Эволюция политических систем

Понятие структура и функции политической системы общества . Понятие структура и функции политической системы общества Для наук изучающих человека и общество системный метод анализа очень полезен еще и потому что позволяет на общей до определенной степени основе объединить усилия ученых специализирующихся в самых разных дисциплинах: математиков физиков биологов логиков лингвистов историков социологов и конечно исследователей в сфере политических наук собственно политологов политических антропологов политических...

2015-09-25

15.84 KB

12 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  12

                                  СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие, структура и функции политической системы общества ……. 3

2. Критерии классификации и типология политических систем ………… 5

3. Эволюция политических систем ………………………………………… 9

Список использованной литературы ……………………………………… 12

      1. Понятие, структура и функции политической системы общества

Для наук, изучающих человека и общество, системный метод анализа очень полезен еще и потому, что позволяет на общей (до определенной степени) основе объединить усилия ученых, специализирующихся в самых разных дисциплинах: математиков, физиков, биологов, логиков, лингвистов, историков, социологов и, конечно, исследователей в сфере политических наук — собственно политологов, политических антропологов, политических психологов и т.д. Такому объединению объективно способствует сам кибернетический принцип взаимодействия систем. А в результате не только растет качество междисциплинарных коммуникаций, но становятся более вероятными впечатляющие научные достижения, прорывы в новые сферы знания.

В науке и технике словом система издавна называют сложноорганизованную целостность (в греческом языке оно и означает «соединенное в одно целое») — солнечная система (совокупность небесных тел), философская система (совокупность идей), метрическая система (совокупность единиц физических величин) и т.д. В этом же широком смысле употребляется оно в современной политологии, которая вместе с тем последовательно разрабатывает более точные и многоаспектные определения содержания данного понятия.

В самом общем виде система есть сочетание каких-то элементов, каждый из которых способен переходить в разные состояния. Если таковые изменения наблюдаются, то составные части системы считаются переменными. Столь широкую трактовку дополнили Э. Холл и Р. Фаген: «Системой является совокупность объектов и отношений между этими объектами и между их отдельными сторонами». Тем самым добавляется еще одно условие: части системы обязательно связаны между собой, а некоторые из них могут совместно изменять свои признаки.

Факт взаимозависимости переменных составляющих какой-либо системы не следует воспринимать как ее внутреннюю гармоничность, «умиротворенность». Некоторые из отношений внутри системы могут нести в себе противоречия, антагонизмы, ведущие к конфликтным противодействиям «по всем азимутам» двух или многих системных компонентов. В благоприятных условиях подобная система способна уравновеситься, в других — испытать сильные потрясения и прийти в состояние беспорядка.

Выделенная из среды некая целостность сразу не может быть познана. В науке подобные неразгаданные объекты принято именовать «черным ящиком» — о нем известно лишь то, что на него воздействует, поступая туда, и то, что исходит из него. Рано или поздно возникает вопрос о том, что же именно содержится в «черном ящике», какие там идут процессы. Ради понимания этого американские ученые Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл выявляют в мире политики простейшие элементы, с помощью которых власть можно описывать, устанавливая (исчисляя) ее свойства, признаки, направления воздействия, ресурсы и т.п. Следовательно, понятая и освоенная система — это совокупность элементов. Берталанфи, кстати, определяет систему как «сочетание элементов во взаимосвязи», причем это сочетание порождает новое — системное — качество. Значит, система не может быть замещена суммой сюих элементов.

В соответствии с системным подходом почти каждая система может рассматриваться как подсистема, т.е. элемент другой системы более высокого порядка. Иными словами, системность предполагает определенную иерархию, соподчиненность систем разного уровня.

 Система — не просто набор элементов. Между ее элементами возникают особого рода отношения — связи. Чем больше элементов и, главное, чем насыщеннее и интенсивнее связи между ними, тем сложнее система. Такая система уже требует учета ее структуры (конфигурации связей) и функций (природы и содержания связей).

