Направления по энергосбережению и повышению энергоэффективности на предприятиях магистрального транспорта газа

А СКОРНЯКОВ Направления по энергосбережению и повышению энергоэффективности на предприятиях магистрального транспорта газа Проблема энергосбережения является комплексной а значит решение её возможно только при системном подходе при соответствующем внимании каждому из составляющих подсистем производственного процесса. Любые производственные процессы реализуются людьми любое техническое оформление является орудием труда человека поэтому при системной постановке проблемы энергосбережения и энергопотребления необходимо уделить внимание системе...

2014-07-17

46.23 KB

24 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


А.А СКОРНЯКОВ

Направления по энергосбережению и повышению энергоэффективности

на предприятиях магистрального транспорта газа

Проблема энергосбережения является комплексной, а значит решение её возможно только при системном подходе, при соответствующем внимании каждому из составляющих подсистем производственного процесса.

Любые производственные процессы реализуются людьми, любое техническое оформление является орудием труда человека, поэтому при системной постановке проблемы энергосбережения и энергопотребления необходимо уделить внимание системе управления персоналом и стимулирования труда.

В настоящее время в ОАО «Газпром» разработано положение стимулирующее потребление энергоресурсов, в соответствии с которым работники предприятия премируются по результатам работы (с подведением итогов за год во втором полугодии) из дополнительной прибыли, полученной от экономии топливно-энергетических ресурсов, при условии:

- бесперебойной и безаварийной работы технологического оборудования;

- выполнения планируемого объема выпуска продукции (транспорт газа, обеспечение электроэнергией, тепло-водоснабжение и другие виды деятельности);

- не превышения по сравнению с планируемым объемом эксплуатационных затрат;

- обеспечение безубыточной работы филиалов и получения прибыли от результатов основной деятельности.

Подсистема энергетического стимулирования ОАО "Газпром" включает в себя централизованный фонд симулирования энергосбережения (ЦФЭ), и фонды энергосбережения дочерних обществ (ФЭО). Источником для образования ЦФЭ служит дополнительная прибыль от реализации сэкономленного газа (на собственные технологические нужды и потери) в результате внедрения энергосберегающих мероприятий. Дополнительная прибыль от реализации сэкономленного газа рассчитывается по формуле:

 [1]

где  ∆П – дополнительная прибыль от реализации сэкономленного газа;

∆Q – дополнительный объем газа, высвобождаемый в результате внедрения мероприятий энергосбережения, тыс. м3;

Пуд. – удельная чистая прибыль, руб./1000 м3.

Дополнительная прибыль от реализации сэкономленного газа распределяется поровну между ЦФЭ и ФЭО. ЦФЭ в свою очередь подразделяется на централизованный фонд экономического симулирования энергосбережения (ЦФЭС) и централизованный фонд развития энергосбережения (ЦФРЭ). ЦФЭС предназначен для премирования работников, участвовавших во внедрении энергосберегающих мероприятий, и составляет 30% от ЦФЭ. При этом, премированием за реализацию данных мероприятий из ЦФЭС охватываются все категории работников-исполнителей

Условия создаваемые этим положением значительно ограничивают возможность получения стимулирующей надбавки, т.к ставят результаты деятельности несвязанных  между собой подразделений. В результате мотивация к энергосбережению не может быть высокой, а механизм образования премиального фонда не отражает в полном объеме вклада отдельных бригад в общий экономический эффект, и не стимулирует каждого отдельного исполнителя. На предприятии возможны ситуации, когда эффективные усилия отдельных сотрудников и бригад рабочих не будут справедливо оценены, при этом общество в целом будет получать выгоды от программ энергосбережения. Например, при объективном росте эксплуатационных затрат (связанных с конъюнктурой рыночных цен), подразделения выполнявшие программу энергосбережения будут неотличимы от подразделений не прилагавших усилий. Кроме того, описанная система может выделить с позиции энергосбережения подразделения, для которых запланирована незначительная нагрузка (например, связанной со значительными ремонтными работами), что не может быть объективной оценкой. И напротив, подразделение работающее с перевыполнением плановых показателей может быть с позиции энергосбережения оценено как неэффективное.

