Основные теории происхождения государства и права

Общие предпосылки и причины возникновения государства и права. Сущность государства и права и предпосылки их. Причины возникновения государства и права. Анализ основных теорий происхождения государства и права.

2014-11-04

87.42 KB

206 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  5

Содержание 

[1] Содержание

[2] Введение

[3] Глава 1. Общие предпосылки и причины возникновения государства и права

[3.1] 1.1. Сущность государства и права и предпосылки их

[3.2] возникновения

[3.3] 1.2. Причины возникновения государства и права

[4] Глава 2. Анализ  основных теорий происхождения государства и права

[4.1] 2.1. Теологическая теория

[4.2] 2.2. Патриархальная теория

[4.3] 2.3. Теория общественного договора

[4.4] 2.4. Теория насилия

[4.5] 2.5. Материалистическая теория

[4.6] 2.6. Органическая теория

[4.7] 2.7. Психологическая теория

[4.8] 2.8. Теория среды

[5] Заключение

[6] Список использованных источников

Введение

Проблема происхождения и  сущности  государства  с древних  времен привлекала  внимание исследователей. Первые попытки  ее осмысления мы находим уже в  работах Конфуция, Мо-цзы, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона  и  др.

За многовековую историю человечество выработало ряд теорий, претендующих на  наиболее  верное  объяснение  данного  феномена:  патриархальную,  теологическую,  договорную, органическую, материалистическую и  т. д. Каждая из них   в свое время, будучи обусловленной конкретным уровнем развития знания, экономики и культуры, сыграла существенную роль в осмыслении государства: древние греки и римляне акцентировали внимание на общежительной природе человека, средневековые схоласты – на власти и ее божественном происхождении, мыслители Нового времени – на безусловной ценности человеческого разума.

Рождение  права  и  государства  процесс  крайне  противоречивый  и  в  то  же время закономерный. Их появление – знак того, что человеческая общность достигла определенной ступени организации. Изучение некоторых теорий возникновения  права  и  государства  позволяет  нам  узнать мнения философов,  богословов,   ученых   и политиков о  генезисе, сущности и тенденциях этих явлений. По нашему мнению, будет уместно представить некоторые дополнения к этой интересной проблеме.

Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства и права.

Объект исследования – происхождение государства и права.

Предмет исследования – общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.

Задачи исследования:

  1.  определить сущность понятий государства и права;
  2.  выявить предпосылки и причины образования государства;
  3.  провести анализ основных теорий возникновения государства и права.

Методологической основой курсовой работы являются законы принципы системного и сравнительного анализа. Наряду с этим исследуемый вопрос рассматривался  с точки зрения эволюционного и революционного развития, с позиции их внутренних противоречий.

Теоретическую основу работы составили труды ученых-теоретиков,  посвященные проблемам теории государства и права.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных источников.  Общий объем работы – страниц.

 Глава 1. Общие предпосылки и причины возникновения государства и права 

1.1. Сущность государства и права и предпосылки их 

возникновения

Прежде чем рассматривать основополагающие причины возникновения государства необходимо обозначить сущность понятий государства и права.

Государство – это особая универсальная политическая организация общества, обладающая публичной, государственной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, которая выражает прежде всего интересы экономически доминирующего социального слоя, а также выполняет «общие управленческие дела» для всех граждан и осуществляет специфический арбитраж в обществе1.

Право представляет собой совокупность правил поведения (норм), выражающих государственную волю общества, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата2.

Уже из этих определений видно, что теория государства и права имеет дело с определенной частью общественных явлений, государственных и правовых.

Для существования любого государства необходима добровольная, прочная солидарность большинства взрослых членов данного объединения. Следовательно, государство не было и не могло быть до тех пор, пока отдельные лица, под давлением житейских потребностей, не научились достаточно единению друг с другом ради общности интересов, пока семейная солидарность оставалась вообще очень слабой и непрочной, а родовой и совсем не было или же она проявлялась лишь кое-где, временно в слабой степени.

Впервые возникновение государства стало возможно в двух случаях:

  1.  в процессе существенного разрастания стадной семье и развития семейной солидарности до значительных размеров и прочности.
  2.  в случае когда общность интересов установилась между членами в моногамических, полигинических, полиандрических и малолюдных стадных семьях и сверх того явилась значительная родовая солидарность.

