Теоретические подходы в изучении эффектов воздействия в СМК

Средства массовой коммуникации как один из факторов формирования информационного пространства личности. Философский взгляд на проблемы коммуникации в современном мире. Стратегия изучения эффективного воздействия средств массовой коммуникации. Роль средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности и гражданского патриотизма.

2014-11-04

44.91 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Теоретические подходы в изучении эффектов воздействия в СМК

Курсовая


Оглавление

[1]
Оглавление

[2]
Введение

[3]
1. Средства массовой коммуникации как один из факторов формирования информационного пространства личности

[3.1] 1.1. Философский взгляд на проблемы коммуникации в современном мире

[3.2]
1.2. Стратегия изучения эффективного воздействия средств массовой коммуникации

[4]
2. Роль информационной среды в формировании сознания современной российской молодежи

[4.1] 2.1. Формирование массового общества и массовая коммуникация

[4.2] 2.2. Роль средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности и гражданского патриотизма

[5]
Заключение

[6]
Литература


Введение

Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется существенно возросшей значимостью информации, коммуникации, интенсифицикацией межкультурных контактов. Происшедшие в последние годы социальные, политические, экономические изменения, а также бурное развитие средств информации привели к тому, что все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры и вступают в процесс взаимодействия с представителями иных культур.

В наши дни межкультурное взаимодействие осуществляется в самых различных сферах: в межгосударственных отношениях, в предпринимательской, научной и образовательной деятельности, на уровне межличностного общения.

В современную эпоху от уровня знания систем массовой коммуникации, их форм, сферы функционирования, степени их воздействия на индивидуальное и массовое сознание, напрямую зависит, каким будет информационно коммуникативное пространство, каким образом оно будет влиять на факторы формирования идентичности людей, форм их организации и поведения.

Коммуникативные потоки, соответственно, для различных регионов, будут формироваться и функционировать по-разному. Вследствие чего, наиболее актуальным представляется вопрос о рассмотрении роли средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности в полиэтничном регионе.

Средства массовой коммуникации вносят изменения в саму коммуникацию, чтобы перевести человека на новый, заданный тип поведения. Необходимо учитывать, что в полиэтничных регионах существует множество кодов коммуникации, которые, сталкиваясь, будут рождать то или иное информационнокоммуникативное пространство.

Влияние средств массовой коммуникации на массовое и индивидуальное сознание происходит посредством воздействия на процессы идентификации личности. У каждого человека формируется своя идентичность, которая зависит как от набора социальных ролей, играющих человеком в обществе, так и от осознанного распределения жизненных приоритетов со стороны индивида.

Большая часть людей не подходит к данному процессу осознанно и целенаправленно, идентичность такого человека формируется под воздействием информационного окружения, в первую очередь определяется влиянием средств массовой коммуникации. Эту особенность и используют для манипуляции общественным сознанием посредством информационных и коммуникативных технологий.

Поэтому различные аспекты межкультурного взаимодействия - межрелигиозный диалог, идентичность культур в эпоху глобализации, диалог как цель культуры, стратегии межкультурного диалога и т.д. - становятся предметом изучения представителей различных областей научного знания.

Гипотеза. Изучения эффективности воздействия средств массовой коммуникации (СМК) обусловлена так же значимостью ее деятельности в разработке стратегии и тактики социального развития. Средства массовой коммуникации по праву называют социальным институтом, сущностью которого является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей.

Хотя сущность массовой коммуникации остается неизменной, то содержание, формы и способы осуществления могут изменяться в зависимости от комплекса внешних факторов, представляющих собой совокупность социальных, культурных, психологических и экономических условий развития общества.

Объектом исследования является массовая коммуникация.

Предметом исследования выступает формирование эффекта воздействия средств массовой коммуникации в современной России.

Цель исследования. Работа посвящена исследованию роли средств массовой коммуникации в обеспечении нормального и стабильного функционирования общества, а так же теоретическим подходам в изучении эффектов воздействия СМК.

Мы предполагаем, что полноценное исследование сущностных характеристик СМК позволит рассматривать их как регулятор социальной стабильности социума.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

  1.  Исследовать философские взгляды на проблемы коммуникации в современном мире;
  2.  Изучить стратегии исследования эффективного воздействия средств массовой коммуникации;
  3.  Определить роль информационной среды в формировании сознания современной российской молодежи;
  4.  Показать и определить роль средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности и гражданского патриотизма.

Теоретико-методологической базой исследования стали принципы социального конструктивизма, позволяющие выявить основные положения формирования общественного мнения средствами массовой коммуникации в современной России.

Анализ заявленной проблемы выполнен на основе культурфилософского и аксиологического подходов, позволяющих рассмотреть различные аспекты влияния средств массовой коммуникации на формирование общероссийской идентичности и гражданственности, выявить ценностные ориентации, в рамках которых следует ориентировать свою деятельность средствам массовой коммуникации.

Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования для разработки курсов по философии культуры, социальной философии, журналистики и т.д. Материалы, изложенные в статье, могут быть востребованы органами власти для составления программ, касающихся регламентации информационного пространства, а также представителями.


1. Средства массовой коммуникации как один из факторов формирования информационного пространства личности

1.1. Философский взгляд на проблемы коммуникации в современном мире

Изменения, происходящие в социальном пространстве современной цивилизации, не могут не оказать существенного влияния на содержание и направленность коммуникативных процессов. По справедливому замечанию некоторых ученых, воздействие общественных изменений и новые информационные технологии «связаны не столько с расширяющимися возможностями накопления и переработки информации» как это представлялось ранее, сколько «с новыми формами коммуникации»1.

В контексте глубинного противоречия современной цивилизации, противоречия между процессами глобализации и интеграции общественных процессов, с одной стороны, и стремлением к сохранению культурной самобытности и поисками оснований гражданской идентичности, этноконфессиональной целостности, индивидуализации личностного начала, «парадигма гармоничного мира» оказалась слишком оторванной от реальности, «чтобы быть полезным ориентиром в мире после Холодной войны»2.

Становление гражданского общества в России, формирующегося в результате либерально-демократических преобразований, испытывает на себе влияние как общецивилизационных процессов общественного развития, так и особенностей российских историко-культурных традиций и менталитета российского суперэтноса.

Реальное осуществление тенденций развития гражданского общества в России упирается в решение ряда проблем, напрямую связанных с необходимостью исследования перспектив человека, его духовно-нравственных устоев и психологических возможностей адаптации к новым условиям современной коммуникативной ситуации.

Глобализация как феномен современного развития цивилизации характеризует переход к новому мировому порядку, новой системе отношений, в корне меняющей веками складывающуюся упорядоченность общения между людьми.

Установление нового миропорядка оказалось процессом очень сложным и крайне противоречивым, что проявилось не только в переходе ведущих стран мира к постиндустриальной фазе развития общества со всеми присущими для нее признаками информационной цивилизации. Она была связана с распадом мировой системы социализма и вхождением бывших социалистических стран в рыночные отношения.

Наиболее глубокие противоречия и вызванные ими изменения коснулись коммуникативной сферы современной социальной реальности.

К противоречиям, оказавшим наибольшее влияние на коренные изменения в области коммуникативного взаимодействия, можно отнести следующие.

Во-первых, это противоречие между глобализацией и интеграцией общественных процессов, с одной стороны, а, с другой, - индивидуализацией человека, намечающимися тенденциями демассификации средств и систем информации, а следовательно демассификации личности и культуры3.

