ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Проблема сущности и бытия человека – одна из “вечных проблем” философии. Интерес к этой проблеме, всегда повышенный, особенно обостряется в критические, переломные периоды истории. Человек задается вопросом: какова вообще природа человека, в чем его предназначение

2014-11-01

24.94 KB

34 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Эволюция философских представлений о человеке.

Проблема сущности и бытия человека – одна из “вечных проблем” философии. Интерес к этой проблеме, всегда повышенный, особенно обостряется в критические, переломные периоды истории. Человек задается вопросом: какова вообще природа человека, в чем его предназначение? Этим занимается философская антропология – учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности.

Основные вопросы философской антропологии:

  •  в чем сущность человека?
  •  каково происхождение человека как социального существа?
  •  под влиянием каких факторов человек формируется как личность?
  •  как соотносятся между собой личность и общество? Какова степень свободы личности в обществе?
  •  в чем смысл человеческого существования?

Решение вопросов философской антропологии затруднительно. Трудность заключается в том, что определение человека невозможно осуществить обычными методами. Человек слишком сложное существо, чтобы его можно было изучать при помощи тех же методов, при помощи которых изучаются природные явления. Единственный возможный путь анализа проблемы человека – это описание тех ситуаций, в которых живет и действует человек.

Проблема человека по-разному решалась на различных этапах развития философии:

1) Античная философия: В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса). Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм. Человек при этом выступает как малая модель космоса: все, что есть в человеке, содержится и в космосе, а все, что есть в космосе, содержится и в человеке. Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела; духовные и материальные ценности для человека рассматриваются как одинаково значимые.

2) Средневековая философия: В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.  В иерархии созданных Богом творений человек занимает особое место: с одной стороны – он создан по образу и подобию Бога, является отражением абсолютной божественной личности, а поэтому является наиболее совершенным творением, по своей значимости находится выше всех природных объектов (человек – единственное земное существо, наделенное бессмертной разумной душой и свободной волей); с другой стороны – он рассматривается как безнадежно испорченное грехом, ничтожное по сравнению с Богом и зависимое от Бога существо. Душа в человеке рассматривается как более важная и значимая часть по сравнению с телом. Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение; материальные ценности – второстепенны.

3) Философия Возрождения: В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя. Утверждалась мысль о том, что место человека в мире обусловлено не грехом и спасением, а исключительно его достоинством. Утвердилась идея свободы воли человеческой личности, то есть признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.

4) Философия Нового времени: В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает рационального господства над миром. Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.

5) Неклассическая философия: Складывается ряд подходов. К основным из них относятся:

- Натуралистический подход (эволюционизм, философия жизни, фрейдизм): Человек рассматривается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего такого, что невозможно было бы в других природных образованиях. Сущность человека определяется его объективными факторами – сферой биологического, бессознательного.

- Социологический подход (марксизм, структурализм): Человек рассматривается как совокупность социальных отношений, которые создают его и обуславливают его сущность. Природа человека изменяется в связи с изменением общества («каково общество, таков и человек»).

- Экзистенциально-феноменологический подход (экзистенциализм, феноменология): Существование каждого отдельного человека уникально и неповторимо. У человека нет никакой определенной сущности. Каждый человек в процессе деятельности сам создает свою сущность, отличную от сущности других людей.

Проблема антропосоциогенеза.

Вопрос о происхождении человека – это начало всех суждений о его природе. Понятие антропогенеза означает процесс происхождения и развития человека как особого биологического вида. Под антропосоциогенезом понимается процесс происхождения и развития человека как социального существа.

В решении проблемы антропогенеза можно выделить несколько основных подходов:

1) Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога. В этом своем качестве он выступает как несовершенное отображение совершенной божественной личности.

2) Уфологический подход отстаивает идею неземного, космического происхождения человека.

3) Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.

