Правовые отношения как элемент механизма правового регулирования

Правовые отношения — одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают, опредмечивают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь. Право живет, действует, проявляя себя в трех основных сферах: правосознании, нормах права и правовых отношениях. Начиная с идей, представлений о правовом регулировании и кончая созданием конкретных юридических норм и их последующим претворением в поведении людей развивается социальная жизнь права.

2015-10-15

34.92 KB

12 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Правовые отношения как элемент механизма правового регулирования


СОДЕРЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] 1 СУЩНОСТЬ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ПРИЗНАКИ

[3] 2 ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

[3.1] 2.1 Правовые отношения как особая разновидность общественных отношений, определяемых спецификой социальных регуляторов и соответствующей сферой общественной жизни

[3.2] 2.2 Правовые отношения как общественные отношения, возникающие на основе норм права

[3.3] 2.3 Правовое отношение как взаимосвязь субъективных прав и юридических обязанностей сторон

[3.4] 2.4 Правовое отношение как волевое отношение

[3.5] 2.5 Юридическая гарантированность правовых отношений

[4] 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

[5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Правовые отношения — одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают, опредмечивают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь. Право живет, действует, проявляя себя в трех основных сферах: правосознании, нормах права и правовых отношениях. Начиная с идей, представлений о правовом регулировании и кончая созданием конкретных юридических норм и их последующим претворением в поведении людей развивается социальная жизнь права. Правовые отношения, таким образом, это та конституирующая часть гражданского общества, в которой реализуются правовые идеалы и юридически закрепленные модели должного поведения в сфере права. И это подчеркивает важность проблемы понимания юридической природы и основных признаков правоотношения.

Между тем понятие правового отношения в науке издавна и традиционно является дискуссионным. Отчасти это объясняется сложностью и недостаточной четкостью понимания категории общественного отношения. С другой стороны, своеобразие научных подходов в юриспруденции, особенно школ и направлений общего правопонимания, наложило свой отпечаток на проблему: что есть правовое отношение?

Именно поэтому тема данной работы является актуальной и своевременной.

Целью работы выступает изучение правовых отношений как элемента механизма правового регулирования.

Исходя из темы и цели работы, возникают следующие задачи:

  •  сформулировать сущность правовых отношений;
  •  рассмотреть классификацию правовых отношений.
  •  изучить правовые отношения как элемент механизма правового регулирования.

Предметом работы выступает правовое регулирование. Объект работы – правовые отношения.

1 СУЩНОСТЬ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ПРИЗНАКИ

В общественной жизни люди, руководствуясь своими личными или общественными интересами, вступают между собою в самые разнообразные отношения: экономические, политические, культурные, нравственные, правовые и т. п. Виды конкретных общественных отношений определяются соответствующей сферой социальной жизни и действующими социальными нормами. Каждая разновидность социальных норм способствует возникновению и развитию соответствующих общественных отношений. Людям же свойственно придавать значение социальному регулированию, осознавать его только в той мере, в какой оно способствует защите и удовлетворению их интересов, поэтому правовые отношения рассматриваются и оцениваются по преимуществу как результаты действия правовых норм, призванных урегулировать процесс практического поведения в правовой сфере. Отсюда и наиболее распространенное в науке понимание правового отношения как общественного отношения, урегулированного нормой права. Это определение, данное еще в 1958 г. С.Ф. Кечекьяном на бытовом и практическом уровнях вполне сохраняет свою ценность1. Юристы-практики и просто граждане руководствуются именно таким пониманием правовых отношений. Оно позволяет выделять и отличать правовые отношения от других социальных отношений, ориентируясь на их государственно-обязательный характер и гарантированность мерами государственного принуждения.

Однако в общей теории права именно понимание правоотношения как урегулированного правовой нормой общественного отношения вызывает значительную полемику, ибо в науке отсутствует ясность в определении понятий «связь», «фактическое отношение», «общественное отношение» в их взаимопереходах друг в друга. Удачно по этому поводу заметил А.П. Дудин: «Все авторы, несмотря на различие точек зрения, согласны в одном: правоотношение образуется из двух начал, основ — норм права и фактических общественных отношений. Но эти два начала, как правило, принимаются не за моменты (стороны) одного целого, а за самостоятельные и разные, хотя и тесно взаимосвязанные явления... Поэтому-то дальше и начинаются разногласия: у одних авторов из взаимодействия этих начал получается особое идеологическое отношение, возникающее в результате воздействия норм права на поведение людей и представляющее собой связь прав одного лица с корреспондирующими им обязанностями другого лица, у других — форма урегулированного нормами права общественного отношения, у третьих — само урегулированное общественное отношение, участники которого вступают носителями субъективных прав и обязанностей, у четвертых — мысленная модель поведения, у пятых — юридически очерченная связь между субъектами...»2. Думается, в этой цитате достаточно полно представлен весь спектр имеющихся точек зрения на понятие правоотношения.

Заслуживает внимания наметившаяся за последние годы в работах Ю.И. Гревцова тенденция рассмотрения юридической природы правовых отношений через призму трех основных элементов, последовательно участвующих в их формировании: связь — фактическое отношение — общественное отношение3.

Фактическое отношение здесь проявляется во всем многообразии реальных действий покупателя и продавца, сопровождающих конкретные действия сторон. Вы можете попросить продавца предоставить воз-можность осмотреть товар, рассказать о его качествах, ощупать, взвесить, измерить и т. д. Вы при этом можете вести себя достаточно разнообразно: торговаться с продавцом, рассказать или выслушать анекдот, обойти несколько раз торговое помещение и т. п. Это и есть фактические отношения между сторонами, которые гораздо многообразнее юридического содержания возникающего и реализуемого правового отношения по договору купли-продажи. Само же правовое отношение выражается в опосредованных нормами права действиях сторон, имеющих юридическое значение, влекущих правовые последствия. В нем явно просматриваются две стороны или элемента развивающегося или уже состоявшегося взаимодействия сторон: те фрагменты фактического поведения, которые имеют юридическую значимость, и взаимные права и обязанности сторон, находящиеся в стадии реализации и воплощенные в правовом поведении. Все это означает, что правовая форма как бы накладывается на отдельные элементы фактического отношения и таким образом сообщает ему юридическую значимость. Право своими запретами, обязываниями и дозволениями своеобразно «метит» и преобразует фактическое поведение в юридически значимое, а следовательно, в правовое отношение.

