Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста

Рассмотреть методы лечебной физической культуры для исправления данной проблемы; провести медико-социальный анализ; изучить факторы влияющие на формирование осанки; подобрать упражнения для формирование осанки.

2014-08-26

35.53 KB

79 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Влияние физических упражнений на организм человека

  1.1 Характеристика методов ЛФК……………………………………………..5

  1.2 Медико-социальный анализ………………………………………………..7

1.3 Оценка физического развития……………………………………………...8

.4 Факторы, влияющие на формирование осанки…………………………...13

.5 Отклонения в структуре осанки……………………………………………14

  1.6 Двигательный режим для детей с нарушениями осанки…………………19

2. Практическая часть

2.1 Упражнения у стены……………………………………………………….21

2.2 Упражнения с предметами………………………………………………...21

2.3 Упражнения на равновесие………………………………………………..22

2.4 Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса…………………...22

2.5 Профилактика нарушений осанки………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………………….27

Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста

Введение

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы.

При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессам и т.д. Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр.

При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.

Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

  1.  рассмотреть методы лечебной физической культуры для исправления данной проблемы;
  2.  провести медико-социальный анализ;
  3.  изучить факторы влияющие на формирование осанки;
  4.  подобрать упражнения для формирование осанки.

Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль в профилактике нарушений осанки младших школьников.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, ученых, а также нормативные и программно-методические документы общего образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

  1.  теоретический анализ исследования физического развития человека;
  2.  анализ и обобщение передового педагогического опыта преподавания физической культуры;
  3.  анализ двигательного режима детей с нарушением осанки
  4.  методика физических упражнений на формирование осанки.
  5.  анализ научно-методической литературы;

6.  методы соматоскопии, антропометрии.

1.  Влияние физических упражнений на организм человека

1.1  Характеристика методов ЛФК.

ЛФКметод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

Действующим фактором ЛФК является также его естественно-биологическое содержание, т.к. в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организмуфункция движения.

ЛФК является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма,  в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного.

Физические упражнения являются основным средством ЛФК. С лечебной целью используют физические упражнения, подвижные и спортивные игры, прикладные и спортивные упражнения, пассивные, рефлекторные и корригирующие движения, упражнения на специальных снарядах и аппаратах (тренажерах, идеомоторные упражнения и т.д.)

Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, числа повторений и вовлечения в динамический процесс той или иной группы мышц (различные движения в мелких, средних и крупных суставах конечностей, дыхательные упражнениядиафрагмальные, грудные и пр.).

Одной из характерных особенностей ЛФК является ее дозирование. В ЛФК различают тренировку общую и специальную.

Общая тренировка способствует оздоровлению и укреплению организма больного, при ее проведении используют все виды организации физических упражнений.

Специальная тренировка направлена на восстановление нарушенных функций, в результате травмы или заболевания, при этом используют виды упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на травмированный участок или функциональную систему.

При применении ЛФК необходимо соблюдать следующие правила тренировки:

  1.  индивидуализация (учет возраста, пола пациента, характера течения заболевания);
  2.  системность (подбор упражнений и последовательность их применения);
  3.  регулярность (ежедневно);
  4.  длительность;
  5.  постепенное нарастание физической нагрузки в процессе курсового лечения.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, которые делят на следующие: гимнастические, ОРУ и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах, спортивно-прикладные: ходьба, бег, бросание мячей, прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.; игры: малоподвижные, подвижные и спортивные.

Корригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки.

Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.

К корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены).

Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания брасом и др. включают корригирующие упражнения в сочетании с ОРУ и массажем.

1.2  Медико-социальный анализ.

Материал государственного докладаПоложение детей в РФ (1994 г.)” свидетельствует о том, что уже в дошкольном возрасте 15% детей имеют ту или иную хроническую неинфекционную патологию, а в возрасте  7лет заболевания диагностируются 40% детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний лишь 10 % выпускников школ Росси считаются здоровыми. За период школьного обучения усиливаются примерно в 2 раза миопия (заболевания органов зрения) и дефекты опорно-двигательного аппарата. Так к моменту окончания школы близорукость, нарушение осанки и стопы отмечаются у каждого 3-го ученика. В структуре патологической пораженности детей ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие болезни позвоночника).

Большая доля вины возлагается на систему образования, которая не отвечает требованиям гигиены, естественно - научным основам возрастной физиологии (сидячий образ жизни, замена парт с наклонной рабочей поверхностью, преобладание одномерной мебели.

Согласно статистике 85 % времени своего бодрствования школьник вынужден проводить сидя за столом, просмотру телепередач уделяется до 24 часов в неделю, компьютерные игры усугубили гиподинамию у подростков. 2 урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности.

