Методологические основы социальных технологий

Методологические основы социальных технологий. Происходящие ныне в сфере социальных технологий изменения является технологической революцией вызванные к жизни совокупностью постоянно набирающих силу факторов которые все сильнее охватывают мировое социальное пространство. Быстрое обновление всех сфер общественной жизни значительной части населения планеты цивилизация обретает динамику социальных изменений постоянно сужаются зоны традиционализма. Кроме того заметными темпами происходят мутации и заимствования технологических систем а также...

2014-07-07

36.63 KB

67 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


1. Методологические основы социальных технологий.

В развитии общества на рубеже третьего тысячелетия произошли глубокие социальные изменения, которые человеку из недавнего прошлого могут показаться какой-то иной, совершенно неземной цивилизацией. При этом вызывают удивление не столько вещные атрибуты жизни современных людей, как бы они ни были непривычны и сложны, сколько само устройство общественной системы. Еще лет двести тому назад природа общества была принципиально непонятной и рассматривалась в основном как божественная данность. При этом стабильность и устойчивость, отсутствие перемен воспринимались многими народами как величайшее благо. На этом фоне нынешняя человеческая цивилизация представляется причудливо изменяющимся и постоянно обновляющимся социальным явлением. Иногда возникает достаточно явственное ощущение присутствия в нем некой животворящей силы, придающей определенную форму бесформенному, стройную структуру — бесструктурному, перманентное движение — почти мертвому. И, как это ни удивительно, такой весьма самодостаточной силой является именно социальная технология, планирующая, проектирующая, обновляющая, оформляющая, структурирующая и создающая новые проблемы, которые ей же самой приходится разрешать.

Происходящие ныне в сфере социальных технологий изменения является технологической революцией, вызванные к жизни совокупностью постоянно набирающих силу факторов, которые все сильнее охватывают мировое социальное пространство. К ним, как показывает анализ, относятся следующие очень важные факторы технологизации современного социума.

1. Быстрое обновление всех сфер общественной жизни значительной части населения планеты, цивилизация обретает динамику социальных изменений, постоянно сужаются зоны традиционализма. Практически на наших глазах социальные инновации из спорадических, дискретных и относительно редких характеристик современного общества превращаются в имманентное его свойство, которое становится постоянным, тотальным и необратимым. При этом алгоритмы социального познания и практической деятельности людей перестали уже быть "долгоиграющими", а всеобщая смена и перманентное обновление превращаются теперь в основные средства обеспечения устойчивого общественного развития.

2. Всемирный процесс глобальной демократизации общественных систем, особенно интенсивно развернувшийся с начала семидесятых годов XX ст. и получивший название "третьей волны", стремительно приводит социум к росту значимости личности, утверждению плюрализма мнений, терпимости к чужой позиции, падению тоталитарной и авторитарной форм организации общества и соответственно к разрушению жестких и устоявшихся догматических социально-деятельностных систем. На смену эпохе детерминированности технологии и ее монизма приходит эпоха технологической свободы и плюрализма.

3. Ускорение процесса перехода высокоразвитых западных стран в информационную, более высокую фазу развития. Индустриальная цивилизация, таким образом, постепенно уходит в прошлое. И хотя этот процесс еще достаточно противоречив и неравномерен, информация, ее потоки, институты и виртуальная реальность все глубже проникают во все сферы современного общества и не только определяют его сущность, но и становятся жизненно важным и необходимым ресурсом его дальнейшего развития. Социальное познание и практика все в большей степени превращаются в переработку огромных массивов разнообразной социальной информации, которые опосредуются субъектами социальной деятельности от ее объектов.

4. Быстрыми темпами развивается так называемая третичная сфера современного общества, которая включает науку, культуру, образование, здравоохранение, рекреацию, обслуживание и защиту прав человека. К концу XX ст. стали явными весьма масштабные перемены и в сфере занятости людей, связанные с тем, что впервые за всю историю человечества основная часть населения наиболее развитых стран активно покидает сферу сельского хозяйства и промышленности и переходит в сферу обслуживания. Индустриальные технологии, таким образом, постепенно утрачивают свою былую значимость, а основным объектом технологизации все больше становится не только социальная сфера общества, но и социальное пространство в целом.

5. Ускоряется гуманитаризация общественной жизни, возрастает значимость гуманитарного фактора в развитии общества, социальные и гуманитарные аспекты оттесняют на второй план чисто технические и производственно-технологические. Значительные изменения в социальной структуре современного общества обеспечивают вхождение в его активную и социально значимую деятельность гуманитарной части населения, которой в ближайшие годы предстоит доминировать в социальном составе населения большинства стран мира.

6. Явно ощущается достижение планетарного предела в развитии цивилизации, когда возникают реальные препятствия для ее развития вширь, а возможности космической, по сути еще пионерской, деятельности полностью пока не сложились. Человечеству становится уже тесно в нынешних границах планеты. Но с этим приходится пока мириться, а также сдерживать познавательно-практическую экспансию и направлять основные усилия на углубление социального познания и более эффективное преобразование ограниченного социального пространства. В этой связи наблюдается смена акцентов в социальной деятельности — перемещение их с макропроцессов на микропроцессы.

7. Значительно обостряются глобальные проблемы современной цивилизации, которые фактически ставят под вопрос само существование современного общества и могут быть разрешены только совместными усилиями всех стран и народов. Человечество же все больше напоминает "слона в посудной лавке", бурная жизнедеятельность которого может привести не только к "битой посуде и разрушению лавки", но и к собственной гибели. Поэтому на смену глобальной экспансии неизбежно приходит глобальный конструктивизм, а на смену созидательной удали — созидательная осторожность.

8. Усиливаются также процессы социальной интеграции и диффузии цивилизаций, общественных и культурных систем. Эти процессы дают возможность обеспечивать взаимодействие рационального и иррационального, знания и оценки, оценки и практики, практики и знания. Кроме того, заметными темпами происходят мутации и заимствования технологических систем, а также расширяются возможности применения социальных технологий.

Следует особо подчеркнуть, что социальные технологии, место и роль которых в жизни современного общества так возросли, сами стали предметом изучения различных научных дисциплин, таких как социология, философия, психология, политология, праксеология и др. К тому же эти науки столь "отяжелели" от технологического знания, что возникла настоятельная необходимость формирования самостоятельной сферы научного знания — теории социальных технологий, которая должна, прежде всего, стать теоретической основой социально-инженерной деятельности.

