Работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сенсорной комнате с детьми раннего возраста

Именно это возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств накопления представлений об окружающем мире развития сенсорных способностей. Актуальность любых вопросов связанных с сенсорным развитием детей обусловлена тем что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Это обусловлено прежде всего значением сенсорного развития ребенка для его будущей жизни так как развитая сенсорика - это основа для совершенствования практической деятельности современного человека...

2015-09-25

35.92 KB

20 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

Введение........................................................................................... ……………..3

Глава    I.    Теоретические основы  работы с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате……………..............................................................................6

I. I. Сенсорное воспитание детей раннего возраста............................................6

1.2. Назначение и оборудование сенсорной комнаты........................................14

1.3. Методы работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.............20

Выводы по I главе..................................................................................................28

Глава II. Практическая работа по описанию работы с детьми  раннего

возраста в сенсорной комнате..............................................................................30

2.1.   Описание проведения  цикла занятий  с  детьми  раннего  возраста   в

сенсорной комнате................................................................................................30

Заключение.............................................................................................................33

Список литературы................................................................................................35

Приложение.............................................................................................................

Введение

     Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно это возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития сенсорных способностей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Как показывают исследования Л. С. Венгера, 3.М. Богуславской и других психологов, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе сенсорного воспитания.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным развитием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. От уровня сенсорного развития в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Упущения на этой ступени обучения, проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников, что влияет на их успешное обучение в школе.

Исследования отечественных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева и др.) выдвинули проблему сенсорного развития детей на приоритетное место, так как большая часть трудностей, возникающих перед детьми в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью их восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, в неточности изготовления поделок на уроках труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры. Организация действенной системы работы по сенсорному воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.

В настоящее время в педагогической литературе повышается интерес к теоретическим и прикладным аспектам сенсорного воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, значением сенсорного развития ребенка для его будущей жизни, так как развитая сенсорика - это основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому перед дошкольными учреждениями стоит задача создания системы сенсорного воспитания с использованием новых, наиболее эффективных средств, методов и приемов сенсорного развития детей.

Большое значение современные психологи и педагоги придают развитию сенсорных способностей у детей в процессе работы в сенсорной комнате. Сенсорная комната активизирует деятельность интеллекта и сенсорно-моторное развитие, стимулирует формирование базовых чувств. В ней создаются условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения, для коррекции различных дефектов, и для обеспечения лиц, находящихся в условиях сенсорной депривации.

Но проблема состоит в том, что не все дошкольные учреждения могут позволить себе организовать сенсорную комнату, и многие педагоги неправильно используют возможности этой комнаты в сенсорном развитии дошкольников, так как эту работу должны вести обученные специалисты.

Таким   образом,   проблема  использования   возможностей   сенсорной комнаты   для   сенсорного  развития   дошкольников   на   сегодняшний   день достаточно актуальна.

Тема исследования: - Работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сенсорной комнате с детьми раннего возраста.

Цель исследования: - выявить методы и приемы работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

Объект исследования: - процесс сенсорного развития детей раннего возраста в сенсорной комнате.

Предмет исследования: - методы и приемы работы воспитателя с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

Гипотеза исследования: - сенсорное развитие детей раннего возраста будет проходить более эффективно, если занятия проводить в сенсорной комнате с использованием разнообразных методов и приемов.

На основании выдвинутой гипотезы и поставленной цели выдвигаются       следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

3.Выявить эффективные методы и приемы работы воспитателя с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

4. Описать цикл занятий с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

Глава   I.   Теоретические   основы   работы   воспитателя   с   детьми   в сенсорной комнате

1.1.Сенсорное воспитание и развитие детей

«Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического

воспитания ребенка,  направленная на развитие его ощущений и восприятий, происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов». Так трактуется понятие «сенсорное воспитание» в психолого-педагогическом словаре В. А. Мижерикова [25, с. 95].

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [16, с. 54].

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее [9, с. 76].

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Психологи Л. С. Венгер, 3. М., Богуславская и др. отмечают, что период первых 3-х лет — период наиболее интенсивный для физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества,   складываться   черты   характера.   Обогащается   сенсорный   опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета [6,  с. 73].

Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Приобщение ребенка прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Ребенок познает окружающий мир, явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Хорошо развитая способность восприятия необходима, и ее нужно развивать в детях. В процессе всей жизнедеятельности детей происходит накопление ими сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интереса, формирование потребностей.

Окружающая действительность познается через анализаторы. Анализаторная система интенсивно развивается в дошкольном возрасте, особенно с 2 до 5 лет. Надо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую их анализаторы. Очень существенно формирование у детей умения слушать, наблюдать, видеть, слышать [25, с. 87].

Для развития сенсорных способностей важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется и как называется, но и усугубляли восприятие этих предметов, испытывали разные ощущения к ним, от действия с ними: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно   разнообразны,   и   чтобы   узнать   эти   свойства,   необходимо совершать  какую-либо     деятельность.     Совершенствование     любой деятельности ребенка зависит от уровня сенсорного развития ребенка [9, с. 95]. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а так же вкусе, запахе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [19, с. 38].

