Законы русской правды

Если же ударит по руке и отпадет рука или отсохнет то 40 гривен а если ударит по ноге а нога останется цела но начнет хромать тоща мстят дети потерпевшего. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг то вдет к присяге. Если убьют вора на своем дворе или у клети или у хлева то тот убит если же вора додержат до рассвета то привести его на княжеский двор а если его убьют а люди видели вора связанным то платить да него.

2015-11-10

24.73 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1.  В соответствии с главой № 1 «Русской Правды» решение суда будет:

«5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего).

6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.»

  1.  В соответствии с главой № 1 «Русской Правды» решение суда будет:

«26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.

  1.  В соответствии со ст.ст. 90 - 105 «Русской Правды» решение суда будет следующим:
  2.  Часть наследства отводилась законнорожденным от умершего детям;
  3.  Часть наследства шла в пользу пережившей супруги.
  4.  Дети, рожденные от робы, не наследовали отцу, а получали вместе с матерью свободу.

7.  Согласно Соборному Уложению 1649 г.

«26. А будет от кого побежит холоп, или крестьянин, покинув жон, и в бегах поженятся на иных женах, а первых своих жен учнут отпиратися, или которая раба, или крестьянка от кого збежит, покиня мужа, и выйдут за иных мужей, а первых своих мужей 243 воровством учнут отпиратися, и им указ чинити против того же, как о том писано выше сего в холопье статье.

27. А от кого збежат кабалные и иные крепостные девки, и вдовы, и крестьянския дочери, и выйдут замуж Украйнных городов за служилых людей, и за тех дворовых беглых вдов и девок на тех людех, за кого они замужь выдут, имать выводу за вдову, и за девку по пятидесять рублев за человека, а за крестьянскую дочь девку, или вдову по десяти рублев.»

9. Согласно Соборному Уложению 1649 г.

А) богохульство

«1. Будет  кто  иноверцы,  какия ни буди веры,  или и русской    70

человек,  возложит хулу на Господа Бога  и  Спаса  нашего  Иисуса

Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и

Приснодеву Марию,  или  на  честный  крест,  или  на  Святых  Его

угодников,  и  про то сыскивати всякими сыски накрепко.  Да будет

сыщется про то допряма,  и  того  богохулника  обличив,  казнити,

зжечь.

    2. А  будет  какой бесчинник пришед в церковь Божию во время

святыя Литургии,  и каким ни буди обычаем,  Божественныя Литургии

совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он

так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

    3. А  будет  кто  во  время  святыя  Литургии  и  в  и(ы)ное

церковное   пение,   вшед   в   церковь   Божию,  учнет  говорити

непристойные речи патриарху,  или митрополиту, или архиепископу и

епископу,  или архимариту,  или игумену и священническому чину, и

тем в церкви Божественному пению учинит мятеж,  а государю про то

ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту

его вину учинити торговая казнь.

    4. А будет кто,  пришед в церковь Божию,  учнет бити кого ни

буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити

смертью же.

    5. А будет  ранит,  а  не  досмерти  убьет,  и  ему  учинити

торговая казнь без пощады,  и вкинути в тюрму на месяц, да на нем2

же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.

    6. А будет такой бесчинник  кого  ни  буди  в  церкви  Божии

ударит,  а не ранит,  и его за такое бесчиние бити батоги,  да на

нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.

    7. А будет кого обесчестит словом,  а не ударит,  и  его  за    71

бесчинъство  посадити в тюрму на месяц.  А кого он обесчестит,  и

тому доправить на нем бесчестье,  чтобы на  то  смотря  в  церкви

Божии никакова бесчинъства не было.

    8. А  в  церкви  во время церковнаго пения,  государю царю и

великому  князю  Алексею  Михайловичи  всея  Русии   и   великому

господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и

митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих

делех  не  бити  челом,  чтобы  от того в церкви Божии церковному

пению смятения не было,  понеже церковь Божия устроена  приходити

на  молитву.  И  православным  християном подобает в церкви Божии

стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

    9. А будет  кто,  забыв  страх  Божии,  и  презрев  царьское

повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в

церкви Божии во время церковнаго пения,  о каких своих делех бити

челом,  и  того  челобитчика  за  то вкинуть в тюрму,  на сколько

государь укажет.»