Наряду с этим в странах, идущих от тоталитаризма к демократии, от командной экономики к рыночной, проблема социальных технологий приобретает особое значение. По сути, там происходит историческая смена парадигм (или типов) социально-технологической деятельности. Основные задачи, стоящие перед этими странами на современном этапе, заключаются прежде всего в отказе от технологий, которые приводят к подавлению личности посредством авторитарных (тоталитарных) общественных механизмов, и освоении накопленного мировой общественной наукой и практикой огромного опыта проектирования, разработки и внедрения социально-гуманистических технологий, необходимость в которых становится все более острой и очевидной.

Преодоление кризиса в нашем обществе связывают с кардинальным повышением эффективности и качества социального управления, масштабным расширением процессов самоорганизации и самоуправления, позволяющих наполнить идею правового, демократического и социального государства реальным содержанием, а также придать ему современные и цивилизованные формы. Короче говоря, сама жизнь выдвигает на повестку дня в качестве основных проблем разработку и внедрение инновационных социальных технологий в целом и технологий социального управления и самоуправления в частности.

Вместе с тем, в условиях переходного периода исключительно большое значение приобретает овладение не только технологиями социальной адаптации, приспособления к новым рыночным условиям и способами выживания как коллективов, так и отдельных индивидов, но прежде всего технологиями обновления общественной системы и всех составляющих ее элементов. Такой широкий социально-технологический подход в максимальной степени соответствует сущности и целям современной фазы трансформации нашего общества. Произошло довольно четкое позиционирование социума на конструктивные перемены. Эпоха национально-освободительной и народно-демократической революций с их разрушительно-критическими, во многом стихийными процессами практически завершилась. Страна начинает, хотя и медленно, но все увереннее переходить к созидательным и конструктивным формам общественной модернизации. В этих условиях социально-технологический подход начинает существенно и все более активно воздействовать на механизмы обновления общества и его подсистем. На этом пути, прежде всего, нужна серьезная технологическая проработка той или иной сферы общественного реформирования, причем везде нужны эффективные и выверенные практикой социальные технологии, основанные на принципах рационализма и гуманизма.

Таким образом, в развитии социальных технологий наметился своеобразный "прорыв", который и дальше будет нарастать. По всей вероятности, социальная технологизация уже начала превращаться в одну из ведущих тенденций мирового общественного развития. При этом расширение сферы применения многообразных социальных технологий неизбежно выдвигает на первый план довольно сложную проблему подготовки высококвалифицированных специалистов — социальных менеджеров, инженеров и технологов, которые способны разрабатывать, проектировать, конструировать, внедрять социальные технологии и обеспечивать их эффективное функционирование на всех уровнях организации общественной системы. Здесь речь идет не только о знаниях в области теории социальных технологий, которые динамично обновляются, а об особом типе социально-технологической культуры современных специалистов, заключающейся в овладении ими новой парадигмой научного мышления и видения социальной реальности как динамической, многомерной, нелинейной и стохастической.

Главная цель нашего курса состоит в том, чтобы осмыслить содержание, характер, структуру и основные аспекты технологической функции социологии, овладеть социальными технологиями как системой знаний, принципами технологического мышления и отношения к социальной реальности, а также способами ее научно обоснованного изменения.


Определение сущности социальных технологий. Отличие социальных технологий от промышленных 

Любые социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни людей, представляют собой инновационные процессы, которые происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов и форм социального взаимодействия людей. По мнению известного специалиста в области менеджмента П. Друкера, "социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа" [6, с. 45]. Эффективным же средством реализации этих инноваций являются, прежде всего, социальные технологии.

Особую значимость социальные технологии приобретают в России, осуществляющей сложнейший и не известный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и индивидуальной ответственности каждого человека. Чтобы найти новые формы и способы организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах, нужно выработать и реализовать самые разнообразные социальные технологии, особенно в сфере управления, где отчетливее всего проявляется эффективность социальной технологизации.

Далеко не все граждане нашей страны готовы к новым экономическим отношениям. Поэтому крайне необходимы социальные технологии, направленные на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым социально-экономическим условиям; технологии самоорганизации (саморегуляции и сбалансированного развития) экономических и социальных систем; новые технологии обучения, позволяющие с минимальными затратами времени и сил повысить уровень профессиональной подготовки людей для новых сфер их предстоящей деятельности. Таким образом, проблема социальных технологий приобрела сегодня актуальное общественное звучание.

Термин "технология" происходит от греческих слов "technе" — искусство, мастерство, умение и "logos" — учение, наука. Первоначально его использовали в системе технического знания для обозначения научной дисциплины или совокупности сведений о различных физико-механических, химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов и изделий в сфере общественного производства. В последующем этот термин получил широкое распространение и в других сферах общественной жизни: политике, экономике, социальной и духовной сферах. Это, в свою очередь, и привело к появлению во второй половине XX ст. нового термина — "социальная технология", который ввел в научный оборот известный английский социолог Карл Поппер.

Неоднозначность термина "технология" стала причиной того, что одни исследователи понимают под технологией науку о способах, процессах и методах многоразового получения конечного результата; другие акцентируют внимание на организации и цели деятельности, а третьи считают, что технология — это использование научного знания для определения эффективных путей и способов выполнения какой-либо работы. В современной научной литературе насчитывается свыше сорока определений этого понятия.

Многозначность трактовки термина "социальная технология" еще больше, поскольку существуют различные определения категории "социальное". В узком смысле слова это понятие охватывает лишь те технологии, которые относятся исключительно к социальной сфере общества. Что касается социальных технологий в широком смысле слова, то к ним относятся не только собственно социальные технологии, но и экономические, политические, социокультурные, информационные, управленческие и др.

Именно такой широкий смысловой контекст социальных технологий получает в последнее время все большее распространение, что дает все основания представить понятие "социальная технология" в следующих положениях.

1. Социальная технология это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность данного способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией. Это расчленение выполняется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, а также с учетом специфики той области, в которой осуществляется человеческая деятельность.

2. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (содержание которых — способы и средства деятельности), и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой. Специфика программы состоит в том, что она существенным образом предопределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.

3. Социальная технология является элементом культуры и возникает двумя путями: "вырастает" в социокультурной среде эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование [7, с. 159, 160].

