ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ ПЛАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физического развития детей. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста8 I. Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшегошкольного возраста.

2015-10-16

557.9 KB

46 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»

ИНСТИТУТ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кафедра теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

« ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ ПЛАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ »

Направление подготовки 49.03.01. – «Физическая культура»

Исполнитель:

студентка 4 курса профиля

«Спортивная подготовка»

очной формы обучения

Соловьева Марина Викторовна

Научные руководители:

доцент, к.п.н. Чеботарева Ирина Владимировна,

профессор кафедры педагогики, к.п.н

Маркина Татьяна Анатольевна

Москва - 2015


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР………………………………………………5

I.1. Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физического развития детей………………………………………………………...5

I.2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного

возраста………………………………………………………………………………8

I.3. Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшегошкольного возраста……………………………………………………..10

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

……………………………………………………………………………………….14

II.1. Цель и задачи исследования………………………………………………….14

II.2. Методы исследования………………………………………………………...14

II.3. Организация исследования…………………………………………………...15

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………..17

III.1. Обоснование технологии обучения плаванию детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17

III.2. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности детей 9-10 лет в процессе педагогического эксперимента………………………23

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………35

Приложения………………………………………………………………………...39


ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность работы в современных социально-экономических условиях нашего общества состояние здоровья и уровень двигательной подготовки детей остается актуальной проблемой.

Малоподвижный образ жизни, постоянные стрессы, не правильное питание, низкий уровень физической активности способствуют развитию различных заболеваний у детей. Учащаются случаи болезни пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, нарушение имунной системы и обмена веществ.

Физкультура и спорт эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, поэтому важно приучать ребенка к правильному распорядку дня, рациональному питанию, выполнению правил личной с детства и своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры и умственной деятельности человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. В данном возрастном периоде дети легко усваивают новый материал, важно давать школьникам наборы упражнений, всесторонне и гармонично развивающие их физические качества. В освоении упражнений, в первую очередь, внимание уделяется технике выполнения различных физических упражнений. 

В возрасте 9-10 лет у детей уровень двигательной активности достаточно высокий. Но в период школьных занятий движений выполняется мало, и с каждым годом взросления ребенка, двигательная активность только снижается. К занятиям физической культурой рекомендуется прибавлять занятия плаванием.

Особенно важно углубленно изучить раздел плавания, который в современных условиях природных и экономических катаклизмов, наряду с ходьбой и бегом, является жизненно необходимым двигательным навыком.

В настоящее время уровень плавательной подготовленности детей остается на низком уровне. Традиционная школьная программа по плаванию не полностью решает задачу всестороннего и гармоничного развития а личности младших школьников. Внедрение экспериментальной педагогической технологии обучения плаванию детей 9-10 лет поможет увеличить эффективность занятий плаванием на уроках физической культуры.

Объект исследования: обучение и совершенствование плавательной подготовленности детей 9-10 лет.

Предмет исследования: физическое воспитание детей 9-10 лет на занятиях по плаванию.

Гипотеза: повышение эффективности процесса физического воспитания младших школьников на занятиях по плаванию, повышение уровня двигательной подготовленности с прикладной направленностью за счет использования педагогических методов.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать технологию обучения плаванию детей 9-10 лет, позволяющую повысить эффективность учебного процесса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана программа обучения плаванию детей младшего школьного возраста, занимающихся в оздоровительных группах;

- экспериментально обоснована эффективность технологии обучения плаванию детей младшего школьного возраста, позволяющая обеспечить формирование, основных элементов техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при обучении плаванию детей младшего школьного возраста в общеобразовательных школах и в детских оздоровительных группах.

ГЛАВА I

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

I.1 Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей

Плавание – широко распространенный, популярный, полезный вид спорта. Если рассматривать плавание как физическое воздействие, то под ним  можно понимать плавание как умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.  В воде человек находится и выполняет движения в горизонтальном положении, что отличает плавание своими особенностями от других видов спорта.  (Мухортова Е. Ю., 2008).

На сегодняшний день состояние здоровья детей и подростков вызывает тревогу. Их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн. и составляет в настоящее время 35 млн. человек. Около 75% детей младшего школьного возраста имеют серьезные отклонения в здоровье. Здоровых детей среди младших школьников - 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания (Гета А.В., 2013).

Общая заболеваемость среди 7-10-летних детей за последние 3 года увеличилась на 14,7% (Комиссарова Е.Н., 2002; Солодков А.С., 2005).

По Погребному А.И. и Приходько В.В. (1984), плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. 

Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания. На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление (Шмарева Е.А., 2013).

У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания), чем в других циклических видах спорта ( Булгакова Н.Ж., 2002).

Человеческий организм состоит из воды на 80%, вода играет значительную роль в жизни людей. Жизненноважные процессы организма происходят в водной среде организма, с самого зарождения жизни наш организм развивается в водной среде. Плавание является уникальным видом физической деятельности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. Человек подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.  (Еремеева Л.Ф., 2005).

Дыхательная и сердечно-сосудистая системы наиболее выраженно изменяются в процессе обучения плаванию (Кантан В.В., 2001). Грамотное использование методики обучения плаванию способствует развитию дыхательной системы (увеличивается ЖЕЛ, укрепляется дыхательная мускулатура, растет объем грудной клетки). Вода имеет свойство успокаивать человека, оказывает релаксирующий эффект. Исходя их данного факта, плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы.

Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию детей и положительно влияет на развитие всех систем организма: центральной нервной системы, костной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, укрепляет укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует улучшению кровообращения. (Вайцеховский С.М., 1976).

Для полноценного развития детей следует следить не только за распорядком дня, соблюдением правил личной гигиены, питанием, достаточным количеством сна для полного восстановления, но и за физическим развитием. (Викулов А.Д., 2004).

Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. (2006) считают, что  применение игрового метода – неотъемлемая часть педагогического процесса в любом виде спорта. На воде используются игры, развивающие различные физические качества детей – координацию, силовые и скоростные способности, так же ныряния являются полезными упражнениями, способствующие развитию дыхательной системы и ориентации в воде. Чем раньше ребенка приучить к водной среде и начать обучение плаванию, тем ярче будет выражено его оздоровительное воздействие на организм.  

Движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность желудка и кишечника, совершенствуют терморегуляцию, организм становится менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние (Протченко Т.А., 2003; Ермакова Е.А., 2011).

Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, а это является эффективным профилактическим средством остеохондроза и суставной патологии (Хальянд Р., Тамп Т., Каал Р., 1989).

Движения в плавании характеризуются кратковременными напряжениями мышц, расслабление и напряжение мышечных групп чередуется, что позволяет детям долго не утомляться. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, следовательно, и мышцы ребенка находятся в благоприятных условиях. Динамичность и простота движений позволяет ребенку выполнять заданную нагрузку длительное время (Михайлович Г.Н., 1991).

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности, благодаря горизонтальному положению тела пловца, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность (Кантан В.В., 2001; Матвеев Л.П. 1991; Максименко А.М., 2005).

I.2 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

        Начало школьного обучения совпадает с физиологическим кризисом 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов (Баранов В. А., Петрова Н. Л., 2008).