Исследования А. А. Гужаловского, А. Г. Сухарева (1989 г.) показали, что спонтанная двигательная активность и организованные занятия физической культурой в школе не могут обеспечить суточный объем движений, необходимый нормально развивающемуся школьнику.                  Г. П. Сальникова (1998) считает, что урок физического воспитания компенсирует в среднем только 11 % необходимого суточного объема движений. Р. В. Силла пришел к выводу, что для сохранения здоровья и нормального развития девочек младшего школьного возраста достаточно 4часов в неделю интенсивной физической нагрузки, а для мальчиковтого же возраста ––часов в неделю. По мнению исследователей, оптимальной нормой неорганизованной двигательной активности школьников является уровеньминут в день.

1.3  Оценка физического развития.

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические  факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измеренияантропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр (соматоскопия).

При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Чтобы определить, есть ли у обследуемого нарушения осанки, его осматривают, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединяются вместе перед собой 

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА)оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.

Позвоночниквыполняет основную опорную и двигательную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника.

Круглая спина (сутуловатость) представляет собой форму грудного кифоза.

При кругло вогнутой спине одновременно увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз.

При плосковогнутойувеличен только поясничный лордоз.

Осанкапривычная поза непринужденно стоящего человека, зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную 

Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

  1.  расположением  остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;
  2.  расположением наплечий на одном уровне;
  3.  расположением обеих лопаток на одном уровне;
  4.  равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;
  5.  правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном и до 2 смв шейном).

При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение осанки. Нередко занятия соответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.

При  определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при :

О-образной форме коленные суставы не касаются, при

Х-образнойодни коленный сустав заходит за другой.

Стопаорган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре стопы опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке.

Помимо осмотра, можно получить отпечатки стопы (плантография). Степень уплощения стопы рассчитывают по методу Штритер.

Осмотр грудной клетки нужен для определения ее формы, симметричности в дыхании обеих половин грудной клетки и типа дыхания.

Форма грудной клетки, соответственно конституциональным типам, бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. Чаще грудная клетка бывает смешанной формы.

Нормостеническая форма грудной клетки характеризуется пропорциональностью соотношения между переднезадними и поперечными ее размерами, над- и подключичные пространства умеренно выражены, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, межреберные пространства выражены не резко. Надчревный угол приближается к прямому и равен приблизительно 90 0С 

Астеническая форма грудной клеткидостаточно плоская, потому что переднезадний размер уменьшен по отношению к поперечному. Нади подключичные пространства западают, лопатки отстоят от грудной клетки. Край Х ребра свободен и легко определяется при пальпации. Надчревный угол острыйменьше 90 0С.

Гиперстеническая форма грудной клетки. Переднезадний диаметр ее более нормостенической, и поэтому поперечный разрез приближается к кругу. Межреберные  промежутки узкие, над- и подключичные пространства слабо выражены. Надчревный угол тупойбольше 90 0С.

Патологические формы грудной клетки развиваются под влиянием болезненных процессов в органах грудной полости или при деформации скелета. У физкультурников нередко встречается воронкообразная грудная клетка, рахитическая, ладьевидная и др.

На форму грудной клетки могут влиять также различные виды искривления позвоночника. Так, кифозное искривление позвоночника нередко сочетается с одновременным сколиозом и носит название кифосколиоза, а грудная клетка кифосколиотической.

При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на тип дыхания, его чистоту, глубину и ритм. Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения выполняются в основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или реберном, типе дыхания. Он присущ в основном женщинам. Брюшной тип дыхания характерен для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов.

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно судят по положению лопаток, форме живота и др. Развитость мускулатуры в значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, которым он занимается.

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта, питание, окружающая среда (климатические условия) и другие факторы. Конституцияэто особенности телосложения человека. М.В. Черноруцкий выделяет три типа конституции: гиперстенический, астенический и нормостенический. 

При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.

Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продольных размеров тела. У астеников узкое лицо, длинная и тонкая шея, длинная и плоская грудная клетка, небольшой живот, тонкие конечности, слаборазвитая мускулатура, тонкая бледная кожа.

Нормостенический тип телосложения характеризуется пропорциональным телосложением.

Замечена зависимость конституционального типа человека и подверженного его тем или иным заболеваниям. Так, у астеников чаще встречаются туберкулез, заболевания желудочно-кишечного тракта, у гиперстениковболезнь обмена веществ, печени, гипертоническая болезнь и др.

