НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.

2014-11-01

16.45 KB

51 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Понятие науки, ее основные характеристики и функции

Проблема определения науки является одной из сложнейших в современных исследованиях по теории познания и философии науки. Существует множество определений науки, фиксирующих тот или иной ее признак.

В настоящее время в философии и методологии науки закрепилось представление о науке как о явлении общественной жизни, специфика которого подчеркивается указанием на его основные параметры:

1) наука как специфическая деятельность;

2) наука как система знания;

3) наука как социальный институт;

4) наука как производительная сила;

5) наука как форма общественного сознания.

Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.

Объект научной деятельности – совокупность особых идеализированных объектов, которые не даны в повседневном опыте (обыденная познавательная деятельность осваивает только те объекты, которые непосредственно включены в структуру практической деятельности человека в ходе повседневного опыта).

Субъект научной деятельности – совокупность людей, обладающих особой профессиональной подготовкой; для этого создается особая система подготовки, которая предполагает освоение субъектом большого массива знаний, умений, навыков и методов (в актах обыденного познания субъект формируется спонтанно путем усвоения традиционных навыков познавательной и практической деятельности).

Основные средства научно-познавательной деятельности:

- материальные средства;

- концептуально-логические средства (специализированные языки и категориальные системы, логико-методологические стандарты и эталоны организации знания, его обоснованности и объективной истинности);

- математические средства (системы математических языков и формул, призванные обеспечить процедуры описания, объяснения и предсказания исследуемых явлений и процессов в соответствии с требованиями логической непротиворечивости, точности, содержательной определенности).

Отличительные особенности научно-познавательной деятельности:

- методологическая рефлексия, направленная на осмысление и постоянную оценку осуществляемых познавательных действий, а также на разработку специальных методов и средств достижения объективно-истинного знания об исследуемой реальности;

- направленность на получение результата в форме нового знания или информации об изучаемом феномене.

В структурном плане наука как специфическая деятельность организована, прежде всего, по дисциплинарному принципу, т.е. путем выделения отдельных научных дисциплин, в рамках которых содержание и последовательность познавательных действий согласуются с особенностями объекта и предмета исследования, а также характером искомого знания и сферами его применения. Наряду с дисциплинарной организацией научной деятельности существуют такие ее формы, как область исследований, где соединяются некоторые параметры смежных дисциплин, а также программно-целевые исследования, ориентированные на решение комплексных задач (освоение новых источников энергии, создание новых материалов, освоение Мирового океана, космоса и т.д.).

Наиболее масштабно можно выделить три основные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания:

1) естественные – науки о природе;

2) гуманитарные – науки об обществе и человеке;

3) технические – науки об искусственных объектах.

В рамках представлений о науке как специфической деятельности выделяют два основных типа научных исследований:

- фундаментальные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов);

- прикладные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, используемого непосредственно для решения практических задач).

В рамках фундаментальных исследований выделяют исследования двух типов.

Фундаментальные исследования первого типа – научные разработки, ориентированные на выработку наиболее общих представлений об исследуемой реальности и выявление ее наиболее общих законов, т.е. на поиск ответов на вопросы: как устроена исследуемая реальность, что дальше за пределами познанного? Критериями отнесения научных разработок к фундаментальным исследованиям первого типа являются:

- пересмотр основных положений данной дисциплины;

- пересмотр ее общепринятых методологических установок;

- исследования вблизи предельных значений числовых параметров изучаемой реальности;

- исследования в пограничных областях;

- отсутствие прямо выраженной ориентации на непосредственное практическое использование ее результатов.

Фундаментальные исследования второго типа (ориентированные фундаментальные исследования) – научные разработки, в которых в общем случае ставится цель найти оптимальное по определенным параметрам прикладное решение крупной научно-технической или социальной проблемы или обеспечить теоретическое обоснование ее решения. Примеры: исследования по разработке ядерного синтеза, созданию компьютеров нового поколения и т.д.

Наука как система знаний – это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.

В ходе познания реальности приобретаются различные знания о природе, человеке и обществе, о целях и программах деятельности человека и т.д. (научных и ненаучных). (Знания – объективная реальность, данная в сознании человека). Отличительной чертой научного знания является то, что оно представляет собой информацию о изучаемых явлениях и процессах действительности, которая должна удовлетворять ряду критериев (вопрос о критериях дискутируется в философии науки). Исторические критерии научного знания (определяются для того, чтобы зафиксировать исторически конкретные формы знания и отличить их от протонауки):

- формально-логическая непротиворечивость знания;

- опытная проверяемость;

- доказательность и обоснованность;

- системность (установление взаимосвязи, классификация);

- воспроизводимость.