б) подделка государственных знаков, печатей

«1. Будет кто грамоту от государя напишет сам  себе  воровски    78

или  в подлинной государеве грамоте и в и(ы)ных в каких приказных

писмах что переправит своим вымыслом,  мимо  государева  указу  и

боярскаго  приговору,  или думных и приказных людей и подъяческия

руки  подпишет,  или  зделает  у  себя  печать   такову,   какова

государева  печать,  и  такова  за  такия  вины  по сыску казнити

смертию.

    2. А будет  кто  воровством  же  учнет  отъимати  государевы

печати от государевых грамот,  или от иных каких приказных писем,

и те государевы  печати  учнет  к  иным  каким  воровским  писмам

прикладывати,  или  будет  кто  учнет  какия  писма воровством же

наряжати, и приказныя писма переправливати мимо государева указу,

и  того  казнити  смертию  же,  а писмам его нарядным ни в чем не

верити.

    3. А будет кто такия писма зделав  умрет,  а  после  его  те

писма объявятся у племяни, или у прикащиков его, и то его племя и

прикащики учнут по тем писмам о каком деле государю бити челом, и

про  них сыскати,  каким обычаем те им писма досталися,  и где их

взяли,  и про то они ведали ли,  что те писма нарядные.  Да будет

про них в сыску скажут,  или они и сами в том повинятся,  что они

про то ведали, что те писма воровские, нарядные, а держали они их

у  себя  для  своих  пожитков  и корысти,  и тех людей по тому же

казнити смертию.

    4. А будет про них в сыску скажут, что они те нарядные писма

держали у себя не ведая того,  что они зделаны воровски,  и их за

то смертию не казнити,  только тем нарядным писмам ни  в  чем  не

верити, и суда по них ни на кого не давати.»

в) подделка денежных средств

«  1. Которые   денежные   мастеры   учнут  делати  медные  или    79

оловяные,  или укладные денги,  или в денежное  дело,  в  серебро

учнут  прибавливати  медь или олово или свинец,  и тем государеве

казне учнут чинити убыль,  и тех денежных мастеров за такое  дело

казнити смертию, залити горло.

    2. А  будет  золотых  и серебреных дел мастеры возмут у кого

золотое и серебреное дело,  и учнут в золото и в  серебро  мешати

медь же и олово и свинец,  и их по сыску за то бити кнутом. А что

они кому учинят убытка тем, что в золото, или в серебро подмешают

меди,  или  олова,  или свинцу,  и то на них доправя отдати тому,

кому они такой убыток учинят».

г) незаконный оборот спиртных, алкогольных и наркотических веществ

1. У  кого  корчму  вымут  впервые,  или кто на продажу вино   295

курит,  и на тех впервые заповеди правити по пяти  рублев,  а  на

питухах  по  полуполтине  на человеке.  А у кого корчму вдругоряд

вымут, и на тех людех заповеди править вдвое, по десяти рублев, а

на питухех по полтине на человеке, да тех же людей, у кого корчму

вымут вдругоряд, бити кнутом по торгом, а питухов бити батоги.

    2. А будет у кого корчемное продажное питье и питухов  вымут

втретие,  и на тех заповеди имати по дватцати рублев на человеке,

и на питухех по рублю на человеке,  да  их  же  бити  кнутом,  да

продавъцов же сажати в тюрму, до государева указу.

