ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик

2015-10-26

39.7 KB

36 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ

[0.1] ВВЕДЕНИЕ

[0.2] 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

[0.3] 1.1 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

[0.4] 1.2 Формы устройся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

[0.5] 2.УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

[0.6] 2.1 Усыновление (удочерение) детей

[0.7] 2.2 Законодательные основы усыновления иностранными гражданами

[0.8] 2.3 Порядок усыновления с участием иностранного элемента

[0.9] 2.4 Изменения в законодательстве по усыновлению сирот иностранными гражданами

[0.10] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[0.11] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В России за последние годы активно идёт процесс формирования и реализации семейной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, на повышение ответственности власти и общества за обеспечение её социальных гарантий. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и интересов. В этой связи создана законодательная база по вопросу поддержки семьи, материнства и детства, развивается система социального обслуживания семьи и детей, растёт потенциал общественных объединений и роль средств массовой информации в укреплении семейных ценностей и традиций. Но всё это пока не привело к сокращению социального сиротства. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране около 760 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [ 25, С.3 ]. Именно поэтому сохраняет свою актуальность проблема совершенствования законодательной базы, а также создание механизмов реализации законов, устанавливаемых на федеральном и региональном уровнях.

Теоретико-методологические основы научной исследовательской работы составили труды авторов: Антокольской М.В., Беспалова Ю.И., Кареловой Г.Н., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М., Холостовой Е.И., Кабышева О.А., Курбатова В.И. и т.д.

Целью научно-исследовательской работы является исследование правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить причины сиротства в России;

2) рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) показать формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном Российском обществе;

4) выделить особенности процесса усыновления детей иностранными гражданами;

5) рассмотреть изменения в законодательстве по усыновлению российских детей иностранными гражданами.

Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом исследования в работе стали социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведенное исследование опирается на статистический метод, метод дедукции и индукции.

Нормативной основой исследования послужили Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г.,1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ,2 Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка».3 

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителя в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

- образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками,

- социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Законом закреплено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде:

- предоставления им за время пребывания в соответствующем государственном и муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;

- обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим кодексом, гражданским кодексом Российской Федерации (ст.121 СК РФ).

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст.20 Конвенции о правах ребёнка.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 СК РФ определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера.

К первым относятся: смерть родителей; их тяжёлая болезнь, делающая невозможной заботу о ребёнке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Другие причины утраты родительского попечения – следствие либо невозможности защищать ребёнка, заботиться о нём из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг. Правда такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).4

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребёнку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребёнок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещён родителями на время. Нежелание взять ребёнка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребёнка без уважительных к тому причин.

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребёнке со стороны его родителей. Отсутствие в Семейном Кодексе ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребёнок растёт в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребёнке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощённые положением ребёнка-беженца, временного переселенца.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 Семейного Кодекса, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничений в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отчёта нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.5

Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трёх дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребёнок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.1 ст.122 СК РФ).

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пп. 1и 2 ст. 123 СК РФ, обеспечивает устройство ребёнка и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания в последующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Порядок формирования пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом (п.2 т.122 СК РФ).

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленным законом (п.4 ст.122 СК РФ).

Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей,- непростое дело, поскольку их в России насчитывается примерно более миллиона. Статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учёта на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым правительством Российской Федерации) уровнях. Важной предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения6.

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и её следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. Семейный Кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого – проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения – выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком. В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения7.

На основании первичного обследования составляется два документа: акт обследования и основанное на нём заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.). Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству. Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребёнке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребёнка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.8

1.2 Формы устройся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно ст. 20 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступившей в силу для Российской Федерации 15.09.1990, ребенок, временно или постоянно лишенный своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства обеспечивают замену ухода за таким ребенком, который может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление либо помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены обязательно должны учитываться этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык ребенка.

