Мониторинг как инструмент регулирования устойчивого развития региона

Для разработки политики социально-экономического развития регионов на наш взгляд необходимо значительное количество научных исследований основанием которых служит эколого-социо-экономический мониторинг. Термин мониторинг появился в XX веке в зарубежной науке который служил для определения системы целенаправленных повторяющихся наблюдений за одним или более элементами окружающей среды в пространстве и времени. В широком смысле мониторинг от лат.

2014-07-17

85.09 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Мониторинг как инструмент регулирования  устойчивого развития региона

Е.А. Лосевская, М.В. Россинская

«Южно-российский государственный университет экономики и сервиса», г.Шахты

Инструмент регулирования устойчивого развития региона, сконцентрированного на четких взаимосвязях экономической политики и потенциалом окружающей природной среды в настоящее время один из первостепенных вопросов экономики. В современной России, одной из актуальных проблем является существенное нарастание социо-экологической напряженности, в следствии ухудшение состоянии социо-природной среды. Решение данной проблемы должно быть четко скоординированным и заключено в короткие временные рамки.

Актуальность научно-практической проблемы реализации стратегии экологически устойчивого социально-экономического развития региона с учетом рыночных преобразований в российской экономике, обуславливают значимость и целесообразность анализа всей совокупности показателей взаимодействия экономической, природоохранной и социальной сфер жизни общества. [1]

По признанию многих, объективно оценивающих современную социально-экономическую, экологическую и демографическую ситуацию на планете ученых, политических и общественных деятелей, рыночная экономика в ее классическом виде, по природе заложенных в ее фундаменте функциональных отношений между обществом и природой, не может разрешить стоящие перед человечеством проблемы.[2]

Регион трактуется как открытая система, разделенная условно на три взаимодействующих подсистемы: экономическую, природную и социальную.

Нынешнее состояние эколого-социо-экономического развития любого региона как системы взаимосвязанных факторов имеет прямое воздействие на смежные сферы жизнедеятельности общества. Экологические проблемы затрагивают социальную стабильность, здоровье нации, а как следствие и демографию, трудовую деятельность и миграцию населения. Экономические проблемы затрагивают внутреннюю политику, уровень жизни населения, трудовую деятельность, и как результат этого миграцию населения. Поэтому регион необходимо рассматривать с точки зрения  непрерывного взаимодействие трех структурных компонентов: экологического, т.е. природной окружающей среды, экономического, т.е. промышленно-хозяйственной деятельности региона и социального, т.е. общества.

Неустойчивое состояние социально-экономической системы России  характеризуют три основные взаимосвязанные негативные тенденции:

  1.  Сужение процесса воспроизводства средств производства и жизненных благ (экономический спад);
  2.  Нарушение процесса воспроизводства естественных природных ресурсов (как органических, так и неорганических) и условий жизнедеятельности людей  (определенная деградация экосистемы);
  3.  Сужение процесса воспроизводства населения  (депопуляция).[3]

Значительные изменения, затронувшие природную окружающую среду за последние столетия, в ходе жизнедеятельности человека требуют кординальных изменений в комплексной оценке региона. Все больше внимания большинства ученых привлекает экологическая и социальная оценка территорий, во взаимосвязи с экономической.

В силу сформировавшейся негативной экологической ситуации по отдельным регионам и по стране в совокупности, необходимость оценки состояния окружающей природной среды  однозначна.

Для разработки политики социально-экономического развития регионов, на наш взгляд, необходимо значительное количество научных исследований, основанием которых служит эколого-социо-экономический мониторинг.

Неравномерность хозяйственного освоения природно-ресурсного потенциала территорий в пределах каждого субъекта, размещение населения, особенности экологической емкости территорий и загрязнение отдельных административных образований являются объективной основой для проведения комплексной оценки территорий. Особое внимание при этом, должно уделяться экологической составляющей, так как просчеты в данной сфере в дальнейшем, как показывает практика, и как отмечают некоторые ученые, оказывают негативное влияние на социальные и экономические показатели состояния территорий.

Термин «мониторинг» появился в XX веке в зарубежной науке, который служил для определения системы целенаправленных повторяющихся наблюдений за одним или более элементами окружающей среды в пространстве и времени. В широком смысле, мониторинг (от лат. monitor - предостерегающий) - деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.[4]

Однако, первым кто ввел термин мониторинг в экономическую жизнь был отечественный экономист Никонов А.А., он утверждал, что «…мониторинг - это совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор, обработку информации и подготовку рекомендаций по развитию реформы…».[5]

Антосенков Е. и Петров О. в своей статье дают определение: «…мониторинг – это оперативный сбор данных о сложных явлениях и процессах, описываемых достаточно небольшим количеством ключевых, особо важных показателей с целью оперативной диагностики состояния объекта исследования в динамике…».[6]

В Большом толковом словаре русского языка мониторинг переносится из биологии на социально-экономические процессы: «Мониторинг – система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния какого-либо природного, социального и т.п. объекта.»