    3. А  которые люди будут в корчмах в приводех,  а в роспросе

скажут,  что они у корчемников вино покупали, или у кого покупая,

на  дворех  пили,  а корчемники в винной продаже запрутся,  и тех

купъцов пытати, а с пыток купцы не зговорят, и против того пытати

корчемников.  Да будет корчемники с пыток учнут говорити, что они

вино покупали мимо кабаков, и по тем их пыточным речам тех людей,

на   кого   учнут   с  пыток  говорити,  сыскивая,  по  тому  же,

роспрашивати,  и с купцы ставити, с очей на очи, и с очных ставок

пытати,  а  с пытки будет в винной продаже продавцы повинятся,  и

тех корчемников после пытки бити кнутом по торгом,  да на них  же

имати заповеди впервые по пяти рублев на человеке.  А будет они в

такой питейной продаже объявятся въдругоряд, и их по тому же бити

кнутом  по торгом,  а заповеди имати с них денег по десяти рублев

на человеке, и давати их на крепкия поруки з записми в том, чтобы

им  впередь  таким воровством не промышляти.  А будет кто в таком

воровстве объявится втретьие, и их за ту третьюю вину бити кнутом   296

по торгом,  и посадити в тюрму на полгода,  а на тех людех, кто у

них корчемное питье учнет покупати, имати заповеди впервые по два

рубли  на человеке,  да их же бити батоги нещадно.  А будет кто в

таком деле объявится вдругоряд, и на них заповеди имати по четыре

рубли  на  человеке,  да  их же бити кнутом на козле,  и сажати в

тюрму на две недели,  а за третьюю такую вину заповеди  имати  по

шти рублев на человеке,  да их же бити кнутом по торгом, и сажати

в тюрму, на месяц, и давати их на поруки з записми, что им впредь

ни у кого корчемного питья не покупать и не пить.  А которые люди

от такова воровства не уймутся,  и в  таком  воровстве  объявятся

вчетвертые,   и   им  за  такое  их  воровство  учинити  жестокое

наказание,  бив кнутом по торгом,  съсылати в далные городы,  где

государь  укажет,  а  животы  их все и дворы и поместья и вотчины

имати на государя.  А которые люди у них  корчемное  питие  купят

вчетвертые,  и  тем  по  тому же чинити жестокое наказание,  бити

кнутом по торгом, и сажати в тюрму на год.

    4. А которые люди учнут на кого говорити в винной продаже, а

после с тех людей зговорят,  и сыщется про то допряма, что они на

тех людей в винной продаже  говорили  поклепав  напрасно,  и  тем

людем,  кто кого таким делом поклеплет напрасно, за поклеп чинить

наказание,  бити кнутом по торгом,  да на них же тем людем,  кого

они поклеплют напрасно, правити бесчестье въдвое.

    5. А  будет  которые  люди  учнут  на кого говорити в винной

продаже, а продавец запрется, и учнут в том оба иматися за пытку,

и в том пытать напередь купца, и будет купец с пытки не зговорит,

и против того пытати продавца,  и после пытки  указ  учинить,  до

чего доведется.

    6. А  будет  с  корчемным  питьем  приведут чиих людей,  или

крестьян,  или дворников,  а в роспросе те приводные люди скажут,

что  вино  кому  продали  украдъчи у бояр своих,  и тех приводных

людей про винную продажу пытати,  бояре их про то ведали  ли?  Да

будет  они  учнут  говорити  прежьние  свои  речи,  что  они вино

продали,  украдчи у бояр своих,  а бояре их про то не  ведали,  и

сыщется  про  то  допряма,  что про ту винную продажу бояре их не

ведали, и таким винопродавцом чинити наказание, бити их кнутом по

торгом,  и отдавати их тем людем, чьи они люди и крестьяне, а тем

людем,  кому  они  будут  отданы,  над  ними  смотрети  и  беречи

накрепко,  чтобы  те  их  люди  и крестьяне впредь никому вина не

продавали.                                                          297

    А будет чьи люди и крестьяне,  или  дворники  в  таком  деле

объявятся в другие,  небережением тех людей,  у кого они живут, и

за таких винопродавцов на тех людех, у кого они живут, имати пени

по десяти рублев на человеке,  а тех винопродавцов бити кнутом по

торгом, и сажати в тюрму до государева указу.

    7. А будет кого приведут с вином всяких чинов  людей,  а  те

приводные люди в роспросе скажут,  что им то вино дали бояре, или

окольничие,  или столники и стряпчие,  и  дворяне  московские,  и

дияки,  и приказные люди,  и дети боярские безденежно, по дружбе,

или за какую работу,  да и те люди,  про которых они в даче  того

вина скажут, учнут тоже говорити, что они им вино дали в почесть,

по знакомъству, или мастеровым и работным людем, сверх могорцу, в

почесть, небольшое место, и тех людей свобожати.

    8. А  которым  людем  пития  у  себя  безъявочно  держати не

велено,  а они у себя питие держати учнут не явя,  и то неявочное

питие  у них вымут,  и на тех людех имати заповеди по пяти рублев

на человеке, а питие имати на государя.