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, на развитие сенсорных способностей, служит основой познания мира, первой ступенью которого, является чувственный опыт. К сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, так как известно, восприятие - первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии ( Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [15, с. 123].

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, аппликации, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать азы грамоты и математики. Овладение знаниями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того, чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета; конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения.

Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития [14, с. 210]..

Исследования, проведенные психологами (Выготский Л. С, Запорожец, А. П., Эльконин Д. Б. и др.), показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате ребенок в процессе письма искажает написание буквы, построение рисунка, допускает неточности в изготовлении поделки на уроках ручного труда. Иногда он не может воспроизвести образцы движений на физкультурных занятиях. Но низкий уровень сенсорного развития не только снижает возможность успешного обучения в школе, но и влияет в дальнейшем и на развитие человеческой деятельности, особенно творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающие успехи музыканта, художника, артиста, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений [15, с. 61].

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в развитии сенсорных способностей и в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувство ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что ребенок развивается путем «социального наследования», которое в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта [22, с. 67].

Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме других свойствах предметов). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства, музыки, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества [9, с. 42].

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и другими психологами. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны [12, с. 39; 14, с.75].

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка –значит, обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность; сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д. Задача сенсорного воспитания -своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов имеют большое значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов [23, с. 57].

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А. В. Запорожцем и нашел широкое применение в сенсорном воспитании дошкольников.

Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлости и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это феномен родного языка, звуковые отношения), свой - во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают некоторые педагоги) [25, с. 121].

Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение этих эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Владея этими эталонами, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения», ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.

Играя столь важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем большие возможности для совершенствования практической деятельности ребенка. Сенсорные способности основа умственного развития. По мнению Л. А. Венгера, основной путь развития ребенка - это обобщение своего собственного чувственного опыта, поэтому основное в образовании дошкольника - это организация такого опыта. Поиск методов и приемов взаимодействия с детьми по организации их чувственного опыта, по созданию необходимой предметно-развивающей среды – вот ведущие направления работы современных дошкольных учреждений [9. с. 1 78].

Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду составляет воспитание сенсорной культуры в области восприятия формы, величины и цвета. И это естественно, так как именно форма, величина и  цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности [22, с. 73].

Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного воспитания ребенка. Особенно четко эта зависимость прослеживается в художественной деятельности, в которой требуется преимущественное развитие   тех  или   иных   анализаторов,    обеспечивающих    необходимую

точность и тонкость дифференциации. В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов меняется тонкость ощущений, поскольку различные признаки предметов выступают в своем жизненном значении. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (например, научился различать цвет в дидактической игре), ребенок использует его в других видах деятельности (рисование, аппликация, и т.п.).

В развитии чувственного познания большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению [21, с. 83].

Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. Формируя и совершенствуя изобразительную деятельность детей, педагог осуществляет различные стороны воспитания - сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Немаловажное значение эта деятельность имеет для сенсорного воспитания дошкольников [21, с. 103].

Таким образом, сенсорное воспитание - это основа познания дошкольником окружающего мира. Чем больше органов чувств «задействовано в познании», тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом предмете, объекте, явлении, а, следовательно, богаче становится его представление. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства, развиваются сенсорные способности и сенсорная культура.

1.2. Назначение и оборудование сенсорной комнаты

Психологи и педагоги утверждают, что сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки» в целом - помещений детского сада и его территории. Для этого необходимо создание сенсорной комнаты.

Сенсорная комната - это организованная среда, наполненная различными приборами, активное воздействие оказывающие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Мягкое, теплое убранство комнаты, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку в развитии сенсорно-перцептивных способностей и активизации речи [17, с. 48].

Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная установка «Снузлин», или Сенсорная комната. Само слово «Снузлин» - составленное из «обонять» и «осязать», трансформированное из голландского языка, является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций. Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов и использовались реабилитологами и социальными служащими для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и с грубым снижением интеллекта. В начале 80-х активно стала применять сенсорные комнаты в коррекционных и лечебных целях Великобритания. Постепенно диапазон их использования значительно расширился. Они становились просто незаменимым средством в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами [17, с. 93].

В настоящее время сенсорные комнаты является так же средством сенсорного воспитания детей. Каждая сенсорная комната - это окружение, которое состоит из множества        различного рода стимуляторов. К ним

относятся проекторы спецэффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, мерцающие бассейны, генераторы запахов, специальная музыка, водяные виброзвуковые кровати, различные световые, звуковые и тактильные настенные панели.

Сенсорная комната предназначена: для проведения игровых занятий с детьми на развитие сенсомоторных функций, психологических консультаций, занятий с различными специалистами, для родителей и детей, а также является волшебной сказочной комнатой для групп кратковременного пребывания (мини-сад). Использование сенсорной комнаты в детском саду основано на гуманистическом понимании психологии ребёнка. Акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры ребёнка, развитие собственного «Я» [18, с. 61].

