Воспитание и обучение детей в системе дополнительного образования (секция шахмат)

О том что шахматы неразрывно связаны с психологией уже давно было отмечено сильнейшими шахматистами. Эммануил Ласкер был первым кто оценил по-настоящему что за жизнью шахматных фигур скрыт человек с его характером и что тайны шахматной борьбы нельзя познать без человека без его психологии без его переживаний во время этой борьбы без его индивидуальных способностей и вкусов. Он полагал что достижение крупных успехов в шахматах невозможно без воспитания положительных свойств характера и устранения отрицательных. Я рада что попала на...

2015-10-26

42.45 KB

20 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Оглавление

1 Введение

2 Воспитание и обучение детей в системе дополнительного образования (секция шахмат)».

2.1 Мотивация выбора обучения шахматам

2.2 Формирование личности воспитанников на занятиях шахматами

2.3 Оценка учеников, прошедших обучение, влияния шахмат на становление и формирование их личности

2.4 Психологические особенности, возникающие при  занятиях шахматами. Примеры из практики

2.5. Влияние игры в шахматы на развитие детей при подготовке к школе (занятия шахматами с детьми дошкольного возраста)

2.6 Некоторые ошибки родителей

2.7 Семейные турниры

3  Заключение

4  Список литературы.


1 Введение

В 1993 году меня пригласили поработать педагогом дополнительного образования по шахматам в ЦРТДЮ им. А.В. Косарева. Я согласилась. Новичками, пришедшими ко мне в группы, были одноклассники моей дочери, соседские ребята, ученики близлежащих школ. Помимо воспитания и обучения детей на занятиях, я часто общалась с ними и их родителями, провожая ребят в общеобразовательные учреждения, а также вечером на детских прогулках. Позже к этому добавилось также участие в различных шахматных соревнованиях.

В этой связи для меня очень интересно и актуально на основании собственного опыта воспитания, обучения и просто человеческого межличностного общения с детьми проанализировать и выявить, как и каким образом занятия шахматами воздействовали на становление личностей  обучаемых.

О том, что шахматы неразрывно связаны с психологией уже давно было отмечено сильнейшими шахматистами. «Эммануил Ласкер был первым, кто оценил по-настоящему, что за жизнью шахматных фигур скрыт человек с его характером и что тайны шахматной борьбы нельзя познать без человека, без его психологии, без его переживаний во время этой борьбы, без его индивидуальных способностей и вкусов. Шахматы в его понимании были прежде всего борьбой двух личностей, двух интеллектов». «На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры,» - говорил Ласкер.                                                            (1)

4-ый чемпион мира Александр Алехин «указывал на воспитательную роль шахмат. Он полагал, что достижение крупных успехов в шахматах невозможно без воспитания положительных свойств характера и устранения отрицательных. Алехин прямо говорил: «Посредством шахмат я воспитал свой характер». (1)                                                                                                                       «Советские шахматисты изучили и развили дальше те методы, которые выдвинул Ласкер и Алехин. В этом огромный огромную роль сыграл пример М.М. Ботвинника. В разработанной им системе подготовки и совершенствования для психологии наиболее интересны следующие моменты: 1) составление индивидуально  психологической  характеристики партнера, 2) создание индивидуально психологической характеристики партнера во время партии и 3) психологическая  настройка  на соревнование.»                                                                                             (1)

Основная цель исследования заданной темы –  влияния шахмат на личностное и психологическое становление детей разных возрастов в зависимости от длительности обучения и задач, которые они перед собой ставят (достижение высших результатов или же занятия в качестве хобби и игра для общего развития).

Из этой цели следует ряд задач:

1. Показать положительное влияние занятий шахматами на личностное воспитание учеников.

2. Показать положительное влияние занятий шахматами на психологическое развитие учеников.

3. Отметить отрицательные моменты, связанные с психологическими особенностями шахмат и способы их разрешения.

4. Указать на ошибки, допускаемые родителями воспитанников, и обозначить способы их исправления.

5. На основании собственного опыта дать рекомендации по более полному развитию положительных качеств и устранению отрицательных моментов, которые влияют  на личностно – психологическое развитие.

Безусловно, за 20 лет работы помимо достижений и успехов, в моем личном опыте были и ошибки, иногда именно психологического плана. Я рада, что попала на курсы именно с такой тематикой, и хочу осмыслить и  использовать полученные знания в дальнейшей  работе с детьми.   


2
Психологическое и личностное воспитание и обучение детей в системе дополнительного образования (секция шахмат)

2.1 Мотивация выбора обучения шахматам

Часто, когда уже идет учебный процесс и набраны группы, подходят родители с просьбой принять их детей в секцию, потому что  ребенок силен в математике, или наоборот слаб в этой науке; с помощью шахмат хотят развить логическое мышление. Другая распространенная мотивировка – ребенок очень не усидчив, - занятия шахматами должны помочь решить эту проблему; посоветовал учитель, в силу каких-то показаний посоветовал врач.  Это все в какой-то мере правильно, но попробую более научно и грамотно сформулировать, что может дать обучение шахматам для развития личности,  затем проанализировав свой личный опыт,  постараюсь сделать выводы и показать некоторые проблемы.

В связи с этим, я  бы хотела  сослаться на статью нашего коллеги,  опытного тренера, международного гроссмейстера по переписке, автора многих шахматных пособий М. В. Блоха, «Цели обучения шахматам», в которой прекрасно отражено все положительное,  что могут дать шахматы.                                                                                                                                                                                                             

Цели обучения шахматам

Современная концепция образования во главу угла ставит идею развития личности человека, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение шахматам.