Существуют также функционально-ориентированные критерии:

- логические критерии: непротиворечивость, полнота, независимость исходных аксиом и т.д.;

- прагматические: простота, практическая значимость, инструментальная эффективность.

Наука как система знания, так же как и научная деятельность, организована, прежде всего, по дисциплинарному принципу, т.е., за счет выделения отдельных научных дисциплин в зависимости от объекта и субъекта исследования. Выделяют три основные группы наук: естественные; гуманитарные; технические.

Научное знание включает в себя три основные уровни:

1) эмпирический (данные наблюдений, эмпирические факты и законы);

2) теоретический (понятия, категории, принципы, гипотезы, теории);

3) метатеоретический (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки).

Наука как социальный институт – сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в системе научных учреждений, объединенных определенными принципами и нормами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества. Анализ науки как социального института позволяет существенно дополнить представление о ней как о сложной системе взаимосвязей между ученым, научным сообществом и различными подсистемами общества. Как социальный институт наука сформировалась в Новое время. Оформление ученых в научно-исследовательские организации. В итоге в социальной структуре появляется новый элемент – научное сообщество – общность людей, профессионально занятых научной работой.

В настоящее время в структуре науки как социального института выделяют три сектора:

1) академический (преобладают фундаментальные исследования);

2) вузовский (фундаментальные + прикладные);

3) отраслевой (преобладают прикладные исследования).

Наряду с отмеченными используются также нетрадиционные формы организации научной деятельности: профильные научные центры, фонды и т.д., часто объединяющие представителей различных секторов наук.

В настоящее время численность мирового научного сообщества составляет около 5 млн. человек.

Наука как производительная сила – важная составляющая производительных сил и фактор их развития на пути использования научных знаний при разработке новых технологий, предметов труда и продуктов предметно-практической деятельности. Технологии на основе науки, в настоящее время обеспечивают производство свыше 90% общественного продукта. На основании научных знаний созданы и постоянно создаются новые материалы с заданными свойствами. Их последующее использование в производстве в качестве предмета труда обеспечивает, с одной стороны, дальнейший технологический прогресс, с другой – необходимые параметры и в целом желаемое качество конечного продукта.

Наука как форма общественного сознания – отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания. Ведущее значение в этом плане имеют фундаментальные науки, где периодически возникают и решаются мировоззренческие вопросы. Важное значение здесь имеет выработанный в науке стиль мышления как наиболее системный и рефлексивно-обоснованный.

Основные социальные функции науки:

- культурно-мировоззренческая (наука оказывает важнейшее влияние на формирование мировоззрения и ценностно-культурных ориентаций общества; она во многом определяет характер предметных представлений о мире и месте в нем человека, выделяет человека как активное существо, находящееся в деятельностном отношении к миру);

- функция непосредственной производительной силы (практическое применение НТП; функционирование производства и управление им опираются на науку);

- функция социальной силы (использование науки для регулирования процессов социального развития (социально-экономические программы));

- образовательная (кумуляция и воспроизводство научного знания в системах образования и трансляции социального опыта).

Таким образом, на основе структурно-функционального анализа науки выявлены и зафиксированы различные аспекты ее содержания.

Наука – сфера социально организованной познавательной деятельности, в которой осуществляется рационально-понятийное освоение действительности, фиксируемое в системе предметного, объективного знания.

Специфика научного познания

Наука реализуется прежде всего в сфере познавательных действий.

Научное познание – система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности.

Научное познание как специфически организованная совокупность познавательных действий имеет ряд характеристик, отличающих его от других форм организации:

1) Это специализированная форма познавательной деятельности, направленная в идеале исключительно на производство знания, нередко вне конкретных представлений о возможных сферах и способах его последующего применения.

2) В основе познавательных действий лежит четкая выделенность их объекта и предмета. Наука в отличие от других типов познания нацелена на предметное и объективное изучение действительности (исследование объектов как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития – снятие личностных и ценностных моментов).

3) Прогностичность – направленность на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира. Поэтому в науке осуществляются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и такие, результаты которых могут найти применение только в будущем. Движение познания в целом обусловлено не только непосредственными запросами сегодняшней практики, но и познавательными интересами, через которые проявляются потребности общества в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения мира. Пример: открытие законов электромагнитного поля   появление радиоэлектронной аппаратуры.

