Анализ процесса изменений государственной системы управления в период эпохи дворцовых переворотов 1725-1762 гг

Утверждение Верховного тайного совета при Екатерине I8 3. Изменения в Верховном тайном совете при Петре II19 4.41 Приложение Введение Первая четверть XVIII в Еще сохранились порядки и обычаи допетровского времени эпохи Московского государства XVI XVII вв. Привилегированные гвардейские части державшие страну той или иной придворной партии были способны в одну ночь решить судьбу России на годы и десятилетия вперед.

2015-11-10

54.39 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Общая характеристика эпохи дворцовых переворотов……………...5

2. Утверждение Верховного тайного совета при Екатерине I…………8

3. Изменения в Верховном тайном совете при Петре II………………19

4. Упразднение Верховного тайного совета и создание

Кабинета Министров Анной Иоанновной…………………………….24

5. Учреждение Елизаветой Петровной нового высшего

органа – Конференции………………………………………….……….29

6. Издание Петром III «Манифеста о даровании свободы и

вольности российскому дворянству»………………………………….32

7. Значение эпохи дворцовых переворотов в построении

государственной системы управления………………………………..36

Заключение………………………………………………………………38

Список источников и литературы……………………………………..41

Приложение

Введение

Первая четверть XVIII в… Еще сохранились порядки и обычаи допетровского времени – эпохи Московского государства (XVI – XVII вв.), но Петр Великий распахнул перед Западом «ворота» в Россию, и страна стала быстро европеизироваться.

Актуальность исследуемой темы: Петр I создал могучий и разветвленный административный аппарат. С тех пор слабый монарх даже младенец мог сидеть на российском престоле и управлять империей, опираясь на слаженные действия государственной машины. Однако легко было пребывать на троне, легко было, и лишиться его.

Почти весь XVIII в. – время постоянных дворцовых заговоров, нескончаемых интриг, борьбы за власть, удачных и неудачных попыток захватить императорскую корону. Привилегированные гвардейские части, державшие страну той или иной придворной партии, были способны в одну ночь решить судьбу России на годы и десятилетия вперед. К тому же личность монарха и борьба различных клик и группировок при дворе определяли весь стиль правления государством, а малейший каприз государя или его фаворита мог стать поводом для серьезных изменений в жизни страны.

Виновником нестабильности верховной власти в XVIII веке в России оказался именно Пётр I, который в 1722 г. издал «Устав о наследии престола» Этот нормативно-правовой акт закреплял за самодержцем право назначать себе любого преемника по своему усмотрению.

Объектом исследования является организация публичного управления в Российском государстве в ХУШ-Х1Х веках.

Предметом исследования являются исторические факты и процессы, обусловливающие генезис содержания и форм публичного управления, его реформирования в условиях абсолютной монархии, включая социально-исторические, политико-правовые, этнические и геополитические факторы, сыгравшие роль предпосылок формирования моделей государственного устройства России в ХУШ-Х1Х веках.

Целью данной работы является  анализ процесса изменений государственной системы управления в период эпохи дворцовых переворотов 1725-1762 гг.

Цель работы диктует следующие задачи исследования:

- исследовать организацию системы государственного управления Российской империи в период 1725 – 1762 гг.;

- выявить причины изменений государственной системы в указанный период;

- проанализировать ход преобразований в системе государственного управления Российской империи в период 1725 – 1762 гг.;

Методологическая основа исследования. В основу исследования автором были положены принципы познания социальных явлений, в том числе политико-правовых идей, теорий и концепций, в их историческом развитии и, вместе с тем, во взаимосвязи и взаимообусловленности, с позиций теории и практики, истории и современности. 

Структура данной работы включает в себя  введение, 7 глав, заключение, список источников и литературы, приложения.

  1.  Общая характеристика эпохи дворцовых переворотов

«Деятельность Петра во всем русском обществе пробудила непривычную и усиленную работу политической мысли».

В.О.Ключевский

Петр I оставил России тяжелое наследие. Войны за выход к Балтийскому и Каспийскому морям ввергли страну в разорение. Из народного хозяйства на военную службу отвлеклись сотни тысяч мужчин. Финансовая система не выдержала военных расходов, форсированного развития промышленности, строительства Петербурга и т.д. Росли недоимки по налогам. Солдаты, которых бросили на их выбивание, роптали. В последние годы правления Петра I разразились неурожаи, вызвавшие голод. Осенью 1724 г. Петербург испытал сильнейшее наводнение, стоившее стране немало финансовых потерь. Крестьянство и посадские люди выражали недовольство политикой правительства. Бегство крепостных из сел и деревень, заводов приобрело массовый характер.

