Анализ современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности

Теоретические аспекты исследования современной системы дополнительного образования детей. Понятие и виды учреждения дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Роль дополнительного образования детей в современном обществе.

2014-11-04

47.8 KB

206 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

[1] Содержание

[2]
Введение

[3]
1. Теоретические аспекты исследования современной системы дополнительного образования детей

[4] 1.1. Понятие и виды учреждения дополнительного образования

[5]
1.2. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

[6] 1.3. Роль дополнительного образования детей в современном обществе

[7]
2. Анализ современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности

[8] 2.1. Значение художественно-эстетического воспитания в современной системе дополнительного образования детей 

[9] 2.2. Повышение качества и доступности в сфере художественно-эстетического воспитания дополнительного образования  на обновленном законодательном уровне

[10] 2.3. Пути модернизации современного художественно-эстетического образования

[11]
Заключение

[12]
Список литературы


Введение

Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (традиции и новации), на что и будет направленно данное исследование. Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация.

Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дополнительном образовании детей является художественно-эстетическое, следовательно, именно оно должно играть главную роль в решении проблем воспитания эстетической культуры школьников  в учреждении дополнительного образования.

Опыт человечества показывает, что огромный потенциал для успешного воспитания эстетической культуры растущего человека содержится в этнокультурных традициях.

В этой связи одним из наиболее эффективных средств воспитания эстетической культуры детей и подростков представляется этнокультурная коннотация образования, способствующая тому, чтобы процесс воспитания носил культурообразующий характер и строился природосообразно, с учетом кросс-культурного, этнокультурного и мультикультурного подходов. Принцип этнокультурной коннотации заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса.

Объект исследования – дополнительное образование.

Предмет исследования – анализ современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (традиции и новации).

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.

Задачи работы:

  1.  Понятие и виды учреждения дополнительного образования.
  2.  Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
  3.  Роль дополнительного образования детей в современном обществе.
  4.  Значение художественно-эстетического воспитания в современной системе дополнительного образования детей.
  5.  Повышение качества и доступности в сфере художественно-эстетического воспитания дополнительного образования  на обновленном законодательном уровне.
  6.  Пути модернизации современного художественно-эстетического образования.


1. Теоретические аспекты исследования современной системы дополнительного образования детей
 

1.1. Понятие и виды учреждения дополнительного образования

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 1990-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».1

Учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:2

  •  центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
  •  дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  •  дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  •  станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
  •  детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
  •  детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
  •  специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
  •  детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Виды учреждений указаны в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 г. «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей».3

До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:

  1.  Школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т. д.)
  2.  Детский парк
  3.  Музей (детского творчества, литературы и искусства).
  4.  Детский оздоровительно-образовательный лагерь.
  5.  Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

Кроме того с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:

  •  Детская картинная галерея переименована в Детскую студию (по различным видам искусств).
  •  Комната школьника, позже ставшая Детским (подростковым) клубом.
  •  База детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) — переименованный в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
  •  Детский стадион — переименованный в Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП).
  •  Детская железная дорога.
  •  Детские ж/д существуют и по сей день в 25 городах России, 9 городах Украины, по одной в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.


1.2. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровне (на примере Забайкальского края). В данной работе мы рассмотрим основные документы, касающиеся: прав детей на получение образования; системы дополнительного образования; учреждений дополнительного образования; современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей; дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:4

1. Декларация прав  ребенка, провозглашающая, что « ребенок  имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);

2. Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка  на  образование » (статья 28) и соглашаются в том, что  образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой  ребенок  проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку  ребенка  к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);

3. Конституция Российской Федерации  - высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на  образование » (статья 43);

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об  образовании  в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на  образование  (статья 5);

6. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав  ребенка  в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов  ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области  образования  и воспитания  ребенка  в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права  ребенка».

Что касается  системы   дополнительного   образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на  дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области  дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. начнет действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ »Об образовании  в Российской Федерации», который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании».

Новый закон коснулся всех уровней  образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место  дополнительного образования  в системе образования  РФ: « Образование  подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т.е. дополнительное образование  признается неотъемлемой самостоятельной частью системы  российского  образования.

В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования  - это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по  дополнительным общеобразовательным программам».5 

Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

Более подробно система дополнительного  образования  представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании  от 12.07.2001. Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1).

Общее дополнительное образование  направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе  детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях  дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10).

Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): 6 свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность  дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении  дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы.

