ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

2015-10-19

44.64 KB

7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ОГЛАВЛЕНИЕ

[2]
ВВЕДЕНИЕ

[3]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

[3.1] 1.1 Значение и задачи малого предприятия

[3.2] 1.2 Основные преимущества и недостатки предприятий принадлежности к малому бизнесу

[4]
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

[4.1] 2.1 Финансовая политика предприятия и ее влияние на экономические результаты деятельности субъектов малого предпринимательства

[4.2] 2.2 Организация финансовых ресурсов малых предприятий

[5]
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА

[5.1] 3.1 Оценка и прогноз организации финансов малого бизнеса

[5.2] 3.2 Особенности налогообложения малого бизнеса

[6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[7] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. В современных условиях осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

В данной работе дается характеристика сущности и организации финансов малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Изучению проблем финансирования субъектов малого бизнеса посвящены труды российских ученых: А.В.Бусыгина, О.В.Гончарук, В.Я. Горфинкель, В.В.Иванова, A.M.Игнатьева, А.Б.Крутик, М.Г.Лапуста, М.Г.Муравьева, В.В.Радаева, В.Е.Савченко, Я.В.Соколова, В.А.Швандара и др.

Предметом курсовой работы, является изучение организации финансов предприятий малого бизнеса.

Объектом – финансы предприятий малого бизнеса.

Цель курсовой работы - провести анализ организации финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

  •  рассмотреть теоретические основы организации малого бизнеса;
  •  проанализировать особенности организации финансов малого бизнеса;
  •  сформулировать перспективы развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе.

Теоретическую и методологическую основы курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории управления финансами, методам анализа финансового положения и финансовых результатов деятельности организаций, особенностям и закономерностям развития малых организаций, а также законодательные и нормативные акты.

Информационную базу составили: законодательные акты Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, официальные данные и отчеты Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, аналитические данные Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Федеральной службы государственной статистики России (Росстат), Национального института системных исследований проблем предпринимательства, данные публичной отчетности  малых организаций.

Использованы общенаучные методы анализа и экономико-математического моделирования: сравнение, группировка, классификация, синтез, корреляционно-регрессионный анализ, методы экспертных оценок, системный подход, выразившийся в усовершенствовании понятийного аппарата, выявлении и методическом обеспечении взаимосвязей и взаимозависимостей различных факторов.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Значение и задачи малого предприятия

Малое предпринимательство (или иначе его называют малым бизнесом) является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Он имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. Кроме того, надо сказать о том, что малое предпринимательство выполняет ряд важным социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее.

Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значение малого предпринимательства для экономики России, необходимо для начала определить, что скрывается за самим понятием «малый бизнес».

Достаточно сложно на самом деле дать определение малому бизнесу. Зачастую таким термином называют небольшие по размеру розничные магазины, часто это относят к ресторанам и к подобным организациям, в то время как крупным бизнесом часто называют такие крупнейшие компании (часто ТНК), как, например, «Газпром», «МегаФон», «ЛУКОЙЛ». При этом достаточно большое количество предприятий и организаций не поддаются отнесению к подобным крайностям. Для того, чтобы отнести предприятие к малому бизнесу, или же к крупным предприятиям, используются различные критерии предельной величины предприятия. Надо заметить также, что выделяют также промежуточное положение предприятий - «средние предприятия». Существует ряд распространенных общепринятых критериев.

В Соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отнесение субъектов к предприятиям малого бизнеса производится в соответствии с рядом критериев:

1. Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов [1];

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и предпринимательства:

а) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек включительно.

Средняя численность работников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в  том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам  или  по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.

3. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101:

  •  микропредприятия - 60 млн. руб.;
  •  малые предприятия - 400 млн. руб [2].

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Существует так называемая «комиссия Бoултона», в которой выделено три главных признака предприятий малого бизнеса, по которым абсолютно точно предприятие можно описать как «малое» [4, с. 5]:

  •  небольшой рынок сбыта, который не позволяет организации оказать существенное влияние на цену или же объем реализуемого им товара;
  •  правовая независимость – управление малым предприятием осуществляется не через систему формализованной управленческой структуры, непосредственно собственником или же сoбственниками-пaртнерами, которые самостоятельно контролируют свое дело;
  •  управление предприятием, которое предполагает, что владелец или владельцы-партнеры сами принимают участие во всех аспектах управления предприятием малого бизнеса, и что он (они) свободны от внешнего давления.

1.2 Основные преимущества и недостатки предприятий принадлежности к малому бизнесу

Итак, выше были описаны основные признаки, по которым можно определить предприятие как малое. Однако наиболее целесообразным будет рассмотреть также, какие основные преимущества характеризуют малый бизнес.

К основным преимуществам малого бизнеса можно отнести следующие [6, с.75]:

