ГИС-КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА ТРУДА ЮФО

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда: социальную и экономическую. Социальная функция состоит в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников. Экономическая функция рынка – рациональное вовлечение, распределение, регулирование и использование труда.

2015-10-29

2.16 MB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра геоинформатики

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Заведующий кафедрой

д-р геогр. наук, проф.

___________________ А.В. Погорелов

        (подпись)    (инициалы, фамилия)

_____________________ 2015 г.

выпускная квалификационная работа бакалавра

ГИС-КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА ТРУДА ЮФО

Работу выполнил______________________________________ В.О. Юнгман

(подпись, дата)                (инициалы, фамилия)

Факультет                       географический

Направление            05.03.03 «Картография и геоинформатика»

Научный руководитель

доц., канд. геогр. наук ___________________________________А.Н. Пелина

(подпись, дата)                (инициалы, фамилия)

Нормоконтролер,

доц., канд. геогр. наук ___________________________________А.Н. Пелина

(подпись, дата)                (инициалы, фамилия)

Краснодар 2015

СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] 1 Терминологический аппарат исследования

[4] 2 Характеристика Южного федерального округа

[5] 3 Картографирование показателей рынка труда ЮФО

[6] 4 Анализ карт показателей рынка труда

[7] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[8] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

В современном мире рыночные отношения играют важную роль в современной экономике. В самом общем виде, рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг. Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности, связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли–продажи на данном рынке.

Среди рынков особое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью.

Рынок труда – формирование спроса и предложения на рабочую силу.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда: социальную и экономическую. Социальная функция состоит в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников. Экономическая функция рынка – рациональное вовлечение, распределение, регулирование и использование труда.

Экономическая теория изучает неблагоприятные явления в экономике, в том числе и безработицу. Безработица рассматривается как одна из главнейших характеристик рынка труда. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных формах, объемах и продолжительности.

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом [13].

Объектом дипломной работы является Южный федеральный округ.

Предметом дипломного исследования является изучение состояния рынка труда в регионе.

Цель дипломной работы – картографировать и проанализировать такие показатели рынка труда, как безработица, занятость населения в различных отраслях экономики.

Актуальность данной работы состоит в том, что проблемы рынка труда являются сложными и первостепенными в плане их разрешения, поскольку затрагивают насущные материальные потребности большинства населения. В этой связи приобрели особое значение исследования в области занятости, безработицы и в целом в сфере приложения труда на федеральном уровне.

Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие задачи:

  •  изучить показатели рынка труда;
  •  создать карты занятости населения на основе статистических данных;
  •  проанализировать состояние рынка труда ЮФО.


1 Терминологический аппарат исследования

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований [14].

Успех в осуществлении экономических реформ, направленных на преодоление кризисного состояния в экономике и переход к рыночным отношениям в значительной степени, зависит от формирования и реализации трудового потенциала экономически активного населения.

Наличие трудовых ресурсов с соответствующим уровнем образования и профессионально – квалификационной структурой является необходимым и неотъемлемым условием эффективного функционирования любого предприятия независимо от его формы собственности.

В современных условиях необходимости обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, как основы успешного функционирования рыночной экономики роль трудовых ресурсов существенно возрастает. На региональном уровне значимость данного фактора проявляется в том, что при прочих равных условиях, больше возможностей для успешного экономического развития имеет тот регион, который обладает трудовыми ресурсами необходимого количества и качества.

Вместе с тем, трудовые ресурсы динамичны, они находятся в процессе постоянной мобильности – как территориальной, так и внутрипроизводственной. Одним из видов территориальной мобильности трудовых ресурсов является трудовая миграция.

Различия в степени активности и направленности протекания трудовой миграции вызваны неодинаковыми воспроизводственными условиями в регионах, увеличением «разности их потенциалов» в ходе социально-экономических преобразований, усилением во многих из них социальной напряжённости, неодинаковыми темпами снижения уровня жизни, изменениями в содержании труда и в трудовой сфере в целом.

Массовая и неконтролируемая миграция трудовых ресурсов приводит к множеству социально-экономических проблем и последствий. Но в зависимости от направленности процесса трудовой миграции, её особенностей и масштабов, последствия эти чрезвычайно разнообразны. Так, если одни регионы сталкиваются с проблемой активного притока трудовых ресурсов, то другие их наоборот активно теряют. Общей и в том, и в другом случае является проблема эффективного использования трудовых ресурсов, но подходы к её решению будут различными.

Такое перераспределение трудовых ресурсов имеет не только текущие последствия, но и оказывает существенное влияние на возможности перспективного экономического роста территории. Страны и районы, из которых происходит отток трудовых ресурсов, неизбежно в будущем в условиях экономической стабилизации столкнутся с серьёзной проблемой отсутствия трудоспособного населения, имеющего необходимый профессионально-квалификационный уровень, который складывается не за один год и, следовательно, с проблемой своего дальнейшего экономического роста.

Управление восполнением трудовых ресурсов, как часть управления экономикой страны в целом или отдельного региона, направлено на удовлетворение потребностей всех субъектов управления в квалифицированных трудовых ресурсах. При этом данный процесс касается не только обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами в необходимом количестве, но и в качественном аспекте, то есть с соответствующими знаниями, навыками и профессиональными способностями.

За последнее десятилетие трудовые ресурсы в РФ возросли с 83,9 до 88,4 млн. человек, что привело к экономическому росту за счет экстенсивной переменной. Однако трудовые ресурсы ограничены возрастными рамками и тесно связаны с изменением демографических показателей, в первую очередь, численности населения страны в целом. Демографический кризис, охвативший Россию с начала 90-х гг. XX в. привел к стабильному снижению численности населения в большинстве регионов страны (за 2008 г. постоянное население РФ снизилось на 0,51%). В условиях уменьшения миграционного процесса, численные потери за счет естественной убыли были компенсированы лишь на 4,3%. Рост трудовых ресурсов до настоящего времени происходил за счет той части населения, которая родилась на демографическом пике 80-х гг. Однако уже к концу этого десятилетия трудовые ресурсы снизятся на 2–5%, а к 2025 г. – на 15–20%. Кроме того, старение нации приводит к возрастанию нагрузки на трудоспособное население (за последнее десятилетие доля населения в старшем возрасте увеличилась с 27,6 до 29,9 млн. человек).

Все вышесказанное породило проблему снижения численности трудоспособного населения, которое замедлит темпы экономического роста. Ситуация усугубляется лагом в 16-18 лет от момента роста рождаемости до вступления населения в трудоспособный возраст. И любая самая эффективная демографическая политика и ее внедрение приведут к росту трудовых ресурсов лишь к середине 20-х гг. XXI в.

На восполнение трудовых ресурсов влияют и такие факторы, как социальное положение населения и проводимая в регионе социальная политика, экономическая ситуация, развитость инфраструктуры. Высокие значения факторов из этих групп определяют стабильность трудовых ресурсов в том или ином регионе, приток мигрантов, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Наоборот, регионы, которые находятся в кризисном или предкризисном состоянии, с низкими доходами населения сталкиваются с оттоком населения в трудоспособном возрасте.

За годы кризиса снижение государственных вложений в поддержание научного потенциала и систему образования в целом привело к закрытию части учебных заведений начального и среднего профессионального образования, сокращению численности наставников и преподавателей, что отразилось на качестве трудовых ресурсов. Из системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов исчезло целое звено профтехучилищ, которые создавались на базе предприятий. А именно эти учебные заведения готовили трудовые ресурсы применительно к потребностям экономики данного региона.