Кроме того, каждое учреждение дополнительного  образования  имеет свой Устав. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 , утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.7

Развитие  системы   дополнительного   образования   детей  рассматривается в контексте реализации Национального проекта « Образование», цель которого - повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе   дополнительного   образования.

Национальная доктрина  образования  в Российской Федерации -основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области  образования , ожидаемые результаты развития системы   образования  на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система   образования  должна обеспечить всех желающих  дополнительным   образованием, при этом  детям  оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывается, что стратегической целью государственной политики в области  образования  является «повышение доступности качественного  образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования».8

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей  в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности». Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня.

Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития  образования  на 2011–2015 гг.  является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и  дополнительного.

Государственная Программа «Развитие  образования  2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей».9 Услугами

дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента  детей  в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами  дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.  также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию  системы  повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере  дополнительного образования  детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере  дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы:

1. Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня.

2. Дополнительное образование детей, являясь неотъемлемой самостоятельной частью системы образования РФ, направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами.

3. Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления.

4. Обеспечение доступности, качества и эффективности  дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

5. Развитие и модернизация системы дополнительного образования детей происходит и в Забайкальском крае, о чем свидетельствуют названные выше документы.

1.3. Роль дополнительного образования детей в современном обществе

Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:10

  •  в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;
  •  в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;
  •  посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, представлены следующими типами: учреждения дополнительного образования детей, учреждения дополнительного образования взрослых, учреждения дополнительного образования смешанного типа.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.11

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Анализ работ А.П. Асмолова, Н.Л. Буйловой, В.А. Березиной и других, а также вышеуказанные особенности системы дополнительного образования детей позволяют выявить ее основные функции:12 образовательная (получение новых знаний); воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров); развивающая (развитие познавательной сферы); функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка); функция социализации (освоение социального опыта); функция самореализации (самоопределение и саморазвитие); креативная (раскрытие творческих способностей); компенсационная (углубление и дополнение основного образования); профориентационная (предпрофессиональное самоопределение); рекреационная (организация досуга); интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности».13

Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована».14

В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» определены следующие виды образовательных учреждений дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, спорта, культуры и т.д.; центры дополнительного образования детей, развития детей и юношества, оздоровительно-образовательные центры и т.д.; дома детского и юношеского творчества; станции юных натуралистов, детского и юношеского творчества; школы искусств, спортивные школы; студии. До 2006 года в этот перечень также входили: музеи литературы и искусства; клубы юных натуралистов, туристов и т.д.; детские оздоровительно-образовательные лагеря.

Анализ исследований Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, О. Е. Лебедева и других ученых позволяет определить принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей:15 принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры; принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса; принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития; принцип кульутросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества; принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности; принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами; принцип творчества – развитие творческих способностей детей; принцип системности – преемственность знаний; принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности: в сфере познавательной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; в сфере гражданско-правовой деятельности; в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:16 компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях); компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование); компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.


2. Анализ современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности 

2.1. Значение художественно-эстетического воспитания в современной системе дополнительного образования детей 

Стратегической целью государственной политики в области  образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного  образования  в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации  системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. На наш взгляд, актуальным направлением модернизации  системы образования является  художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Реализация данной стратегической цели, особенно важной применительно к  системам  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и  дополнительного   образования  детей , как зафиксировано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», предполагает решение одних из приоритетных задач:17

- обеспечение инновационного характера базового  образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений и развитие вариативности образовательных программ;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, которая будет включать «создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения», развитие системы дополнительного образования школьников и консультирование для семей с детьми.

Нельзя не согласиться с точкой зрения отечественного исследователя М.В. Шакуровой, отмечающей постоянно «возрастающую динамику и многообразие социокультурных процессов» в современном обществе, следствием чего являются «многочисленные деформации личностного становления».18

По мнению зарубежных социологов Д. Белла, М. Кастельса, Е. Масуды, Э.Тоффлера, причины ускоряющегося темпа перемен в обществе заключаются в избыточном количестве информации и «наложения новой культуры на старую». Несмотря на особую роль знания и основанных на нем технологий, повышение качества жизни, данные причины могут привести к «культурному вакууму» в обществе. Возникающая при этом массовая культура, особенно негативно воздействует на развивающуюся личность  ребенка . Противостоять такому воздействию помогает искусство, обладающее большим воспитывающим потенциалом.