С целью выявления справедливости гипотез было проведено анонимное анкетирование среди сотрудников газотранспортного предприятия. Объем выборки составил 32 человека. Среди которых 3 руководителя, 15 инженеров и специалистов, 14 рабочих. Таким образом, выборка и по объему и по рангам участвующих является репрезентативной. Результаты представлены на рис 1.

Рис.1.  Результаты анкетирования сотрудников газотранспортного предприятия (0- наихудшее значение признака, 10 – наилучшее значение признака)

 

По результатам опросам были сделаны следующие выводы:

  1.  Сотрудникам не понятен механизм энергосбережения (5б из 10б), и они не видят своего влияния на процесс энергосбережения (3,2 из 10б)
  2.  Образованный фонд премирования является для сотрудников не совсем обоснованным, соответственно справедливость его распределения оценивается как низкая.
  3.  Сотрудники оценивают потенциал энергосбережения как значительный.
  4.  Необходимость совершенствования процесса энергосбережения оценена очень высоко (9б из 10б)

В текстовых вопросах, которые сопровождали тестирование  большинство (63%) опрошенных утверждали, что активнее бы поддерживали процесс энергосбережения, если это бы зависело от них. 

 Таким образом, существует необходимость разработки новых систем управления энергопотреблением и энергосбережением на предприятии и, в частности магистральном транспорте газа. 

На предприятии магистрального транспорта газа оценка потребления энергоресурсов является разрозненной, и не отражает в полной мере эффективности их использования в целом.  Поэтому существует необходимость в применении таких методов, которые позволят оценить эффективность использования энергоресурсов на предприятии и работу энергохозяйства в целом. 

Базой для решения таких задач может быть эксергетический метод. Сущностью метода является определение эксергии материи через закон Гюи-Стодолы:

                                             [1]

где      - потеря эксергии;

- приращение энтропии всех материй участвующих в процессе.

При определении приращения энтропии в классическом эксергетическом анализе применяются методы классической термодинамики, однако для адекватного оценивания эксергетических потерь необходимо оценивать изменение энтропии во времени. Это возможно с применением неравновесной термодинамики.

Современные эксергетические методы представляют собой достаточно разработанный аппарат для анализа эффективности энергетических превращений в энергетическом и технологическом оборудовании.

На рис. 1 [3] представлено схематичное отображение системы энергосбережения на предприятии. Планируется, что наибольшее влияние внедрение системы оценки энергоэффективности через эксергетические балансы наибольшим образом отобразиться на выделенных блоках.

Рис.1. Система эффективности использования энергоресурсов

на предприятиях магистрального транспорта газа

В ходе исследования были выделены основные направления, на которые необходимо обратить внимание с целью повышения рационального использования энергоресурсов, а именно: создание обоснованного для сотрудников механизма оценки энергосбережения.

Литература

1. Степанова Т. Б. Разработка методов комплексного энергетического анализа технических систем : Дис. ... докт. техн. наук. Иркутск, 2000.- 348 с.: ил.

2. Шаргут Я., Петела Р. Эксергия. М., Энергия, 1968, 279 с.