       2. Критерии классификации и типология политических систем

В современной политологии функции политической системы выделяются по разным основаниям. Одна из самых авторитетных классификаций функций политической системы принадлежит Алмонду, В работе «Политика развивающихся регионов» (1971) он указывает на такие функции «входа» этой системы, как: 1) политическая социализация, т.е. приобщение членов общества к политической деятельности; 2) политическое рекрутирование — форма отбора людей для заполнения различных структур системы; 3) артикуляция (выражение) интересов, т.е. выдвижение требований к тем, кто вырабатывает решения; 4) агрегирование интересов — согласование и обобщение требований, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы; 5) политическая коммуникация; 6) различные виды взаимодействий, в т.ч. информационные. К функциям «выхода» политической системы Алмонд относит: 1) нормотворчество, т.е. разработку правил и законов, регулирующих поведение; 2) применение правил и процедур введения их в действие; 3) контроль за соблюдением правил; 4) истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение.

      Еще один вариант классификации функций политической системы был представлен Алмондом совместно с Пауэллом. Они выделили ряд функций, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а в своей совокупности обеспечивает «сохранение системы через ее изменение». Согласно этим авторам поддержание наличной модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет. Следование людей принятым в данном обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти поддерживают имеющуюся модель политической системы.

Жизнеспособность системы обусловлена ее возможностями адаптации к внешней и внутренней среде. Эта функция может осуществляться с помощью подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути и методы решения насущных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитые способности к быстрому и точному ответу на любые воздействия позволяют системе адаптироваться к меняющимся условиям.

Политическая система осуществляет влияние на общество посредством
управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие
действия такой системы составляют смысл ее регулирующей функции. Она
реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодей
ствуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отноше-
|нии нарушителей правил. Анализ функционирования политической системы как одного из компонентов более широкой социетальной системы действия предполагает характеристику ее внутренней структуры, причем не только с позиций системных представлений, а с учетом особенностей мира политики.

1. Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых, в свою очередь, является относительно самостоятельной системой. Она включает в себя государство, партии, социально-экономические и общественные организации, а также отношения между ними.

Особую роль в институциональной подсистеме играют церковь и средства массовой информации, которые1 способны существенно влиять на

формирование общественного мнения, а с его помощью — оказывать давление на правительство, на политических лидеров, иными словами, стимулировать или тормозить «входные» системные потоки типа «требования» и «поддержка».

2. Нормативная подсистема складывается из политико-правовых норм, принципов, воззрений и традиций, направленных на регламентацию деятельности политической системы в целом и ее структурных элементов. Центральное место в данной подсистеме занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей, обеспечивают функционирование по заведенному порядку не только государственных органов, но и общественных объединений, а также устанавливают правила участия граждан в политической деятельности.

3. Функциональная подсистема определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления. Она характеризуется совокупностью реальных функций, выполняемых различными политическими институтами или гражданскими объединениями. Эта подсистема — основа политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти. При этом режим обладает известной самостоятельностью по отношению к конституционной структуре государственного управления, отраженной в институциональной подсистеме. Правящая элита может выходить за рамки формально установленного Правопорядка, видоизменять механизмы властвования, а активность оппозиционных сил способна ограничить влияние конституционных институтов либо создавать альтернативные квазиинституциональные структуры.

       4. Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы (т.е. между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной и исполнительной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами политических взаимодействий (партиями, социальными, этническими или конфессиональными общностями, людьми как индивидуальными акторами), складывающимися в связи с их участием в осуществлении власти.

5. Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных по содержанию идей, взглядов, чувств участников социальной жизни. Она во многом определяется степенью дифференциации идейно-политического спектра общества, преобладанием в нем гуманистических или негуманистических по своей ориентации течений. Кроме того, подобная подсистема тесно связана с особенностями массовой политической культуры, ролью в ней традиционных стереотипов или рациональных установок в сфере поведения.

Основные функциональные блоки политической системы и их элементы не существуют в отрыве друг от друга — в реальности они всегда находятся в постоянном взаимодействии. Фактором, связывающим все структурные элементы этой системы в единое целое, выступают политические отношения акторов по поводу публичной власти. Один вектор политических взаимодействий направлен на упрочение действующих в обществе институтов и имеющегося социального порядка, а другой может быть разрушительным для наличной политической системы, выражать интересы сил, стремящихся к ее изменению либо даже ликвидации.