Однако наиболее полное и удачное определение дано в словаре-справочнике "Социальное управление": "Социальная технология — алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве". Наряду с этим, "социальная технология — это элемент человеческой культуры, который возникает эволюционно либо связан с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности. Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика" [33, с. 150].

В социальном управлении больше всего используются социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, повышения эффективности деловых совещаний, выполнения организационного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения. Разработка социальных технологий — это особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, выражающееся в трансформации знаний в целях диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.

По мнению большинства исследователей, ни одно из существующих определений социальных технологий не является точным [8, с. 10]. Множество определений социальных технологий свидетельствует, прежде всего, о сложности явления технологизации социальных процессов и о том, что формулировка ее дефиниции еще в процессе разработки [4, с. 27].

Таким образом, понятие "социальная технология" в специальной научной литературе используется в следующих основных четырех значениях:

• как совокупность методов, средств, предметов и способов организации человеческой деятельности по воздействию на социальные процессы и системы. Социальная технология организует целенаправленное взаимодействие социальных субъектов: с одной стороны, субъекта — организатора взаимодействия и инициатора преобразований; с другой — социального субъекта — участника взаимодействия;

• описание указанных выше методов в текстах или методиках; обучение применению социальных технологий по опубликованной методике занимает от одного — трех месяцев до двух лет;

• область человеческого знания, рассматривающая вопросы создания, распространения соответствующих методов и процедур преобразующей деятельности. Некоторые авторы предпочитают называть эту область социальной инженерией; другие считают, что в этом значении социальную технологию можно рассматривать как самостоятельную научную дисциплину (М. Марков);

• существенная характеристика человеческой деятельности по целенаправленному преобразованию социальных субъектов [8, с. 160-162].

Условия, необходимые для технологизации любого процесса, и признаки любой технологии были обстоятельно рассмотрены известным болгарским ученым М. Марковым. По его мнению, технологизация любого процесса возможна, по крайней мере, при выполнении двух условий.

Во-первых, сам процесс должен иметь такую степень сложности, чтобы можно (и нужно) было расчленить его на относительно обособленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется, прежде всего, самим объектом, степенью его сложности.

Во-вторых, должны быть средства, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы достичь максимального эффекта при минимуме усилий.

Первым признаком любой технологии является разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренне связанные между собой этапы, фазы, операции.

Второй признак — координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата.

Третий признак, весьма существенный, состоит в том, что каждая технология предполагает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели [23, с. 44-47].

Отсюда вытекает достаточно лаконичная дефиниция: "Социальная технология — способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательно взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности" [23, с. 48].

Для более глубокого проникновения в сущность социальных технологий следует обратиться к осмыслению их принципов, таких как:

использование научного знания,

операционализация и алгоритмизация,

кардинальность и предел,

механизация,

автоматизация и компьютеризация.

Ведь социально-технологическая деятельность отличается от обычной тем, что она носит четко спланированный характер и предполагает разграничение, разделение и расчленение социального процесса на этапы, фазы, операции, а также координацию и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата. Одним словом, эта деятельность основывается на однозначности выполняемых процедур и операций.

Социальная технология — это работа по некоторой схеме, воплощение в жизнь определенной модели деятельности. Поэтому теория социальных технологий вполне правомерно рассматривает способы технологизации человеческой деятельности, ее алгоритмизацию. Нетехнологическая деятельность в отличие от технологической носит спонтанный, поисковый характер, а технология предусматривает оптимальную и рациональную схему деятельности.

В этой связи технологизация управления социальными процессами как важнейшая составная часть теории социальных технологий предполагает решение следующих задач: формирование перечня оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социального процесса; обеспечение стандартизации процесса управления с помощью сокращения количества операций, снижения издержек на подготовку персонала; нахождение оптимальных форм объединения действий заказчиков и исполнителей; сокращение времени на выполнение отдельных задач; четкое определение границ действий каждого исполнителя, использование механизмов стимулирования и ответственности, максимального сокращения количества спонтанных и ошибочных действий; создание постоянных информационных потоков, а также их ввод в компьютер; по мере освоения первоначально поставленных в технологии задач наращивание сложности деятельности и дальнейшее ее развитие исходя из возможностей субъекта социального управления; изменение и определение алгоритма социальных действий, создающих устойчивость социального процесса; повышение уровня социально-технологической культуры, создание объективных условий для вовлечения людей в социальное управление.

Анализ результатов многочисленных исследований показывает, что широкое внедрение социальных технологий в практику общественной жизни позитивно сказывается на развитии современного общества, делая его подсистемы более рациональными, эффективными и гуманными. Однако наряду с позитивными социальными изменениями непродуманная практика использования социальных технологий может повлечь и негативные тенденции и последствия. Среди них в первую очередь следует отметить усиление консерватизма мышления, укрепление стереотипов в поведении и организации управления. Например, социально-технологический подход может приводить к тому, что под прикрытием социальных технологий в обществе, во-первых, закрепляются устаревшие формы жизнедеятельности; во-вторых, происходит ослабление инновационного потенциала, возникновение реальных препятствий для творчества и выработки оригинальных управленческих решений; в-третьих, технологии могут использоваться как средство для подавления свободы личности и нарушения ее прав.

Поэтому в современном обществе существует объективная необходимость систематического обновления социально-технологических процедур, в которых важно концентрировать постоянно накапливаемый опыт, новые идеи и новые достижения научной мысли. Это дает возможность выделить еще один аспект социальной технологии, позволяющий глубже осмыслить ее сущность: социальная технология — это не столько жесткая регламентация в организации и развитии социальной системы, сколько средство ее стимулирования к саморазвитию, самоорганизации и самосовершенствованию. Исходя из этого социальная технология должна обладать такими свойствами, как простота, гибкость, надежность, экономичность, инновационность, удобство освоения, привлекательность цели, гармоничность и гуманистичность.

Как видно из изложенного, социальные технологии представляют собой важнейшие инструменты устойчивого развития современного общества. Их главная особенность заключается в том, что они являются результатом приложения созидательных усилий людей к динамичному развитию общества, тем или иным его сферам, явлениям и процессам. Они выступают также важнейшим средством рационализации и оптимизации функционирования социума по удовлетворению тех или иных потребностей людей, выполняя при этом многообразные роли. Поэтому по месту социальных технологий, которое они занимают в обществе, их можно рассматривать в четырех аспектах:

1) как социальные институты, т. е. наиболее рациональные формы организаций совместной деятельности людей;

2) социальные процессы, т. е. целенаправленные изменения социальных явлений в пространстве и времени;

3) социально-преобразовательную деятельность, направленную на преобразование социальных объектов со стороны ее субъектов;

4) социальные системы, т. е. целостные социальные структурно-функциональные образования.