 Художественно-эстетическое  воспитание, основанном на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и  образовании   детей  и подростков. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе  художественных  ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной  художественно-творческой деятельности.

Исходя из оказания положительного влияния художественно-эстетического воспитания на детей и подростков, в  системе образования  ему начинает отводиться более значительная роль. Развитию  художественно-эстетическому  воспитания  детей  и подростков способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции  художественно-эстетического  воспитания  детей  и подростков являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и  дополнительных образовательных программах.

Необходимо отметить особое значение  художественно-эстетического  воспитания в  системе  дополнительного образования, которое представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации  дополнительных образовательных программ, оказания  дополнительных  образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

 Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:19

- оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;

- процесс воспитания и образования  построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;

- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;

-дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации;

- разнообразие учреждений  дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре: однопрофильные (на примере художественно-эстетического  направления) (музыкальные и  художественные  школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и т.п.) и многопрофильные учреждения (Дворец творчества юных, центр  дополнительного   образования  и т.п.);

Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание личности, осуществляемое средствами искусства.

Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее  детей и подростков, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной  культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической  деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.

Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания.

В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в  системе дополнительного образования  детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства.

В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование  предоставляет детям  и подросткам более широкие, чем школьное  образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы.

В тех случаях, когда  дополнительное   образование  не выполняет профессионально-ориентирующей функции в какой-либо области искусства, оно учит  детей  и подростков культуре проведения досуга. Организация свободного времени - один из элементов культурного наследия, который также передается из поколения в поколение в практике  образования. От предпочтений учащихся в выборе своих увлечений напрямую зависит формирование их личностных, гражданских и нравственных качеств. Поэтому, здесь мы согласны с М.Б. Зацепиной в том, что «культурно-досуговая деятельность  детей  - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, начальной школы, семьи и учреждений  дополнительного   образования, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных,  эстетических) различных видов культуры». Проникновение культуры в  образование  предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей, развитие их духовного потенциала, сущностных сил и  художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.20

Сегодня художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей может и должно функционировать как  система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в образовании - это не только комплект программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства. Образовательная среда, в особенности в  системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и  эстетической  ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.

Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков может успешно осуществляться, если в его основе лежит художественное обучение, что особенно актуально для  дополнительного образования Художественное обучение базируется на общих законах и принципах художественно-эстетического  воспитания, сложившиеся в различных видах искусства, традиционных методах практической  художественной  педагогики. Однако в настоящее время создать оптимальную модель интеграции  художественно-эстетического воспитания и художественного  обучения в системе дополнительного образования детей пока не удалось.

Сейчас в нашей стране проблемой разработки теории  художественно-эстетического воспитания личности занимаются педагоги-ученые М.С. Каган, Г.Г. Коломиец, Е.П. Крупник, А.А. Мелик-Пашаев, Г.А. Петрова, В.Г. Ражников, В.Н. Шацкая, Б.П. Юсов и др.

Система дополнительного образования детей вместе с  художественно-эстетическим воспитанием находится под вниманием государственной власти: Министерства образования  и науки и Министерства культуры.

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, нормативно-правовых документов была конкретизирована структура художественно-эстетического воспитания в  системе дополнительного образования детей. В данную структуру входят: художественное воспитание, основанном на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства» и эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности»21. Усиливает значение составляющих данной структуры их реализация через программы

дополнительного образования.

Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.

2.2. Повышение качества и доступности в сфере художественно-эстетического воспитания дополнительного образования  на обновленном законодательном уровне 

Дополнительное образование в сфере художественно-эстетического воспитания детей является важнейшей составляющей  образовательного пространства российского общества, органично  сочетающей в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Предназначение системы дополнительного образования в сфере художественно-эстетического воспитания  - быть  привлекательной и востребованной для населения - достижимо только при  обеспечении многообразия видов деятельности, мобильного реагирования на  запросы потенциальных заказчиков.

В рамках развития дополнительного образования в городе намечены  следующие пути развития:22

- Повышение качества дополнительного образования. Сфера образования все больше воспринимается как сфера  специфических услуг, связанных с формированием личности человека,  воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры.

Повышение качества дополнительного образования является не только средством повышения конкурентоспособности. Самое важное в достижении  результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от  некачественных образовательных услуг. Мониторинг качества образования  показывает не только каким следует быть, но и то, каким быть ни в коем  случае не следует; не просто потому, что спрос на данный вид услуг будет  низкий, но и потому, что данная услуга станет вредна и опасна для  обучающегося.