Следует заметить, что четко выраженные типы телосложения у спортсменов встречаются редко. Чаще бывают различные комбинированные формы с преобладанием признаков того или иного типа телосложения. Однако существуют характерные типы телосложения для отдельных видов спорта. Так, баскетболистывысокорослые; тяжелоатлеты, метателимассивные; в спортивной гимнастике преобладают низкорослые и т.д.

Антропометрия (соматометрия)

Уровень физического развития определяют совокупность методов, основных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношенияактивныхипассивныхтканей тела (тощая масса, общее количество жира) и других показателей состава тела. К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, размер живота, талии, бедра и голени, плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.

1.4  Факторы, влияющие на формирование осанки.

Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствует росту и пропорциям тела ребенка Поэтому нужно регулярно проводить с детьми физические упражнения. Подвижные игрывсе это укрепляет здоровье и опорно-двигательный аппарат.

Нельзя допускать того, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или легкой прогибающейся под тяжестью их тела кровати.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает  неблагоприятные условия  для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий), если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдайте за  детьми, постоянно напоминайте им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу.

1.5  Отклонения в структуре осанки.

Необходимо различать три степени нарушения осанки. При нарушении только первой степени нарушается лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастической мышечной системы.

При второй же степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при дополнительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством медиков.

Третья степень нарушения осанки характеризуется изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются. Нормальной и правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводками стоп. Взрослые люди, дети с хорошей осанкой отличаются стройностью, голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие. Признаками неправильной осанки служат: сутулость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз, т.е. боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены к тому, что живот несколько  выпучен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц  наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, от чего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д.

Самостоятельной группой идут заболеваниясколиозы (боковые искривления позвоночного столба):

  1.  степень сколиозахарактеризуется простой дугой искривления позвоночного столба, напоминающей буквуС. Эти деформации не стойкие;
  2.  степень сколиозугол сколиотической дуги от 11 до 30 градусов вследствие чего позвоночник принимает форму латинской буквы S, сопровождается асимметрией лопаток и ключиц. Больные 2 степенью сколиоза должны наблюдаться врачом;
  3.  степень сколиозасколиотическая дуга больше 30 градусов вследствие чего позвоночник имеет не менее двух дуг искривления. Все изменения носят стойкий характер.

Нарушения осанки бывают двух типов:

  1.  нарушения осанки в сагиттальной плоскостинеправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях наблюдать сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженном шейном лордозе и грудном кифозе (плосковогнутая спина), увеличение всех физиологических изгибов (кругло-вогнутая спина) и увеличение грудного кифоза при уменьшенном шейном и поясничном лордозе (сутулость);

  1.  нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника (остистые отростки позвоночника как бы образуют буквуС. 

Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадияхот чуть заметных до резко выраженных. Наиболее часты нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно дифференцировать от сколиоза.

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки, или наоборотсколиоз 1 степени относят к нарушению осанки. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки и появление мышечного валика в поясничной области (симптомы Чаклина).

Поэтому при всех случаях нарушения правильной осанки необходимо показать ребенка врачу-ортопеду, который сможет поставить точный диагноз с помощью рентгенологического обследования.

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить.

Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты, измеривтреугольникна раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 

1) 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) –нижний угол лопатки (расстояние А);

2) 7-й шейный позвонокнижний угол правой лопатки (расстояние В);

3) расстояние между нижними углами лопаток (С). 

При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки (“крыловидные лопатки, кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке.

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: 

ширина плеч (см)

_______________ Х 100 %.

плечевая дуга (см)

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 %   и нижесутулость, от 90 до 100 %  –нормальная осанка. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы.

Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

Нарушение осанки и сколиоз.

Выделяют следующие изменения в позвоночнике: нарушение осанки (функциональные изменения, то есть мышечный дисбаланс); сколиоз (структурные изменения в позвонках, межпозвоночных дисках, связочном аппарате и др.)

Привычное положение тела стоящего человека называется осанкой. Нормальная осанка предусматривает гармоничное строение тела, симметрию отдельных его частей, что является важным биомеханическим условием прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела.

Наиболее часто встречаются искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть сколиоз, который нередко сочетается с искривлением в сагиттальном направлении (кифосколиоз). Преимущественно наблюдается левосторонний сколиоз того или иного отдела позвоночника. Сколиозы разделяются по форме и степени проявления деформации. По форме различают сколиоз частичный и тотальный, а также S-образный (двойной), тройной и односторонний. Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке. Типично боковое искривление позвоночника влево или вправо от его средней линии, причем наибольший изгиб обычно соответствует 9грудному позвонкам.

Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. По стадии изменения позвоночника выделяют четыре степени сколиоза: 

  1.  степеньнезначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, заметна асимметрия мышц;
  2.  степеньотчетливо заметно боковое искривление позвоночника, намечается реберный горб;
  3.  степеньсколиотическая деформация фиксирована, реберный горб высотой до 3 см, отклонение корпуса в сторону основной дуги;
  4.  резко выраженный фиксированный кифосколиоз. значительное отклонение корпуса в сторону, сильно выраженный реберный горб сзади.

По своему течению  сколиозы могут быть не прогрессирующие, медленно прогрессирующие и быстропрогрессирующие. Определение степени сколиоза позволяет разработать наиболее рациональную систему лечения и профилактики. Чем младше заболевший ребенок, тем тяжелее прогноз: сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет. При прогрессировании сколиоза происходят изменения со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, страдает физическое развитие.

1.6  Двигательный режим  для детей с нарушениями осанки.

Детей с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от уроков физкультуры в школе или определяют в специальную медицинскую группу, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями.

Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин). Такие дети могут заниматься в школьных секциях или группах начальной подготовки ДЮСШ избранными видами спорта, которые даютсимметричные”  и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно или попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает срединное положение во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку.Симметричныенагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилембрасси на спин, гребля; смешанные нагрузкиволейбол, баскетбол, футбол,  художественная гимнастика и др. Регулярные занятия перечисленными видами спорта способствуют гармоничному физическому развитию, на фоне общефизической подготовки.

2. Практическая часть

2.1 Упражнения у стены.

Попросите ребенка стать спиной к стене (без плинтуса) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь.

Пусть ребенок, не меняя этого положения:

  1.  Сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;
  2.  Присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;
  3.  Стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;
  4.  Поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

2.2 Упражнения с предметами.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, мешочек на голове:

  1.  Пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;
  2.  Отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сестьпо-турецки, встать на колени и вернуться в исходное положение;
  3.  Стать на скамеечку и сойти с нее 15раз.

2.3 Упражнения на равновесие.

Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

  1.  Стать поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;
  2.  Положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове.
  3.  То же на доске шириной 15сантиметров, положенной на гантели.

2.4 Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса. 

Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

Стать прямо, ноги врозь:

  1.  Положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;
  2.  Сцепить кисти за спинойправая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:

  1.  Наклониться вправо и влево;
  2.  Повернуться в одну, затем в другую сторону;
  3.  Перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать

Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Число повторений упражнений для школьников 7лет поначалу не должно превышать 6раз, 10лет ––раз. Подросток старше 14 лет может тренироваться до появления чувства усталости. Постепенно нагрузка увеличивается за счет повторения каждого упражнения по 20раз. 

2.5 Профилактика нарушений осанки.

Нарушение осанкинаиболее часто встречающееся заболевание у школьников. Под осанкой понимают привычное положение тела во время покоя и движения, которое формируется в процессе роста, развития и воспитания. Правильная физиологическая осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными, естественными изгибами, симметричным расположением плеч, лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами, без уплощения стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование систем, правильное расположение внутренних органов и положение центра тяжести. 

Неправильная осанка (патологическая) формируется в результате комплекса причин:

1. избыточный вес;

2. гиподинамия;

3. гипокинезия, что приводит к мышечной гипотрофии и ослаблению суставно-связочного аппарата;

  1.  нерациональное питание;
  2.  недостаточность иммунной системы организма;
  3.  частые простудные заболевания;

Образование и закрепление двигательных навыков, формирующих осанку,  происходит постепенно и длительно.

Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка рано усаживают, обкладывая подушками, неправильно носят на руках, слишком рано минуя стадию ползанья, начинают учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку, малая двигательная активность в сочетании с избыточным весом усугубляет формирование патологической осанки.

С начала обучения в школе у детей увеличивается статическая нагрузка, которая необходима для поддержания рабочей позы. Привычка сидеть, горбясь, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вперед головой, с опущенными и сведенными вперед плечами, поэтому большое значение имеет оптимальный подбор школьной мебели, а главное обучение школьника правильной посадке. Доказано, что во время занятий целесообразна прямая посадка. С легким наклоном корпуса вперед. Расстояние до тетради равняется примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами. Плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола. Туловище отодвинуто от края стола на 5-6 см. Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание их состояние здоровья. При ослаблении слуха, зрения даже рослых детей необходимо сажать ближе к доске. Один раз в учебный год детей необходимо пересаживать для того, чтобы исключить одностороннюю ориентацию головы и туловища.

Заключение

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки. 

Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми. 

Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительный часычасы здоровья. 