Во-вторых, противоречие между усилением тенденций глобализации и сопротивлением этому процессу со стороны национально-государственных образований, а также со стороны общественности этих стран, выступающей за экономический и культурный суверенитет своих народов.

В-третьих, это противоречие между вестернизацией, а точнее американизацией, всех сфер общественной жизни и стремлением народов сохранить свои историко-культурные традиции и духовность как основу этнической идентичности.

В-четвертых, это противоречие между потенциальными возможностями новых коммуникативных технологий и СМК в накоплении и распространении знаний, с одной стороны, а, с другой, - реальное положение дел с газетно-журнально-книжной культурой и искусством, а, следовательно, и традиционными формами гуманитарного общения.

Тенденция к унификации форм экономического развития, связанных со стандартизацией материальной предметно- вещественной сферы образа жизни по западным образцам, в целом не вызывает негативного отношения со стороны внезападных государств, если, конечно, эти процессы не ведут к прямой экономической экспансии со стороны развитых стран.

Другое дело область культуры, национальных традиций, коммуникативного взаимодействия и духовной преемственности. Стремление к национально-культурному самосохранению находит концептуальное обоснование в разработке идей антиглобализма, содержанием которых является объективный анализ последствий процесса вестернизации и культурного колониализма со стороны ведущих в экономическом плане стран мира, прежде всего США.

Преодоление негативных последствий глобализации затруднено и тем, что сфера духа человека не имеет предметно-вещественного, непосредственно воспринимаемого выражения. Они скрыты в психологии людей и проявляются лишь в сфере прежде всего повседневного общения, а также в поисках той ниши социальной и духовной защищенности, в которой не чувствовалось бы щемящего душу одиночества, страха перед неизвестностью завтрашнего дня.

Атомизированная личность наедине с образами зрелищного шоу или виртуальной реальности, приобщаясь к событиям жизни героев увиденного или ею же самой создаваемого на экране компьютера, ощущает себя вне реальных событий.

Примечательна в этом отношении критика американскими коммуникативистами Г. Канном, Б. Брус-Бриггзом и Дж. Гербнером так называемой концепции «глобальной деревни», предложенной в 70е годы Маклюэном. По мнению последнего, глобализация информационных процессов привела к тому, что под влиянием средств массовой коммуникации мир становится «глобальным театром», где каждому приготовлена своя роль, определяемая слухо-визуальной культурой, которая по своей природе носит мозаичный характер4.

Переворот в сознании современного человека произошел в очень короткие сроки, по времени совпадавшие с переходом в новый век, в новое тысячелетие. Проснувшись однажды, мы все поняли, что стали иными. Под влиянием сформировавшейся глобальной информационной сети произошло изменение информационнокоммуникативного пространства современной цивилизации, что в корне изменило мировосприятие современного человека. Если в этой связи проследить за комплексом социальных доминант, на которые в новых условиях ориентируется западный мир, то можно, на наш взгляд, выделить следующие сферы общественной жизни:

I. Коммуникативная сфера, где приоритеты отдаются СМК и глобальной сети, совершенствование деятельности которых осуществляется через укрепление законодательной базы, повышение моральной ответственности и профессионализм журналистов. Особое внимание уделяется службам по связям с общественностью (паблик рилейшнз), которые обеспечивают понимание между взаимодействующими субъектами социальных процессов, способствуют установлению социальной стабильности и гармонизации отношений между людьми.

II. Сфера семейно-бытовых отношений, поддерживающих престиж семьи через СМК, по правительственным, региональным и муниципальным каналам, деятельность религиозных организаций и т.д.

III. Сфера языковой культуры, направленная на регламентацию коммуникационных процессов, на решение проблем межкультурной коммуникации. Предметом особого внимания становятся проблемы изучения роли языка в формировании культуры мышления, философского дискурса и т.д., о чем свидетельствуют многочисленные работы в этих областях, издаваемых в Западной Европе и США, а в последнее время и в России. В зоне особого внимания оказалась и проблема возникновения новых и модернизация прежних языковых игр, причиной распространения которых является изменчивость и фрагментарность современной коммуникативной ситуации и особенности коммуникативноинформационных процессов.

В условиях реформирования российской действительности, когда прежний образ жизни и духовно-нравственные установки разрушены, а новые, хотя в целом и сформированы, но не обрели устойчивого необратимого характера, социальные последствия рассматриваемых противоречий, вызванных процессами глобализации, усиливают эффект влияния нравственного и правового нигилизма на массовое сознание и поведение людей.

Усилия СМК и рекламы направлены на неограниченное развитие материальных потребностей, что естественно вытекает из самого хода современных цивилизационных процессов. Данная тенденция могла бы быть смягченной, не столь агрессивной под влиянием традиционных норм общения, духовных ценностей, нравственной саморегуляции. Однако, как отмечают все без исключения исследователи, социальная значимость духовности как фактора индивидуальной саморегуляции в России имеет тенденцию к резкому падению.

Опираясь на современные исследования в области теории коммуникации (коммуникативистики), философии и социологии коммуникации, теории массовой коммуникации и т.д., следует, на наш взгляд, выделить следующие особенности развития коммуникационных процессов в условиях становления новых цивилизационных отношений:

во-первых, противоречия постиндустриальной цивилизации явились причиной формирования совершенно нового типа коммуникативного взаимодействия, обеспечиваемого огромным количеством коммуникативных средств и посредников;

во-вторых, информационная революция второй половины XX - начала XXI века вызвала к жизни не только увеличение во все нарастающих размерах доли СМК, Интернета, сотовой и спутниковой связи и т.д. в осуществлении информационнокоммуникативного взаимодействия между людьми, но и изменила их образ жизни, социальные механизмы, обеспечивающие функционирование коммуникативного пространства населения планеты;

в-третьих, развитие средств массовой коммуникации, раскрывающее широкие возможности воздействия на массовое сознание, включает страны мира в неизбежную глобализацию информационных процессов;

в-четвертых, доступность практически любой информации самым широким слоям населения способствует формированию в самосознании человека своего собственного образа, выравненного в возможностях со всеми.

в-пятых, одним из ведущих признаков нового формирующегося общества является быстротечность, фрагментарность, отмечаемых, в первую очередь, в сфере межличностных коммуникаций, а также в сфере потребления и услуг. Но именно эти сферы оказывают наибольшее влияние на современного человека.

Таким образом, следует признать, что в целом западной цивилизации удалось достаточно успешно миновать подводные рифы становящегося информационного общества, в корне изменившего коммуникативное пространство и формы коммуникативного поведения преобладающей части населения этих стран.

России же предстоит до конца пройти этот трудный путь для того, чтобы интегрироваться в общемировое пространство. И, что особенно важно, - не потерять своего историко-культурного своеобразия, не растратить тех духовных основ культурно-коммуникативного взаимодействия между народами, которое складывалось веками и которое определило ментальность российского народа.


1.2. Стратегия изучения эффективного воздействия средств массовой коммуникации 

Прежде чем обратиться к анализу теоретических исследований, обратимся к определению содержания понятия массовой коммуникации. Существует множество определений массовой коммуникации. Существует множество определений массовой коммуникации.

Наиболее распространенным является следующее определение: «Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории»5.

Определяя категоризацию понятия «коммуникация», в рамках данной работы будет отталкиваться от следующего смысла: «Коммуникация - это в первую очередь, общение, передача информации от человека к человеку, во- вторых, коммуникация представляет собой способ взаимодействия6. Интересным представляется взгляд на данную категорию автора многих книг по коммуникации Почепцова Г.Г.: «Коммуникацию можно рассматривать как интенсификацию имеющихся коммуникативных потенций, перевод их в более технологическую форму, под которой мы понимаем достижение прогнозируемого результата в отличие от случайного процесса»7.