Существенные изменения произошли и в структуре валового внутреннего продукта (ВВП): существенно увеличилась доля услуг, сократились добавленные стоимости традиционных отраслей промышленности. Игнорирование этих изменений при подготовке специалистов соответствующими учебными заведениями приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, росту числа безработных среди молодежи и оттоку наиболее перспективной части трудоспособного населения в экономически стабильные регионы.

Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы [12].

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население – это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории – занятых и безработных.

Экономически неактивное население – это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Анализ моделей рынка труда позволяет сформулировать понятия занятости и безработицы с позиции равновесия на данном рынке. Очевидно, что занятость отражает соответствие предложения и спроса на рабочую силу. Под безработицей же понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него [11].

На практике достаточно сложно разграничить категории занятых, незанятых и безработных. Согласно принятой системе учета рабочей силы занятым считается тот, кто выполняет оплачиваемую работу, а также тот, кто имеет работу, но в данное время не работает по причине болезни, отпуска или забастовки. Безработным, по методологии Международной организации труда, считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. Не относятся ни к числу занятых, ни к числу безработных (не включаются в состав рабочей силы) «обескураженные» работники – те, кто пробовал найти подходящую работу, но отчаялся и прекратил дальнейшие поиски, а также те, кто не имел работы, не ищет ее и не собирается работать в силу либо личных убеждений, либо занятости в домашнем или личном подсобном хозяйстве, либо по причине наличия рентных доходов, процентных платежей по финансовым активам и доходов от наследства.

В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Как отмечают отечественные и зарубежные ученые, принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур, по причине недостаточной четкости правил по оформлению статуса безработного на бирже труда и низкого уровня пособий.

Основным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является уровень безработицы в стране, который исчисляется как процент безработных в составе рабочей силы.

Изменение количественных параметров безработицы является внешним проявлением глубинных процессов, происходящих на рынке труда. Существует множество концепций, объясняющих причины возникновения такого социально-экономического феномена, как безработица. Рассмотрим три основных направления в исследовании причин безработицы: неоклассическое, кейнсианское и монетаристское (одно из течений неоклассицизма).

Неоклассическое направление рассматривает безработицу как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Так, если заработная плата вследствие требований работников поднимается выше равновесной ставки, то возникает превышение предложения рабочей силы над спросом. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, то есть появляется безработица.

На любом товарном рынке в условиях совершенной конкуренции под воздействием рыночных сил превышение предложения над спросом будет способствовать снижению цен до равновесного уровня. Поскольку рынок труда в неоклассической концепции функционирует как любой товарный рынок, то избыток предложения труда на этом рынке также понизит заработную плату до равновесного уровня. В результате понижения ставок заработной платы, с одной стороны, сократит число претендующих на рабочие места, а, с другой стороны, из-за сокращения издержек на наем увеличит спрос предпринимателей на рабочую силу.

Таким образом, гибкость заработной платы обеспечивает достижение устойчивого равновесия на рынке труда при полной занятости. Стабильная, неэластичная в направлении понижения заработная плата является основной причиной безработицы в неоклассической теории. Не соглашаясь с понижением номинальной заработной платы, работники делают добровольный выбор между занятостью и безработицей в пользу последней.

Дж.М. Кейнс подверг критике господствующие в неоклассической теории положение о добровольном характере безработицы. Он показал, что в реальности существует и вынужденная безработица, порожденная невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую оплату.

В условиях спада производства, когда не задействована значительная часть трудовых ресурсов, работающие не предъявляют повышенных требований к росту заработной платы, а безработные согласны получить работу по ставкам более низким, чем действующие. Поэтому основной причиной безработицы являются не чрезмерно высокие требования работников к заработной плате, а недостаток совокупных расходов в экономике.

Однако даже снижение заработной платы в условиях спада производства не приведет к росту занятости. Падение доходов домашних хозяйств сократит их потребительские расходы, следовательно, и совокупный спрос в экономике. Столкнувшись с сужением рынка товаров и услуг, предприниматели будут вынуждены снизить объемы производства и занятости. Значит, все надежды на благоприятные для занятости перспективы от сокращения заработной платы можно связать с ростом спроса работодателей на рабочую силу в результате снижения издержек на нее. Но и здесь возможные результаты отнюдь не однозначны. Во время спада ожидаемая норма прибыли снижается, и хотя затраты на рабочую силу также сокращаются, но вероятнее, что объемы производства и занятости останутся на низком уровне [19].

Отсюда вытекает и вывод Кейнса о том, что в современном мире с его обычаями и институтами целесообразнее проводить политику жесткой денежной заработной платы, чем политику гибкой заработной платы, чутко реагирующей на каждое изменение в объеме безработицы. В результате действий предпринимателей, устанавливающих внутрифирменные системы оплаты труда на длительную перспективу, и борьбы профсоюзов за повышение номинальной заработной платы, ее ставки на рынке труда устанавливаются обычно на уровне, превышающем равновесный по условиям совершенной конкуренции. Вследствие этого определенный уровень вынужденной безработицы признается в кейнсианской теории в качестве неотъемлемого элемента современной рыночной экономики [1].

Третье основное объяснение причин безработицы предложено монетаристами и состоит в том, что безработица является следствием деформации и негибкости рынка труда. Данный рынок неоднороден и состоит из многих специализированных рынков, сложившихся в рамках отдельных территорий, отраслей или групп профессий. Разнообразие рынков труда приводит к невозможности установления равновесия сразу на всех рынках одновременно. Так, если один регион страны является трудоизбыточным, а в другом наблюдается острая нехватка рабочей силы, то это не приводит к мгновенному перераспределению рабочей силы между территориями в силу инерционности рынка труда. То же касается профессиональной мобильности рабочей силы: когда на работников отдельных профессий существует неудовлетворенный спрос при падении потребности в работниках других специальностей, то для устранения подобного дисбаланса требуется время и финансовые ресурсы.

Между тем приспособительная реакция рынка на структурные сдвиги в экономике значительно ослабевает, как считают монетаристы, в результате вмешательства в функционирование рынка труда государства и профсоюзов. Так, консервация заработной платы на специализированных рынках труда, где спрос на рабочую силу упал ниже ее предложения, поддерживает предложение рабочей силы на прежнем уровне, вызывая рост безработицы, тогда как на других специализированных рынках наблюдается неудовлетворенный спрос на рабочую силу [10].

Таким образом, искажение системы заработной платы, обусловленное действием на рынке труда многочисленных социальных структур (государства, профсоюзов), с монетаристской точки зрения усиливает негибкость, инерционность рынка труда, порождая безработицу [2].

Если рассмотреть ситуацию на российском рынке труда через призму этих теорий, то следует признать, что основной причиной, вызывающей рост безработицы в России, является глубокий спад производства, сопровождающийся резким падением числа вакансий. Так, по данным Госкомстата, в 1996 г. уровень ВВП составил всего 51,6% уровня 1991 г., а число открывающихся вакансий сократилось в 3,3 раза. На каждое свободное рабочее место претендуют около 10 незанятых. Все это позволяет сделать вывод о преимущественно кейнсианском характере российской безработицы [8].

Безработица не является однородным социально-экономическим явлением. По характеру проявления и причинам, ее вызывающим, она делится на фрикционную, структурную и циклическую [18].

Фрикционная безработица связана с изменениями в предложении рабочей силы. Одна категория работников ищет подходящую работу, так как прежняя ее не устраивает по определенным параметрам (условия труда, заработная плата, социально-психологический климат и т.д.), другая категория работников, особенно молодых, впервые выходит на рынок труда. Очевидно, что фрикционная безработица является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы.