Основная задача сенсорной комнаты — сохранение психического здоровья малышей, так как здесь с помощью цвета, запаха и музыки идет благотворное влияние на душевное состояние ребенка. Детям очень нравятся занятия здесь. Они каждый день ждут посещения «волшебной комнаты». Здесь они играют в вымышленной ими же самими сказками. Это очень хороший способ наладить душевное равновесие ребенка, узнать, чем и как он живет. Но расслабиться здесь могут и взрослые. Для этого по периметру комнаты располагаются удобные мягкие кресла. После двадцати минут, проведенных в сенсорной комнате, все выходят отдохнувшими и полными положительной энергии [18, с.74].

Сенсорная комната выполняет ряд различных функций: снятие мышечного напряжения, коррекция различных нарушений, создание положительного эмоционального фона, активизация различных функций центральной нервной системы, снятие утомления от насыщенного информационного потока и многое, многое другое. Основное назначение сенсорной комнаты - создание гармоничного состояния, радости, спокойствия, и, как следствие, укрепление иммунитета.

Сенсорная   комната   оснащена   современным   оборудованием.   Пуфик-кресло с гранулами - предназначено для принятия удобной позы тела, мышечного расслабления, аутогенных тренировок. Сенсорное кресло малое  - предназначено для принятия удобной позы тела, мышечного расслабления (используется для младших школьников), аутогенных тренировок. Детская подушечка с гранулами - используется в соответствии с характером проводимых индивидуальных игровых или релаксационных занятий. Матрасы наполненные - используются в соответствии с характером игровых или релаксационных проводимых занятий, аутогенных тренировок [24, с. 59].

Сухой бассейн, 1100 пластмассовых шаров - используется для снятия эмоционального напряжения, улучшения функционального состояния нервной системы (используется для младших школьников). Зеркальный шар с мотором - предназначен для декоративного оформления интерьера сенсорной комнаты, а при использовании световых пушек для создания классического светового эффекта метели из световых «зайчиков», стабилизирует состояние нервной системы. Профессиональный источник света «Зебра-50» к зеркальному шару. Основное назначение - подсветка зеркального шара узким мощным световым лучом, состоящим из насыщенных цветных полос. При этом достигается изумительный эффект: множество «бегущих» разноцветных «зайчиков» - бликов, меняющих цвета при вращении шара. Без насадки пушка превращается в узконаправленный прожектор белого света [24, с. 61].

Прибор динамической заливки светом «Плазма» - проекционный прибор, имеющий в составе волоконно-оптический преобразователь, что позволяет добиться невероятного перераспределения цветов. Постоянно меняющееся световые картины напоминают движение плазмы, активизируют процессы воображения. Светильник «Жар - птица» предназначен для создания успокаивающего релаксационного светового эффекта.

Панно «Бесконечность». После включения обычное стекло преображается - внутри загораются лампочки, и появляется светящийся тоннель, уходящий в бесконечность. Используется для зрительной стимуляции и релаксации. Позволяет развить пространственное восприятие, обладает успокаивающим эффектом.

Волшебная нить с контроллером предназначена для создания сенсорных впечатлений, уютной атмосферы. Висящая система «Мелодичный звон». Музыкальный центр, кассетная дека, цифровой тюнер, дистанционное управление. Комплект компакт-дисков для релаксации «Звуки природы» (2 диска). Безопасная колонна пузырьковая «Стела». В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной  водой,  поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Под их действием начинают двигаться пластмассовые рыбки. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище действует успокаивающе на нервную систему, способствует снятию психоэмоционального напряжения, расслаблению мышечного тонуса [24,с.68].

Сенсорная тропа для ног - предназначена для массажа ступней ног с целью повышения мышечного тонуса, профилактики плоскостопия. Набор массажных мячей - предназначен для развития тактильных ощущений при воздействии на кожные рецепторы. Установка для ароматерапии – ультразвуковой распылитель эфирных масел «ЭФА» рекомендуется применять для профилактики и комплексной терапии различных состояний и заболеваний: стресса, депрессии, тревожных состояний, неврозов, бессонницы, умственного переутомления, снижения памяти, ослабленного иммунитета, болезни органов дыхания, сердечной сосудистой системы [24, с.87].

Эфирные масла способны восстанавливать и поддерживать душевное равновесие, процессы саморегуляции и систему иммунитета, они обладают расслабляющим или стимулирующим (в зависимости от выбранного масла), спазмолитическим, обезбаливающим, омолаживающим, очищающим, противовоспалительным и антисептическим эффектами, а так же способствуют нормализации артериального давления.

Запахи эфирных масел, воздействуя на органы обоняния, активируют лимбическую систему головного мозга человека, ответственную за наши эмоции. При этом происходит выделение биологически активных веществ и «гормонов удовольствия», которые вызывают чувство благополучия и умиротворения, снижают тревогу, благотворно действуют на сон и работоспособность человека. Эфирные масла гармонизируют психологическую и физиологическую сферы человека. Эти вещества работают на глубинном уровне: восстанавливают процессы саморегуляции организма, способствуют функциональному обновлению нарушенных систем организма человека, устраняет не симптом, а причину болезни [17, с. 63].

Аппарат аэронопрофилактики - электронный очиститель воздуха, ионизатор «Овион -С» предназначен для очистки воздуха в помещениях от пылевого, бактериального и грибкового загрязнения, а так же для обогащения воздуха отрицательными аэроионами. Прибор оказывает благотворное оздоровительное влияние при заболеваниях органов дыхания, при аллергии, переутомлении, нарушениях обмена веществ, расстройствах сна. При этом существенно уменьшается риск ОРЗ и других вирусных инфекций. Прибор в 5-10 раз снижает уровень напряженности электростатических полей, через 1 час после включения в 2 раза снижает уровень радиации воздушной среды.

