Формы права собственности на землю в Российской Федерации

Понятие особенности и виды права собственности на землю Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Формы права собственности на землю в Российской Федерации. Право государственной и муниципальной собственности на землю: понятие субъекты и объекты. Право частной собственности на землю: понятие субъекты и объекты...

2015-10-24

19.01 KB

11 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE   \* MERGEFORMAT1


СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

1. Понятие, особенности и виды права

собственности на землю       

  1.  Право владения         4
    1.  Право пользования        5
    2.  Право распоряжения        7

2. Формы права собственности на землю в Российской Федерации           

2.1. Общие понятия         8

2.2. Право государственной и муниципальной собственности  

на землю: понятие, субъекты и объекты      8

2.3.  Право частной собственности на землю: понятие,

субъекты и объекты         12      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           14

ЛИТЕРАТУРА           15

Введение

В данной контрольной работе изучаются вопросы правомочий собственников на землю. Для изучения данных вопросов  надо предварительно уяснить, а что такое собственность на землю. Собственность на землю – экономическая категория, отражающая процесс присвоения земельных богатств отдельными субъектами (гражданами и юридическими лицами, государством, муниципальными образованиями). В правовом государстве процесс присвоения земельных участков в пользу отдельных субъектов носит упорядоченный характер и регулируется правовыми средствами.

В первой части контрольной работы рассматриваются конституционные правомочия собственников земельных участков, т.е.  виды права владения на землю.

Во второй части контрольной работы рассмотрены конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации. Земля как и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Содержание каждой земельной собственности рассмотрено в самостоятельной правовой категории.

1. Понятие, особенности и виды права собственности на землю

В экономическом смысле под собственностью понимается общественное отношение по присвоению и обладанию определенными материальными благами (продуктами природы и труда). Право собственности отличается от понятия «собственности». Право собственности на землю можно понимать в 2 аспектах: 1) как институт земельного права, система правовых норм, регулирующих отношения собственности; 2) как совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Субъект права собственности на землю — это субъект, осуществляющий владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. Субъектами права собственности на землю могут быть лица (граждане и юридические лица), РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Объектом права собственности на землю являются земельный участок, земельная доля.

Содержание права собственности включает владение, пользование, распоряжение землей.

1.1.Право владения

Право владения — это предусмотренная законом возможность фактического обладания земельным участком как определенным видом недвижимости. Это правомочие включает: возможность свободно находиться на земельном участке, возможность требовать возврата земельного участка из чужого владения, возможность иметь соответствующую землеустроительную, правоустанавливающую документацию и другие документы о земельном участке, возможность охранять участок и обозначать внешние границы земельного участка (например, ставить забор).

1.2. Право пользования

Право пользования — возможность использования, эксплуатации земельного участка, возможность извлечения из него полезных свойств, возможность использования его в качестве средства производства и места размещения сооружений и других объектов, возможность удовлетворения экономических, эстетических и иных потребностей общества и собственника.

Законодательством предоставлены собственнику широкие права по хозяйственному использованию земельного участка (ст. 40 ЗК РФ);

- право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленным законодательством, экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями и т. д.

Собственник земельного участка имеет право на:

- посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

- расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ (ст. 40 ЗК РФ).

Вместе с тем собственник обязан:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдая порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и т. д. (ст. 42 ЗК РФ).

1.3. Право распоряжения

Право распоряжения — это возможность определения юридической судьбы земельного участка. Правомочия собственника по распоряжению можно разделить на 3 группы: права собственника на изменение свойств и состояния самой земли (удобрить землю, изменить ее качественное состояние и структуру, осушить земельный участок); права собственника по изменению правового статуса земель (в отношении муниципальной и государственной собственности — перевести земли из одной категории в другую, изменить зону); права на совершение сделок с землею, на ее отчуждение.