Итак, в рамках первого случая государство может, возникнут в рамках одной многолюдной стадной семьи, а во втором случае как союз нескольких семей. Но, в конечном счете, все они возникают как результат естественного прироста численности населения.

В целом для развития и становления государства как общественного института необходима, чтоб группа людей, способная к объединению, действительно объединилась в одно целое и выработала внутри себя особый общественный орган, руководящий ее жизнью.

Право определяется как система  норм, обязательных для исполнения всеми субъектами права и обеспеченное принудительной силой государства. Право появилось при возникновении потребности в нем, т.е. когда у существующей системы регуляторов общественных отношений (традиций, религиозных норм и др.) случился кризис. С возникновением государства и развитием экономического и имущественного неравенства в обществе традиции, обычаи и религия уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Право по сути явилось сплавом религии и традиций, но, в отличии от них, право стало охраняться государством.

1.2. Причины возникновения государства и права 

Говоря о причинах возникновения государства необходимо отметить, что данный процесс закономерным и явился следствием естественного развития общества в условиях достижения определенной степени зрелости. Государство было выделено из общества в процессе распада устоев первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. К такого рода факторам можно отнести следующие3:

  •  всесторонне развивающийся процесс общественного разделения труда. В рамках данного процесса происходило выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. Так, по мере развития производительных сил, а так же расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов.
  •  возникновение и развитие частной собственности в процессе становления общественного производства, а так классов и эксплуатаций. В конечном счете, государство появилось как результат классовой раздельности и неприменения межклассовых взаимоотношений, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Такого рода позиция происхождения государства была наиболее близка марксисткой идеологии. В частности Ленин в своих трудах неоднократно утверждал, что государство это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»4.

При этом немарксистские научные направления в целом не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но при этом они не возвышают роль частной собственности и классов. В истории известны случаи, когда образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

В рамках политической теории наряду с классовыми причинами, выделяют и ряд других причинных факторов способствующих возникновению государства. Итак, к такого рода факторам относятся: демографические, антропологические, психологические, рациональные и эмоциональные, а так же завоевание территории. Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

  •  Демографический фактор. В рамках данного фактора речь в первую очередь идет о воспроизводстве самого человека. В рамках воспроизводства в первую очередь говориться о росте численности и плотности населения, перехода от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.
  •  Антропологический фактор. Основоположники и последователи данной концепции считают, что источником государственной формы организации является сама общественная природа человека. Еще в античное время в своих трудах Аристотель писал, что человек, будучи существом в высшей степени коллективным, самостоятельно может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство же, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития.
  •  Психологический, рациональный и эмоциональный фактор. В данном случае государство рассматривается как результат человеческого мышления и разума, созревающий под влиянием потребностей и эмоций человека. Такого рода точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидным является тот факт, что реальное государство возникло в результате длительного естественно-исторического развития государства, а не в результате подписания общественного договора.

Но для определенного промежутка времени концепция государства имела прогрессивное значение, поставив на первый план проблемы взаимоотношений личности, общества и государства.

  •  Заключительным фактором является – завоевание одних народов другими. Одну из важных причин данного фактора возникновения государства, придавали сторонники теории насилия - Л. Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др5. Согласно их концепции государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия, что в свою очередь усугубляло социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

Так же в ряде литературных источников можно встретить и такие факторы, как географические, этнические и др.

На основании всего вышеизложенного можно обобщить все факторы и признаки возникновения государства в одну единую структурную схему (рис.1.1).

Рис. 1.1. Причины возникновения государства

Исходя из всего вышеизложенного можно констатировать, что государство стало результатом совокупного сочетания различных причин и факторов. В целом государство возникает, развивается и видоизменяется под воздействием как внешних, так и внутренних причин, которые не могут существовать в отдельности друг от друга. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

О праве необходимо сказать, что оно, как и государство, возникает одновременно, и призвано обеспечивать эффективность действия друг друга. Государство не может существовать без права, но и право не может существовать без государства.