    9. А которые приводные люди в  роспросе  на  кого  в  винной

продаже учнут говорити,  а у пытки с них зговорят,  а скажут, что

они говорили на них по научению выимъщиков, и тех людей пытати, а

с  пытки  будет  учнут  тоже говорити,  что они тех людей клеплют

напрасно,  по научению выимщиков,  и по тем  их  пыточным  речем,

пытати  выимщиков.  Да будет выимщики с пытки в том повинятся,  и

тем выимщиком,  сверх пытки,  чинити наказание, бити их кнутом на

козле, чтоб им впередь не повадно было так делать.

    А будет  выимъщики  с  пытки  в  том  не повинятся,  и после

выимъщиков пытать вдругоряд тех людей, которыя на них говорят. Да

будет и те люди в том с пытки не повинятся и им указ учинить,  до

чего доведется.

    10. А которых приводных людей на  Москве  в  Новую  четверть

учнут присылати из Стрелецкого приказу, а в Стрелецкой приказ тех

людей приведут стрельцы,  и которых людей  в  Новую  же  четверть

приведут  дети  боярския без вина и без табаку,  а в приводе дети

боярские и стрелцы скажут,  что они тех людей поимали  пьяных,  а

пили  те  люди  на  приличных дворех,  а иные поиманы у приличных

дворов пьяни,  а про иных приводных людей дети  боярския  скажут,

что  у  них  тех  пьяных  людей  отбивали  торговыя всякие люди и   298

лавошные сиделцы,  а приводные люди против их речей учнут во всем

запиратися,  что их дети боярския и стрельцы клеплют напрасно,  а

иные скажут, что они пили у кого у своих, или у друга в гостех, а

не в корчемных местех,  а те люди,  у которых они скажут,  пили в

гостех,  пришед в  Новую  четверть,  тех  приводных  людей  учнут

очищати,  и скажут, что они пили у них в гостех, а не в корчемных

местех, и про тех приводных людей, про всех сыскивати, и по сыску

указ чинити, смотря по делу, до чего доведется.

    11. Да  в прошлом во сто четыредесять втором году,  по указу

блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя  Михаила

Феодоровича  всеа  Русии  на  Москве  и  в городех о табаке заказ

учинен крепкой под смертною казнью,  чтобы нигде русские  люди  и

иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили,  и табаком не

торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или

табаком  учнут  торговати  и  тех людей продавцов и купцов велено

имати и присылати в Новую четверть,  и за  то  тем  людем  чинити

наказание  болшое бес пощады,  под смертною казнью,  и дворы их и

животы имая,  продавати, а денги имати в государеву казну. А ныне

государь  царь  и  великий  князь  Алексей Михайловичь всеа Русии

указал и бояре приговорили,  тем людем,  у кого табак  объявится,

указ  чинити  против того же,  как о том указано в прошлом во сто

четыредесять втором году.

    12. А будет которые  люди  с  табаком  будут  в  приводе,  а

скажут,  что  они тот табак купили у литовъских приезжих людей на

продажу,  и тех людей пытати, прямо ли они тот табак у литовъских

людей купили.  Да будет те люди с пытки станут тоже говорити, что

они тот табак купили у литовъских людей, а в приводе они будут со

многим  табаком,  и  их в другие пытать,  а з других пыток учьнут

говорить теже речи,  и им за табак чинити указ,  как о том писано

выше сего.

    13. А  которые  люди  будут  в  приводе  с  табаком же,  а в

роспросе скажут, что они тот табак купили у кого у русских людей,

или у иноземъцов, которые иноземъцы государю служат, и тех людей,

на кого они в  продаже  того  табаку  учнут  говорити,  сыскивая,

роспрашивать,  и  с  очей  на  очи их ставить,  и будет дойдет до

пытки, и тех по тому же пытати и указ чинити, до чего доведется.    299

    14. А будет с табаком  приведут  отставленых  стрелцов,  или

иноземъцов,  или  боярских  людей и крестьян и дворников и всяких

гулящих людей, а в роспросе те приводные люди скажут, что они тот

табак нашли,  или у кого у всяких людей табак вымут во дворех,  а

на иных в табаке учнет кто извещати,  а те люди,  на  кого  учнут

извещати,  скажут,  что они табаком не торгуют, а у которых вынят

во дворех,  и те люди скажут, что тот табак не их, а чей, того не

ведают,  разве де кто по недружбе, или выимъщики подкинули, и тех

людей в табачной находке по тому  же  пытать,  а  с  пытки  учнут

говорить те же речи, что и в роспросе, и их свобожать беспенно. А

за табачную находку бити кнутом на козле.  А про неведомой  табак

спрашивать  у  пытки,  а у пытки толко учнут говорить те же речи,

что и в роспросе, и тех людей потому же свобожать.