Согласно ст. 36 Конституции владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные объекты могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Например, ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. В ВК РФ предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Согласно ст. 8 ВК РФ не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельного участка, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

2. Формы права собственности на землю

Ст. 9 Конституции предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (п. «в» и «г» ст. 72 Конституций и ст. 214 ГК РФ). В п. 2 ст. 214 ГК РФ установлено важное правило, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

2.1. Право государственной и муниципальной собственности на землю: понятие, субъекты и объекты

Право государственной собственности на землю по целевому назначению и месту расположения земельных территорий также подразделяется на два вида: а) федеральная государственная собственность на землю; б) государственная собственность на землю субъектов Российской Федерации.

Муниципальную собственность на землю можно представить в виде земель городов, поселков, сел и иных сельских поселений, населенных пунктов.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Реализация прав собственности связана в этом случае с общественными (публичными) интересами лиц, проживающих на соответствующей территории.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования являются самостоятельными субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений, например в сделках действует как равноправная сторона. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, вступая в договорные отношения по поводу земли, выступают в правоотношениях, регулируемых гражданским и земельным законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами, и действуют здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Государственная собственность на землю состоит из земель, находящихся в собственности РФ (федеральная собственность), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ. В соответствии со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Федеральная собственность

Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

От имени РФ право собственности на земли, находящиеся в федеральной собственности, осуществляет  Правительство РФ. Это означает, что именно оно (или иные уполномоченные субъекты, но с его согласия) принимает решения о предоставлении федеральных земель юридическим лицам и гражданам на соответствующих определенных в законе правах: праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования. Одновременно в соответствии со ст. 18 ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации». Правительство организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов и регулированию природопользования.

Таким образом, оно, с одной стороны, выполняет властные функции государства, вытекающие из указанной статьи, а с другой — на основании ст. 114 Конституции РФ и ст. 14 упомянутого Федерального конституционного закона осуществляет правомочия собственника в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Собственность субъектов РФ

В собственности субъектов РФ находятся земли и другие природные ресурсы, расположенные в пределах административно-территориальных образований - границ субъектов Российской Федерации - и не состоящие в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в федеральной собственности.

Согласно ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  •  признаны таковыми федеральными законами;
  •  право собственности субъектов РФ на которые возникло при

разграничении государственной собственности на землю;

  •  которые приобретены субъектами РФ по основаниям,

предусмотренным гражданским законодательством.

Субъекты Российской Федерации так же являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях. На них распространяются нормы и правила о юридических лицах.

От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения землей (ст. 124-127 ГК РФ) и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями. Полномочия собственника земли осуществляют региональные органы власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Согласно ст. 19 ЗК РФ, ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, в том числе земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям в лице соответствующих органов местного самоуправления. Что касается субъектов права муниципальной собственности на земельные участки, то они определены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: поселение, муниципальный район, городской округ.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Не все земли в пределах черты муниципального образования находятся в муниципальной собственности.

Ст. 19 ЗК РФ предусматривает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  •  которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в

соответствии с ними законами субъектов РФ;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

2.2. Право частной собственности на землю: понятие, субъекты и объекты

Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников — граждан и юридических лиц. Действующее земельное законодательство выделяет два вида права частной собственности: а) право собственности граждан; б) право собственности юридических лиц. Кроме того, собственность может быть индивидуальной и общей. Общая собственность, в свою очередь, подразделяется на совместную и долевую (в случаях, когда определена доля каждого).

ЗК РФ определил, что частной собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Земельные участки могут быть предоставлены в частную собственность и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В качестве  субъектов права частной собственности согласно ЗК РФ могут выступать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.

Субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы быть субъектом права частной собственности на земельный участок, лицо должно обладать право- и дееспособностью в, соответствии с земельным и гражданским законодательством.

Объектом права частной собственности на землю является земельный участок. В качестве объекта права частной собственности земельный участок соответствует признакам, установленным для объекта земельного права и гражданского права, как недвижимое имущество. Кроме того, для того чтобы быть объектом права частной собственности, земельный участок должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли гражданам и юридическим лицам. Существуют определенные категории земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: ограниченные в обороте или ограниченно оборотоспособные (ст. 27). В частной собственности помимо земельных участков, могут находиться пруды и обводненные карьеры. Права на землю, в том числе право собственности, могут быть ограничены актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок (ст. 56 ЗК РФ).