В научной литературе издавна и настойчиво подчеркивается неразрывная связь правового и фактического отношения в практике правового регулирования. Правоотношение рассматривается как та форма, которую приобретают фактические отношения, будучи урегулироваными нормами права. А.В. Мицкевич подчеркивает, что в правоотношении всегда надо видеть единство социального содержания и правовой формы, то есть единство прав и обязанностей участников отношений и их поведения, направленного на достижение определенных интересов4.

Правовое отношение представляет собой реализованную в фактическом взаимодействии сторон связь между субъектами, урегулированную нормами права. Правовое отношение как особое явление мира юридической практики и в качестве одной из центральных категорий правовой науки характеризуется своими особыми признаками. Большинство специалистов этой проблемы выделяют и формулируют схожие признаки правового отношения, но и в этом вопросе наблюдается несовпадение мнений, а также имеются дискуссионные моменты. Так, Л.С. Явич отмечает, что в отличие от всех иных общественных отношений правоотношения: «а) всегда носят волевой характер и относятся к области юридической надстройки над экономическим базисом; б) действия их субъектов осуществляются (должны осуществляться) в рамках субъективных прав и юридических обязанностей;  в) возникают при наступлении юридических фактов... г) являются особой формой проведения в жизнь того, что установлено в качестве возведенной в закон воли господствующих классов, формой реализации объективного и субъективного права»5.

По мнению Н.И. Матузова, главное в правоотношениях — это то, что они возникают на основе правовых норм, а их участники выступают как носители взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Связь между правом и обязанностью, а точнее, их обладателями и есть правоотношение6. Более широкий перечень основных признаков правового отношения дает с позиций социологического подхода Ю.И. Гревцов. Он отмечает, что: а) правовое отношение — особый вид социальных отношений в обществе, механизм возникновения и реализации которого подчиняется общим закономерностям установления и осуществления социального отношения; б) его сторонами могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права; в) содержанием правового отношения выступает взаимодействие его сторон; г) только в рамках правоотношения происходит использование или защита субъективных прав, свобод, исполнение юридических обязанностей; д) в современном обществе правовые отношения — один из основных легитимных путей достижения человеком цели, интересов в рамках правопорядка и законности; е) правовые отношения в отличие от иных социальных отношений характеризуются тесной связью с юридическим нормативом7.

2 ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Правовые отношения как особая разновидность общественных отношений, определяемых спецификой социальных регуляторов и соответствующей сферой общественной жизни

Можно предположить, что основными структурными признаками правоотношения являются: характеристика его как особой разновидности общественных отношений; возникновение и осуществление на основе норм права; связь субъективного права и юридической обязанности в качестве юридического содержания правоотношения; волевой характер; гарантированность мерами государственного принуждения.

Рассмотрим содержание данных признаков.

Правовые отношения представляют собой особую разновидность общественных отношений, определяемых спецификой социальных регуляторов и соответствующей сферой общественной жизни. Это означает, что нельзя согласиться с Ю.Г. Ткаченко, утверждающей, что: «...не существует правовых в собственном смысле отношений, а есть лить правовой способ регулирования общественных отношений»8. На самом деле каждая разновидность социальных норм (обычаи, мораль, право и т.д.) в процессе их реализации организует соответствующий способ социального регулирования, но не это является главным в процессе и результатах человеческой деятельности. Главным здесь выступает формирование особых видов общественных отношений, основывающихся на своеобразии социального статуса субъектов, специфике самих норм и, особенно, механизмов обеспечения надлежащего взаимодействия между сторонами. Правовые отношения отличаются от всех других общественных отношений прежде всего своей правовой формой, производной от реализуемых норм права. Однако это не дает оснований утверждать, что «правовые отношения не разновидность общественных отношений, а их специфическая форма»9.

В реальной жизни можно наблюдать две основные разновидности правоотношений: а) отношения имеющие своим содержанием разнообразные экономические, политические, социокультурные, образовательные, бытовые и прочие виды человеческой деятельности; б) отношения юридические в «чистом виде», то есть изначально возникающие на основе норм права как процесс и результат сугубо юридической деятельности, например, действия следователя по уголовному делу или рассмотрение и разрешение в судах юридических дел.

Первая группа правоотношений отличается преобладающей ролью правовой формы над фактическим содержанием, которое правовая норма не изменяет, не преобразует полностью, а только опосредует и вводит в русло правового развития. И это позволяет утверждать, что правоотношение — есть специфическая правовая форма экономических, политических, бытовых и прочих фактических отношений между субъектами по юридически гарантированному удовлетворению их интересов. Но и в подобных случаях правовая форма диалектически переходит в содержание фактических отношений, оформляет его, навязывая субъектам правовые рамки практического поведения. Отсюда экономические, политические и прочие по своему содержанию отношения в глазах общества предстают как отношения по преимуществу правовые, или юридически оформленные. Правовая форма в процессе реализации норм права опосредует акты волевого поведения субъектов, которое и выступает в качестве непосредственного содержания правоотношений. Это означает, что урегулированность фактического отношения правом «облекает это отношение (производственное, политическое или иное) в юридическую форму, но не превращает его в абсолютно правовое, потому что юридический характер придается не всему фактическому отношению, а только определенным его сторонам»10. Правовые отношения, таким образом, в значительной своей части существуют по принципу взаимодополнения, дополняя и усиливая регулятивный эффект фактических отношений, возникающих на основе иных социальных норм, но это не дает оснований ставить под сомнение или отрицать их самостоятельный характер в качестве особой разновидности социальных отношений.