Проведя анализ даваемых трактовок понятия «мониторинг», можно заключить, что в настоящее время большинство ученых определяет мониторинг как целенаправленную, организованную и постоянно функционирующую систему необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем.

Далее ученые  Когут А.Е. Рохчин В.С. рассматривают термин «мониторинг» в своей работе «Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга», как взаимодействие двух систем, они дают понятие мониторинга следующим образом: «… Под мониторингом понимают систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории...»

Термин «мониторинг» в работе «Мониторинг социально-экономического развития региона», авторами Радиной О.И., Кетовой Н.П. трактуется как: «…организованное системное наблюдение за ходим и характером качественных изменений в экономике, связанное с ее переходом из одного состояния в другое…»[7]

В большинстве регионов уже функционируют экономический, социальный, и экологический мониторинги, которые чаще всего разобщены и действуют на индивидуальной методологической основе.

С точки зрения Масалитиной Е.С.: «…экономический мониторинг - это система непрерывного сбора, изучения и оценки экономической информации хозяйствующего субъекта на всех стадиях расширенного воспроизводства с целью оценки степени реализации стратегии предприятия и принятия эффективных управленческих решений...»[8].

Что касается социального мониторинга, то его трактовка дана Буровой М.А.: «…это процесс непрерывного сбора и систематизации информации, анализ которой приводит к выработке мотивированных управленческих актов в области формирования образовательной политики региона, позволяет осуществлять прогноз, оценку результатов (на основе обратной связи) и корректировку на всех уровнях управления…»[9].

В настоящее время под термином «экологический мониторинг» понимается система наблюдения, контроля, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и информационного обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений.

Задачей устойчивого развития региона является интеграция частных мониторингов и создание единого регионального мониторинга. Он сможет обеспечивать органы управления, субъекты хозяйствования и всё население полной информацией о жизнедеятельности людей, процессах функционирования социальной, экономической, экологической, рекреационной и политической сфер. Действенность мониторинга зависит от уровня и эффективности функционирования региональной геоинформационной системы, включающей сбор информации, её передачу с помощью современных средств связи, машинную обработку, накопление, хранение и выдачу пользователям.

Отметим, что научных работ, посвященных исследованию эколого-социо-экономического мониторинга, как комплексной системы чрезвычайно мало. [10]

В работе «Интеллектуальный анализ показателей эколого-социально-экономического мониторинга регионов» автор Сарычева Л.В.  дает следующую трактовку: «…Под  эколого-социально-экономическим мониторингом как частью системы управления региональным развитием будем понимать специально организованное целевое систематическое наблюдение и краткосрочное прогнозирование хода важнейших эколого-социально-экономических процессов с целью их анализа, идентификации и выявления круга регулируемых факторов для подготовки и принятия решений…»

Рассмотрение мониторинга с точки зрения системы экологического, социального и экономического развития региона, является наиболее рациональным решением, так как экологическая обстановка прямопропорционально влияет на элементы социальной и экономической политики.

На наш взгляд, эколого-социо-экономический мониторинг следует все же понимать как часть системы управления региональным развитием основанное на сознательно сформированным, целевым, регулярным наблюдением и краткосрочное прогнозирование хода важнейших эколого-социо-экономических процессов с целью их анализа и идентификации, для подготовки и принятия решений. Эколого-социо-экономический мониторинг должен содержать определенные составляющие элементы и свойственные только ему характерные черты. К которым по нашему мнению следует отнести следующее:

  1.  Эколого-социо-экономический мониторинг это тщательный процесс, заключенный в длительные временные рамки;
  2.  Эколого-социо-экономический мониторинг как система включает в себя совокупность экологических, социальных и экономических элементов;
  3.  В эколого-социо-экономическом мониторинге сбор информации происходит при разработки методов и конкретных показателей;
  4.  Полученные данные в результате сбора информации обобщаются, анализируются и отражают динамику текущих процессов;

Схематически предложенные составные элементы мониторинга социально-экономического развития представлены на рис. 1.

