Использование нетрадиционной техники изображения в работе с детьми средней группы дошкольного возраста

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста т. Дети любят рисовать старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами осваивают отдельные приемы и способы рисования но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей чаще остаются на среднем уровне многие композиции выделяются скудностью содержания штампами. Таким образом возникла необходимость создать такую систему занятий...

2014-11-04

50.63 KB

167 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  

Тема: Использование нетрадиционной техники изображения в работе с детьми средней группы дошкольного возраста.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы исследования………...…6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования нетрадиционной техники в работе с детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6

1.2. Виды и особенности нетрадиционной техники……………………...8

1.3. Методика развития изобразительных умений дошкольников в процессе обучения нетрадиционной техники………………………………….16

Выводы по первой главе………………………………………………………. .20

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа (т.е. мониторинг)………  ….….23

           2.1. Характеристика опытной базы (краткая характеристика д/с и группы). Констатирующий этап эксперимента (диагностика)………..……..23

           2.2. Разработка и апробация (перспективный план)  развития изобразительных умений среднего дошкольного возраста в процессе нетрадиционной техники……………………………………………………….29

Выводы по второй главе………………………………………….…….………36

Заключение………………………………………………………..……………..38

Список литературы………………………………………………………………40

Приложение…………………………………………………………..…………..42


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изобразительная  деятельность  является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала.

Дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей чаще остаются на среднем уровне, многие композиции  выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует  творческий подход, они не отражают  то, что значимо для рисующего их ребенка.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.

Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

    Нетрадиционная  техника  рисования - это  новое  направление  в  искусстве,  которое  помогает развить  ребенка  все  сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Давыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.

Целью  работы является изучение использования нетрадиционной техники в изобразительной деятельности в работе с детьми средней группы дошкольного возраста.

Объект  исследования – развитие изобразительных умений у детей среднего возраста.

Предмет исследования  – нетрадиционная техника изображения как средство развития изобразительных умений.

Гипотеза. Нетрадиционное раисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования нетрадиционной техники в работе с детьми младшего дошкольного возраста

2. Разработка комплекса НОД по использованию нетрадиционной техники рисования в средней группе.

Показать методику развития изобразительных умений дошкольников в процессе обучения нетрадиционной техники

3. Проведение  опытно-эксперементальной работы по теме исследования.

Представленное исследование включает 5 этапов:

1 этап: Определение проблемы и постановка цели исследования.

Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового опыта.

2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

4 этап. Оформление результатов исследования.

5 этап. Внедрение результатов в практику работы.

Методы исследования. Для решения постановленных задач применялись следующие методы исследования:

- теоретический  анализ  и  обобщение  литературы;

-психолого-педагогические наблюдения;

-беседы;

- педагогическое контрольное исследование (тестирование);

- метод сравнительного анализа;

- статистическо-математический метод измерения.

Опытная база. Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ «Клубничка» д/с №208 в средней группе.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка используемых источников и литературы, а также Приложений.


Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы исследования

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования нетрадиционной техники в работе с детьми младшего дошкольного возраста

В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. П [1].

Проблема формирования выразительного образа в рисунках средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения.

В исследованиях Е.А.Флериной (1940), Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой (I960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без ( уголь, сангина и др. ), красками гуашь и акварель и др.

Исследования Т.С.Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию. Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений[8]. При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что  послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках. Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник. Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов, психологов, педагогов. Своими философскими корнями она уходит в учение Г.Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю.Б.Борев, В.В.Скатерщиков, А.К.Дремов, В.А.Разумный, ХШ.Якубова и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной деятельности.

Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

1.2. Виды и особенности нетрадиционной техники

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. [2,3].   

 Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.                                                                                                             

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс[13].

Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Рассмотрим основные виды нетрадиционной техники рисования.

1.Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4.Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ   получения    изображения:    ребенок   прижимает   пробку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

5. Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

6. Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   поролон   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

7. Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ   получения   изображения:   ребенок  прижимает  пенопласт   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

8. Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   печатку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

9. Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

10. Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

11. Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

12. Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

13. Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

14. Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

15. Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

16. Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.

