Средневековая Скандинавия, её правители, традиции и обычаи

В реферате используются научные статьи, выдержки из книг, а так же из исторических документов. Авторами этой литературы являются учёные и исследователи всего мира, поэтому вся приведённая ниже информация основана на исторических фактах и исследованиях.

2015-01-14

744.28 KB

7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

Введение............................................................................................................        3

  1.  Викинги.................................................................................................        4

  1.1Образ жизни........................................................................................        4

  1.2Одежда.................................................................................................        4

  1.3Суда викингов.....................................................................................        5

  1.  Судьба королевы Осы...........................................................................       7
  2.  Захоронение Осы....................................................................................      8
  3.  Корабль Осеберг....................................................................................       10
  4.  Осебергские башмаки...........................................................................       11

Заключение..........................................................................................................      12

Галерея.................................................................................................................      13

Список литературы.............................................................................................      15


Введение

В данном реферате изучена и проанализирована жизнь жителей Средневековой Скандинавии, их быт и обычаи. Так же рассказано о Королеве Осе (или Асе в некоторых преданиях). Описано её погребение, предметы, найденные в могиле, история её жизни. Отдельно рассказывается об осебергских башмаках и связанных с ними обычаях.

Эти темы были выбраны для ознакомления с жизнью людей в Средневековьи.

В реферате используются научные статьи, выдержки из книг, а так же из исторических документов. Авторами этой литературы являются учённые и исследователи всего мира, поэтому вся приведённая ниже информация основана на исторических фактах и исследованиях.

Целью данного реферата является ознакомление со Средневековой Скандинавией, а так же с её правителями, традициями и обычаями.


1.Викинги.

Викинги (норманны) - морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.

Куда бы ни отправлялись викинги – на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, – они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями.

Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. 

1.1.Образ жизни

За рубежом викинги выступали как грабители, завоеватели и торговцы, а на родине в основном обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу и разводили скот. Независимый крестьянин, работавший сам или вместе с родней, составлял основу скандинавского общества. Как бы ни был мал его надел, он оставался свободным и не был привязан как крепостной к земле, принадлежавшей другому человеку. Во всех слоях скандинавского общества были сильно развиты родственные связи, и в важных делах его члены обычно действовали совместно с родственниками. Кланы ревниво охраняли добрые имена соплеменников, и попрание чести кого-либо из них часто приводило к жестоким междоусобицам.

Женщины в семье играли важную роль. Они могли владеть собственностью, самостоятельно решать вопросы о вступлении в брак и о разводе с неподходящим супругом. Однако за пределами семейного очага участие женщин в общественной жизни оставалось незначительным.

1.2.Одежда.

 Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.

   1.3.Суда викингов. 

Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Эти ладьи, содержавшиеся в образцовом порядке, часто с большой любовью описывались в поэзии викингов и составляли предмет их гордости. Узкий каркас такого судна был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, водопады, плотины и укрепления. Недостаток этих судов заключался в том, что они были недостаточно приспособлены для длительных плаваний в открытом море, что компенсировалось навигационным искусством викингов.

Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда – по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40–80 человек каждое, а большое килевое судно 11 в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 м.

Суда нередко строили из досок, уложенных рядами с перекрытием и скрепленных изогнутыми шпангоутами. Выше ватерлинии большинство боевых кораблей было ярко раскрашено. Резные головы драконов, иногда позолоченные, украшали носы судов. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно снимались, чтобы не напугать добрых духов. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.

Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус квадратной формы, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулем лопастной формы, установленным на корме с правого борта.

Несколько сохранившихся судов викингов экспонируются в музеях скандинавских стран. Одно из самых известных, обнаруженное в 1880 в Гокстаде (Норвегия), относится примерно к 900 н.э. Оно достигает в длину 23,3 м и в ширину 5,3 м. Судно имело мачту и 32 весла, на нем было 32 щита. Местами сохранились нарядные резные украшения. Навигационные возможности такого судна демонстрировались в 1893, когда его точно изготовленная копия прошла под парусом из Норвегии до Ньюфаундленда за четыре недели. Эта копия теперь находится в Линкольн-Парке в Чикаго.


