Опытно-практическая работа по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх

Гаврилова считает что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании сочувствии другому человеку. Обнаруживается что ограниченность активности бедность получаемых впечатлений недостаточное общение с людьми и с семьей ограничение бытовыми и повседневными проблемами оказывает губительное влияние на все последующее развитие ребенка. Дети повторяют в играх то к чему относятся с полным вниманием что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Бойко считает что отзывчивость как устойчивое...

2015-10-19

45.89 KB

26 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

Введение………………………………………………………………………....с. 3

Глава первая. Теоретические основы воспитания отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх

1.1. Характеристика отзывчивости как качества личности детей дошкольного возраста…………………….…………………………………………………….с. 6

1.2. Педагогические возможности театрализованных игр в воспитании отзывчивости  старших  дошкольников……..……………………………….с. 14

Глава вторая. Опытно-практическая работа по воспитанию отзывчивости  старших дошкольников в театрализованных играх

2.1. Определение уровня сформированности отзывчивости у старших дошкольников…………………………………………………………………..с. 23

2.2. Проведение и анализ опытной работы по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх………...………………..с. 27

Заключение…………………………………………………………………….c. 38

Список литературы………………………………………………………….. с. 40

   

Введение

Проблема воспитания отзывчивости  как качества личности у детей дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание.

Проблема развития отзывчивости требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.

Изучением проблемы воспитания отзывчивости в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи, среди которых В.В. Абраменкова, А.В. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Я.З. Неверович и др.

В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

В педагогической практике работы воспитателя детского сада встречается множество проблем, связанных со снижением отзывчивости у дошкольников. Это отчасти обусловлено наметившейся тенденцией эмоционального оскуднения отношений в семье, а отсюда эмоциональной черствости в отношениях детей друг с другом. На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других, возросло количество агрессивных и эмоционально неустойчивых детей. Будущие первоклассники испытывают серьезные трудности в налаживании доброжелательных отношений с товарищами. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.

Современные дети часто не реагируют на переживания друг друга, сосредоточены на своих желаниях, интересах, потребностях. Обнаруживается, что ограниченность активности, бедность получаемых впечатлений, недостаточное общение с людьми и с семьей, ограничение бытовыми и повседневными проблемами оказывает губительное влияние на все последующее развитие ребенка.

Игра – имеет огромное значение в жизни дошкольника. Игра есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, это проблема будет сопровождать его всю жизнь.

В совместной со сверстниками театрализованной игре детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. С помощью театрализованной игры взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру, формирует нравственные привычки.

Цель работы: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность театрализованных игр в воспитании отзывчивости у старших дошкольников.

Объект исследования: воспитание отзывчивости дошкольников.

Предмет исследования: воспитание отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх.

Задачи исследования:

  1.  Дать характеристику отзывчивости как качеству личности дошкольника.
  2.  Раскрыть влияние театрализованных игр на развитие отзывчивости дошкольников.
  3.  Выявить первоначальный уровень развития отзывчивости у старших дошкольников.
  4.  Опытным путем проверить эффективность театрализованных игр в воспитании отзывчивости у старших дошкольников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, обобщение опыта педагогической деятельности.

Глава первая. Теоретические основы воспитания отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх

1.1. Характеристика отзывчивости как качества личности детей дошкольного возраста

Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально.

Отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость - знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» (В.В. Зеньковский).

В.В. Бойко считает, что отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д. Это готовность человека откликаться "на себя", "на других", "на дело", "на предметы", "на природу", "на произведения искусства".

Эмоциональная отзывчивость на воздействия извне определяет качественную характеристику чувственной культуры человека, его эстетический вкус и его опыт интонационного мировосприятия. Отзывчивость понимается как способность личности к смысловой рефлексии, конгруэнтному переживанию содержания (идеи и средств выразительности). Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

 Отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Л. С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой — акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим.

Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:

- собственно-эмоциональное развитие;

- опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно эмоциональное развитие — это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно-эмоциональное развитие — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать, прежде всего, поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условия для этого будут:

1. Формирование ценностных представлений:

- нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость);

- интеллектуальных (истина, знание, творчество);

- эстетических (красота, гармония);

- социальных (семья, этнос, отечество);

- валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);

- материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда)

2. Использование приёмов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания.

В формировании отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

Многие авторы едины во мнении, что дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только с взрослыми, но и со сверстниками. Результаты их исследований показали, что дошкольник не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности в контактах с ровесниками оказывается как бы выше. Равенство сверстника позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.

К методам развития эмоциональной отзывчивости относят:
• Смыслораскрыващие методы, позволяющие детям определить
ценность эмоциональных переживаний («Почему она тебе нравится?», «Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.);
• Установки-общение («Задай вопрос друг другу о его настроении»);
• Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше»);
• Сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга» и др.);
• Знаково-символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки-средства эмоций (рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты и пр.), с помощью которых они отмечают своё настроение);
• Мимические маски (детям предлагаются различные мимические изображения, эмоциональные схемы, пиктограммы, с помощью которых они демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные состояния, а также соотносят их с речевыми клише);
• Пантомимические этюды («Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось», «Страшилки»);
• Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь, для чего человеку нужны эмоции?», «Расскажи о сказочных героях, которые проявляли такие же эмоции, какие проявляешь сейчас ты» и др.);

• Методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга;

• Игровые методы.