Объектом оперирования средств массовой коммуникации, которые в условиях современной цивилизации берут на себя огромную роль в принятии решений, выступает информация.

Информация стала товаром, тем ресурсом, правильно используя который, сегодня можно достичь доминирования как в информационной сфере, так и в различных других сферах. Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна» конкретизировал эту мысль: «Для цивилизации Третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение»8.

Наиболее адекватно, по нашему мнению, содержание понятия «массовая коммуникация» передает следующее определение: «Массовая коммуникация - это разновидность духовно-практической деятельности, т.е. деятельности по трансляции, переносу в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными»9

Массовая коммуникация отличается от межличностного общения тем, что канал распространения межличностной коммуникации происходит непосредственно от человека к человеку, имеется возможность непосредственной реакции адресата, а при массовой коммуникации предполагается наличие технологий распространения, а реакция преимущественно опосредована.

На основании вышеизложенного дадим свое определение массовой коммуникации: массовая коммуникация – это особая среда формирования, распространения и функционирования социально-значимой информации, целями которой является воздействие на социальные группы и отдельные личности.

Специфика данного вида коммуникации может быть обозначена следующими параметрами: 1) надличностный характер, т.е. общение складывается на базе ретиальной информации; 2) опосредованность, т.к. общение происходит, главным образом, через СМИ и другие технические средства; 3) социальная ориентация, поскольку цель массовой коммуникации – воздействие на социальные группы; 4) институциональность, обусловленная созданием символов «коммуникационным институтом», т.е. группой лиц, осуществляющей наполнение, редактирование, цензуру, озвучивание; 5) анонимность и массовость аудитории; 6) однонаправленность и фиксированность коммуникативных ролей, выраженная в ограниченности обратной связи или возможном её отсутствии

Массовая коммуникация представляет собой сложный феномен, поскольку полноценное его изучение возможно в рамках различных дисциплин.

Оценивая роль СМК, мы обязательно должны учитывать особенности политического, социального, экономического, культурного и технологического контекста этой деятельности.

Мы акцентируем внимание на важной характеристике СМК - субъект - объектные отношения, где в качестве объекта выступает массовое сознание человека, в особенности общественное внимание. Поэтому целью духовно-практической массово-коммуникативной деятельности людей является формирование общественного мнения посредством внедрения в массовое сознание оценочной системы.

Для определения стратегий в ракурсе эффективности считаем необходимым рассмотрение особенностей эффективной коммуникации. Основной эффект от воздействия СМИ - излишнее поведение аудитории людей. Коммуникативные эффекты - изменение отношения, мнения относительно чего либо.

Процесс коммуникации всегда информативен и состоит в передаче структур: когнитивной, познавательной, оценочной и экспрессивной. Условия эффективной коммуникации:

  1.  наличие доступности языка коммуникации (социального языка);
  2.  цена достижения эффективности;
  3.  доступность средств массовой коммуникации.

Люди лучше запоминают и усваивают информацию, которая особым образом организована.

Доверие к источнику, на наш взгляд, - основополагающий фактор при формировании убеждения.

Среди характеристик содержания, которые влияют на исход коммуникации, исследователи упоминают тему сообщения, систему аргументации, логичность, достоверность, обоснованность, полноту, представление аргументов за и против, стилистическое и композиционное оформление текста, аппеляцию к чувствам и т.д10.

Чтобы разобраться во всем многообразии особенностей эффективной коммуникации, постараемся выделить их структурно, в соответствии с определенными критериями.

Исследователи11 выделяют 2 основные группы критериев эффективной деятельности СМК.

1. Критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность тех ценностей, идеалов, ориентаций, установок и др.)

2. Критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.

СМК оказывает влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в составляющую ценностной системы.

В перечне эффектов мы особенно хотели бы подчеркнуть важность изменений в области сознания человека - коррекции мировозрения, миросозерцания, общественного мнения, убеждений, идеалов и т.д. А в поведении эффекты проявляются в переменах направленности действий, в изменении общественной активности в различных сферах: труда, быта, досуга, политике и др.

Эффективность СМК - явление подвижное, динамичное. Для большей достоверности и объективности отслеживания процесса развития необходимо иметь в виду, как считают исследователи, параметр эффективности воздействия, на личностном уровне и уровне социальных групп12.

В свете вышесказанного постараемся сделать небольшой исторический экскурс изучения эффективности влияния СМК.

Теории влияния средств массовой коммуникации (СМК) могут быть рассмотрены на основе изменения научных парадигм, что в рамках системного подхода означает изменение типа системного описания феномена.

История теоретического осмысления влияния СМК насчитывает ряд этапов.

1. Модель тотального воздействия (1920-1940 гг.). Данная теория предложена в работах У. Липпманна и Г. Лассвелла. Эти авторы полагали, что при верном подборе сообщений и организации информации действие СМК сильно и неотвратимо (теория «золотой пули»). Правильно организованное воздействие однозначно приводит к желаемому результату. Даже без подробного анализа видно, что авторы придерживаются представлений об обществе как простой механической системе13.

2. Модель ограниченного воздействия (1940-1965 гг.). На основе эмпирических исследований психолог К. Хофланд обнаружил, что на согласие аудитории с сообщением СМК воздействует множество факторов.

К их числу относятся особенности источника (искренность, компетентность, привлекательность, авторство, мнение окружающих и проч.); характеристики сообщения; характеристики получателя (пол, тип личности, интеллект, самооценка, вовлеченность и проч.) Схожие данные получил П. Лазарсфельд создавший модель двухуровневой коммуникации. Согласно ей СМК воздействуют не на большинство аудитории, а лишь на небольшую, наиболее активную ее часть, которую автор назвал «лидеры мнений»14.

Итогом этого является возникновение концепции ограниченного влияния СМК. По нашему мнению, это индексирует парадигмальный сдвиг от рассмотрения СМК как элемента простой системы к парадигме взаимодействия СМК с аудиторией как саморегулирующейся системы стремящейся к гомеостазу.

3. Модель умеренного воздействия (1965-1980 гг.). С середины 70-х гг. прошлого века, представления о воздействии СМК стали отходить от модели ограниченного влияния. Этот процесс связан с именем М. Маклюэна, который полагал, что медиа становятся инстанцией многомерно конституирующей социум. Представляется, что здесь обнаруживается представление о медиа как системе, способной к внутренне обусловленному саморазвитию - сложной саморазвивающейся системе. Маклюэн считал, что модель «слабых» СМИ не соответствует действительному положению вещей.

4. Модель сильного воздействия (1980 - настоящее время). Исследования 70-х - 90-х гг. существенно проблематизировали ситуацию, так как были выявлены множественные и разнонаправленные эффекты, которые позволяют описывать воздействие СМК и как «сильное», и как «слабое». «Результаты научных исследований показали, что воздействие СМИ может быть либо когнитивным (воздействовать на мышление или обучение), либо поведенческим, либо эмоциональным, что медиавоздействие может быть также прямым, непрямым, кратковременным, долговременным, перемежающимся... или совокупным»15.

Представляется, что действительная сложность сегодняшних СМК, их многоплановое, а зачастую и тотальное воздействие на аудиторию и одновременно непредсказуемость производимых эффектов, означает, что данный феномен приобрел системную сложность, которая может быть описана только в терминах саморазвивающихся систем.

