Место и роль малых и средних предприятий в мировой и российской экономике

За последние годы в мире произошел небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса особенно в сферах где не требуется больших капиталовложений и содержания большого числа работников.; рассмотреть уровни государственной поддержки малых и средних предприятий в США; определить масштабы государственной поддержки малых и средних предприятий в Европе; сформулировать различия в определении малых и средних предприятий в отраслях и странах; определить факторы...

2015-10-15

104.41 KB

38 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Место и роль малых и средних предприятий в мировой и российской экономике


СОДЕРЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] 1 МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

[2.1] 1.1 Изменение роли малых и средних предприятий в мировой экономике в 20-21 вв.

[2.2] 1.2 Уровни государственной поддержки малых и средних предприятий в США

[2.3] 1.3 Масштабы государственной поддержки малых и средних предприятий в Европе

[3] 2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

[3.1] 2.1 Различия в  определении малых и средних предприятий в отраслях и странах

[3.2] 2.2 Факторы, влияющие на функционирование малых и средних предприятий

[3.3] 2.3 Характерные проблемы функционирования малых и средних предприятий

[4] 3 МЕСТО МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА

[4.1] 3.1 Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

[4.2] 3.2 Изменение уровней государственной поддержки малых и средних предприятий в России

[4.3] 3.3 Перспективы развития малых и средних предприятий в России

[5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. По общепризнанному мнению, для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств – крупных, средних и малых. За последние годы в мире произошел небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и содержания большого числа работников. По мнению специалистов, для сохранения темпов роста и укрепления позиции России в мировой экономике необходимо, чтобы в нашей стране ежедневно создавалось 250 предприятий. Для достижения данной цели необходимо изучить опыт развития малых и средних предприятий в мировой экономике.

Целью работы выступает определение мета и роли малых и средних предприятий в мировой экономике.

Задачами работы выступают:

  •  изучить изменения роли малых и средних предприятий в мировой экономике в 20-21 вв.;
  •  рассмотреть уровни государственной поддержки малых и средних предприятий в США;
  •  определить масштабы государственной поддержки малых и средних предприятий в Европе;
  •  сформулировать различия в  определении малых и средних предприятий в отраслях и странах;
  •  определить факторы, влияющие на функционирование малых и средних предприятий;
  •  рассмотреть характерные проблемы функционирования малых и средних предприятий;
  •  сформулировать основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
  •  изучить изменение уровней государственной поддержки малых и средних предприятий в России;
  •  определить перспективы развития малых и средних предприятий в России.

Объектом исследования являются субъекты малого и среднего бизнеса, функционирующие в мире.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Теоретическую и методологическую основы работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблематике исследования и смежным областям научного знания. При проведении исследования были использованы принципы диалектического и системного подходов, методы индукции и дедукции, обобщений, логического моделирования, текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материалов, выборочного исследования  и другие методы научного исследования.

Информационной базой исследования являются:

- законодательная база, регулирующая развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (РФ);

- информационные, аналитические и статистические материалы;

- информация, опубликованная в периодической печати, экспертные оценки специалистов.


1 МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Изменение роли малых и средних предприятий в мировой экономике в 20-21 вв.

К началу XX века в российской экономике две трети всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Однако после окончания Первой мировой войны, завершившейся Октябрьской революцией, в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика (НЭП) — 1921-1926гг. Но с конца 20-х годов XX века предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 90-е годы началась его «реанимация»1.

В течение многих десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. Управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными для выполнения. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации.

Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Перечисленные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно. Централизованное управление экономикой имело своей целью обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями.

На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того оно происходило на фоне больших противоречий. К 80-м годам XX столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что настоятельно требовало проведение ряда реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономике к рыночной.

Так, в середине 80-х годов XX века партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования.

Собственно, российский малый и средний бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами.

На рубеже 1987 - 1988гг. в Советском Союзе начался слом старых экономических отношений и был взят курс на либерализацию планово - административной системы. Первым этапом этой либерализации стало построение кооперативного сектора экономики. В 1987 году были приняты законы «О предприятии», «О кооперации» и «Об индивидуальной трудовой деятельности»2.

Закон о кооперации позволял гражданам заниматься производством товаров и услуг на условиях хозяйственного расчёта и реализовывать их по свободным рыночным ценам. По закону кооператоры могли арендовать часть мощностей государственного сектора, незагруженную государст-венными заказами, покупать сырьё по коммерческим ценам у предприятий государственного сектора, производить товары и услуги и продавать их населению по свободным рыночным ценам.

Закон об индивидуальной трудовой деятельности снял существовавшие ограничения на занятие кустарно — ремесленными промыслами и социально - культурным обслуживанием населения, упростил порядок регистрации кооперативов. Одновременно был понижен уровень налогообложения и повышена ответственность за уклонение от предоставления декларации и сокрытии доходов. ИТД получила распространение во всех регионах, среди всех слоёв населения.