Дворяне требовали от правительства ужесточения сыска беглых, проявляли недовольство существовавшим порядком вещей. Обязанные выполнять пожизненную государеву службу, они надолго отрывались от своих хозяйств, их имения приходили в упадок.

Консолидация сил государства в годы петровских реформ, разрушение традиций, насильственное внедрение иностранных обычаев и устоев вызывали противоречивое отношение различных кругов русского общества. Именно это и стало причиной социально-политической нестабильности в стране после кончины Петра I.

В период  1725 - 1762 гг. (т.е. – вплоть до воцарения на российском престоле Екатерины II) в России сменилось шесть монархов, поддерживаемых  определенными политическими силами. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем: «Время от 1725 до 1762 г. составляет особую эпоху, отличающуюся некоторыми новыми явлениями в нашей государственной жизни, хотя основы ее остаются прежние. Эти явления обнаруживаются тотчас по смерти преобразователя и стоят в тесной связи с некоторыми последствиями его деятельности».1

Основная причина дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. «Новое дворянство», выдвинувшееся благодаря своему служебному рвению, и аристократическая партия пытались смягчить курс реформ, отстаивая свои интересы и привилегии.

Дворцовые перевороты порождены острой борьбой различных группировок за власть. Они сводились к выдвижению и поддержке определенного кандидата на престол.

Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, взявшая на себя право контроля за соответствием личности и политики монарха наследию Петра I: «Петербургская гвардейская казарма явилась соперницей Сената и Верховного тайного совета, преемницей московского земского собора. Это участие гвардейских полков в решении вопроса о престоле имело очень важные политические последствия; прежде всего оно оказало сильное действие на политическое настроение самой гвардии».2  

Отчужденность народных масс от политики и их пассивность так же служили благоприятной почвой дворцовых интриг и переворотов.

В значительной степени дворцовые перевороты были спровоцированы проблемой престолонаследия в связи с принятием Указа 1722 г., сломавшего традиционный механизм передачи власти.

  1.  Утверждение Верховного тайного совета при Екатерине I.

Петр умер 28 января 1725 г., не назначив себе преемника. Соратники Петра I, в борьбе за влияние на престол, забыли об умирающем императоре. В указе от 5 февраля был установлен порядок наследования не только по завещанию, но и по закону, именно: при отсутствии сыновей наследует старшая из дочерей. Но старшая дочь Петра Анна отказалась вместе с женихом от русского престола за себя и за свое потомство. Законное наследство переходило ко второй дочери Петра - Елизавете. Ни на каком основании в очередь наследования не могла стать вдова императора: по указу 1714 г, вдова-мать при детях обеспечивается и может опекать несовершеннолетних наследников.

Остатки родовитой знати, князья Голицыны, Долгорукие, верные старому обычаю престолонаследия, признавали законным наследником великого князя Петра, единственного уцелевшего мужчину в царском доме. Но знать, выведенная Петром I, - Меншиков, Толстой много других были против этого наследника, воцарение которого им, грозило великими бедами. Екатерина хотела сама царствовать, а не опекать и видела соперниц в своих дочерях. Ночью на 28 января 1725 г., выстроенных под ружьем перед дворцом обеих гвардейских полка, искомая воля императора единодушно, без пререканий была найдена в короновании Екатерины, совершившемся в 1724 г.; этим-де актом она назначена наследницей престола в силу закона 5 февраля; ее Сенат и провозгласил самодержавной императрицей.

Вступив на престол, Екатерина I уделила значительное внимание гвардии и окружающему ее кругу дворян.

Среди основных вельмож не было единства. В борьбу за влияние на императрицу и за престол вступили А. Меньшиков и анклав из влиятельных Голицыных, Репниных, Шереметевых, Долгоруких, Лопухиных и т.д. Позиция этой группы усиливалась, потому что единственным законным наследником престола оставался сын царевича Алексея, внук Петра I – Петр Алексеевич.

А. Меньшиков (к тому времени – Президент Военной коллегии, генерал-губернатор Петербурга, генерал-фельдмаршал, вице-адмирал, подполковник Преображенского полка) - открыто противостоял сенату, а сенаторы в ответ на это отказывались собираться. Уже в мае 1725 г. среди дворянского окружения императрицы пошел слух о намерении учредить при кабинете царицы из интимных неродовитых друзей ее с А. Меншиковым во главе «тесный совет», который, стоя выше Сената, будет решать самые важные дела.3 В такой обстановке действовал П. А. Остерман-Толстой, добившийся согласия Меньшикова, Апраксина, Головкина, Голицына и Екатерины I на учреждение Верховного тайного совета.