Преподаватель шахмат поможет развить:

  •  способность самостоятельно мыслить;
  •  логику, системность, дисциплину и другие элементы культуры мышления;
  •  память, внимание, наблюдательность;
  •  творческое воображение и ассоциативное мышление;
  •  навыки изучения литературы;
  •  навыки самостоятельной исследовательской работы.

Рассмотрим подробнее некоторые моменты развивающей роли обучения шахматам.

Уже на первых уроках шахмат учащийся убеждается, что одного желания выиграть недостаточно. Ход становится сильным только тогда, когда он подготовлен грамотными предыдущими действиями. Урок шахмат: для выбора правильных решений следует опираться на объективный учёт и оценку имеющихся условий.

Обучение шахматам способствует воспитанию:

  •  силы воли
  •  самостоятельности
  •  трудолюбия
  •  целеустремлённости
  •  способности к самоконтролю, адекватной самооценке и самокоррекции
  •  культуры поведения, дисциплинированности
  •  честности
  •  толерантности

Способность самостоятельно мыслить

На уроках шахмат игрок учится самостоятельно использовать имеющиеся у него знания и навыки в разнообразных позициях. Таким образом, при обучении шахматам человек овладевает искусством сравнительного анализа, умением находить существенные различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различных.

Развитие памяти

Значительно влияние обучения шахматам на развитие памяти. На уроках шахмат преподаватель помогает ученику совершенствовать способность к смысловому, логическому запоминанию информации, основанному на особенностях расположения и взаимодействия объектов.                      Культура и дисциплина мышления

Обучение шахматам развивает культуру и дисциплину мышления. Под руководством преподавателя шахмат учащийся прочно осваивает пятиэтапную схему обдумывания и принятия решений: анализ позиции, общая оценка позиции, выбор плана, выбор хода, проверка выбранного хода и выполнение.

Эта схема мышления имеет универсальный характер и применяется для решения учебных, научных, экономических, военных и других задач.

Развитие внимания

Преподаватель шахмат поможет развить необходимую степень концентрации для игры. Уроки шахмат требуют длительного, устойчивого, интенсивного и объёмного внимания. Ведь стоит на мгновение ослабить, совершить одну грубую ошибку, и плоды всей предыдущей работы будут утеряны.

Дисциплинирует мышление такая особенность обучения шахматам, как ограничение времени на обдумывание. Под руководством преподавателя шахмат игрок учится рациональному распределению времени, объективной оценке временных интервалов и быстрому принятию решений в стрессовой ситуации.

Дисциплинированность

Обучение шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей, но и характера. Шахматы требуют дисциплинированности, постоянного самоконтроля, учат ответственности за каждый сделанный во время соревнования ход, который невозможно отменить. Урок шахмат состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осмотрительностью.

Выдержка

Каждая партия и соревнование в целом неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для юного человека. Это подготовка и ожидание борьбы с трудным соперником в присутствии конкурентов и болельщиков, сама схватка, наполненная переживаниями за сильные и красивые ходы, реальные и мнимые ошибки (отличить первые от вторых часто удаётся лишь в анализе после игры), ответственность за результат, в том числе перед родителями, преподавателем шахмат, товарищами по команде. Урок шахмат заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности. Поэтому неудивительно, что школьники и студенты, шахматисты высоких разрядов сдают различные экзамены гораздо лучше, чем не шахматисты, имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости.

Самооценка

Урок шахмат заключается в переходе к объективной самооценке, как к результату корректного сопоставления своих притязаний с личными результатами и сравнительными достижениями других.

Шахматы учат не только аргументировано отстаивать своё мнение, но и уважать чужое. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера. При этом человек учится мысленно ставить себя на место другого. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях.

Умение вести себя в обществе

Уроки шахмат и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают учащимся корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. Увлечение шахматами позволяет школьнику заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами.

Изучая с преподавателем шахмат теорию и историю игры, учащиеся видят вклад талантливых представителей многих стран и народов в их развитие, своеобразную перекличку, взаимопроникновение и взаимообогащение шахматных идей.

2.2 Воздействие занятий шахматами на формирование личности воспитанников                                                                                        

Мне хотелось бы  вспомнить свой первый набор учеников   в качестве педагога дополнительного образования в 1993 году.                                                                                Местом моей работы был филиал ЦРТДЮ им. Косарева Детский центр  «Южное Измайлово». Там есть небольшой шахматный клуб. Я сама ходила по младшим классам близлежащих четырех школ, рассказывая ребятам о чудесной игре – шахматах - и  обо всем, чему они могут научить.

В результате были набраны 4 группы по 15 человек  учеников младших классов и работа закипела. Огромным плюсом было то, что я и, главное, почти все ребята жили в 10-ти минутах ходьбы от Центра, поэтому посещаемость была почти стопроцентная. Были непростые 90-ые годы - родители детей больше всего думали, как прокормить семьи. Они были очень рады новому интеллектуальному занятию ребят и совершенно не вмешивались, а только помогали, если было надо, учебному процессу.

Я же после перерыва работала с энтузиазмом: из каждого занятия  мне хотелось сделать для детей  праздник, некоторые занятия превращались в мини спектакли, где герои -  любимые персонажи детских книг, тоже мечтающие о шахматах. Некоторые занятия можно было заменять прогулками в лес или играми на спорт площадках. Мы и это практиковали – лес у нас рядом, а на школьные спортплощадки раньше пускали. В результате сложился  очень дружный сплоченный коллектив.