Право в государственной структуре выполняет, роль фундамента в системе построения политической власти и зачастую выступает средством проведения политики конкретного государства. В свою очередь государство становится тем необходимым элементом в системе права, которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы.

Именно органы государственного устройства становятся теми основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если учитывать, тот факт, что государство призвано по средствам экономического и политического воздействия управлять общественными отношениями, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право - единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных6.

Исходя из этого можно констатировать, что основными причинами и условиями возникновения права во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако следует отметить, что между мононормами  и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Глава 2. Анализ  основных теорий происхождения государства и права 

2.1. Теологическая теория 

Теологическая теория объясняет происхождение права и государства божественной волей. Представителями этой теории являлись богословы религий Древнего   Востока,   религиозные деятели средневековых европейских монархий, мусульманские  идеологи.

Согласно данной теории, получившей наибольшее развитие в XII-XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из которых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявления божественной воли на земле. Поэтому каждый государь является слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством.

По  нашему мнению,  наряду  с  известными  представителями  этого    направления,  такими  как: Фома  Аквинский,  Августин  Блаженный  и т.д., можно выделить и иных ученых, политических и религиозных деятелей, интеллектуальное наследие которых мало интересовало ученых юристов, но которое, тем не менее, много дало этой науке. Вот некоторые из них:

Тертуллиан  (Квинт  Септимий  Флоренс  Тертуллиан, Quintus  Septimius  Florens Tertullianus) (родился 155 г. или 165 г. Карфаген – умер после 220 г. н.э., вероятно,  там  же),  христианский  теолог  и  писатель,  основатель  и  один  из  крупнейших представителей латинской патристики.

По  совокупности  теоретических  достижений  (включая  создание  латинской теологической   лексики)   Тертуллиан   –   важнейший    (наряду   с   Оригеном)   посредник  между  апологетикой  и  зрелой  патристикой.  Однако  главное  его  значение   состоит   в   том,   что,   не   будучи сухим систематиком, не принимая смешивания  античных  и  христианских  ценностей  и  опасаясь  подмены  живой  веры рассудочными абстракциями эллинского любомудрия, Тертуллиан с редкой  глубиной выразил суть глубокой пропасти между религиозной метафизикой христианства и античной философией7.

Афанасий  Александрийский  (Афанасий  Великий)  (295-373  гг.),  состоял  в должности Архиепископа Александрии, энергично отстаивал, во время споров с арианами, догмат о единстве естества Бога Отца и Сына, и названный, поэтому Отцом православия. Афанасий также выступал за независимость церкви от императорской  власти.  Примечательно,  что  Афанасий,  являясь  лучшим  юристом своего времени, тем не менее, прославился своими духовными подвигами8.

Мухаммед (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок.  570-632  гг.),  основатель  Ислама,  почитается  как  пророк.  Выходец  из  рода Бану-хашим  арабского  племени  курейшитов.  Получив,  по  преданию,  ок.  609  г. (или 610  г.) откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры. В 622 г. вместе с приверженцами был вынужден переселиться  (т.н. хиджра) в Медину (Ясриб). В 630-631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии. Мухаммед стал главой теократического государства. Мусульманами, особенно шиитами, высоко чтится дочь Мухаммеда – Фатима, жена его двоюродного брата Али9.

Заратуштра (Заратустра) (иран.), Зороастр (греч.) (между 10 и 1-й пол. 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм.  Составил  древнейшую  часть  «Авесты».  В  учении  Заратуштры особая роль в  государстве уделялась жрецам (магам), которые давали санкцию на совершение любых даже самых благих дел. Магам  также принадлежала десятая часть любого дохода. Примечательно, что в определенное время в зороастрийской Персии  существовал  обряд,  который  обязывал  в  некоторых  случаях персидского Монарха  (Царя  царей)  сидеть  за  одним  столом  с  обычным  земледельцем,  показывая  важность  профессии  последнего.  «Весной  ежегодно  устраивалось  празднество,  которое  должно  было  напоминать  о  первобытном  равенстве людей и о теперешней их взаимной зависимости. Тогда  гордые  короли Персии меняли свою пустую пышность на более существенное величие, смешиваясь самыми незнатными, но самыми полезными классами своих подданных. В этот день  все  земледельцы без  различия могли  садиться  за  стол  короля  и  его сатрапов. Монарх принимал их прошения, выслушивал их жалобы и беседовал с ними  как с равными. «От ваших  трудов»,  говорил он им  (и  говорил если не искренне, то правдиво), «вы получаете ваши средства существования, а ваше спокойствие вы получаете от нашей бдительности; стало быть, мы взаимно необходимы друг для друга; будем же жить как братья в согласии и любви»10. В богатой и деспотически управляемой стране такое празднество,   конечно,   должно было походить на театральное представление,  но по крайней мере это была комедия, достойная  королевского присутствия и способная  служить  хорошим  уроком для молодого государя»11.