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены в ст. 123 СК РФ. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью или в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью, а при отсутствии этой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка следует учитывать его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, культуре, родной язык, а также возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Таким образом, на федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на органы опеки и попечительства. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Законодательство установлены следующие формы устройства детей:

1) усыновление (удочерение) - является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Усыновление производится только судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.

В Семейном кодексе РФ подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».9

2) опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, попечительство - над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Устройство ребенка под опеку (попечительство) допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки (попечительства) на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

К опекунам предъявляются определенные требования: опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (п. 3 ст. 13 Закона об опеке и попечительства).

Опекун или попечитель могут быть назначены только с их согласия. При этом должны учитываться их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ними и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного») и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3) приемная семья - это особый вид опеки или попечительства над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Помимо норм Семейного кодекса РФ деятельность приемных семей регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»10 (вместе с «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье»).

4) патронатная семья - форма семейного устройства детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. На территории республики нормативный правовой акт о патронатном воспитании не принят.

5) устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

- содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.11

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 № 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены требования к условиям пребывания детей в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.12


2.УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

2.1 Усыновление (удочерение) детей

Усыновление (или удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей и допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 1, 2 статьи 124 СК РФ).

Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (Конвенция), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Согласно п. 4 статьи 124 СК усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам РФ, но постоянно проживающим за пределами территории нашей страны. Дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, не являющимся родственниками детей, по истечении 6 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Рассмотрим особенности усыновления в случае, когда к этому привлекается иностранная сторона, а также выявленные грубые нарушения, связанные с данным процессом усыновления и последующего воспитания русских детей.13

2.2 Законодательные основы усыновления иностранными гражданами

В СК предусмотрен целый раздел VII, определяющий порядок применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

В то же время, согласно п. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосованием  12.12.199314 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

По вопросу применения нормативных правовых актов в области усыновления детей Пленум Верховного Суда издал Постановление от 20.04.2006 №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».15

В соответствии с ч. 5 статьи 71 Гражданского Процессуального кодекса иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ. В частности, легализация документов не требуется в отношениях между государствами - участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года), вступившей в силу для РФ с 31 мая 1992 года.

Вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов в государствах - участниках Конвенции в подтверждение подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе проставляется апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (статьи 3, 5 Конвенции).

При усыновлении русских детей иностранными гражданами должно применяться не только законодательство государства, гражданином которого является усыновитель, но и в целях защиты интересов детей должно соблюдаться законодательство РФ, а именно требования статей 124 - 133 СК с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Естественно, нормы международных правовых актов, касающиеся вопросов межгосударственного усыновления, имеют большое значение в правоприменительной практике. Однако правила п. 2 статьи 165 СК направлены на защиту интересов усыновляемых детей и носят ограничительный характер. В случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.16

2.3 Порядок усыновления с участием иностранного элемента

Усыновление на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином России, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении (п. 1 статьи 165 СК).

При этом усыновление иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами РФ, российских детей, производится в порядке, установленном СК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Иностранные граждане, желающие усыновить российского ребенка, подают заявление об усыновлении. К данному заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в ч. 1 статьи 271 Гражданского Процессуального Кодекса РФ от 14.11.2002 №132-ФЗ17, а также:

документ о постановке их на учет в государственном банке данных о детях;

заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства (ч. 2 статьи 271 ГПК РФ).

При этом все документы должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве РФ в государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории РФ. Документы представляются в двух экземплярах.

Защита прав и законных интересов русских детей, усыновленных иностранными гражданами, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. При этом порядок постановки на учет определен в настоящее время Постановлением Правительства от 29.03.2000 №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».18

Усыновление являющегося гражданином РФ и проживающего за ее пределами ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.19

2.4 Изменения в законодательстве по усыновлению сирот иностранными гражданами

Статья 4 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»20 запрещает усыновление детей, являющихся гражданами РФ, американскими гражданами. Кроме того, организациям запрещается вести деятельность на территории РФ, связанную с подбором и передачей детей на усыновление.