В периоде младшего школьного возраста наиболее выражены изменения мышечной системы детей. Меняется строение мышц, они растут не только в длину, но и в толщину, можно заметить выраженный мышечный рельеф. Скорость сокращения мышцы и ее мама увеличиваются. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей. Корковые отделы двигательного анализатора приближаются по степени зрелости к мозгу взрослых людей (Викулов А.Д., Бутин И.М., 1996). Дети 7 – 9 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умерены по амплитуде и не требуют большой силы.

По Вайцеховскому С.М. (1976), в возрасте младшего школьного возраста дети легко усваивают новые материал в разных областях, будь это интеллектуальная направленности или физическая. Что касается плавания, освоение техники способов спортивного плавания проходит быстро. Этому способствует высокая подвижность суставов и легкая выполняемость плавательных движений. Но при освоении сложных элементов техники плавания у детей наблюдаются различные сопутствующие движения. К тому же, всегда следует помнить, что вода – это особая среда и попадание в нее для ребенка необычно (Смирнова Е.М., 2014). Все движения в воде производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении.

В этот период времени целесообразно применять разносторонние упражнения на суше и в воде, гармонично развивающие мышечный аппарат пловцов. (Шмарева Е.А., 2013). С 7 лет происходит значительное увеличение жизненной емкости легких. На развитие дыхательного аппарата ребенка большое влияние оказывают систематические занятия физической культурой и, прежде всего, плаванием.

Изменения психологического состояния детей младшего школьного возраста связаны с кризисом семи лет и началом обучения в школе. Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Ребенок утрачивает свою непосредственность, что говорит о привнесении в его поступки интеллектуального момента. Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка (Беспалько В. П., 1989).

Развитие систем организма детей 9-10 лет (Донскому Д.Д., 1983; Павлова Т.Н., 2008; Кардамонова Н.Н., 2007).

Мышечная система: возрастает объем мышечных волокон, сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро, начинается развитие аэробных возможностей, воспитывается выносливость.

Костная система: рост костей ярковыражен (особенно рост костей верхних и нижних конечностей, лицевых костей). В период обучения в школе из-за постоянного сидячего положения возникает риск возникновения искривления позвоночника. Мышцы спины должны быть сильные. Увеличивается объем грудной клетки.

Сердечно-сосудистая система: средняя частота пульса с 5 до 10 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 10-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.

Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Нервная система: отмемчается рост аналитического мышления, ребенок размышляет над своими поступками и о деятельности окружающих. Игровые элементы в поведении еще имеют место быть. Долго сосредотачиваться детям в возрасте 9-10 лет сложно.

I.3 Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшего школьного возраста

  По Осокиной Т.И. (1985), при обучении плаванию решаются следующие основные задачи:

  •  укрепление здоровья;
  •  закаливание организма;
  •  привитие стойких гигиенических навыков;
  •   изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
  •  всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
  •  ознакомление с правилами безопасности на воде.

Для того, чтобы построить программу обучения плаванию, необходимо знать, прежде всего, контингент занимающихся, их возраст, к какой группе здоровья относятся дети, их уровень физической и плавательной подготовленности, спортивной цели (достижение высоких результатов или же оздоровительное плавание), продолжительность курса обучения, количества тренировочных занятий в неделю, продолжительности каждого занятия (Семенов Ю. А., 1983).

От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети в возрасте от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей 9-10 лет происходит достаточно легко и быстро. Рассматривая организационный вопрос занятий, можно сказать, что в данном возрастном периоде возрастает уровень самоорганизации, переодеваются дети быстро, на занятии не отвлекаются, слушают тренера, интерес не пропадает, движения выполняются осознанно, ребята внимательно слушают методические указания. Исходя из данных факторов, освоение правильного технического исполнения движений и упражнений у младших школьников происходит успешно. (Протченко Т.А., Семенов Ю.А., 2003).

На выбор упражнений и подбор методики проведения занятий влияют условия для занятий:

  •  естественный или искусственный водоем;
  •  глубина и температура;
  •  климатические и погодные условия.

Таким образом, содержание программы обучения плаванию, учебный материал и методические указания должны соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий (Шишкова Е. В., 2009).

По Шишковой Е. В. (2007), наиболее распространённым методом обучения плаванию является целостно-раздельный. Для примера приведена схема методики обучения элементу техники или способу спортивного плавания:

1) демонстрация способа плавания в целом;

2) изучение элементов техники в строгой методической последовательности;

3) соединение элементов техники в целостный способ;

4) краткий анализ техники выполнения.

На начальном этапе обучения технике плавания, одной из главных задач является принятие горизонтального положения тела на поверхности воды, которое служит исходным положением для начала движений пловцов. Данное требование обусловлено спецификой системы условий, в которых выполняются движения пловца (особенности дыхания, высокая плотность воды). Такая задача успешно решается во многом благодаря изучению скольжения в воде и движениям ногами (попеременным, либо одновременным) (Шлячков Р.А., 2006).

Другой не менее важной задачей является обучение правильному, согласованному с движениями рук дыханию. Изначально движения изучаются на суше, используются имитационные упражнения, далее идет перенос упражнений на воду. В воде детям намного сложнее научиться правильно дышать, согласовывать движения рук и дыхания сложнее, поэтому тренер должен много внимания уделять постоянному совершенствованию дыхания. (Еремеева Л.Ф., 2005).

Учитывая специфические особенности плавания (движения производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении), каждое упражнение в процессе изучения следует выполнять в постепенно усложняющихся условиях (Павлова Т. Н., 2008). Каждое упражнение изучается по следующей методической схеме:

- имитационные упражнения на суше;

- изучение упражнений в воде (с неподвижной опорой – бортик, дно);

- изучение упражнений в воде (с подвижной опорой – плавательная доска, передвижение по дну);

- изучение упражнений в воде без опоры (скольжения) (Кошанов А. И., 2006, Чертов Н.В., 2011). 

 Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. На таких занятиях в группе воспитывается коллективизм, развиваются межличностные отношения среди юных спортсменов. Воспитательная работа проводится эффективнее. Однако, занимаясь с группой, тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а также его способности к плаванию. В связи с этим, технология обучения плаванию сочетает в себе групповой и индивидуальный подход к ученикам. В программах по плаванию предусматривается одновременное обучение плаванию двумя способами: кролем на груди и кролем на спине (способы аналогичны по структуре движений). Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Далее разучиваются способы плавания брасс и дельфин. У детей интерес к занятиям повышается за счет применения тренером разнообразных комплексов упражнений, каждый раз добавляя что-то новое, так же значительную роль играет использование игрового метода в педагогическом процессе. Результат обучения плавания будет намного хуже, если ученики будут будут не охотно приходить на тренировочные занятия (Семенов Ю.А., Протченко Т.А., 2003).

Таким образом, изучение научно-методической литературы по теме исследования показало, что имеются работы, посвященные методике обучения плаванию детей младшего школьного возраста, их физическому развитию. Однако, не достаточно внимания уделялось теме оздоровительного плавания, уровню физической подготовленности детей младшего школьного возраста. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование технологии обучения плаванию детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.