Любая социальная технология, соединяя в себе указанные четыре аспекта, представляет собой своеобразный конгломерат данных сущностей, т. е. она одновременно является и социальным институтом с его нормативной системой, и социальным процессом, последовательно происходящим в несколько стадий, и социально-преобразовательной деятельностью, направленной на запланированное преобразование социальных объектов, явлений и процессов, и, наконец, социальной системой, обладающей структурно-функциональной определенностью. Наряду с этим можно говорить о доминировании в обществе того или иного вектора сущности социальных технологий. Исходя из этого положения, все многообразие социальных технологий можно представить в табл. 1.

Таблица 1

Сущностно-содержатеаьные аспекты социальных технологий

Сущностный аспект социальных технологий 

Виды социальных технологий 

Содержательные характеристики социальных технологий 

Социальный институт 

Экономические;

• политические;

• социальные;

• культурные (воспитательно-образовательные);

• религиозные и др. 

Форма совместной деятельности людей;

• форма организации;

• нормы;

• ценности 

Социальный процесс 

• Технологии функционирования;

• технологии развития: эволюционные и революционные 

• Время;

• пространство;

• составляющие;

• механизм;

• результат 

Социально-преобразовательная деятельность 

• Одноцелевые и многоцелевые;

• субъект-субъектные и субъект-объектные;

• ресурсосберегающие и ресурсопотребляющие;

• краткосрочные и долгосрочные;

• эффективные и неэффективные 

• Цель;

• субъект;

• объект;

• методы;

• ресурсы;

• время;

• эффективность;

• результат 

Социальная система 

• Простые и сложные;

• устойчивые и диссипативные;

• функциональные и структурные;

• внутренние и внешние 

• Цель;

• состав;

• структура;

• функции;

• среда 

Каждый из указанных сущностно-содержательных аспектов социальных технологий предполагает решение определенной основной социальной проблемы. Так, в рамках институционального подхода к социальной технологии главное в ней — нормативная сторона, в рамках деятельностного — происходящие преобразования, процессуального — операциональное содержание, системного — согласованность и целостность социальной технологии.

Рассмотрение социальной технологии как социального института ориентирует ее на решение проблемы гуманизма. Исторический опыт показывает, что институционализация тоталитарных технологий объясняет основные трагедии XX ст. Спроектированная технология только тогда становится социальной, когда она превращается в социальный институт, обретая нормы, ценности и предписания, что дает ей возможность выполнять такие институциональные функции, как регулирование, организация, контроль, социализация и т. п.

Процессуальный подход к социальной технологии предполагает решение проблемы ее эффективности. Социальная технология как процесс — это совокупность практически всех изменений общества и человека. Заметим, что любой социальный процесс имеет свое начало и конец и является совокупностью качественных и количественных изменений. Поэтому социальная технология в процессуальном измерении представляет собой постоянно происходящий в обществе социальный процесс со всеми его составляющими.

Определение социальной технологии как социально-преобразовательной деятельности дает возможность решать такие проблемы, как оптимальность и рациональность. Это структурированная и упорядоченная деятельность по "обработке людей людьми", в которой выделены субъекты, объекты, средства, ресурсы, условия и результаты социальных действий. В отличие от производственных технологий, где происходит процесс "обработки вещей людьми" и наблюдается четкая поляризация субъекта и объекта деятельности, социальные технологии представляются многосубъектными или субъект-субъектными социальными взаимодействиями.

Наконец, системный подход выдвигает на первый план проблему устойчивости и адаптивности социальной технологии. Поэтому ее нужно рассматривать как некоторую структурно-функциональную социальную целостность, динамическую деятельностную социальную систему, как систему массового обслуживания, обеспечивающую удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Рассматривая специфику социальных технологий, нужно исходить из особенностей социальных объектов по сравнению с объектами природы. Социальным объектам, в отличие от последних, свойственна принципиальная сложность, зависящая от проявления в них в большей степени человеческого фактора с его рациональностью (разумом, целеполаганием, наукой) или иррациональностью (чувствами, эмоциями, глупостью), с его высокой активностью, что не может не накладывать существенного отпечатка на природу социальных технологий.

Можно выделить такие характерные признаки и особенности социальных технологий, которыми они отличаются от промышленных:

1) социальные технологии гораздо сложнее, так как представляют собой фрагменты общества во всем их структурном и функциональном многообразии. Это сложные и сверхсложные системы;

2) им свойственна значительно меньшая детерминированность и жесткость. Поэтому они представляют собой, как правило, адаптивные системы, которые обладают значительно большей степенью гибкости своих параметров, а также способностью приспосабливаться к окружающей среде;

3) социальные технологии — это институциональные образования, которые характеризуются реализуемыми функциями, нормами и механизмами. Некая система только тогда становится социальной технологией, когда она определяется как социальный институт. По сути дела, сами социальные институты представляют собой сложившиеся и устойчивые социальные технологии реализации насущных и весьма разнообразных потребностей людей;

4) социальные технологии следует рассматривать как деятельностные социальные системы. Их взаимосвязь с социальной деятельностью людей также весьма многообразна. Например, деятельность может не только определять содержание социальной технологии, но и быть механизмом ее реализации, а также условием и результатом. Одним словом, деятельность придает необходимую динамику социальной технологии и делает ее довольно гибким процессом;

5) социальные технологии отличаются также значительно большей вариабельностью и разнообразием. Это обусловлено, прежде всего, участием в них людей с их индивидуальной неповторимостью, когда тот или иной человек является душой и движущей силой социальных технологий, предопределяя их многообразие.


Соотношение рациональности и иррациональности в структуре социальных технологий.

Социальные технологии, как и социоинженерный подход в целом, рассматриваются нередко как фактор сверхрациональности социальной среды, как ориентация на изменения окружающего мира по воле и разуму человека в противовес естественно-историческому развитию. Рационализацию общественного развития нередко связывают с внедрением результатов науки в практику. Формирование новой познавательной парадигмы поставило под сомнение назначение рациональности, пытающейся определить роль хаоса в развитии систем, в том числе социальных. Понятие рациональности разрабатывалось не только в философии и составляет основу целого ряда социологических теорий, в частности К. Манхейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Г. Гарфинкеля, Ю. Хабермаса и др. .