Вторая группа правовых отношений как юридических «в чистом виде» — это преимущественно процессуальные, конт-рольно-надзорные и охранительные. Именно такие правовые отношения возникают и обслуживают практическую деятельность органов предварительного следствия, судебной системы, налоговой службы, адвокатуры и т. д. Их изначально юридическая природа определяется тем, что они призваны урегулировать возникающие в деятельности властных органов организационно-управленческие отношения, которые вне правовой формы в современном демократическом обществе существовать не могут и не должны. Возникновение и развитие таких правоотношений моделируется нормами права и осуществляются в рамках де-тально регламентированных процессуаль-ных стадий, производств и режимов. Существование подобных правоотношений наиболее наглядно подчеркивает их самостоятельный характер в качестве особой разновидности общественных отношений. Такое значение имеют уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и административно-процессуальные отношения.

2.2 Правовые отношения как общественные отношения, возникающие на основе норм права

Правовые отношения возникают на основе норм права, что высвечивает их своеобразие и позволяет отличать от других видов общественных отношений. Именно норма права содержанием своих структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции — закрепляет и моделирует возникновение и развитие будущего отношения, определяя при этом основные его юридические параметры. Это достигается путем формирования жизненных условий возникновения правоотношения, объема и содержания субъективных прав и юридических обязанностей сторон, установлением санкций за несоблюдение требований, содержащихся в норме. Однако норма права живет, действует не только и не столько фактом своего существования в содержании позитивного права. В этом качестве она оказывает преимущественно общеидеологическое, воспитательное значение и служит основой возникновения общих правовых состояний или так называемых общерегулятивных правовых отношений, о которых речь будет идти далее. Основная же роль правовых норм состоит в том, что они служат нормативной основой, юридической почвой реализации прав и интересов граждан и других субъектов в рамках возникающих конкретных правовых отношений. Отсюда, как отмечает В.М. Сырых: «Связь субъектов, противоречащая праву или не основанная на действующем праве, представляет собой либо правонарушение, либо общественное отношение, которое не представляет интереса для законодателя и остается вне сферы правового регулирования»11.

Практическое действие правовой нормы влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правовых связей между субъектами. И это позволяет заключить: правовое отношение — есть норма права в действии. Другими словами, правовое отношение есть специфически юридическая форма реализации нормы права. Из этого тезиса вытекает весьма дискуссионный, но, на наш взгляд, верный в своей основе вывод о том, что норма права в своем существовании первична, а правоотношение — вторично, производно от нормы. Действительно, в странах с континентальной системой права правотворческая деятельность органов государства формирует официально закрепленные формы (источники) права, содержащие в себе юридические нормы. В соответствии с этими нормами прогнозируется развитие наиболее важных с точки зрения государственной власти общественных отношений путем их правового урегулирования. Правовые отношения, таким образом, как бы подхватывают и реализуют заложенную в нормах права программу или модель управления общественной жизнью. И это основной и наиболее типичный вариант взаимосвязи между нормой права и правоотношением. Он обладает особой, можно сказать, повышенной степенью социальной ценности в кризисные, переходные периоды государственного развития, когда использование норм права в качестве правового рычага осуществляемых социальных реформ способствует снятию социальной напряженности и обретению обществом стабильности. Данная ситуация созвучна переживаемому сегодняшней Россией периоду постсоветского развития. Именно быстрое, хотя и не всегда качественное, правотворчество Государственной думы РФ и других органов способствовало возникновению и развитию новых правовых отношений, в которых выражаются потребности и интересы рыночного развития России. Ждать, когда правовые отношения и соответствующие закрепляющие их нормы вырастут сами по себе из «глубин общественной жизни» и потребностей рыночной экономики, означает не только безвозвратно терять время, но и сознательно занимать пассивную жизненную позицию в условиях социального хаоса.

Думается, что в длительном, преимущественно эволюционном, развитии отдельных государств подобные варианты соотношения нормы и правоотношения возможны. Такой путь формирования правовых отношений, предшествующих во времени нормам права, демонстрирует нам англо-саксонская система, где обычное и прецедентное право формирует свои источники путем легализации, закрепления объективно сложившейся практики судебными решениями и прецедентами. В России же, развивающейся преимущественно революционным путем, с ее периодическими социальными катаклизмами, спонтанное и опережающее правотворческую деятельность, развитие правовых отношений, скорее, исключение из общего правила. Однако именно таким путем, на наш взгляд, оказывает свое влияние обобщенная и прецедентная правоприменительная практика на сегодняшнее российское законодательство и процессы его реализации. Аналогично можно оценивать и правотворческое толкование Конституционного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда России и уставных, республиканских судов в порядке конституционного надзора12. Следует еще раз подчеркнуть, что для российской пра-вовой системы такой вариант соотношения нормы права и правового отношения является исключительным и нетипичным. Именно поэтому, например, И.А. Иванников дает следующее определение правоотношения: «Правоотношение — это, как правило, общественное отношение, урегулированное нормой права, участники (субъекты) которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями...»13. Это «как правило» подчеркивает основной характер взаимосвязи нормы права и отношения, в которой норма в большинстве случаев является первичной, исходной для возникающего на ее основе правового отношения.

2.3 Правовое отношение как взаимосвязь субъективных прав и юридических обязанностей сторон

Правовое отношение характеризуется наличием своего юридического содержания, состоящего во взаимной связанности субъективных прав и юридических обязанностей сторон. «Связь между правом и обязанностью, а точнее, между их обладателями и есть правоотношение»14. Это позволяет говорить о представительно-обязывающем содержании правоотношения, в котором субъективному праву одной стороны противостоит, корреспондирует юридическая обязанность другой стороны. Тем самым возникает возможность достаточно четко отличать правовые отношения от всех других социальных связей по формальной определенности их содержания, производной от норм права, в соответствии с которыми они возникают. Субъективное право и юридическая обязанность составляют реальную правовую структуру, своеобразный «нерв» правового отношения, они организуют юридическую оформленность действий сторон. Сами субъективные права и обязанности производны от правового положения, статуса субъектов, о котором речь пойдет в следующем пункте работы.

