбуждения и торможения, которые в свою очередь можно охарактеризовать по силе, уравновешенности и подвижности.

В связи с этим И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.6

Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, неуравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения:

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды, т. е. под силой понимается работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в заторможенное состояние.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться одно другим.

Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств, адаптацию к новому коллективу, переход от одного вида деятельности к другому.

В зависимости от особенностей высшей нервной деятельности выделяют следующие типы темперамента, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сангвиники обычно находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Их сильная, уравновешенная, подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов. Чувства у сангвиников легко возникают и сменяются. Их мимика богата, подвижна, выразительна. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиников могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.

Флегматикам, как правило, совершенно чужда тревога. Их обычные состояния - спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Они обладают сильной, уравновешенной, инертной нервной системой, обеспечивающей устойчивые настроения, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе. Если в войны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики. Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматики ровны и спокойны, редко выходят из себя, не склонны к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматиков могут сформироваться положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. Правда, при этом сангвиники, как правило, стараются управлять своими действиями и поступками с помощью интеллекта и способности глубоко и правильно разбираться в сложившейся межличностной обстановке, в то время как флегматики стремятся достигать социального согласия и бесконфликтности посредством эмоционально спокойного, а порой и безразличного отношения к фактам межличностных противоречий и конфликтов, из-за них возникающих.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский инстинкт. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом - героями и рыцарями. Холерики обладают сильной неуравновешенной (безудержной) нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности. Они отличаются повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядят самонадеянными, высокомерными. Без труда дающееся сангвиникам чувство душевного равновесия холерикам совершенно незнакомо: они обретают покой только в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он находит выражение в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.7

Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Они обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто приходит в состояние растерянности, замедленности, ведет к ухудшению результатов деятельности или ее прекращению, ступору. Их реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у них внешнее торможение. Им трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни они люди глубокие и содержательные. При неблагоприятных условиях меланхолики могут превращаться в замкнутых, боязливых, тревожных людей.

Холерики являются наиболее конфликтными личностями, вечно выясняющими отношения с другими людьми. Они не терпят никакого группового или авторитарного давления со стороны, хотя и проявляют в то же время достаточно большую общительность и социальную активность. Меланхолики же малообщительны. Им свойственны боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии.

В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций: одни склонны к интересу, радости, удивлению - (сангвиники), другие - к гневу, отвращению, враждебности (холерики), третьи - к грусти (меланхолики). Знание возможной реакции человека позволяет опираться на его положительные черты и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше противопоставить активность, эмоциональность, печаль меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия (от лат. extra - вне) указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет собственных интересов, принижения личной значимости. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.

Интроверсия (от лат. intro - внутрь) характеризуется фиксацией внимания личности на собственных интересах, своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.

Экстравертность и интровертность дополняют характеристики людей с различными типами высшей нервной деятельности.

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, имеет много друзей, жизнерадостен.8

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроения нестабильны, цикличны. В ситуации стресса склонен к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, внешне сдержан, но в душе очень эмоционален, чувствителен, расстраивается и переживает, склонен к тревоге, депрессиям, грусти, в напряженных ситуациях возможен срыв или ухудшение деятельности («стресс кролика»).

У любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы неразрывно связаны с доминирующими инстинктами.

Инстинкты - это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Инстинкты как генетическая программа приспособления есть и у животных, но инстинкты человека - качественно иная, чем у животных, программа адаптации.

Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода - базовые, они обеспечивают физическое выживание человека и человеческого вида.

Специфические человеческие инстинкты - исследовательский инстинкт и инстинкт свободы - служат первичной социализации человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства - самоутверждению, самосохранению человека в обществе.

Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность всех остальных инстинктов. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее.

Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей.

Заключение

Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Быть личностью - это значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны. Через созидание ради общества, ради того образа жизни, который имеет для индивидуальности личностный смысл, она обретает свое социальное бессмертие.

Для современных систем управления характерным является положение о том, что ядром любой организации являются в первую очередь люди, что люди представляют основу ее сущности, в силу чего исходной точкой в изучении организации должен быть человек. Именно в этой связи наибольшее внимание должно быть уделено рассмотрению вопросов, касающихся поведения личности в организации.

Организация существует и функционирует только потому, что в ней есть люди. Именно работники создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, и в конечном итоге от них зависит то, чем является организация.

Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать возможности своих работников, она создает все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала в будущем. Но кроме этой стороны взаимодействия человека и организации есть и другая. Важно знать то, как человек смотрит на организацию, какую роль она играет в его жизни и что она ему дает, какой смысл человек вкладывает в свое взаимодействие с организацией.

Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.

Руководители организаций должны учитывать способности направлять поведение работников таким образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, но и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.

