Право в системе социального регулирования

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Они определяют поведение людей, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

2015-01-12

17.22 KB

17 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 3: Право в системе социального регулирования

  1.  Понятие и виды регуляторов общественных отношений.
  2.  Право и мораль.
  3.  Право и религия.
  4.  Право и обычай.  

1. В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Они определяют поведение людей, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами. Ненормативные социальные регуляторы не содержат четкой нормы поведения людей.

Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д.

Директивный регулятор - это воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания.

Информационный регулятор - воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Право - уникальный, высокозначимый авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют: правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Социальные нормы не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества, т.е. закрепляются в праве.

2. Основными социальными регуляторами являются право и мораль.
В литературе по этике мораль (
нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:
1. Мораль формируется ранее права. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем.

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение этики. При этом процесс формирования идет спонтанно. Право предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права).

5. С точки зрения внутренней организации моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.
6. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения.

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. (Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: "впереди" могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.)

3. Религия (от лат. "religio" - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. (Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется "шариатом" (в переводе - "путь следования"). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.)

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - "не убий" и "не укради". При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете),  Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны  континентальной Европы.

4. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости

Обычаи принято определять как правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге. Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права.  В то же время обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Обычаи имеют свои особенности отличающие их от права:

  1.  это правила поведения, которые никем сознательно, не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности;
  2.   обычаи формируются в результате весьма длительного, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами;
  3.  Обычаи относятся к неправововым социальным нормам, чаще всего складываются и реализуются импульсивно;
  4.  Обычаи соблюдаются не в силу опасения государственного принуждения, а в результате привычки, естественной потребности человека (человек раб привычек).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3313. Право в системе нормативного регулирования 5.69 KB
  Все нормы используемые людьми делятся на две большие группы: А несоциальные нормы: регулируют отношение человека к природе к технике и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами. Среди них выделяют: технические сельскохозяйственные климатические физиологические биологические химические санитарногигиенические и другие нормы; Б социальные нормы – это правила поведения регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общественноэкономического строя...
5924. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений 14.67 KB
  Социальные нормы как регуляторы связанные с волей и сознанием людей.Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил правила работы с техническими или природными объектами стать основанием социального нормирования например установление срока признания отцовства после смерти супруга а социальные нормы сформировать характер объекта его качественное состояние. Естественные нормы существующие в виде...
21187. Пособия в системе социального обеспечения 33.78 KB
  Пособия в системе социального обеспечения. Объект – пособия как одно из направлений государственной социальной политики Российской Федерации. Пособия по системе социального обеспечения. К ним относятся ежемесячные пособия на детей пособия по безработице ряд компенсационных выплат.
17513. Технологии социальной работы с семьёй в системе социального обслуживания 93.1 KB
  Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию психологические конфликты.
16785. Концепция «социального жара» как основа различных социальных проблем в образовательной системе России 10.59 KB
  Парадоксально но вред который был причинен их здоровью и жизни в конечном счете является последствием современных им форм социализующего давления общества желавшего получить от своих граждан как можно более труда и соответственно материальных благ. И тот и другой сами находятся в беде и оба представляют проблему для всего общества. В нашем обществе сложились отношения которые мы называем мотивирующим давлением общества. Значительная часть индивидуумов современного общества проводит свою жизнь в попытках достичь того что чем...
9345. Право в системе социальных норм 18.39 KB
  Нормы – это определенные стандарты образцы эталоны модели поведения участников социального общения. При этом социально-технические нормы указывают как человек должен обращаться с орудиями труда машинами как нужно реагировать на воздействие сил природы. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями иными словами социальную жизнь то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром природой техникой. Технические нормы определяют научно обоснованные методы приемы способы обращения с естественными и...
3726. Особенности регулирования гражданско-правовых отношений, определение места и роли гражданского права в правовой системе России 33.3 KB
  В современном праве понятие «гражданское право» многозначительно. Под ним понимают: а) отрасль права как определенную совокупность правовых норм; б) как учебную дисциплину; в) как науку, как систему знаний, идей, представление о гражданско-правовых явлениях.
12984. Финансовое планирование и исполнение сметы доходов и расходов (на примере Бюджетного учреждения социального обслуживания Сокольского муниципального района «Комплексный центр социального обслуживания населения 4.08 MB
  Понятие и законодательные основы функционирования бюджетных учреждений в РФ. Основные методы планирования сметы доходов и расходов применяемые в бюджетных учреждениях РФ на современном этапе. Направления совершенствования финансового планирования и эффективности использования бюджетных ресурсов в БУ СО КЦСОН...
15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
  Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
  Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.