  1.  близость к клиенту. В отличие от предприятий крупного бизнеса малые предприятия практически всегда находятся в тесном контакте с клиентом, почти в повседневном. Это отлично позволяет данным предприятиям наиболее быстро адаптироваться и проявлять гибкость в зависимости от желаний клиентов, и, как результат, они могут добиться того, что именно их продукции потребитель в итоге отдаст свое предпочтение:
  2.  способность постоянно изменяться и адаптироваться. Предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления своей деятельности приходится постоянно «бороться за выживание», так как велика вероятность вытеснения со стороны крупных и средних предприятия. Помимо этого, они сильно зависят от своей клиентуры и поставщиков, так что они вынуждены постоянно искать различные новые способы снижения издержек;
  3.  низкие накладные расходы. Является фактом то, что в традиционной организации в процессе ее расширения круг управленческих задач, которые необходимо решать в кратчайшие сроки, постоянно увеличивается. Вместе с этим наблюдается и рост удельных накладных расходов на все время увеличивающийся аппарат администрации. Небольшие компании, которые лишены внутренней бюрократии, могут держать эти расходы на относительно низком уровне;
  4.  использование «малых ниш». В процессе насыщения рынков сбыта все более растет необходимость поиска новых товарных ниш. В сравнении с крупными предприятиями, которые в основном гонятся за увеличением масштаба деятельности, мелкие предприятия наоборот видят необходимость в поиске микрониш. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, они нередко в качестве результата деятельности получают расширение ниши, которая с течением времени может стать новым, крупным источником дохода;
  5.  инновационный потенциал. Как было отмечено выше, предприятия малого бизнеса имеют необходимость постоянно адаптироваться к изменениям в бизнес-среде, в технологиях производства, а также в потребностях покупателей. Более того, мелкими организациями зачастую руководят предприниматели, которые являются новаторами в своей сфере, которые вполне готовы к риске, если это обеспечит им рост прибыли и эффективности работы организации;
  6.  возможность объединять усилия. Для того, чтобы предприятия малого бизнеса были способны оказать сопротивление своих крупных и средним конкурентам, целесообразно для них образовывать различного рода объединения как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Рассмотрим подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства, в частности России [7, с 140]:

  1.  Малый бизнес – важный сектор экономики.

Малые предприятия гораздо более легко переносят изменения внешней среды. Когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно предприятия малого бизнеса смогли обеспечить России возможность подстроиться под новую рыночную конъюнктуру. Это демонстрирует гибкость и большую мобильность малого бизнеса, а также то, что они могут значительно помочь в укреплении рыночной экономики.

  1.  Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.

Малый бизнес принимает большое участие в формировании бюджетов на всех уровнях. Они совершают отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных организаций, также малый бизнес играет большую роль в формировании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения. Также малые предприятия оказывают помощь в сборе налогов с физических лиц.

  1.  Социально-экономическая роль малого бизнеса.

Малый бизнес оказывает огромное влияние в сфере создания рабочих мест для населения, то есть данные предприятия повышают уровень занятости населения, уменьшая при этом, соответственно, уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает сравнительно небольшое количество человек, что способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе, чего нельзя сказать о крупных и средних предприятиях. Это оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, ввиду чего улучшаются показатели эффективности деятельности организации. Кроме того, стоит заметить, что часто малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения, куда включены молодежь, женщины, иммигранты и т.д.

Однако для характеристики малых предприятий недостаточно рассмотреть лишь их преимущества, так как наряду с ними существует также ряд принципиальных проблем.

Главная проблема, которая характеризует малый бизнес, представляется очевидной – необходим постоянный поиск инвестиций для того, чтобы организовать собственное дело. Необходимо в этом случае указать, каковы же причины постоянной нехватки денежных средств[15]:

  •  Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Государство, конечно оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, однако государственные структуры, у которых имеются на это необходимые средства, скорее вложат их в предприятия, которые являются лидерами на рынках. Как можно догадаться, чаще всего ими оказываются отнюдь не малые предприятия, а крупные организации. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов.
  •  Кредиты также малодоступны. Ввиду того, что у начинающих предпринимателей в большинстве случаем не имеется имущества, которым можно было бы обеспечить кредиты, банки не имеют достаточного стимула кредитовать такие предприятия, даже при условии проводимых государством соответствующих программ.
  •  Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для большинства начинающих бизнесменов.

Таким образом, рассмотрев основные преимущества и проблемы малого бизнеса, оценим эффективность деятельности малых предприятий в экономике России.

Начало реформ 90-х годов в России ознаменовалось большим притоком людей в малый бизнес. Достаточно сказать, что к 1995 году почти 60% всех российских частных предприятий были малыми. Последовавший после этого кризис 1998 года, однако, пришелся тяжелым ударом по малому бизнесу. Лишь к началу 2000 года число малых предприятий вновь составило 891 000, приблизившись к отметке 1994 года (общее число постоянно работающих на малых предприятиях на тот момент равнялось 10% от общего числа Работающих в российских организациях). [17]

Также значение малого бизнеса для экономики России можно охарактеризовать с помощью основных экономических показателей деятельности малых предприятий (Таблица 1).

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в России за 2012-2014 гг.

 

Малые предприятия

всего

В том числе микропредприятия

2012

2013

2014

2012

2013

2014

Численность предприятий (на конец года),тыс.

1644,3

1836,4

2003,0

1415,2

1593,8

1760,0

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

9790,2

10421,9

10755,7

3320,0

3864,4

4248,9

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек

456

745,5

639,6

210

400,0

363,8

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданского характера, тыс. чел.

217

313,0

288,6

76

90,1

86,9

Продолжение таблицы 1

Среднемесячная заработная плата работников, руб.

12367

15743

16711

10612

12855

13898

Оборот предприятия, млрд. руб

18933,8

22610,2

23463,7

5609,2

7028,3

8347,4

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

431,6

521,5

149,6

157,1

Источник: Разработано автором [9]

Чтобы определить эффективность деятельности малых предприятий в экономике России необходимо также рассмотреть, какое количество из существующих предприятий является прибыльным (Таблица 2).

Таблица 2 – Удельный вес прибыльных и убыточных предприятий в общем числе малых предприятий в России за 2012-2014 гг.