3. Важенина Л.В. Коноплев Т.Ф. Оценка эффективности использования энергоресурсов на предприятиях магистрального транспорта газа.- Тюмень: ГОУ ВПО ТюмГНГУ, 2010. – 132 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12872. Проект организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава на предприятиях автомобильного транспорта 95.49 KB
  Помещения открытые площадки и закрытые корпуса стоянок площадки ожидания подвижного состава перед ТО и ТР площадки для стоянки личного автотранспорта другие объекты предназначенные для технического обслуживания ремонта и хранения автомобильного транспорта топливозаправочного пункта или передвижной автозаправочной станции. Студент должен вычертить план размещения объектов ПТБ с указанием на ней зданий и...
21026. Региональная специфика и методические направления рационализации системы общественного пассажирского автомобильного транспорта (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) 445.49 KB
  Высокий износ автобусного варка. К концу 2013 года средний износ автобусов составил более 78%, в этой группе находится 313 автобусов большого класса с износом 100%. Дальнейшая негативная диспропорция между темпами обновления автобусного парка
6088. ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 20.73 KB
  Энергетические показатели электрооборудования Сигналом о неблагополучии а следовательно и необходимости обследования степени эффективности энергоснабжения на промышленном предприятии служит резкое отличие фактических удельных расходов энергии от нормативных показателей. В последнем случае доверительность резко повышается если использовать автоматизированные системы учета и контроля за потреблением электроэнергии а именно каналы связи с автоматизированным рабочим местом АРМ контроля расхода электроэнергии. имеется связь между...
5115. Расчёт энергопотребления и основные рекомендации по энергосбережению 121.88 KB
  В квартире отсутствует теплосчётчик, поэтому мероприятия по экономии теплоты не приведут к снижению оплаты коммунальных услуг. Установка индивидуального прибора учёта на квартиру невозможна по техническим причинам. В квартире установлены стеклопакеты и застеклён балкон. Это сокращает теплопотери и способствует установлению оптимального уровня комфорта в квартире.
18913. Система смазки магистрального насоса НМ 193.51 KB
  Назначение системы смазки Система смазки магистральных насосных агрегатов состоит из рабочего и резервного масляных насосов маслопроводов оборудованных фильтрами очистки масла рабочего и резервного маслобаков аккумулирующего маслобака маслоохладителей и запорной арматуры. Температура масла в общем коллекторе перед поступлением на магистральные насосные агрегаты должна находиться в интервале от 20С до 70С при превышении температуры масла на выходе из маслоохладителя более 70С автоматически...
10046. Газоперекачивающие агрегаты ГПА-Ц-6,3 компрессорного цеха компрессорной станции магистрального газопровода 119.48 KB
  Повышение надежности Единой системы газоснабжения связано как со строительством новых подземных хранилищ и комплексов типовых хранилищ, так и с повышением активной мощности действующих. Использование высокопродуктивных скважин, автоматизированных систем управления процессами закачки и отбора газа...
10062. АВТОМАТИЗАЦИЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА ГТК-10-4 В ЛИНЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА «КОМСОМОЛЬСКОЕ» 937.78 KB
  В результате исследования рассмотрена возможность внедрения современных и перспективных средств измерений расхода газа. Выполнен анализ зависимости относительной стандартной неопределенности измерений расхода от перепада давления на сужающем устройстве и класса точности дифманометра. Опытно-конструкторские и технико-экономические показатели подтверждают надежность, быстродействие, ресурсоемкость узла учета газа и свидетельствуют о снижении вероятности возникновения аварийной ситуации на технологическом объекте
2277. ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА 33.43 KB
  Тогда внутренняя энергия этого газа будет складываться только из кинетических энергий отдельных молекул. Вычислим сначала внутреннюю энергию одного моля газа. Следовательно внутренняя энергия Um одного моля идеального газа равна: 1 так как kN = R универсальная газовая постоянная.
2649. Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) идеального газа 572.41 KB
  Молекулярно-кинетическая теория МКТ идеального газа План Понятие идеального газа. Внутренняя энергия идеального газа. Давление газа с точки зрения молекулярно-кинетической теории идеального газа основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа уравнение Клапейрона-Менделеева.
18771. Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина 6.08 MB
  Содержание задания по практике Цель учебной экономико-вычислительной практики - закрепление расширение углубление и систематизация знаний полученных при изучении профессиональных и специальных дисциплин в том числе по математической статистике а также на основе для подготовки базы знаний навыков и умений для дисциплин и курсовых работ следующего учебного года Задачи практики: закрепление теоретических знаний полученных при изучении пройденных дисциплин инженерного характера экономических дисциплин Экономика организаций...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.