Для поддержки императрицы 8 февраля 1726 г. был образован новый высший орган управления страной, - Екатерина подписала указ об учреждении Верховного тайного совета. В состав его указом вводилисьсемь бывших соратников Петра I. Среди них: А. Д. Меньшиков, Ф. М. Апраксин (Президент Адмиралтейств-коллегий), Г. И. Головкин, П. А. Остерман-Толстой (глава Тайной Канцелярии), князь Д. М. Голицын, А. И. Остерман (Вице-президент Коллегии иностранных дел) и герцог голштинский Карл-Фридрих (муж дочери Петра I – Анны). От имени Екатерины I созывал Верховный тайный совет кабинет-секретарь А. В. Макаров.

Вскоре члены Верховного тайного совета подали Екатерине I предложение о том, все важнейшие решения принимаются только Верховным тайным советом. Сенат потерял значение высшего органа в Российской империи. Так в руках «верховников» сосредоточилась вся власть, а правительствующий Сенат, оплот оппозиции Меньшикову, потерял свое значение, не перестав быть средоточием оппозиции.

Большая часть членов Верховного тайного совета (Меньшиков, Апраксин, Головкин и Толстой), принадлежала к неродовитой знати, которая выдвинулась на первый план при Петре I и заняла руководящие посты в управлении государством. Таким образом, состав Верховного тайного совета при Екатерине I в феврале 1726 г. отражал победу петровских питомцев в январе 1725 г. Верховный тайный совет представлял собой кучку аристократов, стремившихся сообща, маленькой  группой править Российской империей в личных интересах. Силу решениям совета прибавил и факт того, что под его контроль был поставлен обер-прокурор империи.

То обстоятельство, что в состав совета вошли президенты Военной, Адмиралтейской и Иностранной коллегий, означало, что они выводятся из подчинения Сената и их руководство оказывается подотчетным непосредственно императрице. Высшее руководство страны давало понять, какие именно направления политики оно осознает как приоритетные, и обеспечивало принятие по ним оперативных решений. Первоначально в совете обсуждался вопрос о разделении на департаменты, однако реализована эта идея не была.

Первые решения совета свидетельствуют о том, что их члены понимали, что его создание означает кардинальную перестройку всей системы органов центрального управления. Их первое заседание было посвящено решению вопросов о функциях, компетенции и полномочиях совета, о его взаимоотношениях с другими учреждениями.

В течение всего февраля и первой половины марта 1726 г. верховники не раз возвращались к регламентации деятельности нового органа. Плодом их усилий стал именной указ от 7 марта "о должности Сената".

Создание совета способствовало повышению уровня эффективности управления и означало совершенствование системы органов власти, созданной Петром I. Стоит отметить то, что совет был создан как коллегиальный орган, действовавший в соответствии с Генеральным регламентом.

Указом совета от 17 февраля 1725 г. была осуществлена первая мера, направленная на упорядочение сбора провианта для армии: генерал-провиантмейстер был подчинен Военной коллегии с правом доносить в Верховный тайный совет о неправильных действиях коллегии. 28 февраля 1725 г.  Сенат распорядился закупать у населения фураж и провиант по цене продавца, не чиня ему никакого притеснения.

18 марта 1725 г., от имени Военной коллегии была издана инструкция офицерам и солдатам, посылаемым для сбора подушной подати, что должно было способствовать сокращению злоупотреблений в этом вопросе.

Верховный тайный совет был озабочен прежде всего финансовыми вопросами. Решить его верховники пытались в двух направлениях: путем упорядочения системы учета и контроля за сбором и расходованием денежных сумм, и экономии средств.

Верховным тайным советом была образована специальная Комиссия о подати во главе с Д. М. Голицыным, которой надлежало выявить состояние финансов государства. В своем донесении Совету 17 сентября 1727 г. Д. М. Голицын сообщал, что комиссией были посланы в Сенат и Военную коллегию указ, но получили отказ. Совет был вынужден своим протоколом от 20 сентябри 1727 г. пригрозить коллегиям и канцеляриям штрафом в случае, если ведомости и впредь будут задерживаться, но это не возымело никакого действия.

Первым результатом работы верховников по упорядочению финансовой сферы стало подчинение Штатс-конторы Камер-коллегии и ликвидация должности уездных рентмейстеров, объявленное указом от 15 июля. Указ отмечал, что с введением подушной подати функции рентмейстеров и камериров на местах стали дублироваться, и повелевал оставить лишь камериров. Учет прихода и расхода всех финансовых средств было сочтено целесообразным сосредоточить в одном месте. Следующим указом Штатс-конторе было запрещено самостоятельно выдавать средства на чрезвычайные расходы без разрешения императрицы или Верховного тайного совета.

15 июля на том основании, что в Москве имеется собственный магистрат, была упразднена контора Главного магистрата, что стало первым шагом по преобразованию городского управления. Эта мера явилась одним из способов экономии средств.