Вскоре стали появляться и шахматные успехи: от призовых мест в  простейших конкурсах решений воспитанники двигались к выполнению пятого и четвертого разряда на первом году обучения, третьего и второго разряда по шахматам на втором.

Видя мою увлеченность и появление талантливых ребят, мой муж (международный гроссмейстер) стал помогать  мне,  и мы 6 лет работали в одном коллективе, вместе написали авторскую программу.

Появление наставника такого уровня положительно повлияло на воспитанников, особенно на мальчиков. Прежде всего, перед ними был действующий международный гроссмейстер и первое время они смотрели на него широко открытыми глазами и ловили каждое его слово. Валерий  Александрович (В А.- в дальнейшем) был строг – группа стала  более дисциплинированной. Ребята  обожали,  когда в начале занятия В. А. вел  с ними беседы о шахматной этике, психологии, рассказывал забавные поучительные истории из практики гроссмейстеров и мастеров, учил их, как надо расслабляться после первой партии, чтобы достойно сыграть вторую (в то время обычно в один день играли по  2 партии с контролем времени 1 час каждому на партию). Разбирая сыгранные партии,  очень критиковал за ошибки - доставалось и мальчикам, и девочкам. Я же проводила практическую часть занятия: после небольшого перерыва  были турнирные, тренировочные либо тематические партии и появился новый вид практических занятий – выполнение заданий по тактике, стратегии по компьютерным программам. Занятия, включая перерывы, были трехчасовые и довольно интенсивные. Никто из учеников не жаловался на трудности и не оставил обучения. Возникает  вопрос – почему?  

Я думаю, прежде всего, они уже очень любили шахматы и не были перегружены, как нынешние дети, другими занятиями, а несколько человек даже хотели стать профессионалами. Я пишу, конечно, не о всех набранных в самом начале учениках, а о тех, кто к этому времени выполнил 1 разряд, 2 и сильный 3-ий. Это  было  2 группы  около  25-ти человек.

Каковы же результаты? Команда школы №689 была сильная и очень дружная. Год от года улучшая результат, мы добились своей цели и стали чемпионами Москвы в престижном турнире «Белая ладья» и защищали честь Москвы  на первенстве России среди школ  в Смоленске. После этого команда была приглашена на турнир школ среди неолимпийских видов спорта в г. Сызрань, где мы стали чемпионами. Команда «Южное Измайлово» заняла 1 место в Москве среди детских коллективов,  в этом турнире самая многочисленная команда – 8 мальчиков  + 2 девочки и столько же запасных. В личных соревнованиях у нас выделился  Морозов  Гриша. Он  был призером первенства Москвы, участником первенств России, входил в состав сборной Москвы.

Чтобы летнее время не оставалось  без турниров мы дважды выезжали на детские турниры в Польшу, чуть позднее в Румынию прямо на берегу Черного моря. Лучшие наши шахматисты были отмечены поездкой в Турцию в составе делегации ЦРТДЮ им. Косарева. Это только часть успехов и соревнований. У каждого из ребят есть свой набор наград за успехи: грамоты, дипломы, медали, кубки, ценные призы.

Эта команда ребят была единственной группой, которая прошла путь обучения шахматам от первых классов и до окончания общеобразовательной школы.  В этом случае закономерен вопрос  –  как же занятия шахматами отразились на формировании личности ребят, какие положительные качества мы  смогли привить им  во время  шахматных занятий  и соревнований,  а также в процессе простого  человеческого  общения?

Прежде всего, выросли добрые, честные, культурные и умные юноши и девушки. Всем им присуща способность самостоятельно  мыслить  и принимать решения, у них хорошо развито логическое мышление, достаточно высокая концентрация  внимания, хорошая память, выдержка, самообладание. Им привиты навыки изучения литературы. А так как  они были настоящей командой, не раз побывавшей в сложных ситуациях – это воспитало силу воли, умение брать ответственность на себя, чувство коллективизма, умение дружить.

Мы благодарны этой группе воспитанников,  за то что каждый год они организуют встречи с нами с интересными беседами и обязательным блицтурниром, что по первому зову откликаются на любую нашу просьбу. В связи с написанием этой работы, я решила задать им вопрос «Что вам дали шахматы?» и прислать лаконичный ответ по электронной почте.  Несколько  ответов пришло быстро, только про лаконичность некоторые забыли. Привожу их в порядке  получения.  

  

2.3 Оценка учеников, прошедших обучение,  влияния шахмат на становление и формирование их личности.

Морозов Григорий, 24 года, мастер ФИДЕ по шахматам:                                                           Шахматы стали моим увлечением на всю жизнь, сформировали культуру мышления, развили логическое мышление; свели со многими интересными людьми, некоторые из которых  стали моими друзьями и вне шахмат. Благодаря шахматам доводится бывать в разных городах и странах, совмещая соревнования и культурное развитие.

Чехова Марина, 25 лет, мастер ФИДЕ по шахматам:

Что мне дали шахматы? Интересный вопрос...я неоднократно думала над ним  и никогда не могла лаконично, в пару фраз выразить свою мысль.  

В первую очередь шахматы воспитывают волю. Все шахматисты по природе своей игроки, бойцы, им прививается психология победителя. Поскольку суть шахмат - выиграть, поставить мат. Нас учат бороться, стремиться к победе, не сдаваться и вставать, если упал, проиграл, идти дальше. Это  одно из важнейших качеств, которым я  обязана шахматам.

Затем логика, связность мышления. В шахматах каждый ход должен быть со смыслом, каждый ход должен вытекать из предыдущего и быть связанным с последующим, что, конечно, также накладывает отпечаток на повседневную жизнь и образ мышления. Что помогало мне в школе, в институте, в частности, в точных науках, математике.