Год

Малые предприятия

Микропредприятия

 Прибыльные

Убыточные

Прибыльные

Убыточные

2012

79,3

20,7

79,8

20,2

2013

81,3

18,7

81,5

18,5

2014

82,3

17,7

82,4

17,6

Источник: Разработано автором [9]

Итак, основываясь на данных таблиц можно сделать вывод, что практически по всем указанным показателям наблюдается тенденция к увеличению. Исключение составляет средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Так, Средняя численность внешних совместителей по малым предприятиям в 2014 в сравнении с 2013 годом уменьшилась на 14,2%. Тот же показатель по микропредприятиям составляет -9,05%. Также средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера в малых предприятиях и микропредприятиях в 2014 году по отношению в 2013 году уменьшилась на 7,8 и 3,6% соответственно. Численность малых предприятий в 2014 году по отношению к 2012 возросла на 358,7 тыс. предприятий или на 21,8%. Численность микропредприятий в 2014 году по сравнению с 2012 годом возросла на 344,8 тыс. предприятий или на 24,4%. Среднесписочная численность работников как малых, так и микропредприятий также значительно выросла. В малых предприятиях в 2014 году по сравнению с 2012 данных показатель вырос на 6,45%, а в микропредприятих – на 28%. Очень высокие темпы прироста также показывают, насколько малые предприятия выполняют одну из своих важнейших функций – содействие в обеспечении максимальной занятости населения и создания рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работников также показывает высокие темпы прироста. По малым предприятиям этот показатель в 2014 году по сравнению с 2012 вырос на 35%, а в случае микропредприятиям за тот же рассматриваемый период - на 31%. На этот показатель сильное воздействие оказывает инфляция, однако тем не менее такой сильный прирост невозможно полностью объяснить действием данного фактора. Что касается оборота предприятий, в 2014 году по сравнению с 2012 по малым предприятиям этот показатель вырос на 24,5%, а в микропредприятиях – на 48,8%. Опять же необходимо указать, что на этот показатель во многом оказывает влияние инфляция, однако такой прирост безусловно говорит о расширении деятельности предприятий малого бизнеса. Вся указанная выше динамика основных показателей деятельности малый предприятий безусловно отражает возрастающую роль малого бизнеса в экономике России, что безусловно положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции, обеспечении максимальной занятости населения. Также необходимо указать, что, поскольку малые предприятия легче переориентируются под запросы потребителей, можно сказать, что степень удовлетворенности покупателей безусловно возрастет.

Также основываясь на данных об удельном весе прибыльных и убыточных предприятий малого бизнеса можно сказать, что количество прибыльных предприятий растет и в 2014 году по сравнению с 2012 годом количество прибыльных малых и микропредприятий возросло на 3 и на 2,6% соответственно. Это говорит о возрастании эффективности деятельности малого бизнеса в экономике России. Однако это происходит недостаточно быстрыми темпами и можно сказать, что доля убыточных предприятий все еще остается относительно большой. Государству необходимо обратить внимание на данную ситуации, чтобы с помощью различных программ поддержки предприятий малого бизнеса попытаться ликвидировать существующую проблемы. Тем не менее, положительная динамика в отношении убыточности предприятий безусловно создает некую уверенность в будущей деятельности предприятий малого бизнеса.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Финансовая политика предприятия и ее влияние на экономические результаты деятельности субъектов малого предпринимательства

Повышение эффективности производства является одной из основных задач для российских предприятий. [8, с. 29] Особенно если это касается малого бизнеса. Основной причиной тому служит усиление конкуренции на российских рынках.

Есть много способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые позволяют предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии помогут более чётко определить основные направления развития. Она является наиболее важным составным элементом общей политики развития предприятия, включающая в свою очередь в себя инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. [1,5,6]

На многих предприятиях в настоящее время финансовые ресурсы расходуются стихийно, по мере возникновения задолженностей, например.  Таким организациям необходима разработка финансовой политики, поскольку её основой является чёткое определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Причём результативность финансовой политики предприятия тем выше, чем больше она учитывает потребности общества, для которого предприятие производит продукцию (выполняет работы, оказывает услуги), его конкретно-исторические условия развития и особенности жизни, интересы персонала, а также все тонкости финансовых инструментов. И чем более предсказуемыми становятся внешние условия, тем вернее будет финансовая политика для предприятия [16].

В период экономического кризиса существенное значение приобретает укрепление партнерских отношений, взаимовыгодное сотрудничество, поддержка друг друга, в конце концов. Это просто необходимо для обеспечения финансовой устойчивости предприятия, его развития.

Действительно, сильный бренд, финансовая и имиджевая поддержка собственников бизнеса, корпоративный дух могут облегчить жизнь в кризис. Но не менее важно, чтобы сотрудники предприятий не только брали, но и отдавали предприятию по максимуму [17]. Поэтому в сложившейся ситуации также и изменение психологии, мотивации частного бизнеса становится в один ряд к наиважнейшим задачам.

В настоящее время, говоря о финансовой политике, подразумевают всё чаще крупные предприятия. Так, информации относительно финансовой политики предприятий встречается в средствах массовой информации достаточно часто, но повествуют они чаще всего о финансовой политике крупных предприятий. Считается, что данный термин применим к сферам, которые требуют больших материальных вложений, например, страховая деятельность, банковское дело, добыча полезных ископаемых, машиностроение, что объясняется отсутствием у большинства людей понимания финансовой политики, её значения и важности для других, даже малых предприятий.

Проблемы с эффективностью управления бывают в любой организации, будь то производственное или торговое предприятие, холдинг или небольшая фирма. Да, конечно, чем сложнее технологическая цепочка, чем крупнее предприятие и чем больше в нём подразделений и филиалов, тем больший ущерб оно может понести, не имея, либо до конца, не реализуя грамотно разработанную финансовую политику.