2.4 Правовое отношение как волевое отношение

Правовое отношение принято именовать волевым отношением. Это означает, что в нем реализуется, с одной стороны, выраженная в норме права государственная воля, а с другой — воля субъектов, участников юридической связи. Государственно-волевой характер правоотношения следует понимать в том смысле, что государственная власть через деятельность правотворческих органов является творцом и гарантом правовых норм, регулирующих взаимодействие субъектов. Выраженная в праве государственная воля содержит в себе юридически признанную и гарантированную свободу деятельности участников правовых отношений и одновременно непосредственную или потенциальную возможность государства проводить свою волю в жизнь. Другими словами, личная свобода в поведении субъектов правоотношения находится под своеобразным патронажем государственной воли.

Участники правовых отношений, проявляя свою заинтересованность в достижении целей взаимодействия, действуют вполне сознательно, реализуя при этом свою свободную волю. Прежде чем сложиться, правовые отношения осознаются людьми, проходят через их волю и сознание. Однако этот «субъективно-волевой» характер првоотношений не следует преувеличивать. Так, поступает Ю.И. Гревцов, утверждающий, что: «Правовое отношение устанавливается только между самостоятельными и равными (с точки зрения закона) сторонами. Отношение, одна из сторон которого в одностороннем порядке определяет поведение другой, не может быть юридическим в принципе»15. Между тем практически все административно-правовые, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные отношения возникают и развиваются как властеотношения, в которых властный орган юридически «навязывает» свою волю подвластным субъектам. Особенно наглядно это прослеживается в правовых отношениях по привлечению виновных к юридической ответственности. Таким образом, субъективно-волевой характер правового отношения следует понимать как сознательно-волевое поведение сторон в соответствии с нормой права.

2.5 Юридическая гарантированность правовых отношений

Правовые отношения отличаются от всех других общественных отношений своей юридической гарантированностью. Именно через систему реально существующих правоотношений нормы права обеспечивают эффект гарантированного результата в поведении сторон. Это означает, что процесс осуществления субъективных прав и исполнение юридических обязанностей находится под непосредственным или потенциальным контролем правоохранительных органов. И если нарушаются субъективные права или создаются препятствия их осуществлению, а также при неисполнении юридических обязанностей заинтересованные субъекты могут прибегнуть к защите правоохранительных органов. Юридическая гарантированность правоотношений заложена в санкциях правовых норм и реализуется посредством повседневной работы специальных органов по охране права от нарушений и восстановлению нарушенных прав и свобод субъектов. В связи с этой проблемой возникает один достаточно теоретически сложный и дискуссионный вопрос о том, существуют ли в практике неправомерные правовые отношения? Думается, что из факта юридической гарантированности всей системы правовых отношений не следует делать вывод об их безущербности и абсолютной правомерности во всех случаях. В юридической практике достаточно очевидным является наличие правовых связей, несущих в себе элементы правоприменительных ошибок, должностного произвола, юридических споров, коллизий между сторонами. Однако в теории права, особенно среди сторонников так называемого широкого понимания права, существует мнение, что подлинно правовыми отношениями можно называть лишь такие взаимоотношения и результаты юридической деятельности, которые соответствуют общей идее права как явлению человеческого разума и справедливости. Так, например, Н.С. Малеин утверждает, что действия, называемые злоупотреблением правом, на самом деле совершаются за пределами права, когда лицо переходит границы разрешенного, действует вопреки праву16. Аналогично отмечает и Б.Л. Назаров: «Суд, незаконно осудивший невиновного, не нашел, не обнаружил действительных прав и обязанностей соответствующих лиц, а установил права и обязанности, которые не соответствуют закону, а следовательно, и самой действительности»17. Но ведь все подобные действия совершаются в рамках развивающихся правовых отношений и зачастую с применением мер государственного принуждения. Да и убедительно ли будет звучать подобное объяснение, например, для невинно осужденного, что привлечение его к уголовной ответственности осуществлялось не в рамках правовых отношений, а за пределами права? Думается, что объяснение подобных ситуаций более убедительным и реальным выглядит исходя из теории и практики признания фактов существования как правомерных, так и неправомерных правовых отношений. Государственная гарантированность их является юридической почвой обеспечения законности и справедливости.

В последние годы в науке наметилась тенденция в качестве особого признака правового отношения подчеркивать, что участниками его могут быть только лица, обладающие особым качеством или свойством, выражающимся в понятии правосубъектности18. Имеются все основания с этим согласиться. Безусловно, такое понимание правовых отношений как правовых связей, возникающих только при условии наделения государством их субъектов праводееспособностью, противоречит естественно-правовой концепции права, идее «священных и неотъемлемых прав» личности, возникающих у людей с момента их рождения. Действительно, нельзя не отметить демократизм и гуманистический пафос идеи о том, что не государство или правительство наделяет членов гражданского общества возможностью быть субъектами правовых отношений, а сам факт рождения человека естественным образом создает ему все необходимые для жизни, в том числе и юридические, условия быть участником социальной жизни. Однако в каждой национальной правовой системе современного мира имеются свои юридические ограничения в правах и обязанностях для отдельных категорий граждан, иностранцев, лиц без гражданства, беженцев, переселенцев и т. д. Следовательно, правовые отношения в своем возникновении и развитии определяются не просто нормами права, но и совокупностью социальных и юридических условий, выражающих и закрепляющих правовое положение личности в обществе. И это еще лишний раз подтверждает нереальность концепции возникновения правовых отношений до и помимо правовых норм.