Для сенсорного развития детей используют темные и светлые сенсорные комнаты. В светлом пространстве комнаты для ребят предлагаются дыхательные и речевые упражнения, выполняются задания на расслабление и напряжение кисти руки, отдельных групп мышц спины, живота, ног. Во время активизации дыхательных и двигательных ресурсов у детей звучит фоном спокойная музыка или шум моря, журчание ручейка и т.д.

Тёмная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата и других рецепторов. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передаёт соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску. В тёмной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребёнок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создаётся ощущение комфорта, уюта и безопасности. Ребёнок настраивается на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми. В зависимости от направленности воздействия на ЦНС оборудование тёмной сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока: релаксационный и активизирующий [24, с. 83].

Тёмная сенсорная комната предназначена для решения следующих задач: 

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения на основе сенсорной стимуляции;

- активизация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащенной мультисенсорной среды;

- создание положительного эмоционального фона.

В темное пространство комнаты дошкольники перемещаются по корригирующей дорожке, проходя, наступая на шарики, узелки, фасоль, активизируются рецепторы, расположенные на поверхности стопы. В затемненном пространстве сенсорной комнаты, неожиданно загораются огоньки, детям очень нравится вместе с взрослым (психологом, воспитателем) придумывать сказку [24, с. 88].

Воспитатель или помощник воспитателя находится с детьми на занятии и является активным участником всех действий. После, когда дети выходят из сенсорной комнаты в светлое пространство, все становятся в круг, занятие завершается проговариванием теплых дружественных слов в адрес друг друга, настраиваются дети на последующую встречу, где будет придумана новая сказка. В сенсорную комнату могут приходить взрослые, заботящиеся о психоэмоциональном состоянии, родители с детьми, будущие мамы, и все, кому необходима релаксация [8, с. 64].

В группах кратковременного пребывания два раза в неделю дети посещают волшебную сенсорную комнату и слушают сказки. Все это стимулирует чувствительность и развивает зрительно-моторную координацию, восприятие и внимание ребенка, развивает положительные эмоциональные реакции, воображение, и, конечно, уравновешивает психику ребенка. Рождается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и воспитателем [8,с.75].

1.3. Методы работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате

В сенсорной комнате дети от 1 года до 2 лет занимаются только с родителями (консультативный пункт). С детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия 3 раза в неделю по подгруппам. С детьми с 4-7 лет организуются занятия 1 раз в неделю по подгруппам (7-10 человек). Длительности занятия от 10 мин. до 30 мин. в зависимости от возраста. Работа с детьми в сенсорной комнате проводится по определенному алгоритму.

Специалистами разработана методика, позволяющая использовать «Снузлин» или Сенсорную комнату не только, как средство проведения досуга и релаксации детей, но и как один из методов коррекции снижения темпа психоречевого развития ребенка, развития его познавательной мотивации  и  произвольного  внимания.  Методика коррекционной  работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.

Сенсорное воспитание детей в сенсорной комнате осуществляется через разные формы работы: занятия «Предметный мир», занятия «Помощники, которые всегда с тобой», игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия, интерактивные выставки; коллекционирование; мини-музеи; развлечение. Интерактивные выставки, представляющие собой особое игровое развивающее пространство, побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром [17, с. 32].

Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными на выставке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создана выставка. Подобные цели реализуются проведением игры-экспериментирования, которая направлена на развитие всех видов восприятия, коллекционированием, организацией мини музеев в сенсорных центрах группы. В основном, занятия в сенсорной комнате проводятся по программе «Развитие», «Радуга», «Детство». В сенсорной комнате осуществляется также полисенсорное воспитание детей. (Полисенсорность - использование одновременно двух, или трех органов чувств) [17, с. 45].

Первые занятия с использованием «Снузлина» должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений. Как отмечала Е.Д. Хомская, кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь филогенетически одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Кожно-кинестетическая     чувствительность     -     это     сборное     понятие,

объединяющее несколько видов. Е.Д. Хомская разделяет их в целом на две категории: а) виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащимися в коже;

б) виды чувствительности, связанные с рецепторами, находящимися в мышцах, суставах и сухожилиях.

На первых занятиях большое время уделяется развитию тактильных ощущений. Для этого используется специальное панно, на котором представлены  материалы,    распределенные    по    следующим:    признакам: «шероховатость» - «гладкость», «мягкость» - «твердость».

  Перед посещением сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их нам только после того, как мы выполним его задания. Только после беседы, детей вводят в комнату, где включен мягкий, приглушенный свет. Методист, или лучше, если это будет голос «волшебника», записанный на магнитофон, просит детей пройти по «волшебной дорожке». В зависимости от возраста и умственных способностей детей инструкцию нужно давать в разной форме, например, для подростков необходимо оговаривать цели и задачи пребывания в комнате, для дошкольников и младших школьников организовать игру или сказку [24, с. 35].

