Стандартизация в системе управления качеством

По определению международной организации по стандартизации ИСО стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности. Стандарт – это нормативнотехнический документ по стандартизации устанавливающий комплекс правил норм требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом....

2014-07-07

14.55 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 6. Стандартизация в системе управления качеством

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизациянормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.

По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизацияустановление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Стандарт это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

единый технический язык;

унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);

типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);

систему классификаторов технико-экономической информации;

достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:

·  безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

·  безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

·  обороноспособность и мобилизационную готовность страны;

·  техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

·  единство измерений;

·  качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

·  экономию всех видов ресурсов.

Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.

Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. 

Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойствомповторяемостью во времени или в пространстве.

Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.

Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.

Основные закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной их реализации и тенденций развития:

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготовляющих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу);

2. Системность стандартизации – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы, предполагает совместимость всех элементов этой сложной системы;

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления, поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам;

4. Эффективность стандартизации. Применение нормативной документации (НД) должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасной жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект;

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), что достигается путем безусловного соответствия разработок требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов;

6. Гармонизация предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле;

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД;

8. Соответствие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других НД необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля;

9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество, включая требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Стандарты сочетают технические, экономические и правовые требования. Технические требования заключаются в том, что стандарты регламентируют научно-техническую подготовку производства, технологию, организацию и процесс труда на всех стадиях создания и эксплуатации изделий.

Экономические требования:

1) стандарты являются нормативом и масштабом измерения качества продукции;
2) стандарты являются средством организации и управления производством;
3) стандарты обеспечивают взаимосвязь между различными звеньями народного хозяйства;
4) стандарты минимизируют затраты на работы и продукты, т. к. однотипные работы и продукты обходятся всегда дешевле.

Правовые требования: стандартнормативный акт, утверждается государственными органами в установленном законом порядке, содержит изложение норм, обязательных для соблюдения. 

Управление качеством происходит на межгосударственном, государственном, межотраслевом, внутриотраслевом и региональном уровнях, а также на уровне фирмы или предприятия. Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

В зависимости от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

стандарты основополагающие;

стандарты на продукцию, услуги

стандарты на процессы;

стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Методы стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. К общенаучным методам относят упорядочение объектов стандартизации и параметрическую стандартизацию. Упорядочение объектов стандартизацииуниверсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных компонентов:

а) систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации (примером может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукцииОКП, который систематизирует всю товарную продукцию в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции);

б) селекция объектов стандартизациидеятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве;

в) симплификациядеятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве;

г) типизация объектов стандартизациидеятельность по созданию типовых (образцовых) объектовконструкций, технологических правил, форм документации;

д) оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений других показателей качества и экономичности.

Параметрическая стандартизация основана на упорядочении объектов стандартизации при помощи составления параметрических рядов характеристик продукции, процессов, классификаторов и т.п.

К числу основных специфических методов стандартизации относятся унификация, агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизация.

Деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. В зависимости от области проведения унификация изделий может быть:

межотраслевая (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности);

отраслевая и заводская (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).

В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть:

внутривидовая (семейство однотипных изделий);

межвидовая и межпроектная (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

Под унификацией понимают действия, направленные на сведение к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия различных изделий, деталей, узлов, технологических процессов и документации. 

Под агрегатированием понимают метод конструирования и эксплуатации изделий, основанный на функциональной и геометрической взаимозаменяемости их основных узлов и агрегатов.