Рациональность представляет собой особую духовную ориентацию европейского сознания, сложившуюся в эпоху Нового времени и состоящую в стремлении воссоздать мир на основе критической рефлексии. Эта ориентация, по сути антидогматическая, выражает стремление отдельного индивида войти в непосредственный контакт с миром и освоить его, опираясь лишь на силы своего разума и на свой собственный личный опыт.

Любой язык обладает многозначностью. Понятие "рациональность" относится к числу семантически неоднозначных понятий. Рациональность в широком смысле не имеет отчетливых границ. Оно перегружено множеством достаточно противоречивых и не всегда неплодотворных научных и обыденных ассоциаций. Веер слов и понятий, корнями которых являются разум (от лат. ratio) или разумный (от лат. rationalis), достаточно широк.

Рационализм в философии - это направление, признающее разум основой познания и поведения людей. В широком смысле речь идет о предметно-логическом характере познания в целом, в узком - рационализм оспаривает тезис об опытном происхождении знаний и противостоит эмпиризму. Под эмпиризмом понимается доктрина, утверждающая опытное происхождение всего знания. В методологическом плане эмпиризм исходит из посылки, что разум не играет в познании творческой роли и обеспечивает только комбинирование данных опыта. Рационалистский подход предполагает интерпретацию особой роли разума в познании, не сводимой к простой регистрации и комбинации опытных данных. Эмпиризм и рационализм традиционно дополняют друг друга, и только вместе они дают полное описание действительности.

Рационализм вообще является общим свойством, присущим различным сторонам человеческой активности (онтологический рационализм, гносеологический рационализм, этический рационализм). Как метод пoзнания рациональность противостоит иррациональности и сенсуализму.

М. Вебер через понятие рациональности пытается осмыслить не только поведение отдельного человека, но и сам феномен социальности. Смысл рациональности, по М. Веберу, состоит не только в способности отдельного индивида к целеполаганию, адекватному средствам, но и к целеполаганию, обеспечивающему совместную деятельность людей. Это очень важная мысль, которая в значительной мере обслуживает идею технологизации человеческой деятельности, прежде всего как групповой.

Понимание рациональности как свойства не столько отдельного элемента системы, сколько системы как целого предложено Т. Парсонсом, развившим идею системной рациональности. Стабильность социальной системы поддерживается определенным соотношением рациональных и иррациональных моментов как с точки зрения эффективной упорядоченности, так и с точки зрения уровня осознания.

Ю. Хабермас представляет иррациональность как процесс разрушения упорядоченности, причем он рассматривает его на примере взаимодействия социальных институтов, "социальных систем" и "жизненных миров". Рациональность он связывает со знанием целей и средств действия и определяет ее как средство оправдания действия [270]. В рамках феноменологического подхода рассматривается "обыденная рациональность" как наличие приемлемых объяснений как собственного поведения, так и поведения других. Рациональность выступает при этом как характеристика взаимодействия. В этом случае рациональность тождественна объяснимости, понятности.

С инструменталистских позиций рациональность определяется как "устойчивая по составу, относительно замкнутая и более или менее стабильная в определенных временных границах система правил, стандартов, норм и ценностей, принятых членами данного социума, понимаемых более или менее однозначно как руководство для интеллектуальной и практической деятельности; социально значимой для данного сообщества" [200, с. 71]. В этом определении заложен двоякий смысл рациональности - как критерия осознаваемости, так и критерия эффективности. Исходя из этой позиции в каждом обществе много рациональностей и для приверженцев одной рациональности другая кажется иррациональной. А. И. Ракитов предлагает для этой ситуации понятие внерациональности, а не анти- или иррациональности. При этом понимание представляет собой особый когнитивный процесс, суть которого заключается в рационализации внерациональной информации. Субъект принимает, делает для себя понятной логику действий другого субъекта, его рациональность [201].

В этом смысле выступление К. Манхейма против тотальной рационализации и подчеркивание функций иррациональности может быть понято как призыв к полирациональности социального сообщества. Вместе с тем важно его замечание о том, что множество рациональностей не есть основа для иррациональности. С этой позиции любая культура имеет свою функциональную рациональность. Это означает, что разные культуры имеют различные цели и используют другие технологии решения проблем.

Функциональная иррациональность или внерациональность может быть понята как неосознаваемость. Нерациональность выступает в таком случае как неэффективность. Рационализация социальной среды осуществляется, по мнению К. Рихтаржика, через познавательную и ценностную рациональность, социальные Технологии и организацию [207]. Он предлагает соотносить между собой два типа рациональности: рациональность как степень эффективности, (рациональность-нерациональность) и рациональность как степень осознаваемости (рациональность - иррациональность).

Вместе с тем подход, предлагаемый К. Рихтаржиком поззволяет зафиксировать мысль о том, что не все в технологии может осознаваться и соответственно описываться или передаваться другим. Определенные операции могут быть эффективными, использоваться в деятельносги, но при этом и не осознаваться.,

Именно это, возможно, объясняет сложность прямой простой передачи технологии, их прямое тиражирование. В любой технологии есть операции, которые, по сути, могут быть усвоены не только в процессе обучения, но и за счет включения в деятельность под контролем наблюдателей (супервизоров).

В то же время процесс технологизации может осуществляться за счет изучения опыта эффективно работающих специалистов, а также постижения и осознания роли и последовательности операций, приводящих к эффективному результату деятельности. Отсюда можно согласиться с мнением В. В. Щербины о том, что технология может быть рассмотрена как "...некий стандарт, созданный на базе осмысления и алгоритмизации опыта, накопленного в ходе успешной попытки решения задач данного класса" [298, с.90]. Наиболее часто это используется в педагогических технологиях.

Подводя итоги обсуждения проблемы соотнесенности двух понятий "рациональность" и "социальная технология", следует отметить, что эти два понятия объединяются не только уровнем разумного начала, но и характеристиками степени упорядоченности. Отсюда и неправомочны утверждения о том, что технологии приводят только к увеличению роли разума в социальной жизни человека, нивелируя индивидуальность, но при этом ими привносится в жизнь и систему социальною управления упорядоченность деятельности с точки зрения ее эффективности.