ГЛАВА II

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

II.1. Цель и задачи исследования

Цель работы: теоретическое и эскпериментальное обоснование технологии обучения плаванию детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1.  Выявить наиболее эффективную технологию совершенствования техники плавания детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.
  2.   Разработать практические рекомендации по совершенствованию работы тренеров и инструкторов по плаванию с детьми 9-10 лет.

II.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

  1.  Изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме.
  2.  Педагогическое наблюдение
  3.  Педагогический эксперимент
  4.  Метод математической статистики

II.2.1 Изучение и анализ литературы по теме исследования

Проанализированы учебно-методические пособия, электронные ресурсы, авторефераты, диссертационные материалы, научные статьи. В результате анализа литературы сформулированы проблема исследования, цель, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования. При анализе информационных источников уделялось внимание изучению особенностей технологии обучения плаванию детей младшего школьного возраста в оздоровительной группе, педагогической направленности физического воспитания детей, влияния плавания на их здоровье, психофизиологического развития детей 9-10 лет, их эмоционального и физического состояния.

II.2.2. Педагогическое наблюдение

Наблюдение подразумевает собой описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Педагогическое наблюдение было направлено на систематический визуальный контроль за уровнем основных двигательных умений и навыков детей 9-10 лет.

II.2.3. Педагогический эксперимент

Под педагогическим экспериментом современная педагогика понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов,  средств обучения и воспитания. С помощью данного метода была выявлена наиболее эффективная методика обучения плаванию детей 9-10 лет.

II.2.4. Метод математической статистики

Результаты исследования подвергались статистической обработке в программе «Microsoft Excel». Определялись: среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, а так же определялась достоверность различий результатов контрольной и экспериментальной групп по t- критерию Стьюдента.

II.3. Организация исследования

Исследование проводилось с 1 декабря 2013 по 30 мая 2014 года на базе ДЮСШ «Косино».  В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста (9-10 лет), умеющие плавать, в количестве 20 человек.

Дети были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную. Каждая состояла из 10 человек.

Экспериментальная группа занималась плаванием 5 раз в неделю, а контрольная 8 раз. Тренировки проходили не только в воде, но и на суше. Тренер экспериментальной группы на суше давал предпочтения упражнениям на развитие гибкости, координации, силы. В контрольной же группе тренер основное внимание уделял упражнениям на развитие силы и выносливости. На момент обследования, в группах решались задачи по совершенствованию техники спортивного плавания.


ГЛАВА III

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

III.1. Обоснование технологии обучения плаванию детей младшего школьного возраста

Педагогический эксперимент проходил в течение 6 месяцев (с декабря по май). В таблице 1 представлен учебно-тематический план занятий  по плаванию за полугодие.

Таблица 1

Учебно-тематический план занятий по плаванию детей 9-10 лет за второе полугодие

П/П

Разделы подготовки

Количество часов

За полугодие

д

я

ф

м

а

м

1.

ОФП

74

12

13

12

12

12

12

2.

СФП

36

6

6

6

6

6

6

3.

Обучение и совершенствование техники

83

12

13

13

14

12

12

4.

ВСЕГО  ОФП, СФП, СТП

на суше и в воде:

192

5.

Теоретическая подготовка

6

2

1

2

1

6.

Соревнования и контрольные

испытания

4

2

2

7.

Медицинское обследование

3

1

1

1

8.

ИТОГО ЧАСОВ ЗА ПОЛУГОДИЕ:

207

Примечание: ОФП – общая физическая подготовка; СФП – специальная физическая подготовка; СТП – совершенствование технической подготовки.

Дети плавают третий год. На данном этапе идет совершенствование техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине. Решались следующие задачи:

  •  укрепление здоровья, закаливание;
  •  устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
  •  совершенствование техники всех способов плавания;
  •  повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;
  •  гармоничное совершенствование  физических качеств;
  •   развитие аэробной выносливости.

В процессе подготовки дети должны совершенствовать технику спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Также развивается быстрота реакции, то есть скорость выполнения движений на стартовый сигнал, высокий темп движений ногами в кроле на груди и на спине при облегченных условиях их выполнения, развитие быстроты неспецифическими, неспециализированными упражнениями. Развивается общая и специальная выносливость при использовании преимущественно подвижных игр и средств обучающего характера из арсенала подвижных игр, спортивных игр, используются специальные плавательные упражнения.

        Рассмотрим подробнее средства физической подготовки детей. К ним относятся следующие:

  •  различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперед, с различными движениями рук, в полуприседе и т.п.);
  •  кроссовая подготовка (бег в умеренном темпе до 1 часа);
  •  общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнером, в упорах и висах);
  •  подвижные и спортивные игры, эстафеты с элементами общеразвиваюших упражнений.

Упражнения на расслабление: махи, потряхивания, упражнения с мячом.

Применяются движения, включающие потряхивание кистей, предплечий, рук, плечевого пояса; расслабленные маховые и вращательные движения руками; наклоны и повороты туловища, расслабляя мышцы спины; упражнения для расслабления ног, успокоения дыхания и т.д.

Упражнения с мячами эффективны, когда внимание занимающихся акцептируется на необходимости полностью расслабить мышцы рук после броска.

Акробатические упражнения: перекаты в стороны из упора стоя на коленях или из положения, лежа прогнувшись; перекаты назад и вперед, кувырок вперед в группировке; кувырок вперед с шага; два кувырка вперед. Мост из положения, лежа па спине. Полушпагат, стойка на лопатках. Кувырки назад и вперед в группировке. Кувырки через плечо. Длинный кувырок вперед. Несколько кувырков вперед подряд. Перекаты в стороны, вперед и назад в положении лежа, прогнувшись; перекаты, вперед и назад прогнувшись и захватив руками стопы согнутых в коленях ног. Стойка на голове и руках. Мост с наклоном назад. Шпагат с опорой на руки. Важно выполнять упражнения со страховкой.

Подвижные и спортивные игры: игры и эстафеты с элементами общеразвивающих гимнастических упражнений, бега, прыжков, метаний,: «Борьба в квадратах», «Борьба за флажки», «Чехарда», «Борьба за мячи, «Эстафеты со скакалками», «Эстафеты с мячами», «Перетягивание каната». Основы техники ведения, передачи, бросков, приема и ловли мяча по упрощенным правилам (мини-футбол, гандбол, баскетбол и др.). На воде используются игры «Воробьи», «Циркачи», «Акробаты», «Кто быстрей». В играх с мячом используются элементы водного поло.

Развитие силы

Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений. Упражнения с отягощениями (медболы, штанга, вес партнера, гантели).

Упражнения со снарядами и на снарядах

Упражнения из других видов спорта

Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости

  •  Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время
  •  Упражнения из других видов спорта, имеющие аэробную направленность (лыжный спорт, ходьба, коньки)
  •  Подвижные и спортивные игры

Развития гибкости и координационных способностей

  •  Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды (подвижность суставов), упражнения из других видов спорта (акробатика, гимнастика)

Развитие ловкости

  •  Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений и быстрого реагирования
  •  Выполнение упражнений из непривычного (неудобного) положения

Развитие быстроты

Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

Подвижные и спортивные игры

Использование вышеперечисленных упражнений в тренировочном процессе позволяет гармонично развивать физические качества ребенка. Методика обучения плаванию одинакова для всех, однако, тренеры вносят свои коррективы в процесс обучения. У каждого из них свои наборы упражнений для развития тех или иных физических качеств, у детей разное количество тренировочных занятий на суше и на воде, порядок обучения технике способов плавания. В нашем педагогическом эксперименте в контрольной и экспериментальной группах также наблюдались различия в методике обучения плаванию детей 9-10 лет. Рассмотрим подробнее методику обучения плаванию этих групп.

