Роль физкультурно-оздоровительных технологий в формировании антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи

Теоретические аспекты изучения роли физкультурно-оздоровительных технологий в формировании антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи.Наркомания среди детей и молодежи в России как социальная проблема. Физкультурно-оздоровительные технологии в социальной работе среди детей и молодежи по формированию антинаркотического мировоззрения.

2015-10-24

33.9 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Роль физкультурно-оздоровительных технологий в формировании антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения  роли физкультурно-оздоровительных технологий  в формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи…………………………………..…..5

1.1.Наркомания среди детей и молодежи в России  как социальная проблема….……………………………………………………………………...5

1.2. Физкультурно-оздоровительные  технологии в социальной работе  среди детей и молодежи по  формированию антинаркотического мировоззрения….9

Глава 2. Применение физкультурно-оздоровительных технологий в формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи…………………………………………………………………………13

2.1.Физкультурно-оздоровительные технологии социальной работы в условиях оздоровительного лагеря ( опыт учреждений учреждений  социального обслуживания)…………………………………………………….13

2.2.Программа «Свой путь в открытый мир» -  формирование здорового образа жизни и  формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи через занятия физкультурой, спортом  и  туризмом…..18

2.3. Разработка  системы соревнований с оздоровительной направленностью      как средство профилактики  девиантного поведения и  формированию антинаркотического мировоззрения  среди детей……………………………22

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы…………………………………………………………….28

                                       

                                       

                                         

                                             Введение

   Наркотизация населения Российской Федерации и отдельных ее регионов является одной и из острых социальных проблем и потенциальной угрозой демографическому и культурному воспроизводству российского социума. В России, по расчетам специалистов, количество наркоманов превышает 10 млн. человек. В документах Всемирной организации здравоохранения отмечается: если доля наркоманов в структуре населения составляет 7 и более процентов, то в обществе начинают происходить необратимые процессы деградации населения. Среди общего числа наркоманов 82% составляют молодые люди в возрасте до 24 лет, а преобладающий возраст приобщения к наркотикам в последние годы снизился с 17-18 до 12-13 лет. Отсюда следует, что наркотизация особенно угрожает молодежи как социально-демографической группе, являющейся потенциальным носителем нестандартного, в том числе девиантного поведения.

Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов — не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Она оказывается одинокой и психологически беспомощной, все связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения [4, с.73].

Кризис, вызванный сегодняшними радикальными изменениями в политике, экономике и социальной сфере России, породил деструктивные процессы в обществе. В их числе — широкое приобщение детей и молодежи к потреблению алкоголя, наркотиков, табака и других психоактивных веществ (ПАВ), способных вызвать химическую зависимость.

Актуальность темы  заключается в том, что в сложившейся ситуации наркогеноцида, постигшего нашу страну в конце XX в. и продолжающего прогрессировать в  XXI веке, нашей стране необходима единая общегосударственная  антиалкогольная и антинаркотическая политика — не очередная кампания, а именно политика, направленная на снижение потребления алкоголя, а также на принятие экстренных мер, ограничивающих до нулевой отметки круг потребителей наркотиков в немедицинских целях [11, с.103].

Вместе с тем, по мнению большинства специалистов в области наркологии, в отсутствие такой политики снижение спроса на  наркотики и другие ПАВ  может быть достигнуто в результате профилактических занятий, которые необходимо проводить уже в старших группах детских садов, а затем в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях,  в учреждениях социальной защиты.

Цель данной работы заключается в изучении роли физкультурно-оздоровительных технологий в формировании антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи.

В соответствии с целью  данной работы ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть  теоретическое исследование роли физкультурно-оздоровительных технологий  в формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи

2. Изучить применение физкультурно-оздоровительных технологий в формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи 

Объект исследования: дети, подростки

 Предмет: применение  физкультурно-оздоровительных технологий в социальной работе.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения  роли физкультурно-оздоровительных технологий  в формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи

1.1.Наркомания среди детей и молодежи в России  как социальная проблема

Следует четко определить, что употребление психоактивных веществ — это проблема, связанная с особенностями индивида, окружающей его среды и с характером взаимодействия между ними. Обследования, проводящиеся в различных регионах мира, показывают, что многие подростки и молодые люди подвержены риску формирования у них наркотической и алкогольной зависимости, глубоким личностным и психосоциальным расстройствам, таким, как ювенильная депрессия, суицидальное девиантное и делинквентное поведение, алкоголизм и наркомания. Поэтому, определяя причины употребления психоактивных веществ подростками и молодежью, мы прежде всего имеем в виду специфический феномен, представляющий собой совокупность самых разных проблем, таких, как семейное неблагополучие, а также нарушения коммуникации в семье и в среде сверстников, уходы из дома, плохая успеваемость и прогулы, ранняя беременность и др. Как правило, психоактивные вещества употребляют подростки с различными нарушениями психики и поведения или с физическими недостатками. Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер с целью предотвращения негативных исходов и усиления позитивных результатов развития человека.