    15. А которые  торговые  люди,  и  стрелцы,  и  иноземцы,  и

боярские и всяких чшюв люди в приводе будут с табаком,  и учнут в

роспросе сказывать, что тем табаком подкинули их те люди, которые

их с тем табаком привели,  и их с теми людми, которые их привели,

ставить с очей на очи и роспрашивать.  И будет дойдет до пытки, и

их  пытать,  а  с  пытки они на себя ничего говорить не учнут,  и

против того пытать тех людей,  которые привели. Да будет те люди,

которые  привели  с  пытки  повинятца,  что  тех  приводных людей

табаком они подкинули,  и им за такое  воровъство,  сверх  пытки,

чинить  наказанье,  бить  кнутом  на козле,  чтоб им и иным таким

впредь неповадно было так делать.

    16. А которые стрелцы и гулящие  и  всякие  люди  с  табаком

будут  в  приводе  двожды,  или  трожды,  и тех людей пытать и не

одинова,  и бити кнутом на козле,  или по  торгом,  а  за  многие

приводы у таких людей пороти ноздри и носы резати,  а после пыток

и наказанья ссылати в далние городы, где государь укажет, чтоб на

то смотря иным так неповадно было делать.

    17. А  которых  корчемников  и  табатчиков  поимают объезжие

головы и дети боярские,  или у кого во  дворех  вымут  вино,  или

табак,  и те люди,  где вымут,  объезжим головам и детем боярским

дадут откуп рублев пять,  или десять, или дватцать, или тритцать,

или  болши  того,  чтоб  их с корчемным и с неявленным питьем и с

табаком в Новую четверть не водили,  и те объезжие головы, и дети

боярские,  взяв  у  них  откуп,  приведут их в Новую четверть,  и

откупы объявят, и у них того откупу не имать.

    18. А которые объезжие головы и дети  боярские  взяв  откуп,

корчемника  или  табатчика  отпустят,  а  в  Новую четверть их не   300

приведут,  а про то будет в Новой четверти ведомо,  и сыщется про

то  допряма,  и  тех  голов  и  детей боярских пытать и наказание

чинить, бить кнутом, и в приказе им впредь не быть.

    19. А которые  всякие  люди  корчемников,  и  табатчиков,  и

питухов  у  голов,  и  у  детей  боярских  учнут отбивать,  и тем

отбойщиком, по роспросу и по сыску, чинить наказанье, бить кнутом

на козле и по торгом, а иных бить батоги, чтоб на то смотря, иным

не повадно было так делать.

    20. А черных сотен и  слобод  тяглым  людем,  для  корчемные

выимки,  выбирати по годом меж себя десяцких, и на тех десяцких в

Новую четверть приносить выборы за своими руками в том,  что  тем

их  выборным  десяцким  во  всех  десятках того смотрити и беречи

накрепко, чтоб корчемного продажного никакова питья, вина и пива,

и  меду,  и  табаку,  и неявленого питья и всякого воровства ни у

кого не было. А которым людем даны будет на вино, и на пиво, и на

мед явки,  и те бы люди,  сверх явок, лишнего вина не покупали, и

пива не варили,  и меду не ставили.  А будет  у  кого  в  десятне

объявитца  какое  продажное питье и табак и иное какое воровство,

или, сверх явок, лишнее питье кто учнет держать, и им десяцким на

тех  людей  извещать  в Новой четверти.  А будет они на тех людей

извещать не учнут,  и на тех людех,  у кого воровство объявитца и

на десяцких имать на государя пени, по десяти рублев на человеке,

а на досталных на осми человекех того же десятка,  по пяти рублев

на  человеке.  Да  и  того  десяцким  в своих десятках смотрити и

беречь накрепко,  которые дворяне и дети боярские у кого будут на

дворех поставлены,  а у них будет по явкам вино, и у тех дворян и

детей боярских сверх явок лишнего бы вина не было,  и  безъявочно

бы на дворы свои никого не пускали.  А у кого объявится продажное

вино,  и на тех людей потому же извещати в Новой  четверти,  а  в

Новой четверти тем людем государев указ чинити по разсмотрению.