В настоящее время абсолютное большинство ученых придерживаются натурально-эволюционного подхода. Схематически научные представления об антропогенезе можно представить следующим образом: Примерно 3,5 – 5,5 млн. лет назад природно-климатические изменения на Земле (геомагнитные инверсии, изменение температурного режима планеты, изменение флоры и фауны) привели к формированию гоминид с антропоморфными признаками (прямохождение, специфическое строение рук, гортани, сложная организация мозга). Вместе они и составляют природно-биологические предпосылки формирования человека. Эти факторы дополнялись зарождающимися социальными факторами: эволюцией и регулированием семейно-брачных отношений, возникновением запретов (табу), членораздельной речи, трудовой деятельности. Процесс формирования человека как особого биологического вида проходил через ряд условных этапов:

3,5 – 1,5 млн. лет назад – австралопитеки;

1,5 – 0,5 млн. лет назад – архантропы (питекантропы и синантропы);

500 – 40 тысяч лет назад – неандертальцы;

45 – 15 тысяч лет назад – кроманьонцы как родоначальники современного типа человека.

Принято считать, что на этом биологическая эволюция человека завершилась и началась его социальная эволюция. Однако с точки зрения натурально-эволюционного подхода невозможно объяснить, почему человек сформировался именно как социальное существо. По вопросу об основных факторах антропосоциогенеза существуют ряд концепций в философии:

1) Трудовая концепция (основоположник – Ф. Энгельс): Источником формирования человека как социального существа является труд. Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природы с помощью орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Развитие орудий труда и тем самым увеличение потребляемого продукта последовательно привели к переходу от первобытного стада к обществу, основанному на социальных связях. Отношения, складывающиеся в процессе труда и в результате присвоения и распределения продуктов труда, лежали в основе первых норм морали и первых форм социальной организации. Передача от поколения к поколению орудий труда стала первым фактором человеческой культуры. Необходимость достаточно сложной коммуникации в процессе труда, обмена информацией приводит к развитию языка и речи.

2) Игровая концепция (основоположник – Й. Хёйзинга): Источником формирования человека как социального существа является игра. Игра рассматривается как форма свободной творческой активности в отличие от труда и повседневности, подчиненных требованиям практической необходимости. В игре человек временно может реализовать свою свободу. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от повседневных забот, вместе с тем подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры выступают особые правила и пространство, в пределах которого действуют эти правила. Все формы человеческого общества и культуры возникают в результате игры (например, религиозные культы – игра-представление, война – игра-состязание и т.д.).

3) Психоаналитическая концепция (основоположник – З. Фрейд): Источником формирования человека как социального существа является механизм сублимации, т.е. превращение бессознательных агрессивных психических инстинктов человека в созидательную деятельность. Все формы общества и культуры возникают в результате возникновения у людей коллективных психологических комплексов (вина, стыд), которые приводят к формированию определенных норм, правил и способов поведения и деятельности.

4) Семиотическая концепция (основоположник – К. Леви-Стросс): Источником формирования человека как социального существа является язык. Язык выступает универсальным посредником между миром и человеком, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают реальные предметы. Человек воспринимает действительность только при помощи языка. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. Возникновение различных форм культуры и общества стало возможным в результате формирования речи.

Каждая из указанных концепций имеет свои сильные и слабые стороны. Вместе с тем можно отметить, что в совокупности они как бы дополняют друг друга, выделяя различные факторы эволюции человека как социального существа.

Единство биологического и социального в человеке.

В основе разных пониманий сути антропосоциогенеза коренится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе или сущности человека.

В философской мысли сложились три основных подхода по этому вопросу:

1) Биологизаторский: Характерна абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.

2) Социологизаторский: Характерна абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.

3) Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального в существовании человека. Человек обладает двойной качественной определенностью.

Биологическое в человеке – это совокупность телесных свойств, развившихся от животных предков и изменявшихся под воздействием социальных факторов. Понятие биологического (тела) отражает материально-вещественную, природную сторону человека. В этом своем качестве он является организмом, частью природы. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др. Биологические качества являются необходимой предпосылкой и условием существования человека и составляют природные основания для формирования личности. Они, таким образом, выступают основой социальной жизни человека.

Социальное в человеке – это все то, что человек приобретает в результате отношений с другими людьми. С этой точки зрения человек – это социально обусловленная и социально интегрированная система, биологические особенности которой контролируются социальными качествами. Проявлением социальности человека выступает наличие у него желаний, склонностей, интересов, идеалов, норм, оценок, убеждений. Поведение человека обусловлено не природными законами, а специфически человеческими мотивами и оценками и осуществляется на основе цели. 