Формирование зависимости от наркотиков, как и других психосоциальных расстройств, связано с факторами риска и устойчивости, которые включают индивидуальные, генетические, личностные и средовые влияния, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. Поэтому превентивные и лечебные воздействия, основанные на одновременном ослаблении риска развития зависимости от наркотиков и алкоголя и увеличении потенциала устойчивости в определенных условиях среды, намного эффективнее, чем превентивные воздействия, основанные только на уменьшении факторов риска [1, с.71].

Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем психоактивных веществ, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ.  Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп или для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества.

Так, факторами риска  употребления психоактивных веществ могут быть:

—проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем;

—употребление родителями психоактивных веществ;

высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье;

личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.);

ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;

проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников;

регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;

невысокое качество медицинской помощи;

недоступность служб социальной помощи;

—высокий уровень преступности в регионе.

Факторами защиты  от риска употребления психоактивных веществ, или протективными факторами, могут быть:

стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, доверительные отношения в семье;

средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильем;

высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к негативному влиянию сверстников, умение контролировать свое поведение;

высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие;

соблюдение общественных норм в употреблении психоактивных веществ;

высокое качество медицинской помощи;

низкий уровень преступности в регионе;

доступность служб социальной помощи.

Обычно человек начинает употреблять психоактивные вещества под воздействием не только одного фактора. В течение жизни на индивида воздействует совокупность факторов риска и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием аддикции, т.е. поведения, ведущего к формированию зависимости от психоактивных веществ.

Исследованиям факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. Н.А.Сиротой  разработана классификация факторов риска  возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте [16, с.5-6]

1.Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности:

патологически протекавшая беременность у матери;

хронические острые и тяжелые заболевания матери в период беременности;

хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности;

патологически протекавшие роды;

задержки нервно-психического развития в раннем возрасте;

нервно-психические отклонения в раннем детстве.

      2.Факторы наследственной отягощенности:

психические заболевания;

алкоголизм;

наркомания.

    3.Факторы нарушенного онтогенеза:

черепно-мозговые травмы;

психотравмы;

тяжелые соматические заболевания.

4.Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания:

неполные, распавшиеся семьи;

отсутствие семьи;

деструктивные семьи;

воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками);

психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.

5.Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития
подростка:

— формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков или алкоголя, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем психоактивных веществ, называются факторами защиты (про-тективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ. Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп или для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества [16, с.23].

1.2.Организации физкультурно-оздоровительной работы среди детей и молодежи средствами  физкультурно-оздоровительными технологиями

Оздоровительная физическая культура - метод, использующий средства физической культуры с профилактически-оздоровительной целью сохранения, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

В настоящее время нет проблем подобрать физкультурно-оздоровительную программу для любого человека, поставившего перед собой цель улучшить физическую форму (сердечно-дыхательную выносливость, мышечную силу и выносливость, гибкость) и укрепить здоровье. При выборе физкультурно-оздоровительной программы специалисту по социальной работе нужно учитывать возраст, пол, состояние здоровья и интересы человека.

Фундаментом любой физкультурно-оздоровительной программы является аэробный тренинг, который ускоряет рост микроскопических внутриклеточных структур - митохондрий, которые служат своего рода «топками» для сжигания жира. Чем больше в клетках митохондрий, тем больше лишнего жира можно «пережечь».

Правильно организованные физкультурно-оздоровительные занятия способствуют восстановлению здоровья, повышают защитные силы организма, улучшают функциональное состояние и настроение.

Физкультурно-оздоровительные занятия положительно влияют на функцию сердечно-сосудистой системы. При физических упражнениях расширяются кровеносные сосуды, увеличивается приток крови к сердцу, увеличивается число функционирующих капилляров, возрастают окислительно-восстановительные процессы, что ведёт к улучшению функции сосудистой системы, облегчая работу сердца. При равномерной ходьбе и беге ритмические сокращения мышц передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм [8, с.6].

Регулярные занятия физическими упражнениями противодействуют ряду функциональных нарушений в дыхательной системе. Дозированные физические упражнения, прежде всего, направлены на развитие полного дыхания, совершенствование регуляции дыхательных движений грудной клетки и жизненной ёмкости лёгких. Бронхолёгочная система в целом функционирует более полноценно.

Физкультурно-оздоровительные занятия положительно влияют и на функцию пищеварительной системы. Физические упражнения для мышц брюшного пресса стимулируют процессы пищеварения, активизируют двигательную функцию желудка и кишечника и положительно влияют на секрецию желудка, способствуют снижению застойных явлений, тяжести в области живота, усиливают сократительную функцию желчного пузыря и поступление желчи в кишечник. [8, с.7].

К наиболее популярным видам аэробного тренинга относятся ходьба, ходьба на лыжах, бег, плавание, подвижные игры.

Ходьба и бег играют большую практическую роль как средства оздоровления всего организма. Эти упражнения улучшают кровообращение, способствуют укреплению костей и развитию силы мышц, наблюдается умеренная стимуляция процессов обмена, что оказывает общеукрепляющее и тренирующее воздействие на весь организм. Ходьба и бег на свежем воздухе способствуют образованию особых веществ - эндоморфинов, которые обеспечивают хорошее настроение и психическое самочувствие. Систематические занятия бегом замедляют процессы старения.

Ходьба - лучший вид аэробного тренинга для тех, кто только начинает заниматься оздоровительной физической культурой.