Мотив работы в сенсорной комнате подбирается в зависимости от ведущей деятельности ребенка. С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала проходя по панно босиком, затем ощупывая его руками. После соответствующего ознакомления, методист предлагает детям самостоятельно найти ту или иную текстуру. Завершением занятия и поощрительным призом может быть «купание» в сухом бассейне [24, с. 56].

Во время второго занятия в сенсорной комнате детям предлагается пройти по специальному панно, где представлены объемные геометрические фигуры, буквы или цифры, но не просто пройти, а сначала ногой, затем рукой обвести контуры предлагаемых фигур. После выполнения задания, включается боковой свет и методист просит детей в воздухе нарисовать знакомые контуры, используя эффект теневого театра.

Изменения вносятся и в занятия в сухом бассейне, которые дополняются первым включением слухового анализатора: дети должны с изменением музыкального оформления выполнять в бассейне определенные, доступные для ребенка действия. В завершающей части занятия используется теплый водяной матрац со звучащей в глубине музыкой. В качестве дополнительной стимуляции может быть использован дополнительный набор ароматов.

Следующее занятие в сенсорной комнате посвящено одному из наиболее трудных моментов акустического (слухового) восприятия: узнаванию предметов или явлений по соответствующему звучанию. Для этого используются специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Нельзя не отметить, что введение новых элементов происходит параллельно закреплению навыков. полученных на предыдущих занятиях [18, с. 43].

В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей воспитатель может на этом этапе использовать в работе четыре различных раствора: сладкий (раствор сахара), соленый (раствор соли), кислый (раствор яблочного уксуса или лимона), горький раствор.

Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров. В процессе этой работы детям дается возможность, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произвольности. Закрепляющим моментом является занятие в сухом бассейне, в ходе которого дети должны выдавать определенную реакцию не только на изменение звукового раздражителя, но и на изменение цвета шаров [18, с. 45].

Работа с использованием цветных цилиндров посвящена (в данной педагогической системе) сличению по цвету двух, на первый взгляд различных для ребенка систем: кнопок пульта и цилиндров с цветными пузырями. Работа с данным тренажером направлена на формирование сложного понятия, что своим действием ребенок может изменить цветовое оформление окружающей его действительности. Для закрепления этого понятия важной является начало работы в компьютерном классе с различными программами-раскрасками. Использование компьютерных игр до соответствующих занятий в сенсорной комнате может при наличии у ребенка определенных видов расстройств, привести к несформированности цепочки «собственное действие — изменение на мониторе».

Использование «зеркального шара» в качестве тренажера для развития зрительного гнозиса с акцентуацией на частях целого, мелькающих объектах должен применяться крайне избирательно. В частности, он не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающим эпилепсией. Вводить различные сенсорные модальности необходимо постепенно, сопровождая многократным кратким и однотипным объяснением [8, с. 60].

Для закрепления полученных навыков, как в сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе воспитатель проводит занятие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры «Волшебный мешок».

Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого задания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности. Оборудованием является «волшебный мешок»: непрозрачный мешок с завязками, в который кладется определенный набор кусочков ткани, игрушек, бытовых предметов или геометрических фигур [10, с. 72].

Детям дается инструкция: найти предмет по образцу, воспринимаемому зрительно, зрительно - тактильно или только тактильно, а также по названию. Наиболее   сложным   заданием   является   определение   хорошо   знакомых,

обследованных на предыдущих занятиях предметов без предъявления образца и в условиях, когда ребенок точно не знает, что лежит в «волшебном мешке».

В работе с детьми по развитию всех видов восприятия выделяют четыре этапа. Например, развитие зрительного восприятия у детей.

На первом, диагностическом, этапе выясняется исходный уровень развития зрительного восприятия (способности различать цвет, форму, величину и т. д.). Ребенку предлагаются диагностические задания типа «Найди одинаковые по цвету (форме, размеру) предметы», «Покажи то, что я назову», «Назови то, что я покажу» и т. д. В зависимости от исходного уровня развития зрительного восприятия определяется для каждого ребенка зона ближайшего развития, составляется индивидуальный план, где дошкольнику предлагаются определенные задания и игры [17, с. 49].

На втором, обучающем, этапе необходимым элементом работы с детьми является цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На этих занятиях воспитанники приобретают ценные сведения об органах чувств и практические умения по уходу за ними. Воспитатель объясняет значение зрения для человека, как зрение может помогать познавать окружающий мир. У детей формируются представления о гигиенических основах организации деятельности (в частности, необходимость достаточной освещенности в помещении) [17, с. 53].

Одно из условий успешного развития зрительного восприятия -соблюдение гигиенических и эргономических требований в работе с детьми. Поэтому объекты для развития зрительного восприятия, должны быть подобраны с соблюдением нормативов цвето-светового фона, быть достаточно крупными по размеру. В работе с детьми воспитатель учитывает ведущий вид деятельности дошкольника и соблюдает деятельностный подход к восприятию окружающего мира. Этим условиям в наибольшей степени отвечает такая форма организации активной детской деятельности,

как игры - экспериментирования с разными предметами, которые проводятся на третьем, формирующем этапе.

Важно, чтобы дети самостоятельно применяли полученные знания в организации собственной деятельности.