А.Д. Кошелева считает, что значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста отзывчивости принадлежит семье. Автор отмечает, что в условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разным. А.Д. Кошелева пишет, что опыт полный и разносторонний — у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях, по утверждению автора, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А.Д. Кошелевой, складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку. Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (у родителей разные представления о воспитании ребенка).

А.Д. Кошелева также говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости.

Итак, развитие отзывчивости зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком; так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Старший дошкольный возраст – это период преимущественного формирования нравственно облика будущего гражданина, воспитания его гуманных чувств. Большинство исследователей отмечают впечатлительность старшего дошкольника, его отзывчивость на все яркое и необычное, легкую заразительность эмоциональными переживаниями других людей. Ребенок этого возраста способен на глубокие переживания и сопереживания, сочувствие и участливость в чужом горе, к чему его во многом побуждает предшествующий опыт, в котором нашли отражение обиды, утраты и страдания. На проявление отзывчивости накладывает отпечаток специфика воображения старших дошкольников – его наглядность и конкретность. Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план, и перед его взором проходят живые образы и картины (А.Г. Рузская). Для старших дошкольников более характерно понимание доброты и отзывчивости в «материальном» проявлении – «отдал», «помог». Меньшее внимание обращается на то, что эти качества могут проявляться в духовной поддержке, во внимании, в приветливо сказанном слове. К тому же сама по себе чувствительность к переживаниям других людей может и не быть связана с высокими ступенями отзывчивости, оставаясь на уровне сопереживания: девочки этого возраста, например, могут заплакать, глядя на свою плачущую подругу вовсе не от того, что считают ее несправедливо обиженной, но только лишь потому, что видят ее слезы.

Вместе с тем, старшие дошкольники довольно часто не реагируют на переживания окружающих лишь потому, что не понимают их. Поэтому следует чаще обращать внимание детей на внешнее проявление чувств других, учить их мысленно «проигрывать» возможные последствия своих действий, рассказывать о каком-либо своем поступке от лица того человека, кого этот поступок в той или иной степени затронул. Это особенно важно для данного возраста, поскольку именно здесь происходит развитие эмоциональной выразительности, расширение сферы экспрессивности, обогащение интонаций, оттенков мимики. Большинству старших дошкольников свойственна неустойчивая эмоциональная отзывчовость, зависящая от ситуации и значимости объекта. Ребенку пяти-семи лет трудно представить себе переживания другого, увидеть себя в тех ситуациях, в которых он не мог участвовать по своему опыту. Расширяющееся общение и развитие психических функций формируют у ребенка способность стать на место другого, что способствует развитию высших форм эмпатии.

Таким образом, отзывчивость детей дошкольного возраста рассматривается как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие. Ребенок дошкольного возраста способен на глубокие переживания и сопереживания, сочувствие, к чему его во многом побуждает предшествующий опыт, в котором нашли отражение обиды, утраты и страдания. Большинству дошкольников свойственна неустойчивая эмпатия, зависящая от ситуации и значимости объекта. Они довольно часто не реагируют на переживания окружающих лишь потому, что не понимают их. Поэтому следует чаще обращать внимание детей на внешнее проявление чувств других, учить их мысленно «проигрывать» возможные последствия своих действий, рассказывать о каком-либо своем поступке от лица того человека, кого этот поступок в той или иной степени затронул. Это особенно важно для данного возраста, поскольку именно здесь происходит развитие эмоциональной выразительности, расширение сферы экспрессивности, обогащение интонаций, оттенков мимики.

1.2.  Педагогические возможности театрализованных игр в воспитании отзывчивости старших дошкольников 

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально  написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии , вводят дополнительные роли , меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за Зайчиком – Побегайчиком на пороге дома появляется Белочка – Пушистый хвостик , затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своими представлениями о необходимости жить  дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем – то не похож на тебя.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому перед театром всегда стояли задачи развлекать, воспитывать, проповедовать.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и разностороннего развития детей.

Театрализованные игры позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий, а также происходит развитие интегративных качеств дошкольников.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Во многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.

Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот - побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть непривлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли. По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Еще одна проблема отрицательного персонажа - последствия его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности ("Красная Шапочка"), Ленивица - за грубость, жадность, наглость ("Двенадцать месяцев"). Иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей.

Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному, но и контролировать свое поведение. Однако не стоит акцентировать на этом внимание сверстников, заострять всегда болезненный момент самокритики.

Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают "артисту", как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях разностороннего воспитания личности.

Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

 Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театрализованных играх дошкольников. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:

• Становление и совершенствование театрализованной деятельности влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников;

• Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей.

Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в группе, способствует активизации отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками.

Понимание сущности и механизмов развития отзывчивости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении.

Приобщение детей к театрализованным играм начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста.

Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяют поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, чтобы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.

Для формирования отзывчивости дошкольников разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций, разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим.