4) Научное познание предполагает использование специализированного инструментария:

- специальные материальные средства (реактивы, экспериментальные установки, контрольные приборы и т.д.), средства обработки информации и связи, транспортные средства, энергетические установки и т.д.

- идеальные средства (теоретические объекты, формализмы, знаково-математические исчисления и т.д.).

5) Научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов, норм и т.д.). Наряду с материальными средствами научного познания они входят в исследовательский инструментарий науки, обеспечивающий воспроизводимость и контролируемость познавательных действий, а также получение результата, отвечающего определенным требованиям.

6) Специализированный язык. По сравнению с языком повседневного общения для него характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.

7) Результаты познавательных действий, организованных в форме научного познания, т.е. знания, должны соответствовать ряду требований:

- объективность (отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли и мнений познающего субъекта);

- логическая обоснованность (включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических принципов);

- системность;

- воспроизводимость,

- контролируемость путей получения.

Научное и вненаучное познание

В своем функционировании научное познание испытывает постоянное воздействие со стороны вненаучного познания. Характерные черты вненаучного познания:

- нечеткая выделенность предмета и средств познавательных действий (полипредметность, мозаичность);

- ситуативность;

- невысокая степень общности и прогностичности результата.

- целевая подчиненность.

Существуют различные классификации вненаучного познания и знания. Как правило, они строятся на основе историко-генетического и системно-функционального критериев дифференциации.

Согласно первому критерию выделяют такие формы познавательной деятельности, которые возникли и оформились в культуре еще до формирования науки. К ним относятся:

- обыденно-практическое познание, в котором фиксируется повседневный опыт и обнаруживается логика здравого смысла;

- игровое познание, ориентированное на развитие творческих и коммуникативных способностей человека, реализующееся на основе условно принимаемых правил и целей и имеющее обучающее-развивающий характер;

- художественное;

- религиозное;

- мифологическое;

- моральное (три последних регулируются посредством традиций и дают рецептурное знание).

Второй критерий позволяет выделить такие формы вненаучного познания и знания, которые возникли на волне собственного развития науки, как паранормальное, псевдонаучное, квазинаучное, антинаучное, девиантное и др. Они отличаются тем, что существуют во многом благодаря науке и стремятся использовать ее принципы организации и инструментарий, дублируют ее социальные функции

Паранаука – учения о тайных феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности (экстрасенсорика, телепатия).

Псевдонаучное знание – форма интерпретации событий и явлений, реально изучаемых наукой, но еще не получивших в ней адекватных объяснений в соответствии с принятыми в науке логико-методологическими стандартами и эталонами (НЛО и т.д.).

Лженаука. Содержательная ошибка: ложное положение выдается за истинное или наоборот (результат процесса познания как наложения существующей системы понятий на новые сферы действительности, или преднамеренной лжи). Формальная ошибка (нарушение правил логики) – паралогизмы и софизмы.

Квазинаука – знание, опирающееся на методы насилия и принуждения.

Антинаука – сознательное искажение представлений о действительности.

Девиантное научное знание – познавательные структуры в науке, которые еще не получили всеобщего признания в научном сообществе и не одобрены в соответствии с доминирующими в нем методологическими стандартами.

Подобные виды вненаучного познания и знания существуют столько же, сколько и наука. Однако в настоящее время они приобрели особую значимость благодаря СМИ. Причины этого:

- негативные последствия НТП;

- неадекватно высокая стоимость ряда научных проектов;

- постоянное повышение барьера, разделяющего научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию.

Вопрос о роли вненаучного знания при построении систем научного знания. Отношение знания к реальности?

Философия науки как форма рефлексивного осмысления научного познания

Исследование науки характеризуется разнообразием форм, жанров и стилей ее описания и интерпретации. Влияние традиций философского анализа познания на формы и методы современного науковедения.

Условно весь массив знаний о науке и основных направлениях ее изучения и исследования можно разделить на три блока:

1) дисциплинарные исследования науки (история науки, социология науки, психология науки, логика науки и т.д.);

2) междисциплинарное исследование науки (т.н. науковедение);

3) философско-методологический анализ научного познания, на базе которого развивается философия науки как форма системного осмысления феномена науки в его исторической динамике и функционировании в современной социокультурной среде.

Философия науки. Два значения:

1) совокупность гносеологических концепций о природе, функциях и динамике научного познания;

2) системно организованная совокупность знаний о логико-когнитивных, методологических и социокультурных аспектах бытия науки как специфического компонента современной культуры.