Также важное  качество, которое развили во мне шахматы это самостоятельность. В шахматах каждый сам за себя. Если в футболе,  например, в командных видах спорта игрок может понадеяться на сотоварищей, то в шахматах положиться кроме себя самого не на кого. Ты либо сможешь и сделаешь сам, либо не сможешь. И первое,  и второе - полностью твоя ответственность.

Среди прочего могу назвать целеустремленность, усидчивость, внимание.
Также благодаря шахматам я нашла много добрых товарищей и настоящих друзей.

И, наверное, последнее, что хочу сказать. Когда я стала старше, я поняла что шахматы также дали мне некое понимание мира в целом. Где есть черное и белое. Где есть противостояние, есть борьба. Ведь шахматная партия - это целый мир, маленькая жизнь, за которую успеваешь пережить весь спектр человеческих эмоций: радость и вдохновение, отчаяние и надежду, горечь поражения и гордость победы. Как и в жизни в шахматах есть "короли" и "ферзи", отважные ладьи, самозабвенные офицеры и безропотные пешки. В жизни,  как и в шахматах, есть своя сиюминутная тактика или дальновидная стратегия. Есть цугцванги и гамбиты, хитроумные комбинации и  патовые  ситуации. И каждый сам выбирает  какой фигурой здесь быть. Прекрасной могущественной королевой, отважным солдатом или же "серым кардиналом", стремящимся в ферзи

В любом случае, я очень горда тем, что шахматы как неотъемлемая составляющая были и есть в моей жизни.
Евсеев Александр, 26 лет, 1 разряд по шахматам:

Шахматы - всесторонне развивающая игра независимо от возраста. Главной пользой от игры в шахматы, по-моему мнению, считаю возможность переноса шахматных принципов в реальную жизнь. Возникновение идей, построение планов, ведение активной борьбы очень схожи с ведением бизнеса. Даже такие простые вещи как выбор приоритетных ходов легко применимы в обычной жизни. Шахматы развивают такие качества как терпение, целеустремленность, психологическая устойчивость. 

Да и просто шахматы поднимают настроение, когда получается   красивая комбинация.

Липовецкий Михаил, 26 лет, кандидат в мастера по шахматам:

Впервые я заинтересовался шахматами в возрасте 7 лет. Мои родители начали поиски секции и, благодаря счастливому стечению обстоятельств, мне удалось попасть к замечательному педагогу, мастеру спорта международного класса Чеховой Татьяне Михайловне.

Уже на первых уроках мне стало очень интересно познавать эту удивительную игру, во многом благодаря уникальному методу преподавания нашего педагога, суть которого, как мне кажется, сводится именно к формированию интереса детей к этой игре, а также к воспитанию таких личностных качеств как сила воли, трудолюбие и самостоятельность.

С самого начала обучения я начал серьезно относится к этим занятиям, и позднее это переросло в любимое увлечение. Я, как и вся наша группа, любили выступать на турнирах, играть в шахматы на занятиях и просто общаться на разные темы в дружной компании.

Татьяне Михайловне удалось сформировать прекрасный коллектив ребят, увлечь шахматами и дать большой объем знаний, требуемый для понимания игры.

Дойдя до определенного уровня, нашу группу стал тренировать международный гроссмейстер Чехов Валерий Александрович - шахматист высочайшего класса на которого мы будем равняться всегда. Те глубокие знания, которые я получил от него, сыграли огромную роль в повышении уровня, качества моей игры. Дисциплинированность, самоконтроль и уважение к оппоненту – качества, которые Валерий Александрович сумел воспитать в нас. Эти качества очень помогают идти по жизни.

В подростковом возрасте я ощущал, что шахматы это часть моей жизни. Та действительно интересная часть, которой хотелось уделять время и совершенствовать свои навыки.

Сейчас все немного изменилось, но всегда приятно сесть за шахматную доску и просто поиграть с друзьями,  вспоминая  то время.  

Власов Александр, 26 лет, кандидат в мастера по шахматам:

Шахматы начались в моей жизни в 5 лет, расстаться с ними я смогу только когда потеряю память или рассудок.

Играя в шахматы, я научился  структурировать свои мысли, всегда рассчитывать на много шагов вперед, быть членом коллектива, нацеленности на результат и никогда не сдаваться.

Даровали мне эти качества мои наставники - Татьяна Михайловна и Валерий Александрович, которые учили нас быть не только шахматистами, но и достойными людьми.

Особое место уделю стратегии своей игры в шахматы, которая впоследствии стала стратегией моей жизни. Про шахматы много написано, много изучено – дебюты, эндшпили – достаточно глубоко проработаны. В этих условиях особую ценность имеют нестандартный  ход или комбинация, это было моим кредо в шахматах, стало моим кредо в жизни, которое позволило мне достичь уважаемого положения в профессиональной деятельности – электроэнергетике.

Тигран Григорьян, 28 лет, 1 разряд по шахматам:

«Жизнь подобна шахматам: мы создаем план, но он находится в зависимости от того, что угодно будет сделать партнеру, то есть судьбе». Артур Шопенгауэр.

Жизнь постоянно заставляет нас делать те или иные выборы, и чем дальше, тем их количество растёт, и они становятся сложнее. Крайне редко бывает, что в определённой жизненной ситуации имеется лишь одно решение. Возможность адекватно и рационально взвесить все «за» и «против» -  пожалуй,  самое важное и полезное, чему меня научили шахматы.

