Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации

Понятие и сущность управления государственной службы . Основные методы управления государственной службой. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации. Введение Важнейшим условием нормального функционирования и развития государственной службы является управление ею.

2015-10-15

16.35 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  15

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….. 3.

Глава 1. Понятие и сущность управления государственной службы  …………………. …..4.

Глава 2. Основные методы управления государственной службой ……………………….. 8.

Глава 3. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации ……………………………………………………………………………………  12.

Заключение …………………………………………………………………………………… 14.

Список использованной литературы ………………………………………………………...15.

Введение

        Важнейшим условием нормального функционирования и развития государственной службы является управление ею. Управление государственной службой представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие органов власти на государственную службу как систему в целях реализации ее функций, проведения единой государственной кадровой политики в сфере организации и деятельности государственного аппарата.

        Управление государственной службой призвано обеспечить сохранение структуры государственной службы, реализацию целей и программ, поддержание высокого уровня профессионализма государственных служащих.

        Государственная служба выступает либо в качестве правового (межотраслевого) института, либо института (подотрасли) одной отрасли права (административного права). Государственная служба является межотраслевым правовым институтом, включающим в себя множество норм различных отраслей права и состоящим из отдельных обособленных подинститутов (принципов государственной службы, правового статуса государственных служащих). В меньшей мере государственную службу относят к обособленному институту или даже подотрасли административного права.

        В соответствии с основными функциями государства выделяют государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу. До недавнего времени понятие государственной гражданской службы являлось предметом исследования исключительно ученых в области административного права и государственного управления. В законопроекте государственная гражданская служба представлена федеральной государственной гражданской службой и государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации.

       Цель данной работы: исследование методов управления государственной службой.

       Задачи:

  1.  рассмотреть сущность управления государственной службой;
  2.  исследовать основные методы управления государственной службой.
  3.  изучить методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации.

      Глава 1. Понятие и сущность управления государственной службы.

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

  •  это практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов института государственной службы;
  •  это функция государственных органов, которая осуществляется в определенных организационно-правовых формах и организуется специально созданными государственными органами.

Управление предполагает наличие объекта и субъекта. Объектом управления является государственная служба как профессиональная деятельность, как правовой, социальный и организационный институт, как отношение между государством и служащим. Такой подход важен потому, что в литературе допускается две крайности: анализируется либо управление деятельностью служащих в отрыве от других сторон государственной службы, либо акцент переносится на субъект управления в отрыве от деятельности служащих. Учет всех сторон государственной службы как объекта управления позволяет более четко определить задачи государственной службы и методы управления ею.

Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” устанавливает трехзвенную систему управленческих органов, осуществляющих деятельность по координации работы и решению задач государственной службы, обеспечению ее эффективности. Система органов управления государственной службой включает Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации в качестве федерального органа, органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации, кадровую службу государственного органа.

Субъектом управления деятельностью государственных служащих являются в основном вышестоящие руководители, должностные лица в соответствии с иерархией должностей. Управление деятельностью государственных служащих осуществляется путем издания правовых актов (приказов, решений), дачи распоряжений, инструкций и указаний, требования объяснений, принуждения и других форм влияния, имеющих обязательную силу.

Субъектами управления государственной службы как правовым институтом выступают соответствующие законодательные, исполнительные и судебные органы, принимающие законы, указы, решения, иные правовые акты, касающиеся государственной службы.

Субъектом управления государственной службой как социальным институтом в большинстве случаев выступают специальные органы: министерство государственной службы, министерство внутренних дел.

Управление государственной службой как социальным институтом предполагает решение государственными органами следующих задач:

  •  обеспечение принципа равного доступа граждан к государственной службе;
  •  создание нормальных условий и оплаты труда чиновников;
  •  совершенствование стиля управленческих отношений;
  •  повышение профессионализма государственных служащих;
  •  поддержание высокого имиджа государственной службы в обществе и др.

      Целью управления государственной гражданской службой является обеспечение деятельности государственных служащих в государственных органах, проведение единой кадровой политики, создание гарантий функционирования государственных органов. В этой связи принципиальное значение могут иметь нормы проекта Федерального закона “О системе  государственной службы Российской Федерации”, определяющие организацию государственной службы, а определяющий пути достижения этого образа. Среди таких путей следует назвать координацию деятельности государственных органов на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации при решении вопросов поступления на государственную службу, прохождения и прекращения государственной службы, введения Сводного реестра государственных служащих России, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих и др.

      В проекте Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации” не говорится о специальном органе по управлению государственной службой. Однако в одном из первоначальных вариантов законопроекта положение о нем присутствовало. По мнению некоторых исследователей, соответствующее положение из законопроекта было изъято по причине “политической сущности”.