Но и малые предприятия рискуют! Возможно ещё и сильнее, поскольку череда неверных решений, либо одна серьёзная ошибка грозит им и вовсе банкротством. Все мы понимаем, что малое предпринимательство является одним из формообразующих элементов экономики любой страны.

В настоящее время малое предпринимательство относится к числу важнейших направлений экономического развития. Вместе с тем, малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития.

Как показывает практика, слабость малого бизнеса в России состоит вовсе не в недостаточном количестве таких предприятий. В исследовании компании KPMG, которое было подготовлено для Минэкономразвития, приводится следующий количественный показатель: 33 малых и средних предприятия на тысячу жителей, что вполне на уровне развитых стран.

Проблема находится в эффективности предприятий малого и среднего бизнеса, которая очень низка, при этом сам указанный сектор на 87% состоит из микропредприятий и лишь на 0,7% — из средних, тогда как в развитых странах 4,1% составляет доля среднего бизнеса.

Согласно данному исследованию присутствует в России общий негативный тренд: оборот и прибыльность малых предприятий снизились за последние пять лет в среднем на 6%. Так доля малого бизнеса в ВВП нашей страны по данным «Бизнес журнала» составляет 21%, в то время как в развитых странах этот показатель более чем в два раза больше, а именно: более 40%.

Главной причиной сокращения выручки у малых предприятий в России видится низкий уровень финансовой обеспеченности большинства их них. Он, в свою очередь, формируется вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы.  Так с 1 января 2010 года произошла замена ЕСН со ставкой 26% страховыми взносами общим размером 34%. Эта реформа увеличила налоговую нагрузку на все категории зарплат. Однако это увеличение явилось неравномерным, поскольку сильнее всего фискальное бремя сказалось на средних зарплатах, а также на начислениях любого размера занятым в малом бизнесе. Существенное усиление нагрузки на средние заработные платы привело к тому, что большая их часть вновь ушла «в тень». В связи с чем Правительство РФ с 01.01.2012 г. было вынуждено уменьшить размер страховых взносов до 30%.

Аналогичная ситуация получилась при увеличении фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Так, после двукратного повышения ставки страховых взносов, каждый восьмой предприниматель (полмиллиона из четырёх миллионов) прекратил свою деятельность.

Также на развитие малого бизнеса в сфере материального производства негативно воздействуют нехватка специализированного оборудования, неразвитость производственной инфраструктуры, слабость информационной базы.

Поэтому необходимо построить эффективную систему управления финансами, направленную на достижение стратегических и тактических задач предприятия. Таким образом, чтобы малым предприятиям быть финансово устойчивыми и независимыми, принимать эффективное участие в рыночных процессах, им необходима грамотно разработанная финансовая политика.

Разработанная финансовая политика (включающая в себя элементы учетной, кредитной и инвестиционной политики, анализа финансового состояния и пр.) позволяет предприятию постигнуть намеченной цели с наименьшими затратами.

Эффективная финансовая политика, внедрённая на малом предприятии, во-первых, кардинально облегчает его руководству планирование и координацию деятельности персонала, что позволяет переключить ресурсы руководства на стратегическое и тактическое планирование; во-вторых, она делает прозрачными все мероприятия отделов и расходуемые ими ресурсы, что существенно повышает эффективность этих мероприятий.

Указанные процессы позволяют, в свою очередь, предприятию быть финансово устойчивым и независимым, принимать эффективное участие на рынке.

2.2 Организация финансовых ресурсов малых предприятий

Финансовые ресурсы малого предприятия предназначены для обеспечения финансирования текущих затрат, затрат, связанных с его развитием и выполнением финансовых обязательств. Формирование финансовых ресурсов происходит как за счет собственных денежных доходов, так и за счет доходов из внешних источников.

При этом основой финансовых ресурсов предприятия является капитал как авансированная его часть собственником предприятия для обеспечения права его деятельности и получения дохода. В этом ключе капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. Собственные финансовые ресурсы формируются также за счет доходов и прибыли от основной и прочей деятельности, выручки от реализации товаров, работ, услуг, от реализации имущества предприятия, амортизационных отчислений. Прибыль и амортизационные отчисления являются главными внутренними источниками финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства, а также решения социальных задач.

Внешними источниками формирования финансовых ресурсов малого предприятия могут служить заемные, поступающие в порядке перераспределения, бюджетные ассигнования, а также собственные – мобилизуемые за счет операций с ценными бумагами (акции, облигации и пр.) на фондовом рынке или за счет привлечения дополнительного капитала в целях увеличения уставного капитала.

Средствами, поступающими в порядке перераспределения, могут служить страховые возмещения по наступившим страховым случаям, финансовые поступления от отраслевых союзов, ассоциаций и пр.

Бюджетные ассигнования выделяются малым предприятиям, как правило, для финансирования государственных заказов, целевых инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки малых предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение. Эти ассигнования могут выделяться как на безвозвратной, так и возвратной основе, платной или бесплатной.

Малые предприятия используют финансовые ресурсы в своей хозяйственной деятельности, которые находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия.

Формирование денежных фондов малого предприятия является важнейшей стороной его деятельности с момента его создания и в течение всего его жизненного цикла. В соответствии с законодательством предприятие создает свой уставный капитал (по своей сути фонд), определяющий минимальный размер имущества предприятия и гарантирующий его платежеспособность по отношению к кредиторам. Уставный капитал является первоначальным источником формирования основного и оборотного капитала, который используется на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств.