Качество образования оценивается как совокупность оценок качества  педагога и ребенка, как всесторонний мониторинг качества дополнительного  образования в конкретном образовательном учреждении.

Качество образовательного процесса по реализуемым программам  дополнительного образования детей не всегда соответствует современным  требованиям, у руководителей образовательных учреждений, педагогов  дополнительного образования не сформировано современное представление  о качестве дополнительного образования детей. Результаты и достижения  обучающихся, не фиксируются и не учитываются, что приводит к снижению  мотивации учащихся.

- Интеграция общего и дополнительного образования, которая  является оптимальным механизмом развития современного образовательного  пространства.

Такая интеграция осуществляется как в урочной деятельности, так и на базе центров дополнительного образования и центров по работе с  одаренными детьми, в школьных научных обществах, клубах по интересам.

Необходимо расширить межведомственное взаимодействие  образовательных учреждений и учреждений культуры, спорта по вопросам реализации дополнительных образовательных программ через организацию  внестационарных форм дополнительного образования детей – выездных  классов, в которых дополнительные образовательные программы будут  реализовываться квалифицированными педагогами образовательных  учреждений культуры и спорта.

Открытие выездных классов, направленных на художественно- эстетическое развитие детей, является важным приобретением для  образовательных учреждений, т.к. именно на их базе создаются условия для  развития творческих способностей детей в разных видах художественно- эстетической деятельности педагогами образовательных учреждений  культуры: хоровое пение, хореография, театральное творчество,  изобразительное искусство, происходит приобщение детей к народным  промыслам, игре на музыкальных инструментах. Обучение осуществляется  также по программам, направленным на общее эстетическое развитие  (школы), раннее эстетическое развитие (детские сады).

Учреждения спорта с учетом местных условий и интересов  обучающихся обеспечат доступность, качество и безопасность занятий по  различным видам спорта на базе общеобразовательных учреждений,  дошкольных учреждений города.

В свою очередь образовательные учреждения должны предоставить  специалистам системы спорта и культуры базу учреждений, организовать  максимальную загруженность спортивных залов, площадок, стадионов,  музыкальных кабинетов, актовых залов во второй половине дня.

Положительный результат данного межведомственного  взаимодействия очевиден, так как педагогами проводятся занятия с детьми  дошкольного возраста, в дальнейшем организовываются занятия в начальных  классах. Это позволяет не только укрепить здоровье детей, развить  творческие способности детей, но и увеличить число детей в сфере  дополнительного образования, осуществлять ранний отбор и подготовку  профессионалов своего дела.

- Работа с одаренными детьми

В настоящее время в городе функционируют 2 центра по работе с  одаренными детьми (МБОУ «Гимназия», МБДОУ № 6 «Рябинка»),  разработаны программы по работе с одаренными детьми, подобраны  квалифицированные кадры. Однако, проведенный мониторинг организации  дополнительного образования на базе школ и УДО, мониторинг организации  работы с одаренными детьми показал, что на базе школ реализуются 6  программ для данной категории детей (гимназия), 3 программы в  учреждениях дополнительного образования, 3 программы в дошкольных  образовательных учреждениях. В остальных  образовательных учреждениях работа с данной категорией детей не  налажена.

- Обеспечение доступности дополнительного образования Доступность дополнительного образования детей - неотъемлемая часть  и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности  культурно-образовательного пространства города. Для обеспечения  государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо  обеспечение равного доступа всех категорий детей к освоению программ  дополнительного образования.

Предстоит расширить возможности получения дополнительного  образования детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Система дополнительного образования сегодня не обладает  достаточной гибкостью и адаптивностью. Наблюдается преобладание  программ и форм дополнительного образования, направленных, прежде  всего, на работу с заинтересованными учащимися, а дети «группы риска», девиантного поведения, имеющие проблемы со здоровьем, нередко остаются  вне поля зрения.

- Увеличение количества реализуемых программ дополнительного  образования детей разных направленностей

На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях  происходит сокращение реализации количества ресурсоемких  образовательных программ физкультурно-спортивной, военно- патриотической, технической и научно-исследовательской направленности,  которые представляют особый интерес для современных подростков и дают  наибольший социально-профилактический эффект.