На заключительном, четвертом, этапе в сенсорной комнате можно организовать коллекции типа «Гора самоцветов» (автор Т.Н. Доронова), где дошкольники тонко дифференцируют оттенки цвета, подбирая разные материалы (фантики от конфет, кусочки ткани и т. д.). Или предложить воспитанникам разложить книги по порядку в детской библиотеке (от самой толстой до самой тонкой), подобрать широкие и узкие занавески (полки, шкафы) для оформления кукольного дома, ленты (короткие, длинные, узкие, широкие) для прически кукол с разной длиной волос [8, с. 59].

Продолжая осваивать и закреплять слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубой и т. д.), формы, размера и других признаков объекта, дети составляют словарики с подбором этих слов («Цветной мир», «Математический словарик», «Следопыты»), выступают в роли экскурсовода на выставке игрушек, сувениров.

Для развития зрительного восприятия воспитатель использует следующие игры-эксперименитрования: игры со светом («Пускаем солнечные зайчики», «Подаем сигналы фонариками», «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика), «Теневой театр»); игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях); игры со стеклом («Мир в цветном стекле» (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом); игра «Кто быстрее?» (за определенный промежуток времени, например за две минуты, найти в комнате 10 предметов одинаковой формы и назвать их) [18, с. 23].

Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении, воспитатель учитывает также  способы восприятия информации. Например,

Ребенка-зрителя (визуала) необходимо обучать с помощью большого количества наглядного материала; ребенок-слушатель (аудиал) нуждается в подробных словесных инструкциях и устном поощрении; с ребенком- деятелем (кинестетиком) надо чаще входить в телесный контакт: обнимать, гладить.

Для отслеживания результатов работы по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников проводится контроль педагогического процесса. Он включает в себя следующие задачи: 

- оценка эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии разных видов восприятия у детей в сенсорной комнате;

- определение перспективы работы коллектива по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников;

- определение соответствия предметно-развивающей среды сенсорной комнаты задачам сенсорного воспитания детей.

Контроль осуществляется по заранее составленному плану [23, с. 51].

С этой же целью организуется регулярный мониторинг сенсорного развития детей по следующим критериям: 

- показатель готовности ребенка к школе по результатам социо-психологического мониторинга;

- результаты успеваемости выпускников детского сада;

- уровень сенсорного развития детей, который оценивается в начале и конце учебного года диагностикой по разделу программы «Детство» «Предметный мир» [22 с. 49].

Таким образом, благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства, (сенсорной комнаты) на полисенсорной основе (при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников) осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.

Выводы по I главе

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит   к   возникновению   различных   трудностей   в   ходе   начального

обучения, то есть готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

В системе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста большое место должно быть отведено работе в сенсорной комнате. Работа с оборудованием, находящимся в сенсорной комнате, совершенствует органы чувств, способствует умственному развитию ребенка.

Сенсорная комната позволяет провести сеансы светотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, ароматерапии и является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития детей, а так же проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты оказывает воздействие на все органы чувств, гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма.

Таким образом, работа воспитателя в сенсорной комнате является одним из факторов эффективного сенсорного воспитания и развития дошкольников.

Глава II. Практическая работа по описанию работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате

2.1. Описание цикла занятий с детьми раннего возраста в сенсорной комнате

  1.  Занятие  «Помоги  кукле».

Цель:  Научить  выбирать  предметы   на ощупь  по образцу  форм  и  величин,  при  этом,  опираясь  на  зрительный образец, уточнять и закреплять названия предметов, величин, форм, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреплять названия предметов, величин, форм.

Оборудование: «волшебный мешок», набор игрушечной посуды (разной величины тарелки,  блюдца, ложки и чашки).

Ход игры: Дети располагаются вокруг педагога. Педагог демонстрирует куклу, объясняя, что зовут ее Маша, она пришла на наше занятие. Педагог объясняет, что Маша купила посуду и должна накрыть стол к приходу гостей, показывает отдельные предметы из набора и просит найти такой же предмет в «волшебном мешке». Дети выполняют задание, ориентируясь только на вид предмета. Разбирая занятие, следует обратить внимание на точное соответствие выбранного предмета предъявляемому образцу. Интересным и важным разделом работы по развитию тактильно-двигательного восприятия является обучение восприятию различной температуры предметов, а также соотнесение ее с наиболее характерными явлениями природы.

2. Занятие. Игра: Откуда вода?

Цель: Научить определять температуру воды, связывать температуру с определенным явлением окружающего мира.

Оборудование: Бутылочки с очень холодной, тепловатой, теплой и горячей водой. Картинки с изображением проруби в реке зимой, реки весной и летом, чайника, стоящего на плите.

Ход игры: Педагог сообщает, что эту воду он взял в разных местах, показывает картинки. Жалуется, что забыл, откуда какая вода взята, так как перепутал бутылки и просит детей помочь ему определить, откуда может быть взята вода в каждой бутылке. Дети по очереди ощупывают бутылки и

подбирают  соответствующие  картинки,   обсуждая  свой  выбор.   В   конце занятия вместе с детьми педагог подводит итог, обобщая ответы детей об изменении температуры воды. Игры, направленные на развитие слухового восприятия.