Вне занятий следует активно использовать в работе с детьми психологические игры и ритмопластику. Дошкольникам интересны игры в уголке ряженья, игры-драматизации, различные виды театра: театр бибабо, теневой, пальчиковый театр, плоскостной театр. Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.

Развитие отзывчивости у дошкольников в театрализованных играх происходит поэтапно.  В младшем и среднем возрасте детям интересны выступления театра взрослых. После каждого просмотра проводится беседа, где обращается внимание на эмоциональное состояние персонажей, мимические и интонационные особенности передачи образа. Предлагаются игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Так в группе впервые появляется куб настроений.  Проигрывания детьми упражнений в «чистом» виде неэффективно. Поэтому используются спектакли-миниатюры, развивающие умение передавать в движениях тот или иной образ. С целью развития творческих способностей предлагается детям не просто инсценировать хорошо знакомую сказку, но сделать ее интересней, для чего добавлялись смешные эпизоды и слова героев, новые персонажи. На помощь приходят сюжеты из современных мультфильмов и художественных произведений. В старшей группе необходимо ориентировать работу на совершенствование исполнительских навыков у дошкольников, стимулирование проявления инициативы и творчества в театральной деятельности, поощрение импровизации. Театрализация в старшем дошкольном возрасте становится спектаклем, в котором ребенок играет роль уже не для себя, а для зрителя. Поэтому спектакли, поставленные детьми, включались в содержание праздничных утренников: на новогодних утренниках были представлены инсценировки «Пряничный домик» и «Золушка», на утреннике, посвященном празднику 8 марта, - «В гости к бабушке».

Развитие ребёнка идёт от движения к слову. Поэтому детям легче выразить свои чувства, эмоции через пластику тела. Следовательно, используются специальные упражнения для расслабления различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела (упражнения «Ласковые ладошки», «Чудесный сон котенка», игра «На полянке»).

С помощью стихотворений развивается голосовой аппарат, активизируется весь организм ребёнка. Говоря от имени определённого мультипликационного персонажа, ребёнок раскрепощается, старается передать его индивидуальные интонации.

В режимных моментах необходимо использовать психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др., а также настольный и пальчиковый театр.

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания отзывчивости должно осуществляться через консультации, рекомендации, родительские собрания, где будут обсуждаться проблемы и причины преобладания негативных или позитивных эмоций в жизни ребенка, значение игровой деятельности в нравственном развитии ребенка.

Таким образом, театрализованные игры не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, ставят перед ребенком немало важных задач.

Дошкольный возраст является сензитивным для воспитания отзывчивости как качества личности дошкольников. Театрализованные игры дошкольников способствуют воспитанию отзывчивости, так как позволяют не только изучить особенности восприятия и понимания дошкольником эмоционального состояния другого человека, но и способствуют проявлению сопереживания, сочувствия в ситуациях прогнозирования собственного поведения, а также проявлению эмоциональной отзывчивости в реальных ситуациях взаимодействия дошкольников.

Конец формы

Глава вторая. Опытно-практическая  работа по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх

2.1. Определение уровня сформированности отзывчивости у старших дошкольников

       В  опытной работе принимали участие дошкольники подготовительной к школе группы ГБОУ  детского сада № 1538.  

Имя дошкольника

Возраст

1

Камила

6лет 10мес

2

Даниил

6лет 4мес

3

Ангелина

6лет 3мес

4

Рома

6лет 3мес

5

Ева

6лет 5мес

6

Матвей

6лет 9мес

7

Максим

6лет 11мес

8

Алина

6 лет 8 мес

Цель первого этапа опытно-практической работы -  определение исходного уровня сформированности отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации первого этапа работы была проведена беседа по карточкам (В.В. Бойко), а также разыгрывание отрывка из художественного произведения.

Карточки были предложены в следующем порядке: 1) изображение мальчик обижает девочку 2) изображение эмоций: радость, страх, удивление, грусть, гнев.

Дошкольникам предлагались вопросы:

1. «Что вы видите на картинках?

2. Что делает изображенный человек?

3. Что он чувствует?

4. Как вы об этом догадались?

Критерии оценки уровня развития отзывчивости:

Достаточный уровень - сопереживание проявляется ярко, умеет выразить свои эмпатийные проявления через мимику и жесты.                          

Допустимый уровень - сопереживание проявляется, но не всегда, понимает, но не умеет выразить и передать через мимику и жесты.

Недостаточный - сопереживание скрыто или не проявляется, не умеет выразить и передать через мимику жесты.

Несмотря на условность изображения, дети в целом правильно поняли и смогли выполнить это задание. Дети остановили свой выбор на картинках, где было изображено только мимическое выражение печали, плача, говорили о том, что девочка плачет, ее обидели. Эмоциональное состояние грусти, печали вызвало у детей  наибольший отклик. Возможно,  выбор карточек с данными эмоциональными состояниями связан с изобразительными особенностями, где гиперболизировано состояние плачущего человека.