Реальные политические системы современного мира очень разнообразны. На их формирование и функционирование, иначе говоря, на политическую жизнь в каждой стране оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, географическое положение и т.д. Особый теоретический и практический интерес представляет выявление универсальных характеристик, определяющих общие тенденции жизнедеятельности рассматриваемых систем.

     3. Эволюция политических систем

Понятия из общей теории систем и положения системного подхода
тали использоваться в политической науке с 1950-х гг., прежде всего в работах Толкотта Парсонса, Дэвида Истона, Габриэля Алмонда и ряда других американских ученых. Эти авторы опирались не только на идеи Богданова и Берталанфи. Еще Аристотель, Платон и Гоббс уподобляли общество живому организму, а значит, целостному и упорядоченному феномену.
     В работах Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма также присутствует ряд тезисов, которые позднее получили дополнительную аргументацию при разработке социальной системной теории. Однако свое концептуальное содержание политическая система обретает постепенно. С появлением теоретических работ, основанных на более широких и обобщающих принципах изучения действительности, политические процессы в обществе начинают рассматриваться как системные, т.е. интегрирующие деятельность самых разнообразных социальных акторов, а вместо государства главным объектом исследований становится политическая система.

Системный подход к изучению сферы политики впервые применил Парсонс. Опираясь на методологию Берталанфи, он подошел к рассмотрению общества в качестве сложной системы, состоящей из относительно автономных частей: экономической, политической, духовной и интегративной (термин, обозначающий государство). У каждой из этих систем есть свои специфические функции, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Политику в таком контексте можно понимать как подсистему, которая по преимуществу сосредоточена на функциональной проблеме целедостижения, однако в ее рамках проявляют себя все стандартные для любой системы процессы (воспроизводство образца, интеграция, целедостижение и адаптация), постоянно осуществляемые структурными элементами. Идеи Парсонса придали новое измерение анализу политических отношений и процессов, которое позволило точнее определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.

Разработку системных подходов к политике продолжил Дэвид Истон. Если Парсонс стремился создать комплексную теорию социетального действия, то анализ Истона был сфокусирован на самой политической системе, упорядоченной и развивающейся по определенным именно для нее правилам. Все остальное, с точки зрения Истона, — среда, с которой взаимодействует политическая система. Он использовал в своем политико-системном подходе понятие «черного ящика», заимствованное из системотехники.

      С точки зрения Алмонда, политическая система — это разные формы политического поведения государственных и негосударственных структур; такие формы обусловлены не столько функциями некоей универсальной системы, сколько природой самих акторов социетального взаимодействия. В отличие от Истона Алмонд сосредоточился в большей степени на связях политической системы со средой, а не на ее собственных структурных элементах. Базовым для его концепции является понятие роль (вместо института, организации, группы). Именно от роли зависит содержание формальных и неформальных взаимодействий, вырабатывающих политическую культуру общества, которую Алмонд счел решающей для развития всего комплекса властных отношений.

     Системный подход к изучению политики, примененный Парсонсом, Истоном, Алмондом и другими исследователями в 1950-1970-х гг., разработка ими концептуальных основ представлений о политической системе выполняют важную методическую роль в современной научной теории. Понятие системы позволяет, с одной стороны, увидеть политическую жизнь как целостную картину поведения людей, а с другой — опосредует анализ взаимодействия политики с ее средой.

      Сторонники структурно-функционального подхода сосредоточивают внимание на классификации основных элементов дифференциации политической власти и их соответствия функциям сохранения и развития всей политической системы. Приверженцы институционального подхода рассматривают эту систему преимущественно с позиций анализа совокупности институтов, участвующих в процессе принятия политических решений. Ученые, придерживающиеся элитарного направления, прежде всего нацелены на раскрытие ролей экономических и управленческих элит.        

      Итак, политическая система — объективно существующая реальность. Это политическая сфера в полноте и множестве своих взаимодействий, совокупность общественных отношений по поводу политической власти, которая не может быть сведена к простой сумме действий политических акторов.