Список использованной литературы

  1.  Волкогонова О. Д. Управленческая психология. М.: Форум: ИНФРА-М. 2011. С. 351.
  2.  Верещагина Л. А. Психология персонала: потребности, мотивация и ценности / Л. А. Верещагина. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2012. - 210 с. 
  3.  Голянич В. М. Психология управления / В. М. Голянич, В. Н. Софьина; Федер. агентство по образованию, Федер. гос. образоват. Учреждение высш. проф. образования Сев.-Зап. академия гос. службы. - СПб: Северо-Западная академия государственной службы, 2009.- 158 с.
  4.  Дафт Р. Л. Теория организации. М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА. 2009. С. 699.
  5.  Королев Л. М. Психология управления / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К, 2009. - 187 с.
  6.  Коноваленко В. А. Психология управления персоналом / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - М.: Юрайт, 2014. - 477 с.
  7.  Психология / Е. А. Соловьева; под ред. Е. А. Соловьевой и И. В. Троицкой. – М.: Академия, 2011. – 251 с.
  8.  Ступницкий В. П. Психология / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанова. - М.: Дашков и К, 2014. - 517 с.

1Королев Л. М. Психология управления / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К, 2009. - 66 с.

2Дафт Р. Л. Теория организации. М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА. 2009. С. 219.

3Королев Л. М. Психология управления / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К, 2009. - 68 с.

4Волкогонова О. Д. Управленческая психология. М.: Форум: ИНФРА-М. 2011. С. 61.

5Ступницкий В. П. Психология / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанова. - М.: Дашков и К, 2014. - 309 с.

6Королев Л. М. Психология управления / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К, 2009. - 76 с.

7Коноваленко В. А. Психология управления персоналом / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - М.: Юрайт, 2014. - 211 с.

8Голянич В. М. Психология управления / В. М. Голянич, В. Н. Софьина; Федер. агентство по образованию, Федер. гос. образоват. Учреждение высш. проф. образования Сев.-Зап. академия гос. службы. - СПб: Северо-Западная академия государственной службы, 2009.- 24 с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
7310. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 12.04 KB
  Теоретические вопросы учения о личности преступника и ее структура. Основные направления и методы использования в практической деятельности криминологической характеристики личности преступника. Перечислите наиболее распространенные психофизические аномальные признаки свойственные: а рецидивистам; б несовершеннолетним преступникам; в убийцам. Назовите основные направления и методы изучения личности преступника при раскрытии расследовании: заказных...
2324. Система управления персоналом. Субъект и объект управления. Функции управления персоналом (человеческими ресурсами) 659.54 KB
  Система управления персоналом. Субъект и объект управления. Функции управления персоналом человеческими ресурсами Управление персоналом человеческими ресурсами –целенаправленная деятельность руководящего состава организации руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом которая предполагает определение основных направлений работы с персоналом а также средств форм и методов управления им. Система управления персоналом –это совокупность подсистем отражающих отдельные стороны работы с персоналом и...
9713. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 37.34 KB
  Эффективность управленческого решения. Управленческие решения имеют немаловажное значение в деятельности каждого менеджера. Поэтому сейчас эффективное управление бизнесом стало невозможным без умения принимать верные решения.
3746. Система управленческого учета в организациях 9.32 KB
  Управленческий учет необходим для принятия решений по масштабам затрат (расходов) организации, более точному отнесению их на бизнес-процесс оперативного реагирования на ситуации в производстве.
19286. Основы экономического обоснования управленческого решения 216.47 KB
  Особенности современного этапа развития российского общества диктуют необходимость разработки новых направлений развития корпоративной культуры, которая в свою очередь влияет на разработку эффективных, высокотехнологичных бизнес-процессов. Поэтому социальные технологии разработки и принятия управленческих решений
19893. Оценка системы управленческого контроля в ТОО «Интерстройсервис и К» 142.41 KB
  Роль управленческого контроля на современных предприятиях. Формы и методы управленческого контроля в организации. Организация и классификация контроля: цели функции. Оценка системы управленческого контроля в ТОО Интерстройсервис и К.
10954. Личность 36.02 KB
  Структура личности в психоаналитической теории Структура личности по Д. Ступени личностного развития человека Проблема личности в психологии – проблема охватывающая огромное поле исследований. Отчасти изза растяжимости понятия личность и отчасти изза того что такие слова как характер темперамент способности потребности смысл и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности но и в наш повседневный язык. 4 аксиомы относительно личности: Личность присуща каждому человеку Личность есть...
809. Практическое использование технологии принятия управленческого решения 31.08 KB
  Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу...
6840. Республика как субъект РФ 8.15 KB
  В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоявшее время находится 21 республика: Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории численности населения и т. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации ни на объем их полномочий. Таким образом все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство созданное в рамках Российской...
21188. Принятие управленческого решения о создании нового предприятия ООО «CleanOut» 84.27 KB
  Максимально возможная прибыль является основной целью, ради которой создается предприятие. Под максимально возможной мы понимаем прибыль, получаемую при полном использовании всех производственных и человеческих ресурсов. Нанимая рабочих, мы берем на себя ответственность за их уровень жизни. Соответственно, чем выше этот уровень, тем значительнее кажется организация.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.