    21. Да  и  в  городех корчемником и табатчиком чинити тот же

указ, как писано выше сего.

г) Если дочь или сын убьют отца / мать

«1. Будет  которой сын или дочь учинит отцу своему или матери   288

смертное убийство,  и их за отеческое  или  за  матерне  убийство

казнити смертию же безо всякия пощады.

    2. А  будет  которой  сын  или  дочь  отцу своему или матери

смертное убийство учинят с и(ы)ными  с  кем,  а  сыщется  про  то

допряма,  и  по  сыску  тех,  которые  с  ними такое дело учинят,

казнити смертию же безо всякия пощады».

д) Если мать или отец убьют сына /дочь

«3. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их

за то посадить в тюрму на год,  а отсидев в тюрме год,  приходити

им к церкви Божии,  и у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем

людем  в  слух.  А  смертию  отца  и  матери за сына и за дочь не

казнити».

11. Согласно Воинскому артикулу Петра I

«Глава двадцать первая - о зажигании, грабительстве и воровстве    

    Артикул 178.  Кто из офицеров  или  рядовых  самоволством  и

нарочно  без  указу  в  маршу  город,  село и деревню или церкви,

школы,  шпитали и  мельницы  зажжет,  печи  или  некоторые  дворы

сломает,  також крестьянскую рухледь и прочее что потратит,  оный

купно с теми,  которые помогали,  яко зажигатель  и  преступитель

уложения смертию имеет быть казнен и сожжен.

    Артикул 179.  А  ежели  каким небрежением и неосторожностью,

или виною офицеров или салдат,  такие подобные пажары в квартирах

или инде где учинятца,  то оные, которые в том виновны, убыток по

судейскому приговору наградить. И сверх того, по изобретению вины

и неосторожности, наказаны имеют быть.

    Артикул 180.  Також  и  с  теми  таким  же образом поступать

надлежит,  когда у подданных  дворы,  бревна,  заборы  и  протчее

сломаны и сожжены, или хлеб на поле стравлен, или потрачен будет,

разве по необходимой нужде востребуется и на то позволится.

    Артикул 181.  Також в земле неприятельской никто б не дерзал

без  указу,  на  котором  бы  месте  ни было,  зажигать или огонь

вбросить.  Кто против того учинит,  оный  по  приговору  военнаго

суда,  как  для  убытку и ущербу,  чрез что войско его величества

понесет,  так  и  для  прибытку,  чрез  что  неприятель  получит,

жестоким заключением, отставлением от службы, шпицрутеном наказан

будет.  А ежели сожжет квартиры  началных  своих  или  и  других,

умыслом для какого зла, той весьма смертию казнен имеет быть.

    Артикул 182.  Никто  бы,  ниже офицер,  рейтар или солдат не

дерзал никакогоб человека,  его величества  подданного  или  нет,

грабить и насилить, или что у него силою отнимать, хотя на улице,

в походе чрез землю,  или в обозе, городех, крепостях и деревнях,

под наказанием на теле и смертию.

    Артикул 183.  Також  бы  никто у тех,  которые сквозь караул

пойдут,  денег,  или иного чего насильно  брать  не  дерзал,  под

смертною казнию.

    Толкование. Вышеозначенные оба артикула разумеются,  ежели с

невооруженною рукою чинится.

    Артикул 184. Ежели кто подарков, прибыли или ползы себе ради

чрез  караул  кого пропустит,  где не надлежит пропускать,  оного

надлежит повесить.

    Артикул 185.  Кто людей на пути,  и улицах вооруженною рукою

нападет,  и оных силою ограбит или побьет,  поранит или умертвит,

оного купно с теми, которые при нем были и помогали, колесовать и

на колеса тела их потом положить.

    Толкование. Ежели кто ворветца без оружия,  или войдет в дом

без насилства в конюшню или хоромы,  или отопрет сундуки,  хоромы

воровскими   ключами,  от  чего  никакого  насилия  или  убийства   362

опасатись не надлежало,  онаго шпицрутенами,  яко  протчих  воров

наказать.