Разрешение индивидуальной трудовой деятельности послужило основой для реализации следующего шага в становлении предпринимательской деятельности - развитии кооперативных форм хозяйствования. К 1989 году кооперативы превратились в динамичный и эффективный сектор экономики России. Будучи по закону экономически самостоятельным коллективным товаропроизводителем и получив полную хозяйственную свободу, кооперативы получили бурное развитие, особенно в сфере строительства, производство товаров народного потребления и бытовых услуг.

Большинство кооперативов создавалось при предприятиях, организациях (НИИ, КБ), которые были их экономическими и юридическими гарантами. Так, в 1990 году таких кооперативов было более 4/5 общего числа. Взаимоотношения организаций - гарантов с кооперативами складывались по-разному - их спектр простирался от попыток подчинить себе кооператив до полного безразличия к его работе.

К началу 90-х годов XX века сфера деятельности малого и среднего бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. В это время целью малого и среднего бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания и навыки работы. Начинается подготовка к проведению так называемой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики.

В 1991-1992гг. произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. Благодаря либерально-демократическим реформам бизнес развивался очень динамично.

В 1992 году реформирование сферы производства в России стало осуществляться в направлении приватизации. Её главной экономической целью было реформирование отношений собственности с тем, чтобы передать управление предприятиями под контроль эффективных собственников. Как предполагалось, ими должны были стать, прежде всего, российские негосударственные хозяйственные организации и коммерческие банки, а также иностранные инвесторы.

В результате проведённой приватизации в России к 1997 году сложились следующие группы собственников (акционеров)3:

1. Внешние акционеры, в том числе:

— государство;

— инвесторы (владельцы крупных пакетов акций, неконсолидированные вкладчики);

2. Внутренние акционеры, в том числе:

— администрация предприятий;

— трудовые коллективы.

При этом наибольшими долями собственности обладали: трудовые коллективы (52%), администрации предприятий (27%) и крупные сторонние акционеры (12%). Структура собственников изменялась в зависимости от типа предприятий: наибольшими долями в уставных капиталах средних и крупных предприятий обладали трудовые коллективы (47% - 57%), а в уставных капиталах малых предприятий - администрация (42% - 50%).

Параллельно с развитием приватизации в России осуществлялось становление сектора малого бизнеса, особенно в период «малой приватизации». По данным центра экономических реформ, после завершения периода «малой приватизации» структура малого бизнеса выглядела следующим образом4:

— 11.5% всех малых предприятий России возникли в своё время как кооперативы;

— 54.4% представляли собой новый частный бизнес;

— 12.3% образовалось в составе бывших государственных предприятий, используя их производственные площади, оборудование и кадры;

— 7.2% малых предприятий стали самостоятельными, выделившись из состава госпредприятий;

— 11%) появились после реорганизации или распада нежизнеспособных крупных предприятий.

К 1995 году подавляющее большинство бывших государственных малых предприятий были приватизированы. Практически все они перерегистрировались в акционерные общества закрытого типа. При этом у 40.9% из них не изменились виды деятельности, осуществлявшиеся с момента их появления на рынке. У 11.1% произошло их сокращение, 39.4% освоили новые сегменты рынка, а 7.6% предприятий коренным образом изменили профиль своей деятельности. Это ещё раз свидетельствует о том, что малые предприятия уже в то время были динамично развивающимися структурами, быстро приспосабливающимися к требованиям рынка.

В 1996 году число малых предприятий в России стабилизировалось на отметке 870-880 тысяч, сократившись за период с 1994 г. на 3 - 4%. По экспертным оценкам в это время около 70%) всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов были малыми предприятиями, при этом более трети из зарегистрированных малых предприятий либо так и не приступили к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, официально не ликвидировавшись (кстати, подробное положение продолжалось и в последующие годы, когда до половины зарегистрированных предприятий не работало и не ликвидировалось). По отдельным регионам удельный вес малых предприятий достигал всего 40-50%, из них действующих - чуть более половины.

Интересно отметить, что экономический кризис 1998г. сказался на уменьшении численности малых предприятий в России только начиная с 2000г. До этого времени число малых предприятий в России достигло 860 тысяч, а к началу 2002г. оно уже уменьшилось до 840 тысяч. На динамике численности малых предприятий отдельных регионов сказалось, помимо этого, и отношение и поддержка малых предприятий со стороны местных властей.

Ситуация поменялась уже только к 2003 году.

Таким образом, в данный период, в период после перестройки, можно выделить три этапа развития малого и среднего предпринимательства:

1. Период интенсивного становления предпринимательства (1990- 1995 гг.).

2. Период насыщения и структурного оформления (1996-1998гг.).

3. Период цивилизованной модернизации (с 1998 года по настоящее время).