При этом СМК как саморазвивающаяся система в конкретных случаях способна демонстрировать и эффекты, свойственные простым механическим и саморегулирующимся системам. Таким образом, обнаруживается не только парадигмальный сдвиг в научном описании СМК, но и возможность «полипарадиг- мального» подхода к этому социальному феномену16.

Наиболее адекватным социологическим подходом к описанию СМК на современном этапе можно считать «теорию социального поля» П. Бурдье.

Бурдье рассматривает социум как многомерный ансамбль автономных полей (экономическое, политическое, культурное и проч.). Поля имеют разную силу и размеры, что определяет их иерархию и подчиненность.

Представляется, что теория П. Бурдье вполне укладывается в парадигму социума как сложной саморазвивающейся системы. Отношения борьбы и солидарности агентов создают флуктуации, порождающие неопределенность изменения социальной системы.

Социальное пространство, по Бурдье, - это система с многочисленными обратными связями и кумулятивными эффектами.

В настоящее время эта работа еще не осуществлена в полной мере, хотя интерес академического сообщества к описанию СМК как совокупности социальных полей, без сомнения, нарастает.

Представленный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Современная теория систем способна адекватно описывать парадигмальные сдвиги в развитии социологических представлений об СМК, и отражает изменение методологических подходов от анализа общества с позиции простой механической системы к сложной саморазвивающейся системе.

2. Сегодня социология СМК может быть описана как «полипарадигмальная» наука. При анализе СМК наблюдаются парадигмально различные способы описания влияния медиа на аудиторию - конкуренция парадигм.

3. В настоящее время, возможности описания СМК как сложной саморазвивающейся системы реализованы не в полной мере. Тем не менее «топология социального пространства» П. Бурдье представляет возможности рассмотрения СМК как многомерного пространства - совокупности различных социальных полей. Дальнейшие теоретические и прикладные исследования СМК в рамках концепции П. Бурдье представляются весьма перспективными.


2. Роль информационной среды в формировании сознания современной российской молодежи

2.1. Формирование массового общества и массовая коммуникация

Как известно все тоталитарные режимы и их харизматические вожди пользовались широкой массовой поддержкой. Однако не во всех западных странах, где сформировались феномены массы и массового общества, возникли тоталитарные режимы. Наличие «масс», несомненно, способствовало появлению этих режимов, но не являлось единственной причиной тоталитаризма.

Через двадцать лет после падения тоталитарных режимов советского типа в Европе подтверждает мысль о том, что путь к демократизации не ведет к исчезновению массового общества. Напротив, «массовость» до сих пор - одна из специфичных черт современных (теперь уже «постсо- временных») обществ.

Поэтому, наряду с концепциями, рассматривающими феномен массового общества в негативном ключе, в зарубежной науке сложились теоретические подходы, описывающие этот феномен более объективно, делая акцент не на оценку, а на описание специфики структуры массового общества и характера протекающих в нем процессов, в том числе и коммуникативных.

В частности, еще Эдуард Шилз, американский социолог во второй половине прошлого века рассматривал массовое общество как закономерный результат экономических, политических и культурных изменений. Массовое общество приходит на смену прежним обществам, разграниченным сословными, племенными, территориальными границами и барьерами.

Но становление массового общества не просто результат распада и атомизации. Массовое общество - это некий новый тип общности, основанный не на естественных связях между людьми (общее происхождение, место жительства и т.д.), но объединяемый более абстрактными, хотя не менее мощными силами, например, рыночными механизмами.

На смену многообразию территориальных единиц, пестроте местных обычаев и традиций приходит идея национальной общности, национального государства. Формируются национальный язык и национальная культура, размывающие прежнее культурное многообразие. Складываются национальные рынки, служащие экономическим фундаментом новой общности. Появляются новые формы власти, подразумевающие массовое политическое участие.

Э. Шилз отмечает, что важнейшим фактором, повлиявшим на формирование массового общества, была индустриализация. Развитие индустриального производства и сопутствующее этому процессу совершенствование транспортной системы привели к возрастанию пространственной мобильности населения, связали в единое целое отдаленные территории, преодолевая их обособленность.

Индустриальное производство способствовало повышению уровня жизни. Совершенствование производственных технологий вело к облегчению бремени труда, снижению доли труда физического, высвобождению значительного свободного времени, которое можно было использовать как для развлечения, так и для совершенствования собственной личности, самообразования и развития.

С точки зрения Э. Шилза, главными чертами массового общества являются: во-первых, переосмысление политической власти, утрата ею священного характера, формирование гражданственности, в основе которой лежит массовое политическое участие; во-вторых, упадок влияния традиции, многообразие индивидуальных поведенческих стратегий и свобода выбора как неотъемлемый элемент современного образа жизни; в-третьих, внимание и уважение к различиям, что способствует повышению значения толерантности, расширению прав традиционно дискриминируемых групп.

Давая общую характеристику массовому обществу, Э. Шилз пишет: «Для этого общества характерны индивидуализм, готовность к приобретению опыта, расцвет чувств и чувствительности, уважение к деятельности другой личности. Оно развило в индивиде способность познавать явления, понимать их значение и давать им моральные оценки. Большинство населения научилось ценить удовольствия, в том числе получаемые с помощью контактов друг с другом. Во многих сферах жизни люди стали гораздо свободнее в выборе, и этот выбор уже не обязательно подсказан традициями, авторитетом. Гораздо больше начинает цениться опыт личных взаимоотношений. Все это не означает, однако, что индивидуальность в том виде, какой она приобрела в массовом обществе, существует повсюду. И в массовом обществе есть часть населения, живущая почти в растительном оцепенении, тупо или агрессивно реагирующая на окружающее; тем не менее тяга к индивидуализму стала особенно заметной»17.

Таким образом, для массового общества характерны глубокая дифференциация культуры, многообразие ценностных, идейных и нормативных стандартов, что представляет собой определенную проблему. Шилз отмечает, что в массовом обществе устанавливается некое институционализированное «несогласие» как фундаментальная характеристика общественного бытия. Это несогласие выражается, в частности, в разделении культуры массового общества на несколько уровней, различающихся по качеству культурных содержаний.

«Несогласие», вызванное социальной и культурной дифференциацией, индивидуализацией стилей жизни, не может быть абсолютным, иначе общество не сможет функционировать. Необходим хотя бы минимальный консенсус по поводу базовых ценностей. В формировании такого базового консенсуса огромную роль играют институты массового образования и массовой коммуникации, транслирующие общие культурные стандарты.

Итак, массовое общество в силу своей многочисленности и слабости непосредственных социальных связей нуждается в новых интегрирующих и координирующих институтах. И, как отмечают отечественные исследователи Б. Дубин и А. Рейсблат18, массовые коммуникации и являются одним из институтов, обеспечивающих поддержание и воспроизводство массового общества, наряду с такими институтами, как массовое образование, массовое политическое участие и т.д.

Формирующиеся институты массовой коммуникации занимают среди институтов, регулирующих жизнь массового общества, весьма важное место. Средства массовой коммуникации в современных массовых обществах выполняют функции интеграции, формирования общественного мнения, поддержания культурной и национальной идентичности, информационную, функцию обеспечения политического участия, рекреационную, социализирующую.

Средства массовой коммуникации обеспечивают взаимодействие между различными группами и сегментами массового общества. Коммуникационный процесс объединяет производителей и потребителей различных товаров и услуг, политическое руководство страны и гражданское общество, население различных регионов.