№ п/п

Направленность

Кол-во программ

2011-2012

2012-2013

1

научно-техническая

7

3

2

физкультурно-спортивная

35

17

3

художественно - эстетическая

74

49

4

туристско - краеведческая

16

6

5

эколого-биологическая

1

0

6

социально-педагогическая

0

0

7

естественнонаучная

23

8

8

военно-патриотическая

7

2

9

интеллектуально-познавательная

37

22

Наблюдается недостаток программ дополнительного образования  для детей старшего возраста, ориентированных на предпрофильную  подготовку и профессиональное самоопределение. Слабо учитываются интересы обучающихся, стремящихся освоить новые формы деятельности,  популярные в детской и молодежной среде: инженерное конструирование,  нанотехнологии, робототехника (опыт работы по данному направлению  накоплен в МБОУ «Гимназия» в рамках работы областной  экспериментальной площадки), 3D-моделирование и др. Мало внимания  уделяется программам социально-педагогической направленности. Не  отработаны механизмы педагогического содействия развитию детской  созидательной инициативы.

- Увеличение охвата детей дополнительным образованием  Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации  государственной политики в области образования и науки» поставлена  задача увеличить к 2020 году число детей в возрасте от 5 до 18 лет,  обучающихся по программам дополнительного образования до 75%.

На основании вышеизложенного нужно сказать, главная цель  организации работы в системе дополнительного образования детей на  сегодняшний день - развитие системы дополнительного образования детей,  отвечающей требованиям инновационного развития, в образовательных  учреждениях разных типов для обеспечения занятости обучающихся во  второй половине дня в педагогически организованном культурно- образовательном пространстве.

В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить  следующие задачи:  разработать в каждом образовательном учреждении систему оценки  качества дополнительного образования; развить межведомственное взаимодействие с учреждениями  культуры, спорта в рамках реализации образовательных программ  дополнительного образования детей в форме выездных классов; повысить профессиональные компетенции педагогических работников  учреждений системы дополнительного образования детей в области  проектной деятельности, применения информационно-коммуникационных  технологий;  развивать социально-педагогическое направление (разработка и  реализация профилактических и направление технического творчества  (инженерное конструирование, нанотехнологии, робототехника, 3D- моделирование и т.д.), направление по работе с одаренными детьми;  обеспечить доступность ресурсов образовательных учреждений для  всех категорий детей, их эффективное использование для обеспечения  педагогически целесообразной занятости детей во второй половине дня.23

2.3. Пути модернизации современного художественно-эстетического образования

Система  художественно-эстетического   образования, сложившаяся в России на протяжении полутора столетий, была признана лучшей в мире. Сохранение  и  развитие этой уникальной сферы в настоящее время является задачей государственных и  муниципальных властей.

Образовательные учреждения художественно-эстетической направленности обладают особой миссией: выполняют функцию начального художественного образования, образуя первое звено в системе образовательных учреждений профессионального непрерывног художественного образования «школа училище вуз»; являются учреждениями массового художественно-эстетического образования, которые формируют духовные инравственные характеристики личности подрастающего поколения и выполняют функцию профилактики и  коррекции асоциального поведения.

К сожалению, на качество художественно-эстетического образования сегодня оказывают влияние общие тенденции и условия развития и функционирования российской культуры:24

• изменение социальной политики государства, создание программ, направленных на «инвестиции в человека» и  усиление человеческого капитала;

• усиление позиций массовой культуры, снижение роли художественно-эстетической  подготовки ученика в общеобразовательной школе, ослабление роли семьи в нравственном и эстетическом воспитании, как следствие упрощение  художественного  вкуса представителей молодого поколения, выросшего в отлучении от богатейших культурных традиций города  и  региона;

• экономический спад и смена приоритетов в экономике страны в период реализации либеральных реформ 90-х годов, что привело к снижению финансирования культуры и сферы художественно-эстетического образования, росту цен на продукты культуры, резкое ухудшение материально-технической базы учреждений художественно-эстетической направленности.

Несмотря на накопленный опыт  и  достигнутые успехи, развитие художественно-эстетического образования  осложняется негативными тенденциями, среди которых:

1) отсутствие эффективной системы обновления  художественно-эстетических образовательных услуг с учетом инноваций в современном российском  образовании; устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного  образования, отсутствие финансовых нормативных муниципальных услуг в сфере культуры;

2) отсутствие эффективной внутренней системы повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, старение кадрового состава, консервативность кадров, отсутствие системы поиска и привлечения творческих инициативных специалистов-новаторов;

3) нацеленность дополнительного образования на формирование у детей технических навыков и умений, недостаточная  направленность  содержания и технологий обучения в школах искусств на актуализацию воспитательного потенциала  художественно-эстетического  материала, формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, становление духовно-нравственных  качеств  личности;