В последние годы значительно возросла мобильность рабочей силы на российском рынке труда, что связано с рыночными преобразованиями в экономике: появлением новых сегментов занятости с более высоким уровнем оплаты труда (малый бизнес, самозанятость), изменением условий труда и его оплаты в обрабатывающей и добывающей отраслях в пользу последней. В результате указанных преобразований показатель текучести кадров (удельный вес вновь нанятых и уволенных в численности рабочей силы) за последние годы постоянно увеличивался и составил в 2000 г. 42,8%. Подавляющее большинство случаев увольнений произошло по собственному желанию. Принудительное увольнение рассматривается работодателями как нежелательное из-за высоких издержек, связанных с такими увольнениями, и юридических сложностей.

В отличие от фрикционной структурная безработица является вынужденной и вызвана структурными преобразованиями в экономике: развитием новых, высокотехнологичных направлений, сопровождающихся ростом инвестиций и занятости, и сокращением устаревших отраслей и производств. Эти изменения в первую очередь приводят к трансформации структуры спроса на рабочую силу. Предложение рабочей силы, будучи более инертным элементом рынка труда в силу устойчивости психологических стереотипов людей, зачастую не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения в различных отраслях [7].

Структурная безработица резко возросла в промышленно развитых странах в 70-80-х гг. в период глубокой структурной перестройки экономики, перехода к ресурсосберегающему типу воспроизводства, переориентации на выпуск наукоемкой продукции. Это выразилось в росте требующих высококвалифицированного труда свободных вакансий при одновременном увеличении числа безработных.

В нашей стране специфика структурной безработицы состоит в росте незанятости среди высококвалифицированных кадров, имеющих высшее и среднее и средне-специальное образование, при одновременном увеличении вакансий, требующих ручного мало- и неквалифицированного труда (по данным Госкомстата, удельный вес вакансий для занятых физическим трудом составляло к 2000 г. около 80%). Это объясняется особенностью структурных сдвигов в российской экономике, которые проявляются не в модернизации производства и повышении его научно-технического уровня, а в перестройке отраслевой структуры национального хозяйства в соответствии с новыми условиями хозяйствования. Так, стабильное сокращение занятости наблюдается в наукоемких и технически сложных производствах обрабатывающих отраслей, продукция которых не является конкурентно способной на мировых рынках, при одновременном росте занятости в добывающих отраслях, ориентированных в основном на экспорт. Очевидно, что воздействия прогрессивных структурных сдвигов на занятость можно ожидать только после выхода экономики из кризиса [3].

Если структурная безработица связана с относительным сокращением спроса на рабочую силу (на отдельные виды труда, специальности, профессии), то циклическая безработица приводит к абсолютному падению спроса на рабочую силу. Это наиболее негативный вид вынужденной безработицы. Он возникает в периоды общего экономического спада и проявляется в сокращении совокупных расходов в экономике и соответственно в снижении спроса на рынке труда. Глубокий спад производства в российской экономике обусловил сокращение занятости на 8,4 % по сравнению с уровнем 1992 г.

Однако ту форму, в которой проявляет себя безработица на современном этапе в нашей стране, трудно определить, как циклическую в классическом понимании этого слова. Причиной циклических колебаний занятости в странах с развитым рыночным хозяйством является последовательное прохождение экономикой одной из фаз экономического цикла. В нашей стране сокращение совокупных расходов, вызывающее абсолютное сокращение спроса на рабочую силу, обусловлено переходом экономики на принципиально иные рыночные условия хозяйствования, приспособлением всех экономических субъектов к этим условиям, а также антиинфляционной направленностью экономической политики государства [15].

Несмотря на то что фрикционная безработица относится к добровольному типу незанятости, а структурная – к вынужденному, американский ученый, основатель монетаризма, М. Фридмен объединил эти две формы в одно понятие – естественная безработица. Приведение двух различных форм безработицы к одному типу возможно в силу того, что они абсолютно не зависят от таких макроэкономических факторов, как платежеспособный спрос, объемы производства, ставка процента, инфляция, а обусловлены несовершенством функционирования рынка труда, его запоздалой реакцией на изменение в спросе и предложении. Эти процессы, происходящие в экономике, объективны, естественны и заданы ее базовыми социально-экономическими и производственными характеристиками. Поэтому в реальной экономике не может быть абсолютного, стопроцентного вовлечения в производство всего трудоспособного населения страны [20].

Полная занятость в экономике подразумевает наличие естественной безработицы, которая представляет собой устойчивую на протяжении длительного периода долю фрикционных и структурных безработных в рабочей силе. Таким образом, естественная безработица отражает равновесное состояние рынка труда в условиях полной занятости, когда количество ищущих работу совпадает с числом свободных вакансий. Превышение фактического уровня безработицы по сравнению с естественным нарушает сбалансированность рынка труда, что выражается в появлении в экономике циклических безработных, желающих работать, но не находящих работу в силу абсолютного сокращения спроса на труд в период спада производства.

Норма естественной безработицы является расчетным показателем, который определяет долю безработных в общем объеме трудовых ресурсов страны в состоянии полной занятости. Уровень естественной безработицы в последние годы имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, если в 60–е гг. в промышленно развитых странах этот показатель составлял 4–5%, то в 70–80-е гг. он возрос до 7–8 %. Это объясняется, в частности, ростом уровня социальной защищенности граждан в этих странах (увеличением пособий по безработице и бедности, ростом минимальной заработной платы, смягчением требований к получающим пособия), что приводит к длительным поискам работы, повышению требовательности безработных к предлагаемой работе, к предпочтению высокого социального пособия занятости [17].

В то же время увеличение периода поисков работы вызывает частичную утрату профессиональных и квалификационных качеств рабочей силы. Все это изменяет реальные условия функционирования рынка труда в сторону его большой инерционности, что выражается в росте естественной безработицы.

Объем занятости в экономике является основным фактором, определяющим размеры национального продукта и дохода при данном уровне развития техники и технологии. Вследствие этого наибольшего, потенциально возможного уровня производства и дохода экономика может достичь только при полном использовании трудовых ресурсов. Если фактический уровень безработицы превышает естественный на величину циклической безработицы, то реальные объемы производства снижаются по сравнению с потенциально возможными. Другими словами, когда экономика не может обеспечить рабочими местами всех желающих работать, то ее производственный потенциал сужается на величину непроизведенных благ. Это – экономические издержки безработицы.

Американский ученый А. Оукен на основе эмпирических исследований выявил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объема производства от потенциального. Эта зависимость получила название закона Оукена: превышение фактической безработицы над естественной на 1% приводит к отставанию реальных объемов производства от потенциально возможных на 2,7%. Данное соотношение имеет и обратную силу [6].

Но безработица имеет и серьезные социальные и политические последствия. Работа – это не только основной источник дохода, но и средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседневная жизнь человека (престиж, самоуважение, самоутверждение). Потеря занятости означает не только утрату этих статусов, но и выпадение человека из сети привычных сообществ: трудового коллектива, круга знакомых и друзей. Исследователи выявили прямые корреляционные зависимости между ростом безработицы и числом самоубийств, психических заболеваний, уровнем преступности как в промышленно развитых странах, так и в нашей стране.

Безработица – опасное в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьезность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.


2 Характеристика Южного федерального округа

Современная Россия поделена административно-территориально на восемь федеральных округов, то есть на восемь крупных макрорегионов. Все они по своим основным системным характеристикам разные и имеют как общие, так и специфические проблемы, потенциал и перспективы развития.

Южный федеральный округ (ЮФО) – административное формирование Российской Федерации на юге европейской части России. Образован Указом Президента России РФ В.В. Путина от 13 мая 2000 г. №849, состав ЮФО изменен 19 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента России Д.А. Медведева №82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов» из его состава выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск [5].

Южный федеральный округ является седьмым по размеру в России (после выделения из него Северо-Кавказского федерального округа), включает республики Адыгею и Калмыкию, Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области и Краснодарский край (рисунок 1).