При выполнении выпускной курсовой работы была изучена научнопедагогическая и методическая литература по проблеме исследования и выполнен анализ работы. В работе определена роль физических упражнений в профилактики нарушений осанки школьников. Определены методы экспериментальной работы. 

Так же был выполнен анализ нарушения осанки школьников за 3 года их обучения в школе и сделаны выводы. Для лиц занимающихся физическим воспитанием, были разработаны рекомендации для снижения уровня нарушения осанки, а так же методики для исправления сколиоза. При обнаружении у обследуемых отклонений в нарушении осанки необходимо внедрять на уроках физической культуры различные методики, а так же вводить в школе дополнительные часы по этому предмету. 

Для подтверждения или опровержения гипотезы было организовано научное исследование. В результате проведения исследования были получены следующие результаты: 

  1.  10% имеют выраженные отклонения в нарушении осанки 
  2.  15% имеют незначительные отклонения 
  3.  75% имеют нормальную осанку 

Данная работа может быть использована для врачебного, педагогического, врачебно-педагогического и самоконтроля за лицами занимающимися физкультурой и спортом, а так же за теми, кто имеет какие-либо отклонения в нарушении осанки и больных сколиозом. За месяц прохождения практики не возможно отследить наличие или отсутствие положительных результатов, так как для их получения необходим больший период. Данная курсовая работа содержит ряд рекомендаций по профилактике нарушений осанки. 

По результатам эксперимента мы убедились, что физические упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки детей младшего школьного возраста, и нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем возрасте.

Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста

Список литературы

  1.  Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей.СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. 
  2.  Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. 
  3.  Журнал «Здоровье»
  4.   Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. (1кл.)/ В.И. Ковалько.М.: ЭКСМО, 2007.
  5.  Медицинские брошюрки
  6.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1кл.М.:» ВАКО», 2004.
  7.  Вайнбаум Я.С., Ковалько В.Н., Родионов Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта.
  8.  Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики.Ростов н/Д: Феникс, 2005

Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
4957. Внимание у детей младшего школьного возраста 38.65 KB
  Определение виды и основные свойства внимания Понятие о внимании. Виды внимания их характеристика. Основные теории развития внимания. Определение особенностей внимания детей младшего школьного возраста Основные свойства внимания.
9979. Уровень самооценки у детей младшего школьного возраста 110.33 KB
  «Образ Я» или «Я концепция» это совокупность представлений человека или ребёнка о себе, которая складывается из многих факторов: контактов с окружающим миром, людьми, самооценкой, это рефлексивная часть личности, с помощью которой у человека складывается ясный образ себя осознание себя и своего мировозрения в обществе. Но человек всегда убеждён в своей «я концепции» независимо от того основываются
21643. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 60.8 KB
  Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: особенно скоростных и координационных способности а также длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной...
17453. Формирование социальной компетентности детей младшего школьного возраста 107.15 KB
  Возможно социальную компетентность можно воспитывать по-разному но давайте подумаемраньше при наших бабушках дедушках мам и пап еще не было компьютеров и телевизоров и дети росли читая книги и через художественные произведения все понимали что делать хорошо а что плохо. И мы считаем что правильней всего будет воспитывать социально компетентного человека посредством художественных произведений. Таким образом возникает противоречие между общественной необходимостью формирования социальной...
18199. Причины возникновения неврозов у детей младшего школьного возраста 115.05 KB
  Для каждого возрастного периода существуют определенные области объекты действительности которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. В â€œвозрастные пики невроза†невроз выступает как неконструктивная которая вызывает состояние паники уныния. Решению проблем и вопросов связанных с изучением уровней неврозов посвящены работы как зарубежных так и отечественных психологов. Спилбергера который различает состояние тревоги и тревожность...
940. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста 65.36 KB
  Особенности развития памяти как одного из важных познавательных процессов. Виды памяти младшего школьника и их особенности. Исследование особенностей памяти младшего школьника как одного из важных психических процессов. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти превращая их в регулируемые произвольные процессы.
18255. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста 315.86 KB
  Особенности творческого воображения у школьников: теоретический анализ. Особенности творческого воображения у младших школьников. Экспериментальная работа по исследованию особенностей творческого воображения младших школьников. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения. Анализ результатов исследования особенностей творческого воображения.
1023. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13.19 MB
  Понятие и виды воображения. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности.
13351. Развитие творчества детей младшего школьного возраста в художественной деятельности 272.94 KB
  Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке, самолётик, змей взлетают ввысь и так далее. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении способов и приёмов дети учатся эстетически осмыслять образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
1245. Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 191.51 KB
  Анализ литературы по проблеме изучения детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР Особенности проявления самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Рекомендации направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников с ЗПР...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.