Проверка  уровня отзывчивости в этом задании показала, что с одной стороны, дети понимают меру условности, а с другой стороны, проявляют к этому разное отношение. Разглядывая иллюстрацию, где изображено лицо человека, испытывающего ужас, страх, дети интерпретировали это по – разному:

- У него глаза закрылись, потому что песок в глаза попал. Ему плохо, наверно, больно. Его жалко. (Даниил)

- Он грустный, его кто-то обидел, его сразу становится жалко, надо его пожалеть, может он тогда перестанет грустить. (Ева)

- Он  растерялся.  Наверно ничего не понял. (Андрей)

- Человечек плачет, он расстроился, его никто не любит. (Ангелина)

-  Наверно у него что-то отняли. Ему очень плохо. (Максим)

- Человек чувствует себя плохо, потому что  подрался. (Матвей)

- А этот любуется на красоту ему хорошо. (Ева)

Но в основном дети отмечали, что человеку плохо, но не знают почему.

Для того, чтобы выяснить как в реальных взаимоотношениях  проявляется отзывчивость, детям была предложена проблемная ситуация.

Дошкольникам  предлагалось разыграть сценку из сказки, где главными героями должны были быть  принц и принцесса, а остальные дети их слугами. Ситуация никак ни могла решиться, все хотели быть или принцем или принцессой. Воспитатель предложила вытянуть жребий.  

Детям задавали следующие вопросы:

1.Как вы относитесь к  ребенку,  который стал принцем, принцессой.

2. Как бы вы общались с детьми после распределения ролей.

3. Будете вы участвовать в разыгрывание сценки.

4.Как бы вы поступили в этой ситуации.

       Предлагаемая шкала проявления эмпатии в «проблемной ситуации»:

Достаточный уровень:  ребенок понимает сложившуюся ситуацию, спокойно уступая «главную» роль, принимая на себя второстепенную.

Допустимый уровень: ребенок понимает сложившуюся ситуацию выбора, уступает роль, при этом, не указывая, что очень хочет взять на себя «главную» роль.

Недостаточный - равнодушие к создавшейся ситуации или проявление зависти, явного недовольства, злости.

       В разрешении проблемной ситуации проявились такие эмпатийные качества детей как: взаимопонимание, отзывчивость, соучастие, а также некоторые дошкольники продемонстрировали: недопонимание, злость, обиду,  зависть по отношению к другим.

- Я люблю выступать, и хотелось очень быть принцессой. (Ангелина)

- Андрей пусть будет принцем, я с ним дружу, а  слугой буду я. (Максим)

- Хочу быть принцессой, но не обижусь, если будет другая девочка. (Ева)

- Мне все равно кого я буду играть в сценке. (Даниил)

- Не буду участвовать в этой сценке.  (Рома)

- Немножко завидую принцессе.  (Камила)

- Не буду драться,  это же игра. (Матвей)

-  Очень  рассердилась, что я не принцесса. (Алина)

Таблица 1

Сформированность отзывчивости у старших дошкольников

Имена детей

Достаточный

Допустимый

Недостаточный

1.

Камила

+

2.

Даниил

+

3.

Ангелина

+

4.

Рома

+

5.

Ева

+

6.

Матвей

+

7.

Максим

+

8.

Алина

+

       

Таким образом, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в основном распознают эмоциональные состояния на картинке. Четко определяют радость, грусть, гнев. Тяжелее детям угадать такие эмоциональные состояния  как удивление, страх. Если многие дети правильно определяли эмоциональные состояния на картинке, то при ответе на такие вопросы как «Что он чувствует? Как ты об этом догадался?» многие дети, среди которых Рома, Алина, Матвей, Камила, достаточно равнодушно отнеслись к карточке где «мальчик обижает девочку», в разговоре не чувствовалось проявления сочувствия, сопереживания с их стороны по отношению к девочке. Даниил, Ева, Максим – пожалели «девочку», осудили поступок «мальчика». Даже при определении таких состояний как грусть, Ева и Даниил проявили отзывчивость на эмоциональное проявление, изображенное на карточке. При распределении ролей дети сразу проявили свое отношение. Даниил, Ева, Максим положительно восприняли информацию, что им не досталась главная роль, при этом в из ответах чувствовалось проявление уважения, соучастия, отзывчивости к другим детям. Остальные дети не смогли порадоваться за детей, которым достались главные роли.

2.2 Проведение и анализ опытной работы по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх

На втором этапе опытно-практической работы в качестве игрового репертуара были использованы следующие художественные произведения: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Теремок» и др.

Перед разыгрыванием театрализованных игр  был организован предварительной этап педагогической работы, направленный на активизацию отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания.

За основу были взяты методические разработки упражнений А.И. Бурениной, этюдов Э.Г Чуриловой. Данные упражнения и этюды  были направлены на обучение дошкольников умению распознавать разные эмоциональные состояния и подготовку к проведению театрализованных игр.

На 1 этапе детям было прочитано стихотворение Е.Благиной «Посидим в тишине». Далее была проведена беседа по вопросам: «Почему девочка не стала играть? Почему она не заводила юлу? А как вы себя ведете, когда мама или папа отдыхают? Чем вы занимаетесь в это время?» далее предложено  детям послушать тишину.

Оказалось, что слушание тишины для детей может быть очень интересным занятием. Рома сказал после слушания, что оказывается  не так тихо, что много звуков вокруг, что слышно как шумит ветер за окном.