Особенности методики работы с детьми в КГ.

Контрольная группа тренировалась 8 раз в неделю, каждый день, кроме воскресенья. В понедельник, среду и пятницу к занятиям на воде добавлялись занятия на суше. По вторникам и четвергам дети плавали и утром, и вечером. Занятия были направлены на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.

В зале сухого плавания для развития силовых способностей на каждом занятии  выполнялись упражнения на тренажерах. Для развития мышц плечевого пояса использовались тренажеры “бабочка”, вертикальная тяга блока широким хватом к груди и к лопаткам, упражнения с роллером, гиперэкстензия в тренажере, упражнения со штангой (грифом). Для развития мышц нижних конечностей использовались следующие  упражнения: жим ногами в тренажере, разведение и сведение ног в положении сидя, разгибание ног в тренажере сидя, сгибание ног в тренажере лежа, подъемы на носки в тренажере сидя, подъемы на носки в тренажере стоя. Намного меньше внимания уделялось упражнениям со своим весом. Применялись они раз в неделю и включали в себя: подтягивания на перекладине, отжимания от гимнастической скамейки и от пола. Упражнения на тренажере “Хюттель” и на тележке использовались для развития скоростно – силовых качеств. Дозировка нагрузки менялась в зависимости от направленности занятия.

Для развития общей выносливости применялась кроссовая подготовка (часовой бег, бег на определенные дистанции). Развитие специальной выносливости также выполняется на тренажере “Хюттель”. С сопротивлением 70-90% от максимального выполняются более короткие серии, но в более высоком темпе и с большей скоростью.

Упражнения на развитие гибкости применялись реже, чем в экспериментальной группе, использовались в начале тренировки и занимали не больше 5 минут.

Игровой метод на суше применялся 1 раз в неделю. Игры были направлены на развитие скоростно-силовых способностей.

На воде на протяжении педагогического эксперимента дети совершенствовали технику плавания способами кроль на груди и на спине. В контрольной группе основной целью тренировочных занятий было достижение наилучшего результата за счет развития у детей скоростно-силовых способностей.  Технической подготовке уделялось недостаточно внимания, в основном тренировочные занятия  включали в себя скоростные упражнения, упражнения на развитие выносливости. Применялся метод интервальной тренировки. Игры на воде использовались 1 раз в неделю.

Особенности методики работы с детьми в ЭГ.

Дети в экспериментальной группе тренировались 5 раз в неделю, но не каждый день. Четверг и воскресенье – выходные дни. В понедельник, среду и пятницу к занятиям на воде добавлялись занятия на суше. Утренних тренировок в ЭГ не было. Занятия были направлены на развитие гибкости, координационных и силовых способностей.

В зале сухого плавания уделялось внимание равномерному развитию и укреплению всех мышечных групп. В основном, дети выполняли  упражнения не на тренажерах.

Для развития силовых способностей из тренажеров использовались только гиперэкстензия (для укрепления мышц спины), тележка, “Хюттель”. Остальные упражнения включали в себя: подтягивания на перекладине в разных исходных положениях, статические упражнения на шведской стенке (боковая планка с различными захватами рук), выпрыгивания вверх из положения сидя, бег на месте в положении горизонтальной планки, выпады вперед/назад, прыжковые упражнения, сгибания и разгибания рук в упоре лежа и от гимнастической скамейки, подтягивания, лежа на наклонной скамейке, лазание по канату. Часто использовались упражнения с резиной, медболами. Активно использовались общеразвивающие упражнения, прыжки через скакалку.

Большое внимание уделялось упражнениям на развитие гибкости. Упражнения были направлены на развитие подвижности в локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Также развивалась гибкость позвоночного столба. Для развития общей и специальной гибкости использовались активные и пассивные упражнения в динамике и статике.

На каждом занятии дети совершенствовали выполнение технических элементов плавания с помощью специальных имитационных упражнений. В качестве инвентаря служили резина, лопатки,  тренажер “Хюттель”.

Для развития координационных способностей применялись подвижные игры, эстафеты с различным инвентарем (мячи, конусы), беговые упражнения.

В занятиях на воде дети, так же как и в контрольной группе, совершенствовали технику плавания способами кроль на груди и на спине. Целью методики обучения было прежде всего научить детей технически грамотно проплывать отрезки, лежать на воде в горизонтальном положении. Развивать физические качества учеников, чтобы они улучшали результаты тестирований.  Набор упражнений отличался разнообразием, в основном включая в себя упражнения на технику, развитие аэробных возможностей, на чувство воды, различные специальные упражнения. Достаточно часто применялся игровой метод. Реже использовались скоростные упражнения и упражнения на развитие выносливости.

III.2. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности детей 9-10 лет в процессе педагогического эксперимента

         С помощью метода педагогического наблюдения удалось зафиксировать отличия методик работы с детьми 9-10 лет в контрольной и экспериментальной группах. В процессе педагогического эксперимента тестировалась физическая и плавательная подготовленность детей КГ и ЭГ.

Тестирование включало в себя 6 видов упражнений:

  1.  30-ти минутное плавание
    1.  Сгибания и разгибания рук в упоре лежа
    2.  Выкруты рук

Показатели

Этапы    эксперимента

КГ

ЭГ

Δ

Достоверность различий

Х ± δ

Х ± δ

1.30-ти минутное плавание (м)

1

1160 ±112,54

1235 ±149,12

75

p ≤ 0,05

2

1225 ±100,69

1395 ±192,13

170

p ≤ 0,05

2.Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз)

1

12,3 ± 4

13 ± 6,03

0,7

p ≥ 0,05

2

13,5 ± 3,74

16,8 ± 6,08

3,3

p ≤ 0,05

3.Выкруты рук (см)

1

35 ± 8,11

36,1 ± 12,09

1,1

p ≥ 0,05

2

32 ± 7,57

33,3 ± 12,82

1,3

p ≥ 0,05

4.Наклон вперед (см)

1

10,6 ± 3,33

11,1 ± 2,98

0,5

p ≥ 0,05

2

13 ± 2,66

16 ± 2,40

3

p ≤ 0,05

5.Прыжок в длину с места (см)

1

169,9 ± 8

170,5 ± 12,78

0,6

p ≥ 0,05

2

171,6 ± 8,30

172,9 ± 12,07

2,5

p ≤ 0,05

6.Мини тест Купера (м)

1

1025 ± 84,32

1040 ±131,76

15

p ≥ 0,05

2

996 ± 322,22

1150 ±141,42

154

p ≤ 0,05

  1.  Наклон вперед
    1.  Прыжок в длину с места
    2.  Мини тест Купера (6-ти минутный бег)

          Методом оценки и сравнения результатов развития двигательных способностей и физических качеств детей КГ и ЭГ была определена эффективность использования экспериментальной программы занятий по плаванию.

