Учёт психологических и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе обучения

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка его самоуважении и самопринятии. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация.

2015-01-08

74.07 KB

51 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 3

Учёт психологических и индивидуальных особенностей

младших школьников в процессе обучения

Младший школьный возраст (7-11 лет) - начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.

Ребенок в этом возрасте приобретает:

внутреннюю позицию школьника;

учебную мотивацию.

Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм...

Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.

От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.

Развивается интеллектуальная сфера, происходит познание начал наук (освоение науки и культуры).

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.

Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация. Учебная деятельность- социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети: овладевают умением учиться; способностью оперировать теоретическими знаниями.

Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

Анализ психологических достижений ребенка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые лежат в основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, то при полноценном становлении учебной деятельности у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс).

Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности.

Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребенка к переходу в среднее звено так, как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих!

Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.

Внутренний план действий (интеллектуальное новообразование). Это внутреннее действие, которое помогает ребенку успешно контролировать ход решения задачи, поскольку позволяет предусмотреть возможные «шаги» при решении задачи, сопоставить разные варианты решения. Развитие внутреннего плана действий дает возможность решать задачу в «уме», во внутреннем плане, предвидеть возможные промежуточные результаты и сопоставлять действия с условиями задачи и конечной целью решения. Обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, сравнивать, предусматривать и оценивать возможные варианты решения, ориентируясь на разные условия задачи.

Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. - «обращение назад»)  принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.

Заключение

Таким образом, младший школьный возраст  это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Одна из заметных тенденций нашего времени – это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование.

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.
И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно – воспитательной работе с ним.



Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них.
Конечно, учебно – воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.

Выводы.

1) Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и др.

2) Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента.

3) В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший".

4) Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека

(характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа.

5) На основе анализа основных результатов, полученных в различных школах, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав темпераментальных свойств исследователи включают динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения.

6) Общепризнанным является представление о наследственной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о единстве, целостности проявлений в темпераменте биологических и психологических качеств человека.

7) Никто, кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе авторов не ставит вопрос о теоретической модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологической организации человека, и прежде всего — работе нервной системы, из которой можно было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов) темперамента.

8) Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретической модели, а детерминировано особенностями факторной обработки исходных характеристик темперамента.

9) В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии свойств темперамента, о влиянии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивидуальности.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18052. Использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников 223.73 KB
  Теоретические основы использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников.9 Анализ состояния сущности происхождения и роли игры в психолого-педагогической литературе.32 Дидактические игры на уроках в начальной школе. Проблемой исследования детской игры занимались А.
18131. Формирование эстетических чувств младших школьников в процессе обучения 84.02 KB
  Проблемой нашего дипломного исследования мы определили вопрос эстетического воспитания средствами искусства и определили тему. Цель дипломной работы состоит в выявлении возможностей искусства как средства эмоционального воспитания личности. Практическая направленность исследования состоит в разработке содержания форм и методов процесса формирования и воспитания эстетической отзывчивости школьника на различные виды искусства что позволит воспитать в учащихся эстетическую культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры. При...
10093. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе развивающего обучения 531.12 KB
  Стратегия современного образования содержится в том чтоб отдать вероятность всем без исключения учащимся выразить свои дарования и целый собственный созидательный потенциал подразумевающий вероятность реализации собственных собственных планов. Тот факт что детки из образованных и состоятельных семей обучению которых уделяется особенное интерес наиболее удачно управляются с тестовыми поручениями как раз показывает то что достигнутый итог невозможно разъяснять как изображение ядра умственных возможностей. Ежели не полагать интеллект...
9721. Выявление психологических причин трудностей при обучении младших школьников 63.2 KB
  Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному
6009. Особенности психологических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников 15.69 KB
  Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий обеспечивающих полноценное умственное развитие детей связанное с формированием устойчивых познавательных интересов умений и навыков мыслительной деятельности качеств ума творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. В результате такого обучения у детей недостаточно развиваются качества мышления: глубина критичность гибкость которые определяют его самостоятельность. Если сравнить чтение задачи учеником и...
1864. Исследование уровня сформированности УУД у младших школьников в процессе алгоритмизации 937.54 KB
  Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда бена Муса аль-Хорезми. В одном из своих трудов он описал десятичную систему счисления и впервые сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами и обыкновенными дробями.
18070. Развития познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе 97.65 KB
  Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младшего школьника. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной деятельности. Творчество как высшая степень познавательной деятельности. Особенности развития познавательной деятельности младших школьников.
18098. Формирование экологической культуры младших школьников в педагогическом процессе школы 118.11 KB
  Положение находящейся вокруг среды напрямую зависит от уровня природной культуры народонаселения что является решающим причиной в гармонизации отношений сообщества и природы в обеспечении подходящих критерий существования грядущих поколений. Неимение способа работы сообразно экологическому образованию и обучению в начальной школе обуславливает низкие итоги формирования природной культуры учащихся начальных классов. Урсул относит маленький степень природной культуры сообщества создание которой обязано существовать приоритетным курсом...
11643. Оценка знаний учащихся как стимул успешности обучения младших школьников 54.89 KB
  Теоретическое исследование оценки знаний учащихся как стимула успешности обучения младших школьников. Анализ оценки как стимула успеха обучения младших школьников. Изучение педагогической оценки как средства стимулирования. Практическое исследование оценки знаний учащихся как стимула успешности обучения младших школьников.
18262. Игровые методы обучения как условие социальной адаптации младших школьников 711.61 KB
  Теоретически обосновать и проверить через эксперимент эффективность влияния дидактической игры на социальную адаптацию младших школьников. Процесс социальной адаптации младших школьников будет протекать эффективнее если: -Между педагогом и учащимися устанавливаются субъект-субъектные отношения; -Учитываются индивидуальные качества младших школьников; -На уроках в начальной школе будут использоваться игры. Определить состояние влияния дидактической игры на младших школьников в педагогической теории. Раскрыть...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.