Важнейшим преимуществом изделий, созданных на основе агрегатирования, является их конструктивная обратимость. Агрегатирование позволяет многократно применять стандартные детали, узлы и агрегаты в новых модификациях изделий при изменении их конструкции.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11213. Регулярный менеджмент в системе управления качеством 8.56 KB
  Становление регулярного менеджмента качества в Академии управления ТИСБИ осуществляется поэтапно. На первых порах главные усилия были сосредоточены на создании фундамента качества то есть на формировании материально-технической информационной кадровой базах образования. Современный этап характеризуется дальнейшим развитием системы обеспечения качества прежде всего через совершенствование системы контроля развитие функций аудита мониторинга усиление их роли в принятии управленческих решений. Успехи в области качества достигнутые...
9263. Место службы технического контроля в системе комплексного управления качеством 13.17 KB
  Организационно-техническое обеспечение качества продукции связано с определением уровня качества. Организация управления технологическими процессами включая проведение контроля и испытаний способствует контролю применения передовых методов обеспечения качества и постепенному вытеснению устаревших методов контроля более эффективными и прогрессивными. Служба контроля качества при этом несет три основные вида ответственности перед фирмой: экономическую системную и техническую.
20958. Методы управления качеством 311.65 KB
  Проведя анализ проблемы с помощью причинно – следственной диаграммы Исикавы, мы выявили структуру проблемы. Для того, чтобы снизить финансовые потери и уменьшить себестоимость продукции ( в данном случае – валик), необходимо комплексное воздействие на источник проблемы включает в себя следующие меры
2046. Зарубежные модели управления качеством 349.51 KB
  Главной идеей модели управления качеством он считал улучшение качества за счет уменьшения изменчивости процессов. Практическим результатом этой концепции стала разработка карт статистического контроля качества. Деминг впервые разработал программу менеджмента качества. Вы должны поддерживать постоянное непрерывное движение в правильном направлении к тому дню когда вся компания окажется в процессе улучшения качества всех систем и видов деятельности.
9262. Эволюция систем управления качеством 12.03 KB
  Начало ХХ века ознаменовалось переходом к цеховому контролю качества. Для этого этапа характерно появление большого количества предприятий, на которых группы людей выполняли работу по изготовлению продукции. Во главе этих групп стоял цеховой мастер, отвечающий за качество их труда.
19677. Анализ управления качеством продукции ООО «Яркий мир» 176.91 KB
  Теоретические аспекты управления качеством продукции. Совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции на промышленном предприятии. Анализ управления качеством продукции ООО Яркий мир. Организация службы управления качеством продукции на производственном предприятии.
9229. Важнейшие стратегии управления качеством продукции 24.13 KB
  Однако для более полного решения проблем качества этого оказалось недостаточно. Повышение качества получаемых со стороны изделий рассматривалось руководством компаний как одна из главных составляющих осуществляющейся ими в эти годы программы ноль дефектов . Кроме того выбирая поставщиков компаниизаказчики обращали особое внимание на следующие моменты: на то как поставщик понимает проблему качества какие меры принимает по его повышению насколько совершенен процесс производства на его предприятиях с точки...
19915. Анализ управления организационной культурой в системе управления персоналом в ТОО »GLOBAL TRANS LOGISTICS» 105.63 KB
  Сущность и механизм формирования организационной культуры в организации. Система взаимодействия и взаимосвязи управления и организационной культуры организации. Зарубежный опыт влияния организационной культуры на деятельность организации Методика совершенствования организационной культуры организации...
1334. Анализ системы управления качеством в ООО СК «Чулпан-Жизнь» 292.83 KB
  Основные направления к внедрению системы менеджмента качества в страховой компании 3. Проблемы внедрения системы менеджмента качества в страховых компаниях 3. Рекомендации по разработке основной документации системы менеджмента качества в страховой компании Заключение 74 Список использованной литературы Приложения Введение Актуальность внедрения современных СМК в производстве зависит от тех процессов которые являются ведущими в современной экономике переходящей...
10968. Организация управления качеством проектов корпоративных систем 67.4 KB
  Понятие “Корпоративные информационные системы КИСâ€. Предмет управления: определение информационных потребностей организации обеспечение создания эффективных информационных систем для удовлетворения информационных потребностей организации создание необходимой организационной и технической базы для информационной системы. Организация управления качеством проектов корпоративных систем Корпоративные системы управления Корпоративные информационные системы управления предприятием предназначены для управления и планирования деятельностью...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.