ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Внешнеэкономическая сфера деятельности - широкий круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных и иных операциях.

2015-01-12

15.4 KB

11 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ТЕМА 14. ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Цель: Ознакомить с основными направлениями ВЭД, формами и методами ее регулирования

Задачи: изучить понятийный аппарат и характеристику ВЭД, цель и назначение валютных ресурсов, платежный баланс страны

План лекций:

1. Виды внешнеэкономической деятельности (ВЭД), их характеристика

2. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности

3. Формирование и использование валютных ресурсов

4. Платежный баланс страны

1 вопрос. Внешнеэкономическая сфера деятельности - широкий круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных и иных операциях.

Развитие перечисленных ниже внешнеэкономических связей положено в основу валютно-финансовых, расчетных и кредитных отношений республики с зарубежными странами.

4. Классификация внешнеэкономической деятельности

К внешнеэкономическим связям относятся:

  1.  внешняя торговля
    1.  иностранное инвестирование;
    2.  участие страны в международных финансово-кредитных организациях;
    3.  сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма;
    4.  проведение расчетов по содержанию посольств, консульств и другого персонала за границей

В финансовой практике применяется понятие бюджетная эффективность экспорта — соотношение валютной выручки и затрат (на производство продукции, ее стоимость во внутренних ценах и накладные расходы - транспортные, перевалка грузов, хранение в портах, станциях). Валютная выручка пересчитывается в тенге по курсу Нацбанка. Повышение эффективности экспорта возможно путем совершенствования его структуры, то есть увеличения продукции машиностроения, трудоемких и наукоемких видов деятельности.

Из-за сложившейся структуры производства значительная доля экспорта Казахстана приходится на минеральные продукты - 50%, причем удельный вес нефти и газового конденсата составляет 50% Продукция металлургической промышленности занимает 22,4%, продукция химической промышленности - 5%, продовольственные товары и сырье для их производства — 7%. Основными статьями экспорта агропромышленного комплекса остается хлопок-волокно, зерно и кожевенное сырье.

В импорте основными статьями являются машины, оборудование, транспортные средства, приборы - 41%, химическая продукция, пластмассы, каучук - 15%, минеральные продукты -13%, неблагородные металлы и изделия из них - 11%, продовольственные товары и сырье для их производства — 9%, прочие статьи — 11%.

Основными партнерами республики в проведении экспортно-импортных операций остаются страны все СНГ: в экспорте - до 74%, в импорте - до 45%. Удельный вес минерального сырья в общем объеме экспорта в страны вне СНГ составляет 56%, металлургической продукции - 35%. Доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в импорте из этих стран составляет 53%, продовольственных товаров - 9%, химической продукции - 14%, продукции металлургической промышленности - 9%.

Доля стран СНГ в общем товарообороте составляет 36%. Удельный вес топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта в СНГ составляет 54%, продовольственных товаров - 20%, химической продукции — 12%. Машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в импорте из этих стран составляет 32%, топливно-энергетических ресурсов - 21%, металлургической продукции - 13%, химических товаров металлургической продукции - 16%. Страны СНГ являются основными поставщиками минеральных продуктов, химической и металлургической продукции: доля импорта из этих стран по топливно-энергетическим ресурсам составляет 86, металлургической продукции - 63%, продовольственных товаров - 57%, химических товаров - 58% от общего импорта указанных товаров.

Во внешнеэкономических связях участие принимает само государство, отдельные акционерные предприятия, другие фирмы и организации, которые по различным вопросам выходят за пределы страны. При организации внешнеэкономических связей страна может оказаться в положении кредитора или должника, экспортера или импортера. Может преобладать вывоз капитала или, наоборот, ввоз капитала. Активность внешнеэкономической политики государства отражается и на финансах страны.

Важнейший аспект внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан - участие зарубежных инвесторов и привлечение иностранных кредитов для стабилизации экономики республики. Эти средства должны целенаправленно и эффективно использоваться для решения приоритетных задач совершенствования структуры народного хозяйства, наполнения рынка потребительскими товарами и расширения экспортного потенциала.

Иностранный капитал поступает в страну в трех различных формах:

  •  кредита,
  •  официальной помощи,
  •  различные инвестиции.

Казахстан является членом Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннего агентства гарантии инвестиций, Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. В соответствии с этим государство принимает на себя все обязательства участника указанных организаций, осуществляет необходимые платежи по членским взносам, долговым операциям и сделкам, вытекающим из участия в международных финансовых организациях.