Основные направления философии науки:

- анализ структуры науки, представленной в разных формах ее бытия (наука как деятельность, знание и социальный институт);

- исследование основных функций науки в различных социокультурных системах и особенностей ее существования в современном обществе;

- изучение проблемы роста знаний и динамики науки в эпоху научных революций и в периоды ее «нормального» существования;

- аксиологические проблемы науки, в рамках которых рассматриваются многочисленные вопросы ее взаимосвязи и диалога с обществом и различными элементами культуры.

Некоторые авторы утверждают, что главной задачей философии науки является нахождение взаимоотношения между философией и частными науками, которое называется основаниями науки (онтологические, гносеологические, методологические, ценностные).

Формирование философии науки связано с позитивизмом 19 в. Кратко суть. Позитивистская программа получает дальнейшее развитие и интерпретацию в эмпириокритицизме, конвенционализме Ж. Пуанкаре и П. Дюгема, инструментализме Дж. Дьюи и П. Бриджмена. Позитивные знания. Конвенционализм.

Следующий шаг – неопозитивистская программа (Г.Фреге, Б.Рассел, логический позитивизм «Венского кружка»). Черты – верификационизм, физикализм, жесткая демаркация научного знания и метафизики. Основания неопозитивизма сводились к следующему:

1) Положения «метафизики» (традиционной философии) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. Философия вообще не имеет своего предмета.

2) Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики.

3) Законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, представляя собою результат условного соглашения ученых.

4) Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков, преследующий две цели: а) изгонять из науки не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, показывать их бессодержательность, исследовать их истоки, коренящиеся в несовершенстве языка и его неправильном употреблении; б) обеспечивать построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

Основной философский метод логического позитивизма выражен в принципе верификации и формулируется так: научный смысл имеют те предложения, которые прямо или косвенно допускают их сведение к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида или протокольные записи ученого (протокольные предложения). Протокольное предложение представляет собой суждение типа “…в таком месте, в такое время, при таких обстоятельствах наблюдается то-то и то-то”. Иначе говоря, нужно сравнивать предложения с эмпирической действительностью, указать условия, при которых они будут истинными или ложными. Если мы не может указать, как следует проверить предложение, то оно лишено научного смысла. Можно, например, легко установить, что предложение типа «На улице идет дождь» вполне осмысленно, ибо легко указать и метод его проверки – выглянуть в окно. Таким образом, истина, согласно сторонникам данной позиции, состоит в соответствии высказывания факту. Предложение же «Душа человека бессмертна» лишено всякого научного смысла, так как никакой метод его эмпирической проверки не может быть указан. В соответствии с принципом верификации логические позитивисты объявили бессмысленными высказывания традиционной философии, так как они не могут быть проверены опытом или доказаны (либо опровергнуты) логическим анализом.

Следующий этап – фаллибилистская модель научного знания (фальсификационизм К. Поппера, методология НИП И. Лакатоса). Наука неспособна дать достоверные, или хотя бы вероятностные знания. Наше познание основывается не только на достоверных понятиях, но и на многочисленных догадках и разнообразных объяснениях, которые должны подвергаться постоянным проверкам. Но ни одна проверка не достигает конечной цели и каждую теорию следует рассматривать как догадку, которая получила какое-либо подтверждение. Любая научная истина во время очередной проверки может обнаружить свою ложность в новом контексте и принцип верификации здесь не поможет. В сущности, процедура верификации как логического обоснования одних высказываний с помощью других ведет к безграничному регрессу, ибо эта процедура способна только повышать степень вероятности наших субъективных убеждений в собственной правоте. Поэтому необходимо использовать более однозначную процедуру фальсификации. Если между теорией и опытом обнаруживается расхождение, то это свидетельствует о ложности ее выводов, которые должны быть выведены из сферы теории. Принцип фальсификации предстает как основа самокритики науки, средство минимизации ошибок и достижения истины. Однако данную методологическую процедуру К. Поппер рассматривал не как самоцель, а лишь как способность теории, гипотезы и т.п. подвергнуться критическому анализу. Всякое знание имеет лишь предположительный, гипотетический характер (принцип фаллибилизма).