3. Игра «Что звучало?»

Цель: научить детей различать на слух инструменты, похожие    по   звучанию.   

Оборудование:    гармонь,    детское    пианино    и металлофон, ширма.

Ход игры: На столе педагога стоят инструменты. Педагог играет по очереди на каждом инструменте, дети называют инструмент. Затем педагог объясняет детям, что они сейчас будут угадывать, какой инструмент звучал. Для этого они должны внимательно слушать. Педагог закрывает игрушки ширмой и играет на одном из них. Дети должны назвать этот инструмент. Через некоторое время педагог вызывает одного за другим нескольких детей и предлагает детям узнать, на каком инструменте они сыграют. В заключение занятия педагог снимает ширму и еще раз играет на каждом инструменте.

4.    Игра   «Найди,   где   звенит?»

Цель:   Научить определять по звуку направление в пространстве.                 Оборудование: бубен.

Ход игры: педагог показывает детям бубен и предлагает послушать, как он звенит, предоставляет возможность детям самим позвенеть. Затем рассказывает, в какую игру дети будут сейчас играть: все закроют глаза, а он отойдет, позвенит, и все дети должны тотчас открыть глаза и бежать к нему. Самым внимательным будет тот, кто быстрее подбежит к педагогу. В начале игры педагог отходит недалеко от детей. Постепенно расстояние увеличивается. Направление движения постоянно меняется. Во время игры педагог следит, чтобы дети не открывали глаза, пока звенит бубен.

5. Игра -  упражнение.

Цель: развитие зрительного восприятия (восприятие формы, размера, цвета, целостного образа).

Оборудование:  сборно-разборные игрушки, в которых не хватает деталей для определения того, чего именно недостает.

Это упражнение помогает судить о развитии уровня обобщения, уровня развития абстрактного мышления, произвольного внимания. При работе с детьми с  различными нарушениями в развитии необходимо учитывать возможность пространственных нарушений и нарушений зрительно-моторной координации. Данный вид упражнений способствует их коррекции.

В дополнение упражнений, выполняемых в игровой форме в условиях сенсорной комнаты, детям можно предложить рассмотреть абстрактную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейзажи и т.п.), и пофантазировать, какие отдельные детали наталкивают на определенные ассоциации, описать, с чем могут быть связаны эти ассоциации.

Для развития обоняния проводятся упражнения, задачей которых является узнавание различных запахов и определение их источников. С этой целью используют как естественные источники запахов (дольки лимона, цветы, чеснок, различные фрукты и т.д.), так и самостоятельно изготовленные ароматные подушечки, наполненные травой, пропитанные духами и др. Таким образом, составляется «библиотека запахов».   

Заключение

Проведенное исследование на тему «Работа воспитателя в сенсорной комнате» позволяет сделать следующие выводы.

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные 3. М. Богуславской, Л. С. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Поддъяковым, А.П.Усовой выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам сенсорного воспитания и обучения детей, так как сенсорное развитие влияет на дальнейшую учебную и трудовую деятельность детей.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего успешного обучения в школе. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущения и восприятия.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является создание сенсорной комнаты.

Сенсорная комната оказывает существенное влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Это доказано учеными-исследователями, работающими над проблемой сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста (Венгер, Л. А, Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Метиева Л.П., Пилюгина Э. Г. и др.).

Как указывают психологи Венгер Л. А., Запорожец А. В. и др., для осуществления сенсорного воспитания значение имеют те качества, навыки,

умения, которые они приобретают на занятиях в сенсорной комнате. Систематическая комплексная работа с детьми в сенсорной комнате с использованием эффективных методов и приемов создают условия для свободной самостоятельной деятельности детей, что способствует развитию сенсорных способностей у дошкольника.

Выдвинутая гипотеза в ходе исследования доказана, цель достигнута, задачи решены.

Список литературы

1.  Аванесова В. Н. Воспитание и обучение в детском саду. / В. Н. Аванесова, Т. Л. Богина, Р. С. Буре, Л. А. Венгер, Г. Н. Година - М: Педагогика, 2000.- 555 с.

2.  Аркин  Е.   А.   Ребенок  в  дошкольные   годы.   /  Е.   А.   Аркин  М.: Педагогика, 2001.- 330 с.

3.  Березина В. Г. Детство творческой личности. / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев. - СПб.: издательство Буковского, 2001. - 67 с.

4.  Богат В. И. Технология творчества. / В. И. Богат. - М.: Академия, 2003.-354 с.

5.  Божович  Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. -М: Академия, 2003. - 235 с.

6.   Бугуславская    3.    М.    Развивающие    игры    для    детей    среднего дошкольного возраста. / 3. М. Бугуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2003. - 168 с.

7.   Буре Р. С. Воспитатель и дети. / Р.С. Буре, Л. Ф. Островская.- М.: Просвещение, 2000.- 167 с.

8.  Браудо Т.Е. Пособие по использованию сенсорной комнаты. / Т.Е. Барудо., Ю. А. Кириченко, Е. А.  Соловьева. - М.:  Издательство АРКТИ, 2005.-97 с.

9.  Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 2000. - 144 с.

10.Венгер Л.  А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /

Л. А. Венгер. - М: Просвещение, 2001 - 110 с.