2.2. Патриархальная теория 

Патриархальная теория рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам.

Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.

В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

2.3. Теория общественного договора 

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию. Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других людей, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества государство обязуется защищать бедных и слабых, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство выполняет свои права ненадлежащим образом, - что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства,  - то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания.

Основными представителями теории общественного договора (естественного права) являются: Локк (Locke) Джон, Гоббс (Hobbes) Томас, Руссо  (Rousseau) Жан Жак,  Александр Николаевич  Радищев  и  т.д. Вместе  с  тем, приверженцем данной теории можно считать и Солоневича Ивана Лукьяновича (1891-1953 гг.) – русского политического мыслителя. Участника белого движения в  годы  гражданской войны. В 1930  г. он был осужден  за антисоветскую пропаганду, но вскоре бежал за границу. В эмиграции издавал в Софии газету «Голос России» (закрыта в 1938 г.), в Берлине «Нашу газету» (закрыта в 1941 г.). После 1945  г.  проживал  в  Аргентине,  где  издавал  газету  «Наша  страна».  В  главном труде «Народная монархия» Солоневич усматривал историческое своеобразие русской  государственности  в  соединении  самодержавия  и  самоуправления, уничтоженном  в  результате  реформ  Петра  I.  Примечательно,  что  автор  книги «Народная  монархия»  крайне  отрицательно  относился  к  русской  интеллигенции, позиционирующей себя выразителем воли и чаяний русского народа, обвиняя  ее  в  преступном  отрыве  от  действительности  и  политической  слепоте.

«Оторванность от народа», «пропасть между народом и интеллигенцией», «потеря русского гражданства» и прочее заключается вот в чем: интересы русского народа – такие,  какими он сам их понимает, заменены, с одной стороны, интересами народа – такими, какими их понимают творцы и последователи утопических учений, и, с другой – интересами «России», понимаемыми преимущественно как интересы правившего сословия»12.

2.4. Теория насилия 

Сторонники теории наличия полагали, что государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба племен за свою независимость и приводит к возникновению специального органа, как у слабых племен, так и у сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, способных противостоять посягательствам других, более сильных племен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения  законам и установлениям победителей.

Общеизвестно,  что  приверженцами  теории  насилия  являются:  Е. Дюринг (Duhring),  Л. Гумплович  (Gumplowicz), К. Каутский  (Kautsky).

Мы  считаем,  что  этот  список  уместно  продолжить  именем  Юлиуса  Эволы  – крупнейшего  итальянского  мыслителя,  который  исследовал  проблему  расы  с точки  зрения  философии  традиционализма.  Он  указывал  на  опасность  чисто биологического  подхода  к  расизму,  выдвигая  на  первый  план  так  называемые расы  души  и  расы духа. «Раса – это глубинная сила, которая проявляется как  в физическом   плане    (раса физическая), так и в духовном  (внутренняя, духовная раса). В широком смысле слова, чистота расы имеет место, когда наблюдается совпадение этих двух факторов, то есть когда физическая раса соответствует духовной, или внутренней расе, и способна служить ей, являясь наиболее адекватным ее выражением»13.

Таким образом, представители теории насилия полагали, что государство и право возникло в результате  завоевания  одного  народа  другим  и  несут  в  себе  цель  держать  в подчинении покоренный народ. Государство и право выступает орудием подавления и угнетения и не содержит в себе социальной справедливости.