1.2 Уровни государственной поддержки малых и средних предприятий в США

Ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса в США является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA), находящаяся в юрисдикции Федерального Правительства. Общая численность работников данной организации превышает 1100 человек. Также можно выделить комитеты Конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местных органах власти и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF). Самой активной в поддержке малого предпринимательства в США является Администрация малого бизнеса, которая занимается:

- обеспечением финансовой поддержки малых и средних предприятий;

- содействием в получении государственных заказов;

- предоставлением консалтинговых услуг и помощи в управленческих решениях;

- предоставлением информации о состоянии рынка и выполнением экспертных заключений для начинающих предпринимателей.

В США 1980-е годы были отмечены резким ростом индивидуального инновационного предпринимательства. Мелкое инновационное производство было организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей, т.е. это были предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. Государство в то время оказало значительную поддержку мелкому инновационному производству, создало благоприятные условия для его развития. В настоящее время в США наблюдается тенденция уменьшения инновационных проектов, реализуемых малыми предприятиями, и увеличивается количество подобных проектов, осуществляемых средними и крупными корпорациями5. Вместе с тем, в настоящее время малый бизнес США получает 3,4—4% общих федеральных затрат на НИОКР.6 Мелкие инновационные предприятия стали в США неотделимой частью крупного и среднего бизнеса. В условиях снижения государственной финансовой поддержки мелкие фирмы в сфере прогрессивных технологий выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы работников.

Опыт США свидетельствует, что в современных условиях важнейшим фактором функционирования малого бизнеса становится организация инфраструктуры поддержки, включающей:

- финансовую поддержку (многочисленные доступные источники капитала);

- материально-техническую поддержку (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства);

- информационную поддержку (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступ к базам данных и т.д.);

- консультативную поддержку (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется по программам безвозвратного субсидирования, в основном, двумя федеральными ведомствами: Администрацией малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Национальным научным фондом (National Science Foundation, NSF). Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства не имеют достаточной гибкости и оперативности.

Также в США работает программа предоставления льготных займов (от SBA). Можно выделить следующие их виды:

- прямые займы - предоставляются SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка – 7%. Займы предоставляются на сроки: до шести лет – на текущие нужды; до 20 лет – на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет – на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий;7

- долевое участие в займах коммерческих банков;

- гарантирование займов коммерческих банков - наиболее распространенная форма финансовой поддержки малого бизнеса. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице SBA гарантию их возврата. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90% суммы займа. Срок займа устанавливается в зависимости от целей получения кредита и возможностей малого предприятия. При финансировании оборотного капитала этот срок установлен от пяти до десяти лет (фактически в среднем – шесть - семь лет). При финансировании расширения основного капитала (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт) срок установлен в пределах до 20 лет. В случае приобретения оборудования срок займа не превышает период полезного использования.

Однако помимо непосредственного вливания денежных средств власти США активно привлекают частного инвестора в инновационное малое предпринимательство, в основном это венчурный капитал. Главным в государственной политике в этой области стало создание инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь, занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. В отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия государство направляет на начальные и предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.

Налоговые и амортизационные льготы малому инновационному бизнесу в США предоставляются редко, поскольку для мелких фирм намного важнее предначальная и первоначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался крупный бизнес. В отношении малого бизнеса действует только одна существенная амортизационная льгота: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.

1.3 Масштабы государственной поддержки малых и средних предприятий в Европе

К положительным сторонам развития малого предпринимательства в Европе можно отнести короткий срок регистрации (например, в Испании – 24 часа) и свободу ведения предпринимательства, которая заключается в том, что при открытии своего дела и получении разрешения на ведение дела, можно заниматься любым бизнесом, не нуждающимся в лицензии.

Правительство Германии стало активно оказывать поддержку малым предприятиям после Второй мировой войны. В 1948 г. был создан Банк кредитных гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы. В это же время были созданы и региональные кредитные корпорации, которые действуют и сегодня. За период своего существования эта система предоставила мелким предпринимателям огромные суммы, которые вернулись сегодня в качестве сильного малого предпринимательства, поддерживающего немецкую экономику.

Спецификой немецкого малого предпринимательства является функционирование торгово-промышленных палат, которые активно работают с государством в законотворческой сфере, оказывают помощь малому бизнесу (финансовую, консультационную и т.д.) и имеют серьезное влияние на немецкую экономику.

В Германии развиты налоговые льготы для малого бизнеса. Первые два года малое предприятие вообще не уплачивает налогов, что положительно сказывается на развитии предпринимательства.

В Великобритании за поддержку малого предпринимательства отвечают, прежде всего, Служба малого бизнеса и Федерация малого бизнеса.

Служба малого бизнеса (СМБ) предоставляет гарантию возврата средств, выданных банком (до 75%). Особенностью британского опыта является то, что конкретные условия займа определяет банк, а Служба малого бизнеса может только принять решение о возможности его гарантирования.