Первый шаг был сделан и на пути к судебной реформе: был издан именной указ о назначении в города воевод для исправления судных и розыскных дел. Восстановление должности уездных воевод имело отношение не только к судопроизводству, но и в целом к системе управления на местах.

Верховники прекрасно понимали, что ликвидацией московской конторы Главного магистрата проблему финансов не решить. Главное зло они видели в большом количестве государственных учреждений.

13 июля члены совета подали императрице доклад, в котором, в частности, писали о том, что штат государственных служащих значительный и на их содержание тратится много финансовых средств, а результат их деятельности остается минимальным.

16 июля на основе доклада появился именной указ императрицы, почти дословно повторявший аргументацию верховников. Указ предписывал оставить в каждой коллегии лишь по президенту, вице-президенту, двум советникам и двум асессорам. Им велено было присутствовать в коллегии не всем одновременно, а только половине из них, сменяясь ежегодно. Соответственно, и жалованье предполагалось платить лишь находящимся в данный момент на службе. Таким образом, применительно к чиновникам была реализована мера, ранее предлагавшаяся для армии.

В конце 1726 г. верховники избавились еще от одной структуры: указом от 30 декабря были уничтожены вальдмейстерские конторы и сами должности вальдмейстеров, а смотрение за лесами было возложено на воевод. Принятое решение должно было способствовать ослаблению социальной напряженности и повышению платежеспособности населения.

Между тем строительство флота требовало больших финансовых вложений и привлечения значительных людских ресурсов. Все это в условиях послепетровской России было крайне затруднено. В феврале 1726 г. был издан именной указ о продолжении строительства судов в Брянске. Однако, уже в 1728 г., совет был вынужден прийти к решению не строить новых кораблей, но только содержать в исправности имеющиеся.

Однако в 1726 г., был принят ряд узаконений, направленных на поддержание петровского наследия. Важное значение имел акт от 21 апреля, подтверждавший петровский указ 1722 г. о порядке престолонаследия и придававший силу закона  воли монарха. 31 мая именным указом была подтверждена обязательность ношения немецкого платья и бритья бород отставными, а 4 августа - обывателями Санкт-Петербурга.

Указ совета от 9 января 1727 г. констатировал критическое состояние государственных дел. Указ предлагал создать специальные комиссии о податях и об армии. Предлагалось также до вынесения окончательного решения о размере подушины отсрочить ее уплату за 1727 г. до сентября, часть подати платить натурой, сбор податей и рекрутов переложить на гражданские власти, перевести полки из сельской местности в города, часть офицеров и солдат из дворян для экономии денег отпускать в долгосрочные отпуска, уменьшить число учреждений, упорядочить ведение дел в Вотчинной коллегии, учредить Доимочную канцелярию и Ревизион-коллегию, рассмотреть вопрос о поправлении монетного дела, увеличить размер пошлин за продажу деревень, ликвидировать Мануфактур-коллегию, а фабрикантам собираться один раз в год в Москве для обсуждения мелких вопросов, более важные же решать в Ком-мерц-коллегии.

Ввиду тяжелого положения населения совет принял решение о снижении подушного оклада – на 10 коп. с души. Кроме того,  уже 9 февраля был издан указ об отсрочке платежа за майскую треть 1727 г. и возвращении офицеров, посланных для сбора подушной подати, в полки. Одновременно сообщалось об учреждении комиссии об армии и флоте.  24 февраля было реализовано давнее предложение о долгосрочном отпуске офицеров – дворян и урядников (из шляхты) в отпуск домой, с целью приведения ими в порядок хозяйств. Данная норма не распространяется на офицеров из беспоместных дворян.

24 февраля, появился и комплексный указ, содержавший ряд важных мер. Указ предписывал собирать подушную подать не непосредственно с крестьян, а с помещиков, старост и управителей. Ответственность за сбор подушной подати и его проведение надлежало возложить на воевод, которым в помощь давалось по одному штаб-офицеру. Чтобы между ними не возникало разногласий из-за старшинства в чинах, решено было воеводам на время исполнения их должности давать чин полковника.

Указ от 24 февраля повторял норму об отправлении части военных в отпуска, а также предписывал перевод полков в города, т.к. в городских условиях офицерам легче наблюдать за своими подчиненными, удерживать их от побегов и других преступлений и быстрее можно собрать в случае необходимости; при выступлении полка в поход можно будет сконцентрировать остающихся больных и имущество в одном месте, что не потребует затрат на караулы; размещение полков в городах приведет к оживлению торговли, причем и государство сможет получать пошлину с привозимых сюда товаров. Кроме того, данная норма освободила от тягости постоя крестьян.

Этим же указом был осуществлен ряд мер по реорганизации органов центрального и местного управления. Указ от 24 февраля подчинил городовые магистраты губернаторам и уничтожил конторы и канцелярии земских комиссаров, ставшие ненужными при возложении обязанностей по сбору податей на воевод.