Уставный капитал нормально функционирующего малого предприятия является частью его собственного капитала, в состав которого могут входить добавочный капитал, нераспределенная прибыль, резервный капитал и специальные фонды, так называемый переменный капитал.

Добавочный капитал может создаваться за счет прироста стоимости основных фондов в результате его переоценки; эмиссионного дохода (результата продажи ценных бумаг на фондовом рынке); безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели и некоторых других поступлений. Добавочный капитал может использоваться на увеличение уставного капитала, на погашение убытков по результатам хозяйственной деятельности предприятия.

Нераспределенная прибыль образуется после обязательных налоговых платежей и остается в распоряжении предприятия. Из нее формируются: резервный фонд и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления. Наличие резервного фонда является важнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия, поскольку он предназначен, главным образом, для покрытия убытков малого предприятия, а в отдельных случаях (если малое предприятие выплачивает дивиденды, а прибыли на эти цели недостаточно) выплаты дивидендов. Если малое предприятие развилось и сформировалось как акционерное общество, резервный фонд может использоваться как резервный фонд под обесценение вложений в ценные бумаги, для погашения облигаций и выкупа акций.

Специальные фонды формируются в целях развития и расширения производства, а также на социальные нужды. Формирование и использование фонда накопления связано с развитием основного производства и финансовыми вложениями в целях извлечения прибыли.

Фонд потребления – формируется и направляется на финансирование гаммы социальных нужд, в том числе на финансирование социальных объектов непроизводственной сферы, вознаграждений и выплат, поощрений, оплаты мероприятий, направленных на оздоровление и отдых работников, выплат компенсационного характера и др. аналогичных целей.

Амортизационный фонд – формируется и используется для финансирования простого и, в определенной мере, расширенного воспроизводства основных фондов.

Валютный фонд – образуется на предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и получающих валютную выручку.

Образование и использование денежных фондов регулируется нормативными и законодательными актами РФ, а внутри предприятий учредительными документами.

Организация финансов предприятий малого бизнеса строится на основе главного принципа рыночной экономики – принципа заинтересованности в результатах предпринимательской деятельности, а именно извлечении прибыли. Важность реализации этого принципа обусловлена взаимными интересами как собственников и работников предприятия, так и государства в целом. Рост прибыли и рентабельности непосредственно на предприятии обеспечивает оплату труда и других стимулирующих выплат его работникам, получение дивидендов собственникам, реализацию налоговой политики государства. При этом принцип заинтересованности продиктован адекватными интересами как предприятий, так и государства в результатах их финансовой деятельности.

Принцип заинтересованности в результатах предпринимательской деятельности базируется на таком принципе финансовой организации малого предпринимательства, как хозяйственная самостоятельность, в соответствии с которым предприятие самостоятельно определяет и осуществляет свою экономическую деятельность. При этом малое предприятие имеет существенные права в области коммерческой деятельности, инвестиций, реализации кредитной политики, поиска сфер вложения капитала, маркетинговых исследований, рекламы и др. сфер финансовой деятельности. Безусловно речь не идет о полной хозяйственной самостоятельности, поскольку ряд сторон деятельности предприятий регламентирован законодательными актами государственных органов, в том числе взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, нормативами финансовых расчетов, кредитной и амортизационной политикой государства и др.

Следующим важным принципом организации финансов малого предпринимательства является принцип самофинансирования, который характеризует полную окупаемость затрат на производство товаров, работ и услуг, инвестирование развития своего производства за счет собственных средств, а также при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа на условиях оптимального соотношения собственных и заемных средств – одно из основных условий предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики и конкуренции.

Организация финансов малого бизнеса предусматривает также реализацию принципа материальной ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы осуществления этого принципа опосредствуются через систему штрафов, пени, неустоек для предприятий за нарушения договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства, возврата долгов и пр., вплоть до применения процедуры банкротства. К отдельным работникам предприятия применяется система штрафов, лишения премий, льгот и пр. в случаях допущения брака, нарушения трудовой дисциплины и других норм производственного регламента.

Предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с рисками. Нестабильность хозяйственного механизма в государстве, связанная с внутренними и внешними обстоятельствами, конкуренция, обусловливают также при организации финансов предприятия реализацию принципа обеспечения финансовых резервов. Финансовые резервы необходимы для компенсации риска потерь, связанных с возможными колебаниями конъюнктуры рынка, просчетов в осуществлении производственных программ, инфляцией, чрезвычайными обстоятельствами.


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА

3.1 Оценка и прогноз организации финансов малого бизнеса

Геополитические события последних лет, введение санкций, снижение курса рубля, рост инфляции и многие другие негативные явления в экономике России заставляют малый бизнес ориентироваться на производство необходимого продукта, работы, услуги в соответствии с веяниями времени. Экспортно-ориентированные товары, товары импортозамещающие приобретают в условиях кризиса особое значение и роль не только в российской экономике, но и в экономике регионов.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты- Мансийском автономном округе, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Поддерживая развитие предпринимательства, государство формирует средний класс собственников, на основе бизнеса которых создается устойчивость экономики в целом, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества жизни населения всего региона.

Существует ряд проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого и инновационного малого бизнеса в ключевых отраслях региональной экономики. Современный малый бизнес в автономном округе активно проявляется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и только отчасти в промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний и агросервисе его присутствие незначительно.

Предприятия малого бизнеса, оказывающие интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики автономного округа, а именно: проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов, занимают небольшую, около 3% долю в общем объеме производимого продукта и нуждаются в дополнительной государственной поддержке.