11 .Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве./ Н.Е. Веракса,

А.Н. Веракса.  Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.:

Мозаика - Синтез, 2006- 72 с.

12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте.

/Л. Н. Выготский. - СПб.: Союз, 2000. - 234 с.

13.Выготский Л.С Педагогическая психология./ Л.С.Выготский – М.:

Педагогика - Пресс, 2001. - 526 с.

14.Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском саду. / А. В.

Запорожец. - М.: Педагогика, 2000.-230 с.

15.Запорожец А. В. Психология. Изд. 3, испр. и доп. / А. В. Запорожец. -

М.: Педагогика, 2000.- 378 с.

16.Козлова   С.   А.   Дошкольная   педагогика.   /   С.   А.   Козлова,   Т.А.

Куликова. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.:

Издательский центр Академия, 1998. - 432 с.

17.Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. / Г. Г.

Колос. - М: Издательство АРКТИ, 2008. - 80 с.

18.Маврина   И.   А.   Игры   и   упражнения   по   развитию   сенсорных

способностей детей  3-  4 лет.  Комплекс  наглядно - дидактического

материала для индивидуальных занятий. / И. А. Маврина, Л. А.

Малышева. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64 с.

19.Метиева Л. П. Развитие сенсорной сферы детей. / Л. А. Метиева, Э. Я.

Удалова. - М. : Сфера, 2004. - 168 с.

20.Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и

руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков.

- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

21.Мухина  В.   С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития,

детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. —

М.: Академия, 2000. - 456 с.

22.Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей. / И. Ю. Нечаева.

// Справочник старшего воспитателя. М.: МЦЭР. - № 10 - 2008. - С.

12- 14.

23.Никитенко   О.   Г.   Дети   дошкольного   возраста   в   пространстве

культуры. - М.: ВЛАДОС, 2004.- 68 с.

24.Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

Практическое пособие для ДОУ. / А. И. Титарь. - М: Издательство

АРКТИ, 2008. - 88 с.                                                                            25.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для стул.

сред. пед. учеб. заведений.- 4-е изд., стереотип. М.:   -Издательский

центр «Академия», 1999. - 336 с.

Приложение

PAGE  7



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5004. Особенности взаимодействия учителя иностранного языка с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 56.84 KB
  Организация обучения иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях. Цели обучения иностранному языку. Принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Основные компоненты содержания обучения. Организационные формы обучения. Методы и приемы обучения и воспитания. Кроме того дошкольные образовательные учреждения получили возможность работать по различным программам которые пришли на смену прежде единственной в России универсальной типовой...
20034. Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста 39.5 KB
  Столетовых Педагогический институт Факультет дошкольного и начального образования Кафедра дошкольного образования Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи на тему: Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста Выполнила: студентка 2 курса группы ЗДОс– 112 заочной формы обучения факультета ДиНО Рябова З. Понятие и стили педагогического общения 2. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это...
20572. Внедрение нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей в практику работы дошкольного образовательного учреждения 3.79 MB
  Каждый из нас педагогов и родителей несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство - эти слова педагога Е. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения невозможно достигнуть поставленной цели без...
19570. ИССЛЕДОВАНИЕ НАХОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ НА РУКОВОДЯЩЕЙ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО» 42.3 KB
  Исследование тенденций, проблем, перспектив нахождения женщины на руководящих управленческих должностях в современной российской гендерной культуре позволяет объяснить многие общественные проблемы и дать рекомендации к их решению; послужит формированию новых отношений между полами в обществе; для отдельной личности исследования могут помочь иначе оценить свою личностную стратегию.
2504. Особенности структуры и содержания адаптивного физического воспитания аномальных детей раннего и дошкольного возраста 19.42 KB
  И если соответсвующие интеллектуальные и эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем и дошкольном возрасте то впоследствии преодоление отклонений оказывается делом трудным а подчас и невозможным. Поэтому обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребёнка то есть ребёнок с нарушениями в развитии должен пройти все те же стадии онтогенетического развития что и здоровый. Различия заключаются лишь в темпах физического и психического развития конечном результате и...
5063. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста 253.88 KB
  Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста...
12571. Организация коллективных занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 35.26 KB
  Теоретические основы организации коллективной изобразительной деятельности старших дошкольников. Формы организации коллективной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности. Условия организации коллективной деятельности. Экспериментальное изучение проблемы организации коллективных занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
18203. Изучение эффективности практического применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста 99.61 KB
  В последние годы как свидетельствуют специальные экспeриментальные исследования наиболее распространёнными явлениями у детей являются тревoжность и страхи И. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос оoзначении восприятия и переживания сказки для психичeского развития ребенка становления его как личности раскрытия творческого потенциала. Cвязано это с открытием новых возможностей работы со сказкой которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический фенoмен но и...
4852. Использование нетрадиционной техники изображения в работе с детьми средней группы дошкольного возраста 50.63 KB
  Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста т. Дети любят рисовать старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами осваивают отдельные приемы и способы рисования но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей чаще остаются на среднем уровне многие композиции выделяются скудностью содержания штампами. Таким образом возникла необходимость создать такую систему занятий...
11035. Реализация принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста 59.31 KB
  Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.