Рисунок 1 – Южный федеральный округ

Его площадь – 416 тыс. 840 км2. Занимает 2,4% территории России.

Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону.

Полномочный представитель Президента РФ в Южном ФО – Устинов Владимир Васильевич.

Экономико-географическое положение округа весьма выгодно и своеобразно. Это в значительной степени определяет специализацию региона в территориальном разделении труда страны и представляет огромный экономический и стратегический интерес для Российской Федерации в целом. Занимая Предкавказскую горловину и низовья двух крупных рек России – Волги и Дона, регион дает широкий выход сразу к трем морям – Черному, Азовскому и Каспийскому. Это открывает широкие возможности для морских перевозок грузов, как внутри СНГ, так и за его пределами. В этом отношении особенно велико значение Азово-Черноморского бассейна, дающего выход через Босфор и Дарданеллы в Средиземноморье и Мировой океан. Каспийское море представляет собой замкнутый континентальный водоем, не имеющий естественной водной связи с Мировым океаном. Положительным элементом выгодности морского положения Южного федерального округа является и то, что омывающие его моря не замерзают (или замерзают на короткий срок); это обеспечивает регулярные экономические связи, как для самого региона, так и для страны в целом.

Наиболее благоприятным приморским положением выделяются Ростовская область и Краснодарский край; к Каспию выходят Астраханская область и Калмыкия.

Одной из важнейших особенностей экономико-географического положения округа является его относительная компактность – расстояние с запада на восток примерно равно протяженности с севера на юг. Не менее важно и положение в южных широтах Российской Федерации, определяющее широкие возможности развития сельского и рекреационного хозяйства – лучшие, чем в других регионах России [4].

На протяжении нескольких веков регион выполнял функции плацдарма для расширения российских границ в южном направлении и одновременно стратегического форпоста по защите южных границ страны от вражеских вторжений. Постоянная готовность к их отражению обусловила своеобразные формы расселения, этногенеза, хозяйственного освоения территории и развития социально-экономических процессов.

Современная специфика экономико-географического положения округа находит свое проявление в пограничном его статусе. С трех сторон он окружен среднеразвитыми в хозяйственном отношении бывшими республиками Советского Союза: Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, а по водным границам соприкасается также с Турцией, Ираном, Туркменистаном, Болгарией и Румынией.

В отличие от южного направления северное отличается весьма удобной транспортной доступностью. Здесь проходит граница с относительно развитыми регионами России – Воронежской обл. Центрально-Черноземного района и Саратовской обл. Поволжья. Таким образом, находясь на периферии Российской Федерации, Южный федеральный округ обладает еще одним благоприятным элементом экономико-географического положения: он расположен на пересечении исключительно важных транспортных магистралей из Центральной России в Закавказье, Турцию, Иран; из украинского Донбасса в Урало-Поволжье и страны Средней Азии; из восточных районов России и Казахстана в порты Черного моря и др.

Расположенные в пределах округа низовья судоходных Волги и Дона в совокупности с Волго-Донским каналом являются одним из центральных звеньев в составе крупнейшей внутренней воднотранспортной системы, связывающей между собой Балтийское, Белое, Каспийское, Черное и Азовское моря. Более того, Волго-Дон входит и в так называемое Большое водное кольцо Европы, проходящее по нескольким морям и рекам, включая Дунай, Рейн и соединяющий их канал Дунай–Майн–Рейн.

Южный федеральный округ – многонациональный регион России. Тут пребывают такие национальности как: русские, армяне, адыгейцы, цыгане, украинцы, курды, черкесы, татары, калмыки, даргинцы, казахи, турки – месхетинцы, чеченцы и другие. Наиболее многочисленны русские, калмыки и адыгейцы. Русское население составляет большинство во всех крупных городах и промышленных центрах.

По численности населения Южный округ занимает 4 место в России, уступая Центральному, Приволжскому и Сибирским федеральным округам (таблица 1).

Таблица 1 – Население федеральных округов РФ

Федеральный округ

Городское и сельское население, тыс. чел.

В % к общей численности населения

Городское

Сельское

1

Центральный

38819,9

81,3

18,7

2

Приволжский

29738,8

70,8

29,2

3

Сибирский

19292,7

74,8

25,2

4

Южный

13963,9

62,4

37,6

5

Северо-Западный

13800,7

83,5

16,5

6

Уральский

12234,2

79,9

30,1

7

Северо-Кавказский

9590,1

49,2

50,8

8

Дальневосточный

6226,6

74,8

25,2

Соотношение численности городского и сельского населения является простейшим индикатором, тесно корреспондирующим с уровнем промышленного и социального развития территорий. В целом по Российской Федерации с 2012–2014 гг. это соотношение не меняется и составляет 62,4% городского к 37,6% сельского населения. Чуть выше доля городского населения в Центральном и Северо-Западном округах, где доля городского населения колеблется в районе 80%.

На их фоне значительно выделятся ЮФО. Здесь мы также можем видеть стабильную ситуацию в период с 2012–2014 гг., однако цифры совсем иные: 58% городского к 42% сельского населения. А это значит, что по сравнению с Северо-Западным и Центральным округами, ЮФО имеют вдвое большую долю сельского населения

Но если в Волгоградской области горожане составляют 76,0% населения, в Ростовской – 67,2%, то в Калмыкии – лишь 44,1%.

Сеть городских поселений представлена в основном средними и малыми городами. Крупнейшими городами ЮФО являются Ростов-на-Дону, Волгоград – они же миллионеры по населенности: Ростов-на-Дону – 1089,9 тыс. чел., Волгоград – 1021,2 тыс. человек. Всего на территории округа расположены 79 городов.

Сельские поселения (станицы), расположенные в степной зоне, как правило, велики по территории и численности населения. Они тянутся иногда на несколько километров и могут насчитывать до 25–30 тыс. жителей. Для горных районов характерны мелкие и средние поселения [3].

Средняя плотность населения округа – около 36,5 человек на 1 км2, тогда как в Российской Федерации средняя плотность населения – 8,4 чел./км2, что больше чем в четыре раза.

Миграция населения – объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов.

Последние десятилетия в России и её регионах характеризуются обострением демографической ситуации. На современном этапе демографического развития страны совершенно очевидно, что в ближайшие десятилетия лишь частично можно компенсировать сокращение численности населения в России за счёт повышения эффективности демографической политики. Наряду с ростом негативных тенденций в демографическом развитии в стране, устойчивой тенденцией миграционных процессов в России стало сокращение масштабов миграционного прироста и числа регионов, где сохраняется положительное сальдо миграции. Поэтому принятие и реализация эффективной политики, отвечающей потребностям современного и будущего развития страны, её регионов, является важной научной и практической задачей.

Южный федеральный округ играет видную роль в миграционном поле страны, являясь одновременно центром притяжения мигрантов из-за пределов страны и из других ее частей, и одним из основных регионов оттока мигрантов. Пожалуй, нет в России иного региона, где были бы так ярко выражены миграционные контрасты и существовали такие мощные встречные потоки переселенцев.

Особенностью демографических процессов на Юге России является, с одной стороны, более позднее проявление негативных демографических тенденций, в частности, естественной убыли населения, чем в стране и других регионах. С другой стороны, более высокие темпы развития негативных тенденций, чем в стране, которые нередко имеют об вальный характер. В частности, естественная убыль населения в городах и сельской местности России наступила с разницей в несколько лет, в регионах Юга России этот срок сократился до 13 лет. Важной особенностью демографического развития Юга России является наличие на его территории регионов в «лице» республик, где сохранился естественный прирост населения. Причём в его составе все российские территории с положительным естественным приростом. При этом важно отметить, что за последнее десятилетие доля населения, проживающего в этой части ЮФО, увеличивается.