Подходя к проблеме общего определения правового отношения, следует, на наш взгляд, постараться избежать двух крайностей: сведения его сущности к правовой форме и отождествления с реальным фактическим отношением, лежащим в его основании. Мысль Р.О. Халфиной о том, что: «Ценность понятия правоотношения заключается и в том, что оно обозначает конкретное, реальное общественное отношение, облеченное в форму права, являющееся реализацией нормы»19, — в целом верна. Правовое отношение — есть особая разновидность общественного отношения, возникающего с целью обеспечения законных интересов его участников, урегулированное нормой права и юридически организованное в качестве взаимосвязи субьективньхс прав и юридических обязанностей. В научной литературе последних лет особо подчеркивается индивидуализированный характер правового отношения как персонифицированного выражения взаимодействия между субъектами. Последние определяются как носители субъективных прав и юридических обязанностей. Так, В.М. Сырых отмечает, что правоотношение — «это индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства»32. Представитель социологического направления в праве Л.И. Спиридонов характеризует правоотношение в качестве индивидуализированного общественного отношения, взаимное поведение участников которого юридически закреплено и обеспечивается возможностью государственного принуждения 33. С подобными подходами можно согласиться, но при этом следует помнить о существовании как кон-кретных, так и общих, общерегулятивных правовых отношений, в которых персонально определена одна сторона, отсутствует юридический факт и в качестве другой стороны мыслятся все потенциально возможные субъекты.


3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Правовые отношения многолики и разнообразны. Говоря современным языком, система правовых отношений, реально существующих в обществе, образует правовой порядок. Однако в такое понимание правопорядка вкрадывается неточность, ибо «центр тяжести» правопорядка лежит не столько в многообразии юридических связей между людьми, сколько в их особом качественном состоянии — правомерности. Тем не менее правовые отношения как процессы и юридические результаты человеческого взаимодействия формируют правовой порядок общества, раскрывают его конкретно-историческое своеобразие.

Классификация правовых отношений достаточно многообразна и определяется различными критериями. Однако в ней заметную роль играет принцип дихотомии. В соответствии с этим принято выделять следующие виды правоотношений: простые и сложные, регулятивные и охранительные, материальные и процессуальные, активные и пассивные, конкретные и общие, абсолютные и относительные. К тому же, на наш взгляд, эту классификацию можно дополнить и иными видами, пока не очень признаваемыми в науке. К таким видам правовых отношений можно отнести: первичные и вторичные, добровольные и обязательные, правомерные и противоправные. Рассмотрим их основные черты.

В зависимости от степени сложности все правовые отношения делятся на простые, или элементарные, и сложные, или комплексные. Простым правоотношением является такая правовая связь между двумя субъектами, в которой субъективному праву одной стороны противостоит, корреспондирует юридическая обязанность другой стороны. Например, договор займа, в котором в качестве субъектов выступают «займодавец» и «заемщик» (ст. 807 ГК РФ). Содержанием такого правоотношения выступает субъективное право займодавца передать в собственность заемщику деньги или другие вещи и юридическая обязанность последнего возвратить долг. Связь между сторонами здесь довольно простая, элементарная, отсюда и наименование подобных правоотношений. Однако большинство правоотношений имеют сложный, комплексный характер, состоящий в том, что каждая из сторон правового отношения, а их может быть и более двух, имеет одновременно как субъективные права, так и юридические обязанности. Например, в договоре купли-продажи продавец обязан передать покупателю продаваемую вещь и одновременно имеет субъективное право получить стоимость товара. Покупатель имеет субъективное право получить товар, но вместе с тем он обязан уплатить стоимость покупки.

В зависимости от функциональной роли правовые отношения делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные характеризуются тем, что возникают из так называемых правоустановительных норм и опосредуют правомерно развивающуюся человеческую деятельность. Основанием их возникновения является правомерные юридические факты, а содержанием — реализация субъективных прав и юридических обязанностей в процессах повседневного соблюдения, исполнения и использования права. В свою очередь, охранительные правоотношения в своем возникновении определяются деятельностью контрольно-надзорного и охранительного характера, возникают в связи с обнаружением факта совершенного правонарушения и привлечением виновных к ответственности, а также при восстановлении нарушенного права. Именно в форме правоохранительных отношений осуществляется деятельность правоохранительных органов путем применения правовых норм при строгой процессуальной урегулированности действий должностных лиц. Деление правоотношений на регулятивные и охранительные не следует абсолютизировать и связывать с наличием так называемых регулятивных и охранительных норм права. Все правовые отношения в равной мере являются регулятивными и охранительными одновременно в том смысле, что они являются процессом и результатом правового регулирования и при этом всегда охраняются государством. Очевидно, что в основе этой классификации лежит изначальная направленность человеческой деятельности либо на правомерные результаты поведения при строгом соблюдении требований правовых норм, либо на совершение действий по рассмотрению и разрешению юридических дел о правонарушениях и применению санкций к правонарушителям.

В зависимости от специфики норм права все правоотношения делятся на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые возникают в соответствии с нормами материального права и являются юридической формой реализации основных прав, свобод и юридических обязанностей, являющихся содержанием общего правового статуса субъектов. Это правоотношения, содержанием которых выступают субъективные права и обязанности граждан, органов государства и общественных объединений в области конституционного, гражданского, трудового, уголовного и другого права по основным вопросам их жизнедеятельности. Процессуальные правоотношения формируются на основе норм процессуального права и выполняют функцию обслуживания, обеспечения правильности и законности развития материально-правовых отношений. В этом смысле процессуальные правоотношения вторичны, производны от материально-правовых и призваны обеспечить четкость и законность процедуры реализации материальных субъективных прав и обязанностей. Процессуальная форма в большинстве случаев сопутствует материально-правовым отношениям как специфически юридическая форма жизни закона. Наиболее наглядно процессуально-правовые отношения просматриваются в правоприменительной деятельности судов по рассмотрению и разрешению юридических дел. Весьма распространенными видами процессуальных отношений являются гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и административно-процессуальные.