    Також ежели вор,  правда, ворветца в намерении украсть, но и

в том поиман или отогнан,  или помешает ему  кто,  что  ничего  с

собою   не   унес,  оного  також  шпицрутенами  полегче  наказать

надлежит.

    Впротчем, в правах позволено вора,  который  в  ночи  в  дом

ворветца,  без  страху наказания умертвить,  ежели его без своего

опасения преодолеть было невозможно.  Ибо надлежит разсудить, что

вор  не  для  единой  кражи,  но  чтоб  и умертвить,  в дом ночью

врываетца.

    Артикул 186.  Кто церкви или иныя святыя места покрадет, или

у оных что насилно отъимет, також и тех, которые в обоз, крепости

и городы всякой провиант привозят, оный имеет быть лишен живот, и

тело его на колесо положено.

    Артикул 187.  Ежели  кто  человека украдет и продаст,  оному

надлежит, ежели докажется, голову отсечь.

    Артикул 188.  Кто украдет что из намету или палубов,  в поле

или в походе, и в том будет поиман, оному отрезать уши и нос.

    Артикул 189.  Ежели  кто  в воровстве поиман будет,  а число

краденаго более двадцати рублев не превозыдет, то надлежит вора в

первые   шестью   сквозь   полк  прогнать  шпицрутен,  вдругоредь

двенадцатью,  а втретие, отрезав нос и уши, сослать на каторгу, а

украденное всегда от него отобрать.

    Толкование. Оные,  которые  в  воровстве конечно вспомогали,

или о воровстве ведали,  и от того часть получили,  или  краденое

ведая добровольно приняли,  спрятали и утаили,  оные властно, яко

самые воры, да накажутся.

    Ежели многие вкупе в воровстве поиманы будут,  те все,  хотя

их  много  или  мало,  всяк  так  наказан будет,  яко бы един все

воровство учинил.

    Овощные воры,  такожде которые  дрова,  кур,  гусей  и  рыбы

крадут, по разсмотрению воровства да накажутся.

    Артикул 190.  Ежели кто купит или продаст,  ведаючи краденыя

вещи и скроет, и содержит при себе вора, оной яко вор сам наказан

быть имеет.

    Артикул 191.  Ежели  кто  украдет  (1)  ценою более двадцати

рублев,  (2) в четвертые,  (3) ежели во время нужды  водяной  или

пожарной или (4) из артиллерии, магазейну, амуниции или цейхгауза

его величества,  или (5) от своего  собственнаго  господина,  или

(6) от  товарыща  своего,  или (7) на месте,  где он караул имел,

оный хотя много или мало украл, имеет быть повешен.

    Артикул 192.  Ежели кто, стоя на карауле, что украдет, много

или мало, оный имеет быть повешен.

    Артикул 193.  Ежели  кому  что  в  верные руки на сохранение

дастся,  а потом в принятии он запрется,  или иным каким способом

искать  будет,  чтоб  утаить,  тогда  оного,  яко вора,  таким же

образом,  по  состоянию  дела  и  цене  повереннаго  ему   добра,

наказать.

    Артикул 194. Кто его величества или государственныя деньги в   363

руках имея,  из оных несколько утаит,  украдет,  и к своей пользе

употребит,  и  в расходе меньше записано и сочтено будет,  нежели

что он получил,  оный живота лишится и имеет быть повешен. Тую же

казнь чинить и тем, кои ведая про то, а не известят.

    Артикул 195.  Ежели кто что найдет в походе или инде где, на

дороге и местах,  хотя б что ни было,  оный долженствует  офицеру

своему о сем донести,  и найденое без замедления принести, дабы у

пароля или инако о сем  объявлено,  и  найденое  господину,  кому

надлежит,  отдано было.  Кто инако учинит, имеет наказан быть яко

за кражу, и найденное паки возвратить.

    Толкование. Ежели  кто  что  найдет,  и  оное  по  должности

объявит и отдаст, оному надлежит за труды дать тринкгельд (или на

пропой), дабы с третьею долею найденнаго равно могло быть ценою.

    Наказание воровства  обыкновенно   умаляется,   или   весьма

отставляется,  ежели  кто  из  крайней голодной нужды (которую он

доказать имеет) съестное или питейное,  или  иное  что  невеликой

цены  украдет,  или  кто в лишении ума воровство учинит,  или вор

будет младенец,  которых дабы заранее от сего отучить,  могут  от

родителей своих лозами наказаны быть».