В связи с членством в Международном валютном фонде страна получает кредиты для урегулирования курса валюты и при затруднениях в области внешнеэкономических расчетов при условии эффективного использования полученного займа и проведения серии реформ по осуществлению экономического роста. Займы и кредиты могут предоставлять Международный банк и его филиалы - Международная ассоциация развития (льготные долгосрочные кредиты) и Международная корпорация (финансирует капиталовложения в высокорентабельные частные предприятия по ставкам, превышающим среднегодовые на рынке ссудных капиталов).

Перестройка внешнеэкономической деятельности заложена во многих хозяйственных законах. Рыночная экономика требует становления экономики открытого типа, развивающейся во взаимосвязи и в состязательности с мировой экономикой.

Экономическая политика государства, направленная на развитие внешнеэкономических связей, прежде всего, нацелена на изыскание финансовых источников, ресурсов для подъема экономики. И здесь важное место отводится механизму регулирования внешнеэкономической деятельности с целью недопущения убытков для страны и большой зависимости от партнеров.

2  Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Основными формами регулирования являются:

  •  финансирование внешнеэкономической деятельности;
    •  налогообложение;
    •  инвестирование,
    •  внешнее заимствование;
    •  внешняя задолженность;
    •  субсидирование экспорта.

Госрегулирование ВЭД включает разнообразные способы (методы) - как прямые так и косвенные.

К прямым относятся административные формы регулирования - лицензии и квоты, а также может устанавливаться государственная монополия ВЭД.

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.

Лицензия – разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на ввоз или вывоз продукции, товаров.

Квота – часть, доля в объеме производства, предназначенное для внешнеторговой деятельности.

Косвенные и экономические методы регулирования являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся

  •  налоги,
  •  таможенные пошлины,
  •  курс валюты,
  •  мировые цены,
  •  процентные ставки по внешним кредитам,
  •  курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.

Налоги являются важным регулятором внешнеэкономических отношений.

Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженное в денежных единицах других стран. Существование валютного курса обусловлено необходимостью взаимного обмена валютами при международной торговле товарами и услугами, при движении капиталов и кредитов, сравнении цен мировых и национальных рынков; периодической переоценке счетов в иностранной валюте фирм и банков. Валютный курс влияет на объемы экспорта и импорта, которые в свою очередь через финансовые инструменты – налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, воздействуют на величину получаемых и распределяемых финансовых ресурсов.

Таможенный кодекс устанавливает принципы таможенного дела на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и сборов.

Таможенные пошлины – налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренных таможенным тарифом.

Таможенный тариф призван регулировать иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.

В Казахстане применяются импортные (ввозные), сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Импортно-таможенный тариф применяется для регулирования внешней торговли, эффективной реализации импортной политики, увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

Сезонные таможенные пошлины применяются когда:

  1.  ввоз товаров в страну наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям таких или подобных товаров;
  2.  как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, как мера пресечения недобросовестной конкуренции.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам, более низким, чем конкурентная цена в стране экспортера.

Компенсационные пошлины применяются:

  1.  при ввозе товаров, при производстве или экспорте, при которых использовались субсидии;
  2.  при вывозе за пределы таможенной территории страны товаров, при производстве, которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Система импортно-таможенных пошлин служит защитой национального производства от экспансии иностранной продукции.

Во многих государствах проводится таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта.

3. Формирование и использование валютных ресурсов.

Валютные ресурсы государства, негосударственного сектора формируются и используются при совершении валютных операций.

Валютные операции – это сделки, связанные с переходом права собственности на валюту, ценные бумаги, платежные инструменты в иностранной валюте и использованием ее в качестве платежного средства, ввоз и вывоз, пересылка валютных ценностей через границы страны.

Валютные операции подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим относятся :

  1.  расчеты за товары и услуги (без отсрочки платежей);
  2.  расчеты по кредитованию экспортно-импортных сделок на срок не более 180 дней;
  3.  предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней;
  4.  перевод и получение дивидендов, процентов по ним, инвестициям, ссудным операциям;
  5.  переводы неторгового характера: гранты, суммы наследства, заработная плата, пенсии и др.

К операциям, связанным с движением капитала относятся:

  1.  инвестиции;
  2.  оплата имущественных и иных товаров на недвижимость;
  3.  расчеты по кредитованию экспортно-импортных сделок на срок более 180 дней.