Федерация малого бизнеса (ФМБ) - это организация, защищающая и поддерживающая своих членов, которые уплачивают для этого взносы. Прежде всего, ФМБ занимается консультированием предпринимателей (телефонные консультации доступны круглосуточно по различным сторонам бизнеса) и помощью в судебной тяжбе в самых разнообразных случаях.

Малые предприятия Великобритании освобождены от уплаты налога на прибыль со средств, направленных на информационные и телекоммуникационные технологии, а также части средств, выделяемых на НИОКР, имеют льготы по уплате НДС и местного налога на имущество.

Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса в Великобритании предусматривает:

- консультации новым и действующим фирмам;

- финансовую помощь;

- поощрение экспортной деятельности малых фирм.

Во Франции для отстаивания интересов предпринимательского сообщества было создано Движение французских предпринимателей (МЕДЕФ) – организация, аналогичная Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП) в России. В МЕДЕФ входит Всеобщая конфедерация малого и среднего бизнеса, состоящая их 400 отраслевых федераций. Владельцы малых предприятий постоянно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды. Особый интерес имеет налогообложение малого бизнеса во Франции. На начальном этапе (2 года) малые предприятия, как и в Германии, освобождаются от местных налогов, от взносов в фонды социального обеспечения, снижаются другие налоги для предпринимателей, работающих в депрессивных зонах. В течение третьего года уплачивается 25 % обычной ставки, четвертого – 50%, пятого – 75 %.

В Польше эффективная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства способствует развитию этих предприятий, предоставляя им дотации на обучение частных предпринимателей. В налоговой политике Польши существует тенденция снижения социального налога. На становление собственного дела в Польше сейчас дается 20-25 лет, в течение которых действуют следующие законы: в течение первых 10 лет малые предприятия освобождаются от налога на прибыль на 100%, в течение же последующих 10 лет уже на 50%8.



2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Различия в  определении малых и средних предприятий в отраслях и странах

Для проведения анализа деятельности предприятий малого бизнеса на международном уровне необходимо четко понимать, какой спектр предприятий включается в состав малого бизнеса. Различия по странам заключаются не только в количественных показателях, но и в качественных критериях определения.

В Германии, например, действует единая классификация малого бизнеса (на основе норм Европейского союза): численность персонала до 50 человек и максимальный годовой оборот 10 млн. евро. Также есть понятие «мельчайшего» предприятия – с численностью персонала до 10 человек и максимальным годовым оборотом менее 2 млн. евро. На эти нормы ориентируются различные министерства и банки страны.

В Италии к малому бизнесу относят предприятия с численностью работников менее 100, к тому же выделяют микрофирмы – менее 20 работников. Особенностью является то, что микропредприятия в Италии составляют более 60% общего количества предприятий и обеспечивают до 40% объема продаж в стране9.

В Польше к малым предприятиям относятся организации с численностью работников не превышающей 50 человек. В Великобритании в производственной сфере считается малой фирма с числом работников меньше 200 человек, в большинстве других секторов в качестве основного фактора отнесения организации к малому предпринимательству является суммарный оборот (не более 2,8 млн. фунтов и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. фунтов). Однако в большинстве случаев к малым относятся предприятия до 100 работников, к микропредприятиям до 25.

В США нет единого подхода к категории малого предприятия. Центральная Федеральная Администрация малого бизнеса, которая курирует малое предпринимательство, в одних случаях использует показатель среднесписочного состава занятых на предприятии, в других – годовой объем реализации в денежном выражении. К тому же показатель среднесписочного состава работников имеет большую амплитуду колебаний: от 100 человек в оптовой торговле мебелью и некоторых других сферах до 1000 человек в сталелитейной промышленности. Постоянной величины среднесписочного состава работников в качестве основного показателя придерживается лишь Федеральное статистическое бюро. Оно относит к малым предприятия, насчитывающие до 500 человек.

В Японии к малым относятся юридически самостоятельные предприятия с числом работников до 300 человек в отраслях строительства, транспорта, связи, кредита, промышленности, коммунального хозяйства; до 100 человек – в оптовой торговле; до 50 человек – в розничной торговле и сфере услуг.

В России к малым предприятиям относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников за предшествующий календарный год которых не должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий и до 15 человек для микропредприятий. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать: для малого бизнеса 400 млн. рублей, для микропредприятий – 60 млн. рублей10.

Однако данное требование можно конкретизировать:

- в промышленности, строительстве и на транспорте к малым относятся предприятия, численность которых не превышает 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Во многих промышленно развитых странах успешной деятельности малого бизнеса способствует государственная поддержка.

2.2 Факторы, влияющие на функционирование малых и средних предприятий

Согласно с исследованиями, проведенными Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, о проявлении специфических факторов, влияющих на деятельность МСП, и проявившихся в условиях кризиса.

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого и среднего бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый и средний бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в данной конкретной стране.

