Предприятие как субъект рыночной экономики

Рынок это механизм взаимодействия продавцов и покупателей реализующийся через рыночные цены через взаимное соотношение спроса и предложения. Наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена тем большее количество готовы купить потребители тем выше спрос. Зависимость спроса от различных факторов может быть проиллюстрирована графически для чего обычно строится кривая спроса. Кривая спроса Кривая спроса показывает какое количество экономического блага покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент времени.

2015-01-12

23.4 KB

8 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Раздел1

Лекция № 1

Тема: Предприятие как субъект рыночной экономики

1.1.  Предмет, содержание и задачи курса:

Экономика – это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Предметом курса «Экономика и управление производством» является производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия. На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических производственных целей.

Курс предусматривает введение в изучение таких дисциплин, как «экономика предприятия», «менеджмент», «маркетинг», «управление и организация производством».

Содержание курса ориентировано на непосредственную связь с этапами жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара – это последовательность действий по его зарождению, производству, реализации и использованию (т.е. эксплуатации, потреблению и утилизации).

Содержание курса охватывает следующие основные вопросы:

  •  производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организационные структуры предприятий;
  •  организация процесса управления предприятием;
  •  выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции;
  •  формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятий;
  •  материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное использование;
  •  техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;
  •  формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;
  •  финансовые ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, оценка риска;
  •  инновационная и инвестиционная деятельность предприятия;
  •  подбор кадров, организация труда, система оплаты труда и стимулирование повышения производительности труда.

1.2. Общие основы и принципы рыночной экономики

Рынок – экономическое понятие, предполагающее взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, реализующийся через рыночные цены, через взаимное соотношение спроса и предложения.

Основными составляющими рыночного механизма является спрос, предложение и цена.

Спрос характеризует желание потребителей купить определенное количество товара по определенной цене. Спрос зависит от различных факторов. Наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена, тем большее количество готовы купить потребители, тем выше спрос. Кроме цены на спрос влияют и другие факторы: увеличение или сокращение доходов потребителей; изменение вкусов или предпочтений; ценовые и дефицитные ожидания; изменение цен на товары заменители, число потребителей в отрасли и т.д.

Зависимость спроса от различных факторов может быть проиллюстрирована графически, для чего обычно строится кривая спроса.

Кривая спроса

Кривая спроса показывает какое количество экономического блага покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент времени. Изменение цен означает движение по кривой спроса, воздействие неценовых факторов сдвигает кривую спроса вправо или влево.

Предложение – количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить покупателям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы.

Зависимость количества произведенных благ от уровня цен графически можно изобразить с помощью кривой предложения.

Кривая предложения

Кривая предложения показывает какое количество экономического блага производители готовы продать по разным ценам в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения.

Кроме цены на предложение влияют другие факторы: изменение технологии производства; изменение ресурсных цен; изменение налогов и субсидий; изменение числа товаропроизводителей; дефицит. Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения вправо или влево.

1.3. Равновесная цена

Рынки передают информацию в форме цен продавцам и покупателям товаров и услуг. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. На каждом рынке существует много продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. В результате на рынке возможны ситуации, когда количество товаров, которые потребители планируют купить больше или меньше, чем количество товаров, которое производители товаров желают продать по существующим ценам.

Равновесие достигается под влиянием конкурирующей среды рынка, т.е. равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяется рыночным спросом и предложением. Любой избыток товара толкает цену товара вниз, к точке равновесия, а любой товарный дефицит толкает цену товара вверх, к точке равновесия спроса и предложения. В конечном итоге устанавливается равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке:

Если спрос растёт при неизменном предложении, то происходит смещение кривой спроса вверх и устанавливается новый более высокий уровень цен и больший объём продаж. При снижении спроса при неизменном предложении – кривая спроса смещается влево вниз, что ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема продаж.

Таким образом, равновесие – закон для рынка; благодаря нему поддерживается равновесие экономической системы в целом.

РЕ – Равновесная цена, Е – точка равновесия.

1.4. Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:

,

где   спрос до и после изменения цены;   цена до и после изменения.