Применительно к миграционной ситуации общероссийские тенденции в Южном федеральном округе проявляются в полном объёме, в частности, ареал с положительным миграционным приростом постоянно сокращается и в настоящее время отмечается только в Краснодарском и Ставропольском краях.

.


3 Картографирование показателей рынка труда ЮФО

Для картографирования основных показателей рынка труда использовался программный продукт ArcGIS 10.3 американской компании ESRI. ArcGis применяются для земельных кадастров, в задачах землеустройства, учёта объектов недвижимости, систем инженерных коммуникаций, геодезии и недропользования и других областях (рисунок 2) [19].

Рисунок 2 – Интерфейс программы ArcGis

 

Первым делом в ArcGIS 10.3 были подготовлены шейп-файлы субъектов Южного федерального округа. Они были получены из проекта электронной карты России масштаба 1:1000000.

Сначала была создана карта занятости населения Южного федерально округа в 2011 г. На первом этапе необходимо было найти данные о занятости населения и создать таблицу 2 [16].


Таблица 2 – Размещение занятых в экономике по отраслям в 2011 г.

Распределение занятых в экономике

Сельское хозяйство, тыс. чел.

Добыча полезных ископаемых, тыс. чел.

Обрабатывающие производства, тыс. чел.

Производство и распределение электроэнергии, тыс. чел.

Строительство, тыс. чел.

Торговля, тыс. чел.

Гостиницы и рестораны, тыс. чел.

Транспорт и связь, тыс. чел.

Образование, тыс. чел.

Здравоохранение, тыс. чел.

Другие виды, тыс. чел.

Адыгея

26,3

1

17,4

4,2

8,6

4,2

1,6

1,8

17,6

13,3

26,2

Калмыкия

29,2

1,8

5

4,1

4,9

12,6

2,5

7,6

3,8

10,1

13,2

Краснодарский край

386,4

8,3

272,5

52,8

203,8

414

64,4

190,2

163,9

181

141,2

Астраханская область

72,2

3,8

52,3

15,3

33,5

59,4

6,3

39,8

41,4

38,6

43,7

Волгоградская область

196,4

5,3

189,5

33,6

86,4

239

19

95,5

98

79,7

77,5

Ростовская область

264,9

15,3

243,7

52,1

138,1

427

34,6

144,4

148,6

123,9

121,8


После создания таблицы необходимо было создать аналогичные поля в атрибутивной таблице шейп-файла. Для этого, нажав правой кнопкой мыши на названии шейп-файла нужно выбрать «Open Attribute Table», далее в верхнем левом углу рабочего поля выбрать «Add Field» (рисунок 3).

Рисунок 3 – Создание поля занятости населения в атрибутивной таблице шейп-файла

Далее, скопировав данные из таблицы Microsoft Office Excel, необходимо включить режим редактирования шейп-файлов. Для этого необходимо отобразить панель редактирования Editor и включить режим редактирования. Нажимаем кнопку «Start Editing». После этого можно внести данные в атрибутивную таблицу двумя способами – вручную, либо скопировав данные. Для того чтобы вставить данные в таблицу нужно выбрать самую первую строку в таблице и, нажав правую кнопку мыши, выбрать команду «paste».

Некоторые показатели, к примеру процент занятости населения отсутствуют. Однако их можно рассчитать с помощью инструмента «Field Calculator». Field Calculator является мощным средством для вычислений в атрибутивных таблицах наборов данных ArcGIS. Для этого щёлкаем по заголовку вновь созданного столбца и выбираем соотв. пункт меню (рисунок 4).

Рисунок 4 – Выбор инструмента Field Calculator

В открывшемся окне прописываем формулу для вычисления необходимого показателя. В конце нажимаем ok (рисунок 5).

Рисунок 5 – Расчет показателя с помощью инструмента Field Calculator

Следующим шагом после расчета всех показателей стало отображение на карте численности занятого населения. Для этого в атрибутивном меню выбрать Properties, далее в способах изображения выбрать ChartsPie. Это позволяет показать численность занятого населения в экономике по отраслям с помощью картодиаграмм. Выбираем поля, которые необходимо отобразить в картодиаграммах, задаем цветовую шкалу для каждой отрасли. Размер сектора в картодиаграмме будет зависеть от количества человек, занятых в каждой отрасли (рисунок 6).

Рисунок 6 – Показатель численности занятого населения в экономике по отраслям

После показа численности населения необходимо отобразить занятости населения. Для этого в контекстном меню в шейп-файле нужно выбрать Properties и во вкладке Symbology в способах отображения выбрать Quantities, далее выбрать Graduated colors для выбора цветовой шкалы. Во вкладке Fields (рисунок 7).

Рисунок 7 – Выбор цветовой шкалы для изображения показателя занятости населения

В результате каждый регион окрашивается в тот цвет, которым задан показатель (рисунок 8).

Рисунок 8 – Показатель занятости населения

После того, как все нужные показатели рассчитаны, нужно отобразить на экране все показатели (рисунок 9). На карте подписываются значения численности занятого населения в экономике по отраслям в тысячах человек для каждой картодиаграммы. В итоге получается карта занятости населения Южного федерального округа за 2011 г.

Рисунок 9 – Отображение всех показателей

Далее была создана карта безработицы в Южном федеральном округе. Были использованы данные по количеству безработных в каждом районе и средней продолжительности безработицы в месяцах. Количество безработных было показано способом количественного фона. Средняя продолжительность безработицы показана способом картодиаграмм, размер сектора картодиаграммы зависит от количества безработных. Каждая картодиаграмма была дополнена подписями средней продолжительности безработицы в процентах.

Следующим этапом стало создании серии карт напряженности на рынке труда. Карты несут информацию о количестве человек на одну вакансию в период с 2008 по 2012 гг. За это временной промежуток можно проанализировать карты напряженности, выявить закономерности.

Заключающим этапом стало создание серии карт общей безработицы каждого субъекта ЮФО. Карты охватывают период с 2008 по 2012 гг. За этот промежуток времени можно проследить динамику безработицы в каждом субъекте и сделать выводы. Для создания серии карт были использована таблица (3), содержащая данные об уровне безработицы в ЮФО с 2008 по 2012 гг.

Таблица 3 – Уровень безработицы в ЮФО в 2008–2013 гг.

Уровень безработицы, %

2008

2009

2010

2011

2012

Республика Адыгея

7,3

7,7

9,3

8,4

8,1

Республика Калмыкия

15,8

16,5

14,8

14,2

13,1

Краснодарский край

4,7

7,2

6,7

5,9

5,6

Астраханская область

7,4

9,9

8,2

8,2

7,9

Волгоградская область

8,2

10,3

8

6,9

6

Ростовская область

6,4

8,4

7,7

7,3

6


4 Анализ карт показателей рынка труда

Краснодарский край и Ростовская область являются крупнейшими стратегическими регионами не только Южного федерального округа, но и страны в целом. Здесь производится более 70% всего объема продукции сельского хозяйства Южного федерального округа, порядка 12% объема производства страны, собирается около четверти урожая зерновых и зернобобовых культур.

За последние годы Краснодарский край и Ростовская область в целом имеют положительную динамику развития. Основные тенденции донской и кубанской экономик близки к среднероссийским. С 2010 г. растут показатели промышленного и сельскохозяйственного производства, розничной торговли, ввода жилья в эксплуатацию, достаточно устойчивая ситуация складывается на потребительском рынке.

Анализируя карту средней продолжительности безработицы в Южном федеральном округе (рисунок А.1), можно сделать несколько выводов.

Самое большое количество безработных сосредоточено в Краснодарском и достигает 160 тыс. человек. Наименьшее количество безработных находится на территории республики Калмыкии и Астраханской области – около 17 и 18 тыс. человек соответственно.