2.Судьба королевы Осы.

О судьбе Осы легенда гласит:  «Гудрёдом звали сына Хальфдана, который после него стал королем. Его жену звали Алфхильд. У них был сын Олаф. Когда Алфхильд умерла, Гудрёд послал своих гонцов в Агде (Юго-Западную Норвегию) к королю, который там правил. Его звали Хальт Ротлип. Гонцы должны были попросить отдать его дочь Осу в супруги, но Херальд им отказал. Гонцы вернулись обратно и сообщили королю об отказе.

Вскоре после этого Гудрёд вышел в море с большим войском и прибыл в Агде. Войско пришло совершенно неожиданно и высадилось на берег. Ночью оно достигло усадьбы короля Херальда. Когда последний обнаружил, что против него стоит враг, он вышел к неприятелю с теми людьми, которых имел при себе. Произошло сражение, но поскольку силы были неравны,  Херальд и его сын Гирд погибли.

Король Гудрёд захватил большую добычу. Он увёз дочь короля Херальда Осу с собой и сыграл с ней свадьбу. Она родила ему сына по имени Хальфдан. Осенью, когда ему был год, Гудрёд отправился в «кормление» по стране. Он прибыл на своём судне в Штифтлезунд. Там был  большой пир и король много выпил. Вечером, как стемнело, он пошёл с судна. Когда Гудрёд находился на конце сходни, к нему подбежал человек, пронзил его своим копьём и правитель тут же скончался. Но и преступника поймали и убили. А утром оказалось, что это был слуга королевы Осы. Она и сама не отрицала, что он действовал по её приказу. После смерти Гудрёда, правителем стал его старший сын Олаф, который страдал болезнью ног и умер от этого. Он был похоронен в холме в Гьёрстаде.

Далее сообщается, что вскоре после рождения внука Харальда Прекрасноволосого, который в 872 году установил своё господство над всей Норвегией, королева Оса умерла в возрасте около 50 лет.


3.Захоронение Осы

Осы была похоронена в Осеберге. Захоронение имеет вид кургана. На первый взгляд, смысл похорон в кургане ясен: скандинавы не хотели, чтобы человек после смерти покидал их страну и отправлялся на небо в Асгард, вслед за Одином, и не стали его сжигать. Он должен был оставаться гарантом мира и урожая на земле, точнее, даже — в земле, под курганной насыпью. Курган и напоминал собой жилище конунга с дверью и окнами, куда стекалась дань.

Такие курганы действительно были известны в Скандинавии в последние века язычества — в эпоху викингов. Под их насыпями устраивали просторные погребальные камеры, с полом и потолком, кухонной утварью и оружием — всем, что было необходимо для «жизни» там умершего. Там же могли оказаться даже взнузданные кони.

Более того, в королевских курганах Норвегии, где были похоронены родственники Харальда Прекрасноволосого, в том числе в Гокстаде, там высится курган Олафа Гейрстадальва, жилищем умершего становился не дом-могила, а… погребальный корабль. Целые ладьи (а в более скромных погребениях — небольшие лодки) содержали все необходимое для «жизни» — котлы прямо на котельных цепях, чтобы привешивать их над очагами, пиршественная посуда, вооружение. Самый знаменитый из таких кораблей — украшенная замечательной резьбой ладья из Осеберга — принадлежал не воину-конунгу, а королеве; имя кургана сохранило имя этой норвежской правительницы IX века —Осы.