Большой оздоровительный эффект имеет сочетание ходьбы и бега: 100 шагов идти, энергично работая локтями, 100 шагов бег. Минимальная дистанция - 1 км. По мере улучшения физической формы можно довести дистанцию до 3-4 км.

Заключительная часть оздоровительного занятия должна включать дыхательные упражнения и движения на расслабление.

Ходьба на лыжах. Лыжи - добрые спутники здоровья! При ходьбе на лыжах в работу вовлечены все группы мышц, активизируются дыхание, сердечная деятельность и функция других органов и систем.

Продолжительность ходьбы на лыжах зависит от физического развития и подготовленности, а также погоды и состояния поверхности снега. В сухую безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже минус 12-15°С, разрешается ходить на лыжах по ровной местности от 40 до 60 минут.

Ходьбу на лыжах чередуют с остановками, используемыми для дыхательных упражнений. Если прогулка в 2-5 км по лыжне оставила после себя прилив бодрости и хорошее настроение - значит, нагрузка была по силам.

Плавание - одно из лучших средств оздоровления и закаливания. Плавание   развивает   гибкость,   сердечно-дыхательную   выносливость, укрепляет нервную систему, активизирует физиологические процессы в организме, улучшает осанку, повышает работоспособность, а также, вызывает бодрость и радостное настроение.

Основная часть занятия может состоять из водной гимнастики, плавания и игр в воде.

Водная гимнастика оказывает общеукрепляющее и закаливающее воздействие на организм. Выполнение  упражнений связано с  преодолением сопротивления плотной массы воды, что тренирует не  только мышечную, но и сердечно-сосудистую систему, стимулирует  процессы обмена, функцию дыхания и пищеварения. Кроме того,  упражнения в воде способствуют развитию движений в суставах и  совершенствуют терморегулирующие механизмы. Специально  подобранными упражнениями в воде можно хорошо укрепить отдельные группы мышц.

Плавание является мощным средством оздоровления и закаливания, способствующим укреплению сердечно-сосудистой и нервной систем.

Большую роль в оздоровлении организма играет сочетание общего и специального воздействия. Поэтому во время занятий плаванием широко используются различные упражнения и игры в воде. Основными задачами игр в воде являются следующие: усвоение и закрепление элементов техники плавания и ныряния, укрепление и закаливание организма. Игры в воде повышают эмоциональное состояние и работоспособность. [17, с.29]

В заключительной части занятия необходимо, постояв на мелководье, расслабить мышцы рук, ног и туловища; проделать дыхательные упражнения, которые улучшают и активизируют функцию внешнего дыхания, а также способствуют снижению физической нагрузки.

Глава 2. Применение физкультурно-оздоровительных технологий в формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи

2.1.Физкультурно-оздоровительные технологии социальной работы в условиях оздоровительного лагеря

( опыт учреждений   социального обслуживания)

Одним из приоритетных направлений в работе социально-оздоровительного центра семьи и детей «Голубое озеро» - является организация летнего оздоровительного отдыха. Для того, чтобы летний отдых детей и подростков был насыщенным и ярким, специалисты центра находятся в постоянном поиске творческого наполнения всей организации жизнедеятельности оздоровительного лагеря, постоянно работают над созданием новых программ смен и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной деятельности.

На протяжении 4-х лет успешно реализуется программа летнего отдыха и социальной адаптации детей и подростков «Выше Радуги». Она сочетает в себе тесную взаимосвязь научно-педагогической, научно-психологической и социальной теорий с современной практикой реализации инновационных подходов и передовых технологий [15, с. 32].

Самым сложным является выбор технологий, обеспечивающих успешную реализацию программы от ее проектирования до результативности. Социально-оздоровительный центр семьи и детей «Голубое озеро» предлагает инновационную технологию организации профильных оздоровительных смен, направленных на первичную профилактику наркомании среди несовершеннолетних — проект «Школа выживания».

Полнота и качество реализации проекта зависят от тесного взаимодействия и сотрудничества между следующими организациями и ведомствами: Управление социальной защиты населения по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району, учреждения социального обслуживания, общеобразовательные учреждения, Центр «АНТИ — СПИД», городской военкомат, Управление ГО иЧС.

К участию в профильных сменах приглашаются несовершеннолетние дети и подростки учреждений социального обслуживания, а также учащиеся общеобразовательных учреждений города. Новизна и уникальность инновации заключается в ее вариативности. Проект «Школа выживания» может изменяться:

по периодизации: летние профильные оздоровительные смены; профильные оздоровительные смены в осенне-зимне-весенний период;

по содержанию проекта: в зависимости от времени года содержательная часть проекта может изменяться или дополняться специализированными видами деятельности (зима — лыжи, хоккей, коньки; лето — плавание, управление шлюпкой);

по продолжительности: профильные смены - 7 дней, 14 дней, 21 день (сокращение или увеличение объема специализированной деятельности).

Таким образом, реализация проекта возможна в круглогодичном режиме. Отсюда вытекает социальная значимость проекта - участниками проекта смогут стать до 1200 несовершеннолетних в год.