В-третьих, для малого и среднего бизнеса стало нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам у предприятий стало меньше возможностей по привлечению заемных средств для закупки необходимых товаров11.

В-четвертых, кризисные явления увеличили риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки средних предприятий. Сокращение активности средних предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги. Организации инфраструктуры вынуждены частично сократить свою деятельность.

В-пятых, кризисные явления спровоцировали увеличение теневой деятельности представителей МСП. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого и среднего бизнеса сокращают масштабы своей деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия минимизируют налоговые поступления, принимают дополнительные усилия по экономии издержек, в том числе укрывают собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возник и другой риск: на СБ может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

2.3 Характерные проблемы функционирования малых и средних предприятий

Сектор малого и среднего бизнеса находится в процессе становления, а ситуация в этой сфере еще не соответствует реальным потребностям экономики и далека от уровня других стран с развитыми рыночными отношениями.

Обычно для успешного развития предпринимательства необходимы некоторые условия, способствующие этому.

К таким можно отнести следующие:

четкие, понятные, непротиворечивые законы;

достаточная государственная и регуляторная поддержка;

доступ к финансовым ресурсам под небольшие проценты;

приемлемые нормы налогов.

Как утверждают сами предприниматели, наиболее характерными факторами, которые тормозят развитие малого и среднего бизнеса, являются12:

  •  организационно-правовые трудности открытия бизнеса;
  •  недоступность кредитных ресурсов как для начала, так и для ведения бизнеса или его восстановления;
  •  неоднозначность и противоречивость действующей нормативно-правовой базы;
  •  неблагоприятная налоговая политика, непомерный груз налогообложения;
  •  слабость инфраструктуры малого предпринимательства.

Учитывая вышесказанное, понятно, что без достаточной государственной помощи предпринимательство не сможет эффективно и быстро развиваться. Поэтому для этого в государстве разрабатывается и реализуется государственная программа поддержки малого предпринимательства, основной целью которой является создание условий для позитивных структурных изменений в экономике; поддержка отечественных производителей, формирование условий для обеспечения занятости населения, предотвращения безработицы, создание новых рабочих мест.

В связи с охватив весь мир экономическим кризисом имеющиеся проблемы предпринимательства углубились и к ним добавились новые, такие, как: осложнения с выплатой кредитов, повышение налогов; тенизация экономики, в основном за счет непомерных налогов, повышение количества всех видов контрольных проверок.

Таким образом, можно сказать, что предпринимательство имеет немалые препятствия на пути своего развития, которые сегодня усугубляются экономическим кризисом.

Становится очевидным, что ведущая роль в формировании благоприятной среды для развития предпринимательства и малого бизнеса принадлежит государству. Наибольшая эффективность государственной политики поддержки предпринимательства может быть достигнута только на основе комплексной государственной программы развития малого бизнеса, учитывающей все аспекты и стороны успешного функционирования малых предприятий в различных сферах деятельности.

Но вместе с тем следует отметить, что предпринимательство имеет большие резервы и большие перспективы, ведь нет другого способа становления и укрепления государства, кроме развития рыночной экономики, основанной, прежде всего, на частном бизнесе, личной инициативе, что дает каждому возможность самореализации и самоутверждения.


3 МЕСТО МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА

3.1 Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Безусловно, история в любой стране предопределяет ход дальнейшего развития, и российская история не исключение. Для нашей страны всегда было характерно начинать проведение реформ, а потом молниеносно их сворачивать. Поэтому тот круг проблем, перед которым оказался малый и средний бизнес России в настоящее время закономерен.

В связи с вышесказанным необходимо выделить наиболее значимые проблемы малого и среднего бизнеса сегодня:

1. Отсутствие законодательно-правовой базы, обеспечивающей защиту предпринимательства в антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законах и регулирующей процедуру регистрации, ограждая тем самым предпринимательские структуры от излишней бюрократии. В этой связи в первую очередь необходимо внести изменения в основной закон, регулирующий развитие малого и среднего предпринимательства в России: Федеральный Закон РФ «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятого в 1995 году. Многие положения этого Закона до сих пор не имеют необходимой нормативной базы и потому вообще не действуют, а ряд положений просто устарели,

2. Отсутствие повсеместно применяемых критериев отнесения предприятий к крупному, малому и среднему бизнесу в зависимости от сферы их деятельности, что приводит к некорректному сравнительному анализу экономических показателей работы предприятий в развитых странах и России.

3. Отсутствие государственной поддержки предпринимательских структур: системы гарантий кредитования бизнеса и системы льгот-ных или безвозмездных субсидий на государственные целевые программы. В настоящее время руководством РФ основные формы поддержки предпринимательства обозначены. В качестве приоритетов его развития выбраны: совершенствование налоговой системы, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов. Все это позволит в какой-то мере обезопасить бизнес-сообщество от угрозы заполнения значительных ниш российской экономики крупными западными компаниями с их многомиллиардным капиталом. Протекционизм государства также мог бы помочь развитию среднего бизнеса в защите его интересов от крупных компаний-монстров на российском рынке.