       Иными словами, возникло опасение, что такой орган станет “суперминистерством”, которое поднимется, чуть ли не выше Президента Российской Федерации. На сегодня функции по управлению кадровым составом на государственной службе разнесены по разным ведомствам: частично их исполняет Администрация Президента Российской Федерации, частично Министерство труда и социального развития Российской Федерации, аппарат Правительства Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. Не вызывает сомнений логичность суждений о необходимости создания единой структуры по управлению государственной службой. Следует отметить, что такой орган не может быть в системе исполнительной власти. Иначе возникнет противоречие с принципом разделения властей. Он должен иметь статус специального уполномоченного органа, подчиненного Президенту  Российской Федерации.

       Представляется, что таким органом мог бы стать Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации в случае придания ему статуса специального государственного органа. При этом его основными задачами могли бы выступать разработка и реализация федеральной политики в области реформирования государственной службы Российской Федерации; организация работы по кадровому обеспечению государственной службы Российской Федерации, организация работы по кадровому обеспечению государственной службы, предупреждению коррупции в государственных органах; организация работы по повышению эффективности системы государственной службы.

      Важное значение для функционирования субъектов управления государственной гражданской службой имеет правовая регламентация принципов управления. Речь может идти о конституционно-правовых и организационно-правовых принципах управления государственной службой. Если проблема конституционно-правовых принципов управления государственной службой может быть решена более или менее однозначно, то при определении организационно-правовых принципов могут возникнуть различные точки зрения.

      Функции управления государственной службой в науке не разнообразны. К общим функциям управления государственной службой могут быть отнесены прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование и контроль; к специфическим – административно-правовая, кадрового планирования, организационно-технологическая и социально-правовая.

       Представленные выше элементы системы управления государственной службы позволяют определить управление государственной службой как целенаправленное воздействие федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов (включая специальные государственные органы), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности категории «А», и других должностных лиц на профессиональную служебную деятельность государственных лиц на профессиональную деятельность государственных служащих и кадровый резерв для замещения вакантных государственных должностей государственной службы.

      Формирование системы управления современной государственной службой происходит в условиях изменения функций государства при переходе к новой политической системе гражданского общества и рыночной экономике. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по-новому урегулированы взаимоотношения между законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти  субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

      В течение прошедшего десятилетия были заложены основы государственной службы России как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее партийно-государственной административной системы. Началось формирование нормативной правовой базы по управлению государственной службой.

    

      

  

 

 

      

       Глава 2. Основные методы управления государственной службой.

       Различия в управлении разными сторонами государственной службы обусловливают разные методы управления, представляющие совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации и контроля их исполнения. В управлении деятельностью служащих на первый план выдвигаются организационно-распорядительные методы – организация подготовки и принятия решений, определения прав, обязанностей и ответственности служащих, их подчиненности.

       Управление государственной службой как правовым институтом предполагает приоритет правовых методов, т. е. способов воздействия на государственную службу с помощью юридических норм, действенность которых обеспечивается государственным принуждением.

       Управление государственной службой как социальным институтом реализуется с помощью социально-психологических методов. Они направлены на предупреждение и разрешение конфликтов среди служащих, совершенствование морального стимулирования их труда, укрепление этических принципов деятельности чиновников.

       Механизмы управления государственной службой реализуются с помощью многочисленных технологий, среди которых первостепенное значение имеют технологии отбора, продвижения и ротации государственных служащих, оценки эффективности их работы, анализа кадровой ситуации в государственных органах, стимулирования деятельности государственных служащих и др. Технология есть система жестко скоординированных следующих элементов: цели – процедуры (правила) – технические средства – операции (действия) – мотивы (стимулы).

       Главное в ней – согласованность и последовательность элементов, что является непременным для любой технологии, будь то образовательная, воспитательная, информационная, производственная, сервисная, коммуникационная, управленческая. Везде реализация сформулированных целей должна осуществляться путем установления четких, ясных и неуклонно исполняемых процедур, диктующих логику тех или иных обоснованных и продуктивных действий.

      Управление государственной службой в том объеме управленческих полномочий, как, например, в управлении отраслью, осуществляться не может, потому что управлять государственной службой означает управлять всем объемом государственных дел со стороны всех государственных органов – от федеральных до органов субъектов Федерации. Поэтому управление государственной службой ведется в усеченном объеме управленческих полномочий и заключается главным образом в организации и обеспечении государственной службы.

       Решающую роль в управлении государственной службой играет институт Президента Российской Федерации. Он наделен широкими полномочиями:

-  подпись законов по вопросам государственной службы;

-  издание указов по вопросам государственной службы;

- утверждение реестра государственных должностей государственной службы;

-  присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников и государственных советников.    