Благодаря деятельности институтов массовой коммуникации формируется единое информационное пространство, объединяющее индивидов и группы, между которыми в реальном физическом пространстве взаимодействие либо невозможно, либо затруднено.

Они способствуют формированию общественного мнения как консолидированной, согласованной позиции значительной части общественности по тому или иному значимому вопросу. Информируя массовую аудиторию о текущих событиях, давая этим событиям определенную интерпретацию, приглашая экспертов, организуя публичные дискуссии и выступления, современные средства массовой коммуникации оказывают огромное воздействие на мнения и убеждения людей. Формирование консолидированного общественного мнения - один из основных механизмов интеграции массовых обществ.

Средства массовой коммуникации не только передают определенную информацию. Они создают и транслируют культурные ценности, стереотипы и убеждения. Тем самым способствуют воспроизводству культуры того сообщества, в котором они функционируют.

Основой любой культуры является язык. Средства массовой коммуникации способствуют воспроизводству национальных языков, установлению языковых норм, стандарта правильной речи. К сожалению, многие современные журналисты забывают об этой важнейшей функции, что отрицательно сказывается на обыденном массовом словоупотреблении. В обиход входят неправильные варианты ударений, неоправданные языковые заимствования, сленговые выражения. Эти негативные моменты можно отнести к дисфункциям средств массовой коммуникации - деструктивным последствиям их деятельности.

Единство культуры лежит в основе национального единства. Поэтому поддержание традиционных культурных ценностей, культурного своеобразия - неотъемлемый элемент формирования и укрепления национальной идентичности - чувства принадлежности к своему народу на основе осознания общности культуры и исторической судьбы.

В условиях глобализации, открытости информационного пространства, формирования транснациональных СМИ значимость функции поддержания культурной и национальной идентичности постоянно возрастает.

Очень часто, даже в научной полемике средства массовой коммуникации называют также средствами массовой информации. Действительно, главная задача средств массовой коммуникации - информировать общественность о наиболее значимых событиях политической, экономической, культурной, общественной жизни.

Средства массовой коммуникации задают повестку дня, формируют картину мира своей аудитории. Благодаря их функционированию современный человек существует в гораздо более насыщенном информацией и событиями мире, чем люди предшествующих исторических эпох. Человек XXI в. осведомлен не только о том, что происходит в его стране, но и о международных событиях, его кругозор значительно расширился.

Однако обилие информации создает новые проблемы. Это, прежде всего, проблемы качества и отбора информации, ее эффективной обработки. Актуальна и проблема манипулирования аудиторией при помощи тенденциозной подачи информации, ее прямого искажения или утаивания. Современный человек привык воспринимать мир сквозь призму сообщений СМИ.

Часто он не имеет времени и необходимой подготовки для того, чтобы проверять поступающую информацию, искать альтернативные ее источники. Это может приводить к значительным искажениям в восприятии реальности, неадекватному пониманию происходящих событий. Подобные «побочные эффекты» деятельности СМИ привлекают все больше внимания и критически настроенных исследователей и заинтересованной общественности19.

Именно средства массовой коммуникации обеспечивают население необходимой для принятия решений информацией о партийных программах и целях кандидатов, о ходе самих предвыборных кампаний, об основных тенденциях общественного мнения.

Средства массовой коммуникации в периоды выборов выполняют важнейшую мобилизационную функцию, стимулируя интерес избирателей к выборам и стремление в них участвовать.

Однако массовое политическое участие не должно сводиться только к относительно коротким периодам активности избирателей в ходе выборов. Сознательное политическое участие подразумевает регулярное знакомство с политической информацией.

Средства массовой коммуникации предоставляют аудитории широкие возможности получения политической информации, касающейся как собственной страны, так и событий на международной арене. Политические новости занимают доминирующее положение в новостных программах телевидения, радио и газетных публикациях. Поведение политиков всегда привлекает внимание массовой аудитории.

Свободные СМИ - один из важных механизмов, с помощью которых гражданское общество может контролировать власть, влиять на нее. Таким образом, средства массовой коммуникации вносят огромный вклад в функционирование современных демократических политических институтов. Хотя средства массовой коммуникации могут быть использованы (и часто используются) для идеологического воздействия на массовое сознание. Средства массовой коммуникации - весьма удобный механизм для политической пропаганды, особенно если они монополизированы одной политической силой.

В результате отделения производства от потребления, усовершенствования форм организации трудовой деятельности в современных обществах сформировалась обширная зона свободного времени, которое человек может использовать по своему усмотрению. В ответ на возникшую потребность в структурировании свободного времени и развлечении сформировалась индустрия развлечения, или индустрия досуга. Функционирование этой индустрии непосредственно связано со средствами массовой коммуникации.

Возникновение СМИ, особенно электронных, потеснило (хотя и не уничтожило) «зрелища», которые требовали непосредственного присутствия зрителей, наподобие спортивных состязаний или театральных постановок. Благодаря СМИ «зрелища» оказались доступны человеку, который не покидает собственного жилища. Большая часть информации, транслируемой современными электронными СМИ, имеет развлекательный характер.

Это телефильмы, викторины, различные шоу, спортивные состязания, музыкальные теле- и радиопередачи. Существуют, конечно, и иные виды информационной продукции - информационно-аналитические, новостные, научно-популярные программы, документальное кино и др.

Однако следует отметить, что визуальный способ подачи информации, характерный для телевидения, приводит к превращению в «зрелище» и развлечение фактически любой информации. Даже политические новости и репортажи о катастрофах нередко приобретают оттенок шоу. Потребление разнообразной продукции СМИ - доминирующий в современном массовом обществе способ проведения досуга.

Таким образом, средства массовой коммуникации пронизывают собой структуру современных массовых обществ и являются одним из важнейших институтов, обеспечивающих их существование.

2.2. Роль средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности и гражданского патриотизма

Современное научное сообщество отмечает тенденцию уменьшения участия молодых людей в социальной жизни своих обществ. Например, Роберт Патнэм20 отмечает, что смена поколений является основным фактором, влияющим на снижение власти социального капитала в американском обществе конца 90-х гг.

Молодые люди не просто воздерживаются от участия в партийной жизни, но и в деятельности различных общественных организаций, добровольных организаций, направленных на оказание социальной помощи.

Подобные тенденции отмечаются и в российском обществе. Проведенное в 2008 г. Центром социальных технологий исследование21 показало, что в выборе стратегии адаптации к социальной среде молодые люди, как правило, следуют индивидуализированным, внеинституциональным практикам.

Государственные и, в меньшей степени, общественные институты не находят поддержки у молодежи. Следствием низкого уровня межличностного и институционального доверия в молодежной среде является «атомизация» социальных практик и неготовность к солидаризации на позитивной основе ради реализации собственных интересов.

Низкая готовность к долговременному сотрудничеству и коллективным действиям выражается, в частности, в низкой оценке роли политических партий и общественных организаций, в слабой вовлеченности в их деятельность. Анализ деятельности молодежных организаций показал: участие молодых людей в организациях с позитивной программой деятельности (политических, волонтерских, профсоюзах и др.) носит преимущественно мобилизованный характер, то есть инициируется «сверху» руководством учебных заведений, государственными структурами, «взрослыми» общественными организациями.

Таким образом, можно прийти к выводу, что высокий уровень абстрагированности современной молодежи от активного участия в общественных процессах - это результат слабой интеграции современной молодежи в общественную жизнь.