Благодаря тому, что курган был насыпан из плотной глины, дерево и другие вещи, помещенные в погребение, сохранились и были извлечены при археологических раскопках. Чего только не было в этой роскошной погребальной ладье, но, прежде всего, следует упомянуть деревянную палатку на корме — такую же, которую видел Ибн-Фадлан на корабле русского вождя (правда, тот корабль был сожжен). Даже ковер с многофигурной композицией — изображением ритуальной процессии — должен был украшать загробное жилище. Но более всего поражает обилие транспортных средств — помимо самой ладьи, погребение содержало колесницу и сани, покрытые богатой резьбой. Королева не одна обитала в своем загробном жилище — с ней была служанка; Осе необходим был королевский гардероб, и среди погребальных даров не забыли даже лишней пары обуви; это напоминает быт богини Фригг, которую сопровождала ее служанка богиня Фулла, носившая за ней ларец с украшениями и обувь.

Мы знаем, что богини не уступали самому Одину в своих правах распоряжаться в загробных чертогах: не только супруга Одина Фригг, но и Фрейя была хозяйкой собственного царства мертвых. В одной из саг хозяйка исландского хутора собирается после смерти к Фрейе — богиня, принимала у себя не только павших воинов, но и добродетельных хозяек. Её имя значило «Госпожа». Но королева Оса едва ли собиралась к Фрейе: резьба на ее погребальной повозке передает сцену, связанные с культом Одина — там изображен герой, погибающий в змеином рву. Пока что не решено, что должна была делать погребенная с такой пышностью королева в загробном мире — жить в комфортно обставленной ладье под курганом или отправляться в дальнее странствие на тот свет.


4.
Корабль Осеберг.

Вероятно, судно из Осеберга до погребения, которое состоялось в 850 году, некоторое время использовалось по назначению. На это указывают новые, но изготовленные в разное время, вёсла. Само судно было богато украшено резьбой и имело 15 «отделений». Судя по связям, оно не было приспособлено для суровых плаваний в открытом море. Наибольшая длина судна 21,44 м, а наибольшая ширина 5,1 м, высота борта 1,58м (рис. 1).

Высокие штевни судна были покрыты тонким слоем земли и поэтому истлели. Только детали головы дракона были найдены вблизи носовой части судна (рис.2). Исследователи предполагают, что корма заканчивалась хвостом дракона, выполненным в той же манере.

Изготовленный из дуба корпус имел на каждом борту 12 поясов обшивки толщиной около 20 мм и шириной от 230 до 340 мм (рис. 3). В 12 поясе имелось 15 отверстий для вёсел – вёсельных портов, диаметром от 90 до 110 мм. От отверстий шли прорези, выполненные наискосок вперёд, через которые можно было пропустить лопасть весла. Порты закрытий не имели. Вёсла, изготовленные из ели, были слишком коротки, чтобы их использовать по назначению. Так же судно имело мачту и парус. Их крепление было очень слабым.

Некоторые детали корабля Осеберга были изготовлены с высокой степенью судостроительного искусства, которое в полной мере демонстрирует более крепкое и приспособленное для плаваний в открытом море.

В гробнице на судне так же были найдены остатки небольшой четырехколесной повозки и четверо саней. Все они имели тонкую резьбу, покрытую красками, которые после раскопок быстро поблекли. В носовой части судна сотрудники Густавсона под толстым слоем камней нашли разбитые сосуды для воды, вёсла и якорь. Позади мачты лежал такелаж и комплект вёсел. Рядом были обнаружены скелеты 10 лошадей, запряжённых по двое, и 4 собак.

   

    5.Осебергские башмаки.

Осебергские башмаки (рис.4) неоднократно привлекали внимание исследователей, но самая полная и всесторонняя публикация принадлежит Шарлотте Блиндхейм. Благодаря чертежам деталей, реконструкциям и фотографиям обуви, помещённым в её статье, появилась возможность провести анализ этого важного источника.

По общим технологическим показателям все три пары найденных на Осебергском корабле башмаков относятся к мягкой, двухчастной, подошвенной кожаной обуви, но каждая пара в то же время имеет свои конструктивные особенности.