4. Отсутствие высококачественного управления на предприятиях малого и среднего бизнеса. Здесь необходимым условиям видится повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников. И в отношении компаний малого и среднего бизнеса часть таких расходов должно взять на себя государство.

5. Включение малых и средних предприятий в инновационный сектор российской экономики.

Несмотря на серьезность перечисленных проблем, связанных с малым и средним бизнесом, он, бесспорно, имеет будущие перспективы развития в нашей стране.

3.2 Изменение уровней государственной поддержки малых и средних предприятий в России

На настоящий момент существующая система поддержки, с учетом деления по территориальному признаку на федеральный, региональный и местный уровень, выглядит следующим образом (рис. 3.1).

3.1 Схема государственной поддержки малого бизнеса

Основными формами поддержки малого бизнеса выступают: финансовая помощь, налоговая, юридическая, кредитная, консультационная, информационная и прочие. Если рассматривать более детально, то виды поддержки на разных этапах деятельности малого предприятия различаются. Например, при создании нового предприятия малого сегмента бизнеса практикуется финансирование стартапов, консультирование по регистрации и постановке на учет, помощь в заполнении документов, информирование о способах продвижения товаров, работ или услуг, предоставление в лизинг оборудования и техники, льготная аренда офисных и производственных помещений. Когда малое предприятие находится в процессе осуществления деятельности, актуальна также лизинговая, имущественная и финансовая поддержка в виде грантов, субсидий на конкурсной основе, помощь в переходе на другой сегмент рынка и пр. Возможно, что малое предприятие по тем или иным причинам больше не может осуществлять свою деятельность, поэтому и при закрытии требуется информационная помощь, консультации по перепрофилировании, реорганизации.

По результатам исследования зарубежного опыта можно сформулировать основные направления развития малого предпринимательства в России:

- снижение налоговой нагрузки как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся. По данным Росстата, одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций, является высокий уровень налогов13. Целесообразно выделение грантов и субсидий, если предприятия, получившие помощь, не могут в полной мере развиваться, обремененные выплатами налогов. Это будет способствовать решению и проблемы наличия в стране неформального «теневого» бизнеса. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет. Основными преимуществами неофициального статуса такие предприниматели считают отсутствие налогового бремени14. Это говорит о том, что при его снижении возможно увеличение легально зарегистрированных предприятий, что приведет к росту доходов государства. Через этап высоких налогов прошли многие страны запада, но в дальнейшем им пришлось от этого отказаться вследствие увеличения «теневого» сектора. По этому пути и следует идти России;

- необходимо совершенствовать антикоррупционное законодательство и законы о дебюрократизации для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их безусловное исполнение. Хорошим примером для России является Европа, где за 24 часа (Испания) можно зарегистрировать свой бизнес, а затем заниматься любым бизнесом, не нуждающимся в лицензии;

- разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере малого бизнеса. Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели: высокая стоимость и затрудненный доступ к заемным финансовым ресурсам. При решении этой проблемы возможно более устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности бизнеса в России;

- субсидии, направленные на компенсацию расходов при открытии своего дела или расширения бизнеса предпринимателей, должны быть заменены субсидиями, как и в развитых странах (как и было непродолжительное время в России), выдаваемыми перед осуществлением затрат (на определенный проект), так как нехватка средств остается одной из наиболее острых проблем малого бизнеса;

- должна быть решена проблема предоставления малым предприятиям государственных заказов. Это можно сделать, разработав жесткие требования к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей доле заказов. Наиболее предпочтительной, на наш взгляд, является практика США и Германии в данном вопросе;

- предоставление информационной помощи должно обеспечиваться на уровне федеральной власти, а не разрабатываться субъектами федерации. Так как организация, предоставляющая информацию в масштабе всей страны, имеет более сильное политическое влияние на разработку и совершенствование законодательства, отстаивание интересов малого предпринимательства;

- необходима подготовка высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности;

- необходимо постоянно изучать и адаптировать на территории России опыт поддержки малого бизнеса зарубежных стран. Одним из способов осуществления этого является организация для всех уровней власти круглых столов, семинаров и конференций по передаче опыта развития и поддержки малого бизнеса в других странах. Возможным решением может быть и отправка на обучение чиновников за границу.

3.3 Перспективы развития малых и средних предприятий в России

Необходимо отметить, что в цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего бизнеса определяется его функциями и реальным вкладом в экономическое и общественное развитие. В сфере малого и среднего бизнеса осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест, решению проблемы формирования «среднего класса», являющегося важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества.