Данный феномен можно связать прежде всего с тем, что ориентация молодого человека в процессе его взросления в российском обществе идет прежде всего на такие ценности, как: развлечение, консюмеризм, достижение собственного благополучия. И немаловажную роль в этом процессе играют средства массовой коммуникации.

Исследование, проведенное в 2011 г. совместно кафедрой Массовых коммуникаций ДВФУ и кафедрой социологии, политологии и регионоведения ТОГУ22, показало, что основной контент, который воспринимает молодежь, носит развлекательный характер, на втором месте идет информационный контент.

Эта ситуация характерна для всех трех СМК, которые являются основными поставщиками информации для молодежи: Интернета, телевидения и печати (в первую очередь глянца). В отношении Интернета ситуация не столь прозрачна для анализа, так как выяснилось, что первое место в рамках этого СМК по популярности занимают так называемые «социальные сети». Но анализ групп в наиболее популярных «социальных сетях» показал, что основные темы, подымающиеся там, - это развлечения, спорт (фитнес), автомобили.

В телевизионном контенте, который воспринимает молодежь, также доминирует тренд развлекательного характера. Так как телевизионная информация более прозрачна для аналитики, было выявлено, что в числе наиболее упоминаемых молодыми людьми телепродуктов большое количество таких, которые получили неоднозначную, а порой и критическую оценку со стороны различных общественных организаций. В этом случае можно говорить о том, что молодежь находится в зоне деструктивных информационных потоков, которые с большой долей вероятности оказывают негативное влияние на формирование жизненных ориентаций молодых людей.

Исследование печати выявило, что контентом, который может оказывать воздействие на установки молодежи, является в первую очередь контент глянцевых журналов. В этом случае также можно отметить, что информация глянцевых журналов носит далеко неоднозначный характер для формирования молодых людей с гражданской точки зрения. Контент-анализ показал, что модели, которые проецируются глянцем в сознание молодежи, ориентируются, прежде всего, на консюмеризм, культ физической (то есть внешней красоты), «свободные отношения» между мужчиной и женщиной, развлечения.

Таким образом, можно констатировать, что вокруг молодых людей на данный момент средствами массовой коммуникации создается информационное поле, в котором основными векторами развития обозначается ориентация на развлечение, консюмеризм, достижение собственного благополучия. Нельзя недооценивать роль СМК в процессе социализации молодежи.

И роль средств массовой коммуникации в рамках этого социального явления увеличивается с каждым годом, так как молодые люди более ориентированы на получение информации из СМК, особенно это касается такого СМК, как Интернет.

В России социализация с помощью СМК усиливается тем фактором, что более старшие поколения не могут ей предоставить жизнеспособные в рамках капиталистического общества социальные модели. Поэтому СМК становятся одним из немногих агентов, которые предоставляют молодежи социальные нормы и модели поведения.

Оторванность молодежи от активного участия в общественной жизни страны в современных условиях можно трактовать двояко. С одной стороны, это, несомненно, негативное явление. Многие исследователи говорят о том, что высокий уровень абстрагированности современной молодежи от участия в общественной жизни негативно скажется на будущем демократии.

В частности, по их мнению, ослабление демократических обязательств и уровня политической активности молодежи приведет к значительному сокращению числа молодых людей, которые регулярно принимают участие в выборах разного уровня, что может повлечь за собой разного рода социальные и политические катаклизмы.

К. Дженнингс и Л. Стокер придерживаются мнения, что увеличение уровня абсентеизма в молодежной среде представляет серьезную опасность для дальнейшего развития демократических стран23.

Что касается российской ситуации, то нам кажется, что такое мнение справедливо и для нашего общества. Если молодежь не будет интегрироваться в политическую и социальную жизнь общества, то могут вырасти поколения, выключенные из общественной жизни страны. И, например, в рамках электоральной ситуации, когда выборы являются единственным методом (в рамках демократии) легитимной передачи власти, то такая ситуация может в целом негативно отразиться на стабильном развитии России как демократического государства.

С другой стороны, активное участие молодежи в общественных процессах при определенных обстоятельствах может привести с дестабилизации обстановки в стране, а в некоторых случая даже к революции. Социальная апатия - не совсем характерное для молодежи состояние, большинство революций делалось при активном участии молодежи, и февральские события 2011 г. в Египте - наглядное тому подтверждение.

До поры до времени потенциал молодежной активности может «спать», но, если он будет «разбужен» и повернет не в сторону созидания, а в сторону разрушения, то это грозит серьезными проблемами государству.

В связи с усилением общественной активности, и прежде всего оппозиционной активности, в Москве и ряде других регионов после февральских парламентских выборов 2012 г. кафедрой Массовых коммуникаций ДВФУ и кафедрой социологии, политологии и регионоведения ТОГУ было проведено исследование, целью которого стало выяснить, насколько приморская молодежь готова была бы поддержать такие мероприятия и каково отношение к такой оппозиционной активности. Действительно ли молодежь, задавленная общественной пассивностью и апатией, пропустила эти события мимо себя, не обратив на них внимания, и как бы она, вероятно, поступила бы, если бы такие события происходили в Приморском крае.

Для исследования нами был взят кластер молодежи между 18-24 годами, который мы ранее определили как типичный для данной социальной группы. В исследовании принимали участие 300 молодых людей из крупных городов Приморского края (Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка, Партизанск, Дальнегорск, Дальнереченск), 160 девушек и 140 юношей.

В целом исследование показало, что приморская молодежь действительно обладает небольшим потенциалом для активного участия в протестной деятельности, связанной с прежде всего с уличными выступлениями.

На вопрос: «Стали бы Вы участвовать в уличных выступлениях (митингах, шествиях и т.д.), если бы они состоялись в ближайшие выходные?» - 83% респондентов ответили отрицательно, и только 17 % - положительно. Эти цифры показывают, что большая часть молодежи не имеет желания или потребности выражать какие-то свои устремления с помощью уличной активности.

На вопрос, уточняющий возможность участие молодых людей в мероприятиях, имеющих именно оппозиционный характер: «Если бы была возможность участвовать в оппозиционном мероприятии (например, на митинге, как на Болотной площади), Вы бы приняли в нем участие?» - были получены следующие ответы: «Да» - 26 %, «Нет» - 54 %, «Не знаю» - 20 %. Данные ответы показывают, что протестные идеи не вызывают у молодых людей желания изменить свою общественную стратегию и активно включится в социальную трансформацию.

Также большая часть молодых людей не верит, что активными уличными выступлениями можно что-то изменить в российской общественной и политической ситуации, так как ответы на вопрос: «Как Вы считаете, можно ли активными уличными выступлениями что -то изменить в российской общественной и политической ситуации?» - дали следующую динамику: «Да» - 32 %, «Нет» - 45 %, «Не знаю» - 23 %. Большая часть молодых людей не уверена, что даже активное выражение своей гражданской позиции может привести к какому-то практическому результату.

Таким образом мы видим, что обозначенные выше представления о молодежи как апатичной и не готовой к активными действиям категории населения, в целом, подтвердились. Как нам кажется, ожидать широкого участия молодых людей в акциях любого характера, в том числе и оппозиционного, вряд ли приходится.

Тем более, что вопрос: «Как Вы считаете, есть и альтернатива уличным выступлениям для выражения своей активной гражданской позиции?» - показал, что молодежь видит более конструктивные пути решения каких-то накопившихся социальных проблем, так как 62 %, ответивших на поставленный выше вопрос, ответили утвердительно, и только 34 % дали отрицательный ответ.