Обозначим актуальность этой инновационной технологии. Не все меры профилактики наркомании среди несовершеннолетних являются одинаково эффективными. Например, на подростка или молодого человека нередко не оказывает должного воздействия информация о том, что наркотики представляют смертельную угрозу для жизни.

Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь, все богаче и разнообразнее до своему содержанию.

Именно поэтому, в профилактических мероприятиях обращенных к подростку, указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают своей цели. Этим, абсолютно справедливым, указаниям должны предшествовать расширение представлений о содержательной стороне жизни. Именно на это направлена стратегия позитивной профилактики, т. е. не система запретов и запугиваний, а формирование представлений о широких альтернативных возможностях.

В структуре представлений о содержательном разнообразии жизни у современного подростка особое место занимает образ свободного времени. Сам же образ этого времени может быть весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное время в сознании подростка противостоит чему-то планируемому и организованному. Ценность свободного временя в его спонтанной направленности. В смысловом пространстве подростков понятия «наркотики» и «свободное время» оказываются весьма близко, объединяемые таким свойством как спонтанность. В свою очередь спонтанность по смысловому содержанию для подростка очень близка такому понятию как экстремальность, что в процессе профилактической работы может быть эффективно использовано путем замены одного на другое.

В социальной, педагогической и психологической литературе говорится о том, что в современной подростковой субкультуре представления о кризисе в подростковом возрасте являются весьма распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть «беспроблемным» — значит рисковать остаться в одиночестве. Наркотики, по своей сути, являются новым атрибутом подростковой «проблемности», оправдывающий их и укореняющий их в молодежной культуре [15, с. 34].

Поэтому одним из стратегических направлений профилактики наркомании и формирования представлений о здоровом образе жизни является, на наш взгляд, отказ от идеи тотальной «кризисности» подросткового возраста.

Основными особенностями проекта являются: ежедневный комплекс физических упражнений, общие построения и утренние пробежки, обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях, полувоенная дисциплина, ношение форменной одежды, уставные взаимоотношения.

Одним из немаловажных факторов развития мотивации несовершеннолетних к участию в смене является дух флотской и военной романтики. Кроме того, на сменах реализуются не только специфические профилактические функции, но и туристские, спортивно-физкультурные, воспитательные, релаксационные, оздоровительные мероприятия.

Целью проекта является профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних посредством вовлечения их в экстремальные, не являющиеся социально-опасными виды деятельности.

Основными задачами проекта определены:

- формирование и расширение представлений о содержательном разнообразии жизни, об экстремальных видах дея-тельности, удовлетворяющих потребности несовершеннолетним
чувствовать остроту жизни и при этом не являющихся социально-
опасными;

— воспитание чувства ответственности за свою жизнь и жизни своих близких;

— формирование активной гражданско-патриотической позиции несовершеннолетних посредством участия в познавательных, военно-спортивных, коллективно-творческих мероприятиях;

—укрепление здоровья, снятие психо-эмоциональной нагрузки;

—приобретение знаний, умений и навыков по основам военного и флотского дела, выживания в экстремальных ситуациях, туризму;

—развенчание мифов, существующих у подростков, о том, что в жизни надо все попробовать, что наркотики решают жизненные проблемы, что «легкие» наркотики не вызывают зависимости и т.д.

Основные направления реализации проекта профильной оздоровительной смены «Школа выживания» следующие:

—специальные дисциплины: «Основы военного дела», «Основы флотского дела»; «Турэкстрим» — приобретение специальных знаний, умений и навыков по основам военного и флотского дела, выживания в экстремальных ситуациях, туризму;

—военно-спортивные мероприятия: военизированные игры, спортивные игры, соревнования, походы, эстафеты, игры на местности — создание условий для поддержания и развития физического здоровья, формирования социально-коммуникативных, нравственных, информационных, продуктивных компетенции социальные мероприятия: трудовой десант, экскурсии в пожарную часть, музей боевой славы, речной порт, встречи с представителями службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, горвоенкомата, центра Анти-СПИД - формирование и расширение представлений о содержательном разнообразии жизни, профориентационная и профилактическая работа;

психологическое сопровождение: анкетирование, тесты, ролевые игры, тренинги, беседы, просмотр кинофильмов - приобщение целевой группы к здоровому образу жизни; формирование отрицательного отношения к наркотикам и наркомании; предотвращению распространения наркомании среди несовершеннолетних.

Проект «Школа выживания» предлагает инновационные направления социально-психологического сопровождения: коррекция психоэмоционального состояния несовершеннолетних в комнате психологической разгрузки. Комната оборудована модулями, фонтаном, настольными релаксирующими светильниками. DVD-магнитофон и диски для прослушивания релаксационной музыки.

Реализация проекта «Школа выживания», несомненно, является действенным механизмом профилактики наркомании и формирования основ здорового образа жизни у подростков в каникулярный период [15, с. 36].

Результатом инновационного проекта, помимо отдыха и оздоровления несовершеннолетних, становится приобретение теоретических и практических знаний, умений и навыков в области военного и флотского дела, турмногоборья, а также приобретение опыта выживания в экстремальных условиях, развитие эмоционально-личностной сферы и коммуникативной компетентности подростков. У участников проекта расширятся представления о возможностях интересного времяпровождения, альтернативного употреблению психоактивных и наркотических веществ. Это выражается в последующем активном посещении несовершеннолетними спортивных секций, профильных детско-юношеских клубов, технических кружков города.