Во многих развитых странах доля малых и средних фирм составляет от 80 до 90% в общем числе предприятий. Они обеспечивают производство около 50% валового национального продукта стран. Для России аналогичный показатель составляет 9-10%, что и дает возможность сделать вывод об имеющихся больших резервах роста малого и среднего бизнеса, огромного интеллектуального потенциала. Малые и средние формы хозяйствования как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает современным социально-экономическим интересам России.

Следовательно, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства сегодня рассматривается как одна из основных задач развития экономики и представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития предпринимательства, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизация прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защита собственности и личности). С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.

Формирование целостной системы государственной поддержки бизнеса - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

— законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

— правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого и среднего бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

— обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от крими-нальных действий;

— система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке бизнеса (органы государственной власти и управления, общественные организации участников бизнеса, различные фонды, кредитные и страховые учреждения).

В настоящее время предлагается выделить две цели реализации государственного проекта поддержки малых и средних структур:

— увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике;

— формирование инновационно - производственной структуры малого и среднего бизнеса.

Ключевая проблема среднего и малого бизнеса по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общественной организацией «Опора России» и Торгово-промышленной палатой РФ, - спад спроса на продукцию. Вследствие этого, первоочередной задачей определено обеспечение спроса на продукцию, производимую малыми и средними предприятиями через государственный заказ. Целью в этой сфере является увеличить более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций.

Государство должно стать стратегическим партнером малого и среднего предпринимательства, гарантирующим ему справедливые и экономически привлекательные условия хозяйствования, доступ на рынок капитала, помощь в инвестировании, защиту от недобросовестной конкуренции в области производства и сбыта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Начавшийся весьма бурно в начале 90-х годов процесс формирования малых предприятий в России и последние годы существенно застопорился (барьеры входа и малый бизнес стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало все более сложно).

2. Масштабы и уровень развития малых предприятий в России остаются весьма скромными и значительно отстают от западноевропейских стран (особенно тяжелое положение в «малом секторе» российской экономики сложилось после экономического кризиса 1998г., однако в последние годы «малый сектор» начал оправляться от последствий кризиса и даже начался его определенный рост).

3. В силу незначительных реальных масштабов «малого сектора» российской экономики он оказывает пока еще небольшое влияние на народное хозяйство и недостаточно активно воздействует на решение проблемы обеспечения занятости населения.

4. По мнению большинства российских экспертов, малый бизнес все еще в значительной мере находится «в тени» и пока еще государство не в состоянии обеспечить реальное противостояние этому негативному явлению.

5. В 2004-2007гг. наступил период определенной стабилизации в развитии малого предпринимательства в России, проявляющийся в росте занятости, инвестиционной активности малых предприятий, увеличения от них налоговых поступлений.

6. Дальнейшая судьба малого бизнеса в России зависит от активного и эффективного государственного воздействия на этот сектор экономики.

Таким образом, можно заключить, что развитие в России конкурентоспособных, экономически активных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны и должно быть одной из главных целей экономической политики России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Антилов А.И.. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике// Актуальные проблемы современной науки, №9, 2013. – С. 54-58
  2.  Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство, М.: Дашков и К°, 2011 г.
  3.  Воронина В.Н. Малое и среднее предпринимательство в России — прошлое, настоящее, будущее// Вестник МГУ ПИ, 2012. №42. – С.93 – 103.
  4.  Гербер М., Майкл Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху - возвращение к миру предпринимательства: Пер. с англ. М: Олимп- Бизнес, 2013 г.
  5.  Горбинский С.В. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат. 2013.
  6.  Горфинкель В.Я. Предпринимательство. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  7.  Ким С.В. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат. 2012.
  8.  Козлова М.И. Современное состояние и проблемы развития предприятий среднего бизнеса //
  9.  Лысаковская Е.В.. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса// Право и образование, 2013. – С. 34-36
  10.  Мешкова Д.А. Методологические основы анализа эффективности развития малых предприятии РФ / Экономический анализ: теория и практика, 2013.  - №7. -  С. 18 - 24
  11.  Никитина Л.Н., Худилаинен М. И. Становление малого бизнеса в России. Инновации. 2012. №9. – С. 42-51
  12.  Предпринимательство № (40) УЭкС, 4. – 2012 г.  - http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1315-2012-04-30-06-39-31
  13.  Ресурсный центр малого предпринимательства. - http://www.rcsme.ru
  14.  Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. II. - М.: Научный эксперт, 2013. – С. 1828-1829.
  15.  Царев В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

1 Воронина В.Н. Малое и среднее предпринимательство в России — прошлое, настоящее, будущее// Вестник МГУ ПИ, 2012. №42. – С.93 – 103.

2 Воронина В.Н. Малое и среднее предпринимательство в России — прошлое, настоящее, будущее// Вестник МГУ ПИ, 2012. №42. – С.93 – 103.

