Международное воздушное право

Анализ реализации норм международного воздушного права в законодательстве Республики Беларусь, проанализировать Воздушный кодекс Республики Беларусь.

2014-08-04

17.56 KB

54 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема. Международное воздушное право.

Методические указания по изучению темы:

Студент должен уяснить понятие, принципы и источники международного воздушного права. Изучить Чикагскую конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. и ее значение.

Уяснить следующие вопросы: правовой режим воздушного пространства над территорией государства; порядок и условия предоставления права полетов иностранным воздушным судам, пользования аэропортами; правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве; коммерческие права международных воздушных сообщений («свободы воздуха»);  регулярные и нерегулярные воздушные сообщения.

Уяснить какие правовые меры принимаются для обеспечения безопасности международных воздушных полетов. Изучить Международные стандарты ИКАО и соглашения по борьбе с правонарушениями в сфере международной гражданской авиации.

Провести анализ реализации норм международного воздушного права в законодательстве Республики Беларусь, проанализировать Воздушный кодекс Республики Беларусь.

Литература:

  1.  Бордунов,  В.Д. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов / В. Д. Бордунов, А. И. Котов, Ю. Н. Малеев. – М., 1988.
  2.  Бордунов,  В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций / В. Д. Бордунов. -  М., 1989.
  3.  Дежкин,  В.Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений / В. Н. Жежкин. - М, 1987.
  4.  Малеев,  Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики / Ю. Н. Малеев. - М., 1986.
  5.  Международное воздушное право / отв. ред. А. П. Мовчан. Кн. 1. - М., 1980.
  6.   Международное воздушное право / отв. ред. А. П. Мовчан. Кн. 2. - М., 1981.
  7.  Харрис,  Г. Дж. Принципы и приложения к Конвенции ИКАО по международной гражданской авиации и их реализация в России и странах СНГ / Г. Дж. Харрис // Российский ежегодник международного права. 2001. -  СПб., 2001.
  8.  Воздушный Кодекс Республики Беларусь.

Вопросы по изучаемой теме:

  1.  Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права.
  2.  Правовой режим воздушного пространства.
  3.  Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта.
  4.  Международно-правовой статус воздушного судна и экипажа.
Форма контроля: индивидуальная консультация
Краткое содержание лекции:

1. Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права

Международное воздушное право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципом и норм, регулирующих отношения между государствами в целях осуществления международных воздушных сообщений.

Правовой режим воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные передвижения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую деятельность гражданской авиации.

Международными воздушными передвижениями считаю и полеты через воздушное пространство более чем одного государства, выполняемые в коммерческих целях.

Предметом международного воздушного права являются:

отношения по поводу организации международной аэронавигации;

отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий в суверенном воздушном пространстве государств, разрешающих такие полеты;

полеты в международном воздушном пространстве;

сотрудничество государств в использовании воздушного пространства;

безопасность международных воздушных полетов и режим
воздушного пространства.

В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.

Первый период (до Первой мировой войны) - формирование теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством, над своей сухопутной и водной территорией. Но ни одна из них не стала основной.

Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) -для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.

Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — характеризуется разработкой унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права: право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, право международной безопасности полетов и др. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.

Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов и норм международного права:

1. Принцип полного и исключительного суверенитета государства на воздушном пространстве в пределах всей своей сухопутной и водной территории. Каждое государство имеет право самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим использования части земной атмосферы, расположенной над территорией этой страны. Устанавливается разрешительный порядок полетов в суверенном воздушном пространстве государства.

2. Принцип свободы полетов в международном воздушном
пространстве, расположенном за пределами Государственных границ. Летательные аппараты любой страны имеют право беспрепятственного осуществления полетов в пределах этого пространства при условии строгого соблюдения установленных международным правом предписаний.

3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации в международном воздушном пространстве полетов национальных летательных аппаратов.

4. Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами юридическим и физическим лицам иностранных государств».