       В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» на федеральном уровне создан Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. В совет включено 23 человека, в том числе: шесть – от Президента Российской Федерации, три – от Совета Федерации, три от - Государственной Думы, шесть – от Правительства Российской Федерации, два – от Конституционного Суда, один – от Верховного Суда, два – от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.   На Совет возложено выполнение следующих функций:

-  анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти;                                                                                                                   

-  координация разработки проектов нормативных актов по вопросам государственной службы;

-  организация совместно с соответствующими государственными органами работы по формированию конкурсных комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных экзаменов;

-  информирование граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы;

-  координация методической работы органов по вопросам государственной службы и кадровых служб государственной службы;

-  разработка предложений по формированию Реестра государственных должностей в Российской Федерации и внесению в него изменений;

-  введение федерального реестра государственных служащих;

  •  осуществление методического руководства профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации государственных служащих, а также формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности.

Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации оказался не вполне дееспособным, так как является не административной, а совещательной инстанцией. Необходим развитый административный аппарат, который в демократических странах насчитывает, как правило, более 1000 человек ( в США – более 8000 человек).

       Государственными служащими частично занимается и другой координирующий орган – Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Сопоставление функций этого Совета по вопросам государственной службы позволяет сделать вывод, что функции обоих советов в определенной мере дублируют друг друга.

       Ряд функций по управлению государственной службой возложен на Управление кадровой политики Президента Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 № 1750 утверждено Положение об Управлении кадровой политики Президента Российской Федерации. В соответствии с Указом основными функциями Управления являются:

      - обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по определению им основных направлений развития государственной службы;

      - обеспечение контроля за состоянием законодательства Российской Федерации по вопросам государственной службы;

      - обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной службе государственными служащими, назначенными на должность Президентом Российской Федерации.

      В Аппарате Президента Российской Федерации функционирует Департамент государственной службы и кадров, который решает не только задачи подбора кадров в Аппарат Президента, но и проблемы развития системы государственной службы в Российской Федерации и законодательства о ней.

      Кроме того, департамент по государственной службе действует в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

      Значительную роль в управлении государственной службой играет Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, созданная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года №805. в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением, Комиссия создана для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих на основе государственного заказа.

      На федеральном уровне важную роль в выполнении одной из важнейших функций управления – повышения профессионализма и компетентности государственных служащих – играет Российская Академия государственной службы при Президенте Российской  Федерации. Академия разрабатывает предложения по государственной кадровой политике, реформированию государственной службы и ее правовому обеспечению, организует научные исследования государственной службы, проводит обучение служащих, находящихся на высших, главных и ведущих государственных должностях, координирует научную и учебную работу региональных академий государственной службы.

      В тоже время, несмотря на множество федеральных органов, занимающихся государственной службой, в России пока нет структуры, которая несла бы ответственность за состояние дел в государственном аппарате.

     

      Глава 3. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации.

     Согласно ст. 27 федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации создаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Цели, задачи, функции подобных органов определяются предметами ведения субъектов Федерации по вопросам государственной службы.

      Как показывает анализ правового регулирования управления государственной службой в субъектах Федерации, в регионах используется многообразие организационных форм и статусов органов управления.

      Во многих регионах учреждены консультативные органы по управлению государственной службой. Основные функции консультативных органов по вопросам государственной службы в субъектах Российской Федерации состоят в следующем:

      - контроль за реализацией в органах государственной власти законодательства о государственной службе;

  •  анализ состояния и эффективности государственной службы;
  •   подготовка предложений по нормативно-правовому обеспечению государственной службы;  
  •  работа с кадрами.

      Органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации действуют на основе положений, утверждаемых законодательными (представительными) органами или высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.     Некоторые вопросы управления государственной службой субъекта Федерации осуществляют федеральные органы. Так, ст.1 Федерального Закона «об основах государственной службы Российской Федерации» определяет: «Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации».

       Статья 7 указанного закона оставляет субъекту Федерации присваивать квалификационные разряды только по трем из пяти групп государственных должностей государственной службы субъектов Федерации. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации, государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации.                    

       Общими важнейшими функциями кадровых служб как федеральных государственных органов субъектов Российской Федерации, являются:

       -  обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы, аттестации, прохождения государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы;

      -  оформление решений государственных органов, связанных с прохождением государственными служащими государственной службы, ведение личных дел государственных служащих;

      -  консультирование государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

  •  анализ уровня профессиональной подготовки государственных служащих, организация переподготовки и повышение квалификации государственных служащих.