Конечно, королева достаточно богата, чтобы иметь несколько пар обуви, но как же различить какие из них - домашние, а какие – парадные? Ведь качество кожи определить почти невозможно. К тому же многие исследователи принимают кожу за тонкую, «перчаточную», высокого качества.

О существовании «общенорвежского типа» обуви говорить не приходится, ведь Норвегия в начале IX века не представляла собой ни политического, ни экономического, ни этнического единства. Только внук королевы Осы, Херальд Прекрасноволосый,сделал попытку объединения под своей властью около 20 фолдов.

В древненорвежских судебниках XIII века описывается обряд «введения в род». Этот обряд выражался в обязательном вступлении в род незаконного сына в специально изготовленный ритуальный башмак. Лишь после этого незаконный сын становился полноправным членом усыновившего его рода и имел право носить туже обувь, что и отцовский род. До этого он носил обувь, которая была присуща роду его матери.

Если же женщина владела 2 парами обуви, значит она переходила из рода в род, т.е. выходила замуж. Муж выкупал её за мунд у её родичей и увозил в свой род. По традиции вплоть до настоящего времени у многих народов муж в числе свадебных подарков дарит жене новую пару обуви – это знак включения её в род мужа.

У Осы было найдено 2 пары разнотипных башмаков, причёт те, что лежали в берестяной коробке представляли родовую форму Инглингов. Оса и Гудрёд происходили не только из разных родов, но и из разных племён, поэтому на ней были надеты башмаки родовой формы Хильдингов.
Заключение

Цели поставленные в реферате выполнены. Раскрыты темы жизни и быта народов Средневековой Скандинавии, судьбы некоторых её правителей, а так же описание некоторых предметов быта тех времён.

Таким образом, можно сделать вывод, что жители Скандинавии и Норвегии имели нестандартные обычай, некоторые, из которых сохраняются и по сей день, но у других народах мира. К тому же можно судить о жизни королей и простого народа тех времён.


Галерея.

Рисунок 1. Корабль Осеберг.

                                                     

Рисунок 2. Форштевень судна.                          Рисунок 3.Одиннадцатый шпангоут судна.


Рисунок 4. Осебергские башмаки.