Эффективное использование имеющихся возможностей государственной поддержки обеспечит качественное развитие предприятий малого и среднего бизнеса, признание его одним из основных инструментов внедрения и распространения новых технологий, что будет способствовать обеспечению оптимальной структуры, гибкости, устойчивости региональной экономики в целом, роста доходов и качества жизни населения.

Таблица 3Прогноз развития малого предпринимательства

Показатели

2014

год

прогноз

2015 год

2016 год

2017 год

вариант

вариант

вариант

первый

второй

первый

второй

первый

второй

Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), единиц

24200

24554

24602

25081

25203

25554

25603

Изменение (+, -)

334

402

881

1003

1354

1403

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) тыс. человек

138,80

142,93

143,20

151,71

153,30

153,50

154,90

Изменение (+, -)

4,13

4,4

12,91

14,7

14,7

16,1

Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд.рублей

454,60

497,99

501,70

536,57

546,30

561,68

573,60

Изменение (+, -)

43,39

47,1

81,97

91,7

107,08

119,0

Прогноз развития малого бизнеса на среднесрочную перспективу до 2017 года, определенный в программных документах Правительства Ханты-Мансийского автономного округа предполагает развитие предприятий равномерными темпами. Перспективы развития малого и среднего бизнеса включая микропредприятия были спрогнозированы с учетом кризисных явлений в экономике автономного округа по двум вариантам - пессимистическому и оптимистическому. Изменение количества малых и средних предприятий, включая микропредприятия к 2017 году, достигнет 25603 предприятий или увеличение на 1403 предприятия или на 57,9% по оптимистическим прогнозам. Увеличение среднесписочной численности работников малых и средних до 154900 человек к 2017 году или на 16100 человек, что составляет практически 11,7%, в то время как оборот предприятий малого и среднего бизнеса, включая микропредприятия увеличится на 573,6 млрд. рублей. Увеличение составит 119 млрд. руб. или 26,2%. Эффективность прогнозных показателей значительна, поскольку в расчете на одно предприятие планируется получить в 2015 году - 20,39 млн. руб., к 2016 году оборот в расчете на одно предприятие достигнет - 21,68 млн. руб. и к 2017 году прогноз по обороту предприятий составит свыше 22,4 млн. руб. на одно предприятие.

В автономном округе государственная поддержка развития малого предпринимательства подразделена на четыре основных вида: имущественная, образовательная, консультационная, финансовая. Указанные меры позволяют поддерживать проекты и предпринимательскую деятельность на всех стадиях от идеи до конечного продукта, вместе с тем, любая предпринимательская деятельность напрямую связана с платежеспособным спросом со стороны населения, которое является потребителем товаров, работ, услуг.

В этом смысле снижение темпов роста базовых показателей развития региональной экономики за последний период: увеличение инфляции, повышение курса доллара по отношению к рублю, снижение цен на нефть на мировых рынках, скачущий характер процесса ценообразования на товары потребительского рынка усиливает риск падения платежеспособного спроса населения и сокращения деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства.

3.2 Особенности налогообложения малого бизнеса

На сегодняшний день для субъектов малого предпринимательства в России разработана два основных вида налога: упрощенная система и вменный налог.

Субъекты малого бизнеса могут перейти на упрощенную систему налогообложения для экономии на налогах и трудозатратах.

Режим применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности был установлен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222- ФЗ, а с 1 января 2003 года его применение осуществляется в соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового Кодекса РФ. С тех пор контролирующими органами были утверждены документы, регламентирующие применение данного вида налогообложения (такие как формы декларации, инструкции и др.).

В соответствии с вышеперечисленными нормативными актами под упрощенную систему "подпадают" ИП и организации, средняя численность работников которых не превышает 100 человек, а доход в течение года составляет не более 15 миллионов рублей. С 1 января 2010 года до 1 января 2013 года предусмотрено увеличение до 60 млн. руб. величины предельного размера доходов налогоплательщика (Федеральный закон № 204-ФЗ от 19.07.2009г.)

Существуют и другие критерии. Так, организации не должны иметь филиалы и (или) представительства, а доля участия в фирме других организаций не должна превышать 25%.

Как известно, существует 2 вида объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения:

  1.  доходы, ставка 6%.

Налог в данном случае уплачивается с полученных доходов предприятия.

  1.  доходы — расходы, ставка 15%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков. Например, в Тюменской области действует ставка 5%, а в Московской области - 10 %.

При применении объекта налогообложения «доходы минус расходы» налог уплачивается с суммы налогооблагаемой базы.

При применении объекта налогообложения «доходы» или «доходы - расходы» юридические лица и ИП могут сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, но не более чем на 50% .

Кратко описав упрощенную систему налогообложения, давайте разберемся с ее преимуществами:

  1.  налогоплательщик может сам добровольно принять решение о переходе на УСН;
  2.  экономия на налогах (налогоплательщики- «упрощенцы» платят единый налог вместо налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС);
  3.  "упрощенец" ведет более простой и менее объемный налоговый учет по единому налогу;
  4.   объем отчетности "упрощенца" значительно меньше, чем у субъекта, применяющего обычную систему налогообложения (вместо четырех налоговых деклараций только одна, организациями не представляется финансовая отчетность);
  5.  при переходе на УСН, налогоплательщик имеет возможность выбрать объект налогообложения (либо «доходы», либо «доходы минус расходы»);
  6.  сравнительно небольшие ставки единого налога.