В соответствии с содержанием юридической обязанности принято выделять активные и пассивные правовые отношения. Активные правоотношения складываются на основании обязывающих норм и выражаются в юридическом долге обязанной стороны совершать какие-то активные действия: выполнить обусловленную договором работу, возвратить долг, передать имущество и т. д. Активное поведение обязанного субъекта в данных обстоятельствах является гарантией удовлетворения интересов управомоченного субъекта. Правоотношения пассивного типа, по мнению С.С. Алексеева, выражают статическую функцию права 36 и складываются преимущественно при реализации управомочивающих и запрещающих норм права. Конкретным содержанием пассивных правоотношений является обязанность субъекта воздержаться от активной деятельности в интересах управомоченной стороны. Например, обязанность не создавать препятствия владельцу собственности при осуществлении им своих правомочий.

В зависимости от степени конкретности содержания и субъектного состава все правовые отношения делятся на конкретные и общие, или общерегулятивные, статусные. Большинство реально существующих правоотношений имеют конкретный характер, ибо в них четко определены участники, ясно выражена юридическая связь между управомоченной и обязанной сторонами, и возникают они на основе юридических фактов. Именно такой характер имеют правовые связи между кредитором и должником, покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем работ и т. д. Все многообразие реальных правовых отношений, имеющих индивидуализированное выражение в сферах гражданского, трудового, семейного, уголовного и другого права, относится к разряду конкретных правовых связей. Они всем известны, лежат как бы на поверхности правовой жизни общества, составляя ее повседневную «прозу». Вместе с тем, наряду с конкретными правоотношениями, существуют и так называемые общие, или общерегулятивные, которые не вписываются в привычную схему индивидуализированной юридической связи между двумя субъектами. Они признаются не всеми учеными ввиду их несколько абстрактного характера.

Особенность общерегулятивных правовых отношений состоит в том, что они возникают преимущественно на основе норм конституционного права или правоустановительных норм гражданского, уголовного и иных отраслей права, выражают абсолютный характер взаимоотношений конкретного субъекта со всеми другими потенциальными субъектами и образуют не конкретную связь, а особое состояние длящейся зависимости. Например, собственник вещи обладает субъективными правами владения, пользования и распоряжения данной вещью. Все же остальные (потенциальные) субъекты несут по отношению к нему обязанности не создавать препятствия в реализации его правомочий. Н.И. Матузов особо обращает внимание на большое количество общих правоотношений типа: «государство — государство», «государство — гражданин», «федерация — субъект федерации», «президент — парламент», «депутат — избиратель». Данный ученый является одним из наиболее настойчивых сторонников теории общих правовых отношений и выделяет следующие их черты: «1) они возникают главным образом на основе норм Конституции и других правовых актов такого же уровня и значения; 2) носят общий, а не строго индивидуализированный и детализированный характер; 3) являются постоянными или продолжительными — их длительность равна длительности действия самого закона; 4) опосредуют наиболее важные, основополагающие, относительно стабильные отношения; 5) выражают общие правовые положения (статус) субъектов, их взаимные права и обязанности, свободу и ответственность друг перед другом и перед государством; в этом смысле их можно назвать статутными; 6) возникают не из тех или иных юридических фактов, а, как правило, непосредственно из закона, точнее, тех обстоятельств, которые привели к его изданию; 7) будучи исходными, первичными (базовыми), служат предпосылкой для появления и функционирования разнообразных, конкретных, частноотраслевых правоотношений»20. Думается, что к этому перечню следует добавить еще одну особенность общих правоотношений: они выражают длящееся во времени правовое состояние связанности субъектов. Это не столько общественное отношение, а скорее, социально-юридическая связь, которая при наличии юридического факта переходит из состояния абстрактного долженствования в плоскость конкретных прав и обязанностей. И этим состоянием правового долженствования все мы связаны невидимыми внешне нитями с бесчисленным множеством иных субъектов: государством, обществом, общественными объединениями, семьей, местом работы и т. д. Концепция общерегулятивных правоотношений обладает той ценностью, что в процессе правового воспитания граждан необходимо акцентировать внимание людей на том, что в реальной жизни на них оказывает постоянное воздействие не только атмосферное давление, но и огромный комплекс внешне незаметных правовых связей с обществом, и государством, и себе подобными. Это не просто «узы социальной солидарности», но вполне предметное поле непрерывного правового взаимодействия.

Теория общих правовых отношений способствует устранению одного из довольно старых и негативных концептуальных штампов о якобы возможной реализации права «вне правовых отношений». Чаще всего подобные взгляды высказывают цивилисты, для которых правовые отношения выглядят как индивидуализированные связи личного, имущественного, обязательственного характера. Однако, с позиции общей теории права, правоотношение есть норма права в действии; оно является специфической правовой формой реализации нормы. Правореализация немыслима и невозможна без создания правовой формы претворения юридических велений в жизнь. В данном случае речь идет об общесоциальном, воспитательном воздействии права на поведение людей, ибо «воздействие» — это не «регулирование». Правовые же отношения — есть элемент механизма правового регулирования, посредством которого правовые нормы опосредуют человеческую деятельность, воплощаясь в субъективных правах и обязанностях субъектов. Поэтому без создания правовых отношений реализация права невозможна. Другое дело, и это надо помнить, что правовые отношения могут быть конкретными и общими. В первых правореализация оформляется индивидуализированной правовой связью между субъектами, имеет ярко выраженный двухсторонний или многосторонний характер, во вторых она принимает форму длящегося, «дремлющего» состояния правовой связанности в ожидании конкретного юридического факта.