2.2.Программа "Свой путь в открытый мир" -  формирование здорового образа жизни и  формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи через занятия физкультурой, спортом и туризмом

За многие  годы коллективом наработан определенный опыт оказания социальной, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с девиантным поведением. Повышению эффективности этой деятельности способствовали разработанные специалистами Центра программы, направленные на решение задач профилактической и реабилитационной работы в частности в формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи.

Немаловажное значение придается организации физкультурно-оздоровительных мероприятий  в формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи досуга - занятия настольным теннисом, уроки бильярда, посещение бассейна, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, компьютерные игры.

В Центр, в основном, поступают несовершеннолетние в возрасте от 10 до 16 лет, часть из них состоит на учете в УВД за правонарушения, имеет опыт в употреблении одурманивающих средств, каждый второй курит. Алкогольные напитки не пробовали лишь 20 %, около 30 % девочек-подростков имели сексуальные связи, более 4 % склонны к бродяжничеству. Большинство детей физически ослаблены, имеют различные патологии.

В связи с этим специалистами Центра разработана программа "Свой путь в открытый мир", цель которой - приобретение подростками опыта позитивного проживания в социуме, коррекция психического и личностного развития, формирование здорового образа жизни, навыков ответственного поведения,  формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи через занятия физкультурой, спортом и туризмом.

     Для этого центр имеет хорошую материальную базу: бильярдный, теннисный и тренажерный залы, коньки, лыжи. В течение года дети имеют возможность обучаться плаванию в бассейне, катанию на коньках в Ледовом Дворце. На участке есть волейбольная и баскетбольная площадки, установлено физкультурное оборудование. По договоренности с Комитетом по физкультуре, спорту и туризму, подростки могут заниматься в любой понравившейся им спортивной секции города [19, с. 36].

У поступающих в Центр детей порой искаженные представления о нормах взаимоотношений, часто возникают конфликтные ситуации, оскорбления, а регулярно проводимые спортивные соревнования, конкурсы, спортивно-развлекательные праздники: "Молодецкие игры", "Веселая олимпиада", смотр-конкурс песни и строя, "Богатырские потехи", "Неразлучные друзья - взрослые и дети" дни здоровья с выездом за город на природу и другое, позволяют расширить поле для сотрудничества детей, создают необходимость взаимодействовать, договариваться друг с другом. Активное участие в мероприятиях принимают воспитатели. Вошли в практику соревнования между старшими воспитанниками и педагогами Центра. Победители награждаются грамотами и дипломами.

При организации физкультурно-оздоровительной  работы учитываются не только возможность выбора занятий по желанию, в соответствии с интересами и способностями, но и рекомендации медико-психолого-педагогического консилиума, индивидуальные программы реабилитации.

Правильно подобранный вид занятий раскрывает способности ребенка" а главное - дает возможность реализовать потребность в самоутверждении.

Каждый успех ребенка обязательно отмечается, для этого используются поощрение педагога, заметки и поздравления в газете Центра "Теремок", выпуск "Молнии".

Особое место в реабилитационном процессе занимает вовлечение подростков в туризм, как способ переориентации их активности, переключения силы, внимания с негативных форм самореализации на позитивные [19, с.38].

С ранней весны ребята осваивают азы водного туризма, знакомятся с катамаранами, под руководством опытных инструкторов учатся управлять ими. В многодневных походах различной категории сложности, учатся ставить палатки, разжигать костер и готовить пищу. Это позволяет постепенно изживать чувство иждивенчества. Возвращаясь из очередного путешествия, дети обычно говорят: "Хоть и трудно нам было, но мы еще хотим в поход".

Походы способствуют развитию навыков самоорганизации, дисциплинированности. Только в походе, где чай из общего котла, завязывается тесная дружба, рождается уважение, общность взглядов и интересов, чувствуются надежные руки товарища: взрослого и подростка.

Именно в походах хорошо прослеживается развитие у детей и подростков чувства эмпатии. Они становятся более заботливыми и внимательными друг к другу, берут тяжелую работу на себя. И именно в походах у ребят и взрослых развивается толерантность. В сложной походной жизни они лучше узнают друг друга, формируется новый стиль общения - доверительный, у детей возникает чувство психологической защищенности.

В таких многодневных походах участвуют не только инструктор по физкультуре и воспитатель, но и психолог. В часы привалов и отдыха с детьми проводятся социоигры на общение, тренинги, психологические игры, анализируются прошедшие за день ситуации, когда дети самостоятельно достигали согласия, шли на компромиссы.

Подростки становятся менее раздражительными, повышается их самооценка, а это - одна из главных задач в воспитании детей из асоциальных семей.

Наряду с проводимыми мероприятиями, большое внимание в программе уделяется формированию у детей установки на здоровый образ жизни и формировании антинаркотического мировоззрения.