Также в части 2 статьи 4 сказано о прекращении действия соглашения между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

По разным мнениям, часть 2 может либо являться предложением по денонсации (Леонид Калашников), либо прекращает действие соглашения с 1 января 2013 года (Андрей Клишас).

Согласно разъяснению Верховного суда РФ, передаче усыновителям подлежат дети, по чьим делам решения об усыновлении приняты до 1 января 2013 года и вступили в силу (в том числе после 1 января).

17 декабря 2012 года депутаты Екатерина Лахова («Единая Россия») и Елена Афанасьева (ЛДПР) дополнили в законопроекте «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» поправку депутата Евгения Фёдорова («Единая Россия») о запрете усыновления российских детей-сирот американскими гражданами запретом деятельности организаций по подбору детей, а так же прекращением от имени Российской Федерации действия соглашения от 13 июля 2011 года с США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.

В тот же день комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству поддержал поправку о запрете на усыновление российских детей гражданами США.

19 декабря 2012 года закон с данным предложением (поддержанным 388 голосами против 15 при 1 воздержавшемся) был принят во втором чтении.

Телеканал «Дождь» со ссылкой на источник из «Единой России» заявил о том, что поправка о сиротах была «спущена из администрации президента РФ», а не придумана депутатами Госдумы. Позже это же СМИ сообщило о том, что, по словам их источников, подлинное авторство принадлежит первому заместителю главы администрации президента Вячеславу Володину и Ольге Баталиной, первому зампреду думского комитета по делам семьи, женщин и детей.

Журналист Сергей Пархоменко, скачавший закон с сайта Госдумы, опубликовал скриншот свойств этого файла, озаглавленного «магницкий_ТЕКСТ_фз.rtf». Автором этого документа в свойствах файла указан референт Государственно-правового Управления Президента Российской Федерации Сергей Валентинович Тихомиров, а не депутаты С. Е. НарышкинВ. А. ВасильевВ. В. ЖириновскийГ. А. Зюганов и С. М. Миронов, указанные в пояснительной записке.

Интервью с представителем американского христианского агентства по усыновлениям «Новая надежда» Галиной Сигаевой о практике усыновления российских детей американцами.

По состоянию на 2010 год российские сироты составляли около 10 % усыновлённых иностранных детей в США. При этом эта доля в общем потоке усыновлений постепенно снизилась с пикового показателя в 28 %, зафиксированного в 1998 году. При этом в абсолютных числах пик усыновлений российских детей американцами пришёлся на 2004 год. Всего за два десятилетия действия двусторонних соглашений в США было вывезено свыше 60 тысяч российских детей. Под влиянием резонансных дел о Диме Яковлеве и Артёме Савельеве, отправленном домой с запиской, депутаты Госдумы стали рассматривать ряд ограничительных законопроектов, но приняты они не были. При этом Семейным кодексом и так предписан приоритет российского усыновления. В 2010/2011 финансовом году в США было усыновлено 962 ребёнка из России.

По данным детского омбудсмена Павла Астахова с 2000 по 2011 год в США от рук своих усыновителей погибли 19 детей, усыновлённых в России (всего за период иностранными гражданами было усыновлено около 65 тысяч). Для сравнения, в 2005 г. Минобрнауки были собраны предварительные данные за последние пять лет по смертельным случаям и фактам жестокого обращения с сиротами, усыновленными россиянами, взятыми под опеку или в приёмную семью, согласно которым: погибли 12 детей; из 116 детей, здоровью которых по разным причинам был причинен тяжкий вред, по вине усыновителей и опекунов пострадали 23 ребёнка. Общее число погибших в России усыновлённых или взятых под опеку — 1220 детей. По данным Павла Астахова в 2011 году от насилия в России погибло более 2-х тысяч детей, около 90 тысяч пострадали.

29 декабря 2012 МИД РФ выступил с официальным заявлением, в котором подчеркнул что эти две цифры несопоставимы, так как 19 случаев гибели российских детей в США — это не систематические данные официальной статистики, а лишь самые вопиющие случаи нарушения прав детей, которые были растиражированы СМИ.