Материалы:   бумага,   тушь   или   жидко   разведенная   гуашь   в   мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

17. Набрызг.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

18. Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью[19].

19. Акварельные мелки.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

20. Тычкование.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

21. Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства   выразительности:    пятно,   тон,   вертикальная   симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Таким образом, новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

1.3. Методика развития изобразительных умений дошкольников в процессе обучения нетрадиционной техники

В детском саду изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Каждый из этих видов деятельности имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно[9]. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением». Поэтому очень важно использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности дошкольников.

В рисовании с детьми среднего дошкольного возраста активно используются следующие нетрадиционные техники с обязательным дорисовыванием частей и элементов:

рисование пальчиками («Украсим наш детский сад цветами», «Снеговик», «Мимоза для мамы»);

рисование ладошкой («Осень»);

тычок жесткой полусухой кистью («Украсим наш детский сад цветами», «Пушистый котенок», «Медвежонок»);

рисование поролоном («Украсим наш детский сад цветами», «Пушистый котенок», «Медвежонок», «Снеговик», «Моя любимая чашка», «Матрешка», «Одуванчики»);

оттиск смятой бумагой («Осень», «Снеговик»);

оттиск печаткой из картофеля («Снеговик», «Моя любимая чашка», «Матрешка»);

рисование ватными палочками («Моя любимая чашка», «Мимоза для мамы», «Матрешка», «Одуванчики»).

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

   Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу), плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Оттиск печаткой из картофеля.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из картофеля в блюдце с мисочкой и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и блюдце, и печатка.

Рисование ватными палочками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, ватные палочки.

Способ получения изображения: ребенок набирает гуашь на ватную палочку и наносит изображение на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и ватная палочка.

Нетрадиционные способы рисования, способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, ваткой, кистями, соломками, пробками, не только на обоях, но и на стекле, плитке.

Исходя из этого темы для рисования даются необычные, сказочные: «Зонтик Оле-Лукойе», «Живые облака», «Волшебное яблоко», «Салют из ниток», «Композиторы», «Чудесные картинки», «Дворец из пены» и т.д.

Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога или родителя делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплескиваются переживания, и малыши освобождаются от них.

Нетрадиционные  методы  рисования  можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и  в  свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт  рисования  различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему  рисования.

Выводы по первой главе

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);

мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;

психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);

тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

познавательного интереса.

Нетрадиционные техники имеют большое значение в работе с детьми: они создают интерес к изобразительной деятельности, что является одним из важнейших условий для развития у детей художественного творчества.

 Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания  и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

В средней группе реализуются следующие задачи в рисовании:

- учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет;

- помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;

- учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров);

- варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

Предметно-развивающая среда художественно-эстетического развития и воспитания детей: В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми.     В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Это  достигается установкой ленточных столов. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере необходимости.


Глава 2 Опытно-экспериментальная работа (т.е. мониторинг)

2.1. Характеристика опытной базы (краткая характеристика д/с и группы). Констатирующий этап эксперимента (диагностика).

С целью изучения механизмов использования нетрадиционной техники в изобразительной деятельности, формирования и развития детских способностей в живописи исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ «Клубничка» д/с №208 в средней группе.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Разработать комплекс занятий с применением нетрадиционных технологий.

2. Разработка методики исследования.

3. Провести экспериментальное исследование.

Средний дошкольный возраст охватывает 4 и 5 годы жизни. За этот период ребенок интенсивно развивается и умственно, и физически. В этом возрасте много внимания уделяется развитию творческих способностей детей.

Задачи в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

- познакомить детей с различными техниками рисования;

- учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования;

- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;

- познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием;

- формировать у детей умение предварительно продумывать содержание образа, способов и последовательности его воплощения;

- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

Для демонстрации детских работ имеется «Стена успеха». Она расположена непосредственно в групповой комнате и скрыта от родителей. Данная стена оформляется рисунками детей в рамочках.

Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.

Важным для детей среднего дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое  содержание какой-либо темы.

Наблюдая за детьми, можно прийти к выводу, что ребенку не всегда интересно рисовать на заданную тему. Поэтому следует предоставить ему свободу выбора. Нетрадиционные техники рисования предоставляют ребенку возможность самому выбрать, чем рисовать, как рисовать и что нарисовать. В процессе такой деятельности получаются фантастические силуэты, которые ребенок с увлечением дополняет, заканчивает. Нетрадиционное рисование – это возможность выбора. У детей активно развиваются фантазия, мышления. Ребенок заинтересован данным видом деятельности. Поэтому можно сделать вывод, средствами нетрадиционного рисования активно развиваются творческие способности.

Рекомендации по организации работы в нетрадиционных техниках:

- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотную бумагу;

для повышения интереса детей к данному виду деятельности рекомендуется использовать несколько цветов краски;

благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей;

условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству;

чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации.

Краткая характеристика детей экспериментальной группы:

Данная группа предназначена для детей четырехлетнего возраста. В этот период у детей формируется способность устанавливать простые связи между окружающими предметами. Малыши интересуются действиями взрослых, во всем подражают им, стараются своими силами преодолевать маленькие трудности. Речь значительно обогащается за счет общения с взрослыми и сверстниками. Средняя группа дает детям навыки правильного и организованного поведения в саду, на улице, дома. Формирует простейшие представления о том, что плохо или хорошо. Творчество и музыкальный слух также усовершенствуются.

В условиях дошкольных учреждений диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год.

Диагностика проводится на основе методики, предложенной авторским коллективом под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Без подобного обследования трудно оценить степень готовности каждого ребенка к обучению в его возрастной группе. Обследование носит диагностически-развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, предлагаем им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний организуем рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаем о сравнении с натурой, уточняем характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости используем частичный показ способа изображения. Все виды помощи должны стимулировать детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, предлагаем ему план обследования. Задавая вопросы, направляем внимание ребенка на самостоятельное, зрительное обследование предметов, выбор материала и наиболее эффективного способа изображения.

Для диагностики предлагаются требования к уровню подготовки.(См. Приложение1)

При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

наблюдение; эксперимент; диагностика и тестирование; анализ продуктов деятельности ; метод исследования личности.

Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, путем проведения занятий нетрадиционными техниками рисования красками.

Задачами исследовательской работы является:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в среднем дошкольном возрасте в технике живописи;

- разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами;

- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей среднего дошкольного возраста.

Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками. Основными критериями изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи.

Констатирующий эксперимент. (Список детей. Приложение 2)

Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».

Программное содержание - закрепить умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.

Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.

Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.

Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.

Таблица 1

Результаты диагностики констатирующего эксперимента

Имя

ребенка

Увлечен.

темой и

техникой

Способн.

созд. худ.

образ

Способн.

к цвето-

воспр.

Способн.

рацион.

применять

техники

Владение

техникой

изображен.

Знание

основ

цветовед.

1.

Дима Б.

В/с

Н

С

С

С

Н

2.

Миша Г.

В/с

Н

С

С

С

Н

3.

Яша Я.

В/с

Н

С

С

С

Н

4.

Юра К.

В/с

Н

С

С

С

Н

5.

Вера В.

В/с

Н

С

С

С

Н

6.

Валера К.

      С

   С

         В/с

В/с

  С

   С

7.

Саша Л.

В/с

Н

С

С

С

Н

8

Лена М.

В/с

Н

С

С

С

Н

9.

Настя М.

С

Н

С

С

С

Н

10.

Юля О.

В/с

С

В/с

В/с

С

С

11.

Саша П.

С

С

В/с

В/с

С

С

12.

Эля Р.

В/с

Н

С

С

С

Н

13.

Настя Р.

С

С

В/с

В/с

С

С

14.

Женя Ч.

В/с

Н

С

С

С

Н

15.

Костя Ш.