Отдельно хотел бы отметить так называемые «ходы -  кандидаты». В ситуациях, когда имеются несколько возможных (и что важно, более менее равнозначных) вариантов, очень важно проанализировать каждый из них, и лишь затем сделать окончательный выбор. В моей работе, которая подразумевает анализ огромного количества информации, данный подход является крайне важным, можно сказать обязательным.

В целом, роль и место шахмат в своей  внешахматной жизни я не могу переоценить.

2.4 Психологические трудности, возникающие при  занятиях шахматами (примеры из практики)

Во всем написанном до этого видны только положительные моменты  изучения и освоения шахматной игры. Но, мысленно возвращаясь в 1993 год, вспоминаю такую ситуацию: маленькие шахматисты, позанимавшись несколько месяцев, рвались в бой, и я потихоньку давала им играть тренировочные партии. Вдруг в конце занятия раздается какой-то животный вой. Оказывается  мальчик Игорь проиграл  партию, и последовала вот такая реакция. Рядом были и его родители и я, но никакие слова утешения не имели действия – стресс от поражения  полностью отключил разум. В дальнейшем он категорически отказывался  играть,  да и я не настаивала, заменяя игру более приятным для него решением шахматных задач.

Вспоминается другая история: примерно после года работы мы принимали участие в полуфинале Москвы в младшей категории до 10-ти лет. И (ура!) Саша и Лена вышли в финал. Для нас это было событие: ребят поздравляли, желали успеха в предстоящем турнире.  Лена не смогла играть по каким-то причинам, а Саша  вступил в бой. И вот он начинает проигрывать партию за партией, а игралась всего одна партия в день. Каждый день мы с ним просматриваем партии, пытаюсь взбодрить его как могу. Но после 6-ти поражений никакие слова  типа «на ошибках учатся» и т.д. не действуют. Он плакал, анализируя со мной эти несчастные партии, и все же шел играть  следующую.  

Проиграл и седьмую,  восьмую наконец-то выиграл(!),  а  на последнюю девятую уже не смог выйти. Анализируя этот случай, я понимаю,  что семь поражений подряд – очень сильный удар по психике  девятилетнего ребенка, а он сумел устоять, проявил силу воли и все же добился победы (выполнил свою программу – минимум). Интересно отметить, что именно этот Саша в настоящее время стал моим помощником, второй год увлеченно работает тренером, постоянно советуется со мной,  его ученики любят шахматы и очень привязаны к своему тренеру. Недавно мы с ним вспоминали вышеизложенную историю о его неудачном дебюте в серьезных турнирах, на что он с грустной улыбкой сказал: «И все-таки одну партию я выиграл.»

К сожалению, сейчас в городских турнирах многие юные  шахматисты, проиграв 2-3 партии легко оставляют турнир: мол, хорошо сыграю в другом. Я учу своих воспитанников, что это  неэтично. Как  говорят – «взялся за гуж – не  говори, что не дюж».

Не зря 1-ый чемпион мира Вильгельм  Стейниц  когда-то сказал:  «Шахматы не для людей слабых духом».

«В последние годы многие известные шахматисты и целый ряд федераций прилагают большие усилия для внедрения шахмат в школьное образование, иногда даже в виде обязательного предмета. Однако это вызывает много вопросов у педагогов, родителей и даже религиозных деятелей. Основная цель этих мероприятий понятна – раннее выявление шахматных талантов. Но как бы  не получилось так, что в процессе выявления одного шахматного таланта мы невольно травмировали психику сотен других детей.

Чтобы не быть голословным, приведу фрагмент из интервью И. Г. Сухина, одного из ведущих специалистов в этой области, научного сотрудника Института теории и истории педагогики Российской академии образования, автора единственного официально одобренного курса преподавания шахмат в школе. Говоря об игре в шахматы во время занятий, он отмечает, что «проигрыш настоящей партии - это колоссальное интеллектуальное унижение. Всем нам наверняка приходилось видеть, как проигравший ребенок сбрасывает фигуры с доски. Нам на уроках этого не надо». И это при том, что психическая травма многими детьми переносится намного тяжелее, чем физическая. По-моему это серьезная проблема.» (2)

Пытаясь решить эту проблему  Сухин, к примеру, предлагает  «не давать на уроках в общеобразовательной школе доигрывать партию до конца».  «Так мы вообще запутаем бедных детей. Они перестанут понимать, что мы от них хотим: учим играть, но играть не даем.                                                                      

Думаю, необходимо найти другой выход. Раз уж решили массово учить детей шахматам, надо найти и приемлемую форму игры, не травмирующую психику ребенка. Тут можно предложить очень простой и эффективный с точки зрения педагогики и детской психологии прием – играть в шахматы командами. В начальных классах оптимальной формой будет, по-видимому, консультационная партия. При этом игра в команде (группе) положительно сказывается на детях по следующим причинам:

1. Ответственность за принятие решения распределяется между членами команды, и, соответственно, проигрыш в игре каждым участником переносится легче.

2. Сам факт нахождения ребенка в команде имеет психотерапевтическое воздействие, так как группа оказывает психологическую поддержку каждому ее члену. Положительный групповой опыт, адекватность и устойчивость самооценки переходят на индивидуальный уровень и становятся достоянием каждого учащегося.

3. При проведении игровых занятий группами терапевтический эффект достигается также за счет так называемого «выхода» в исследовательскую позицию по отношению к проблеме. Как отмечают специалисты в области группового психологического тренинга, способность к такому «выходу» может стать ценнейшим приобретением учащихся.