Вместе с тем в 2011 году американские приёмные родители усыновили 89 детей-инвалидов, в то время как россияне приняли в свои семьи лишь 38 сирот.

13 июля 2011 года между Россией и США было подписано Соглашение о сотрудничестве в области усыновления, оно вступило в силу 1 ноября 2012 года после ратификации Госдумой России в июле. В соглашении прописан контроль над усыновителями со стороны российских дипломатов и требования к американским усыновителям.

Пункт два четвёртой статьи закона постановляет прекратить действие этого соглашения, не разъясняя с какого момента это должно быть сделано. В пятом пункте последней статьи соглашения указано буквально следующее:

Настоящее Соглашение действует до истечения одного года с даты, когда одна из Сторон по дипломатическим каналам уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения.

— Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Вашингтон, 13 июля 2011 г.), ст. 17, п.2

В связи с этим было высказано много противоречивых мнений.

20 декабря 2012 Екатерина Лахова в интервью Public Post заявила о том, что дети, не усыновлённые до конца 2012 года, «останутся в России на своей родине. Всё».

На следующий день Ольга Баталина опровергла эти слова и утверждала, что соглашение с США будет действовать ещё год после вступления закона в силу, то есть усыновление будет запрещено с 2014 года.

26 декабря П. Астахов высказал радио «Коммерсантъ FM» противоположное мнение, а Интерфаксу сказал буквально следующее: «46 детей, которые были подготовлены для усыновления американскими семьями, останутся в России».

28 декабря в интервью «Дождю» пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков практически повторил слова Астахова.

9 января 2013 года МИД РФ разместил на своём сайте комментарий:

МИД России официально передал Посольству США в Москве 1 января с.г. ноту с уведомлением о прекращении — а не о «приостановлении» — действия указанного Соглашения в связи со вступлением в силу с этой же даты Федерального Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

Какие-либо иные трактовки, попытки исказить суть нашей позиции неприемлемы. Действие упомянутого Соглашения нами прекращено.

— Комментарий МИД России в связи с прекращением действия российско-американского Соглашения о сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения)

Некоторые СМИ интерпретировали это как заявление о прекращении действия соглашения с начала 2013 года.

10 января Д. Песков фактически опроверг свои же слова в интервью РИА Новостям.

Многие страны сильно ограничивают возможность для иностранцев усыновлять детей. Такие ограничения действуют в Канаде, Австралии, большинстве государств Африки и Ближнего Востока, Литве, Грузии, Молдавии, Болгарии, Белоруссии. В 2004 году, несмотря на протесты СШАРумыния приняла закон, запрещающий иностранцам усыновление румынских детей, кроме их биологических родственников. Евросоюз в связи с этим заявил, что запрет поможет защитить румынских сирот от нелегальной трансплантологии и проституции. Вместе с тем, большинство стран мирового сообщества подписали Конвенцию о правах ребёнка, к которым относится и право на иностранное усыновление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основными причинами, способствующими широкому распространению сиротства, являются: социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, слабость нравственных устоев многих семей, рост числа детей, рождающихся вне брака, высокий удельный вес неполных семей. Государственная политика по отношению к детям-сиротам направлена, прежде всего, на улучшение их социализации, материального обеспечения, условий для воспитания, обучения и жизнеустройства.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие:

- добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом;

- смерть родителей, сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Состояние демографической ситуации, семейной политики, масштабность реализуемых с 2007 года национальных проектов поддержки семьи, материнства, детства свидетельствуют об особой роли семьи в обществе, необходимости осуществления целенаправленной государственной и региональной семейной политики.