Одновременно была осуществлена судебная реформа: ликвидированы надворные суды, чьи функции были переданы воеводам. При самом Верховном тайном совете учреждалась Доимочная канцелярия, имевшая коллежское устройство. Этим же указом создавалась Ревизией - коллегия, а Вотчинная коллегия переводилась и Москву, что должно было сделать ее более доступной для помещиков. Мануфактур - коллегия ликвидировалась, а ее дела передавались в Коммерц-коллегию. Однако 28 марта при Сенате была учреждена Мануфактур-контора. Указ от 24 февраля содержал и меры по упорядочению сбора пошлин за выдачу документов из различных учреждений.

Реорганизация управления была продолжена и далее: 7 марта была ликвидирована Рекетмейстерская контора, а ее функции возложены на обер-прокурора Сената. В именном указе от 20марта было вновь подвергнуто критике "умножение штатов" и связанное с ним увеличение расходов на жалованье. Указ повелевал восстановить допетровскую систему выплаты жалованья (до 1700 г.): платить тем, кому платили и тогда. Где прежде в городах у воевод дьяков не было, туда и теперь секретарей не назначать. Именно данный указ явился апофеозом критики верховниками петровских преобразований.

Параллельно с работой по реорганизации управления и налогового обложения верховники немало внимания уделяли вопросам торговли, полагая, что ее активизация может быстро принести государству доход. Еще осенью 1726 г. русский посол в Голландии Б.И. Куракин предложил открыть для торговли Архангельский порт и императрица велела Верховному тайному совету навести по этому поводу справки и доложить свое мнение. В декабре совет заслушал доклад Сената о свободной торговле и решил создать Комиссию о коммерции во главе с Остерманом, которая начала свою деятельность с призыва к купцам подавать предложения о"поправлении коммерции". Вопрос же об Архангельске был решен в начале следующего года, когда указом от 9 января порт был открыт. Позднее Комиссия о коммерции передала в свободную торговлю ряд товаров, ранее отдававшихся на откуп, отменила ряд ограничительных пошлин и способствовала созданию благоприятных условий для иностранных купцов. Но важнейшим ее делом стал пересмотр протекционистского тарифа 1724 г.

В соответствии с февральским указом, правительство решило принять срочные меры и в сфере денежного обращения. Предлагалось начеканить легковесной медной монеты на 2 млн. рублей.

Рассмотрение в совете вопроса о подушной подати и содержании армии протекало не гладко. Так, еще в ноябре 1726 г. П.А. Толстой предложил вместо ревизии недоимок, на чем настаивал верный интересам своего ведомства Меншиков, провести ревизию средств в Военной, Адмиралтейской и Камер коллегиях.

В области внешней политики члены Верховного тайного совета также столкнулись со значительными трудностями. Так, правительство Екатерины I поставило Россию на грань войны с Данией. Неосторожная политика на юге едва не привела к войне с Турцией.

Показательно, что при всех трудностях и неразрешимых проблемах, с которыми сталкивался Верховный тайный совет, его деятельность высоко оценивалась иностранными наблюдателями.

Из крупных мероприятий, осуществленных при Екатерине I, было открытие в декабре 1725 г. Академии наук. Этим мероприятиями, а также учреждением нового ордена — Александра Невского, по существу, и ограничилась внутриполитическая деятельность правительства в царствование Екатерины I.

В Верховном тайном совете происходило стремительное усиление власти А. Меншикова в связи с его неограниченным влиянием на Екатерину I. Под его давлением в августе 1726 г. появился указ, по которому все законы должны были иметь поддались или императрицы, или всех членов Совета, что зависело исключительно от князя Александра Даниловича.

Процесс оформления власти Верховного тайного совета занял весь 1726 г. Важным политическим вопросом было определение будущего наследника престола. В 1727 г., когда Екатерина незадолго до своей смерти опасно занемогла, для решения вопроса о ее преемнике во дворце собрались члены высших правительственных учреждений. Верховного тайного совета, возникшего при Екатерине, Сената, Синода, и президенты коллегий, но приглашены были на совещание и майоры гвардии. Это верховное совещание решительно предпочло внука обеим дочерям Петра.4 А.Меншиков сумел убедить Екатерину I подписать «тестамент» (завещание), по которому престол переходил Петру II. а в дальнейшем (в случае его бездетной смерти и отсутствия завещания) дочерям Петра I. По завещанию Екатерины I, Совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя; только в вопросе о порядке престолонаследия Совет не мог делать перемен. Но последний пункт завещания Екатерины I оставлен был без внимания верховниками.

В мае 1727 г. активная деятельность Верховного тайного совета была прервана смертью Екатерины I и вступлением на престол Петра II.