В школе "Азбука здоровья" они получают знания о своем теле (самопознание), о правилах личной гигиены, питании, как основе жизни, основах личной безопасности, культуре потребления медицинских услуг, о вреде употребления психоактивных веществ. Наибольший интерес у детей вызывают просмотры видеофильмов, беседы за круглым столом по различным проблемам, встречи с советами общественных организаций "Матери против наркотиков", бывших наркоманов "Возрождение", активом военно-патриотического клуба "Резерв", совместные мероприятия с Центром Планирования Семьи [19, с.5].

Регулярно проводится анкетирование подростков с целью выявления представлений детей о здоровом образе жизни, мониторинг по оценке физического состояния.

2.3. Разработка  системы соревнований с оздоровительной направленностью      как средство профилактики  девиантного поведения и  формированию антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи

МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы по праву является  главным звеном  территориальной социальной службы, действующим в районе.

Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков  работает в тесном контакте с правоохранительными органами, администрациями школ, лицеев,  а также  с детской спортивной школой.

В настоящее время остро стоит вопрос об оздоровлении детей и подростков, о необходимости привития навыков здорового образа и стиля жизни. Это связано прежде всего с ухудшением здоровья подрастающего поколения, рождаемостью детей с различными отклонениями и все увеличивающимися факторами риска. Исследования показывают, что одной из главных причин роста заболеваемости является низкая двигательная активность, отсутствие культуры ведения здорового образа жизни, некомпетентность в сфере физической культуры и спорта родителей, а также многих педагогов, отсутствие информации о резервах их здоровья и работоспособности, которые необходимо развивать. Следует привлечь внимание родителей, педагогов и самих детей к осознанным занятиям физической культурой  как одним из самых эффективных средств сохранения и укрепления здоровья и  формированию антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи.

Проведенные исследования предполагают поиск новой модели проведения соревнований, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья занимающихся спортом, развитие системы турниров с оздоровительной направленностью. Организация и система проведения таких соревнований должны создавать предпосылки проявления факторов и условий гармоничного развития личности ребенка.

Систему подготовки, и систему соревнований следует строить с учетом оздоровительных технологий, основных положений теории и методики физической культуры (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин, Н.А. Фомин), системы управления соревнованиями (В.Н. Зуев, Б.П. Панкратов, В.В. Тюрин), идеи творческого саморазвития (В И. Андреев, Ю.К Бабанский) и идеи гуманизации, социализации и сохранения здоровья при занятиях спортом (В.К. Бальсевич, ЮН Вавилов, В. И Дубровский, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и др.).

В общей теории физкультурно-оздоровительных мероприятий и  соревнований выделены профессиональные и любительские. Планируется разработка новой концепции системы соревнований с оздоровительной направленностью. Суть предлагаемого подхода заключается в изменении содержания, организации и проведения соревнований. По нашему мнению, они должны иметь познавательный, развивающий и оздоровительный аспекты, учитывающие интересы участников.

Основные положения такой системы:

- обеспечение программных, организационно-методических условий для сохранения и укрепления здоровья занимающихся (применение адекватных, физических нагрузок, использование разнообразных средств и методов физической культуры и спорта для полноценного развития ребенка, исключающих форсирование нагрузок, овладение знаниями о здоровье);

- формирование и утверждение принципов управления соревнованиями (иерархичность, комплексность, перспективность, преемственность, гуманизация,  открытость и демократичность, оптимизация, оздоровление);

- нормативно-правовые основы управления системой соревнований с оздоровительной направленностью (законодательные акты, созаконные и подзаконные акты в соревновательном процессе);

- создание условий для гармоничного развития и творческого саморазвития (синтез и активное использование для решения воспитательных, оздоровительных и образовательных задач достижений многих наук и искусств: философии, психологии, педагогики, культурологии, физиологии, этики и др.);

- классификация оздоровительных соревнований (по возрасту, стажу занятий, статусу);

- разработка типовых правил соревнований (унификация состава действий спортсменов, условий их выполнения и способов оценки достижений), в которых учитываются уровни здоровья, знаний о здоровом образе жизни, эстетические и нравственные аспекты поведения участников.

Предлагаемая система проведения физкультурно-оздоровительных соревнований не только позволяет выявить уровень подготовленности участника, но и способствует формированию физической культуры личности, создает предпосылки овладения знаниями о здоровом образе жизни, стимулирует проявление физкультурно-спортивной активности детей и подростков, развивает человеческие, гуманные отношения и формирование антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи.

Работниками МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района  г. Пензы» и  сотрудниками детской спортивной школой был  проведен турнир   под девизом «Здоровье, гармоничное воспитание и образование». Турнир был открытым: в нем приняли участие юноши различных спортивных специализаций (рукопашный бой, борьба, бокс и др.). Боев на ринге не было, а значит, и травмы были сведены к нулю.

Все участники турнира были разделены на следующие условные весовые категории (кг) - до 40, до 50, до 60, до 72 и свыше 72. Программа соревнований предусматривала следующие разделы:

• нормативы по теоретической подготовке (значение физической культуры и спорта, история развития бокса, бокс в системе физического воспитания, техника и тактика бокса, контроль и самоконтроль при занятиях спортом и др.);

•  сдачу контрольных нормативов по общей физической подготовке (бег 30 м. челночный бег 3x10 м, гибкость, подтягивание, 6-минутный бег):

• сдачу контрольных тестов по специальной физической подготовке (регистрация времени удара левой и правой рукой и количества ударов за 9 с на специальном приборе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, броски набивного мяча, прыжки со скакалкой);

• демонстрация технико-тактической подготовленности (техника выполнения защитных действий и передвижений, техника выполнения ударов, характеристика боя на разных дистанциях, тактические действия боксера и др.).