В науке, особенно цивилистической, распространено деление правовых отношений на абсолютные и относительные. В основе этой классификации лежит критерий конкретности субъектов и правовой связи между ними, то есть то, в соответствии с чем выделяются общие и конкретные отношения. Происходит своеобразное «удвоение сущностей». Действительно, абсолютными правоотношениями называются такие, которые характеризуются определенностью активного субъекта и неопределенным кругом лиц на пассивной стороне. В относительных правоотношениях определенными должны быть субъекты на обеих сторонах, активной и пассивной21. Такова цивилистичес- кая трактовка этого вопроса. Аналогично отмечает В.М. Сырых, что в общетеоретическом плане в абсолютных правоотношениях индивидуализирована лить управомоченная сторона, носитель субъективного права. В качестве обязанной стороны выступает все общество и каждый его член. Относительные же правоотношения характеризуются поименной определенностью всех участников22. Таким образом, нетрудно усмотреть, что абсолютные правоотношения — это и есть общерегулятивные, а относительные — это не что иное, как конкретные. Удвоение наименований одних и тех же явлений стало возможным в результате недопонимания между цивилистами и теоретиками и своеобразного консерватизма отраслевой юридической науки по отношению к общеправовым понятиям.

Здесь рассмотрены наиболее основные виды правовых отношений, которые в той или иной мере признаются и выделяются в научной литературе. Вместе с тем классификация эта не является исчерпывающей. Думается, следует обратить внимание на факты существования, условно говоря, первичных и вторичных правовых отношений. В основе такого деления лежит социально-юридическая природа правовых отношений, степень их зависимости от основных сфер общественной жизни. На это обращает внимание Л.С. Явич, отмечая, что: «...есть правоотношения, которые регулируют фактически существующий вид общественных отношений, и такие правоотношения, которые сами по себе... образуют особый вид общественных отношений, без них вообще не существующих»23. Первые имеют социально обусловленную природу, ибо в их основе лежат фактические отношения между людьми по удовлетворению экономических, политических, культурных, бытовых и прочих интересов с помощью права. Правоотношения, будучи юридически гарантированной формой удовлетворения законных интересов людей, лишь опосредуют и направляют движение фактически существующих взаимоотношений субъектов в сфере экономики, политики, культуры и т. д. Но это и есть наиболее важные, типичные, выражающие исконную природу человеческой жизнедеятельности правовые отношения. Они имеют удвоенное содержание в виде фактического отношения и юридической связи между субъектами. Первый элемент содержания существовал и до правового регулирования, второй же возник как результат действия правовой нормы.

Вторичные правовые отношения изначально порождены правом и проявляют себя в общественной жизни преимущественно как государственно-управленческие и процессуальные. Их назначение — юридически закрепить, оформить организационные отношения в деятельности законодательных, исполнительных и особенно судебных и иных правоохранительных органов. В их основе лежат не разнообразные по своему содержанию фактические отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), а достаточно однородные организационно-управ-ленческие отношения, порожденные правом. «Они формируются в зависимости от наличия общих юридических норм и реально существуют лить в качестве правовых отношений, как бы порождены законом, целиком идеологичны и менее привязаны к экономической и классовой структуре общества»24. Особо наглядно демонстрирует природу вторичных правоотношений правоохранительная деятельность государственных органов, целиком определяемая действующим законодательством и его изменением.

В зависимости от волеизъявления субъектов правовые отношения можно классифицировать на добровольные и обязательные, точнее, государственно-обязательные. В основе такого деления лежит волеизъявление субъектов по поводу вступления в правовую связь. Действительно, сфера гражданского, трудового, семейного и иных отраслей частного права характеризуется проявлением личной свободы и самоинициативы. Хочет покупатель купить вещь — вступает в правовое отношение, желает пассажир воспользоваться услугами городского транспорта — заключает договор (своим поведением) по перевозке пассажиров, имеют намерение жених и невеста создать семью — регистрируют гражданский брак и т. д. По-видимому, большинство реально существующих правоотношений возникают и реализуются на основе добровольности их участников. Однако имеется и значительная область правовых отношений, возникновение и развитие которых основывается на властных императивных началах, выраженной в праве государственной воли или воли одной из сторон.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное обществоведение не отрицает, а, наоборот, указывает на ключевую роль в развитии общества фактора государственной социально-экономической политики. Именно реализация такой политики является основным вектором взаимодействия гражданского общества и государства.

При этом в действительно научном иссле-довании необходимо максимально исклю-чить анализ факторов, связанных с личностью конкретного человека. Он, какое бы положение в обществе не занимал, должен быть поставлен в такие условия, чтобы его деятельность способствовала консолидации и развитию общества. Право в этой связи становится одним из основных инструментов создания таких условий, обеспечивая формализацию прямых и обратных связей внутри государства, а также между государством и гражданским обществом.

Косвенные (опосредованные) правовые отношения, характеризующие уровень прозрачности деятельности государственных органов, способствуют повышению эффективности реализации организационно-контрольной функции.

В настоящее время форма косвенного государственного воздействия на общественные отношения приобрела распространение в сфере финансов и экономики. Однако не следует искусственно устанавливать рамки применения форм и методов косвенного воздействия, если известная степень эффективности прямых воздействий заметно ниже.

Сферы осуществления косвенных правоотношений не должны ограничиваться применением исключительно в финансово-экономическом пространстве общественных отношений. Предлагаемая модель является универсальной конструкцией и может быть успешно использована при создании сложных неиерархических систем для обеспечения устойчиво функционирующих системных отношений между независимыми друг от друга органами государственной власти и институтами гражданского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Теория государства и права. Минск, 2014.
  2.  Вопленко Н.Н. О понятии и функциях правотворческого толкования // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, 2013. № 1. С. 72—79.
  3.  Гревцов Ю.И. Правовые отношения // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. В 3 т. Т. 2. М., 2011.
  4.  Дудин А.П. Диалектика правоотношения. Саратов, 2013.
  5.  Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д, 2013.
  6.  Кечекьян С.Ф. Правовые отношения в социалистическом обществе. М., 1958.
  7.  Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в РФ. М., 2011.
  8.  Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2013.
  9.  Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 2013.
  10.  Мицкевич А.В. Правовые отношения в обществе // Общая теория права. М., 2013.
  11.  Назаров Б.Л. Право в системе социальных связей. М., 2013.
  12.  Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2013.
  13.  Тархов В.А. Гражданское правоотношение. Уфа, 2013.
  14.  Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 2012.
  15.  Халфина Р.О. Методологический аспект теории правоотношения // Государство и право. 2013. № 10. С. 23—24.
  16.  Явич Л.С. Общая теория права. С.-Пб., 2013.
  17.  Явич Л.С. Право и общественные отношения.  М., 2013.