Международно-правовое регулирование воздушного права началось с Парижской конвенции о воздушной навигации 1914 и, которая предусматривала: 1) отказ от теории свободы воздуха и признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его сухопутной и ной территории; 2) право мирного пролета иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.

В 1928 г. была принята Панамская конвенция о коммерческой авиации, в 1929 г. -Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судии за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.

Важнейшим источником международного воздушного права является Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, дополненная поправками в 1954, 1961,1962, 1971, 1973, 1974, 1977,1980, 1984гг. К ней приняты 18 приложений. Конвенция подтвердила принцип суверенитета государства над его воздушным пространством, всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Была учреждена Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

К источникам международного воздушного права относятся Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948 г.), Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), Монреальский протокол к ней (1978 г.), предусматривающий абсолютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования.

В качестве первоисточника используется международный обычай. Его применение имело место при формировании следующих принципов: суверенитета государства над его воздушным пространством; об обязательности оказания помощи воздушным судном другому летательному аппарату или морскому судну, терпящему бедствие; о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраординарных ситуациях, права на несанкционированное вхождение (влет) в пределы иностранной воздушной территории и др.

Для реализации принципов и норм международного воздушного права важное значение имеет национальное законодательство.

2. Правовой режим воздушного пространства

Режим воздушного пространства и международных полетов - совокупность юридических норм, определяющих права и обязанности государств в отношении воздушного пространства, его использования, порядок воздушных передвижений, правовое положение воздушных судов, их экипажей, грузов и пассажиров.

Характеристика воздушного пространства включает описание его границ. Нижней границей воздушного пространства является сухопутная и водная поверхность земного шара. Нормы верхней границы в настоящее время не выработаны. Максимальная высота подъема воздушного судна равна приблизительно 33 километра. Многие государства предлагают установить верхнюю границу на высоте 100-110 километров.

Режим воздушного пространства и международных полетов над территорией каждого государства регулируется его национальным законодательством: воздушным кодексом, другими законодательными актами, а также заключенными этим государством международными договорами.

Каждое государство самостоятельно определяет порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство. Эта разрешительная система является основой правового режима воздушного пространства всех современных государств, обязательного как для регулярных, так и нерегулярных (разовых) международных полетов.

Существует два главных правовых основания выполнения международных полетов - международный договор (многосторонний или двусторонний) и специальное разрешение государства. Некоторые государства допускают на свою территорию нерегулярные полеты по уведомлению (диспетчерскому разрешению).

Во время пребывания судов в воздушном пространстве другого государства на них распространяется юрисдикция государства пребывания - правила паспортного, таможенного, валютного и карантинного контроля. По прибытии и убытии воздушное судно может быть подвергнуто досмотру. Компетентные органы вправе проверить документы: свидетельство регистрации самолета, удостоверение о его пригодности к полетам, свидетельства о квалификации членов экипажа, списки пассажиров и т.д. Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) с использованием их аэропортов, которые устанавливаются государством пребывания.

По Чикагской конвенции принимается принцип не дискриминации в отношении воздушных передвижений судов всех государств без исключения. Воздушное судно, пересекшее государственную границу без разрешения или совершившее иные нарушения правил полетов, признается судном-нарушителем и обязано совершим, посадку по требованию органов, контролирующих полеты.

Каждое государство из соображений безопасности и в соблюдение принципа не дискриминации может ограничить или полностью запретить полеты иностранных воздушных судов над определенными зонами своей территории.

Суверенитет государства не является абсолютным. Он действует в рамках международного права: государство пребывания принимает на себя обязательство обеспечить в пределах своей территории осуществление прав других государств в соответствии с заключенными таким государством международными соглашениями.

Воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства. Находясь в международном воздушном пространстве, воздушные суда подчиняются законам государства флага.