Спрос называют эластичным, если  (спрос растет  или падает быстрее цены) и неэластичным  (он изменяется медленнее изменения цены). Если изменение цены не вызывает ни какого изменения спроса, то  - спрос является абсолютно не эластичным.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:

  •  наличие товаров заменителей;
  •  качество товара;
  •  степень необходимости товара;
  •  размеры запаса;
  •  ожидания потребителей;
  •  размер дохода.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цен на 1 %

,

где   предложение до и после изменения цены,   цена до и после изменения.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

  •  возможность длительного хранения товара и стоимость хранения;
  •  особенность производственного процесса;
  •  продолжительность периода существования цен.

1.5. Конкуренция в рыночной экономике

Предприятие в рыночной экономике обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает партнеров.

Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности или конкуренции между участниками рыночной экономики.

В классическом виде механизм поддержания рыночного равновесия реализуется в условиях чистой конкуренции.

Чистая (совершенная) конкуренция возникает при следующих условиях:

  •  наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию;
  •  доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;
  •  фирма может свободно без ограничений входить и выходить из отрасли.

Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется не совершенной.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условии чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, то есть границы фирмы и отрасли совпадают.

Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действует десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль.

Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует  ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Экономическое обоснование целесообразности создания предприятия

S

D

Цена P

Величина спроса Q

Цена P

Величина спроса Q



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5881. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики 47.98 KB
  Организация предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики Предприятия общественного питания Структурное подразделение предприятия или организации В небольшой организации каждый сотрудник может выполнять ту или иную функцию или совмещать несколько функций. Предприятия общественного питания Пища для человека это его здоровье его работоспособность его настроение. Грамотное и умеренное питание основа здоровья человека и часть культуры питания. С течением времени развивалась не только культура питания но и предприятия...
6945. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 37.11 KB
  Понятие предприятия цели и направления деятельности В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция оказываются необходимые услуги. Существуют различные факторы в соответствии с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации: используемые ресурсы отраслевая принадлежность местоположение размер предприятия форма собственности ...
9256. Предприятие как хозяйствующий субъект 37.5 KB
  Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства. Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают что предприятие самостоятельно принимает решение сколько продукции производить и как ее реализовать как распределять полученный доход. Основными характерными чертами предприятия являются...
7677. Гостиничное предприятие как субъект современного рынка услуг 29.66 KB
  В таких случаях на помощь приходят специальные предприятия гостиницы которые предоставляют потребителям соответствующие услуги. С точки зрения потребителей гостиница это учреждение предоставляющее проживание на коммерческой основе и предлагающее удобства и услуги на продажу индивидуально или в различных сочетаниях и это понятие состоит из нескольких элементов. Ассортимент услуг предоставляемых гостиницами очень разнообразен: это и услуги по временному размещению проживанию услуги общественного питания парикмахерские услуги...
7125. Предприятие – основное звено экономики 16.68 KB
  Предприятие – основное звено экономики. Место предприятия в экономической системе В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект использующий материальные и информационные ресурсы...
4595. Финансовая система современной рыночной экономики 105.81 KB
  Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения
17436. РОЛЬ КРЕДИТА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.77 MB
  Всем известно о том что таковым отношением как бы является кредит. Само - собой разумеется кредит берут не потому что заемщик беден а для того что у него в силу объективности кругооборота и оборота капитала полностью недостает собственных ресурсов потому что их нерационально также накапливать про запас все они время в общем то находятся в движении в обороте. Было бы плохо если бы мы не отметили то что первым различием кредитных отношений как всем известно от валютных является различие состава участников. Ни для кого не секрет...
5750. Финансовая (бухгалтерская) отчетность в условиях формирования глобальной рыночной экономики 36.44 KB
  Основные характеристики финансовой бухгалтерской отчетности. Определение понятия финансовой отчетности. Необходимость международной гармонизации финансовой бухгалтерской отчетности. Регулирование финансового учета и отчетности и интеграция России в международное экономическое пространство.
19764. Финансовая устойчивость как условие функционирования предприятия в условиях рыночной экономики 209.69 KB
  Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет
18238. Разработка теории индивидуальных договоров о труде при расширении сферы действия трудового права в условиях рыночной экономики 78.57 KB
  Справедливость этих слов вытекает из самого существа Конституции Республики Казахстан провозгласившей высшими ценностями государства человека его жизнь права и свободы. На данном этапе в условиях экономической нестабильности когда единственным источником существования для многих людей стал их собственный труд наиболее остро встала проблема обеспечения прав и свобод человека среди которых особую актуальность приобрели социальные права. Вопросы защиты человека со стороны государства обострились многие явления непосредственно...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.