Рассматривая эту теорию необходимо признать историческое существование таких государств. Наиболее яркий пример – Германия 1933-1945 гг., но, несмотря на это, мы можем с уверенностью сказать, что обратных примеров больше.

Идея расизма, как радикального воплощения теории насилия, может существовать  на  начальном  этапе  завоевания,  но  со  временем  победители  неизбежно ассимилируют побежденных или ассимилируются с ними. Если этого не происходит, то государство гибнет. Мы это можем наблюдать на примере распада колониальных систем.

2.5. Материалистическая теория 

Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс, Ф. Энгельс) истоки государства видела в развитии экономических материальных отношений общества, приведших к расслоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Противоречия между этими слоями общества оказались настолько стойкими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкновения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка – государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган политического господства экономически господствующего класса. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в федеральном обществе – феодалов, а в буржуазном –буржуазию. Логика развития общества и государства неизбежно приведет к новому социальному строю – коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политическую волю и власть рабочего класса и трудящихся.

К. Маркс и Ф. Энгельс обращали внимание на такие факты, как общественное разделение труда, оказавшее большое влияние на возникновение государства и права, на рождение профессий политиков и юристов. Они видели воздействие на становление и развитие государства и права индивидуальной борьбы за отдельное  существование,   происходящей   во   всяком   классово антагонистическом обществе. Эта борьба отличается универсальным   характером   как   в  смысле  его  участников (человека, общности людей - племен, народностей, наций, классов, государства и т. п.) и объектов (интересы во всех областях жизни), так и в смысле пространственных рамок (в городе и деревне,  на региональной и международной аренах). В процессе возникновения появляются вначале один, затем другие, наконец - третьи компоненты государства и права. В частности, доказано, что возникновение, например,   армии  и   бюрократии   буржуазного  общества значительно отличалось во Франции и Германии, с одной стороны, в Англии и США - с другой. Развивая эту теорию, Ленин писал: «Государство - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». И только тогда,   когда  существуют   такие  устойчивые  противоречия, появляются государства. По этой причине долгое время советская историография относила государство Месопотамии   в  лучшем   случае  к   «военной   демократии»,   хотя демократии там не было и в помине. Не получило признания и государство скифов. Между тем государственность языческих славян,   безусловно,   признавалась.   Это была первая ошибка Ленина. Вторая ошибка - что все государства  Древнего  мира   должны   были   быть   безоговорочно рабовладельческими.

Однако Ф. Энгельс допускал и иной подход к объяснению появления древнейшего государства. Отсюда следует, что возникновение государства и права все же было связано, в разные эпохи по-разному, с необходимостью осуществления общих интересов населения14.

2.6. Органическая теория 

Органическая теория  возникла в XIX в. Ее представители - английский социолог Спенсер, швейцарский юрист Блюнгли, французский социолог Вормс и др. предприняли попытку биологизации общества, государства и права. Законы развития живых существ эти авторы механически переносили на государство и право. Государство, по их мнению, есть произведение сил природы. Оно появляется вместе с людьми и само подобно человеческому организму, отдельные части которого соответствуют частям государства (голова - правительству, руки - армии, полиции и т. д.). Государственную власть представители органической теории рассматривают как выражение господства целого над составляющими его частями (по аналогии с живыми организмами, у которых все части подчинены благу целого).

Современные проповедники органической теории, уподобляя государство многоклеточному организму, уверяют, что оно возникло и развивается по законам, аналогичным тем, которые открыты биологией. Например, американец Ли Гарднер, перечисляя различные свойства клеток живого организма, пришел к выводу, что такого же рода специализация человеческого общества находит свое выражение в существовании различных отраслей промышленности, профессий и органов государственного управления.

Как и клетки живого организма, все граждане государства имеют «общий язык».

2.7. Психологическая теория

Ряд буржуазных ученых обосновали происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики. Так, русский государствовед Н. М. Коркунов возводил государство и право к так называемому «психологическому единению людей», «коллективному сознанию», к необходимости разграничения интересов. Государство возникает, по мнению Коркунова, в результате осознания массой своей зависимости от власти, т. е. вследствие чисто психологической причины.

