Конституционное право

Конституции Российской Федерации закреплено что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российской Федерации и Россия равнозначны. Российская Федерация как федеративное государство состоит...

2015-01-08

23.72 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

В Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция признает суверенитет своего многонационального народа. Носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. 

В ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российской Федерации и Россия равнозначны.

Расшифруем это понятие. Демократизм российского государства находит выражение в обеспечении в нем народовластия, местного самоуправления, идеологического и политического многообразия и разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. 

Российская Федерация как федеративное государство состоит из 85 субъектов федерации (22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа).

При этом существуют вопросы, которые отнесены к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и те, которые отнесены к исключительному ведению субъектов Российской Федерации.

Ведение РФ

- Гражданство РФ;

- Установление системы органов власти;

- Финансовое, валютное регулирование;

- Федеральные налоги и сборы;

- Внешняя политика;

- Внешнеэкономические отношения России;

- Судоустройство;

- Прокуратура;

- Уголовное законодательство;

- Гражданское законодательство;

- Геодезия, картография.

Совместное ведение

- Защита прав и свобод гражданина;

- Природопользование;

- Общие вопросы образования, науки, культуры, спорта;

- Социальная защита;

- Координация вопросов здравоохранения;

- Координация международных связей субъектов;

- Адвокатура, нотариат.

Ведение субъектов РФ

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Республиканская форма правления. Подразумевает выборность (т.е. сменяемость) органов государственной власти.

Россия – правовое государство. Конституция и федеральные законы имеют верховенство над всеми иными нормативно-правовыми актами, действуют на территории всей страны, обязательна для исполнения. Вся деятельность государства, его органов безоговорочно должна быть основана на праве. В Российской Федерации ограничение прав человека и гражданина допускается только в исключительных случаях в соответствии с федеральным законом.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Россия является светским государством. Светским считается государство, в котором религия отделена от государства; нет официальной религии, приветствуется многообразие форм вероисповедания.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В настоящее время в Российской Федерации более 70 официально работающих религиозных конфессий.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность. В нашей стране у граждан есть право на объединение в политические партии, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии.

Что такое политическая партия? Это - общественное объединение, которое создается в целях участия граждан в политической жизни общества посредством: формирования и выражения их политической воли, участия в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Требования к политическим партиям: партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации и в ее составе должно состоять не менее пятисот членов.

Теперь к ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Глава государства - ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Президент  является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над нею, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы (т.е. законодательной власти).

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации. При этом избирается он на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации. Но возможно это только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Основные полномочия президента:

- охрана суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности;

- определение направлений внутренней и внешней политики государства;

- принятие решения об отставке Правительства;

-  утверждает военную доктрину и назначает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

- вводит военное и чрезвычайное положение;

- решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;

- осуществляет помилование.

Идем далее, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

Законодательную власть представляет Федеральное Собрание – так называемый парламент Российской Федерации, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран  (или назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства (либо вида на жительство) достигший возраста 30 лет.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа избирается на срок полномочий этого органа. Представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта на срок его полномочий.

К ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения (Президент не может самостоятельно ввести их);

- отрешение Президента от должности;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов;

- назначение Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на пять лет. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Т.е. фактически, избиратели голосуют за партии.

В России установлен избирательный порог на выборах Государственной думы, который составляет 5%.

После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.

Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной Думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом, голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума избирается собирается на первое заседание на 30 день после избрания. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

К ведению Государственной Думы относятся:

- дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

- решение вопроса о доверии Правительству;

- назначение Председателя Центрального банка;

- назначение Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение Уполномоченного по правам человека;

- объявление амнистии;

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в двух случаях:

- После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации

- Если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству, а Президент не согласится с решением Думы.

Следующая ветвь власти:  ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Высшим федеральным органам, осуществляющим исполнительную власть в России, является Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. В настоящий момент, Правительство Российской Федерации состоит из председателя Правительства, 8 заместителей и 24 федеральных министров.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Членов правительства назначает Президент по предложению Председателя правительства.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Полномочия правительства:

- разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения (разработанный бюджет принимает Государственная дума);

- проведения финансовой, кредитной и денежной политики;

- проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- управления федеральной собственностью;

- обеспечение законности, общественного порядка, борьба с преступностью.

Перед вновь избранным Президентом Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Третья ветвь власти: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Разбирательство во всех судах открытое (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом). В случаях предусмотренных законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Судебная система России состоит из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции, арбитражных судов.

Конституционную юстицию представляет Конституционный суд, который  состоит из 19 судей.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Также, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Суды общей юрисдикции. 

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Кроме него в систему судов общей юрисдикции  входят: верховные суды республик, краевые и областные суды, районные суды, мировые судьи.

Данные суды, в частности, рассматривают судебные дела о привлечении медицинских работников к уголовной, гражданской и администратинвой ответственности.

Арбитражные суды рассматривают и разрешают экономические споры между юридическими лицами и ряд иных дел (банкротство, административные дела). Высшим судебным органом по разрешению данных споров является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Данные суды: Конституционной юстиции, общей юрисдикции и арбитражные суды между собой независимы. У них нет общего руководителя и какого-либо подчинения между собой.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Теперь следующий вопрос. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

- муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений (в России всего 1829 муниципальных районов);

- сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов (по данным Росстата в России всего 19 591  муниципальное образование со статусом сельское поселение);

- городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа (в РФ насчитывается 1739 городских поселений);

- городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района (о данным Росстата в России 512 городских округов);

- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Структура органов местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования. В нее входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация;

- контрольный орган муниципального образования.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20158. Конституционное право Российской Федерации 14.61 KB
  Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления подтвержденного заключением Верховного Суда Российской федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора...
6785. Конституционное собрание 11.04 KB
  Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. 135 Конституционное собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом который не принят до сих пор в случае если предложение о пересмотре положений глав 1 2 и 9 Конституции Российской Федерации соответственно Основы конституционного строя Права и свободы человека и гражданина Конституционные поправки и пересмотр Конституции будет поддержано 3 5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Состав и основы порядка работы...
18282. Конституционное, гражданское законодательство Республики Казахстан 81.12 KB
  Созданные политические партии движения и иные общественные объединения стремятся активно влиять на политические процессы в стране.2 Понятие общественных объединений Структура политической системы общества с институциональной точки зрения включает в себя: государство политические партии и общественные организации. В качестве такой силы помимо рассмотренного нами государства могут выступать и партии и союзы и движения и институты возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов....
8196. Конституционное права РФ и основные виды его источников 16.39 KB
  Понятие Конституционного права Российской Федерации и основные виды его источников. Законы субъектов Российской Федерации.Роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации. Роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России .
15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
  Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
  Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
7297. Спортивное право 25.92 KB
  Предмет спортивного права составляют спортивные отношения — особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную деятельность
17933. Финансовое право 21.87 KB
  Рыночные преобразования и проводимые в стране экономические реформы направленные на развитие финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливают быстрый рост числа субъектов финансового права которые с целью аккумулирования распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов постоянно вступают между собой в различные правоотношения. Административный способ предполагает обращение за защитой...
13597. Административное право 100.96 KB
  Правовая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации: особенности юридических составов. Административное наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения.Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.Административное наказание в виде...
17302. Римское право 23.68 KB
  Непреходящее значение римского права заключается также и в том что оно является необходимой составляющей профессионального образования современного юриста средством повышения его общего образования. Изучение римского права позволяет с одной стороны сконцентрировать внимание на сущности права с другой пробудить в каждом юристе дух творчества без чего не может быть истинного права и правовой науки. Полностью использовать потенциал римского права сложно в виду отсутствия в отечественной юридической науке фундаментальных трудов в которых...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.