4. Командная игра отвечает и одному из основных требований детских психологов, которое гласит, что система школьного образования призвана, прежде всего, социализировать учащихся, то есть приобщать, адаптировать их к жизни в социальной системе».                                    (2)

При работе с учениками высоких разрядов, призерами  Москвы, участниками  первенств России, Мира и Европы, выявлены следующие проблемы  психологического  плана:

1) чувство страха перед поражением, перед сильным противником, страх плохо сыграть в турнире, попасть в цейтнот.

2) «зевки» (грубые ошибки), которые связаны с потерей концентрации внимания, плохой усидчивостью, физической усталостью (партия может длится до 4-ех часов), перевозбуждением от ожидания успеха.                           3) сильное переживание после поражения и как следствие более слабая игра в следующем туре (не успел(а) восстановиться).

4) проблема игры в последнем туре, когда идет мощное психологическое давление (призы, места ,медали, выход в престижный турнир).

Я и мои коллеги  много размышляем над этими проблемами, стараясь улучшить результаты одаренных воспитанников и сделать так, чтобы их психика не подвергалась слишком большим испытаниям.  Радует то, что на  российские  юношеские сборы  по шахматам стали привлекать психолога.

2.5 Влияние игры в шахматы на развитие детей при подготовке к школе (занятия шахматами с детьми дошкольного возраста)

Анализируя далее свою работу, мысленно переношусь в начало 2000-ых годов. Важно то, что к этому времени шахматы, как говорят, «помолодели». Это значит, что появилось  первенство Москвы, России, Европы и Мира до 8-ми лет.  В связи с этим в шахматную секцию стали записываться дети 5-6 лет и даже младше, конечно, наряду  с  более  старшими  ребятами.  Малыши не знали еще хотят ли они заниматься, - это было решение их родителей, бабушек, дедушек,  и мне приходилось немало  потрудиться  чтобы заинтересовать юных учеников, чтобы  у них самих появилось желание познать шахматы, чтобы появился увлеченный блеск в их глазах.   Мы с ними и стишки про шахматы и про каждую фигурку учили, и сказки о шахматах читали (благо, сейчас очень много качественной хорошо иллюстрированной литературы для начинающих шахматистов), и в шахматное лото для освоения  шахматной нотации играли, в игровой форме освоили ходы всех фигур, законы игры. Потом долгое время решали самые простые шахматные задачи, постепенно начали играть. И через два года это уже были очень увлеченные игрой маленькие шахматисты, готовые состязаться в категории до 8-ми лет. Несколько лет подряд  я набирала дошкольников (с каждым годом желающих было все больше), по вышеописанной схеме работала с ними и могу с уверенностью сказать, что в  дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

1. Познавательная. Играя в шахматы,  ребенок  учится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, узнает много нового и интересного.   Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

2. Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

3. Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому  мы постоянно проводим физкультминутки, и все ребята посещают  либо бассейн,  либо какую-то другую спортивную секцию.

Таким образом, занятия шахматами  с  дошкольниками закладывают  «фундамент» для обучения в школе. Исследования показывают, что шахматные дети сообразительнее, учеба дается им легче. Они быстрее схватывают материал на уроках и успевают сразу по всем предметам.  Я из года в год убеждаюсь в этом, и  приятно слышать благодарные слова родителей.                                                                                                          Отличительной особенностью этого периода моей работы было участие  в многочисленных турнирах до 8-ми и 10-ти лет.  Особенно хорошо  это получалось у девочек. Среди моих воспитанниц и чемпионки  и призеры  Москвы, и призеры России и различных международных  фестивалей.

2.6 Некоторые ошибки родителей  

Если педагог добросовестно поработал с детьми и родители помогали, выполняя все установки  – то добиться желаемых результатов вполне реально. Но что  не раз  происходило далее? - успех детей просто ослеплял их родителей. Некоторые ученики, «захваленные родными, еще фактически ничего не добившись, не устояли перед первыми симптомами «звездной» болезни и перестали работать… Дело в том, что познание шахмат требует труда, а выдуманные  «гении» часто трудиться не хотят.»           (3)  

Здесь  уместно высказывание третьего чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки «Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться  хорошо играть в шахматы». В результате этой «звездности» некоторые  очень способные дети оставили занятия шахматами.                                                            Еще одна проблема родителей: - помимо учебы в начальных классах, занятий в секции шахмат  дети посещают еще 3-4 кружка. Понимаю желание родителей – разобраться, что же наиболее полезно и по душе ребенку  - и сделать выбор. Но время идет, а дети так и посещают все выбранные кружки. Не будет ли переутомления от этого?

И еще одна большая претензия к родителям – сопровождая воспитанников  на турнирах в Москве, в Костроме, где каждый год традиционно проводится первенство России до 8-ми лет, неоднократно вижу такую картину: из турнирного зала выходит малыш с глазами полными слез – проиграл - а мама или папа вместо утешения, ругают его,- «Да как ты мог проиграть ему, ты же сильнее…». Бывают ситуации и хуже. Не зря тренеры любят, чтобы детей сопровождали бабушки.  Тренер - педагог, разбирая сыгранную партию с ребенком укажет на ошибки, поругает слегка, если ситуация того требует и даст советы-указания родителям. Это нормально.   