1 Кечекьян С.Ф. Правовые отношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 7.

2 Дудин А.П. Диалектика правоотношения. Саратов, 2013. С. 24.

3 Гревцов Ю.И. Правовые отношения // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. В 3 т. Т. 2. М., 2011. С. 404—408.

4 Мицкевич А.В. Правовые отношения в обществе // Общая теория права. М., 2013. С. 281

5 Явич Л.С. Общая теория права. С.-Пб., 2013. С. 212.

6 Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 2013. С. 246.

7 Гревцов Ю.И. Правовые отношения // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. В 3 т. Т. 2. М., 2011.

8 Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 2012. С. 102.

9 Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Теория государства и права. Минск, 2014. С. 417.

10 Явич Л.С. Право и общественные отношения.  М., 2013. С. 117—118.

11 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2013. С. 271.

12 Вопленко Н.Н. О понятии и функциях правотворческого толкования // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, 2013. № 1. С. 72—79.

13 Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д, 2013. С. 249.

14 Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 2013. С. 246.

15 Гревцов Ю.И. Правовые отношения // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. В 3 т. Т. 2. М., 2011. С.411

16 Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в РФ. М., 2011. С. 68—69.

17 Назаров Б.Л. Право в системе социальных связей. М., 2013. С. 275.

18 Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д, 2013. С. 249.

19 Халфина Р.О. Методологический аспект теории правоотношения // Государство и право. 2013. № 10. С. 23—24.

20 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2013. С. 137.

21 Тархов В.А. Гражданское правоотношение. Уфа, 2013. С. 53

22 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2013. С. 274.

23 Явич Л.С. Право и общественные отношения.  М., 2013. С. 224

24 Явич Л.С. Право и общественные отношения.  М., 2013. С. 224

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16974. Совершенствование работы органов представительной власти как элемент разработки эффективного механизма государственного регулирования экономики 9.5 KB
  В этой связи приведенная ниже методика оценки эффективности представляет собой сочетание априорного нормативного и актуального позитивного анализа. На первом этапе априорный анализ с точки зрения эффективности оцениваются предусмотренные законодательством процедуры утверждения решений а на втором этапе актуальный анализ – анализируется эффективность их реализации. Априорный анализ Поскольку формализованные процедуры голосования и принимаемые при их использовании решения являются одним из основных объектов исследования теории...
5900. Проблемы правовых отношений и механизма правового регулирования 29.52 KB
  Правовое отношение это возникающая на основе норм права общественная связь участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования главный канал реализации права. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Правовое отношение суть такое общественное отношение в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.
16966. Российский рынок межбанковского кредитования как элемент трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики 77.11 KB
  Российский рынок межбанковского кредитования как элемент трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Введение Планируемый переход к инфляционному таргетированию в России ставит задачи анализа особенностей функционирования трансмиссионного передаточного механизма денежно-кредитной политики под которым в современной экономической науке понимают влияние мер принимаемых денежными властями в области монетарной и валютной политики направленных на...
20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
  Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
16711. Гражданско-правовые и публично-правовые отношения в проектах ГЧП 8.59 KB
  В обозримом будущем в России можно ожидать существенного увеличения числа проектов государственно-частного партнерства Public-Privte Prtnership - PPP. Весьма актуальны вопросы ГЧП в инновационной сфере причем не только из-за расширения возможности получения финансовых ресурсов но также как условие обеспечения высокой эффективности и реальной практической значимости инновационных проектов. Активизация государственно-частного партнерства ГЧП возможна также на...
16240. Проблема эффективного механизма государственного регулирования внешней торговли 14.85 KB
  Механизм государственного регулирования способствующий решению данной задачи мы называем эффективным. В данной статье предлагается комплексный подход к оценке эффективного механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Взаимосвязь рыночных процессов и государственного регулирования.
3201. Правовые отношения 7.33 KB
  Юридические факты – это основания возникновения изменения или прекращения конкретных правоотношений; – это конкретные жизненные обстоятельства с которыми нормы права связывают возникновение изменение или прекращение правоотношений. Признаки: 1 Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства т. факты реальной действительности связанные с жизнью людей. 2 Юридическими фактами являются только такие факты реальной действительности которые нашли отражение в гипотезах правовых норм и с которыми нормы права связали наступление...
6135. Гражданско-правовые отношения 20.96 KB
  Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений В обществе между людьми складываются самые разные отношения. их отношения становятся гражданско-правовыми. Только в этих ситуациях можно применить нормы ГК РФ и иных гражданско-правовых законов.
6886. Конституционно-правовые отношения 7.22 KB
  Субъекты участники правоотношения обладающие субъективными правами и обязанностями КПО: Многонациональный народ РФ нации этнически общности народности. Объекты правоотношений то по поводу чего возникают правоотношения или на что они направлены. Виды объектов конституционноправовых отношений: предметы материального мира материальные ценности; личные неимущественные блага жизнь здоровье честь достоинство; поведение участников правоотношения действие депутата Гос. Думы РФ внесшего законопроект в данную палату парламента...
3165. Механизм правового регулирования 6.75 KB
  Механизм правового регулирования Более подробно данная тема освещена в учебном пособии: Шундиков К. Механизм правового регулирования: учеб. Механизм правового регулирования – это система юридических средств организованных наиболее последовательным образом для преодоления препятствий стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права это цель. Элементы механизма правового регулирования 1.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.