Соотнося между собой идеи рациональности и иррациональности с технологической точки зрения, нам представляется целесообразным соотносить два модуса: создание или разрушение упорядоченности и ее познание или непостижение. Тогда рациональность может быть понята как двумодальный процесс: процесс создания упорядоченности и процесс постижения ее смысла, назначения, принципов и пространственно-временной структуры. Иррациональность может быть представлена, с одной стороны, как процесс разрушения упорядоченности: ломку ее пространственной временной структуры, как внутренней, так и соотнесенной с внешней средой, с другой - как непознанная упорядоченность. Иными словами, человек воспринимает как иррациональное действие другого человека, логику которого в соотношении с целью деятельности он не постиг или если это действие разрушает логику принятого им действия.

Иначе говоря, социальные технологии учитывают оба смысла понятия "рациональность" и представляют собой определенную упорядоченность деятельности и включение субъекта в управление деятельностью. Потенциальные возможности любой системы очень широки и далеко не все из них могут проявляться или актуализироваться. Проявление или не проявление тех или иных свойств зависит от ситуации, от целей, от случайных факторов. Таким образом, социальные явления как системы имеют определенный запас прочности. Ориентация на поиск причинностных, каузальных, связей и отношений означает ориентацию на актуальные связи и отношения, а не на те, которыми система обладает потенциально. Это означает, что потенциально у социальной системы существует множество вариантов самоосуществления от неэффективной с точки зрения избираемой цели до суперэффективной. Отсюда проблема выбора, или роль субъекта, его сознания в этом выборе. Причем важно подчеркнуть и наличие определенной возможной рассогласованности между краткосрочной и долгосрочной рациональностями, иначе говоря, то, что соответствует краткосрочной эффективности, может проигрывать в эффективности больших горизонтов.

А. А. Ицхокин, анализируя восточные и западные культурные традиции, предлагает разделять теоретическую и практическую рациональность. С его точки зрения, западная цивилизация может рассматриваться как теоретическая цивилизация. Наука выступает не просто как исторический продукт в западной цивилизации, но и как институт, в котором максимально явно и чисто выявляется структурообразующее ядро цивилизации [103, с. 98]. Таким образом, речь может идти о формальной рациональности и рациональности по "существу." "Как первая отрицает эмоциональность, так последняя от нее неотъемлема" [103, с. 56 ]. Западный подход не предусматривает вглядывание, вчувствование в объект как он задан нашим органам чувств, в том числе через посредство знаков, т.е. собственно описательно. В западной культуре столь далеко зашла реализация понятия " рациональность" как средства объяснения, что утрачена способность к рефлексии по поводу динамической природы этого феномена.

Традиции в западной трактовке противопоставляются рациональности. По мнению К. Поппера, назначение знания и науки состоит в опровержении традиций. Но традиции, на наш взгляд, сами по себе представляют способ упорядочения деятельности с достаточно продолжительным лагом действия. Рост интереса к этническим проблемамслужит признаком повышения интереса к другим вненаучным рациональностям, каковыми являются национальные традиции [190].

Современную ситуацию в постсоветских государствах нередко трактуют как разгул иррациональности. Точнее было сказать, что это все-таки переход от моно-рациональности к полирациональности, с одной стороны, а с другой - разгул неэффективных способов решения острых актуальных проблем. При этом в обществе есть не только отдельные граждане, но и их сообщества, которые обладают в той или иной мере осознанными эффективными способами решения социальных проблем. Современные ориентации социологов связаны с поиском эффективных подходов в лоне науки и в меньшей мере - с постижением рациональности повседневных практик. При этом, как показывает А. А. Ицхокин, запад склонен в большей мере обращаться к познавательному компоненту рациональности, восточная традиция больше ориентирована на деятельностную упорядоченность.

Таким образом, потребность в технологиях появляется тогда, когда возникает необходимость управлять процессами, а также выбирать и использовать наиболее рациональные с точки зрения эффективности действия. При этом речь может идти как о множественности субъектов социального управления, так и о полимодальности способов разрешения социальных проблем, основанных не только на интеллектуальной рефлексии, но и на реальной практической деятельности людей.

Таким образом, социальная технология может быть рассмотрена как один из видов социологической деятельности, направленный на установление определенной упорядоченности деятельности через систему норм, правил, ограничений. Понятие иррациональности, с точки зрения социальных технологий, - это внутренний порядок, но именно порядок, не поддающийся умопостижению в конкретной системе координат. Конституирующим элементом социальной системы выступает рациональная ориентация на действия. Наряду с этим понятие иррациональности рассматривается как процесс разрушения,

сложившейся упорядоченности, утраты логики и пространственно-временной структуры деятельности, направленной на достижение какой-либо цели, иррациональное как разрыв средств и цели. Любая рациональность имеет строгие временные и пространственные рамки.

Подводя итоги, отметим, что феномен рациональности связан как с познавательной, так и с практической деятельностью. Рациональность может быть понята как сфера принципов, допущений, процедур, обеспечивающих объективно-логическую принудительность и результативность в процессах познания и деятельности [126, с. 58]. Она может быть понята как процесс постижения и созидания упорядоченности явлений и процессов. Именно в этом смысле она составляет основу социальной технологии.


Основные свойства и функции социальных технологий.

В связи с вышеизложенным целесообразно раскрыть основные свойства или характерные черты социальных технологий, их эффективность и научную емкость, а также показать, чем различаются между собой новаторские и рутинные технологии. Немаловажно также выявить время жизни социальных технологий и другие их свойства, которые всегда интересуют разработчиков или социальных инженеров.

Среди характерных свойств социальных технологий (табл. 4) можно выделить масштабность, новизну, эффективность, наукоемкость, сложность, время жизни, адаптивность, надежность и валидность.