Таблица 2

Показатели физической подготовленности детей 9-10 лет КГ (n=10) и ЭГ (n=10) в процессе педагогического эксперимента

В начале эксперимента уровень физической подготовленности детей в КГ и ЭГ был практически одинаков. В конце педагогического эксперимента, данные ЭГ в развитии таких физических качеств, как: гибкость, общая и специальная выносливость, координационные и силовые способности превосходили показатели КГ. Наиболее существенные различия наблюдаются в результатах 30-ти минутного плавания, мини тесте Купера, сгибаниях и разгибаниях рук в упоре лежа, наклоне вперед.

Показателями уровня развития выносливости являлись тесты «30-ти минутное плавание» и «мини тест Купера». Общая выносливость определялась по тесту «мини тест Купера», а специальная по тесту «30-ти минутное плавание». Результаты 6-ти минутного бега ЭГ (1150м) превысили результаты КГ (996м) на 154м, различия достоверны при p 0,05.

 

Рис.1. Динамика показателей общей выносливости КГ и ЭГ

Для развития общей выносливости у детей 9-10 лет, занимающихся плаванием, использовались: бег умеренной интенсивности,  ходьба, спортивные игры (баскетбол, гандбол, футбол), подвижные игры и эстафеты («Эстафета на четвереньках», «Перетяни канат», «Паучки», «Тачка», «Скачки на мячах»).  Тренировки, направленные на развитие общей выносливости, способствовали не только улучшению функционального и физического развития детей, но и росту спортивных результатов в плавании. В тесте «30-ти минутное плавание», результаты ЭГ (1395м) так же превосходили результаты КГ (1225м). Разница между ними была 170 метров. Различия достоверны при p 0,05.

Рис.2. Динамика показателей специальной выносливости КГ и ЭГ

Показатели развития специальной выносливости в ЭГ возросли за счет применения метода равномерной тренировки для повышения аэробных возможностей детей. Перетренированности ученики не ощущали.

Анализируя данные таблицы 2, можно видеть статистически достоверное улучшение результатов физической подготовленности детей младшего школьного возраста, которые занимались по экспериментальной методике. В процессе эксперимента большое внимание уделялось развитию подвижности в тазобедренных, плечевых, коленных, голеностопных суставах и гибкости позвоночного столба. Показателями уровня подвижности в плечевых суставах и гибкости позвоночного столба в нашем эксперименте стали тесты «выкрут рук» и «наклон вперед». Эти упражнения показывают эффективность занятий на суше и использования средств плавания в процессе физического воспитания. На момент начала эксперимента по результатам этих тестов был сделан вывод, что уровень развития гибкости контрольной и экспериментальной групп практически одинаковый и различия  показателей не значительны. В конце эксперимента результаты экспериментальной группы  превышают результаты контрольной. Показатели экспериментальной группы выше, чем у контрольной на 1,3 см. Различия не велики, но, на 2 этапе обследования отмечены более существенные сдвиги, как у экспериментальной, так и у контрольной группы и разница между показателями групп увеличилась.

Рис.3. Динамика показателей подвижности плечевых суставов детей 9-10 лет КГ и ЭГ

     Развитие подвижности плечевых суставов осуществлялось посредством активных и пассивных упражнений. Набор средств развития гибкости был разнообразен. Активные упражнения включали в себя статическое напряжение в определенных позах, амплитудные махи, пружинистые повторные движения в суставах, движения с максимальной амплитудой в медленном темпе. Пассивные упражнения выполнялись с отягощением или партнером (захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельную часть тела с последующим притягиванием одной части тела к другой, сведение рук за спиной, прогибы и др.).

       Для развития гибкости позвоночного столба применялись такие упражнения, как «березка», наклоны вперед из положения стоя/сидя, скручивания туловища, наклоны вправо-влево. Также развитию гибкости содействовали подвижные игры («Дотянись до предмета», «Передача мяча змейкой», «Арки», «Циркачи», «Мостики»). В отличие от теста «выкрут рук», характеризующего подвижность плечевых суставов, результаты теста «наклон вперед», указывающего на гибкость позвоночного столба,  экспериментальной группы превысили результаты контрольной на 3 см, различия достоверны при p0,05.

Рис.4. Динамика гибкости позвоночного столба детей 9-10 лет КГ и ЭГ

Использованные средства развития гибкости положительно влияли на уровень подвижности суставов, важных для плавания.

Развитие силовых способностей детей способствовало гармоничному развитию всех групп мышц. Использовались общеразвивающие, гимнастические, легкоатлетические, акробатические и прыжковые упражнения; упражнения с использованием тренажеров. В нашем исследовании тестами, определяющими уровень развития силовых способностей, стали «сгибания и разгибания рук в упоре лежа» и «прыжок в длину с места».

В зале сухого плавания в подготовительной и основной частях урока в экспериментальной группе достаточно часто использовались легкоатлетические и прыжковые упражнения, что способствовало достижению более высоких результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной в тесте «прыжок в длину с места».

Рис.5 Динамика показателей силовых возможностей детей 9-10 лет КГ и ЭГ

При выполнении «прыжка в длину с места» дети  экспериментальной группы прыгнули на 2,5 см дальше, чем  дети в контрольной группе. Различия достоверны при p0,05.

Средства, применяемые для развития силовых способностей: челночный бег, бег на короткие отрезки за минимальное время, изучение стартов из разных позиций, прыжки через скакалку, выпрыгивания «бумпи», многоскоки, прыжки в длину и в высоту с места, бег на месте с разной скоростью, запрыгивания на степ-платформу, бег с высоким подниманием бедра, прыжки вперед на двух ногах и попеременно на каждой ноге.

Также эти упражнения оказали положительной эффект на тренировки в воде. Дети стали сильнее, мощнее отталкиваться ногами от бортика, делать старт с тумбочки. Увеличилась скорость плавания.

В процессе педагогического эксперимента, мы выяснили, что по результатам теста «сгибания и разгибания рук в упоре лежа» дети экспериментальной группы превосходят контрольную на 3,3 раза (различия достоверны при p0,05), что является хорошим результатом внедрения экспериментальной методики обучения, так как в начале эксперимента результаты отжиманий контрольной и экспериментальной групп были практически на одном уровне.. Значительный прирост результатов экспериментальной группы произошел за счет использования упражнений со снарядами (медболами, гантелями, резиной) и упражнений для развития групп мышц верхних конечностей: жим штанги лежа, отжимания от гимнастической скамьи и от пола, отжимания в разных плоскостях (из положения упора лежа отжимания с опорой на правую руку, на левую), упражнения с медболом (броски двумя руками от груди, одновременно, попеременно, из разный положений), подтягивания (обычным хватом, широким, узким, на одной руке), подтягивания, лежа на наклонной скамейке.

Рис.6 Динамика показателей силовых возможностей детей 9-10 лет КГ и ЭГ

Нагрузка экспериментальной группы на занятиях в зале сухого плавания была интенсивной, но не запредельной. Дети переносили ее хорошо, упражнения выполнялись технически правильно. Применение подвижных игр в конце занятия помогало снять физическое и эмоциональное напряжение с учеников и вызвать дополнительный интерес к занятиям. Ребята охотно приходили на занятия и выполняли задания тренера, за счет чего наблюдалось гармоничное развитие физических качеств.