Список литературы

  1.  Дж. Р. Грин, «История Англии и Английского народа», Изд. Гиперборея, 2007 г.
  2.  Скандинавский сборник XX. – Таллин: Ээсти Раамат, 1975 г.
  3.  Иохен фон Фиркс «Суда викингов», перевод с немецкого А. А. Чебана. Ленинград, Издательство «Судостроение» 1982.
  4.  «Статья об Осебергские башмаках», автор Шарлотта Блиндхейм.
  5.  Питер Сойер «Эпоха Викингов», перевод с английского Санина А.П., Санкт-Петербург, 2006 год.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14728. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 57.48 KB
  В средневековой философии центральное место человека обуславливается тем что он является высшим творением бога по образу и подобию. Все остальные области традиционно входившие в состав философии онтология гносеология этика эстетика рассматривались под этим углом зрения. Однако при этом у философии были свои отличные от религии функции связанные с основным ее свойством сомнением в истинности вероисповедных догматов и со свойствами разума призванного в конечном счете эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине. ...
8125. Средневековая философия 9.34 KB
  В результате длительных споров ведущихся между отдельными мыслителями и церковью выкристаллизовалось несколько точек зрения на то как решить проблему отношения веры и разума: Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения; Точка зрения двойственной истины выдвинутая защитниками теории двух истин теологической и научной; Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку...
1528. ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА У АДЫГОВ 135.49 KB
  Много интересного и занятного в хабзэ в обычаях и традициях народов в том числе и в свадебных обрядах. Почему Не лишнее ли всё это Обязательно ли соблюдать все условия Думать таким образом о свадьбе негоже потому что люди это осудят мало того – посчитают безнравственным поступком нарушением хабзэ с вытекающими отсюда последствиями. Как было замечено хабзэ в том числе и свадебные ритуалы не придуманы за уютным столом в тиши кабинета не утверждены всенародным голосованием. Когда с согласия заинтересованных сторон и лиц...
14047. Концепции власти и собственности в библейской традиции 78.9 KB
  Объект данной работы – Библия как историколитературный памятник. Главная тема этих книг – история Израиля после заключения Договора как поле претворения этого договора в жизнь. Эти книги оттеснены на периферию канона по двум причинам: либо они были написаны были позже того как состав первых двух частей канона стал уже жестко закрепленным в традиции либо же они не были связаны непосредственно с темами договора и священной истории и потому не могли претендовать на центральное место в каноне3. Как мы видим выработка стандартной структуры...
17396. Народы индии (индусы) и их культурные традиции 19.67 KB
  В данной работе охарактеризованы народы индии индусы и их культурные традиции. В торговых отношениях еще в древнее время они соперничали с западными народами во многих отраслях промышленности они никем не были превзойдены а богатства индии были не только произведениями земли. Таким образом не все в индии есть религия; тем не менее не подлежит сомнению что религиозное благочестие как со стороны практического его выполнения так и посредством могучей мысли и созданной им богатой литературы играло большую роль в народе.
11274. Традиции гимназии № 122 как основа эффективного внедрения инноваций в педагогический процесс 7.47 KB
  Традиции гимназии № 122 как основа эффективного внедрения инноваций в педагогический процесс Позиции новизны в развитии гимназии заключаются в переходе на новый качественный уровень ее образовательного процесса. Педагогическим коллективом гимназии в содружестве с учеными были разработаны программные документы определившие новый этап в ее развитии такие как Концепция развития гимназии с гуманитарной и естественно математической направленностью Программа развития на 20062010гг. В декабре 2005 года в гимназии была...
15052. Формирование западной правовой традиции и ее влияние на российскую правовую системы 227.51 KB
  Чтобы раскрыть особенности западных представлений о правовых нормативных системах необходимо рассмотреть право в онтологическом плане. В ходе такого рассмотрения становится ясно что следует говорить не вообще о бытии права а о его различных способах. В ней всё более крепнет убеждение что следует говорить не о единой общечеловеческой цивилизации а о двух различных типах цивилизации – западном...
17038. Эвристическое значение метода возвратной традиции (на примере творческого наследия Н.Д. Кондратьева) 12.68 KB
  Кондратьева Взамен стандартного в историко-экономических исследованиях метода изучения творческого наследия экономиста-теоретика основанного на однонаправленном линейном движении из прошлого в настоящее где находится историк-исследователь внешний наблюдатель эвристически используем применительно к творчеству Н. Кондратьева принцип возвратного движения. Суть его заключается в том что развитие Кондратьевской мысли представляется как троякое движение: 1 осознание им проблемы в настоящем для него времени 2...
18484. Спортивные традиции региона как средство патриотического воспитания учащихся специальности «Физическая культура» 93.08 KB
  Социально-педагогическая сущность патриотического воспитания. Педагогические средства патриотического воспитания учащихся. Особенности использования спортивных традиций региона в патриотическом воспитании учащихся колледжа. Реализация педагогических условий использования спортивных традиций региона как средства патриотического воспитания учащихся...
16645. Различные традиции в трактовке природы мира и природы человека в экономической науке 9.29 KB
  Альтернативные же теории при всей реалистичности предпосылок лежащих в их основе не способны дать такого целостного взгляда не то что на окружающий человека мир но даже на хозяйство. Одна из целей данной работы заключается в том чтобы продемонстрировать сходство подходов альтернативных неоклассической парадигме – т. Тем самым мы покажем что можно говорить о некоем единстве антинеоклассических концепций.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.