На следующем этапе детям было предложено послушать  аудиозапись с различными видами шумов и дано задание -  оправдать шум.  На вопрос, где находится Буратино, Ева предположила, что на море. В задании придумать и рассказать, почему плачет щенок, Ева решила, что щенок плачет, он потерялся, что он ищет маму. В задании  -  какая погода на улице, Камила предположила, что идет грибной дождь, светит солнышко, и хочется босиком побегать по травке. В целом все дети активно работали.    

Также в качестве одного из игровых упражнений детям были даны картинки, после чего их попросили ответить на вопрос: «что чувствует человек, изображенный на картинке?» «Как бы ты мог этого человека утешить или ободрить в зависимости от изображенного состояния?». Дети отвечали, что человеку грустно, он плачет, кого – то зовет и так далее, однако в процессе подбора слов утешения или одобрения слова не были разнообразными, в основном подражали тем, кто уже высказал свое мнение. Однако следует отметить, что все ответы были ситуативно правильны.

Совместно с воспитателем группы, предложили детям разыгрывание отрывков из сказок «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», но перед этим попросили ответить на вопросы: Как вы относитесь к детям, которые получили главную роль?», «Как бы вы общались с детьми после распределения ролей?», «Будете вы участвовать в сценке?».

На следующем этапе были организованы театрализованные игры.

Детям была предложена театрализованная игра по известной сказке «Заюшкина избушка». На наш взгляд, сюжет и текст сказки «Заюшкина избушка» педагогически целесообразен для организации на его основе театрализованной игры, так как ситуация действия в этой  сказке построена на принципе градации, то есть постепенного усиления, увеличения эмоционального сочувствия, сопереживания герою сказки – Зайцу, Петушку, который выручает его, и включает в этот процесс спасения, сочувствия  других героев – Cобаку, Волка, Медведя.

Организация игры осуществлялась в следующем порядке:

     1. Чтение сказки детям воспитателем.

     2. Уточнение восприятия и понимания сказки детьми. Уточняющие        вопросы по содержанию, сюжету, персонажам.

     3. Целенаправленная беседа с детьми по вопросам для выявления   эмоционального отклика у детей:

1. Вам жалко зайчика? 2. А что бы вы сделали, если бы зайчик обратился за помощью к вам?

     4. Распределение ролей.

     5. Разыгрывание сказки.

   6. Беседа с детьми по итогам разыгрывания. Выявление их эмоционального отношения.

Дети с интересом слушали сказку. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Вам жалко зайчика?» дети дали положительный ответ. Подобные ответы  дети давали уверенно и убедительно, в них прослеживалось положительное отношение, которое пока не проявлено, но которое они предполагают проявить в ходде театрализованной игры.

Во второй части беседы детям предлагалось описать, как бы они помогли Зайчику. В ответах детей на этот вопрос дети проявили разнообразие отношений и оценок.

- Матвей предложил научить Зайчика хорошо драться, тогда бы никто не занял его избушку.

- Ева очень жалела Зайчика и хотела позвать волшебника, чтобы он превратил Лису в другого Зайчика  и они бы жили вместе.

- Рома предложил построить Лисе лубяную избушку и сказал, что Заяц – «слабак».

- Камила сказала, что она не отходила бы от Зайчика ни на минуту, и тогда бы Лиса не отняла у него избушку.

Хотя большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки и выражали сочувственное отношение, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому. Манера ответов детей на второй вопрос была непосредственная и откровенная. Эмоциональное отношение было выражено явно. Только исходя из собственного социального опыта и сформированного ценностного отношения к другому дети выражали свое отношение. По мере формулирования ответов дети раскрывали нравственный смысл ситуации помощи другому, обнаруживали собственные переживания, побуждения к действию. Безусловно, способы помощи, которые предлагались детьми, были проще и легче, как и все способы оказания помощи в каких – то жизненных ситуациях, с которыми вероятно, сталкиваются дети в жизни.  

В ходе разыгрывания художественного произведения Матвей, играющий роль зайца, был скован, стеснителен, не проявлял никаких эмоций, лиса (Камила) все время его подталкивала и тормошила. У Даниила была роль медведя, он сыграл ее очень эмоционально и ярко. Максим, игравший петуха, очень ярко выражал сочувствие к зайцу, выгоняя лису громко кричал, махал «косой» и топал ногами.

В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сценку из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Были заданы вопросы: 1.Жалко ли вам ласточку? Как вы относитесь к мыши, которая приютила «Дюймовочку».

Сказка «Дюймовочка» очень нравится детям,  поэтому эмоциональные отношения были явно выражены.

 - Ева сказала, что она взяла бы ласточку домой и сама ее отогрела и накормила. 

 - Матвей сказал про мышь:  Она добрая и деловая, она приютила «Дюймовочку», а то бы она умерла от холода.

                 -Камила сказала, что я боюсь неживых птиц, я ее быстро бы накрыла листиком и убежала.

Разыгрывая сценку из  сказки «Дюймовочка», дети очень серьезно отнеслись к своим ролям. Сценка показывалась в группе. Ева играла роль «Дюймовочки», взяла в руки «ласточку», положила на колени, гладила ее и приговаривала: «не умирай, не умирай». Ева очень ярко выражала сочувствие, сострадание. Камила играла мышь, эмоциональное отношение к роли выражалось  ярко, говорила она громко, хорошо использовала мимику и жесты. Матвей, игравший крота был очень убедителен, с закрытыми глазами ходил ощупывая, и говорил  «иди ко мне Дюймовочка, я тебя не обижу».