В реальной жизни реального человека отделить невозможно отделить биологическое от социального. Человек, таким образом, – это биосоциальное существо, существование которого обусловлено двумя программами: биологической и социокультурной. Биологическая программа включает в себя этапы природного развития человека: детство, юность, зрелый возраст, старость. Социокультурная программа предусматривает процесс социализации человека, т.е. формирования у него социальных норм, ценностей, убеждений, включение в общественную жизнедеятельность.

Взаимосвязь биологического и социального в человеке можно продемонстрировать на примере таблицы:

Биологическое

Социальное

Взаимосвязь

биологического и социального 

Человек, как часть природы, подчинен действию естественных законов

Человек обретает свою человеческую сущность только в пределах общества

Существуют биологические основы социальности человека: большой период детства, склонность к подражанию, любопытству, проявлению эмоций.

Природные свойства человека, а также его темперамент, задатки передаются по наследству посредством генетического механизма

С развитием социальности (науки, медицины, образования) появляется возможность улучшения биологической природы человека

Ущербность биологической природы человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности

Понятие личности.

Рассмотрение взаимоотношения биологического и социального начал в человеке требует более подробного анализа содержания понятий, характеризующих именно социальное начало в человеке. К ним относятся такие понятия как «индивид», «индивидуальность», «личность».

Индивид  это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется во многом в природных качествах человека (генетическая программа, тип высшей нервной деятельности), но в решающей степени она обусловлена социальными качествами (способностями, убеждениями, интересами и т.п.), которые выявляются по мере приобретения жизненного опыта, целенаправленной работы над собой.

Наиболее сложным является понятие «личность». Под личностью понимается человек в совокупности его социальных качеств и индивидуально-психологических характеристик. Личность есть продукт общественного развития и вместе с тем субъект, сознательно направляющий ход событий (личности присуща определенная автономность).

Структура личности может быть рассмотрена в рамках социологического и психологического подходов.

Структура личности с точки зрения социологического подхода:

1) совокупность отношений с внешним миром:

- социальные статусы (положение, занимаемое людьми в обществе);

- социальные роли (устойчивые формы деятельности людей, например, работник, руководитель, студент и т.д.);

2) внутренние отношения людей к окружающему миру, в значительной степени определяющие характер взаимодействия с обществом (мировоззрение, самосознание).

Структура личности с точки зрения психологического подхода:

1) темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);

2) характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);

3) способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);

4) направленность или интенциональность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);

5) самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний). Самосознание личности по мере его развития трансформируется в жизненную позицию, представляющую собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию.

Взаимоотношение личности и общества

Формирование личности в обществе предполагает два взаимосвязанных процесса – социализацию и самореализацию.

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы социальных ролей и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. Социализация – это процесс становления личности. В этом смысле ее как результат внешнего воздействия социальной среды на человека.

Выделяют два вида социализации:

- направленная (формирование социальных качеств под влиянием целенаправленного воспитания, образования);

- стихийная (формирование социальных качеств под влиянием общения с ближайшим окружением).

Социализация характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. Выделяют четыре стадии социализации:

- ранняя (от рождения и до поступления в школу),

- обучение,

- социальная зрелость (охватывает период активной трудовой деятельности),

- завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной официальной трудовой активности).

Под самореализацией понимается процесс использования социальных ролей и ценностей, сложившихся в ходе формирования личности.

Противоречивое взаимоотношение личности и общества наиболее остро выражается в проблеме свободы личности. В рамках философской мысли сложились три основных подхода в истолковании данной проблемы:

1) Фатализм (личность, находясь в обществе не имеет никакой свободы; вся жизнь, деятельность и мышление человека полностью определяются внешними социальными силами).

2) Волюнтаризм (человеческая воля не зависит от внешних социальных обстоятельств, а поэтому личность полностью свободна в выборе своей жизненной программы в обществе).

3) Компромиссный подход (деятельность и мышление человека определяются как внешними социальными обстоятельствами, так и внутренними волевыми побуждениями личности).