План-конспект урока в зале сухого плавания представлен в приложении 1.

Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (9-10лет) по экспериментальной программе проводилось в следующей последовательности: кроль на спине – кроль на груди.

Содержание урока плавания:

  •  Подготовительная часть (10 мин) – организация учеников, приветствие, сообщение тренером задач урока, подготовка к основной части урока. В данной части урока выполнялись общеразвивающие упражнения  (имитационные и специальные).
  •  Основная часть (20-25 минут). В ней решались задачи совершенствования техники плавания различными способами, совершенствование техники стартов и поворотов. Ребята выполняли много упражнений, направленных на совершенствование техники плавания кролем на спине и кролем на груди, на чувство воды, согласование работы рук, ног и дыхания.
  •  Заключительная часть (10-15 мин). Заключалась в постепенном снижении нагрузки, приведения ЧСС занимающихся в спокойное состояние. Использовались игры, выполнялись старты, повороты, скольжения, ныряния, упражнения на расслабление в воде, дыхательные упражнения. В завершении занятия был организованный выход из воды, построение, подведение итогов урока.

  План-конспект урока по плаванию представлен в приложении 2.

  Примеры игр на воде, которые использовались в уроках: «Рыбаки и рыбки», «Буксир», «Ныряльщики», «Стрелы», «Крокодилы на охоте», «Мяч на воде». Данные игры способствовали повторению и закреплению пройденного материала (ныряния, ориентирование под водой, безопорное погружение в воду, правильное положение пловца в воде, сохранение равновесия). Такие подвижные игры как: «За мячом в воду», «Эстафета вплавь», «Кто быстрее?», «Караси и карпы», «Собачки» требовали от детей максимального внимания, быстрого проплывания отрезков, тем самым развивая скоростные, координационные способности учеников.

  В процессе нашего исследования, перед тренером стояла задача обучить детей технике плавания способами кроль на спине и на груди, при этом не перегрузив ребенка, чтобы он потерял интерес к посещению занятий. Обучение плаванию по экспериментальной методике проходило успешно, благодаря правильной дозировке нагрузки как в воде, так и на суше. Имитационные упражнения на суше давали представление ребенку о движениях, которые он будет выполнять в воде.

                                                                                    


ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1.  Педагогический эксперимент, проведенный в нашем исследовании, в котором участвовали дети контрольной и экспериментальной групп, позволил установить, что наиболее эффективной технологией обучения и совершенствования техники плавания детей 9-10 лет является: применение умеренной интенсивности нагрузок; количество тренировок должно составлять 5 раз в неделю и не более одного раза в день; частое применение игрового метода; больше внимания уделять совершенствованию техники спортивного плавания, а также развитию гибкости, координации, силы.
  2.  На основании проведенного исследования, можно рекомендовать тренерам и инструкторам по плаванию при занятиях с детьми 9-10-летнего возраста давать им умеренную нагрузку в соответствие с их возрастными и индивидуальными  физиологическими особенностями. Не следует часто использовать плавательные упражнения на скорость, выносливость. Необходимо гармонично развивать физические качества детей.
  3.  Для развития силовых способностей, гибкости рекомендуется использовать общеразвивающие, акробатические и гимнастические упражнения: подтягивания, лазания по канату, упражнение «березка», наклоны вперед из различных положений, скручивания туловища, наклоны вправо-влево, упражнения на шведской стенке, выпрыгивания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
  4.  Воспитывая общую и специальную выносливость детей возраста 9-10-летнего возраста, целесообразно использование бега умеренной интенсивности, спортивных и подвижных игр, ходьбы, проплывание длинных дистанций.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Н.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1978. 223 с.

2. Баранов В. А., Петрова Н. Л. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. М., 2008. — 120 с.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

4.  Булгакова Н.Ж., Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой // — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с.

5. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. О-461 пособие для студ. высш. учеб. заведений / [ Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. и др.] ; под ред. Булгаковой Н.Ж. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 432 с.

6. Булгакова Н.Ж.. Познакомьтесь – плавание. М., 2002. — 160 с.

7. Булгакова Н.Ж.. Игры у воды и на воде и под водой. М. : Физкултура и спорт, 2000. — 80 с.

8. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. М.: Физкультура и спорт, 1976.142с.

9. Васильев B.C. Обучение детей плаванию. М.: Физкультура и спорт, 1989.96 с.

10. Викулов А.Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 367 c.

11. Гета А.В. Коорекция физического и психоэмоционального состояния детей 6-7 лет с миопией средствами плавания / Гета А.В. // Адаптивная физическая культура. – 2013. – N 2 (54). – 36-39 с.

12. Ермакова О. Представьте себе … : урок плавания в 6-м кл. / Ольга Ермакова //Спорт в школе : метод. газ. для учителей физкультуры и тренеров. – 2011. – N 10 – 28-29 с.

13. Маглатюк Т. Ни капли не боимся! : темодика преодоления водобоязни / Татьяна Маглатюк,  Марина Старлычанова // Спорт в школе. – 2012. – N 6. – 26-28 с.

14 Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка. — СПб. : Корона-принт,  2001. — 270 с.

15. Кардамонова Н.Н.. Плавание: лечение и спорт. РнД., 2007. — 320 c.

16. Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание. Игровой метод обучения. М. : Изд-во Олимпийское пространство, 2006. — 46 с.

17.  Кошанов А. И. Начальное обучение плаванию. М. : Чистые пруды,   2006. 32 с.

18. Литвинов А. А., Ивченко Е. В., Федин В. М., / Азбука плавания.  С-П., — 1995.

19. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: Учебник. — М.: Физическая Культура, 2005. — 544 с. 

20. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник. М.: ФиС, 1991. — 543 с

21. Мухортова, Е. Ю. Обучение плаванию малышей : Метод, пособие / Е. Ю. Мухортова. — М. : Физкультура и спорт, 2008.

22. Новикова М.В. Плавать раньше, чем ходить / Новикова М.В. // Инструктор по физкультуре. – 2014. – N 3. – 32-39 с.

23. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. Пособие для воспитателя детского сада. — 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 80 с.

24. Павлова Т. Н. Особенности обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2008 72 с.

25. Погребной А.И., Приходько В.В. Исследование параметров управления движениями в процессе обучения плаванию. Волгоград, 1984. —  74 с.

26. Протченко Т.А. Методическое пособие по обучению плаванию школьников 3-4 классов на уроках физической культуры ( программа на 16 18 занятий). М.: Просвещение, 1990. — 54 с.

27. Селиванова И.Б. Плавание – одно из важнейших средств физического воспитания школьников [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Преподавание в начальной школе / Спорт в школе и здоровье детей. URL: http://festival.1september.ru/articles/313779/

28. Семенов Ю.А. Навык плавания каждому (из опыта программированного обучения плаванию). М.: Физкультура и спорт, 1983.  — 144 с.

29. Смирнова Е.М. Игровое плавание в младших группах / Смирнова Е.М., Ежова Е.Е., Бабенкова Е.А. // Инструктор по физкультуре. – 2014. – N 7. – 35-39 с.