В заключительный день турнира предусматривалось прохождение полосы препятствий, где от участников требовалось проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости, выносливости, выдержки и смекалки.

На соревнованиях всем были предоставлены равные условия, при этом участники, слабо владеющие техникой или тактикой бокса, могли компенсировать свои умения и навыки в других разделах программы соревнований (баскетбол, футбол, настольный теннис). В соревнованиях практическая деятельность органично сочеталась с теоретическими занятиями, интегрирующими знания учебных дисциплин (математики, географии, биологии, физики) со здоровьем и здоровым образом жизни, что предполагало развитие у участников интереса к проблемам здоровьесбережения.

Все мероприятия соревнования предполагали и воспитательную работу с участниками. Были реализованы формы воспитательной работы с детьми, такие как беседа, инструктаж и поручения, психологические игры и тесты с целью:

- углубления представлений об особенностях характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях детей;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

- помощи в осознании и склонностей, интересов и потребностей;

-побуждения заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием

Проведенные соревнования показали следующее: эффективность сохранения здоровья участников - за время турнира не было ни одной травмы; повышение мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям  и к разносторонней подготовке; потребность в знаниях о воздействии физических упражнений на организм; способность создать доброжелательную обстановку, где отсутствуют противники и соперники.

Эффективное решение многих актуальных проблем оздоровления, образования и воспитания, в том числе и формированию антинаркотического мировоззрения,  педагогических проблем саморазвития личности, невозможно без глубокого понимания мотивации ребенка, без учета его склонностей, интересов и потребностей. Такая система является развивающей в рамках общей социальной системы.  В процессе участия в соревнованиях ребенок не только проявляет свои возможности и способности: здесь происходит и переход процесса воспитания в самовоспитание, развития - в саморазвитие.

На наш взгляд, предлагаемый подход к проведению соревнований с оздоровительной направленностью способствует популяризации избранного вида спорта, дает возможность любому участвовать в них, показать свои знания, проявить умения и навыки, приобрести новых друзей и самое главное - не вредит здоровью и побуждает учащихся к саморазвитию и является  хорошей профилактикой девиантного поведения и формированию антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи [7, с.47].

Заключение

Общеизвестно, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо,  эффективнее,  нежели лечение запущенной болезни. Профилактика — это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний,  на всемерное укрепление здоровья.

Подтолкнуть к употреблению наркотиков подростка могут многие факторы: и стремление быть таким как все, и желание изменить свое состояние, и для стимулирования чувства уверенности, и просто из любопытства. В связи с этим кризис подросткового возраста становится значимым фактором риска [12, с.47].

В свою очередь организация работы по выявлению группы риска склонных к наркотизации подростков возможна только при знании того, что сами подростки видят в наркотиках, как относятся к ним и что ищут в них.

В качестве основных причин потребления  наркотиков выделяют следующие группы факторов: социально-психологические,               конституционально-психологические,  эпидемиологические и культурные.

Возможные мотивы потребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств:   социальные  мотивы, индивидуальные мотивы.

        Деятельность  социального работника при  работе с лицами, употребляющие наркотики и членами их семей   заключается  в следующем:  организация  и участие в различных программах реабилитации, участие в специальных психологических тренингах,      реализации различных программ  профилактики  среди детей и подростков  и  их родителей   в условиях  Центра социальной помощи  семье и детям   и  других учреждений  социальной защиты.

                                                           Список литературы

1. Алексеева Л. С., Хабарова О. Е. Социально-педагогический аспект мониторинга состояния наркотической зависимости детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы. -2011. - № 2.

2. Антиалкогольное воспитание в семье / Под ред. Д.В.Колесова.  - М., 1990.

3. Артюхина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие. - М.,2005.

4. Буянов М.И. Размышления о наркомании. -  М., 1990.

5. Делеви В.С. Программа социально-психологической реабилитации матерей наркозависимых подростков. //  Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -  2006. - № 4.

6. Левин Б.М.,  Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. - М., 1991.

7. Кабачков  В.А., Куренцов В.А. Профилактика правонарушений и наркомании // Физическая культура в школе. - 2011. - № 3.

8. Козина Г.Ю., Дудкин А.С., Ажнакина Н.Б. Физкультурно-оздоровительные технологии в социальной работе.  - Пенза, 2008.

9. Козина Г.Ю., Тугаров А.Б. Теория и практика социальной работы в здравоохранении: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ,2010

10. Мусеибов АЛ. Региональные практики по предупреждению незаконного оборота наркотиков // Социол. исслед. – 2003. -  № 7.

11. Позднякова М.Е. Социальные и психологические предпосылки наркотизации // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. - М., 2001.

12. Полтников О.Ю. Помощь общественного фонда « Новое поколение» в реабилитации нарко-алкогольных зависимых, профилактика зависимостей в молодежной среде. // Социальное обслуживание. - 2008. - № 4.