В/с

Н

С

С

С

Н

В

0

0

0

0

0

0

В/с

11 – 73. 3%

4 – 26, 7%

4 – 26, 7%

С

4 – 26, 7%

4 – 26, 7%

11 – 73. 3%

11 – 73. 3%

15-100%

4 – 26, 7%

Н

11 – 73. 3%

11 – 73. 3%

  

Условные обозначения:

Н -низкий уровень;

С - средний уровень;

В/с – выше среднего

В - высокий

Примечание: Высоким уровнем владения нетрадиционной техникой рисования не владеет ни один ребенок, т.к. воспитанники только осваивают самые простые приемы рисования (Приложение 1).

Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на уровне, выше среднего, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Валера К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

2.2. Разработка и апробация (перспективный план)  развития изобразительных умений среднего дошкольного возраста в процессе нетрадиционной техники

Для достижения этой цели использования нетрадиционной техники рисования я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Эффективное обучение не возможно без опоры на познавательные интересы детей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют:

- Содержание материала с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей.

-  Методы организации занятий.

-  Уровень эмоциональности занятий.

Критериями отбора материала служило:

- Необычность взгляда на известные вопросы.

- Привлекательность с эстетической точки зрения.

- Значимость материала для формирования творческих способностей детей.

Таблица 2

Перспективный план воспитательно – образовательного процесса по изобразительной деятельности в средней  группе

Название

Навыки и умения

Методические приемы

сентябрь

В саду созрели яблоки

Рисование тычком  

Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знание детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям.  

Альбомный лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования.  

Утята в пруду  

Рисование тычком  

Учить рисовать утят, плавающих на воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе воспитывать творчество.  

Альбомный лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования.  

октябрь

Бабочки, которых я видел летом.  

Монотипия, обведение ладони и кулака.  

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.  

Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.  

Ветка рябины (с натуры)  

Рисование тампонами и пальцами  

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности. Закрепить умение рисовать пальцами прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, чувство восприятия.  

Ветка рябины, лист А-4, гуашь и все предметы для рисования.  

ноябрь

Осенние листья  

Отпечаток листьев. Набрызг  

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.  

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования.  

Мое любимое платье или свитер.  

 

Оттиск печатками, рисование пальцами.  

Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии.  

Платье и свитер, вырезанные из бумаги, разные листья, рисунки одежды, принадлежности для рисования.  

Декабрь  

Мое любимое дерево

Рисование мазком, монотипия, набрызг.  

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.  

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.  

Животные, которых я сам себе придумал.  

Кляксография.  

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.  

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.  

Январь  

Елочка нарядная.  

Рисование на ткани.  

Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его.  

Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь и все принадлежности.  

Снежная семья  

Рисование способом тычка.  

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.  

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

Кроме того, можно провести дополнительные занятия по нетрадиционному рисованию в течение всего учебного года.

Таблица 3

Нетрадиционные художественнографические техники

№ п/п

название

материалы

Способ получения изображения

1

Тычок жесткой

полусухой кистью

жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2

Рисование пальчиками

мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3

Рисование ладошкой

широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4

Способ получения изображения:

Оттиск печатками картофеля

мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

5

Обрывание бумаги

салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит лохматым. В данном случае части изображения намазываются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

6

Оттиск поролоном

мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Выводы по второй главе

Реализуя поставленные цель и задачи, пришли к выводу, что рисование нетрадиционными техниками эффективно влияет на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения.

Были изучены различные нетрадиционные техники рисования, разработаны рекомендации по организации работ, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей.

Рисование нетрадиционными техниками способствует развитию творческих способностей детей, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, повышает интерес к художественной деятельности, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за всей группой. Прослеживается положительная динамика в развитии у детей творческих способностей. Повысился интерес к данному виду деятельности.

В дальнейшей работе планируется:

познакомить детей с другими нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: восковые мелки + акварель, ниткография,  пальцеграфия по трафарету, рисование зубной пастой, рисование на мокрой бумаге, декоративное рисование, оттиск листьями салата, набрызг, рисование солью, рисование ластиком, пластилинография;

разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности;

подготовить консультации для родителей.