Также детям было предложено поставить этюд по сказке В. Гауфа «Карлик Нос».

Детям были заданы следующие вопросы: 1. Вам жалко мальчика, которого колдунья превратила в карлика? 2. Стали бы вы дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки «Карлик Нос».

        Дети с большим интересом прослушали отрывок из сказки. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Вам жалко мальчика,  которого колдунья превратила в карлика?», дети дали утвердительный ответ. Однако эти проявления отзывчивости у некоторых детей формальные, без глубокого понимания и соотнесения с реальной действительностью. Такой ответ необходимо расценивать как начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого.  

Во второй части беседы детям предлагалось ответить: «стали бы они дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки Карлик Нос»

- Даниил сказал, что я буду дружить с таким мальчиком, мне его жалко.

- Ева долго думала и сказала, что буду жалеть, меня же все жалеют, когда я падаю или когда меня кто – нибудь обижает.

- Камила заявила, что никогда дружить не буду с таким.

- Ангелина сказала, что обязательно буду дружить, ведь он скоро станет красивым.

Хотя большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки сочувственное отношение, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому.

Маму мальчика играла Ангелина, очень ярко выражала свои эмоции  не стесняясь детей громко причитала и обзывала колдунью. Камила играла колдунью и ее это очень радовало, она подбегала к детям, и говорила:  «Заколдую, всех заколдую, я не злая». Матвей, он играл карлика, не замечал изменения в своей внешности, все время чувствовал себя защитником и не отходил от Евы. Ева была принцессой, но ярких эмоций не выражала, больше молчала.

После прочтения детям художественного произведения «Петушок и бобовое зернышко»  были заданы вопросы: 1. Вам жалко петушка? 2.А что бы вы сделали, если петушок обратился за помощью к вам? 

-Даниил предложил, что можно было постучать Петушку по спинке, так поступает мама, когда помогает ему.

- Ангелина в этой ситуации сказала, что позвонила бы доктору, который лечит животных – ветеринару.

- Маша сказала, что дала бы Петушку попить водички.  

- Ева сказала, что она не отходила бы от Петушка ни на минуту, а вдруг с ним еще что – нибудь случится.

Большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки и выражали сочувственное отношение, некоторые дети испытывали трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации. Манера ответов детей на вопросы была непосредственная и откровенная.

Роль коровы вызвалась играть Ева, объяснила это так: «Я буду кормить всех детей», исполняя свою роль веля себя как «маленькая мама» и с чувством повторяла: «Возьми петушок маслица, смажь горлышко». Матвей играл петушка: ситуация, когда он лежал на ковре, подавившись зернышком, давалась ему трудно, он еле сдерживал смех. Однако другие дети, игравшие роли: курочки, хозяйки, кузнеца постоянно подбегали к нему   гладили по головке, по перышкам и утешали его.

 В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сценку из сказки «Красная шапочка».

Были заданы вопросы: 1.Жалко ли вам бабушку? Как вы относитесь к волку, который съел девочку и бабушку?».

- Ева сказала, что да ей было жалко бабушку и красную шапочку. 

- Даниил сказал, что к волку он относится плохо и если бы он был волком, то никого бы не съел.

 - Камила сказала, что если бы она была бы бабушкой или красной шапочкой, то была бы внимательней и не попалась бы волку.

Разыгрывая сценку из  сказки «Красная шапочка», дети очень серьезно отнеслись к своим ролям. Сценка показывалась в группе. Ева играла роль «Красной шапочки». Матвей играл волка, у него получилось передать все эмоции и поведение волка. Камила играла роль бабушки. А остальные дети были дровосеками.

В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сказку «Теремок».

        Дети с большим интересом прослушали отрывок из сказки. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Правильно ли сделали звери, что пустили медведя?», дети дали утвердительный ответ. Однако эти проявления отзывчивости у некоторых детей формальные, без глубокого понимания и соотнесения с реальной действительностью. Такой ответ необходимо расценивать как начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого.  

Во второй части беседы детям предлагалось ответить: «А вы бы пустили медведя?»

- Ева сказала, что да.

- Матвей долго думал и сказал, что он бы сначала построил новый дом побольше, чтобы медведь поместился.

Большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки проявляли отзывчивость к персонажам, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому.

Мышку играла Ева, которая очень ярко выражала свои эмоции (отзывчивость, сочувствие) не стесняясь детей. Матвей играл зайчика. Камила играла лягушку - у нее очень хорошо получалось передать эмоции и интонацию этого персонажа. Ангелина, выполняя роль лисички, очень эмоционально вжилась в образ.

В заключении дети совместно с воспитателем группы, Оксаной Александровной, показали сказку «Заюшкина избушка» детям второй младшей группы. В запланированный день, проведя необходимые подготовительные работы, во второй половине дня был устроен досуг для младшей группы. «Артисты» очень волновались. В музыкальном зале были расставлены стулья, подготовлены декорации. Зрительный показ театрализованной игры по сказке «Заюшкина избушка» для младшей группы состоялся.