Я,  конечно, не могу изменить весь мир, но на своем рабочем месте в младшей  группе с родителями у нас договоренность - работать вместе так, чтобы шахматы приносили ребятам только положительные эмоции: радость от решения красивых задач и комбинаций, восхищение от просмотра партий чемпионов мира, понимание красоты несложных пока этюдов. Ведь шахматы – это наука, искусство и спорт. А когда  они играют в турнирах, мечтая о выполнении разряда,  о получении медали,  кубка или какого-то приза, то в случае неудачи рядом мама или папа, которые всегда подбодрят, успокоят. Ребята знают слова великого Эмануила  Ласкера (второго чемпиона мира по шахматам): «Кто не проигрывает, тот не двигается вперед. Это железный закон, справедливый для всего живого. Кому все удается, тот утрачивает творческие способности».   

В старших группах, где шахматисты первых и вторых и третьих  разрядов,  мы возобновили участие в командном первенстве  Москвы. В этом году заняли призовое 3 место. Меня радует, что ребята начинают понимать, что такое команда, плечо друга, появляется чувство ответственности, коллективизма.

2.7 Семейные турниры

И последнее, что хотелось бы обозначить.

Третий год подряд в ЦРТДиЮ им. А. В. Косарева в последнее воскресенье ноября, в день Матерей России, я провожу одно важное мероприятие. В этот день в Центре праздник: проходят  веселые спортивные семейные старты.  После чего начинается концерт, и далее награждение победителей.

А у шахматистов - командный семейный турнир. Команда состоит из ребенка и взрослого (папа, мама, дедушка или бабушка). Турнир играется по всем шахматным правилам в 5-6 туров. Затем подсчитываются очки, определяются победители и призеры. Три команды-победительницы во время концерта торжественно награждаются призами.

Но не это главное, что я хочу отметить. Важна атмосфера, которая царит в командах. Дети и родители трепетно переживают друг за друга, никто не укоряет партнера за ошибки. А ребята даже и не думают об этом, они горды тем, что рядом мама или папа, что они вместе интересно проводят время.

В прошлом году мой внук и сын были одной из команд. Так 6-тилетний Вова прыгал от радости, что у папы нашлось столько времени для него, между делом выиграл пару партий, а сын серьезно подсчитывал очки,  мечтая о призовом месте.

Для детей – счастье такие мероприятия. Некоторые команды приходили с «группой поддержки» (мама и сестра, например). Все команды –участники получили памятные грамоты и небольшие сувениры.                                                           Если  3 года назад мы начинали этот турнир всего с 12-ти  команд, то в этом году их было более 26-ти, и мы с трудом справились с рассадкой в довольно большом шахматном клубе.

Таким образом, можно выделить еще одну роль шахмат в дополнительном образовании: оздоровление внутрисемейного климата, более тесные связи между членами семьи, путем проведения подобных мероприятий.


3 Заключение

Шахматы  - это наука, искусство и спорт. И занимаясь этой древней игрой, ученики развиваются по этим трем направлениям. Конечно, идеально посещать занятия 8-10 лет. Участие в серьезных соревнованиях формирует и развивает волевые качества, целеустремленность, умение бороться  до конца, трудоспособность и т.д.  

От изучения точных позиций, решения задач, игры вслепую и т. д. -  улучшается память, развивается логическое мышление, воображение, пространственное представление образов,  включается механизм «действия в уме», положительно влияющий на умственные способности человека. Разбирая «бессмертную», «вечнозеленую» партии старинных мастеров,   партии – шедевры чемпионов мира, приходит понимание, что это произведения искусства. А этюды?  -  некоторые их решения доставляют истинное наслаждение, приводят в восторг.   

И, я надеюсь, что дети,  прошедшие хоть небольшую шахматную школу, впитают в себя  всего понемногу из  выше перечисленного, и это поможет им в будущем стать  достойными личностями.

Исходя из поставленных в реферате целей и задач, хочу подвести итог:                           в целом, занятия шахматами положительно влияют на личностно–психологическое воспитание ребенка, но есть ряд особенностей, которые сильно отражаются на качестве этого положительного эффекта.

Во-первых - работа  педагога, тренера. Конечно, у всех есть авторские или просто программы работы, но для многих это просто формальность. Поэтому, зачастую, педагог работает так, как считает нужным, исходя из своего опыта и понимания. Другой педагог-энтузиаст искренне хочет хорошо работать, много времени отдает детям, но где-то «перегибает» палку». И третий вариант – педагог равнодушно  отрабатывает свои часы по своей привычной схеме, не думая о своем совершенствовании. Если ребенок попадает к неквалифицированному педагогу, вероятность положительного влияния шахмат уменьшается, а получения психологических травм возрастает. Эту проблему можно было бы решить, например, изданием официальных шахматных учебников, пособий по психологической работе с шахматистами разных разрядов.

Во-вторых,  хорошо, если ребенок научился в течение года играть и может вместе с родителями определиться, чего он хочет добиться в шахматах. Если воспитанник ставит перед собой задачу выполнение первого разряда или кандидата в мастера, то старательно занимаясь, выполняя все установки  педагога, за 4-6 лет эта цель вполне осуществима, и ребенок, пройдя в шахматах «огонь,  воду и медные трубы» (а это первенства Москвы и России, международные детские фестивали по шахматам,  командные турниры), получит от шахмат большой эффект в личностном и психологическом плане.                                            Для своих воспитанников я желаю именно этого варианта. Такие ребята хорошо успевают в школе, легче одноклассников поступают в высшие учебные заведения, играют за команду в институтах, решая, таким образом, вопрос с кафедрой физкультуры.

В-третьих, есть очень талантливые дети. Годам к 5-6-ти они обычно второразрядники, к 7-8-ми выполняют первый разряд. Родители  и сами дети понимая  ситуацию, мечтают о победах на первенствах Мира и Европы, выполнении мастерского и даже гроссмейстерского звания. Обычно, для роста таких детей находят спонсора. Если помнить, что дети маленькие по возрасту, а нагрузки на них – физические, психологические и умственные огромные, то это большая проблема.