С 1960-1970-х гг. распространяется историцистский и релятивистский подход в философии науки (Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, дж. Холтон и др.). Но история науки убедительно показывает, что принятые в ней методы и процедуры очень редко соответствовали идеалу самокритики, о котором говорит Поппер (Томас Кун). Наука в своем историческом развитии проходит три стадии: допарадигмальную, парадигмальную (нормальную) и экстраординарную (внепарадигмальную науку стадии научной революции). На первой стадии наука представляет собой эклектическое сочетание разнообразных взаимопротиворечивых гипотез и научных группировок. В условиях жесткой конкуренции создаются многичисленные модели реальности, из числа которых на определенном этапе развития выделяется одна теория как образец научного решения теоретических задач, а ее фундаментальные принципы, методы и ценности, безусловно разделяемые научным сообществом, образуют парадигму. Она задает тип объектов и способы их познания и одновременно отвергает все факты и теории, которые вступают в противоречие с нею. На этой стадии нормальной науки происходит сбор и накопление фактов, проводятся эксперименты на основе и в соответствии с господствующей парадигмой, расширение границ применения научной теории, осуществляются попытки решения нерешенных проблем. Это период нормального развития науки, когда основные закономерности объекта открыты и осмыслены и осуществляется накопление знаний и поиск границ, в которых действуют открытые закономерности. В этом процессе и выявляются “аномальные” явления, которые не вписываются в принятую парадигму. Это порождает кризис научной теории, вызывает научную революцию, в процессе которой наука приходит к новому творческому синтезу и формулировке новой парадигмы.

«Методологический анархизм» П. Фейерабенда.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5213. Искусство как форма познания мира 21.08 KB
  Понятие и сущность искусства. Специфика искусства. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство. Роль искусства в познании мира. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства...
4872. Интернет и общество в современном мире 40.29 KB
  Информационное общество - это новый этап развития человеческой цивилизации, характеризующейся в первую очередь высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами - микропроцессорными технологиями и сетью Интернет.
2575. СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 315.08 KB
  Кроме того при увеличении частоты импульсов все сильнее проявляется поверхностный эффект в проводниках и сечения проводников в том числе и обмоток используются все хуже увеличивается влияние паразитных индуктивностей и емкостей увеличивается уровень электромагнитных наводок в конструктивных элементах а также помех в цепях управления и в окружающем пространстве. Для предотвращения поражения электрическим током обслуживающего персонала и защиты цепей управления должна быть предусмотрена гальваническая развязка цепей управления и силовых...
18405. Институт президентства в истории и современном мире 126.84 KB
  Степень изученности данной темы оказалась не высокой, так как спустя почти год после официальной публикации данного законопроекта я не нашел ни одной статьи или публикации, в которой бы грамотно и доступно для населения был дан юридический анализ этому конституционному закону.
11209. Проблема социализации одаренных детей в современном мире 8.17 KB
  Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям учащихся в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
1411. СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ –ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ 86.26 KB
  Несмотря на многочисленность произведений в которых подробно анализируются причины войн и различные сценарии их развития последствия военных конфликтов и эффективность разрешения проблем которые лежат в их основе не существует единого мнения о...
9737. Роль Совета безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов в современном мире (на примере Иракского кризиса) 191.44 KB
  Анализ роли Совета Безопасности ООН в обеспечении системы коллективной безопасности. Правовая база принципы и задачи деятельности Совета Безопасности ООН по обеспечению системы коллективной безопасности. Механизм обеспечения коллективной безопасности под эгидой ООН...
2484. Философия: наука, мировоззрение, учебная дисциплина, форма общественного сознания, царица наук, любовь к мудрости 66.34 KB
  Философия как мировоззрение: Мировоззрение целостный взгляд на мир и отношение человека к этому миру. провиденцианизм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. в центр внимания ставило человека воспевало его достоинство величие и могущество иронизировало над догматами Церкви; Неоплатоническое сер. развивали учение Платона пытались познать природу Космос и человека с точки зрения идеализма; Натурфилософское XVI нач.
2296. Философские проблемы познания 1.09 MB
  Основные проблемы гносеологии: А Проблема источника познания: что является основным источником познания Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт эмпиризм либо разум рационализм. Сторонники этой концепции утверждают что основным источником познания является чувственный опыт. Всё что в него приходит – приходит извне через чувственное восприятие. 4 Рационализм утверждает что главной целью познания является разум: он первичен.
12907. МАТЕМАТИКА - ЯЗЫК ПОЗНАНИЯ МИРА 20.25 KB
  ЗАЧЕМ НУЖНЫ МОДЕЛИ Прежде чем ответить этот вопрос следовало бы определить что такое модель. Сначала приведем несколько примеров которые помогут сформировать интуитивное представление о понятии “модель†а уж потом дадим определение. Это модель.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.