Валютные операции совершаются при всех видах внешнеэкономической деятельности: экспорте, оказании услуг, инвестировании капитала, международном государственном и коммерческом кредите, оказании экономической помощи.

Большинство из упомянутых видов внешнеэкономической деятельности воспроизводит валютные ресурсы.

Валютные ресурсы являются составной частью финансовых ресурсов и подразделяются на централизованные (государственные) и децентрализованные (ресурсы предприятий, организаций, учреждений).

Основным источником валютных ресурсов предприятий и организаций всех форм собственности является валютная выручка от экспортируемой продукции. Следующим источником формирования валютных ресурсов предприятий выступают валютные кредиты банков.

Валютные ресурсы государства формируются за счет:

  •  выручки от экспорта продукции, товаров и услуг государственного сектора экономики – предприятий и организаций;
  •  таможенных пошлин, платежей, уплачиваемых в иностранной валюте, при оформлении операций по перемещению товаров и грузов через таможенную границу;
  •  поступлений от налогов, бонусов, роялти, уплачиваемых иностранными участниками соглашений, сделок, контрактов и других операций внешнеэкономического характера;
  •  штрафов и пени за нарушения валютного законодательства при уплате их в иностранной валюте;
  •  кредиты и займы иностранных государств, банков и международных финансовых организаций;
  •  поступления грантов и безвозмездной помощи.

Валютные ресурсы централизуются в распоряжении правительства и используются в различных направлениях:

  1.  Нацбанком для осуществления «валютных интервенций» - это продажа валюты в целях поддержания курса национальной валюты, на регулируемом уровне;
  2.  Минфинаном для покрытия задолженностей согласно графику ее погашения в установленные соглашениями о займах сроки; уплаты взносов за членство международных организаций; для финансирования работы посольств, консульств, представительств;
  3.  Правительственными органами для удовлетворения госнужд – централизованных закупов по импорту товаров и предметов первой необходимости; сырья и топлива; техники;
  4.  Местными органами управления для обеспечения потребностей коммунального хозяйства, непроизводственной сферы, развития местной инфраструктуры.

Для предприятий, действующих на долевых основах (акционерных, совместных, кооперативных) пополнение валютных ресурсов может достигаться за счет дополнительных вкладов в валюте участников этих хозяйственных структур. Важным источником поступлений валютных средств являются компенсации за невыполнение договоров, страховых возмещений в валюте. Валютные ресурсы являются одним из главных источников для образования валютных фондов, которые используются на предприятиях для следующих целей:

  •  Для наращивания экспортного потенциала предприятий, действующих на мировых рынках;
  •  Для организации производства импортозамещающей продукции;
  •  Для погашения валютных кредитов и процентов по ним;
  •  Для вложений в приобретение ценных бумаг иностранных компаний и фирм;
  •  Для покупки иностранной валюты в целях обеспечения внутренних потребностей предприятия.

4. Платежный баланс страны

Платежный баланс занимает центральное место в балансах международных расчетов. Он представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства, а также является одним из объектов государственного регулирования.

Платежный баланс – это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею и за границей за определенный период времени.

Платежный баланс - это система показателей, обобщенно отражающих хозяйственные операции данной страны с остальными странами мира за определенный интервал времени.

Разделы платежного баланса:

  1.  Текущий счет (торговый баланс);
  2.  Счет операций с капиталом и финансами (капитальный отчет);
  3.  Резервные активы;
  4.  Чистые ошибки и пропуски.

1 Текущий счет отражает операции с товарами – экспорт и импорт; услугами – перевозка грузов, услуги связи; техническая помощь; доходы от займов; трансферты; гуманитарная помощь.

2 Счет операции с капиталом – отражает привлечение прямых и иностранных инвестиций или отток капиталов за рубеж; портфельные инвестиции; коммерческие кредиты.

3 Позиции резервных активов включают монетарное золото, специальные права заимствования, требования в иностранной валюте.

4 Чистые ошибки и пропуски характеризуют официально неучтенные операции с нерезидентами, включая «теневой бизнес».

Особенностью платежного баланса является то, что в нем отражаются потоки средств, их изменения за период, а не запасы и накопления.

Вспомогательным средством платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту.

Состояние платежного баланса определяется в первую очередь дефицитностью торгового баланса. Поэтому первостепенной целью действия государства во внешнеэкономической деятельности является оздоровление платежного баланса за счет расширения экспорта товаров и предоставления факторных и не факторных услуг.