С вопросом о свободе личности тесно связан вопрос об отчуждении личности. Точнее, это две стороны одной и той же проблемы. Под отчуждением понимается разрыв непосредственных общественных связей между людьми, осознание их как искусственных и навязанных извне. Преодоление отчуждения связывается с выявлением и восстановлением подлинных общественных связей и их разумным регулированием, что рассматривается как важнейшая предпосылка достижения свободы личности.

Сознание как предмет философского осмысления.

Социальность человека проявляется прежде всего в том, что личность обладает таким свойством как сознание. Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека, основой его духовности и рациональности, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание:

- выражает способность человека к познанию;

- выступает средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих отношений;

- является средством обмена опытом и передачи его от поколения к поколению;

- объединяет творческие возможности человека;

- обеспечивает ценностные ориентации;

- является средством коммуникации.

Таким образом, сознание – это высшая, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление действительности и регуляцию жизнедеятельности людей.

В истории философии сформировались несколько подходов в понимании сознания. В классической философии сложились два основных подхода:

1) Субстанциональный (представлен в большинстве учений античной, средневековой, ренессансной, а также в новоевропейской и немецкой классической философии). Сознание здесь рассматривается как сверхчеловеческая, надмировая сущность – субстанция (Логос в античной философии; Бог; Абсолютная идея у Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание – это лишь частица или продукт надмирового сознания. Ценность человеческого сознания определяется степенью причастности к этой духовной субстанции.

2) Натуралистически-функциональный (сформировался в трудах английских эмпириков 17 в. и французских материалистов 18 в.). Сознание рассматривается здесь в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга усматривается в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о себе и природе. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства механически, так же, как печень вырабатывает желчь и т.п.

Объединяет оба подхода классической философии пассивное понимание природы сознания. В обоих случаях сознание рассматривается только как средство отражения объектов внешнего мира.

В неклассической философии сформировался ряд новых подходов:

1) Социокультурный подход. Формируется в рамках таких направлений как марксизм, структурализм и т.д. Согласно данному подходу:

- сознание – продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать;

- сознание – это функция высокоорганизованной материи, а значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга;

- сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения;

- формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.

2) Экзистенциально-феноменологический подход. Формируется в рамках таких направлений как экзистенциализм, феноменология и т.д. Согласно данному подходу:

- утверждается принципиальная самостоятельность сознания человека в отношении и к природно-материальному миру и к обществу;

- центральной характеристикой индивидуального сознания объявляется интенциональность, т.е. направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.);

- посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека.

3) Психоаналитический подход. Формируется в рамках такого направления как философия психоанализа. Согласно данному подходу:

- формирование и функционирование сознания обусловлено скрытыми факторами психической организации человека, которые определяют мышление и поведение человека (бессознательное).

- бессознательное не является непосредственно частью сознания и его содержание преимущественно недоступно для сознания; однако, путем различных неявных механизмов оно определяет сознательную деятельность человека.

Генезис сознания

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях неживой, живой и социальной материи. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации.

Биологической предпосылкой формирования сознания является психика как высшая форма отражения в живой природе. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма.

Сознание отличается от психики следующими признаками:

- абстрактно-логическое мышление;

- целеполагание;

- самосознание;

- связь с языком.

Социальными факторами возникновения сознания стали формирование трудовой деятельности и языка:

1) Труд – это процесс отношений между людьми, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее:

- коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию; 

- коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля;

- в процессе труда возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.

2) Язык – знаковая система, выработанная в обществе для коммуникации и передачи информации. Как способ существования сознания язык находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. К основным функциям языка относятся:

- экспрессивная (средство выражения мыслей);

- когнитивная (средство познания);

- коммуникативная (средство общения между людьми);

- кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний).

Структура и функции сознания

В структуре сознания выделяют следующие элементы:

1) Интеллект - способность к мышлению и познанию на основе понятий, суждений и умозаключений, выражающихся в речи.

2) Чувства и эмоции - способность к отражению внутренних состояний человека, его отношения к внешнему миру, к другим людям и к самому себе.

3) Воля – способность к регуляции человеческой жизнедеятельности.