Разобравшись с преимуществами УСН, перечислим ее недостатки:

  1.  потеря покупателей (крупные фирмы не хотят работать с «упрощенцами» из-за невозможности принять к вычету НДС). Чтобы не потерять покупателей, малый бизнес, несмотря на то, что он может применять УСН и будет переплачивать налоги в бюджет, выбирают общий режим налогообложения;
  2.  ограничен круг субъектов, имеющих право применять УСН;
  3.  перечень расходов, которые можно учесть при расчете налоговой базы при УСН, является закрытым по сравнению с общим режимом налогообложения. Это явный минус, поскольку при обычной системе налогообложения затраты можно учесть в составе расходов, если будет доказано, что они экономически оправданны. И хотя с 1 января 2006 г. список расходов при "упрощенке" расширен, что позволяет большинству "упрощенцев" признать все затраты при расчете налоговой базы, часть расходов все равно учесть нельзя;
  4.  необходимость уплаты минимального налога при убыточной деятельности. Если по итогам года сумма исчисленного годового налога при объекте налогообложения "доходы минус расходы" получится меньше суммы минимального налога, который составляет 1% от полученных доходов, то должен быть уплачен этот минимальный налог. (То есть, не платить налог при маленькой прибыли либо при убытке не получится);
  5.  много неопределенности в тексте закона, что приводит к вольному толкованию текста со стороны фискальных органов.

Перечисленные факты выявляют значительное ослабление налоговой нагрузки на малый бизнес и дают возможность привлечения внешнего специалиста для ведения бухгалтерского учета, что опять-таки увеличивает расходы бизнеса (зачастую предприниматель просто собирает всю документацию за определенный период и передает ее для оформления декларации и расчета налога). А саму отчетность вполне можно отправить по почте, без длительного ожидания в очередях налоговой инспекции.

Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения не только дает возможность «сэкономить» на налоговых платежах, а значит, пустить средства "в оборот", но и высвобождает время предпринимателя для решения задач по развитию бизнеса.

В малом бизнесе существует еще один специальный налоговый режим - единый налог на вмененный доход. Режим применения единого налога на вмененный доход осуществляется в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (ЕНВД) и законами субъектов РФ. В отличие от УСН налогоплательщик не может использовать ЕНВД по желанию, немного поясним, если налогоплательщик выбрал вид деятельности, попадающий в перечень видов деятельности, облагаемые ЕНВД, и не нарушает требования, установленные п. 2.2 ст. 346.26, то другой специальный налоговый режим он не может применять.

Налог уплачивается не с «доходов» или «доходы минус расходы», т. к. определить выручку и расходы на ЕНВД достаточно сложно, а с базовой доходности корректирующей на величину физического показателя и коэффициентов К1 и К2. В конце отчетного периода налогоплательщик имеет право сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, но не более чем на 50 % .

Перечисленные выше налоги являются наиболее сложными для применения, определяют основную налоговую нагрузку, и по ним требуется ведение сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена уплаты этих налогов уплатой единого налога составляет суть ЕНВД.

Следствием замены целого ряда налогов одним является экономия времени по заполнению соответствующих деклараций, а также значительное сокращение документооборота, упрощение порядка ведения бухгалтерского и налогового учета.

Однако, это преимущество уплаты одного налога вместо четырех превращается и в недостаток, когда речь заходит о предприятиях, которые вынуждены совмещать ЕНВД с общим режимом налогообложения или с упрощенной системой налогообложения. Так, у многопрофильных организаций увеличивается число уплачиваемых налогов, и они должны организовать ведение раздельного учета, что означает необходимость дополнительных трудозатрат и, в большинстве случаев, ведение более детального аналитического учета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы, выявлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Существует так называемая «комиссия Бoултона», в которой выделено три главных признака предприятий малого бизнеса, по которым абсолютно точно предприятие можно описать как «малое»:

  •  небольшой рынок сбыта, который не позволяет организации оказать существенное влияние на цену или же объем реализуемого им товара;
  •  правовая независимость – управление малым предприятием осуществляется не через систему формализованной управленческой структуры, непосредственно собственником или же собственниками-партнёрами, которые самостоятельно контролируют свое дело;
  •  управление предприятием, которое предполагает, что владелец или владельцы-партнеры сами принимают участие во всех аспектах управления предприятием малого бизнеса, и что он (они) свободны от внешнего давления.

В настоящее время малое предпринимательство относится к числу важнейших направлений экономического развития. Вместе с тем, малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития.

Как показывает практика, слабость малого бизнеса в России состоит вовсе не в недостаточном количестве таких предприятий. В исследовании компании KPMG, которое было подготовлено для Минэкономразвития, приводится следующий количественный показатель: 33 малых и средних предприятия на тысячу жителей, что вполне на уровне развитых стран.

Проблема находится в эффективности предприятий малого и среднего бизнеса, которая очень низка, при этом сам указанный сектор на 87% состоит из микропредприятий и лишь на 0,7% — из средних, тогда как в развитых странах 4,1% составляет доля среднего бизнеса.

Согласно данному исследованию присутствует в России общий негативный тренд: оборот и прибыльность малых предприятий снизились за последние пять лет в среднем на 6%. Так доля малого бизнеса в ВВП нашей страны по данным «Бизнес журнала» составляет 21%, в то время как в развитых странах этот показатель более чем в два раза больше, а именно: более 40%.