В целях обеспечения безопасности ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем:

консультативное - район, в пределах которого воздушным судам предоставляется полетная информация и ограниченное
обслуживание диспетчерской службой прибрежного государства
в целях рассредоточения воздушных судов в данном районе;

контролируемое — район, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает управление воздушным движением,
а прибрежное государство несет ответственность за обеспечение
безопасности полетов;

опасная зона — район, в пределах которого может возникнуть опасность для полетов;

- зона ограниченного режима полетов — район, в пределах которого производство полетов временно ограничено.

США, Канада, Греция, Южная Корея в одностороннем порядке установили так называемые «зоны безопасности», или «зоны опознания», при пролете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования, сообщать, в частности, свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону.

Режим полета над Антарктикой определяется Договором об Антарктике 1959 г.: установлен свободный полет гражданских воздушных судов всех стран независимо от того, являются они участниками данного договора или нет. Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО.

В 1992 г. в Хельсинки был подписан Договор по открытому небу, предусматривающий возможность осуществления государствами-участниками на взаимной и равноправной основе полетов вооруженных самолетов над территориями других государств-участников для наблюдения за военной деятельностью.

Сложилась устойчивая практика уведомления об испытаниях ракетоносителей в Мировом океане в пределах объявленных зон морского и воздушного пространства, а также о запусках ракет с бортов научно-исследовательских судов.

По Договору 1963 г. запрещено испытание ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Все это положительно сказалось на обеспечении безопасности полетов.

3. Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта

В практике международных воздушных сообщений (перевозок) действуют коммерческие права (или «свобода воздуха»), пять из которых были сформулированы в Чикагской конвенции 1944 г.:

  1.  право на свободный транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право;
  2.  право на транзитный полет с посадкой, но не в коммерческих целях, т.е. без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов, почты, для заправки топливом);
  3.  право привозить в иностранное государство пассажиров,
    грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (национальности) воздушного судна;
  4.  право увозить из иностранного государства пассажиром
    грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна;
  5.  право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их пи
    борт на территории такого государства для перевозки из любых
    третьих стран или в любые третьи страны.

В Заключительный акт Чикагской конвенции 1944 г. была включена стандартная форма двусторонних соглашений об обмене коммерческими правами в регулярном международном воздушном сообщении (Чикагская стандартная форма), предусматривающая взаимное предоставление всех пяти «свобод воздуха».

В Соглашении о транзите в качестве обычаев были сформулированы еще три «свободы воздуха»:

  1.  право осуществлять перевозки между третьими странами
    через свою территорию;
  2.  право осуществлять перевозки между третьими страна
    ми, минуя свою территорию;
  3.  право осуществлять необходимые перевозки, начало и
    окончание которых полностью находится в пределах иностранного государства.

Основную роль в правовом регулировании коммерческих воздушных сообщений играют двусторонние соглашения о воздушном пространстве.

Принцип взаимности является определяющим в регулировании маршрутов и пунктов посадок. Государства устанавливают специальные договорные линии для воздушных перевозок. Объем и частота перевозок по ним осуществляются на основе двусторонних международных соглашений. Эти соглашения предусматривают и регулирование тарифов на перевозки по договорным воздушным линиям. Правовое регулирование коммерческой деятельности в нерегулярном воздушном сообщении главным образом осуществляется посредством Пражского многостороннего соглашения (1956 г.).

4. Международно-правовой статус воздушного судна и экипажа

Содержание юридического статуса воздушного судна определяется в основном национальным авиационным законодательством различных стран, поэтому отсутствует единообразие и полнота раскрытия проблемы.

Ряд важных положений о юридическом статусе воздушного судна содержится в Чикагской конвенции 1944 г. и в приложениях к ней. Это признание всеми сторонами полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством в пределах государственной территории, правила пребывания воздушного судна на территории иностранного государства и др.

В соответствии с существующими международными правилами воздушное судно обладает национальной принадлежностью по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, что обеспечивает ему защиту этого государства. Как правило, зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр.

Во многих странах гражданское воздушное судно - объект гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, стать частью наследственного имущества и т.д.

Важное принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. В частности, Чикагская конвенция (ст. 3) относит к государственным воздушные судна, занятые на военной, таможенной и полицейской службе.