В рамках дальнейшего совершенствования реализации государственной семейной политики по обеспечению права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье можно разработать следующие рекомендации:

- развивать законодательную базу по дополнительной поддержке семей с несовершеннолетними детьми;

- способствовать формированию оптимальной сети учреждениё социального обслуживания семьи и детей, клубов молодой семьи в целях расширения сферы медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и иных услуг молодым семьям;

- осуществлять совместно с органами опеки и попечительства меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в приёмные семьи;

- инициировать создание социальной рекламы, телевизионных и радиопрограмм, способствующих укреплению нравственных основ, семейных ценностей, норм здорового образа жизни;

- активнее развивать систему постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и других образовательных учреждений;

- создать службу психологического сопровождения приёмных семей;

- осуществлять всемерную поддержку и содействие семьям с детьми, особенно молодым семьям, одиноким матерям, семьям с детьми-инвалидами;

- способствовать информированности населения России о демографических и семейных проблемах, путях их решения и опасных последствиях, к которым может привести нерешённость этих проблем.

Накопленный национальный и зарубежный опыт позволяет определить пути решения проблемы деинституционализации сирот, наметив следующие направления:

- Организация межведомственных центров по оказанию помощи детям:

Постоянно действующие центры должны включать в свой состав специалистов всех органов исполнительной власти (в том числе: силовых и контролирующих ведомств). Особенно важно, чтобы это были не совещательные, а активно действующие аппараты, имеющие достаточно человеческих ресурсов и материальных средств для осуществления: анализа проблем; реальной работы с населением и детьми, в том числе на улицах; социальной рекламы; владеющие возможностями законодательной инициативы и контроля за работой всех органов опек, детских учреждений, исполнением законодательства в районе/регионе.

- Создание и развитие специализированных центров помощи семье и детям:

Центры помощи семье и детям в кризисных ситуациях, безнадзорным и беспризорным - для профилактики социального сиротства. Центры усыновления и опеки для обучения принимающих семей, как на базе госучреждений, так и общественных организаций.

- Создание на базе действующих сиротских учреждений центров по семейному устройству детей и сопровождению принимающих семей

- Организация систематической просветительской работы среди сотрудников учреждений и органов опеки

Просветительская работа среди сотрудников учреждений и органов опеки поможет избежать ошибок, связанных с тем, что не все профессионально и морально могут выполнять возложенные на них обязанности по воспитанию, защите прав детей и особенно права ребенка жить и воспитываться в семье.

- Популяризация семейного устройства детей-сирот

Необходимо организовать систему информирования населения о возможности принятия в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Информация должна быть доступной, полной, содержать реальные требования к замещающим семьям, а также создавать доброжелательный фон отношения к детям, воспитывающимся в учреждениях, усыновителям, опекунам, другим типам принимающих семей. Крайне важно сделать массово доступной информацию о детях, нуждающихся в семейном устройстве.

- Организация системы поддержки принимающих семей

Для того, чтобы принимающие семьи всех видов и граждане, намеревающиеся взять ребенка в семью, ощущали себя защищенными и могли брать детей более старших возрастов, с проблемами со здоровьем, целесообразно на региональном уровне создать условия для их поддержки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 №51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Гражданский Процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 04.03.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст. 4532.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (в ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ. 1996. №1. Ст. 16.

Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

Литература

Арошенко М.М., Ильдеркина В.С. Источники современного сиротства по результатам опроса. Социальные проблемы сиротства. – М.: Педагогика, 1992- 257с.

Дети улицы: образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. Майорова. А.Н.. – М.: Интеллект-центр, 2001- 76с.

Жуковская Н. Сирота при живых родителях // Социальная защита.- 2005.- №8.

Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми.- М.: Приор, 1998- 143 с.

Королёв Ю.А. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации.- М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.- 416 с.

Короткова Т. Сирота под защитой // Социальная защита.- 2005.- №10

Права ребенка. Основные международные документы. Сборник документов и статей. – М.: Дом, 1992, с. 16-19.

Правила усыновления российских детей иностранными гражданами. URL: http://familyties.ru/docs 

Пчелинцева Л.М. Семейное право России.- М.: НОРМА, 2003.- 832с.

 

1 Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

2 Собрание законодательства РФ. 1996 № 1. ст. 16

3 Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3802

4 Королёв Ю.А. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации.- М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.- 416 с.

5 Королёв Ю.А. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации.- М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.280 с.