4) недостаточное взаимодействие различных субъектов художественно-эстетической сферы, систем общего и дополнительного образования, учреждений организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки;

5) отсутствие научного, методического и информационного сопровождения системы художественно-эстетического образования детей.25

Наблюдается отставание содержания и технологий художественно-эстетического образования от современного состояния культуры и искусства. Изменившиеся потребности населения в сфере художественно-эстетического образования, необходимость повышения конкурентоспособности услуг требуют создания новых направлений деятельности образовательных учреждений  и  модернизации традиционных направлений. Отсутствие средств на приобретение современного оборудования не позволяет развивать новые направления  художественного   образования  (современное эстрадное искусство, компьютерная графика  и  дизайн, создание электронной музыки).

На сегодняшний день в образовательных учреждениях  художественно-эстетической   направленности  накопились проблемы комплектации педагогических кадров: остро не хватает преподавателей по новым направлениям (специальностям) в области современного искусства, медиатехнологий; отсутствует система целевой подготовки специалистов в учреждениях профессионального  образования; происходит неуклонное старение педагогических работников; наблюдается постоянный отток специалистов молодого  и  среднего возраста. Недостаточность теоретической подготовки в области менеджмента у руководителей образовательных учреждений культуры не позволяет обеспечить эффективное управление в современных условиях.

Вышеперечисленные факторы усугубляются несовершенством системы повышения квалификации, переподготовки  и стажировки педагогических  и  руководящих работников.

Стимулирование детского творчества  и  поощрение талантливых детей вызывает необходимость осуществления целого комплекса мер, возникает потребность в организации специальных конкурсов, фестивалей  и  выставок и  модернизации уже существующих. Участие в конкурсных мероприятиях сопряжено с большими материальными затратами (аранжировки, фонограммы, создание экспозиций, организация выезда  и  так далее), что ограничивает количество участников, а следовательно,  и  возможности реализации творческого потенциала учащихся. Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием современных концертных музыкальных инструментов  и  другого специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок.

Для развития социокультурного пространства, духовно-нравственного воспитания  и  формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения важно создать условия для реализации воспитательного потенциала искусства. Эффективность данного направления во многом будет зависеть от взаимодействия  и  взаимострудничества всех субъектов художественно-эстетического  процесса, так как одна из особенностей современного  художественно-эстетической  деятельности функционирование на стыке основного  и   дополнительного   образования , научных разработок (создание экспериментальных площадок, творческих лабораторий итак далее), культурного потенциала территорий, педагогических  и  психологических аспектов.

Однако данное взаимодействие сегодня недостаточно скоординировано. Также существует необходимость в более широкой информированности населения о деятельности образовательных учреждений культуры в средствах массовой информации, связанная с потребностью формирования позитивного отношения к  художественно-эстетическому образованию,  повышения  его статуса  и конкурентоспособности.

Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках ведомственных целевых программ с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в отрасли.

Решение вышеназванных позиций, модернизация  художественно-эстетического   образования  детей позволит:26

• сформировать единое художественно-эстетическое  образовательное пространство; обеспечить оптимальное взаимодействие систем общего  и дополнительного образования, учреждений, организаций, творческих союзов, деятелей культуры  и  науки на развитие системы  художественно-эстетического образования детей;

• создать систему непрерывного  художественно-эстетического образования «ДОУ, школа, суз, вуз»;

• обеспечить подрастающему поколению свободу выбора  и доступности различных сфер направлений  художественно-эстетического образования, удовлетворить потребность в самореализации творческого потенциала личности;

• создать востребованную систему  художественно-эстетического образования, устойчивую к внешним социально-экономическим воздействиям;

• сохранить и модернизировать систему образовательных учреждений  художественно-эстетической направленности;

• повысить профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, работающих в системе  художественно-эстетического  обучения  и воспитания детей;

• актуализировать духовно-нравственный потенциал художественного наследия и  культурных традиций территорий, реализовать воспитательный потенциал искусства как средства формирования нравственных принципов  и идеалов личности и  общества;

• повысить уровень воспитанности подрастающего поколения, создать условия для становления гражданской позиции  и  самореализации личности средствами искусства в современных социально-экономических условиях;

• совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области культуры искусства;

• обновить содержание и технологии  художественно-эстетического образования с учетом развития массовых коммуникаций на основе интеграции традиционных и современных видов искусств, с использованием современных медиасредств и медиатехнологий.