Также с помощью воспитателя группы было организовано сотрудничество с родителями по вопросам воспитания отзывчивости у детей  старшего дошкольного возраста. Оксана Александровна провела с родителями семинар по обмену опытом о методах и формах воспитания отзывчивости у старших дошкольников. Как одна из эффективных форм была рассмотрена театрализованная игра. Родителям также было предложено уделять внимание  чтение книг, рассматриванию иллюстраций, фотографий играющих детей,  рассказы детям о том, как родители играли в детстве. Проблемные ситуации в ходе игры, беседы с детьми о поступках героев, совместные театрализованные игры помогают детям разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими.

После проведенной работы по воспитанию отзывчивости у старших дошкольников детям было повторно предложено определить эмоциональное состояние человека по карточкам, при этом особое внимание обращалось на проявление сочувствия и сопереживания детей к состоянию, символически  изображенному на карточке, которое проявлялось в высказываниях дошкольников. Детям было предложено повторно рассмотреть карточки, задавались вопросы:

 1. Что изображает этот человек?

 2. Как он себя чувствует?

 3. Как вы об этом догадались?

Дети с большим вниманием рассматривали картинки и правильно понимали задание. Результаты проявления отзывчивости показали следующее. Эмоциональное состояние грусти опять вызвало у детей наибольший отклик. Ответы детей прозвучали так:

 1. Этот  человечек  просто умоляет, чтобы его не обижали, и поэтому тихо льет слезы. (Ева)

 2. Я всегда очень волнуюсь, если  рядом кто-то плачет, этого человека наверно обидели и ему нужно помочь. (Ангелина)

 4. Этот человек о чем – то мечтает, он сложил ручки так будто что – то просит. (Камила)

 5. Этот человек грустный, как Пьеро, я иногда тоже люблю погрустить. У меня губы сразу опускаются вниз. (Максим)

 6. Этот человек не может понять, что произошло, поэтому так развел руки. (Рома)

 10. Когда  человеку плохо, он грустный. (Матвей)

          В проведенной далее беседе проговорили с детьми о том, что все они заметили, что если человеку плохо, это очень заметно по выражению его лица, по его жестам.

            В ходе наблюдения в группе и на прогулке,  дети чаще стали проявлять отношение соучастия, отзывчивости через оценку  «плохо» или «хорошо себя чувствует». В группе Максим построил железную дорогу из конструктора, а Даниил ее сломал, Максим стал плакать, дети подошли к Даниилу и стали говорить ему, что Максиму плохо и обязательно надо извиниться, что нужно помогать друг другу (обычно дети жаловались воспитателю), остальные дети предложили Максиму свою помощь, и они все вмести построили новую дорогу.

Таблица 2

Динамика развития отзывчивости у старших дошкольников

Имена  детей

Достаточный

Допустимый

Недостаточный

1.

Ева

+

2.

Даниил

+

3.

Матвей

+

4.

Рома

+

5.

Ангелина

+

6.

Максим

+

7.

Камила

+

8.

Алина

+

Таким образом, можно сделать вывод, что дети стали лучше распознавать эмоциональные состояния. определяют радость, грусть, гнев. В группе наблюдались ситуации, в ходе которых дети могли обидеть других, но при этом, стоит отметить, что остальные дошкольники отзывались на проявление недоброжелательности в сторону ребенка, осуждали данный поступок и жалели обиженного ребенка. Можно сделать вывод том, что самостоятельное проявление отзывчивости старших дошкольников повысилось, направленность проявлений дошкольников расширилась; у большинства детей отмечалась адекватность отзывчивых проявлений в соответствующих ситуациях и адекватность отзывчивого поведения; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие-содействие по отношению к другим: сверстникам, взрослым.

Таким образом, проведенная опытная  работа показала, что целенаправленное использование театрализованных игр в контексте эмоционального воспитания дошкольников имеет  результат.       

 Развитие отзывчивости в театрализованных игр будет проходить эффективно, если работа будет идти в нескольких направлениях: развитие понимания детьми эмоциональных состояний, воспитание отзывчивого отношения к эмоциональным проявлениям. Следует отметить, что воспитание отзывчивости как качества личности дошкольника будет эффективным при продолжительном педагогическом воздействии и при наличии проявления отзывчивости, сочувствия в семье.

Заключение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, полученные в ходе опытно- практической работы данные, позволили сформулировать следующие выводы:

Отзывчивость детей дошкольного возраста рассматривается как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие. Большинству дошкольников свойственно неустойчивое проявление отзывчивости, в зависимости от ситуации и значимости объекта.

Наиболее эффективным педагогическим средством развития отзывчивости старших дошкольников с учетом особенностей современных дошкольников является театрализованная игра, так как:

- это игровая деятельность, в которой ребенок чувствует эмоциональные состояния персонажей, занимает позицию сочувствующего;

- игровой образ, требует от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;

- репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению;

- игре предшествует подробный анализ сюжета и поступков героев, обсуждение стратегий их поведения.