Наибольшее количество безработных, ищущих работу более 12 месяцев в Волгоградской области – 46,2 % безработных, и в Ростовской области – 39 % безработных. Наибольшее количество безработных, ищущих работу менее трех месяцев также сосредоточено в Волгоградской области – 22,2 % безработных, и в Ростовской области – 27,6 % безработных.

Изучая карту занятости населения Южного федерального округа (рисунок А.2), можно сделать следующие выводы.

Наибольшая занятость населения в Южном федеральном округе наблюдается в Волгоградской и Астраханской областях – около 48,9 % населения. Наименьшая занятость населения – в республике Калмыкии – 43,2 % населения.

По отраслям в Краснодарском крае наибольшее количество населения занято в торговле – около 414 тыс. человек, сельском хозяйстве – 386,4 тыс. человек, в обрабатывающей промышленности – 272,5 тыс. человек, образовании – 148,6 тыс. человек.

В республике Адыгее наибольшее количество населения занято в сельском хозяйстве – 26,3 тыс. человек, в обрабатывающей промышленности – 17,6 тыс. человек, образовании – 17,6 тыс. человек.

В Ростовской области наибольшее количество населения занято в торговле – 427 тыс. человек, в обрабатывающей промышленности – 243,7 тыс. человек, в образовании – 148,6 тыс. человек.

В Волгоградской области наибольшее количество населения занято в торговле – 239 тыс. человек, в сельском хозяйстве – 189,5 тыс. человек, в обрабатывающей промышленности – 196, 4 тыс. человек.

В Астраханской области наибольшее количество населения занято в сельском хозяйстве – 72,2 тыс. человек, в торговле – 59,4 тыс. человек, в обрабатывающей промышленности – 52,3 тыс. человек.

В Республике Калмыкии наибольшее количество населения занято в сельском хозяйстве – 29,2 тыс. человек, в торговле – 13,2 тыс. человек, на транспорте – 13,2 тыс. человек, в здравоохранении – 12,6 тыс. человек.

Можно сделать вывод, что в целом в Южном федеральном округе большинство занято в торговле, сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности.

Анализируя серию карт уровня общей безработицы (рисунки А.3 – А.7) можно сделать определенные выводы.

В 2008 г. в Южном федеральном округе уровень общей безработицы по регионам составляла: в Краснодарском крае – 4,7%, в Республике Адыгее – 7,3%, в Ростовской области – 6,4%, в Волгоградской области – 8,2%, в Астраханской области – 7,4%, в Республике Калмыкии – 15,8% (рисунок А.3).

По сравнению с 2008 г., в 2009 г. в Краснодарском крае уровень общей безработицы увеличился почти в два раза и составила 7,2%. В Республике Адыгее уровень общей безработицы увеличился на 0,4% и составила 7,7%. В Ростовской области уровень общей безработицы увеличился на 2% и составила 7,7%.  В Волгоградской области уровень общей безработицы увеличился на 2,1% и составила 10,3%. В Астраханской области уровень общей безработицы увеличился на 2,5% и составила 9,9%. В Республике Калмыкии уровень общей безработицы увеличился на 0,7% и составила 16,5% (рисунок А.4).

Повышение уровня общей безработицы на рынке труда в Южном федеральном округе в 2009 г. связан с мировым экономическим кризисом 2008 г.

В 2010 г. уровень общей безработицы в Краснодарском крае составил 6,7%. Этот показатель снизился на 0,5 % по сравнению с 2009 г. и оказался в полтора раза выше показателя 2008 г. В 2010 г. уровень общей безработицы в республике Адыгее составил 9,3%. Этот показатель повысился на 1,6 % по сравнению с 2009 г. и оказался на 2% выше показателя 2008 г. В 2010 г. уровень общей безработицы в Ростовской области составил 7,7%. Этот показатель снизился на 0,7 % по сравнению с 2009 г. и оказался на 1,3% выше показателя 2008 г В 2010 г. уровень общей безработицы в Волгоградской области составил 8%. Этот показатель снизился на 2,3 % по сравнению с 2009 г. и оказался на 0,2% ниже показателя 2008 г. В 2010 г. уровень общей безработицы в Астраханской области составил 8,2%. Этот показатель снизился на 1,7 % по сравнению с 2009 г. и оказался на 0,8% выше показателя 2008 г. В 2010 г. уровень общей безработицы в Республике Калмыкии составил 14,8%. Этот показатель снизился на 1,7 % по сравнению с 2009 г. и оказался на 1% ниже показателя 2008 г. (рисунок А.5).

В целом в Южном федеральном округе в 2010 г. уровень общей безработицы понизился во всех регионах.

В 2011 г. уровень общей безработицы в Краснодарском крае составил 5,9%. Этот показатель снизился на 0,8 % по сравнению с 2010 г. и оказался в полтора раза выше показателя 2008 г. В 2011 г. уровень общей безработицы в республике Адыгее составил 8,4%. Этот показатель понизился на 0,9 % по сравнению с 2009 г. и оказался на 1,1% выше показателя 2008 г. В 2011 г. уровень общей безработицы в Ростовской области составил 7,3%. Этот показатель снизился на 0,4 % по сравнению с 2010 г. и оказался на 0,9% выше показателя 2008 г. В 2011 г. уровень общей безработицы в Волгоградской области составил 6,9%. Этот показатель снизился на 1,1 % по сравнению с 2009 г. и оказался на 1,3% ниже показателя 2008 г. В 2011 г. уровень общей безработицы в Астраханской области составил 8,2%. Этот показатель не изменился по сравнению с 2010 г. В 2011 г. уровень общей безработицы в Республике Калмыкии составил 14,2%. Этот показатель снизился на 0,6 % по сравнению с 2010г. и оказался на 1,8% ниже показателя 2008 г. (рисунок А.6).

В целом в Южном федеральном округе в 2011 г. наблюдается постепенное снижение уровня общей безработицы во всех регионах.

В 2012 г. уровень общей безработицы в Краснодарском крае составил 5,6%. Этот показатель снизился на 0,3 % по сравнению с 2011 г. и оказался в два раза выше показателя 2008 г. В 2012 г. уровень общей безработицы в республике Адыгее составил 8,1%. Этот показатель понизился на 0,3 % по сравнению с 2011 г. и оказался на 0,7% выше показателя 2008 г. В 2012 г. уровень общей безработицы в Ростовской области составил 6%. Этот показатель снизился на 1,3 % по сравнению с 2011 г. и оказался на 0,4% ниже показателя 2008 г. В 2012 г. уровень общей безработицы в Волгоградской области составил 6 %. Этот показатель снизился на 0,9 % по сравнению с 2011 г. и оказался на 2,2% ниже показателя 2008 г. В 2012 г. уровень общей безработицы в Астраханской области составил 7,9%. Этот показатель снизился на 0,3% по сравнению с 2011 г. В 2012 г. уровень общей безработицы в Республике Калмыкии составил 13,1%. Этот показатель снизился на 1,61 % по сравнению с 2011 г. и оказался на 2,9% ниже показателя 2008 г. (рисунок А.7).

В целом в Южном федеральном округе в 2012 г. также наблюдалось снижение уровня общей безработицы.

В общем за 2008–2012 гг. в Южном федеральном округе наблюдалось резкое повышение уровня общей безработицы в 2009 г. и постепенное снижение напряженности во всех регионах. В Республике Адыгее и Астраханской областях уровень общей безработицы повысился по сравнению с 2008 г. В остальных регионах показатель уровня общей безработицы 2012 г. оказался ниже чем в 2008 г.

Анализируя серию карт напряженности на рынке труда ЮФО (рисунки А.8 – А.12) можно сделать определенные выводы.