Заключение

В заключении работы сделаем следующие выводы:

Была подобрана и изучена психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме – нетрадиционным техникам посвящено много литературных источников, в которых обоснуется необходимость использования их в работе с детьми как с нормой развития, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии, дается описание техник, доступных детям дошкольного возраста.

Изучены наиболее распространенные нетрадиционные техники – несмотря на большое их значение в развитии ребенка, в практике детских садов нетрадиционные техники используются крайне редко. Наиболее часто можно увидеть применение монотипии и кляксографии в работе с детьми.

Сделана подборка и частичная апробация занятий с использованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развития творческого воображения детей.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из его свойств – видение целого раньше частей. В данном случае фигуры (формы), полученные в результате «хэппенинговой» нетрадиционной техники, обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам, дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется в создании разнообразных рисунков у детей.

Мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Список литературы

  1.  Григорьева,  Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.
  2.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий , 2008. – 80с.
  3.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
  4.  Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/ Е.И. Игнатьев. - М., 1961.
  5.  Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество/ Т.Г. Казакова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006. - 192 с.
  6.  Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и  художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова — М.: Педагогика, 1983. — 112с. 
  7.  Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»/ Т.Г. Казакова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 255 с.
  8.  Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет/ Т.С.   Комарова.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9.  Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие/ Т.С. Комарова.  — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.
  10.  Комарова, Т.С., Халезова, Н.Б., Казакова, Т.Г. Учитесь рисовать и лепить/ Т.С.   Комарова. – М.: Просвещение, 1967. – 112 с.
  11.  Комаровой Т.С Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Комаровой Т.С.. - М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  12.  Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006.- 144 с.
  13.  Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
  14.  Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
  15.  Сакулина, Н.П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/Н.П. Сакулина, Т.С.   Комарова. - М., 1982.
  16.  Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 243 с.
  17.  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.
  18.  Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/ Е.А. Флёрина. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. - 160 с.
  19.  Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.

Приложение 1

Требования к уровню подготовки

    Ребенок должен уметь отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Уметь правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом. Уметь сочетать некоторые материалы.

Уровни усвоения программы:

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

Диагностическая карта.

№ п/п

Шифр ребенка

Увлеченность темой и техникой

Способность создавать художественный образ

Средства выразительности

Способность рационально применять техники

Владение техникой изображения

Проявление самостоятельности

Желание экспериментировать

Диагностика на начальном этапе:

Уровни развития детей средней группы

Количество детей

Высокий

0

Выше среднего

2

Средний

10

Низкий

11

Диагностика в конце учебного года:

Уровни развития детей средней группы

Количество детей

Высокий

0

Выше среднего

8

Средний

12

Низкий

3

Приложение 2

Список детей группы

Имя

ребенка

Возраст, лет

1

Дима Б.

4,5

2.

Миша Г.

4,8

3.

Яша Я.

4.4

4.

Юра К.

4,7

5.

Влада В.

4,5

6.

Валера К.

4,6

7.

Саша Л.

4,8

8

Лена М.

4,4

9

Настя М.

4,5

10

Юля О.

4,6

11.

Саша П.

4,7

12.

Эля Р.

4,9

13.

Настя Р.

4,6

14.

Женя Ч.

4,5

15.

Костя Ш.

4,3

 

 

 

Приложение  3.

ПРОГРАММА

занятий с применением нетрадиционных техник рисования в детском саду

(Г.Н.Давыдовой [3])