13. Предигер А.В. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий // Физическая культура в школе. - 2011. - № 1.

14. Романович Н.А., Звоновский В.Б. Общественное мнение о наркотизме: опыт региональных исследований// Социол. исслед.  - 2004.- № 6

15. Саблукова Н.Ю. Инновационные технологии в условиях детского оздоровительного лагеря // Работник социальной службы. -2013. -№ 6.

16. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2007.

17. Теория и организация адаптивной физической культуры.Т.1.- М.,2005.

18. Тхостов А.Ш., Елшанский С.П. Психологические аспекты зависимостей: Уч. пособие для вузов / Под ред. А.Ш. Тхостова.  - М., 2005.

19. Федоров А.П. Программа "Свой путь в открытый мир" -  формирование здорового образа жизни и  формировании антинаркотического мировоззрения  среди детей и молодежи через занятия физкультурой, спортом и туризмом  //.Работник социальной службы. - 2010. -  №2.

20. Хаярова Л.Р. Социально-психологические методы первичной профилактики наркомании в студенческой среде // Отечественный журнал социальной работы.  - 2004. - №2.

21. Шипицина Л.М., Экспресс-диагностика выявления « групп-риска» наркомании у детей // Вестник  психосоциальной и корреккционно-реабилитационной работы. - 2009. - № 2.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5754. Интернет-зависимость среди молодежи 201.73 KB
  Что такое Интернет – зависимость Юноши Девушки Девушки и Юноши А. Насколько широко распространена Интернет – зависимость среди российской молодежи Юноши Девушки Девушки и Юноши А. Как часто Вы пользуетесь Интернетом Юноши...
9708. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ОФОРМЛЕНИИ УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» 71.13 KB
  В жизни большинства людей наступает момент, когда приходится принимать решение об увольнении. Психологи говорят: «Если вы никогда не испытывали сложностей при увольнении - значит, вам повезло». Конечно, зачастую увольнение - это крайняя мера, когда человек не может решить накопившиеся проблемы другим способом. Тем не менее, не всегда это решение дается просто - люди увольняются по совершенно разным причинам. Однако, каковы бы ни были причины, сам процесс увольнения бывает достаточно болезненным. Часто сотрудники допускают ошибки, которые сильно затрудняют процесс ухода из компании.
973. Отрицательные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи 29.02 KB
  Интернет зависимость. Компьютер интернет и другие информационные технологии позволяют человеку не выходя из дома общаться с друзьями обучаться работать путешествовать. И неудивительно ведь сегодня на любой вопрос своего чада родителям легче всего ответить: Посмотри в интернете. Это поколение Интернета социальных сетей.
21808. Роль Москвы в формировании государства 26.86 KB
  Географический и торгово-экономический фактор Москвы в развитии государства. Москва - духовный центр нового государства. Москва как собиратель русского государства сыграла в истории России исключительную роль из крошечного княжества превратившись к концу XV века в великую евроазиатскую державу площадью в несколько миллионов квадратных километров.
9738. Роль установки при формировании первого впечатления о человеке 28.37 KB
  Человек отличается от животного своей потребностью общаться контактировать это потребность представляет собой самостоятельный внутренний стимул независимый от иной потребности человека. Актуальность данной работы заключается в необходимости дальнейшего решения проблем которые связаны с процессами восприятия другого человека. Познание одного человека другим обусловлено специфическими чертами восприятия человека. Межличностная перцепция включает в себя эмоциональную оценку других людей попытку понимать причину поступка другого...
13215. Факторы социализации детей и молодежи в современном обществе 45.55 KB
  Данная ситуация разрушительна для системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений. Необходимость исследования специфики социализации детей и молодежи в условиях переходного общества которым в настоящее время является Россия вызвана изменениями в индивидуальном и массовом сознании сопровождающими закономерно обусловленную модернизацию экономической политической системы а также системы управления социальной структурой общества. Теоретическая значимость исследования состоит в том что материалы и выводы...
17828. Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика 47.16 KB
  Охарактеризовать процесс формирования личности ученика начальной школы. Изучить особенности личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности ученика. Исследовать то, как личность педагога и ее качества влияют на формирование личности младшего школьника.
16263. РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АРМЕНИИ 209.61 KB
  Современный мир все большее значение придает образованию, как одному из самых важных факторов формирования качественного экономического роста страны. Важность эта очевидна не только на уровне одной конкретной страны, но и на фоне всего человечества в целом.
4748. Роль волшебных сказок в формировании личности младшего школьника 75.43 KB
  Цель работы – изучить поэтику русской волшебной сказки и на этой основе разработать уроки, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников.
15804. Роль рекламы в формировании корпоративной культуры компании на примере ПАО «Донкомбанк» 300.19 KB
  В управлении персоналом организации возникает потребность в создании единой системы ценностей норм и правил т. Вся совокупность коммуникационных направлений связанных с информированием и воздействием на потенциштьного потребителя стала называться системой маркетинговых коммуникации Таким образом исходя из выше перечисленного корпоративную организационную культуру можно определить как набор базовых ценностей убеждений негласных соглашений и норм разделяемых всеми членами организации. Корпоративная культура является частным случаем...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.