  1.  Изменения в Верховном тайном совете при Петре II.

С воцарением на престоле 11-летнего Петра II Верховный тайный совет  взял на себя исполнение функций регента над юным императором.

А. Меншиков стремился укрепить свое положение. Он спешит провести обручение своей дочери - Марии с юным Петром (25 мая 1727 г). От Верховного тайного совета (фактически от себя самого) он получает титул генералиссимуса.

Одновременно Меншиков ищет пути сближения со старой московской знатью (т.е. стремится укрепить союз с родовой аристократией). С этой целью в совет вводятся двое князей Долгоруких — Василий Лукич и Василий Владимирович.

Воспитателем  к Петру II А.Меншиков назначает своего близкого соратника – барона А.И.Остермана. Однако Остерман сразу же входит в контакт с противниками А.Меншикова и убеждает Петра II в том, что А.Меншиков узурпирует власть императора.

Действия А. Меншикова в мае - июле 1727 г. вызвали резкую оппозиции внутри Верховного тайного совета, в котором сменилась расстановка сил, и усилилось влияние родовой знати. Болезнь А. Меншикова в августе привела к тому, что влияние на молодого императора перехватили Долгорукие, сумевшие быстро изменить пристрастия впечатлительного Петра II. По настоянию Долгоруких Петр II подписал приказ об аресте Меншикова в связи с обвинением его в государственной измене и хищении казны.
А.Д.Меншиков был арестован 11 сентября 1727 г. и сослан в Ораниенбург, а затем в Сибирь, в г. Березов (низовья р. Оби), где он и умер в 1729 г.

К концу 1728 г. Верховный тайный совет оказался в руках Долгоруких (4 члена) и Голицыных (2 члена). Из «новой» знати сохранили свои места в Совете лишь канцлер Г.И.Головкин и вице-президент Коллегии иностранных дел I А.И.Остерман. Наиболее влиятельным членом правительства стал В. Л. Долгорукий.

Со сменой сил в Верховном тайном совете и контролем Долгоруких и Остермана  начались изменения во внутриполитическом курсе руководства России, а именно отказ от многих петровских преобразований. Столица и некоторые коллегии были перенесены в Москву, строительство армии и флота приостановлено, упразднен Преображенский приказ (его дела отныне рассматривал Верховный тайный совет) и др.

В 1727-1728 гг. была проведена новая реформа областного управления, которая лишила города прежнего самоуправления: был упразднен Главный магистрат, городовые магистраты; увеличено количество губерний в России с 14-ти до 23-х; полнота власти в них была передана в руки губернаторов и воевод.

В начале осени 1728 г. совет рассматривал вопрос о целесообразности сохранения торговых консульств в зарубежных странах, в частности, во Франции и Испании, что шло вразрез с мнением Сената. В результате было решено консульства ликвидировать. Верховники считали нужным поощрять русскую торговлю там, где имелись возможности и перспектива развития, для чего ими предпринимались серьезные меры. Так, в мае 1728 г. был издан указ о заведении особого капитала в Голландии для внешних расходов, чтобы поддержать вексельный курс и увеличить объем русского экспорта за границу. Россия ни при каких условиях стремилась не ввязываться в войны.

К осени 1727 г. стало ясно, что отстранение армии от сбора подушной подати ставит под угрозу получение казной денег, и в сентябре 1727 г.военные вновь были направлены в уезды, хотя и подчинены теперь губернаторам и воеводам; в январе 1728 г. эта мера была подтверждена новым указом совета.

В январе 1728 г. было позволено каменное строение в Москве, а в апреле уточнено, что для него требуется получение специального разрешения полиции. 3 февраля 1729 г. каменное строение было разрешено и в других городах.

Пристальное внимание уделялось контролю за доходами и расходами: указ от 11 апреля 1728 г. требовал немедленного предоставления коллегиями счетов в Ревизион-коллегию, а 9 декабря было объявлено об удержании жалованья у чиновников, виновных в задержках.

Советом были предприняты и иные шаги по оздоровлению экономики: отменены некоторые монополии, в т.ч. – на продажу соли.

В июле Доимочная канцелярия, была выведена из ведения Верховного тайного совета и переподчинена Сенату с оговоркой, что она обязана ежемесячно подавать в совет сведения о своей деятельности.

Важное значение для упорядочения управления имел изданный советом 12 сентября 1728 г. наказ губернаторам и воеводам, регламентировавший их деятельность.

8 января 1728 г. был издан указ, подтверждавший, что главным торговым портом страны является Санкт-Петербург, а 7 февраля появился указ об окончании строительства там Петропавловской крепости.