12. Кодификация



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11441. АКСИОЛОГИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ 107.98 KB
  Мир в котором живет современный человек определяется как глобальный характер общества все в большей мере определяется потреблением информации а культура такого общества становится массовой. Тело как своеобразный социокультурный феномен пронизывает доминантные информационные ресурсы – дискурс рекламы моды и массмедиа. Как отмечают теоретики концептологии – относительно нового направления лингвокультурологических исследований Ю. понятие концепт отражает все представления существующие в сознании носителей языка о какомлибо...
21770. Основные законы логики 23.67 KB
  Логические законы составляют основу человеческого мышления. Без логического закона нельзя понять что такое логическое следование а тем самым – и что такое доказательство. Правильное или как обычно говорят логичное мышление – это мышление по законам логики по тем абстрактным схемам которые фиксируются ими.
6055. Законы сохранения в механике 32.02 KB
  Законы сохранения в механике Для замкнутых механических систем неизменными во времени являются три физические величины импульс энергия и момент импульса. В соответствии с этим имеют место три закона сохранения
10746. Сущность, функции и законы кредита 9.38 KB
  Закон сохранения ссуженной стоимости состоит в том, что в процессе возврата кредитору передается заемщиком именно та ссуженная стоимость, которая была передана заемщику во временное пользование: такая же по величине и обладающая теми же потребительными свойствами.
19439. Фундаментальные законы природы и основные понятия экологии 32.6 KB
  Закон сохранения энергии. Закон сохранения энергии В процессе развития физики как естественной науки выявился целый ряд противоречий между причинно-следственными связями в различных явлениях материального мира. Наиболее фундаментальным и разработанным законом природы является закон сохранения и превращения энергии. Закон сохранения энергии свидетельствует о неуничтожимости движения и материи существовании взаимных превращений между видами энергии и движения невозможности создания чего-либо из ничего.
3000. Гоббс о догосударственном состоянии. Законы и общественный договор 8.23 KB
  Томас Гоббс 1588-1679 один из наиболее выдающихся английских мыслителей. Гоббса содержится прежде всего в его трудах: Философское начало учения о гражданине 1642 Левиафан или Материя форма и власть государства церковного и гражданского 1651. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Гоббс называет естественным состоянием рода человеческого .
3876. ЗАКОНЫ ОМА И КИРХГОФА. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГРАММА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ 14.47 KB
  Краткое содержание работы В процессе выполнения работы измеряют: силу тока напряжения на элементах в неразветвленной цепи и проверяют закон Ома; силу тока напряжения на элементах в сложной цепи и проверяют законы Кирхгофа; проверяют принципы суперпозиции для линейной цепи. Аналитически определяют потенциалы в цепи и сравнивают с опытными данными. Подготовка к работе Как формулируются первый и второй законы Кирхгофа Почему при расчете цепи число независимых уравнений составляемых по...
47. Законы движения заряженных частиц в электрическом и магнитном полях 90.35 KB
  При протекании тока в цепи накала в результате термоэлектронной эмиссии с катода в лампе образуются свободные электроны. Индукция магнитного поля соленоида связана с силой тока соотношением 8 где Nчисло витков lдлина соленоида. В результате расчетная формула для удельного заряда электрона принимает вид: 9 Теоретическая зависимость анодного тока от силы тока в соленоиде для идеального магнетрона приведена на...
3543. РЕШЕБНИК ПО РУССКОЙ ЛОГИКЕ 179.14 KB
  В книге, предлагаемой вашему вниманию, легко, наглядно и просто решаются проблемы многовековой давности. В отличие от теории относительности Эйнштейна, понятной только избранным, математическая логика, названная автором Русской логикой, основана на здравом смысле и строгой математике, понятной любому школьнику
13655. Человек в русской культуре ΧΙΧ века 30.04 KB
  Живопись и музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены появлением двух крупных созвездий талантов, центрами которых были Товарищество художников – передвижников и “Могучая кучка” композиторов. На новые веяния в искусстве оказали заметное влияние идеи демократического движения 50-60-х годов. В 1863г. группа учеников Академии художеств порвала с академией и организовала “артель передвижников”
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.