Реализации данных позиций на основе менеджмент качества художественно-эстетического образования будет способствовать отслеживанию эффективности функционирования и развития учреждений культуры и искусства в условиях экономической нестабильности  и социокультурной трансформации российского общества.


Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования как воспитательные организации имеют главную функциональную особенность – дополнение планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития человека и его духовно-ценностной ориентации, которые осуществляются в общеобразовательной школе. Так как дополнение происходит (не происходит) в той мере и в том направлении, которое соответствует желаниям ребенка и его родителей, учреждения дополнительного образования отличаются добровольным принципом вхождения ребенка в эти воспитательные организации. Отсюда следуют предоставление возможности выбора воспитанником деятельности, общения, отношений и необходимость обеспечения учащихся мотивацией их участия в деятельности.

Сегодня художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей  может и должно функционировать как  система  учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в  образовании  - это не только комплект программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства.

Образовательная среда, в особенности в  системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и  эстетической  ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.


Список литературы

  1.  Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука. - 2010. - 335 с.
  2.  Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников / Э.М. Александровская. - М.: Педагогика, 2007. - 214 с.
  3.  Алиева Л.В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования / Л.В. Алиева //Внешкольник. - 2008. - № 4. - 5-8 с.
  4.  Амбекова Б.П. Родник мудрости (на калм. и рус. яз.) /Б.П. Амбекова. - Элиста: АО «НПП «Джангар», 2006. - 190 с.
  5.  Амонашвили Ш. А. Единство цели / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
  6.  Амонашвили, Ш.А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 2010. - 560 с.
  7.  Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от внешкольной работы и доп. образования детей.) /Под ред. А. К. Бруднова. - М., 2009.
  8.  Безчеревных, Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности / Э.В. Безчеревных // Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 2011. - С.18 -35.
  9.  Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. / В.Ф. Березина. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 334 с.
  10.  Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //»Новые ценности образования. Принцип дополнительности», / А.В. Боярницева. 2006. – Вып. 4 (28). – С. 105-109.
  11.  Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. – 255 с.
  12.  Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Е.А. Филиппова //Актуальные проблемы развития художественно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования детей: метод. сб. - М., 2009. – 329 с.
  13.  Волынкин В.И. Теория и практика воспитания художественных потребностей школьников: автореф. дис.…д-ра пед. наук / В.И. Волынкин.-Сочи, 2011. - 45 с.
  14.  Воробьев Н.Е. Джером Брунер о взаимососвязи культуры и образования / Н.Е. Воробьев // Педагогика. - 2007. - №9. -С. 85 - 89с.
  15.  Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М., 2006. – 211 с.
  16.  Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. / В.П. Голованов. – М., 2006. – 336 с.
  17.  Дополнительное образование: материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее //Вестник образования. - 2012.- №6 - 7.
  18.  Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. / Е.Б. Евладова. - М.: Владос, 2008. – 414 с.
  19.  Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: 2007. – 332 с.
  20.  Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И.Н. Иваненко. Дополнительное образование, 2008. – № 9. – С. 21 – 23.
  21.  Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
  22.  Корнева Н. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа / Н. Корнева, И. Буева // Внешкольник. - 2011. - №11. - С.12-16.
  23.  Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики / Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 2009. - 442 с.
  24.  Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. – М., 2006. – 414 с.
  25.  Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. /.А.И. Щетинская – Оренбург: ОЦДЮТ, 2007. – 321 с.

1 Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2008. – С. 112.

2 Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2007. – С. 135.

3 Закон РФ «О дополнительном образовании»// http://www.ubo.ru/normative/1.

4 Дополнительное образование: материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее //Вестник образования. - 2012.- №6 - 7. С. 12

5 Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. – М., 2006. С. 122

6 Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. – М., 2006. С. 129

7 Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от внешкольной работы и доп. образования детей.) /Под ред. А. К. Бруднова. - М., 2009. С. 14

8 Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 105

9 Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 108

10 Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2006.  С. 159

11 Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //»Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. – Вып. 4 (28).  С. 105-109

12 Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. С. 122

13 Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. С. 123

14 Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. /.А.И. Щетинская – Оренбург: ОЦДЮТ, 2007. С. 211

15 Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //»Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. – Вып. 4 (28).  С. 105-109

16 Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2007.  С. 150

17 Корнева Н. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа / Н. Корнева, И. Буева // Внешкольник. - 2011. - №11. - С.12

18 Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики / Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 2009. С. 142

19 Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И.Н. Иваненко. Дополнительное образование, 2008. – № 9. – С. 21