По итогам первого этапа работы можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в основном распознают эмоциональные состояния на картинке. Четко определяют радость, грусть, гнев. Тяжелее детям угадать такие эмоциональные состояния как удивление, страх. Если многие дети правильно определяли эмоциональные состояния на картинке, то проявления отзывчивого отношения, сочувствия, сопереживания наблюдались далеко не у каждого ребенка. Многие дети не смогли порадоваться за детей, которым достались главные роли.

На втором этапе опытно-практической работы в качестве игрового репертуара были использованы следующие художественные произведения: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Теремок» и др. Перед разыгрыванием театрализованных игр был организован предварительной этап педагогической работы, направленный на активизацию отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания. За основу были взяты методические разработки упражнений А.И. Бурениной, этюдов Э.Г Чуриловой. Данные упражнения и этюды были направлены на обучение дошкольников умению распознавать разные эмоциональные состояния и подготовку к проведению театрализованных игр.

По результатам проведенной работы было отмечено, что повысилась степень устойчивости и самостоятельности отзывчивых проявлений; у большинства детей отмечалась адекватность отзывчивых проявлений, отзывчивого поведения в соответствующих ситуациях; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие-содействие по отношению к другим: сверстникам, взрослым.

Таким образом, воспитание отзывчивости в театрализованных играх будет проходить эффективно, если работа будет идти в нескольких направлениях: развитие понимания детьми эмоциональных состояний, воспитание отзывчивого отношения к эмоциональным проявлениям, сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Список литературы

  1.  Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений и социальная психология детства // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. – С. 34 – 39.
  2.   Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М., 2003. - С. 25 – 43.
  3.  Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей.  – Самара: СамГУ, 2001. – 86 с.
  4.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.:  Педагогика-пресс, 1996.- С. 63 – 65.
  5.  Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего
    школьного возраста. – М.: МГУ, 2006. – С. 89 – 91.
  6.  Гоношенко Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. - 2005.- № 4. – С. 28 -31.
  7.  Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. – С. 15 – 18.
  8.  Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Избр. психол. труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2006. - С. 112 – 115.
  9.  Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – С. 201.
  10.   Картушина И.А. Театральные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 28 – 45.
  11.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2009. – С. 309 - 319.
  12.  Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2002. - С. 19 – 27.
  13.  Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для работников ДОУ. 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ. 2003. – 48 с.
  14.   Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000. – С. 21 – 53.
  15.  Стрелкова Л.П. Развитие социальных эмпатий у детей дошкольного возраста / Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – С. 48 – 62.
  16.   Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001. С. 25 – 68.

                                                                                        

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19818. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры поведения у детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности 64.68 KB
  Теоретические основы воспитания культуры поведения у детей 4-5 лет в игровой деятельности. Воспитание культуры поведения у детей 4-5 лет в психолого-педагогической литературе. Особенности усвоения норм поведения детьми 4-5 лет. Игровая деятельность как средство воспитания культуры поведения у детей 4-5 лет. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры поведения у детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности.
9993. Опытно-поисковая работа по эмоциональному воспитанию личности школьника средствами музыкального искусства 178.2 KB
  На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии школьников прежде всего необходимо координально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний...
11011. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности младшего школьника на основе художественно-эстетического образования 117.93 KB
  Особенно важно художественно-эстетическое образование начинать в раннем возрасте, наиболее благоприятном, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития личности, в том числе и в развитии толерантности.
6413. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению 159.33 KB
  Выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации; определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках; разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе...
15082. Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах 39.34 KB
  Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на дорогах. Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах. Учитывая что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше чем учениками школы необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах начиная с дошкольного возраста. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей...
20564. МОТИВАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 336.12 KB
  Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи. Анализ результатов исследования мотивационной готовности к школьному обучению у дошкольников с нарушениями речи5. Коррекционно-развивающая программа по формированию у старших дошкольников с нарушением речи мотивационной готовности к школьному обучению. Сравнительный анализ результатов диагностического исследования мотивации к школьному обучению у дошкольников с нарушениями речи после коррекционно-развивающего...
4858. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 34.24 KB
  Характеристика познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Педагогические условия формирования опыта познавательной деятельности. Организация НОД по формированию опыта познавательной деятельности у старших дошкольников.
13580. Особенности формирования речевой компетентности у старших дошкольников 140.57 KB
  В программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет Біз мектепке барамыз разработанной на основе новых требований раскрывается содержание образовательной области Коммуникация которая включает задачи и содержание работы по развитию связной речи индивидуальных способностей старших дошкольников к речевой деятельности умения строить содержательный монолог демонстрировать речевое творчество с целью подготовки к грамоте и письму стимулирование коммуникативной познавательной деятельности формирование...
5296. Дидактическая игра – как средство развития воображения у старших дошкольников 39.38 KB
  Развитие воображения в дошкольном возрасте. Педагогические рекомендации по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх. Последнее означает что ни в чем другом кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
763. Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников 79.56 KB
  Знакомство детей с народным искусством поэтическим музыкальным танцевальным декоративноприкладным в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. В современной практике дошкольного образования представлено значительное количество программ которые решают задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям. Но вместе с тем все представленные программы предполагают в основном только работу с детьми...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.