Правовой статус экипажа. Пока нет документа, который бы в целом определял его. Ряд прав экипажа и командира имеется в гл. III Токийской конвенции 1963 г., но они касаются мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту.

Действуя в пределах своих полномочий, члены экипажа выполняют строго определенные функции. Так, командир воздушного судна несет в целом ответственность за судно, его экипаж, пассажиров и за грузы в пределах определенного периода времени. Члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия.

Правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства. Во многих странах в состав экипажа могут включаться иностранные граждане.

Основные межправительственные международные организации

  1.  ИКАО - Международная организация гражданской авиации.
  2.  МАК - Межгосударственный авиационный комитет СНГ.
  3.  ЕКАК — Европейская Конференция гражданской авиации.
  4.  Евроконтроль - Европейская организация по обеспечению
    безопасности аэронавигации.
  5.  АФКАК - Африканская комиссия гражданской авиации.
  6.  АСЕКНА - Агентство по обеспечению безопасности аэро
    навигации в Африке и на Мадагаскаре.
  7.  КОКЕСНА - Центральноамериканская организация по об
    служиванию аэронавигации.
  8.  ЛАКАК - Латиноамериканская комиссия гражданской
    авиации.
  9.  КАКАС - Совет гражданской авиации арабских государств.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
6021. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 24.76 KB
  Данные нормы создаются путем заключения соответствующего договора или путем молчаливо выраженного соглашения между субъектами международного права обычай. Обеспечиваются нормы международного права международным принуждением формы характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях. Особенности международного права...
13053. Международное право 34.96 KB
  В современный период в связи с глобализацией международных отношений, усилением экономической и хозяйственной интеграции между государствами повышается роль и значение международного публичного права. На развитие международного права в ХXI веке значительное влияние оказывает научно-техническая революция
4179. Международное космическое право 13.29 KB
  Правовой режим космических объектов и космических экипажей. Осуществление юрисдикции и контроля над международными орбитальными космическими полетами.
5734. Международное публичное право 115.35 KB
  Из данного определения следует что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения которые в свою очередь регулируются системой принципов и юридическими нормами и особый круг субъектов которые участвуют в международном общении.К отношениям регулируемым нормами международного права относят отношения между государствами между государствами и международными межправительственными организациями между государствами и государствоподобными образованиями между международными межправительственными организациями....
4168. Международное экономическое право 16.15 KB
  Вопросы правового регулирования экономического сотрудничества государств на региональном уровне. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
1305. Международное право прав человека 3.13 MB
  Права человека как отрасль международного права. Европейский Суд по правам человека. Термин права человека droits de lhomme впервые появляется во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. Актуальность работы обусловлена тем что одним из вопросов положения личности в обществе является вопрос о юридических механизмах защиты прав и свобод человека.
14864. Международное частное право: шпаргалка 49.48 KB
  Смысл и цели применения иностранного права. Место МЧП в системе права. Применение права страны со множественностью правовых систем. Установление содержания иностранного права.
15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
  Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
13741. Международное сотрудничество в Арктике 423.84 KB
  Целью настоящего исследования является анализ состояния проблем и перспектив международного сотрудничества в Арктике. Цель настоящего исследования позволила поставить и решить ряд задач: провести сравнительный анализ арктического топливноэнергетического потенциала государств претендующих на лидерство в освоении углеводородного сырья Арктики России Канады Норвегии и США; раскрыть модели поведения зарубежных государств в регионе; рассмотреть совокупность основных проблем доступа к разработке углеводородного сырья в Арктике: макро и...
16580. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 10.83 KB
  Интеллектуальная собственность является центральным элементом современной информационной экономики. Собственность авторов на информацию и знания произведенные в результате их интеллектуальной деятельности в области промышленности науки литературы и искусства которые поступая на рынок приобретают экономическую ценность называют интеллектуальной собственностью ИС. Для их защиты общество формирует такой институт как права интеллектуальной собственности ПИС: это...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.