Главной причиной сокращения выручки у малых предприятий в России видится низкий уровень финансовой обеспеченности большинства их них. Он, в свою очередь, формируется вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы.  Так с 1 января 2010 года произошла замена ЕСН со ставкой 26% страховыми взносами общим размером 34%. Эта реформа увеличила налоговую нагрузку на все категории зарплат. Однако это увеличение явилось неравномерным, поскольку сильнее всего фискальное бремя сказалось на средних зарплатах, а также на начислениях любого размера занятым в малом бизнесе. Существенное усиление нагрузки на средние заработные платы привело к тому, что большая их часть вновь ушла «в тень». В связи с чем Правительство РФ с 01.01.2012 г. было вынуждено уменьшить размер страховых взносов до 30%.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты- Мансийском автономном округе, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Поддерживая развитие предпринимательства, государство формирует средний класс собственников, на основе бизнеса которых создается устойчивость экономики в целом, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества жизни населения всего региона.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: по сост. на 30 декабря 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
  2.  О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: по сост. На 6 декабря 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.  2007. № 31. Ст. 4006.
  3.  Богомолова Л.Л. Система государственной поддержки малого бизнеса. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Тенденции социально-экономического развития регионов» 12 мая 2014г., г.Уфа. - Уфа: Аэтерна, 2014. - 162 с.
  4.  Богомолова Л.Л. Экспортный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Научный журнал «Научное обозрение» № 12, 2014.
  5.  Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. – СПб: ГУАП, 2014. 185 с.
  6.  Л.А. Колесникова Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Колесникова Л.А. - Москва: «Новый Логос». 2012 г. 190 с.
  7.  Меркулов, А.Н. Франчайзинг от А до Я / А.Н. Меркулов, В.В. Фокин, С.Д. Ватутин. - М: Феникс, 2013. - 160 с.
  8.  О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
  9.  Романов А.Н. Предпринимательство: учебник. /А.Н. Романова –  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -687с.
  10.  Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. – 795 с.
  11.  Франовская Г.Н. Малый Бизнес. Учебное пособие для вузов. / Г.Н. Франковская, 2007. – 312 с.
  12.  Управление малым бизнесом [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://finlib.biz/biznes-malyiy/upravlenie-malyim-biznesom-rukovodstvo-dlya.html
  13.  Проблемы и преимущества малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness.html Дата обращения (30.10.2014)
  14.  Большие возможности малого бизнеса  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  (http://www.elitarium.ru/2008/03/19/vozmozhnosti_malogo_biznesa.html)
  15.  Малый бизнес: значение для государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.kreditbusiness.ru/role.htm
  16.  Малый бизнес в России сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness3.html Дата обращения
  17.  Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России – 2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_47/Main.htm Дата обращения



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21093. Современные проблемы малого бизнеса в Казахстане и перспективы его развития 315.04 KB
  Научно-теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в современных рыночных условиях. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Методика исследования. Оценка современного состояния малого предпринимательства в Казахстане.
5448. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 76.04 KB
  Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Число малых предприятий в РФ неуклонно увеличивается. По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России
18254. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в Республике Казахстан 80.82 KB
  Анализ эффективности функционирования и развития малого предпринимательства в Казахстане и регионах. Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Проблемы перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в Республике Казахстан. Проблемы стимулирования малого предпринимательства в казахстанской практике.
19505. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы 91.74 KB
  Специфика развития малого и среднего бизнеса в современной экономике. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса. Особенности становления малого бизнеса в Казахстане. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы.
2716. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 15.88 KB
  Уфа Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса субподряд франчайзинг венчурные контракты.
11477. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 198.74 KB
  Актуальность проблемы развития малого бизнеса заключается в большом количестве действующих малых предприятий особенно в сельском хозяйстве где возможности для их развития далеко не использованы не только в отраслевом но и по этапам производства и реализации продукции на малых агропромышленных предприятиях в научном аспекте в достаточной мере не изучены. Предпринимательство называется производственным если сам...
18380. Пути пοвышения эффективнοсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан 890.98 KB
  Эволюция развития предпринимательской деятельности. Анализ современного состояния и развития малого предпринимательства. Пути пοвышения эффективнοсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан. Мероприятия поддержки и развития малого бизнеса в Республике Казахстан.
16797. Моделирование альтернативных вариантов развития среды малого инновационного бизнеса при университете 11.57 KB
  Исследование этого влияния при помощи специалистов НИЦ ТП НИТУ МИСиС является очень важным моментом в развитии малого инновационного бизнеса МИБ так как перебираются все возможные варианты взаимодействия различных факторов инерционность их действия а также степень влияния друг на друга. Для краткости будем использовать сокращение МИБ. Далее представлена структура модели развития малого инновационного бизнеса то есть внутренняя и внешняя среда состоящие из различных факторов которые я выбрал и использовал для моделирования...
16984. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства России. Механизмы повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса России на глобальных рынках 17.04 KB
  Понимая это государственная власть в последние годы заметно улучшила свое отношение к предпринимательству: возобновилось бюджетное финансирование программ поддержки данного сектора экономики а в их рамках – реализация таких приоритетных направлений как создание бизнес-инкубаторов технопарков промышленных парков гарантийных и венчурных фондов поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий субсидирование затрат малых предприятий на оплату процентных ставок по банковским кредитам на сертификацию товаров и услуг на участие в...
2040. Рыночная концепция малого ресторанного бизнеса 20.11 KB
  Рыночная концепция малого ресторанного бизнеса Общие понятия ресторанного бизнеса Ресторанный бизнес организация такого вида обслуживания которое обеспечивает клиента едой и напитками в специально отведенном для этого месте и отвечает некоторым основным гигиеническим и законодательным требованиям. Экономической целью данного вида деятельности является получение прибыли независимо от того имеем ли мы дело с чисто ресторанным бизнесом отдельно взятые рестораны в специально отведенных местах или с ресторанами составляющими часть...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.