3 Воронина В.Н. Малое и среднее предпринимательство в России — прошлое, настоящее, будущее// Вестник МГУ ПИ, 2012. №42. – С.93 – 103.

4 Воронина В.Н. Малое и среднее предпринимательство в России — прошлое, настоящее, будущее// Вестник МГУ ПИ, 2012. №42. – С.93 – 103.

5 Царев В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

6 Горфинкель В.Я. Предпринимательство. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012..

7 Горфинкель В.Я. Предпринимательство. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

8 Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. II. - М.: Научный эксперт, 2013. – С. 1828-1829.

9 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство, М.: Дашков и К°, 2011 г.

10 Горбинский С.В. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат. 2013.

11 Козлова М.И. Современное состояние и проблемы развития предприятий среднего бизнеса //


Предпринимательство № (40) УЭкС, 4. – 2012 г.  - http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1315-2012-04-30-06-39-31

12 Лысаковская Е.В.. Проблемы и перспективы государственной под-держки малого и среднего бизнеса// Право и образование, 2013. – С. 34-36

13 Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. II. - М.: Научный эксперт, 2013. – С. 1832

14 http://www.rcsme.ru - Ресурсный центр малого предпринимательства.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12819. Роль налогообложения малых предприятий на примере ООО Автоспектр - НН 811.16 KB
  Основное направление современной отечественной экономики заключается в интенсивном формирование и развитие рыночных отношений. А малый бизнес играет главную роль в этих замысловатых процессах. Мировой опыт показывает, что при обладании большими возможностями для увеличения территории своей деятельности у большинства предпринимателей ведет к увеличению темпов развития национальной экономики.
20111. Место и роль русской философской мысли в мировой истории 44.05 KB
  Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота их не случайна: проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия философствования в России с философскими идеями, концепциями Запада и Востока.
18423. Рынок недвижимости, его роль и место в национальной экономике 194.49 KB
  Особенности рынка недвижимости. Рынок недвижимости как рыночная категория. Рынок недвижимости как разновидность инвестиционного рынка. Рынок недвижимости - одна из разновидностей рынка услуг.
16842. Место российской экономико-теоретической науки в мировой науке: методологический анализ 11.96 KB
  Место российской экономико-теоретической науки в мировой науке: методологический анализ Системный анализ российской экономической науки нуждается в опоре на теорию философии науки которая содержит богатую и гибкую систему понятий и обширный терминологический аппарат. Оно заключается в том что философия науки не может вооружить ученого исследователя специальным понятийным аппаратом для осмысления философской интенции национального своеобразия российской экономической науки. Понимание и оценка феномена российской...
11333. Организация Объединенных Наций, ее роль в мировой экономике 37.35 KB
  Международные экономические организации, осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования.
21354. Сущность и место малого предпринимательства в развивающейся российской экономике 53.88 KB
  Значение малого бизнеса заключается в том что его развитие несет в себе ряд преимуществ: увеличение числа собственников; рост доли экономически активного населения; селекция наиболее энергичных дееспособных индивидуальностей для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; выполнение роли крупного работодателя к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев женщин иммигрантов инвалидов. Необходимо отметить что активизация развития малого предпринимательства особенно актуальна для регионов где...
16532. Самоорганизация экономических систем в малых и средних городах Европейской России 12.96 KB
  Одной из моделей характеризующих организацию экономической системы является бизнес-стеда под которой понимается современное состояние и условия развития бизнеса на определенной территории. Ключевыми компонентами бизнес-среды являются: бизнес-структура соотношение различных типов бизнеса на территории институциональные условия трудовое поведение населения и наличие местного бизнес-сообщества как связующего элемента системы. Анализ бизнес-среды особенно важен при изучении процессов саморазвития городской экономики так как в ходе него...
4163. Место и роль военной прокуратуры в системе прокурорского надзора Российской Федерации 202.78 KB
  Военная прокуратура является структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и возглавляется заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором. Поэтому правовой и функциональный характер военной прокуратуры не может рассматриваться отдельно от особенностей российской прокуратуры в целом.
16189. производственная инфраструктура играют как и прежде ключевую роль в современной российской экономике. 19.66 KB
  обязательно осуществлялось лишь после того как проведено на проектном уровне их серьезное изучение с выполнением необходимых расчетов в том числе с обязательным определением и доказательством неотрицательности системной оценки эффективности рассматриваемого мероприятия. И во-вторых чтобы эти проектные расчеты включая оценку эффективности проводились профессионально корректно по моделям и алгоритмам учитывающим специфику рассматриваемых систем естественной монополии и специфику их микро и макроэкономического окружения. Итогом являются...
1769. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 757.68 KB
  Бизнес малого гостиничного предприятия во многом зависит от создания более индивидуальной, персональной обстановки, однако данное требование больше относится к малым гостиничным предприятиям в низшей и средней ценовой категории, в силу отсутствия в России на данный момент определенной ниши
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.