Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина

Доклад был посвящен проблеме единства и многообразия в социологии. В то время призыв ученого к конвергенции социологии сближению и единению ее представителей из разных стран был воспринят рядом отечественных авторов в том числе и участников конгресса как крайне реакционный и подвергнут резкой критике. Время же для действительного единства в социологии при всем многообразии позиций приходит только теперь.

2014-08-04

11.17 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина

Идеи интегрализма оказались сквозной для всего творчества ученого, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур.

Новая интегральная теория личности, - писал ученый, не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлексивно-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, по этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом».

Человек интегрален, считал социолог, прежде всего по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, пользуется тремя основными каналами — чувствами, разумом, интуицией. Процитируем в этой связи самого Сорокина: «Истина, познания с помощью интегрального использования всех трех каналов познания - чувства, разума и интуиции, — это более полная и более ценная истина нежели та, которая получена через один из этих каналов. История человеческого знания - это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют»

Говоря о теории интегрального типа общества Сорокина, следует отметить, что он стремился представить свой вариант будущего. В 1960-х гг. в ряду концепций конвергенции (сближения, соединения обществ и стран с различным социальным строем) она занимала одно из центральных мест благодаря реалистическому подходу к пониманию взаимосвязи различных организации и систем общественной жизни и необходимости использования лучших достижений каждой из них в интересах человечества.

Интегральная теория общества социолога была положена в основу его главного доклада VI Всемирному социологическому конгрессу, проходившему в 1966 г. во французском городе Эвиане. От его имени доклад был зачитан одним из членов американской делегации и распространен в письменной форме. Доклад был посвящен проблеме единства и многообразия в социологии. В нем Сорокин сравнил социологию с двуликим Янусом, одно лицо которого – единство, другое – разнообразие.

В то время призыв ученого к конвергенции социологии, сближению и единению ее представителей из разных стран был воспринят рядом отечественных авторов, в том числе и участников конгресса, как крайне реакционный и подвергнут резкой критике. Однако прошедшие годы показали, что Сорокин был прав. Время же для действительного единства в социологии при всем многообразии позиций приходит только теперь. Это единство в многообразии становится возможным благодаря возникновению совершенно новой политической и идеологической обстановки в мире, связанной с окончанием изрядно затянувшегося периода «холодной войны».



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5738. Социология. Развитие социологии как науки. Шпаргалка по социологии 72.88 KB
  Основные этапы развития социологической мысли периодизация социологии. В истории социологии первоначально возникли и развивались два подхода к рассмотрению общества как социальной реальности и соответственно два подхода к определению предмета социологии. Отсюда: предмет социологии общество как целостный организм его структуры и взаимодействие между ними.
20008. Сравнение стратификационных систем Парсонса и Сорокина 37.18 KB
  Он считал что государство представляет собой как бы два государства. В своем труде Государство Платон утверждал что правильное государство можно научно обосновывать а не искать ощупью страшась веря и импровизируя. Платон предполагал что это новое научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Он писал что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний.
7124. Лекции по социологии 41.53 KB
  Социальные общности – это все разновидности социальных образований которые связаны общими интересами. Социология – это наука которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп которые его составляют. Социология – начинает с изучения общества и приходит к индивиду через изучение социальных общностей к которой он принадлежат. Теория социальных конфликтов Маркс Теория социально-психологического направления ролевая теория личности V.
21842. История становления социологии 54.93 KB
  Социология как наука. Какая из приведенных характеристик наиболее соответствует понятию структура социологии а фундаментальные общесоциологические теории; б Экономическая социальная духовная политическая; в прикладные социологические исследования; г теории среднего уровня включающие: теории социальных институтов; социальных общностей и социальных процессов. Какое понятие характеризует следующие положения: а теоретико-познавательная; б управленческая; в прогностическая; г идеологическая. Общество как социокультурная система...
20274. Предмет и объект социологии 22.93 KB
  Предмет и объект социологии Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. В отличие от большинства наук изучающих отдельные подструктуры общества отдельные виды отношений социология изучает общество как целостность как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм. Если так называемые...
10687. Возникновение социологии как науки 12.44 KB
  При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения нельзя. Говоря о социологии как науке следует всегда помнить что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах составляющих жизнь людей в современном обществе.
13044. Общество как объект социологии 35.34 KB
  Понятие общества в социологии. Типологическая характеристика общества в социологии. Концепция гражданского общества. Идейные положения концепции постиндустриального общества.
19243. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ 39.77 KB
  Именно поэтому так важно изучение организации в контексте гуманитарных и социальных наук. Данная наука находится на стыке социологии и теории организации активное влияние на нее оказывает социология управления. Особый упор сделан на изучение особенностей развития теоретических концепций социологии организации в современной российской науке. Это послужило почвой для создания научных идей школ исследующих закономерности построения организации.
3689. Политические идеи Илариона Киевского 28.43 KB
  Первым русским политикоправовым трактатом стало ≪Слово о Законе и Благодати≫ созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия. Иларион был лицом близким к великому князю Ярославу Мудрому разделявшим его реформаторские планы и видимо даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том что Церковный Устав ≪князь великий Ярослав сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом≫.
3617. Политико-правовые идеи софистов 7.8 KB
  Было бы ошибкой усматривать здесь нечто большее осуждение рабства признание естественных прав человека равенства всех людей и т. “Естественное равенство†софистов отнюдь не исключало рабства по “закону†или “умственному превосходствуâ€. Положение Алкидаманта процитированное выше содержит не осуждение рабства а полемический выпад против аристократических теорий в которых рабство обосновывалось ссылками на природу. Отрицание варварства и рабства по природе было выгодно прежде всего торговопромышленной прослойке состоявшей из...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.