20 Волынкин В.И. Теория и практика воспитания художественных потребностей школьников: автореф. дис.…д-ра пед. наук / В.И. Волынкин.-Сочи, 2011. С. 28

21 Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 155

22 Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Е.А. Филиппова //Актуальные проблемы развития художественно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования детей: метод. сб. - М., 2009. С. 223

23 Корнева Н. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа / Н. Корнева, И. Буева // Внешкольник. - 2011. - №11. - С.15

24 Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. /.А.И. Щетинская – Оренбург: ОЦДЮТ, 2007. С.118

25 Безчеревных, Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности / Э.В. Безчеревных // Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 2011. - С.20

26 Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от внешкольной работы и доп. образования детей.) /Под ред. А. К. Бруднова. - М., 2009. С. 48

PAGE   \* MERGEFORMAT 7



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
9708. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ОФОРМЛЕНИИ УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» 71.13 KB
  В жизни большинства людей наступает момент, когда приходится принимать решение об увольнении. Психологи говорят: «Если вы никогда не испытывали сложностей при увольнении - значит, вам повезло». Конечно, зачастую увольнение - это крайняя мера, когда человек не может решить накопившиеся проблемы другим способом. Тем не менее, не всегда это решение дается просто - люди увольняются по совершенно разным причинам. Однако, каковы бы ни были причины, сам процесс увольнения бывает достаточно болезненным. Часто сотрудники допускают ошибки, которые сильно затрудняют процесс ухода из компании.
20881. Воспитание и обучение детей в системе дополнительного образования (секция шахмат) 42.45 KB
  О том что шахматы неразрывно связаны с психологией уже давно было отмечено сильнейшими шахматистами. Эммануил Ласкер был первым кто оценил по-настоящему что за жизнью шахматных фигур скрыт человек с его характером и что тайны шахматной борьбы нельзя познать без человека без его психологии без его переживаний во время этой борьбы без его индивидуальных способностей и вкусов. Он полагал что достижение крупных успехов в шахматах невозможно без воспитания положительных свойств характера и устранения отрицательных. Я рада что попала на...
5783. Психолого-педагогические аспекты современной системы образования 25.84 KB
  Естественнонаучные подходы к определению картины мира. Очевидно что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять как устроен мир в котором он живет как работают в нем законы природы; должен знать о механической и вероятностной картине мира о специальной и общей теории относительности чтобы иметь более общее представление о Природе знать что есть микромир который в корне отличается от окружающего нас мира что есть объекты мегамира которые...
20059. Художественно-эстетические и конструктивно-технологические основы изготовления современной одежды 4.94 MB
  Теоретические аспекты организации творческой деятельности школьников. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации творческой деятельности школьников. Организация творческой деятельности школьников на уроках технологии и во внеклассной работе. Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности учащихся при разработке моделей современной одежды с использованием элементов национального костюма...
11011. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности младшего школьника на основе художественно-эстетического образования 117.93 KB
  Особенно важно художественно-эстетическое образование начинать в раннем возрасте, наиболее благоприятном, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития личности, в том числе и в развитии толерантности.
18364. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в отражении гуманистической направленности образования 96.05 KB
  Современные тенденции гуманизации системы физической культуры и спорта. Актуальные проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Педагогическая технология подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в контексте гуманистической парадигмы образования. Содержание педагогической технологии подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в отношении гуманизации их будущей профессиональной деятельности...
5165. Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения 65.27 KB
  Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения Заключение. Введение Принятые и введённые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования наряду с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья выделяет и одарённых детей.
11262. Психологические особенности взаимосвязи интуитивных и дискурсивных компонентов мышления одаренных студентов в условиях художественно-педагогического образования 8.3 KB
  В представленном материале необходимым базовым предикатом потенциальной успешности в художественном образовании является «богатство» многообразия личностного мыслительного опыта общения с образцами истинного искусства
12876. Эволюция системы монополизма в России. Анализ современной ситуации 378.16 KB
  Сущностью же антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии. Эффективность данной политики напрямую зависит от: характера самих законов, то есть на какие виды монополий они направлены, в отношении каких монополистических организаций они действительны
12595. Методы формирования коммуникативной компетентности подростков в системе дополнительного образования 22.87 KB
  В общем плане коммуникативная компетентность подразумевает развитие адекватной ориентации человека в собственном психологическом потенциале потенциале партнера в ситуации или каком либо деле. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. В общем плане коммуникативная компетентность подразумевает развитие адекватной ориентации человека в собственном психологическом потенциале потенциале партнера в...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.