Таблица 4

Основные свойства социальных технологий

Свойство 

Характеристика свойства и дополнительная классификация 

Масштабность 

Показывает пространственные размеры технологии, т. е. ее положение в социальном пространстве. В аспекте масштабности социальные технологии целесообразно подразделять на глобальные, макро- и микротехнологии 

Новизна 

Характеризует степень инновационности технологии или ее принципиальную новизну, которая определяется степенью обновления ее элементов и структур. По этому свойству технологии можно подразделить на инновационные, модернизированные и ретро, или рутинные 

Эффективность 

Показывает соотношение между результатами, полученными при использовании технологий, и затратами на их разработку и внедрение. Все технологии по этому признаку можно подразделить на высокоэффективные, эффективные, малоэффективные и неэффективные 

Наукоемкость 

Показывает количественные параметры объема вложенных в технологию научных знаний. Это свойство дает возможность подразделить все технологии на наукоемкие и ненаукоемкие 

Сложность 

Определяет содержание технологий и возможности управления ими. Исходя из этого свойства, можно условно подразделить все технологии на простые, сложные и очень сложные 

Время жизни 

Определяет временной период от появления технологии до снятия ее с "вооружения". Все технологии по этому признаку подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные 

Адаптивность 

Показывает способность технологий приспосабливаться и функционировать в самых неблагоприятных условиях. Все технологии по этому свойству можно подразделить на высокоадаптивные, адаптивные, плохоадаптивные и неадаптивные 

Надежность 

Показывает качественную результативность технологии, ее способность к самосохранению и воспроизводству. Все технологии по этому признаку подразделяются на надежные и ненадежные 

Валидность 

Показывает соответствие технологии общественной системе и целям, для реализации которых она предназначена. Все технологии в соответствии с этим свойством можно рассматривать как валидные и невалидные 

Среди приведенных свойств социальных технологий наиболее важным, на наш взгляд, является эффективность. Под эффективностью социальных технологий понимают соотношение между позитивной отдачей от технологии и затратами на ее проектирование, проверку и внедрение, а также негативными последствиями от ее внедрения. По сути, эффективность устанавливает взаимосвязь между целями, результатами применения социальной технологии и затратами на ее реализацию. По отношению к социальным технологиям можно говорить о предполагаемой и реальной эффективности. Первая разновидность эффективности технологии основана на предварительных экспертных оценках результата и затрат, а вторая строится на аудите, т. е. реальном подсчете затрат и анализе результата. Заметим, что социальный прогресс общества основан на том, что каждая последующая социальная технология должна быть эффективнее предыдущей, т. е. достигаемый результат всегда должен быть как можно выше при наименьших затратах.

Таким образом, эффективность социальной технологии — одно из важнейших ее свойств, рядоположное другим. Она обеспечивается масштабностью, новизной, наукоемкостью, сложностью, временем жизни и адаптивностью технологии. Эти показатели эффективности технологии очень противоречивы и содержат в себе целый ряд определенных парадоксов. Например, парадокс масштабности заключается в том, что любую технологию рассчитывают на вполне определенные масштабы, изменение которых приводит к росту затрат. Высокая степень новизны технологии порождает значительные парадоксы сопротивления среды, что тоже чревато ростом затрат при ее внедрении, а жизненный цикл такой технологии также значительно больше. Парадокс наукоемкости заключается в том, что чем больше в технологию "вложено" науки, тем тяжелее и сложнее ее обслуживать. Еще более серьезен парадокс сложности, который выражается в том, что сложные технологии дают возможность реализовывать более разнообразные и сложные потребности людей, отличаются научной новизной (т. е. "впитывают в себя науку"), но в то же время характеризуются неустойчивостью к деструктивным факторам социальной среды и плохой адаптивностью. Что касается времени жизни технологии, то и этот параметр весьма неоднозначен. Классический подход к успешной технологии (как технологии-долгожительнице) довольно часто не оправдывает себя. Парадокс эффективности заключается в том, что эффективной можно считать лишь такую технологию, которая может "исполнять свои обязанности" до той поры, пока не появится новая технология. Но, устарев, эта технология должна обладать еще свойством глобальности, чтобы ее можно быстро "демонтировать" и заменить более новой.

Для преодоления этих парадоксов необходимо разработать критерии оценки эффективности технологий, чтобы соизмерять их параметры относительно конкретных условий, а также целей и задач развития социума. При построении таких критериев оценки нужно широко использовать результаты научных социологических исследований проблемы социальной эффективности, а также результаты экспертных опросов, экспериментов, прогнозов и т. п.

Процедура анализа эффективности социальной технологии состоит в сопоставление целей и задач социальной технологии с ее ресурсами, а также сравнении с полученными результатами и достигнутым эффектом. При этом выделяют две линии анализа эффективности: сравнение целей и задач с результатами и сопоставление ресурсов с полученным эффектом. В этой процедуре анализа важно также сопоставить цели и задачи с ресурсами и соизмерить эффект с результатом.

Какой же должна быть политика в отношении социальных технологий с точки зрения выделенных параметров? В традиционном обществе социальные технологии имели небольшие масштабы (не путать с масштабами распространения той или иной технологии, которые нередко оказывались огромными: например, крестьянская община сравнительно мала, но существовала в масштабах стран и континентов), так как они были построены в основном на практическом опыте и, естественно, не отличались новизной. Эффективность этих традиционных технологий была невысокой, устройство — довольно простым, а время жизни охватывало нередко целые столетия. Стабильность и устойчивость были девизом эпохи традиционализма.

Что же касается современного постиндустриального общества, то оно коренным образом меняет социально-технологическую политику, ориентируя технологии на новизну, высокую эффективность и быструю их смену. Современные социальные технологии не живут долго, а в ходе своей жизни претерпевают постоянные усовершенствования. Им свойственна тенденция не ко всеобщности, а к индивидуальности. Кроме того, они отличаются гибкостью и адаптивностью к постоянно изменяющимся внешним условиям. Следует также отметить непрерывное усложнение современных технологий, а также насыщение их сложными техническими, информационными, коммуникативными и другими системами.

На широкое использование социальных технологий в современном обществе и повышение их роли в общественном развитии в XXI в. оказывают существенное влияние не только их важнейшие свойства, но и многообразие функций социальных технологий. Под функциями подразумевают общественное предназначение социальных технологий или совокупность тех ролей, которые они выполняют в обеспечении устойчивого функционирования и развития общественного организма. Одним словом, под функциями социальных технологий подразумевают тот конкретный результат, который получается при их практической реализации в обществе. Совокупность основных функций социальных технологий представлена в табл. 5.