Были получены следующие ответы на открытый вопрос, целью которого было выяснить, какие альтернативные пути для выражения своего отношения к происходящим в обществе процессам видят молодые люди: «голосование на выборах» - 41 %; «членство в политических партиях» - 10 %; «активная общественная деятельность» - 46 %; «силовая смена власти» - 3 %.

Последняя позиция, которая указывает на то, что в молодежной среде существует прослойка, которая настроена очень радикально и которую даже не устраивают митинги как средство выражения своей гражданской позиции, говорит о том, что протестный потенциал в молодежной среде существует, и часть молодежи все равно является ресурсом активных общественных выступлений. И ответы на вопрос: «Одобряете ли Вы активное участие молодежи в арабских странах (Египте, Ливии, Тунисе и т.д.) в уличных выступлениях (митингах, шествиях и т.д.)?» - подтверждают данное предположение. «Да» ответило 42 % опрошенных, «Нет» - 22 %, «Ничего об этом не знаю» - 36 %.

Если брать российскую действительность, то на вопрос: «Одобряете ли Вы митинги оппозиции (например, на Болотной площади), которые проходили в Москве?» - были получены следующие ответы: «Да» - 38 %, «Нет» - 14 %, «Ничего об этом не знаю» - 20 %, «Мне все равно» - 28 %. Как мы видим около 40 % молодых людей симпатизирует активному проявлению гражданской позиции, которую демонстрировала молодежь на Ближнем Востоке и оппозиционеры на Болотной площади.

То есть можно говорить о том, что, по крайне мере, 40 % молодежи каким-то образом отслеживают происходящие в мире и стране возмущения и сочувствует им, что является определенным потенциалом для появления желания начать более активно участвовать в общественных процессах.

Что может стать таким катализатором интенсификации такой активности? На наш взгляд, прежде всего Интернет как средство массовой коммуникации и средство межличностного общения. Так как на вопрос: «Что может в значительной степени повлиять на ваше решение участвовать в уличных выступлениях (митингах, шествиях и т.д.)?» - самым популярным ответом стал: «Общение (влияние) друзей» (41 %), - которому можно добавить: «Информация (призыв) в сети Интернет» (17 %) (остальные ответы: «Ничего» - 33 %; «Информация (призыв) по ТВ» - 7 %; «Деньги» - 2 %).

Если учесть, что согласно этому же исследованию 78 % молодых людей каждый день пользуются Интернетом, 84 % из них являются членом какой-либо социальной сети, а 70 % посещают любимую социальную сеть ежедневно, то 41 %, отданный за вариант «Общение (влияние) друзей» становится не столь безобидной величиной, к тому же поддержанной 17 % тех молодых людей, которым просто достаточно призыва в сети Интернет.

Следовательно, вырисовывается своеобразный парадокс: с одной стороны, средства массовой коммуникации, в том числе и Интернет, являются причиной погружения молодежи в состояние социальной апатии, ориентируя молодежь на культ вещизма, потребления и моды, превращая молодых людей в объект воздействия со стороны индустрии досуга и развлечений.

С другой стороны, Интернет, как средство массовой коммуникации, может стать каналом, который начнет раскручивать маховик молодежной активности, раскрывая скрытые резервы этой части общества.

Таким образом, подводя итог проведенному нами исследованию, можно сказать, что действительно молодежь на данный момент является одной из самых апатичных категорий населения. Наиболее ориентированная на получение информации из средств массовой коммуникации и прежде всего Интернета, она в наибольшей степени оказывается под давлением продвигаемых СМК форматов массовой культуры и культа потребления. Что неизбежно сказывается на ее желании активно участвовать в общественных процессах любой направленности, как оппозиционной, так и имеющей лояльный характер к существующему на данный момент строю.

И так как в современном российском государстве отсутствует четкая коммуникационная стратегия относительно молодежи, и власть устраивает позиция самоустраненности от процессов социализации молодых людей, то у оппозиционных сил есть возможность найти свою нишу в информационном пространстве и развить пока скрытый потенциал молодежной общественной активности.


Заключение

Таким образом, одним из самых значимых и сравнительно поздних приобретений общества стали средства массовой коммуникации (СМК), довольно стремительно проделавшие путь от «листков», извещавших с определенной периодичностью подданных о важных событиях и государственных решениях, до всеохватной глобальной информационной сети, распространяющей свои содержания ежесекундно и повсеместно.

Теперь уже очевидно, что СМК обладают рядом особенностей не только характеризующих их как самостоятельное явление, но и существенно выделяющих их, позволяя утверждать: СМК принадлежит ключевая роль в нынешнем общественном бытии.

Рассматривая деятельность государственных, политических, политико-правовых, образовательных, религиозных, культурных институтов нельзя не заметить, что все они на данный момент пронизаны влиянием со стороны СМК. Более того сама их деятельность в современных условиях становится во многом возможной, а тем более эффективной только на основе пассивного и (или) активного включения в масс-коммуникационные потоки.

Сегодня невозможно помыслить себе существование и функционирование государства, государственной власти вне масс-коммуникационного контекста.

По существу большинство уже давно привыкло отождествлять государственную власть с «людьми из телевизора» (представителями выcшей власти), с репортажами, которые ведутся из правительства, министерств, с брифингами, интервью, которые дают журналистам представители власти, а также аналитическими обзорами властной деятельности, производимыми для массовой аудитории.

Жители Российской Федерации за последнее десятилетие успели убедиться в эффективности СМК, создающих образ правящего лица государства и ведущей политической партии.

Не уходя в оценочную плоскость, следует заметить, что ресурс народного доверия, выражаемый в устойчиво высоких рейтингах как для предыдущего президента Д.А. Медведева, так и для нынешнего президента В.В. Путина создавался во многом благодаря усиленным, методичным и планомерным воздействиям СМК (в первую очередь электронных) на массовую российскую аудиторию.

Еще в более значительной степени данное утверждение относится к выдвижению в качестве ведущей политической партии «Единой России», уверенно занимающей первое место на всех региональных и федеральных выборах в местные и общефедеральные законодательные органы.

Исходя из сказанного следует признать – в сложившейся ситуации существует только два пути развития.

Или СМК окончательно утвердят свое монопольно-анонимное положение мегаманипулятора, а масс-коммуникационное влияние по логике глобального развития будет сосредоточено в руках глобальной олигархии, или общество найдет в себе силы поставить вопрос о введении деятельности СМК в четко очерченное правовое русло, которое будет подразумевать их общественное бытие в формах, обеспечивающих интересы всего социума.

У каждого конкретного государства при таком развитии событий появится шанс на оздоровление государственно-политической жизни, ее реальную демократизацию в изменившихся условиях, а также сохранение собственной идентичности.

Отдельный же человек запальчиво названный когда-то Аристотелем «политическим животным», получая возможности соучастия и осведомленности в гласно формируемых СМК возвратит себе одну из степеней первичной социальной свободы – политической свободы.

И шире – получит некоторые гарантии по защите своего сознания от целенаправленных воздействий, осуществляемых без его ведома на уровне контроля и обладания СМК.

Именно в отношении строго асоциального вида деятельности с помощью СМК, так же как и для реальной повседневности, должны работать эффективные механизмы социального контроля, основанные на передовых достижениях в области информационно-коммуникационных технологий.

Причем контроль должен быть двойным: за поведением подростков в сети Интернет со стороны общества, а за СМК – со стороны органов государственной власти.