6Королёв Ю.А. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации.- М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.283 с.

7 Королёв Ю.А. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации.- М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. 283 с.

8 Там же. 284 с.

9 Собрание законодательства РФ. 2000. № 15. ст. 1590

10 Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. ст. 2572

11 Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. URL: http://www.prockomi.ru/explain/news_detail.php?ID=4105

12 Собрание законодательства РФ. 2011. № 29. ст. 4483

13 Правила усыновления российских детей иностранными гражданами. URL: http://familyties.ru/docs (дата обращения: 20.04.2013)

14 Собрание законодательства. 2009. № 4. ст.445

15 Российская газета. № 92. 3 мая

16 Правила усыновления российских детей иностранными гражданами. URL: http://familyties.ru/docs (дата обращения: 20.04.2013)

17 Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. ст. 4532

18 Собрание законодательства РФ. 2000. № 15. ст. 1590

19 Правила усыновления российских детей иностранными гражданами. URL: http://familyties.ru/docs (дата обращения: 20.04.2013)

20 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). ст. 7597



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1332. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КУНГУРСКОГО РАЙОНА) 39.93 KB
  Объектом исследования данной курсовой служат дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таких в России – несколько десятков миллионов. На территории города Кунгура и Кунгурского муниципального района на сегодняшний день насчитывается порядка 700 детей.
17990. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 75.15 KB
  Сформулировать проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье; рассмотреть статус органов опеки и попечительства; изучить права и обязанности опекунов и попечителей изучить судебное и внесудебное разрешение споров, связанных реализацией права опеки и попечительства, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей...
18610. Опека и попечительство над детьми, как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 88 KB
  Общественные отношения, возникающие в связи с содержанием, воспитанием и обеспечением общего и профессионального образования детей, оставшихся без попечения родителей, в детских деревнях семейного типа и домах юношества. К отношениям, не урегулированным Законом
11471. Опека и попечительство над детьми как одна из форм устройства детей оставшихся без попечения родителей 89.11 KB
  Государство уделяет больше внимания семейным формам воспитания детей, потому что именно семейное воспитание ребенка, тепло и уют домашнего очага дают ему возможность почувствовать себя полноценным членом общества. Детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях
1256. Проектирование программ по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения 400.09 KB
  Теоретические аспекты проектирования программ по Социальной адаптации детей оставшихся без попечения родителей в условиях интерантного учреждения. Проблемное поле детей оставшихся без попечения родителей как основа для разработки проектирования программы по социальной адаптации. Особенности социальной адаптации детей оставшихся без попечения родителей как технология социальной работы
12991. Системы социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот 104.67 KB
  Исследовать особенности социального сопровождения ВИЧ-инфицированных на основе опыта специалистов СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», СПб ГБУЗ «Специализированный дом ребенка № 16 (психоневрологический)» и Общественного благотворительного фонда «За здоровое поколение на пороге XXI века» и дать рекомендации по улучшению системы социального сопровождения.
1267. ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОНЫЕ ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТАТУС, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 49.42 KB
  В России более половины юридических лиц имеют форму АО, она стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований и оказывает существенное влияние на его развитие
5015. Влияние развода родителей на детей подросткового возраста 37.86 KB
  По данным статистики за последние годы резко возрастает число детей которые воспитываются в неполных семьях где в подавляющем большинстве воспитателем является мать. Этот кризис сопровождается постоянными конфликтами происходящими на глазах у детей. В данной работе преследуется цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста. появилось на...
14052. Установление отцовства. Правовое регулирование установления происхождения детей 15.95 KB
  Рождение ребенка это важное событие в жизни любого человека. Для установления происхождения ребенка от матери материнство не имеет значения рожден ею ребенок в браке или нет. Поэтому заявление в орган записи актов гражданского состояния о регистрации рождения вправе подать как мать ребенка рожденного в браке так и мать ребенка рожденного вне брака одинокая мать. Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц после появления ребенка на свет.
17647. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ДЦП 41.36 KB
  Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.