Таблица 5

Основные функции социальных технологий

Функция 

Характеристика функции 

Рационализации и эффективности 

Предполагает, что технология представляет собой наиболее рациональную и эффективную форму организации социальной жизни 

Нормативная 

Предусматривает, что технология задает систему нормативов в общественной жизнедеятельности, а также придает ей устойчивость 

Регулятивно-управленческая 

Предполагает, что технология является важным средством регулирования и управления социальными объектами и процессами 

Преобразовательная 

Ориентирует технологию на преобразование социального пространства в интересах людей 

Стабилизации и развития 

Предполагает, что технология является важнейшим инструментом стабилизации общественной системы, а также придания ей устойчивости развития 

Систематизации 

Предусматривает, что технологию следует рассматривать как некоторую деятельностную и динамическую систему, которая систематизирует и определяет наиболее рациональные способы социальной жизнедеятельности 

Итак, среди важнейших функций социальных технологий можно выделить регулятивно-управленческую, нормативную, рационалистическую, систематизирующую, стабилизационную, а также функцию саморазвития. Регулятивно-управленческая функция заключается в том, что социальная технология является важнейшим средством регуляции социальных процессов и управления ими. Важно, что процесс управления при этом осуществляется на основе ранее разработанной рациональной модели, которая соответствует научно обоснованной системе социальных нормативов. Социальный процесс здесь систематизируется, вводится в русло определенных социальных норм и приобретает, таким образом, стабильный характер. Особенно важно, чтобы социальные технологии способствовали мобилизации всего внутреннего потенциала социальных объектов и направляли их деятельность на устойчивое функционирование и позитивное развитие.

В общественной жизни и деятельности все эти функции "работают" в диалектическом единстве и пронизывают все направления и уровни социальной технологизации общественных систем. Кроме того, в силу специфики своих функций социальные технологии тесно связаны с теорией и практикой социального управления обществом. Они также могут быть мощным орудием научно-практического преобразования общества и его подсистем. Но возможно ли реализовать такой потенциал социальных технологий? Это зависит от многих факторов, в частности состояния общественного организма, уровня развития научных основ социально-технологической деятельности, методологической, теоретической и методической подготовленности социологов, социальных менеджеров и социальных инженеров, их нравственных и гражданских позиций.


1. Методологические основы социальных технологий.

  1.  Факторы технологизации современного общества.
  2.  Определение сущности социальных технологий. Отличие социальных технологий от промышленных.
  3.  Соотношение рациональности и иррациональности в структуре социальных технологий.
  4.  Структура социальных технологий.
  5.  Основные свойства и функции социальных технологий.

  1.  Теоретические модели социальных технологий.
  2.  Структура и признаки социальных технологий. (Социальное пространство, социальное время как объекты социальных технологий)
  3.  Методологические принципы социальных технологий.
  4.  Основные характеристики социальных технологий:
    •  эффективность и возможности социальных технологий;
    •  надежность и валидность социальных технологий;
    •  долговечность срок службы социальных технологий;
    •  пределы технологизации социальной сферы (социального пространства), риски социальных технологий.

Тощенко Ж.Т. Социология. М. 2000

Социальные технологии государственного управления. Учебное пособие. М. - Нижний Новгород, 1995.

Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.1996

Толковый словарь по социальным технологиям. М.1994

Теория социальных технологий: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2004.

Традиционная и современная технология. (философско-методологический анализ) М, 1999

Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологической практики. Кишинэу. 1997

PAGE  6



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
4910. Классы и типы социальных технологий 40.04 KB
  При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать во-первых общую трактовку социальных технологий во-вторых особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и в-третьих особенности объектов субъектов содержания средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности. Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем что на современном этапе развития общества для более эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения возникает необходимость...
6294. Типология и классификация социальных технологий 13.01 KB
  Действительно глобальные федеральные региональные технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти технологии позволяют строить различные модели технологизации. По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества нации национальноэтнической группы трудовой ассоциации контактной группы личности. Целостность государственных границ сохранение и укрепление российского государства поиск технологии...
2017. Классификация основных видов социальных технологий 16.35 KB
  Рассматривая роль социальных технологий как одного из важнейших элементов управления общественными процессами российский социолог Л. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений многовариантности и естественности их изменений а также ориентацию на развитие человека как личности на создание для каждого человека возможности реализовать собственный потенциал. В нашем обществе существует потребность в продуманной социальной технологии создания условий для того чтобы общество развивалось без...
2011. Концептуальная эволюция теории социальных технологий 24 KB
  В этой связи теория социальных технологий как и любая другая теория имеет свои идейные и концептуальные основы которые как известно возникали и развивались эволюционно. стала складываться собственно теория социальных технологий как отдельная и самостоятельная отрасль научного знания. возникли теологическое революционистское реформистское и субъективистское понимание природы социальных изменений.
897. Методологические основы эмпирического исследования 76.36 KB
  Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности. Структура и особенности мотивации. Интерес как механизм учебной мотивации. Условия формирования учебно-познавательной мотивации.
5259. Сущность, роль и методологические основы менеджмента 166.87 KB
  Сущность управления и менеджмента Менеджмент как система научных знаний. Менеджмент как искусство Менеджеры и предприниматели – общие черты и отличия Уровни управления и группы менеджеров Список литературы Сущность управления и менеджмента Для того чтобы понять сущность управления нужно дать определение организации. Взаимосвязь общих функций управления и их взаимодействие в процессе осуществления управленческого цикла может быть проиллюстрирована в виде схемы...
7347. Теоретические и методологические основы стратегического менеджмента 122.71 KB
  Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом что предприятие получает единое направление движения Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений центральным звеном которого является стратегический выбор основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения в котором оно действует. Предпосылки и основные этапы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях изменения внешней среды...
6809. Теоретико-методологические основы инженерной психологии 12.65 KB
  Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования
14811. Методологические основы инновационной деятельности фирм 27.41 KB
  Методологические основы инновационной деятельности фирм Общие понятия об инновациях Тенденции и разновидности развития Инновационная спираль Инновационный период развития экономики Понятие сущность и содержание инновации Классификация инноваций Функции инновации Источники инновационных возможностей. Представляется что под устойчивым экономическим развитием следует понимать такое развитие при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом которое может быть достигнуто только путем...
2446. Методологические основы управления персоналом организации 28.44 KB
  Философия управления персоналом Философия управления персоналом это уяснение смысла назначения и содержания управления персоналом его возникновения идей и целей лежащих в его основе связи с другими науками об управлении. Философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с нескольких сторон: логической психологической социологической экономической организационной и этической. Сущность философии управления персоналом организации заключается в том что: = работники имеют возможность...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.