Рис.1 Составляющие элементы эколого-социо-экономического мониторинга

Первостепенными задачами в области эколого-социо-экономического мониторинга являются:

  1.  Совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический, социальный и экономический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов;
  2.  Совершенствование системы показателей, создание методологии экологического, социального и экономического мониторинга Российской Федерации;
  3.  Обеспечение достоверности и сопоставимости данных экологического, социального и экономического мониторинга по отдельным отраслям экономики и регионам страны;
  4.  Обеспечение открытости информации о состоянии экологической, социальной и экономической обстановки;

Без использования эколого-социо-экономического мониторинга региональное управление будет мало эффективным, а, значит, будут отсутствовать оптимальные условия для улучшения состояния социо-природной среды региона. Кроме того, анализ состояния и динамики социальных и природных факторов в процессе социально-экологических решений необходим, так как благодаря ему определятся тенденции дальнейшего развития системы «челове-общество-природа» в регионе.

Эффективному процессу формирующаяся комплексной системы эколого-социо-экономического мониторинга препятствует ряд проблем, к наиболее важным из них следует отнести следующие:

  1.  Отсутствие доступа к информации для широкого числа пользователей;
  2.  Отсутствие единства субъектов мониторинга;
  3.  Отсутствие комплексной  разработанной системы показателей.
  4.  Проблемы достоверности данных.

Наиболее значимой является отсутствие комплексной  разработанной системы показателей, сущность проблемы заключается в том, что широко используемые показатели, такие как валовой национальный продукт (ВНП) и величины индивидуальных ресурсов или потоков загрязняющих веществ, не обеспечивают достаточной информации об устойчивости развития. Необходимо использовать экологическую, демографическую, социальную и отражающую развитие информацию для выработки показателей, свидетельствующих о том, способствуем ли мы своей деятельностью созданию природной, ноосферной устойчивости территории мира. Этой проблеме в последнее время уделяют внимание много учёных и общественных деятелей.

Уровень ВВП, не учитывающий воздействие социально-экономической деятельности на окружающую среду, также даёт завышенную оценку экономического развития. Разрабатывается методология исчисления экологически скорректированного ВВП. Предполагается получить его на основе учёта издержек потребления природного капитала. Естественно, невозможно учесть влияние абсолютно всех факторов экологического характера на уровень и динамику общих агрегированных показателей социально-экономического развития, тем не менее, чрезвычайно важно учитывать те из них, которые поддаются исчислению. В дальнейшем целесообразно давать показатели национального богатства и ВВП, исчисленные с учётом и без учёта влияния экологического фактора. Их сравнение выявит остроту проблемы устойчивого развития.

С учетом приведенных недостатков можно утверждать, что существующая система мониторинга в России не дает достаточно полного и реального объема имеющейся информации, для обобщения ее в информационные потоки необходимые для формирования и функционирования региональной экономики, поэтому все вышесказанное еще раз свидетельствует о необходимости создания комплексной системы мониторинга.

Статья подготовлена по проекту «Эколого-социо-экономический мониторинг, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды территории», выполняемому ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» в рамках государственного задания на оказание услуг в 2012 году, и финансируемому Министерством образования и науки Российской Федерации

 