В 2008 г. в Южном федеральном округе напряженность по регионам составляла: в Краснодарском крае – 0,8 человек на одну вакансию, в Республике Адыгее – 3,1 человек на одну вакансию, в Ростовской области – 1,4 человек на одну вакансию, в Волгоградской области – 1,7 человек на одну вакансию, в Астраханской области – 2,3 человек на одну вакансию, в Республике Калмыкии – 14,4 человек на одну вакансию (рисунок А.8).

По сравнению с 2008 г., в 2009 г. в Краснодарском крае напряженность увеличилась в полтора раза и составила 1,2 человек на одну вакансию. В Республике Адыгее напряженность увеличилась более чем в полтора раза и составила 5 человек на одну вакансию. В Ростовской области напряженность увеличилась в полтора раза и составила 2,2 человек на одну вакансию, в Волгоградской области напряженность увеличилась почти в два раза и составила 3,3 человек на одну вакансию. В Астраханской области напряженность увеличилась почти в раза и составила 4 человека на одну вакансию, в Республике Калмыкии напряженность увеличилась более чем в три раза – до 47,8 человек на одну вакансию (рисунок А.9).

Повышение напряженности на рынке труда в Южном федеральном округе в 2009 г. прежде всего связано с мировым экономическим кризисом 2008 г.

В 2010 г. в напряженность на рынке труда в Краснодарском крае составила 0,7 человек на одну вакансию. Этот показатель снизился чуть менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2009 г. и опустился ниже показателя 2008 г. В Республике Адыгее напряженность на рынке труда в 2010 г. составила 1,6 человек на одну вакансию. Этот показатель в три раза ниже показателя 2009 г. и в два раза ниже показателя 2008 г. В Ростовской области напряженность на рынке труда в 2010 г. составила 1,2 человек на одну вакансию. Это почти вдвое ниже показателя 2009 г. и на 0,2 меньше показателя 2008 г. В Волгоградской области напряженность на рынке труда в 2010 г. составила 1,5 человек на одну вакансию. Это более чем в два раза ниже показателя 2009 г. и на 0,2 меньше показателя 2008 г. В Астраханской области напряженность на рынке труда в 2010 г. составила 4,1 человек на одну вакансию. Это на 0,1 больше показателя 2009 г. и в два раза выше показателя 2008 г. В Республике Калмыкии напряженность на рынке труда в 2010 г. составила 13,7 человек на одну вакансию. Этот показатель в три раза ниже показателя 2009 г. (47,8 человек на одну вакансию), и на 0,7 ниже показателя 2008 г. (рисунок А.10)

В целом в Южном федеральном округе в 2010 г. напряженность на рынке труда повышалась только в Астраханская области и за два года увеличилась с 2,3 до 4,1 человек на одну вакансию. В остальных регионах напряженность на рынке труда опустилась ниже показателя 2008 г.

В Республике Калмыкии наблюдалось резкое падение напряженности на рынке труда – с 47,8 до 13,7 человек на одну вакансию.

В 2011 г. в Краснодарском крае напряженность на рынке труда составила 0,5 человек на одну вакансию. Этот показатель на 0,2 ниже чем показатель 2010 г. и на 0,3 ниже чем показатель 2008 г.

В Республике Адыгее напряженность на рынке труда составила 0,9 человек на одну вакансию. Этот показатель на 0,7 ниже чем показатель 2010 г. и в 3 раза ниже чем показатель 2008 г. (3,1 человек на одну вакансию).

В Ростовской области напряженность на рынке труда составила 0,8 человек на одну вакансию. Это в полтора раза ниже показателя 2010 г. и почти в два раза ниже показателя 2008 г. (1,4 человек на одну вакансию).

В Волгоградской области напряженность на рынке труда составила 1,2 человек на одну вакансию. Это на 20 % ниже показателя 2010 г. (1,5 человек на одну вакансию) и на 0,5 ниже показателя 2008 г. (1,7 человек на одну вакансию).

В Астраханской области напряженность на рынке труда составила 2 человека на одну вакансию. Это в 2 раза ниже показателя 2010 г. (4,1 человек на одну вакансию) и на 0,3 ниже показателя 2008 г. (2,3 человек на одну вакансию).

В Республике Калмыкии напряженность на рынке труда составила 10 человека на одну вакансию. Это на четверть ниже показателя 2010 г. (13,7 человек на одну вакансию) и на 4,4 ниже показателя 2008 г. (14,4 человек на одну вакансию) (рисунок А.11).

В целом в Южном федеральном округе в 2011 г. наблюдалось снижение напряженности на рынке труда.

В 2012 г. в Краснодарском крае напряженность на рынке труда составила 0,5 человек на одну вакансию. Этот показатель равен показателю 2011 г. и на 0,3 ниже чем показатель 2008 г.

В Республике Адыгее напряженность на рынке труда составила 0,7 человек на одну вакансию. Этот показатель в два раза ниже чем показатель 2010 г. и в 4 раза ниже чем показатель 2008 г. (3,1 человек на одну вакансию).

В Ростовской области напряженность на рынке труда составила 0,7 человек на одну вакансию. Это на 0,1 ниже показателя 2011 г. и почти в два раза ниже показателя 2008 г. (1,4 человек на одну вакансию).

В Волгоградской области напряженность на рынке труда составила 0,7 человек на одну вакансию. Это почти в два раза ниже показателя 2011 г. (1,2 человек на одну вакансию) и в 2 раза ниже показателя 2008 г. (1,7 человек на одну вакансию).

В Астраханской области напряженность на рынке труда составила 1,3 человека на одну вакансию. Это в полтора раза ниже показателя 2011 г. (2 человек на одну вакансию) и почти в два раза ниже показателя 2008 г. (2,3 человек на одну вакансию).

В Республике Калмыкии напряженность на рынке труда составила 3,4 человека на одну вакансию. Это в три раза ниже показателя 2011 г. (10 человек на одну вакансию) и в 4 раза ниже показателя 2008 г. (14,4 человек на одну вакансию) (рисунок А.12).

В целом в Южном федеральном округе в 2012 г. также наблюдалось снижение напряженности на рынке труда.

В общем за 2008–2012 гг. в Южном федеральном округе наблюдалось резкое повышение напряженности на рынке труда в 2009 г. и постепенное снижение напряженности во всех регионах. Показатели 2012 г. во всех регионах оказались ниже чем в 2008 г.

Показатели валовой продукции сельского хозяйства в 2012 г. увеличились как в Ростовской области, так и в Краснодарском крае по сравнению с 2011 г.

Мировой экономический кризис 2008 г. оказал влияние на мировую экономику и экономику Южного федерального округа, в частности. К примеру, напряженность на рынке труда ЮФО в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла в полтора раза, а в Республике Калмыкии – более чем в три раза: с 14,4 человек на одну вакансию до 47,8 человек.

В итоге, можно сделать вывод о том, что последствия мирового экономического кризиса 2008 г. сказались на всех показателях рынка труда и к 2012 г. были полностью преодолены.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы были изучены такие характеристики рынка труда как безработица, занятость и напряженность на рынке труда Южного федерального округа. Также были изучены виды безработицы: структурная, циклическая, фрикционная.

Фрикционная безработица связана с изменениями в предложении рабочей силы. Фрикционная безработица является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы.

Циклическая безработица приводит к абсолютному падению спроса на рабочую силу. Это наиболее негативный вид вынужденной безработицы. Он возникает в периоды общего экономического спада.

Структурная безработица является вынужденной и вызвана структурными преобразованиями в экономике: развитием новых, высокотехнологичных направлений, сопровождающихся ростом инвестиций и занятости, и сокращением устаревших отраслей и производств.

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных.