          Список использованной литературы:

  1.  Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2014. – 344 с.
  2.  Белов Г.А. Политология. М.: ЧеРо, 2015. – 304 с.
  3.  Гараджа К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 2013. – 400 с.
  4.  Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 544 с.

5. Ильин В.В. Политология. М.: Дело, 2014. – 546 с



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
9262. Эволюция систем управления качеством 12.03 KB
  Начало ХХ века ознаменовалось переходом к цеховому контролю качества. Для этого этапа характерно появление большого количества предприятий, на которых группы людей выполняли работу по изготовлению продукции. Во главе этих групп стоял цеховой мастер, отвечающий за качество их труда.
6511. Принципи побудови систем АРП кабельного лінійного тракту систем передачі з ЧРК 123.51 KB
  Пристрої автоматичного регулювання посилення призначені для регулювання рівнів передачі підсилювачів магістралі в заданих межах і для стабілізації залишкового загасання каналів звязку.
8434. Види облікових систем (АРМ-систем) бухгалтера та їх будова 46.29 KB
  Види облікових систем АРМсистем бухгалтера та їх будова 1. Структурна будова облікових АРМ систем. Побудова облікових систем ОС на базі АРМ характеризується багатоаспектністю можливих варіантів їх побудови. Виділяючи класифікаційні ознаки АРМ враховують такі особливості їх побудови і впровадження як структурнофункціональне місце займане кожним АРМ розподіл функціональних задач серед АРМ способи організації розв’язування задач зв’язки з АРМ одного і різних рівнів управління та інші фактори.
19271. Классификация политических партий 16.6 KB
  Политические партии как разновидность общественных объединений 4 Глава 2. Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Политические партии как разновидность общественных объединений Партия - это политическая общественная организация которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Существует множество подходов к определению сущности политических партий: понимание партии как группы людей придерживающихся одной идеологической доктрины Б.
17464. Проблема опровержимости политических концептов 74.8 KB
  Политическая концептология как междисциплинарный подход к исследованию. Парето берет в качестве начального конструкта для собственной теории понятие элиты как субъекта и движущей силы политического процесса которой противостоит контрэлиты и наконец народ исполняющий тут роль скорее пассивную нежели активную...
19268. Технология разрешения политических конфликтов 36.09 KB
  Типология политических конфликтов. Технология разрешения политических конфликтов. В отличие от восточноевропейских стран изменения в общественных отношениях сопровождаются беспрецедентным расширением сферы появления конфликтов поскольку в нее вовлекаются не только большие социальные группы но и территории как однородные в национальном отношении так и населенные различными этносами. Такое положение не может не быть чревато множеством конфликтов.
19198. Разрешение социально-политических конфликтов 40.42 KB
  Социально-политический конфликт: сущность и основные концепции. Типология социально-политических конфликтов. Технология разрешения социально-политических конфликтов. Разрешение социально-политических конфликтов в условиях переходного общества.
19178. История политических и правовых учений 57 KB
  Всякого кто нарушит стезю Шамаша - путь правды справедливости и права ждет по тогдашним представлениям неминуемая и суровая кара. вместе с возникновением государства и права. Понятие права у индусов нет они не воспринимали право как уникальный социальный регулятор.
20295. Информатизация политических выборов: особенности и проблемы 33.58 KB
  Особый аспект проблемы информатизации такого процесса как политические выборы связан с научной оценкой влияния Интернета, СМИ и информатизации всего российского государства на современный политический процесс. Также, информатизация выборов напрямую влияет на их результат. Ведь, например, чем лучше кандидат проинформируют население о себе и о своей политике, тем больше у него шансов на победу.
5761. Технологии проведения политических избирательных кампаний 62.5 KB
  Проведение выборов в органы государственной власти всегда связано с нарастанием особого вида политической деятельности, когда ее субъекты (политические партии, претенденты, их штабы) вступают в конкурентную борьбу и предпринимают различные шаги, чтобы привлечь на свою сторону потенциальных избирателей. На политической сцене начинают разворачиваться разнообразные события: проходят митинги
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.