14 июня было велено от каждой губернии прислать по пять человек из офицеров и дворян для участия в работе Уложенной комиссии, но, поскольку перспектива законодательной деятельности энтузиазма, не вызвала, в ноябре это распоряжение пришлось повторить под угрозой конфискации имений. В июне 1729 г., собранных дворян распустили по домам и вместо них было велено набрать новых. В январе1729 г. вышел указ, предписывавший продолжение строительства Ладожского канала до Шлиссельбурга. Год спустя вспомнили об отмененном Екатериной штрафе за нехождение к исповеди и причастию и решили пополнить таким образом государственную казну.

3 июня1728 г. по представлению Военной коллегии и поддержке Верховного тайного совета были учреждены Инженерный корпус и минерная рота, утверждены их штаты. В декабре 1729 г. создана канцелярия лейб-гвардии Семеновского и Преображенского полков, подтвержден указ о ежегодном увольнении в отпуск одной трети офицеров и рядовых из дворян. Принимались меры по укреплению городов и острогов Уфимской и Соликамской провинций для  предосторожности от нападения башкир.

Однако, при наличии определенной тенденции к преобразованиям становится ясным то, что Верховный тайный совет при Петре II не имел определенной политической программы. Вся деятельность верховников была реакцией на конкретные социальные, политические и экономические обстоятельства, сложившиеся в стране в результате радикальных реформ Петра Великого.

Однако даже при том, что ситуация в стране была действительно критической, все реализованные верховниками меры прошли через длительный этап всестороннего обсуждения. Кроме того, - люди, оказавшиеся у власти, были опытными, хорошо информированными администраторами.  Мир и реформы, которых они добились способствовали возрождению народного хозяйства страны.

Однако долго проводить новый курс реформ членам совета не было суждено. В ночь на 19 января 1730 г. в Москве в Лефортовом дворце умер от оспы 15-летний император Петр II, внук преобразователя, не назначив себе преемника. Престолонаследие осталось без прочных законодательных норм и законных наследников. Именно со смертью юного императора и начался закат власти Верховного тайного совета в империи.

4. Упразднение Верховного тайного совета и создание Кабинета Министров Анной Иоанновной (1730 – 1740 гг.)

С кончиной Петра II Верховный тайный совет решил предложить императорскую корону 37-летней Анне Иоанновне - дочери старшего брата Петра I Ивана Алексеевича, вдове курляндского герцога Фридриха Вильгельма.

В это время из 8-и членов Совета половину составляли Долгоруковы (князья Василий Лукич, Иван Алексеевич, Василий Владимирович и Алексей Григорьевич), которых поддерживали братья Голицыны (Дмитрий и Михаил Михайловичи).

Для сохранения всей полноты власти в своих руках Верховный тайный совет выработал, предложенные князем Голицыным, условия («кондиции») приглашения на трон Анны Ивановны, которые ограничивали властные возможности новой императрицы.

Голицын сформулировал программу политического переустройства России, ее перехода от самодержавной формы правления к олигархической. Для России это был шаг вперед по пути цивилизационного развития.

Согласно разработанным кондициям Анна Иоанновна не имела права самостоятельно: «1) войны не начинать, 2) мира не заключать, 3) подданных новыми податями не отягощать, 4) в чины выше полковничья не жаловать и "к знатным делам никого не определять", а гвардии и прочим войскам быть под ведением Верховного тайного совета, 5) у шляхетства жизни, имения и чести без суда не отнимать, 6) вотчин и деревень не жаловать, 7) в придворные чины ни русских, ни иноземцев "без совету Верховного тайного совета не производить" и 8) государственные доходы в расход не употреблять...».5 Для этого требовалось согласие Верховного тайного совета. Кроме того, согласно кондициям гвардия и армия переходили в ведение Верховного тайного совета, а бюджет страны  - под его контроль.

Борьба двух партий по отношению к новому государственному устройству продолжилась. Верховники стремились убедить Анну подтвердить их новые полномочия. Сторонники самодержавия (А. И. Остерман, Феофан Прокопович, П. И. Ягужинский, А. Д. Кантемир) и широкие круги дворянства желали пересмотра подписанных в Митаве «Кондиций». Брожение происходило прежде всего от недовольства усилением узкой группы членов Верховного Тайного Совета.

Анна Ивановна, зная о политическом кризисе в управлении Российской империи, подписала предложенные ей условия царствования. При этом Россия не была готова к таким крупным переменам, что выявилось еще на этапе подготовки свадьбы Петра II, когда в столицу съехались массы дворян. Именно дворянство стало непрерывно представлять Верховному тайному совету свои проекты решения политического кризиса власти в стране. Первоначально оно предлагало расширить состав Верховного тайного совета, возвысит роль Сената,  дать обществу возможность самостоятельно выбирать руководящие учреждения страны и руководящих лиц, ограничить срок

Смысл данных проектов заключался в откровенном недовольстве деятельностью  совета, требовании обеспечить дворянству участие в управлении, расширить его права, укрепить самодержавие.

