Особенности научно-технического творчества

Способность увидеть то что не укладывается в рамках ранее усвоенного. Способность кодирования информации нервной системой. Способность к свертыванию мыслительных операций. Человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

2014-07-07

5.79 KB

22 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 4. Особенности

научно-технического творчества

Особенностью научно-технического творчества является:

1. Зоркость в поисках проблем. Способность увидеть то, что не укладывается в рамках ранее усвоенного. Способность кодирования информации нервной системой. Задача развития творческих способностей состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя, т.е. понять, какие символы, какой код. Информации для него доступны и приемлемы. Тогда  мышление его будет максимально продуктивным и доставит высшее удовлетворение.

2. Способность к свертыванию мыслительных операций. Человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Процесс свертывания мыслительных операций – это частный случай проявления творческой способности к замене нескольких понятий одним, к использованию более емких в информационном отношении символов.

3. Способность к переносу опыта, умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, а также способность к выработке обобщающих стратегий и умения видеть аналогии.

4. Боковое мышление. Боковое мышление оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: она должна стать устойчивой целью научно-технической деятельности, доминантой творческого процесса. Свойство мозга формировать и длительно удерживать в состоянии возбуждения нейронную модель цели, направляющую движение мысли, есть, по-видимому, одна из составных частей таланта.

5.Цельность восприятия. Это способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия мелкими независимыми порциями). Умение опознавать образы, реагировать на сходные объекты независимо от индивидуальных различий – одно из фундаментальных свойств мозга, с него начинается мышление. Физиологической основой образа служит нейронная модель или совокупность нервных клеток и их связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу. Нейронная модель – кодовое обозначение объекта или события. Структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта.

6. Сближение понятий. Легкость ассоциирования понятий и их отдаленность, смысловое расстояние между ними. Такая способность ярко проявляется, например, в синтезе острот. Мыслительный процесс отличается от свободного ассоциирования тем, что мышление – это направленное ассоциирование. Фактором, направляющим его и превращающим в мышление, является цель.

7. Готовность памяти. Готовность памяти выдать нужную информацию в нужную минуту – один из компонентов сообразительности.

8. Гибкость мышления. Это способность быстрого и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Сюда входит и умение вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.

9. Способность к оценке. Умение выбирать одну из многих альтернатив по ее проверке.

10. Способность к сцеплению. Свойство объединять воспринимаемые раздражители.

11. Легкость генерирования идей. Чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятность, что среди них будут ценные. Для того чтобы возникла мысль, необходимо возбуждение, по крайней мере, двух хранящихся в мозгу моделей. Мысль, идея – не нейронная модель, а движение, последовательная активация и сопоставление моделей.

12. Способность предвидения. Генерирование научно-технических идей неотделимо от фантазии или воображения человека. Принято различать три типа воображения:  

а) логическое выводит будущее из настоящего путем логических преобразований;

б) критическое ищет, что именно в современной технике, системе образования, общественной жизни; в) интуитивное – на основе жизненного опыта, высокой степени чувствительности к развитию тех или иных объектов.

13. Способность к доработке. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к мучительной и кропотливой доводке первоначального замысла.

14. Готовность к риску – еще одна особенность творчества в научно-технической, научной и технической деятельности. Человек, имеющий много идей, должен уметь смело высказывать и отстаивать их.

15. Уровни научно-технической деятельности. К области научно-технического творчества относятся:

а) открытия – это установления неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в познании;

б) изобретение – новое и обладающее существенными различиями техническое решение задачи в любой области экономики, социального развития, культуры и обороны страны, дающее положительный эффект;

в) рационализаторское предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение технологии производства или конструкции изделий, применяемой техники или состава материала.

Формы творчества, в той или иной мере присущие различным видам научно-технической деятельности по созданию новой техники, характеризуются своим научно-техническим содержанием и соответствуют разным уровням новизны. Их можно разделить на несколько групп, основанных на разработке качественно иных принципов или процессов, ведущих к коренному преобразованию техники и, как правило, к качественным сдвигам в развитии науки и техники.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12142. Информационная система мониторинга научно-технического потенциала региона 17.24 KB
  Информационная система представляет собой программноинформационный комплекс предназначенный для оперативного аналитического учета и контроля показателей научнотехнического потенциала на основе данных различных статистических показателей анализируемых по авторской методике. Разработанная прикладная ИС обладает следующими преимуществами: адаптируемость для широкого класса показателей преемственность новых информационных технологий автоматизация значительного числа функций осуществляемых при оценке научнотехнического потенциала. Продукт...
2712. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе 25.65 KB
  Как известно в экономической науке обычно различается пять типов инноваций: введение нового продукта; введение нового метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. Поэтому при определении региона и исследования особенностей механизма...
5400. ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА РЕЛИГИОЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 130.08 KB
  Научно-популярный текст непосредственно связан с научным, их схожесть в том, что оба текста отражают научную проблему, новое знание, но они по-разному его преподносят читателям. Научный текст более формализован, насыщен терминами.
16018. Система управления качеством технического обслуживания и технического ремонта 4.05 MB
  Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: - провести анализ системы предоставления услуг в автосервисе Автоплюс; - представить финансово-экономический анализ деятельности автосервиса Автоплюс; - охарактеризовать описание процессов организации в автосервисе Автоплюс; - разработать рекомендации по совершенствованию системы управления процессами предоставления услуг по ремонту автомобилей в Автоплюс; - представить оценку результативности процессов организации в автосервисе Автоплюс; -...
2194. Основные понятия психологии творчества 225.11 KB
  Креативность от англ. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.
11242. Психологические ресурсы творчества в структуре диссинхронии одаренных 6.88 KB
  Среди разноплановых научных поисков, связанных с исследованиями одаренности, нам представляется интересным и необходимым изучение интуитивных и дискурсивных компонентов мышления. Основной нашей гипотезой является предположение о том, что наличие у субъекта диссинхронного соотношения этих компонентов задает импульс творческого мышления...
17746. Педагогика изобразительного творчества: история и основные тенденции развития 25.96 KB
  Задача контрольной работы рассмотреть понятие детского художественного творчества выявить исследования выдающихся педагогов и психологов и истории становления детского художественного творчества. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки лепка устное и письменное художественное слово мелодии драматизации танцы а также хоровое пение театральные постановки декоративно-прикладные работы резьба кукольный театр рисованные и игровые фильмы и...
19460. Разработка программного обеспечения информационной системы «Дом детского творчества» 1.08 MB
  Программное обеспечение – это программа, которая управляет работой компьютера или выполняет какие либо расчеты или действия. Это могут быть внутренние команды, управляющие оборудованием или программа, выполняющая какие либо действия в ответ на вводимые с клавиатуры команды. Программное обеспечение ПК может быть с открытым исходным кодом или являться собственностью компании разработчика.
20113. Своеобразия западноевропейского и русского символизма в творчества Блока и Верлена 36.82 KB
  Русский и зарубежный символизм Специфика зарубежного символизма Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции когда группа молодых поэтов в 1886 сплотившаяся вокруг С.Белый определял символ как соединение разнородного вместе. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма – в романтической приверженности высшему принципу идеальному миру. Картины природы человеческие деяния все феномены нашей жизни значимы для...
11136. Планирование и оценка затрат на организацию детского дома творчества 34.82 KB
  Организация детского дома творчества затрагивает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.