4) Внимание – способность к концентрации на каком-либо объекте.

5) Память – способность к сохранению и воспроизведению жизненного опыта человека, это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего.

Существенная роль в деятельности сознания принадлежит бессознательному. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний, которая во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека.

В широком смысле сознание выполняет целый ряд функций, имеющих важное значение для жизнедеятельности человека:

1) Познавательная функция проявляется в способности человеческого сознания добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе.

2) Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде. 

3) Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром. 

4) Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
8902. Проблема сознания в философии и науке 14.44 KB
  Сознание как высшая форма отражения действительности: понятие отражения основные черты отражения эволюция форм отражения в живой неживой природе. Структура сознания самосознание и его формы. Категория сознание является противоположной категории материя. В истории философии само понятие сознание стало употребляться примерно с XVIII века когда стала изучаться физиология мозга.
1176. Проблема (ир)рациональности в философии 32.73 KB
  В первом смысле иррациональное таково, что вполне может быть рационализировано. Практически это есть объект познания, который поначалу предстает как искомое, неизвестное, непознанное. В процессе познания субъект превращает его в логически выраженное, всеобщее знание.
2297. Человек как проблема философии 556.25 KB
  Основные вопросы которые затрагивают проблему человека: В чем состоит сущность человека Что делает человека человеком Как определить ядро человеческого существования Определения слова человек могут быть самыми разнообразными но они могут не затрагивать сущность человека. Возникает вопрос: что же является сущностью человека Согласно Платону сущностью человека являются идея человека его душа. Главной особенностью души человека является то что она должна постигать вечные идеи и вечные истины. Человек один знает что...
13201. Трудовая мотивация как проблема социальной философии 159.03 KB
  Труд как вид человеческой деятельности. Этика в фокус внимания помещает трудолюбие как добродетель. Культурология и религиоведение анализируют различные культуры с точки зрения того как в них понимается и оценивается трудовая деятельность человека.
14727. Проблема бытия в немецкой классической и постклассической философии 30.37 KB
  Сначала это была природа тесно связанная с актом божественного творения вследствие чего зачастую сливалась с Богом как например Богприрода у Спинозы. Экспериментальная наука ищет в философии свою методологию способ адекватно познавать истину; в то же время философия по собственному признанию многих философов таких например как Фихте складывается как “наукоучение†т. как методология и логика науки. существует как рефлексия над научным знанием всегда в то же время выходя за эти рамки что видно уже на “Критике практического...
2459. Основные проблемы философии. Способы и формы бытия человека в мире 1.37 MB
  Способы бытия человека в мире условно можно разбить на три группы: Деятельность – это форма человеческой активности. В отличие от активности природы у активности человека есть цель: человеческая деятельность всегда целенаправленна. Деятельность человека осуществляется по тому или иному плану: либо этот план разработан на бумаге либо план имеется у него в голове.
16645. Различные традиции в трактовке природы мира и природы человека в экономической науке 9.29 KB
  Альтернативные же теории при всей реалистичности предпосылок лежащих в их основе не способны дать такого целостного взгляда не то что на окружающий человека мир но даже на хозяйство. Одна из целей данной работы заключается в том чтобы продемонстрировать сходство подходов альтернативных неоклассической парадигме – т. Тем самым мы покажем что можно говорить о некоем единстве антинеоклассических концепций.
10246. Анатомия и физиология человека: структура тела человека, жизнедеятельность организма и ее регуляция 120.93 KB
  Нервная ткань нейроны нейроглия. Сердечная мышечная ткань устроена как поперечнополосатая работает как гладкая соединительная ткань. Гладкая мышечная ткань эпителий жидкая соединительная ткань – кровь. Гладкая мышечная ткань хрящ мерцательный эпителий плотная соединительная ткань.
4722. КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ 15.49 KB
  Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного его компонента к другому.
10337. Понятие о педагогике как науке 14.84 KB
  Объект предмет задачи функции методы педагогики. Основные категории педагогики: образование воспитание обучение педагогическая деятельность педагогическое взаимодействие педагогическая технология педагогическая задача. Основными категориями педагогики являются: развитие воспитание образование обучение. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.