Решение такой задачи требует значительных усилий по переориентации национального хозяйства в русло экономики «производящего типа» вместо потребляющей, наращивание экспортного потенциала не только сырьевого сектора, но и по продукции отраслей последующих технологических переделов производства

Задача уравновешивания платежного баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства.

К международным средствам регулирования платежного баланса можно отнести – согласование условий экспортных кредитов, двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты ценных бумаг в национальных валютах по соглашениям СВОП, кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Регулирование платежного баланса должно носить систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

Резюме

  1.  Важный аспект внешнеэкономической деятельности – участие зарубежных инвесторов и привлечение иностранных кредитов для стабилизации экономики Республики Казахстан.
  2.  Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает прямое и косвенное регулирование.
  3.  К экономическим методам регулирования относятся налоги, таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки.
  4.  Валютные ресурсы государства, негосударственного сектора формируются и используются при совершении валютных операций.
  5.  Валютные ресурсы формируются за счет валютной выручки от экспортируемой продукции.
  6.  Задача уравновешивания платежного баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства.
  7.  Регулирование платежного баланса должно носить систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11375. ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 89.68 KB
  Особенности финансового регулирования в системе внешнеэкономической деятельности. Виды внешнеэкономической деятельности и их краткая характеристика. Особенности внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан и перспективы ее развития. Анализ финансовой деятельности в системе ВЭД в АО Костанайские минералы...
823. Государственное регулирование внешнеэкономических связей 70.74 KB
  Вовлеченность во внешнеэкономические связи – важное условие полноценного экономического развития любой страны. В наше время создать производство, отвечающее самым современным требованиям технологии, организации производства и труда, опираясь только на собственные силы, по существу невозможно
19406. Россия и ЕС: анализ внешнеэкономических связей 549.18 KB
  Одним из главных приоритетов внешнеэкономической политики России на современном этапе является создание наиболее благоприятных условий для ее экономического взаимодействия с основными партнерами по мировому рынку. В этой связи актуальной представляется задача активизации экономического сотрудничества России с основным партнером дальнего зарубежья ...
3429. Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией 470.22 KB
  Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.
4249. Характеристика связей между таблицами 8.89 KB
  Правова охорона Конституції Лекція: Способи охорони і захисту конституції: правові і неправові. Шахір: особливий порядок внесення змін до конституції прийняття присяги на вірність конституції розвиток законодавства на основі конституційний контроль і нагляд. Правова охорона конституції це сукупність правових організаційних заходів та засобів спрямованих на забезпечення реалізації дії захисту конституційних норм встановлених нею правових гарантій конституційного ладу прав і свобод людини і громадянина верховенства права і...
2638. Техническая реализация логических связей в системах автоблокировки 1.04 MB
  Техническая реализация логических связей в системах автоблокировки Техническая реализация алгоритмов управления трехзначной и четырехзначной АБ может быть достигнута при помощи релейных контактных и бесконтактных дискретных и интегральных логических элементов...
6115. ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ 211.46 KB
  Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами. При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег. Действие инфляции необходимо связывать с проблемами финансов поскольку явление инфляции зависит от финансовых факторов: применения определенных налоговых форм и методов; объемов финансирования через государственный бюджет мероприятий проинфляционного характера; способов покрытия дефицита государственного бюджета; размеров...
7019. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ 20.7 KB
  Мировое хозяйство это исторически сложившаяся и постепенно развивающаяся система из национальных хозяйств стран мира связанных между собой всемирными экономическими отношениями развивающимися на основе международного географического разделения труда МГРТ. Характеризуется дальнейшим развитием производства товаров растущая масса которых поступает в регулярный обмен между странами; превращением внешней торговли на часть национальной экономики; возникновением мирового рынка высшего достижения капитализма. Мировая экономика раскололась на...
14853. Финансы: шпаргалка 44.71 KB
  Финансовые отношения осуществляемые при непосредственном участии и в интересах государства определяемые чаще как государственные финансы ; международные финансовые отношения реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов Международный валютный фонд Европейская валютная конференция Международный банк реконструкции и развития и др . В большинстве зарубежных источников как самостоятельная сфера финансовых отношений выделяются и финансы физических лиц ...
14357. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СТРУКТУРЕ МВД РОССИИ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.12 MB
  Рассмотреть основные принципы организации и функционирования отдела по связям с общественностью в государственных структурах; изучить международный и отечественный опыт организации PR-деятельности в органах правопорядка; исследовать структуру, функции и задачи Управления общественных связей МВД России;
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.