В этой ситуации «сверхзадачей» средств массовой коммуникации становятся удовлетворение высоких потребностей аудитории, а также обеспечение доступа к качественной, достоверной информации для того, чтобы у людей была возможность сформировать целостное восприятие мира.


Литература

  1.  Березин В. Теория массовой коммуникации. М., 2004.
  2.  Буданцев Ю. Социология массовой коммуникации. М., 1995.
  3.  Давидов Ю.Н., Ковалева М.С., Филиппов А.Ф. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  4.  Дубин Б., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4.
  5.  Дубин Б.В. Медиа постсоветской эпохи: изменение установок, функций, оценок // Вестник общественного мнения. 2005. № 2 (76).
  6.  Землянова, Л.М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова. - М., 1995.
  7.  Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социологические исследования. 2003. № 10;
  8.  Иванов, Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры / Д.В. Иванов // Электронный ресурс Интернет: http:/www.soc.pu.ru:8101/publications/pts/divanov.htm.
  9.  Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.
  10.  Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований | Под ред. М. Назарова. М., 2009.
  11.  Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. М., 2004
  12.  Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М., 2003
  13.  Основа теории коммуникации. М., Гардарики, 2006.
  14.  Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: «Релф-бук», 2003.
  15.  Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М; 2002.
  16.  Уорф, Б. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б.Уорф // Языки как образ мира. - М., СПб., 2003. -
  17.  Философский словарь. Под ред. И.Г. Фролова. М., 1991.
  18.  Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. Лекция XI. Еще один выход из философии субъекта: коммуникативный разум против разума субъектцентрированного / Ю. Хабермас. - М., 2003. -
  19.  Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М., 2003.
  20.  Ценностные ориентации молодежи. Итоги социологического исследования. - Нижний Новгород, 2007.
  21.  Шарков Ф.И. Основа теории коммуникации. М., 2002.
  22.  Шилз Э. Массовое общество и его культура // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.,1985.
  23.  Эрнст К. Когда говорят, что интернет убьет телевидение, это глупость. URL: http://kommersant.ru/doc/1793394 (дата обращения: 09.09.2012).

1 Иванов, Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры / Д.В. Иванов // Электронный ресурс Интернет: http:/www.soc.pu.ru:8101/publications/pts/divanov.htm.

2 Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М., 2003

3 Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М; 2002

4 Землянова, Л.М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова. - М., 1995

5 Философский словарь. Под ред. И.Г. Фролова. М., 1991.

6 Давидов Ю.Н., Ковалева М.С., Филиппов А.Ф. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990

7 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: «Релф-бук», 2003

8 Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1999.

9 Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований | Под ред. М. Назарова. М., 2009.

10 Березин В. Теория массовой коммуникации. М., 2004.

11 Шарков Ф.И. Основа теории коммуникации. М., 2002.

12 Основа теории коммуникации. М., Гардарики, 2006.

13 Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2001.

14 Гулевич О.А. Убеждающая коммуникация. М., 2009.

15 Балог А. Социология - мультипарадигмальная наука? // Социологические исследования. 2002. №7

16 Бурдье П. Социология политики. М., 1993

17 Шилз Э. Массовое общество и его культура // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.,1985

18 Дубин Б., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4.

19 Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социологические исследования. 2003. № 10

20 Putnam R. Bowling alone. The Collapse and revival of American community. N.Y., 2000.

21 Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социс. 2010. № 1.

22 Захаркин Р.А. Значение средств массовой коммуникации в социализации современной молодежи // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 3.

23 Леонов К.А. Политическая активность молодежи и уровень доверия к политическим институтам // Социология власти. 2008. № 1.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1041. Методические подходы к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий при изучении информатики в начальных классах 34.74 KB
  Подходы к определению коммуникативных универсальных учебных действий. Анализ понятия коммуникативные универсальных учебных действий. Система задач для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
2713. Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды 17.05 KB
  Горлова Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды Понятие эколого-экономическая система в последнее время широко используется в современной научной литературе посвященной исследованию проблем взаимосвязи...
17210. Теоретические подходы к изучению и объяснению этнического своеобразия психической деятельности 24.33 KB
  Поэтому объективная историческая обстановка требует обоснованного учета разнообразия культурно-исторических и социально-психологических характеристик жизнедеятельности народов понимания особенностей этнического мировосприятия и поведения образа жизни и культуры так как сохранение народами своей самобытности является необходимым условием их существования и движения человечества к равноправному единению. 1 Структура этнопсихологических характеристик народа Структуру этнопсихологических характеристик народа можно рассматривать как сложную...
16866. Сравнение пространственных эффектов для восточных и западных российских регионов 17.32 KB
  Идея лежащая в основе пространственно-эконометрических моделей довольно проста: при моделировании макроэкономических показателей стран или регионов надо учитывать не только влияние других факторов в этих странах или регионах но и значения этих же макроэкономических показателей в других странах или регионах. Тогда количество параметров отражающих влияние других стран или регионов сокращается до одного - коэффициента пространственной автокорреляции по аналогии с коэффициентом автокорреляциии во временных рядах. Однако для...
16739. Влияние внешних эффектов на объем добычи подземных вод и тарифы на воду 66.48 KB
  Roumsset и Tom Wilson отмечают важную особенность характерную для прибрежных подземных вод: уровень пополнения тесно связан с объемом запаса ресурса. Таким образом если запас ресурс изначально велик увеличение объемов добычи ресурса приводит к росту запаса. Этот эффект уравновешивается другим: издержки добычи ресурса растут с уменьшением запаса. Тарифы на воду обычно не учитывают все внешние эффекты порождаемые добычей ресурса в текущий период.
16612. Использование дистанционного стресс-тестирования кредитных организаций для оценки системных эффектов от ужесточения пруденциального регулирования 13.1 KB
  Появление признаков проблемной ситуации в банковском секторе не могло не вызвать реакции органов надзора и денежно-кредитного регулирования. В течение последних двух лет Банк России и органы исполнительной власти разработали пакет нормативно-регулятивных и законодательных новаций, направленных на удержание банков от проведения рискованных активных операций, создание механизмов противодействия недобросовестному поведению собственников и снижение уязвимости системно-значимых банков
16783. Культура и экономика: проблемы при изучении 11.42 KB
  Даже если не связывать культуру непосредственно с земледелием то любой способ вид деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. При изучении экономики как отдельной фирмы или отрасли так и страны в целом нельзя игнорировать демографические социальные психологические культурные и иные факторы. Одни лишь экономические стимулы недостаточны для убеждения предпринимателей в необходимости действовать согласно новой системе производственных отношений так как любой новый экономический порядок в самом...
17627. Использование Интернет в изучении иностранных языков 29.18 KB
  Информационное образовательное пространство пока только начинает наполняться. Для того, чтобы избежать бессистемности и некомпетентности необходимо, чтобы учителя-предметники с многолетним опытом работы вносили свой вклад в заполнение этого информационного ресурса.
1298. Особенности психолингвистического подхода в изучении алалии у детей 27.29 KB
  Исследованием дефектов речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления занимается логопедия. Психолингвистика прочно завоевала научное пространство новизне подходов и главное результативности исследований которые вызвали переворот в теории логопедии помогли уточнить ее категориально-терминологический аппарат сформулировать общие закономерности изучения нарушений речи обосновать систему...
10086. Метод аналитических группировок в изучении взаимосвязи явлений 94.29 KB
  Аналитической группировкой называется группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их факторными и результативными признаками (преимущество метода аналитических группировок перед другими методами анализа связей
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.