Мы с мужем были на одной из сессий школы Российской шахматной федерации. Туда были приглашены 15 сильнейших шахматистов России в возрасте от 10 до 15 лет. Там был психолог, которая на протяжении двух недель работала с ними. Резюме врача – у всех детей серьезные проблемы с психикой. Это одна из серьезных проблем большого спорта.

Вывод:

1.Для положительного влияния шахмат необходима только полупрофессиональная мотивация – достижение первого разряда или кандидата в мастера. Очень эффективны и полезны командные соревнования.

2. Необходимы  методические пособия по шахматной и психологической работе, а также проведение тренерских семинаров по этой тематике.

3.Необходима интенсивная работа с родителями, особенно если замечены негативные моменты их влияния на детей.

При соблюдении этих рекомендаций, на мой взгляд, занятия шахматами  в системе дополнительного образования будут максимально эффективными и будут давать положительные результаты как в личностном, так и психологическом развитии учеников.

                
4 Список использованной л
итературы

1. Крогиус Н. В., «О психология шахматного творчества», Москва, 1969

2. Овакимян Г.Е., статья «Каким шахматам надо учить детей в школе?», источик – Интернет, 05.03.2012

3. Пожарский В.А., «Шахматный учебник», Ростов-на-Дону, 1996

4. Гершунский Б.С., Костьев А.Н.,  «Шахматы – Школе», Москва, 1991

5. Гришин В.Г., «Малыши играют в шахматы»,Москва,1991

6. Пожарский В.А., «Шахматный учебник в этюдах», Ростов-на-Дону, 2005

7. Чехов В.А., Архипов С.А., Комляков В.С., «Программа подготовки шахматистов IVII  разрядов». «Москва»,   2007

8. Лысенко С.А., «Беседы с шахматным психологом», Москва, 2010



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12595. Методы формирования коммуникативной компетентности подростков в системе дополнительного образования 22.87 KB
  В общем плане коммуникативная компетентность подразумевает развитие адекватной ориентации человека в собственном психологическом потенциале потенциале партнера в ситуации или каком либо деле. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. В общем плане коммуникативная компетентность подразумевает развитие адекватной ориентации человека в собственном психологическом потенциале потенциале партнера в...
15545. Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями 65.93 KB
  Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями ВВЕДЕНИЕ Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов которые практически не имели возможности получить образование....
9708. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ОФОРМЛЕНИИ УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» 71.13 KB
  В жизни большинства людей наступает момент, когда приходится принимать решение об увольнении. Психологи говорят: «Если вы никогда не испытывали сложностей при увольнении - значит, вам повезло». Конечно, зачастую увольнение - это крайняя мера, когда человек не может решить накопившиеся проблемы другим способом. Тем не менее, не всегда это решение дается просто - люди увольняются по совершенно разным причинам. Однако, каковы бы ни были причины, сам процесс увольнения бывает достаточно болезненным. Часто сотрудники допускают ошибки, которые сильно затрудняют процесс ухода из компании.
11269. Инновационные подходы в системе дополнительного образования вуза (позиционирование опыта обучения студентов КГУ) 8.47 KB
  Кем же после пятилетнего изучения этих столь различных интересных дисциплин могут стать выпускники философского факультета Какую бы дорогу они себе ни выбрали одно можно утверждать образованными людьми способными глубоко мыслить а также умеющими находить общий язык с окружающими и объяснять исходя из внутренних причин явления все происходящее. Достижения и таланты студентов и аспирантов философского факультета: участие в серьезных научных конференциях и конкурсах и создание при факультете собственной театральной студии....
4867. Анализ современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности 47.8 KB
  Теоретические аспекты исследования современной системы дополнительного образования детей. Понятие и виды учреждения дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Роль дополнительного образования детей в современном обществе.
11474. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЕГО СВЯЗЬ СО ШКОЛОЙ. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ПРОВА РЕБЕНКА 38.36 KB
  В семейном окружении в обществе в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Если семья имеет несколько детей то появляются естественные условия для формирования полноценного коллектива. Наиболее общие из них: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в...
16036. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 971.71 KB
  Создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием; проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка; обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи...
10078. Процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся в условиях дополнительного образования 71.48 KB
  Эстетическое воспитание очень тесно связано с нравственным. А русские сказки – богатый ларец для воспитания нравственности детей. В них есть герои и злодеи, созидатели и лентяи, реальное и мистическое. Нет таких сказок, где побеждает жадный, корыстный, кровожадный злодей. Всегда прав тот, кто творит добро, защищает слабых, помогает бедным, уважает старших, дарит свет и радость окружающим. В сказках, как и баснях, есть мораль как своеобразный итог, подталкивающий к правильному выводу.
5369. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, его цели, задачи и структура 5.11 KB
  Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов далее именуется образовательное учреждение повышения квалификации создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов совершенствования их деловых качеств подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются: удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники...
17261. Педагогические условия формирования социально-педагогического сопровождения практической подготовки специалистов для учреждений дополнительного образования 128.61 KB
  Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране вызвали к жизни процессы диверсификации образования децентрализации системы управления изменили взгляды на ценности и цели парадигму образовательной деятельности. Актуальность данного исследования определяется потребностью практики образования в компетентном осуществлении прикладных исследований создания разработок позволяющих педагогу получить знания о новом образовательном продукте и...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.