      Перечисленные функции дают основание сделать вывод о том, что кадровые службы государственных органов выполняют в основном регистрационные функции и не осуществляют многие функции, связанные с управлением кадровыми процессами , трудовыми отношениями. На взгляд специалистов, кадровая служба должна выполнять и другие функции, например, анализ рынка рабочей силы и цены рабочей силы на рынке труда, формирование резерва персонала, изучение качества трудовой жизни

      По выполняемым функциям кадровая служба государственного органа является его ведущей службой. При качественном и в полном объеме выполнении кадровой службой своих функций существенно повышается уровень работы государственного органа.

Заключение.

      Итак, целью управления государственной службой является обеспечение деятельности государственных служащих в государственных органах, проведение единой государственной кадровой политики, создание гарантий функционирования государственных органов.

       Управление государственной службой как правовым институтом предполагает приоритет правовых методов – способов воздействия на государственную службу с помощью юридических норм.

      Управление государственной службой как социальным институтом реализуется с помощью социально-психологических методов. Они направлены на предупреждение и разрешение конфликтов среди служащих, совершенствование морального стимулирования их труда, укрепление этических принципов деятельности чиновников.

      

Список использованной литературы:

1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: РАГС, 2013. – 272с.   

2.  Буравлев Ю. М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России. // Государство и право. 2013. №7. С.10-18.   

3.  Выдрин И.В. Муниципальное право России. М.: Норма, 2000. – 368с.

4.  Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. / Под ред. В.П. Иванова. – М.: Известия, 2013. – 410с.

5.  Иванов В. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы. // Журнал российского права. 2013. №5. С.3-9.

6.  Ковешников Е.М. Муниципальное право России. М.: ИНФРА-М, 2012. – 176с.

7.  Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: ЮРИСТ, 2013. – 288с.

8.  Осейчук В.И. Государственная служба. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2013. – 192с.

                                                                         

 

     



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1338. Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления 65.83 KB
  Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления....
13814. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации 29.43 KB
  Общие положения о государственной гражданской службе в РФ. Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции. Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации. Ограничения связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации.
5484. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда 21.72 KB
  С целью сохранения жизни и здоровья работников создана служба охраны труда и чтобы она успешно выполняла свои функции за этой службой необходим постоянный государственный надзор, полномочия которого не безграничны, а зачастую недостаточны для эффективного контроля выполнения всех требований обеспечения безопасности на рабочих местах
6835. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов 7.46 KB
  Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
6763. Частные детективные и охранные службы в Российской Федерации 19.82 KB
  В последних случаях обнаруживается ее отличие от деятельности государственных правоохранительных органов поскольку она осуществляется не в силу установленной законом обязанности а на коммерческой основе и является платной предпринимательской рассчитанной на получение прибыли теми лицами и предприятиями которые ее осуществляют о других отличиях. Обязательным условием осуществления...
6838. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства 7.62 KB
  Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1 компетенция самой РФ; 2 компетенция субъектов РФ; 3 вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1...
20163. Основные положения конституционных основ взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ 26.42 KB
  Теоретические аспекты статуса субъектов в составе Российской Федерации. Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте. Виды субъектов Российской Федерации. Курская область - субъект Российской Федерации.
19197. Влияние межбюджетных субсидий на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации 1.59 MB
  Еще недавно федеральный бюджет Российской Федерации в отличие от многих других государств являлся профицитным однако сохраняющаяся проблема сбалансированности его доходной и расходной частей расслоения регионов по уровню бюджетной самодостаточности и следовательно необходимости передачи части средств федерального бюджета повлекла за собой его дефицитность. В современных условиях в результате снижения доходов бюджетов регионального и местного уровней Российской Федерации и увеличения диспропорций между регионами и муниципальными...
16332. -экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации в которых продукция лесной промышленно 19.89 KB
  Хабаровск Особенности функционирования ЛПК субъекта федерации в условиях приграничного положения на примере Амурской области. В Амурской области в разной степени представлены все отрасли лесопромышленного комплекса. В ЛПК области действует более 90 предприятий основными из которых являются ОАО ЛПК Тындалес объем вывозки древесины в 2007 г. Также в области действует одно предприятие по химической переработке древесины.
16804. Региональная инновационная система: проблемы измерения и оценки влияния на экономическое развитие субъектов Российской Федерации 24.7 KB
  Региональная инновационная система РИС представляет собой совокупность институтов региона которые вместе и каждый в отдельности участвуют в процессе создания трансформации и распространения инноваций. Методологические подходы к оценке РИС Подход Авторы Плюсы Минусы Описательный анализ отдельных РИС Ф.Кальвет Подход позволяет сформулировать рекомендации по реализации инновационной политики в регионе Инструментарий не представляет возможностей для межрегионального сравнения уровня развития РИС и оценки влияние РИС на региональное эк. ...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.