30. Спорт «Blog Archive» [Электронный ресурс]: Оздоровительное значение плавания. URL: http://sport.zn.uz/288

31. Учебное пособие для студентов [Электронный ресурс]: Организация наблюдения / Педагогический эксперимент. URL: http://cito- web.yspu.org/link1/metod/met93/node17.html

32. Хальянд Р., Тамп Т., Каал Р. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: Учебный материал. Таллин, 1986. — 99 с.

33. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия , 2008. 479 с.

34. Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания / Е.В. Шишкова // Вестн. спортив. науки. 2007.N 4. С. 65-68.

35. Шишкова Е.В. Инновационный подход к организации физического воспитания младших школьников / Е.В. Шишкова // 12 международный научный конгресс "Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех", 26-28 мая 2008 г. : материалы / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М., 2008. Т. 3. С. 164-165.

36. Шишкова Е.В. Обучение младших школьников прикладным навыкам плавания / Е.В. Шишкова // Физическая культура в школе. 2007. N 3. С. 40-42 c.

37. Шишкова Е.В. Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шишкова Елена Викторовна; РГУФКСиТ. - М., 2009. 22 с.

38. Шишкова Е.В. Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шишкова Елена Викторовна; РГУФКСиТ. М., 2008.172 с.: ил.

39. Шлячков Р.А. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста : кроль на груди, кроль на спине: автореф. дис. канд. пед. Наук. Тамбов, 2006. — 23 с.

40. Шмарева Е.А. Оздоровительное плавание : развивающие факторы, формирующие потенциалы и механизмы воздействия / Шмарева Е.А. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2013. – N 1. – 87-94 с.

41. Чертов Н.В. Теория и методика плавания : [учебник] / Южный федеральный университет, Н.В. Чертов .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2011. — 452 с.

Приложение 1

План-конспект урока в зале сухого плавания

(экспериментальной группы)

Задачи урока:

1. Совершенствование техники беговых, прыжковых, гимнастических упражнений, преодоления препятствий.

2. Формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц.

3. Воспитание дисциплинированности, коллективизма, умения преодолевать

трудности.

ЧАСТИ

УРОКА

                               

СОДЕРЖАНИЕ

ДОЗИРОВ-

КА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.

Подготовительная

  

2. Основная

3. Заключительная часть

1. Построение

Приветствие

сообщение  задач урока

2. Ходьба:

- на носках;

- на пятках;

- на внешнем своде стопы

- перекатом с пятки на носок.

3. Бег:

- равномерный;

- с высоким подниманием бедра;

- с захлестыванием голени;

- спиной вперед;

- с поворотами на 360°

 

-Ходьба

4.Перестроение

5.Общеразвивающие упражнения в

движении:

а) И.п. – руки в замок перед собой. 1 –

выпрямить руки в замок перед собой

ладонями наружу; 2 – и. п.; 3 – выпрямить

руки в замок над головой ладонями

б) И.п. – руки в замок над головой

ладонями наружу. 1-4 – отведение рук

назад.

в) И.п. – руки в стороны. 1-4 – вращение

кистями вперед; 5-8 – то же назад.

г) И.п. – руки в стороны. 1-4 – вращение

предплечьями вперед; 5-8 – то же назад.

д) И.п. – руки к плечам. 1-4 – вращение

плечами вперед; 5-8 – то же назад.

е) И.п. – левая рука вверху, правая внизу.

1-4 - рывки руками назад со сменой

положения рук.

ж) И.п. – руки за головой. 1- поворот туловища влево; 2 – то же вправо; 3 – то

же влево; 4 – то же вправо.

з) И.п. – руки на пояс. 1 – наклон вперед;

2 – и.п.; 3 – то же вперед; 4 – и.п

1. Перестроение для беговых упражнений

2. Беговые и прыжковые упражнения

- бег с высоким подниманием бедра;

- бег с захлестыванием голени;

- прыжки приставными шагами левым и правым боком;

- стартовый разгон до середины зала

- стартовый разгон из положения упор

лежа;

- бег, перелезание через гимнастического

коня, бег;

- прыжки на левой и правой ноге;

- бег, прыжки на двух ногах через

скамейку, бег;

- бег, кувырок вперед, бег;

- бег, пролезание под гимнастическим

конем, бег.

4.Перестроение

5. Эстафета: челночный бег.

6. Перестроение

7. Бег с препятствиями:

Бег, перелазание через гимнастического

коня; прыжки на двух ногах через

скамейку (5 прыжков); кувырок вперед;

бег

8. Эстафета: бег, перелезание через

гимнастического коня; прыжки на двух

ногах через скамейку (5 прыжков);

кувырок вперед; бросок баскетбольного

мяча в кольцо до попадания, бег

1. Подвижная игра «Перетягивание

каната».

2. Построение

3. Подведение итогов урока.

4.Организованный выход из зала

15 минут

20 с

3 мин.

30 с

30 с

30 с

30 с

5 мин.

30 с

20 с

20 с

20 с

1 мин

20 с

10 с

5 мин.

3 раза

3 раза

2 раза

3 раза

2 раза

3 раза

3 раза

4 раза

30 мин

30 с

7,5 мин

40 с

40 с

40 с

40 с

40 с

40 с

40 с

40с

40 с

30 с

6,5 мин

30 с

8,5 мин

4 мин

5 мин

3 мин

30 с

1 мин

30 с

-В одну шеренгу становись!

Равняйсь, смирно!

-Налево! За направляющим налево в обход зала шагом марш!

- Руки на поясе, спина прямая, голову не опускать.

-Руки на поясе, носки тянем вверх.

-Руки на поясе, спина прямая,держать осанку.

-Руки на поясе, больше разгибаем стопу.

-Бегом марш!

-Легкий бег!

  •  Колени выше!

  •  Держать осанку!

-Смотрим через левое плечо,

держать дистанцию!

-Выполняем повороты по хлопку!

-Шагом марш!

-Через центр в колонну потри, шагом марш!

-Замок не разрываем, амплитуда больше!

-Выполняем движение с большей амплитудой

-Не отрываем кисти от плеч!

-Меняем руки!

 

-Наклоняемся ниже, выгибаемся сильнее!

- В колонну по два, за направляющим шагом марш!

- Колени выше!

-Чаще шаг! Держат осанку!

-Руки на поясе, шире шаг!

-После середины зла резко не тормозим, а колесим до следующей стены!

-Выполняем по свистку, резко не тормозим!

-Не падаем! Держать равновесие!

-Амплитуда больше!

-Держим дистанцию!

-Во время кувырка

группировка!

-Проползаем как можно ниже!

-В колонну по два шагом марш!

- Дотронуться палочкой до стены!

-В колонну по одному шагом марш!

-Держать дистанцию!

-При перелезании стараемся не падать!

-В прыжках помогаем себе махами рук!

-При кувырке группировка!

-Стартуем по свистку!

-Тянем канат двумя руками, не падаем, помогаем себе, шагая назад!

-В одну шеренгу становись!

Равняйсь, смирно!

-Все молодцы, все сегодня хорошо занимались, особенно команда красных!

-Направо! Раз, два, за направляющим на выход из зала шагом марш!

