ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Понятие предприятия цели и направления деятельности В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция оказываются необходимые услуги. Существуют различные факторы в соответствии с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации: используемые ресурсы отраслевая принадлежность местоположение размер предприятия форма собственности ...

2015-01-17

37.11 KB

8 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

¨      используемые ресурсы,

¨      отраслевая принадлежность,

¨      местоположение,

¨      размер предприятия,

¨      форма собственности,

¨      организационно-правовая форма.

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

§         использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

§         интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

§         интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия (см. табл.1.1).

Таблица 1.1

ПРЕИМУЩЕСТВА

НЕДОСТАТКИ

Использование способностей сотрудников. Лучшее использование машин. Использование преимуществ местоположения предприятия.

Повышение мастерства.

Рост производительности труда. Увеличение дохода.

Монотонная деятельность. Отчужденность и потеря смысла. Заболевания из-за односторонней загрузки.

Невысокая гибкость из-за узкой специализации. Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности.

Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективному использования средств производства.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

В соответствии с отраслевой принадлежностью ПП подразделяются на:

1)      промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2)      торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

3)      банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

4)      транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

5)      страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

6)      предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

¨      Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.

¨      Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.

¨      Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.

¨      Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей).

¨      Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.

¨      Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.

¨      Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.

¨      Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.

¨      Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

Применяемая сегодня в России система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, введенная в основном Гражданским кодексом РФ, включает 2 формы предпринимательства без образования юридического лица, 7 видов коммерческих организаций и 7 видов некоммерческих организаций.

В своей основе она довольно близка к системам, действующим во многих европейских и прочих странах (Франция, Германия, Испания и др., в меньшей степени — Великобритания, США, Япония).

Рис. 1.1. Организационно-правовые формы предпринимательства в России

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
6125. Предприятие как субъект рыночной экономики 23.4 KB
  Рынок это механизм взаимодействия продавцов и покупателей реализующийся через рыночные цены через взаимное соотношение спроса и предложения. Наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена тем большее количество готовы купить потребители тем выше спрос. Зависимость спроса от различных факторов может быть проиллюстрирована графически для чего обычно строится кривая спроса. Кривая спроса Кривая спроса показывает какое количество экономического блага покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент времени.
5881. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики 47.98 KB
  Организация предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики Предприятия общественного питания Структурное подразделение предприятия или организации В небольшой организации каждый сотрудник может выполнять ту или иную функцию или совмещать несколько функций. Предприятия общественного питания Пища для человека это его здоровье его работоспособность его настроение. Грамотное и умеренное питание основа здоровья человека и часть культуры питания. С течением времени развивалась не только культура питания но и предприятия...
17436. РОЛЬ КРЕДИТА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.77 MB
  Всем известно о том что таковым отношением как бы является кредит. Само - собой разумеется кредит берут не потому что заемщик беден а для того что у него в силу объективности кругооборота и оборота капитала полностью недостает собственных ресурсов потому что их нерационально также накапливать про запас все они время в общем то находятся в движении в обороте. Было бы плохо если бы мы не отметили то что первым различием кредитных отношений как всем известно от валютных является различие состава участников. Ни для кого не секрет...
5750. Финансовая (бухгалтерская) отчетность в условиях формирования глобальной рыночной экономики 36.44 KB
  Основные характеристики финансовой бухгалтерской отчетности. Определение понятия финансовой отчетности. Необходимость международной гармонизации финансовой бухгалтерской отчетности. Регулирование финансового учета и отчетности и интеграция России в международное экономическое пространство.
19764. Финансовая устойчивость как условие функционирования предприятия в условиях рыночной экономики 209.69 KB
  Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет
18238. Разработка теории индивидуальных договоров о труде при расширении сферы действия трудового права в условиях рыночной экономики 78.57 KB
  Справедливость этих слов вытекает из самого существа Конституции Республики Казахстан провозгласившей высшими ценностями государства человека его жизнь права и свободы. На данном этапе в условиях экономической нестабильности когда единственным источником существования для многих людей стал их собственный труд наиболее остро встала проблема обеспечения прав и свобод человека среди которых особую актуальность приобрели социальные права. Вопросы защиты человека со стороны государства обострились многие явления непосредственно...
21142. Специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики 216.63 KB
  В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены особенности налоговой системы Беларуси; проведен анализ субъектов и объектов налоговых отношений; описаны направления совершенствования механизма взимания налогов и сборов.
7125. Предприятие – основное звено экономики 16.68 KB
  Предприятие – основное звено экономики. Место предприятия в экономической системе В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект использующий материальные и информационные ресурсы...
4595. Финансовая система современной рыночной экономики 105.81 KB
  Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения
17047. Приоритеты государственной политики занятости в условиях глобализации экономики 29.91 KB
  Тем самым актуализируется важность эффективной государственной политики занятости ГПЗ. В узком понимании политика занятости направлена на максимальное вовлечение экономически активного населения в трудовую деятельность. В широком понимании политика занятости представляет собой относительно самостоятельную часть социально-экономической политики направленную на: расширение возможностей занятости посредством содействия созданию достойных рабочих мест; формирование рабочей силы определенного качества в соответствии с требованиями и...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.