Численность экономически активного населения ЮФО по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2012 г. составила 6,9 млн. человек, или 60,8% общей численности населения округа и 13,2% общей численности экономически активного населения страны.

Чрезвычайно выгодное территориальное положение на Юге России, между европейской частью СНГ и Кавказом, способствовало динамичному развитию региона.

Большая часть населения округа занята в промышленности (17,8%), в сельском хозяйстве (17,1%), на транспорте и связи (6,5%), в социальной сфере (16,7%), в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении (21,0%).

Были найдены статистические данные о напряженности на рынке труда ЮФО в период с 2008 по 2012 гг., на основе которых была создана серия карт. Благодаря статистическим данным также была создана серия карт уровня общей безработицы Южного федерального округа с 2008 по 2012 гг.

На основе данных о занятости населения была создана карта занятости населения ЮФО в 2012 г., в которой был показан процент занятости населения ЮФО по регионам, а также занятость населения каждого региона по отраслям, карту дополнил показатели количества населения, занятый в каждой отрасти в тысячах человек.

Была создана карта средней продолжительности безработицы населения ЮФО, включающая в себя показатель количества безработного населения и средней продолжительности безработного населения.

Далее, все карты были проанализированы, и в итоге сделан вывод что безработица и напряженность на рынке труда снизились.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Адамчук, В. В. Экономика и социология труда [Текст] : учебник для вузов по экономическим специальностям / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина – М. : ЮНИТИ, 1999.
  2.  Богиня, Д. Л. Основы экономики труда [Текст] / Д. Л. Богиня. – М. : Знание-Пресс, 2000. – 313 с.
  3.  Вечканов, Г. С.: Макроэкономика [Текст]/ Г. С. Вечканов. – СПб. : Питер, 2009.
  4.  Вечканов, Г. С. Микроэкономика. Краткий курс [Текст] / Г. С. Вечканов. – СПб. : Питер, 2009.
  5.  Волгин, Н. А. Экономика труда и социальных отношений [Текст] / Н. А. Волгин. – М. : Экзамен, 2006г.
  6.  Вукович, Г. Г. Рынок труда [Текст]: Учебное пособие / Г. Г. Вукович, И.В. Гелета. – М. : Феникс, 2013. – 238 c.
  7.  Геоинформационные системы. Преимущества географического подхода [Электронный ресурс]. URL: http://www.esri-cis.ru. (дата обращения 28.04.2015).
  8.  Гордилова, О. А. Занятость населения и ее регулирование [Текст] / О. А. Гордилова. – Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2010.
  9.  Ивановская, Л. В. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала [Текст]: Учебно-практическое пособие / Л. В. Ивановская. – М. : Проспект, 2012. – 64 c.
  10.  Кибанов, А. Я. Управление трудовыми ресурсами [Текст] / А. Я. Кибанов. – М. : Инфра–М, 2009. – 284 с.
  11.  Киселева, Е. А. Экономическая теория [Текст] / Е. А. Киселева. – М. : Деловая литература, 2011. – 552 с.
  12.  Кистанов, В. В. Региональная экономика России [Текст] : Учебник / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. – М. : Финансы и статистика, 2011. – 584 с.
  13.  Колмыкова, Л. И. Фундаментальный анализ финансовых рынков / Л. И. Колмыкова [Текст]. – Старый Оскол : СТИ МИСиС, 2007.
  14.  Малашенко, В. П.: Экономика трудовых отношений [Текст] / В.П. Малашенко. – Спб: Питер, 2009.
  15.  Мумладзе, Р. Г.: Экономика и социология труда [Текст] / Р. Г. Мумладзе. – М. : Кнорус, 2008.
  16.  Носова, С. С.: Основы экономики [Текст] / С. С. Носова. – М. : КНОРУС, 2009.
  17.  Регионы России: Стат. сб. В 2т. Т.1/Госкомстат России / под ред. К. И. Микульского. – М., 2013. – ISBN: 978-5-89476-369-9
  18.  Тарасевич, Л. С. Макроэкономика [Текст] / Л. С. Тарасевич. – М. : Юрайт, 2012.
  19.  Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru. (дата обращения 29.05.2015)
  20.  Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление [Текст]: Учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. – М. : ИНФРА–М, 2006. – 416 с. – ISBN 5-16-002390-9.


Рисунок А.1 – Карта средней продолжительности безработицы в ЮФО в 2012 г.

Рисунок А.2 – Карта занятости населения ЮФО в 2011г.

Рисунок А.3 – Карта уровня общей безработицы в ЮФО в 2008г.

Рисунок А.4 – Карта уровня общей безработицы в ЮФО в 2009г.

Рисунок А.5 – Карта уровня общей безработицы в ЮФО в 2010г.

Рисунок А.6 – Карта уровня общей безработицы в ЮФО в 2011г.

Рисунок А.7 – Карта уровня общей безработицы в ЮФО в 2011г.

Рисунок А.8 – Карта напряженности на рынке труда в ЮФО в 2008 г.

Рисунок А.9 – Карта напряженности на рынке труда в ЮФО в 2009 г.

Рисунок А.10 – Карта напряженности на рынке труда в ЮФО в 2010 г.

Рисунок А.11 – Карта напряженности на рынке труда в ЮФО в 2011 г.

Рисунок А.12 – Карта напряженности на рынке труда в ЮФО в 2012 г.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10361. Система показателей статистики рынка труда 30.73 KB
  Рынок труда — система отношений, формирующихся на стоимостной основе между работодателями (собственниками средств производства) и наемными работниками (владельцами рабочей силы), по поводу удовлетворения спроса первых как предпринимателей на труд, и потребностей вторых в работе по найму как источнике средств существования.
14190. Анализ показателей производительности труда работников на предприятии ПЧ № 5 41.39 KB
  Понятие и сущность производительности труда. Понятие производительности труда. Сущность производительности труда. Методика определения производительности труда и ее показатели. Система показателей производительности труда.
17820. Проблемы функционирования рынка труда в России 66.88 KB
  Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.
10340. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ 51.83 KB
  Экологическое картографирование зародилось в рамках картографирования природопользования и охраны окружающей среды и в настоящее время оформилось как новый раздел тематического картографирования. Разработка этого раздела связана с современным пониманием предмета экологии как науки
899. Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь 155.7 KB
  Функционирование белорусского рынка труда в переходной экономике происходит под воздействием многих социально-экономических факторов, которые, в свою очередь, подвержены перманентным изменениям. Поэтому, чтобы разработать механизм регулирования процессов на рынке труда
21281. Основные направления и анализ совершенствования рынка труда 62.54 KB
  Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. В его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства рабочей силы. Именно он определяет эффективность использования труда наемных работников. Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом
18302. Регулирование рынка труда в условиях трансформирующейся экономики Казахстана 189.29 KB
  Осуществляемый в настоящее время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.
16685. НАНОТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РЫНКА ТРУДА 10.5 KB
  Характеристика образовательного продукта высокой степени специфичности Цель производства удовлетворение кадровой потребности конкретной фирмы или группы фирм со схожими кадровыми потребностями Характер производства Единичное или серийное производство Цель потребления повышение степени специфичности рабочей силы индивида для эффективной работы на...
21280. Проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне 34.01 KB
  Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов. Цель работы - проанализировать проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне. Основными задачами является следующие: - Выявить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на федеральном уровне; - Исследовать состояния рынка труда в России. Предметом исследований является...
5217. Государственное регулирование рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь 715 KB
  Объект исследования – рынок труда в Республике Беларусь. Предмет исследования – сущность рынка труда его роль основы функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции функционирование и регулирование рынка труда на современном этапе в Республике Беларусь. Цель работы: рассмотрение рынка труда и проблем его функционирования и регулирования в Республике Беларусь.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.