Приложение 2

План-конспект урока на воде (экспериментальной группы)

Задачи урока:

1. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди.

2. Совершенствование техники плавания способом кроль на спине.

3. Содействие развитию координационных способностей.

Место проведения: глубокий бассейн.

Инвентарь: плавательные доски.

   Продолжение приложения 2

Части урока

Содержание

Дозировка

Методические указания

Подготовительная

(на суше)

10 мин

1.Построение, перекличка, сообщение задач урока.

1 мин

2. И.П. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклон 1-вперед, 2-назад, 3-вправо, 4-влево.

1 мин

Не прогибаться в пояснице.

3. И.П. – сидя на гимнастической скамейке с опорой руками сзади.

Попеременные движения ногами вверх-вниз.

2 мин

Ноги прямые, амплитуда больше.

4. И.П. – стойка ноги врозь, руки вытянуты вверх.

Вращения рук вперед-назад попеременно, одновременно.

2 мин

Руки прямые, амплитуда больше.

5. И.П. – стоя, ноги вместе, руки над головой в положений «стрелочка».

Вставать на носки пружинящими движениями.

1 мин

Максимально высоко вставать на носки, не прогибаться в пояснице.

6. И.П. – сед в упоре.

Выпрыгивания вверх, руки над головой в положении «стрелочка».

1 мин

Амплитуда больше. Сильно отталкиваться ногами от пола.

7. И.П. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Приседания.

1 мин

Стопы не отрывать от пола, не прогибаться в пояснице.

8. И.П. – стоя, спиной прижаться к стене, руки вверх ладонями вперед.

Встать на носки и потянуться вверх.

1 мин

Напрягать мышцы как при скольжении.

Продолжение приложения 2

Основная часть

(в воде)

25 мин

1. Движения ног кролем на спине с различными положениями рук: 1 рука впереди, другая прижата к туловищу; руки вдоль туловища; руки впереди в положении «стрелочка».

5 мин

Амплитуда движений ногами больше. Держаться на воде как можно выше.

2. Выдохи в воду

2 мин

Выдох делать интенсивно.

3. Плавание кролем на груди с попеременной работой рук. Руки вытянуты впереди «стрелочкой».

На каждый третий удар ногами – один гребок рукой.

3 мин

Следить за высоким положением тела на поверхности воды. Вдох делать на каждый гребок.

4. Плавание кролем на груди с контролем дыхания.

2 мин

Вдох выполнять на каждый третий гребок. Следить за правильным положением тела, техникой проноса руки над водой.

5. Плавание кролем на груди в полной координации.

3 мин

Плыть в умеренном темпе, следить за согласованием работы рук, ног и дыхания.

6. Плавание кролем на груди с плавательной доской. Руки вытянуть вперед и держат доску, работают только ноги.

3 мин

Ноги прямые, амплитуда движений больше. Таз не тонет, лежать высоко на поверхности воды.

7. Движения ног в кроле на спине.

5 мин

Ноги прямые. Амплитуда движений больше.

8. Движение рук в кроле на спине.

5 мин

Следить за проносом над водой прямой руки. В воду ладонь входит мезинцем, повернута наружу.

9. Плавание в полной координации кролем на спине.

4 мин

Плыть в умеренном темпе. Глаза открыты. Руки прямые.


10. Выдохи в воду.

2 мин

Выдох делать интенсивно.

11. Подвижные игры в воде: «Ныряльщики», «Стрелы».

5 мин

Следить за соблюдением правил игры.

Заключительная часть 

5 мин

1. Лежание на воде в положении «звездочка».

2 мин

Следить за высоким положением тела на поверхности воды.

2. Организованный выход из воды, построение, расчет. Подведение итогов урока.

3 мин

Похвалить детей.

            Продолжение приложения 2



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11447. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ИГРОВОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 168.6 KB
  Плавание – замечательное средство укрепления здоровья. Оно оказывает глубокое воздействие на организм детей и способствует всестороннему физическому воздействию, формированию правильной осанки, укреплению нервной системы, а так же является профилактической мерой в борьбе с простудными заболеваниями.
14502. Технология обучения диалогической и монологической речи. Этапы и упражнения. Два пути обучения говорению. Факторы, определяющие успешность обучения говорению 15.74 KB
  Технология обучения диалогической и монологической речи. Два пути обучения говорению. Факторы определяющие успешность обучения говорению. На среднем этапе обучения развитие умения логически сочетать разнообразные речевые образцы продолжать мысль переходить от одной мысли к др.
17647. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ДЦП 41.36 KB
  Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени
11224. Фокус группы как метод диагностики и развития профессиональной направленности у детей с ограниченными возможностями 5.45 KB
  Сформированность профессиональной направленности рассматривается как один из показателей развития личности. Кроме того, профессиональной направленность определяется как осознанный и обоснованный выбор профессии, предполагающий целенаправленное формирование определенных личностных качеств, позволяющих ориентироваться в широком спектре профессий с учетом кадровых потребностей региона.
20667. Технология обучения иностранному языку на раннем этапе 33.96 KB
  Все чаще и чаще в наших газетах появляются объявления желающих найти для своих детей домашнего учителя репетитора гувернера со знанием иностранного языка. У детей очень крепкая долгосрочная память: им требуется многократное предъявление материала для того чтобы он перешел в долгосрочную память. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем что интересно что имеет для них смысл например игра. Раннее обучение иностранным языкам: -стимулирует речевое и общее развитие детей и как...
11594. Технология обучения методам судебно-экспертных исследований 19.53 KB
  СКЭ входит в систему судебных экспертиз проводимых по уголовным и гражданским делам основывается на общих закономерностях равно как и имеет свои особенности. Следует также отметить что при подготовке и назначении СКЭ нередко возникают затруднения: как в определении вида назначаемой экспертизы формулировании выносимых на разрешение эксперта вопросов так и в оформлении направляемых на экспертизу материалов. Анализ положений УПК РФ дает возможность очертить...
14771. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ММД 9.86 KB
  Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. И если физическое развитие и общая жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуются то нарушения и отклонения в работе мозга остаются еще надолго. Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга могут вызываться очень широким кругом причин. Такое неблагоприятное состояние осложняющее рост развитие и деятельность мозга может продолжаться сколь угодно долго пока не будут устранены причины.
12696. Технология возделывания люцерны в условиях орошения, Красногвардейское, АР Крым 86.51 KB
  В Крыму люцерна появилась в 40 годы девятнадцатого столетия. Несмотря на неплохие урожаи площади её посевов из-за отсутствия семян и опыта возделывания увеличилась медленно. В 90-е годы прошлого столетия посевные площади под люцерной превышали 1.6 млн. га.
17890. Технология переработки мяса баранины в условиях предприятия ИП А.А. Зубарев 1.74 MB
  Изучение литературных источников по пищевой и питательной ценности мяса, а также различия в мясе у разных видов сельскохозяйственных животных. Изучение технологии переработки мяса баранины в условиях вышеуказанного предприятия.
15537. Обучения счетной деятельности детей дошкольного возраста 48.63 KB
  Психолого-педагогические основы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. Возрастные особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Этапы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. Методические основы обучения счетной деятельности детей дошкольного возраста.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.