Другой крупнейший представитель психологической школы Л. И. Петражицкий считал, что без правовых переживаний людей невозможно существование таких устойчивых социальных феноменов, как общество, государство, право. Западный политолог Дж. Метленд-Джонс заявляет, что независимые государства в Африке возникли прежде всего как детище той или иной «сильной личности», ее волевой деятельности.

2.8. Теория среды

В процессе глубокого анализа теорий происхождения права и государства, по нашему мнению, можно выделить и так называемую теорию среды. К ее представителям  можно  отнести  Льва  Ильича  Мечникова  (1838-1888  гг.),  русского географа, социолога, лингвиста, основного представителя русского географического детерминизма. Учился Мечников в Харьковском университете, Петербургской  медико-хирургической  академии  и  Петербургском  университете.  Работал переводчиком  российской  дипломатической миссии  на Ближнем Востоке. Публиковался в журнале «Колокол». С 1883  г.  – профессор Невшательской академии  наук  (Швейцария).  Основная  (незавершенная)  работа  –  «Цивилизация  и великие  исторические  реки»  была  опубликована  во  Франции  уже  после  его смерти, в 1889 г.15 

Суть этой теории заключается в том, что на возникновение и особенности государства и права влияют, прежде всего,  географические условия и местность проживания  людей.  Любое  различие  наций  соотносится  с  внешним  влиянием условий  природной,  общественной  или  исторической  среды.  Любое  различие, таким  образом,  является  чисто  внешним,  случайным  и  зависящим  от  обстоятельств и всегда может быть устранено путем внешних условий. Естественным следствием подобных взглядов является неприятие расизма: если есть низшие существа, то они «жертвы среды», а не низшие от природы.  

Заключение 

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства объясняется рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества,  на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выдвигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

Во вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных  и правовых наук, а также философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными.

В третьих, на позициях авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных и объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф.Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.

В современной теории государства и права наиболее распространенными стираются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

В  заключение необходимо  сказать,  что развитие проблематики,  касающейся теорий возникновения  государства и права, – динамичный процесс, который во многом  обусловлен  субъективными факторами. Все  возрастающее  количество таких  теорий  дает  возможность юристам-теоретикам  усовершенствовать  интегративную теорию происхождения права и государства.

Список использованных источников 

  1.  Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 503 с.
  2.  Акмалова А.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы. Учебное пособие. –М.: Юриспруденция, 2008. - 183 с.
  3.  Большая (электронная) энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: «Нью Медиа Дженерейшен», 2008.
  4.  Васильев А.В. Теория права и государства: учебник. – М.: МПСИ, 2011. – 435с.
  5.  Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи: В 7 т. Т. II. – СПб.: «Наука», 2004. – 576с.
  6.  Грошев С.Н., Морева Н.С. К вопросу о теориях происхождения права и государства // Академический вестник Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. – 2008. - № 2. – С.35-38.
  7.  Грудцына Л.Ю., Дмитриев Ю.А. Правоведение. Учебник. – М.: Юркомпани, 2010. – 660с .
  8.  Дробязко С.Г. , Козлов В.С. Общая теория права: учеб, пособие для вузов. - Минск : Амалфея, 2007. - 480 с.
  9.  Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 351с.
  10.  Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. – М.:  Книжный мир, 2011. - 288с.
  11.  Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т. 39. – М.: Изд-во политической литературы, 1958. - С. 74 –76.
  12.  Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 447с.
  13.  Марченко М.Н., Мачин И.Ф., Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 224с.
  14.  Оксамытный В.В. Общая теория государства и права .- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 511с.
  15.  Правовая мысль: Антология: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 903 с.
  16.  Солоневич И. Л. Народная монархия / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 624 с.
  17.  Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2012. – 704с.
  18.  Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 735с.
  19.  Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие / Под ред. В.П. Малахова, С.В. Долгушиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
    - 127 с.
  20.  Эвола Ю. Традиция и раса. – Новгород: Толерантность, 2007. – 72с.

1 Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.  - С.7.

2 Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.28.

3 Марченко М.Н., Мачин И.Ф., Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – С.34.

4  Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т. 39. – М.: Изд-во политической литературы, 1958. - С. 74 –76.