Литература

  1.  Магомадова Х.А. Проблемы социально-эколого-экономической эффективности взаимодействия общества и природы// Инженерный Вестник Дона. – 2012. - №1
  2.  Россинская М.В. Мониторинг и оценка эколого-социо-экономического развития территории: монография / М.В. Россинская [и др.] ; под общ. ред. д.э.н., проф. М.В. Россинской; – Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. – 174 с.
  3.  Павлов Б. С. Социальные проблемы региона: состояние, стратегия действий // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 8, Экономика. Социология. Социальная работа. -2002. -N 1. С. 5-11.
  4.  Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. – М.: Наука, 2006.
  5.  Шишкин А.И.  Сущность,  задачи и принципы мониторинга социально-  экономических процессов в регионе // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2004. – № 1 (19).
  6.  Антосенков Е. Мониторинг социально-трудовой сферы/Е. Антосенков, О. Петров // Экономист. т.1998. - N 4. - С. 34 – 45
  7.  Радина О.И. Кетова Н.П. Мониторинг социально-экономического развития региона (на примере рынка бытовых услуг). Ростов-на-Дону:Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2005. 170 с.
  8.  Масалитина Е.С. Экономический мониторинг в стратегическом управлении промышленным предприятием. Автореферат дис. к.э.н. – Хабаровск, 2007
  9.  Бурова М.А. Социальный мониторинг как средство управления общим средним образованием. Автореферат дис. к.с.н. – Саратов, 2009
  10.  Россинской М.В Научно-методические основы мониторинга, прогнозирования и оценки устойчивого развития территориальных социоприродных систем: монография М.В. Россинская [и др.] ; под общ. ред. д.э.н., проф. М.В. Россинской; – Воронеж: ВГПУ, 2012. -124с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2719. Исследование предметной области устойчивого развития региона 28.45 KB
  Шахты Парадигма устойчивого развития как одна из немногих успешно функционирующих в экономике последних десятилетий в своей генеалогии начальными истоками определяет экологию и возможно именно таким полидисциплинарным происхождением обязана своей результативности и современной полифонии научных изысканий данной тематической направленности. Предпосылкой формирования новых принципов управления процессом реализации концепции устойчивого развития регионов выступает комплексная оценка их социальноэкономического состояния на основе которой...
16117. Кластерные технологии в парадигме устойчивого развития промышленности региона 18.91 KB
  Со стороны бизнеса данные предпосылки включают: наличие ключевых крупных предприятий которые заинтересованы в сотрудничестве в рамках комплекса; наличие кооперационных связей и механизмов взаимодействия между данными предприятиями. На основании анализа функционирования промышленных комплексов в Западных регионах РФ и Сибири в были выделены следующие условия успешного формирования комплексов: наличие конкурентоспособных на российском и или международных рынках предприятий в промышленном комплексе; наличие у региона конкурентных преимуществ для...
16780. Уровень устойчивого развития региона: интегральная оценка (на материалах Ростовской области) 238.7 KB
  Важно отметить что гармонизировать составляющие устойчивого развития экономическую социальную и экологическую следует с учетом требований заинтересованных в нем сторон. Реализация модели устойчивого развития России возможна путем интеграции управления социально-экономическими системами на всех уровнях федеральном региональном муниципальном. Все это предопределяет необходимость разработки адекватного инструментарно-методического обеспечения оценки уровня устойчивого развития региона.
16730. МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ 101.12 KB
  Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию. Поэтому вопросы устойчивого развития региона приобретают особую актуальность на современном этапе развития экономики. Обеспечение устойчивого развития требует решения комплекса экологических экономических и социальных проблем. Для отслеживания результатов в достижении...
7275. Мониторинг сетевых устройств. Мониторинг серверов (просмотр событий, аудит, мониторинг производительности, определение узких мест, мониторинг сетевой активности) 2.77 MB
  В любой системе семейства Windows всегда присутствуют 3 журнала: журнал Система System события записанные в журнал компонентами операционной системы например сбой в запуске службы при перезагрузке; расположение журнала по умолчанию в папке SystemRoot system32 config SysEvent. Работа с журналами Открыть системные журналы можно следующими способами: открыть консоль Управление компьютером и в разделе Служебные программы открыть оснастку Просмотр событий ; открыть отдельную консоль Просмотр событий в разделе...
14661. Мониторинг состояния и регулирования качества окружающей среды 10.07 KB
  Эту задачу выполняет Общепланетарная система слежения за состоянием природной среды мониторинг наблюдение оценка прогноз целью которой является изучение изменен возникающих в природной среде под воздействием деятельности человека и приводящих к нарушению динамического равновесия в экосистемах получение количественных и качественных знаний об этих изменениях. Система глобального мониторинга в виде натурных наблюдений предполагается как разветвленная сеть станций расположенных в различных зонах наиболее опасных в отношении...
16773. Особенности стратегии развития муниципального образования на основе концепции устойчивого развития 14.49 KB
  В современных условиях муниципальным органам власти приходится одновременно решать множество разноуровневых и разнонаправленных задач в условиях жесткого лимита времени дефицита ресурсов а также динамично меняющейся как внешней так и внутренней среды. Новая технология муниципального управления состоит в стратегическом планировании муниципального развития. 189-197] В основе стратегии лежит та или иная концепция развития которая...
3453. Таможенный режим как инструмент таможенно-тарифного регулирования 28.06 KB
  Таможенное регулирование объективно связано с внешнеторговыми операциями и общим понятием таможенного дела как совокупности институтов, непосредственно связанных с порядком и условиями перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ...
16160. Инновационные институты устойчивого развития лесосырьевых регионов России 32.16 KB
  В советский период леспромхозы отвечали за состояние лесных поселков через систему сложившихся формальных и неформальных институтов. В настоящее время вопрос лесных поселков ушел из риторики региональной власти. Как таковых лесных поселков не стало так как не стало леспромхозов которые трансформировались в акционерные и частные компании. Вместе с тем еще не полностью истощенные лесные ресурсы кому-то приносят солидную социальную ренту на фоне полной нищеты и деградации оставшегося населения бывших лесных поселков.
2404. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 13.08 KB
  Понятие устойчивого развития. В них в частности отмечается что западная модель развития не подходит ни для кого и единственная возможность решения глобальных проблем сегодняшнего дня – устойчивое развитие. Для преодоление кризиса необходимо прежде всего определения стратегических целей и тактических направлений дальнейшего социально-экономического развития государства. Сложившаяся модель развития и соответствующий характер...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.