ЗАНЯТИЯ

Печать листьев

Осень на опушке краски разводила

Рисование пальчиками

Ветка рябины

Рисование методом тычка

Черемуха

Смешивание цветов

Цветик-разноцветик

Кляксография

Веселые кляксы

Раздувание краски

Осенние мотивы              

Монотипия

Пейзаж у озера

Фотокопия — рисование свечой

Морозный узор              

Проступающий рисунок

Праздничный салют над городом

Техника выполнения витражей - клеевые картинки

Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы

Витражи для терема Лета

Каракулеграфия

Волшебный карандашик

Шаблонографня

Рисуем по шаблону

Ожившие предметы

Ожившая сказка

Набрызг

Зимние напевы

Расчесывание краски

Верблюд в пустыне

Рисование поролоном

Плюшевый медвежонок

Рисование штрихом

Колючая сказка

Рисование музыки

Музыкальный рисунок

Рисование нитками

Красивые картинки из разноцветной нитки

Рисование солью

Дед Мороз

Граттаж

Космический пейзаж

Батик

Березка                                                                   



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18203. Изучение эффективности практического применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста 99.61 KB
  В последние годы как свидетельствуют специальные экспeриментальные исследования наиболее распространёнными явлениями у детей являются тревoжность и страхи И. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос оoзначении восприятия и переживания сказки для психичeского развития ребенка становления его как личности раскрытия творческого потенциала. Cвязано это с открытием новых возможностей работы со сказкой которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический фенoмен но и...
11035. Реализация принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста 59.31 KB
  Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.
5004. Особенности взаимодействия учителя иностранного языка с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 56.84 KB
  Организация обучения иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях. Цели обучения иностранному языку. Принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Основные компоненты содержания обучения. Организационные формы обучения. Методы и приемы обучения и воспитания. Кроме того дошкольные образовательные учреждения получили возможность работать по различным программам которые пришли на смену прежде единственной в России универсальной типовой...
12571. Организация коллективных занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 35.26 KB
  Теоретические основы организации коллективной изобразительной деятельности старших дошкольников. Формы организации коллективной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности. Условия организации коллективной деятельности. Экспериментальное изучение проблемы организации коллективных занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
20034. Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста 39.5 KB
  Столетовых Педагогический институт Факультет дошкольного и начального образования Кафедра дошкольного образования Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи на тему: Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста Выполнила: студентка 2 курса группы ЗДОс– 112 заочной формы обучения факультета ДиНО Рябова З. Понятие и стили педагогического общения 2. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это...
19284. Работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сенсорной комнате с детьми раннего возраста 35.92 KB
  Именно это возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств накопления представлений об окружающем мире развития сенсорных способностей. Актуальность любых вопросов связанных с сенсорным развитием детей обусловлена тем что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Это обусловлено прежде всего значением сенсорного развития ребенка для его будущей жизни так как развитая сенсорика - это основа для совершенствования практической деятельности современного человека...
18230. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями 114.73 KB
  Проблемы детей с ограниченными возможностями развития. Организация опытно – экспериментальной работы по коррекционному развитию детей с ограниченными возможностями средствами музыкотерапии. Методические основы организации музыкальной деятельности детей с ограниченными возможностями. Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию детей с нарушенным зрением. Говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей бессмысленно если они не научились слышать музыку как...
13431. Разработка коллекции моделей современных женских платьев для торжественных случаев на типовую фигуру средней возрастной группы 2.57 MB
  Целью дипломного проекта является разработка коллекции моделей современных женских платьев для торжественных случаев на типовую фигуру средней возрастной группы с высокими эстетическими показателями на основе использования наиболее рациональных способов композиционного конструкторского и технологического решения. Для принятия обоснованных проектных решений проведен анализ информации и требований сформулированных в техническом задании и определены источники и способы получения недостающей информации....
5268. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 20.74 MB
  Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах образования, по которым нам необходимо жить и работать.
10066. Особенности использования методов музыки, танца и цветотерапии в работе с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической коррекции 198.7 KB
  В современной педагогике и психологии создаются новые концепции воспитания и стандарты образования изучающие и практикующие теоретические основы и технологии оздоровления обучения и воспитания детей с точки зрения интегративных процессов происходящих в обществе искусстве и науке и возникновения пограничных междисциплинарных отраслей знаний. Сверхновые задачи педагогики определяются системным характером усложнения современной картины мира: обострение всех социальных процессов рост психического напряжения в обществе разрушительные...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.