5 Оксамытный В.В. Общая теория государства и права .- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С.36.

6 Акмалова А.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы. Учебное пособие. –М.: Юриспруденция, 2008. – С.22.

7 Большая (электронная) энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: «Нью Медиа Дженерейшен», 2008.

8 Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи: В 7 т. Т. II. – СПб.: «Наука», 2004. - С. 290-305.

9 Гиббон Э. Указ. соч.- С. 296-320.

10 Грошев С.Н., Морева Н.С. К вопросу о теориях происхождения права и государства // Академический вестник Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. – 2008. - № 2. – С.36.

11 Гиббон Э. Указ. соч.- С. 230-231.

12 Солоневич И. Л. Народная монархия / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. – С.25.

13 Эвола Ю. Традиция и раса. – Новгород: Толерантность, 2007. – С.30-31.

14 Дробязко С.Г. , Козлов В.С. Общая теория права: учеб, пособие для вузов. - Минск : Амалфея, 2007. - С.175.

15 Большая (электр.) энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: «Нью Медиа Дженерейшен», 2008.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
4936. Характеристика основных концепций происхождения государства и права 42.82 KB
  Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма
9291. Предмет и методология теории государства и права 22.18 KB
  Предмет и методология теории государства и права. Возникновение теории государства и права как науки. Место теории государства и права в системе наук. Предмет теории государства и права.
5918. Предмет и метод теории государства и права 39.15 KB
  Предмет и метод теории государства и права Если проанализировать учебную литературу по теории права и государства которая должна отражать программные требования к изучению данной науки то просматривается некий односторонний подход т. отделение теории права от теории государства. Теория права. Теория права.
20752. Теория происхождения государства 28.95 KB
  Так и такая дисциплина как теория государства и права изучает не только результат продуктивной деятельности различных народов приведших к установлению своих режимов власти своих законов но и саму причину возникновения и происхождения государства. В данной курсовой работе будут рассмотрены общие вопросы происхождения государства и более подробно каждая из теорий происхождения государства. Вопрос происхождения государства можно в какой-то степени отнести к философскому вопросу в связи с этим много величайших умов как нашей страны так и...
5740. Теории происхождения нефти 27.65 KB
  Теория минерального происхождения нефти возникла еще на заре нефтяной промышленности и развивалась как альтернатива биогенной концепции. К числу таких фактов и положений относятся крайняя неравномерность в распространении запасов нефти на Земле; отсутствие какихлибо существенных специфических признаков нефтематеринских горных пород кроме наличия рассеянной нефти близкой по составу к обычной нефти; невозможность количественно объяснить образование крупнейших и гигантских месторождений нефти и газа за счет рассеянного в окружающих породах...
13011. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕМБРАННОЙ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БИОПОТЕНЦИАЛОВ И ИОННЫХ КАНАЛАХ 1.4 MB
  Когда же было показано, что и натрий способен проникать через мембрану, то пришлось отказаться от представлений мембраны как пассивной структуры. Дэном (1941) была высказана идея о том, что постоянный концентрационный градиент ионов натрия между клеткой и наружной средой поддерживается благодаря тому, что натрий выталкивается из клетки с помощью особого механизма, связанного с метаболизмом клетки. И в физиологии начали различать два типа распределения ионов между клеткой и наружной средой
1243. Толкование права. Основные приемы (способы) толкования норм права 799.09 KB
  Толкование права имеет место в тех случаях, когда в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности возникают различные юридические ситуации, требующие уяснения и разъяснения точного смысла и содержания предписаний правовых норм.
3860. Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманская теории 22.46 KB
  Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии
3838. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 44.42 KB
  Одним из важнейших признаков государственности является территория. Земля, на которой проживает украинской народ, начиная с палеолита и до наших времен, никогда не была незаселенной. Один из самых выдающихся археологов Украины
3519. Происхождение государства и права 3.7 KB
  Происхождение государства и права О процессах происхождения государственности и их особенностях можно прочитать в работе Кашаниной Т. Происхождение государства и права. На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ сооружение эксплуатация и защита ирригационных систем и др. По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы где главным фактором появления государства было классовое...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.