Круг прав и обязанностей собственников земельных участков (вне зависимости граждане это или юридические лица) определен ст. 40, 42, 43 ЗК РФ и другими нормативными актами.  Общая собственность на землю - один из видов частной собственности.

Ст. 244 ГК РФ закрепляет следующее положение: имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Следовательно, земельный участок, находящийся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Право общей собственности может возникнуть по желанию самих собственников или по закону. В силу закона, например, правом общей собственности на земельный участок в соответствии с ГК РФ наделены члены крестьянских хозяйств, супруги, если они приобрели этот участок во время брака, а также такое право получали члены реорганизуемых в процессе реформы совхозов и колхозов.

Собственность на землю может быть совместной и долевой.

Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Заключение

В результате выполнения контрольной работы можно сделать следующие выводы  права и обязанности собственников земель во многом определяются формами собственности на землю, хотя содержание права собственности во всех случаях составляют правомочия владения, пользования и распоряжения земельными участками в соответствии с гражданским законодательством РФ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Законы

  1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993 года): (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) –  [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru

  1.  Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс РФ: [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru
  2.  Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ: [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru

Учебники, учебные пособия, книги

  1.  Аликаева А.М. Земельное право: Учебное пособие. 3-е изд. Тюмень: Издательство Тюменский государственного униврситета,2010.332 с.
  2.  Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров/С.А. Боголюбов.- 5-е изд.,перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт,2013.-376 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
  3.  Чабруков Г.В., Волкова Н.А. Курочкина – 5-е издание, переработанное и дополненное- М.:Юнити-Дана: Закон и право,2009.-351 с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20995. Гражданско – правовое регулирование отношений общей собственности в российской федерации 78.23 KB
  Очевидно, что практическая и теоретическая стороны в регулировании отношений общей собственности находятся в тесной взаимосвязи, поскольку залогом успешной правоприменительной деятельности являются правильно разработанные положения закона, в основу которого положен теоретический материал.
3650. Право собственности на землю 19.09 KB
  Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, приобретая земельный участок в собственность, собственник вправе самостоятельно хозяйствовать на нем. Если же этот участок займет кто-либо без его согласия
20037. Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации 35.17 KB
  Поскольку рейтинги ведущих мировых институтов, связанные с оценкой инновационной системы, показывают, что Финляндия входит в группу мировых лидеров, то изучение ее опыта в качестве одной из стран ЕС в области формирования инновационной системы, безусловно, представляет интерес. Все вышеизложенное обуславливает актуальность и своевременность темы данной работы.
6838. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства 7.62 KB
  Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1 компетенция самой РФ; 2 компетенция субъектов РФ; 3 вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1...
8202. Источники налогового права Российской Федерации 40.73 KB
  Определение предмета налогового права как подотрасли финансового права; изучение становления понятия «источник российского налогового права» в исторической ретроспективе; определение понятия источника российского налогового права на основе правовых актов, действующих в современной России; исследование конституционно-правовых предпосылок формирования источников налогового права в современной России;
15109. Особенности права политического убежища в Российской Федерации 444.66 KB
  Право убежища – это международный, межотраслевой, демократический институт права, представляющий собой особое право лица, преследуемого в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания искать, просить и получить на территории другого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права на личную безопасность и исключительное право государства предоставить убежище или отказать ему в этом.
15719. Анализ избирательной системы и избирательного права Российской Федерации 27.07 KB
  Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы . Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации. Введение Государственное право в каждой стране является основной главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права оно представляет собой совокупность юридических норм выражающих волю либо правящих политических элит либо определенных социальных групп общества.
990. Предмет и метод регулирования отрасли права в мире и Российской Федерации 136.66 KB
  Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.
15117. Особенности законов как разновидности источников конституционного права Российской Федерации 490.31 KB
  Система источников конституционного права России. Особенности законов как разновидности источников конституционного права Российской Федерации. Законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Законы субъекта федерации...
14231. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ 30.44 KB
  СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Многие считают что право собственности составляет ядро общества. Проблема собственности и права на нее требует выявления круга отношений собственности полной и четкой их регламентации.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.