25 февраля 1730 г. на торжественном собрании в присутствии Сената и членов Верховного тайного совета депутация дворян обратилась к Анне Ивановне с петицией, - просьбой обсудить проекты нового образа правления. Дворяне просили императрицу о созыве дворянского собрания, как законодательного органа власти. Верховники были вынуждены подчиниться.

В тот же день Анне Ивановне была подана новая челобитная о принятии титула самодержицы. Анна Ивановна публично уничтожила подписанные ею ранее кондиции. Так началось правление императрицы Анны Ивановны (1730-1740). В решении Анны Иоанновны править самодержавно императрицу поддержала гвардия – Преображенский полк и кавалергарды. Позже Анна Иоанновна окружила себя  преданными и близкими людьми.

Первым решением императрицы стало упразднение 4 марта 1730 г. Верховного тайного совета и создание кабинета министров, оказавшегося под контролем фаворита Анны Иоанновны -  Э.И.Бирона.  В его состав вошли: канцлер Г.И.Головкин, вице-канцлер А. И. Остерман и действительного тайный советник, князь А.М.Черкасский. После смерти Г.И. Головкина его место последовательно занимали П.И.Ягужинский, А.П.Волынский и А.П.Бестужев-Рюмин.

Подменяя Сенат, Синод и коллегии, Кабинет оставлял за собой последнее слово в делах государственной важности (в виде апробирующей резолюции). С середины 1730-х гг. три подписи кабинет-министров были признаны равноценными подписи императрицы.

Произвол кабинет-министров покрывал фаворит императрицы обер-камергер Э.Бирон.

Существенные послабления от правительства получили дворяне. В 1730 г. были отменены пункты указа о единонаследии от 1714 г., устанавливавшие принцип наследования имения одним сыном и ограничивали право распоряжения земельной собственностью.

В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский корпус кадетов, по окончании которого дворянские отпрыски получали возможность выходить на службу в офицерских чинах. В 1736 г. сроки военной службы дворян были сокращены до 25 лет.

Однако дела в государстве вызывали осуждение даже у лиц, находившихся вблизи престола. Вхожий к кабинет-министрам президент Военной коллегии фельдмаршал Б.Х.Миних был вынужден признать, что кабинет и весь образ правления при Анне Иоанновне были несовершенны и даже вредны для государства.

Росли недоимки. Из-за постоянного дефицита бюджета правительство было вынуждено выплачивать гражданским чиновникам жалованье за некоторые годы сибирскими и китайскими товарами плохого качества. Колоссальные суммы тратились на содержание двора. Временщики безнаказанно опустошали казну.

Обложенные непомерными налогами, крестьяне лишились права на присягу императору, лишены права заниматься коммерческой деятельностью. Апогеем политики Анны Иоанновны к русскому крестьянству стал указ 1736 г., который дозволял помещикам торговать крепостными, а так же заниматься самосудом над провинившимися. Недовольство охватило все слои общества.

Отражением этого явления стало "дело" А. П. Волынского. Начав службу солдатом драгунского полка еще в начале правления Петра I, Волынский быстро продвигался в чинах и должностях и в 1738 г. получил назначение в Кабинет министров. В кружке доверенных лиц, сплотившемся вокруг Волынского, порицалась политика Анны Иоанновны и ее окружения, обсуждались планы преобразований.

В составленном заговорщиками "Генеральном проекте о поправлении внутренних государственных дел" предлагалось очистить государственный аппарат от иноземцев и дать дорогу представителям российского дворянства, восстановить руководящую роль Сената среди правительственных учреждений, усовершенствовать правовую систему в стране путем кодификации законов, в целях распространения просвещения основать университет и академии для духовенства. Во многом предложения Волынского и его "конфидентов" были прогрессивны для своего времени.

Однако все эти намерения были пресечены Бироном и Остерманом, не желавшими мириться с кабинет-министром. В 1740 г. Волынский был арестован и казнен, жестоким наказаниям подверглись и другие члены крамольного кружка. В октябре 1740 г. Анна Иоанновна умерла.

Согласно завещанию императором был провозглашен внучатый племянник Анны Иоанновны, двухмесячный младенец Иван Антонович, а регентом - герцог Э.Бирон. 8 ноября 1740 г., опираясь на отряд из 80 гвардейцев, фельдмаршал Б.Х.Миних сверг Бирона. Правительницей стала Анна Леопольдовна.

5. Учреждение Елизаветой Петровной нового высшего органа - Конференции

В качестве постоянно действующего учреждения возникла из «конференции по иностранным делам» — непериодически созываемых совещаний, собиравшихся при дворе согласно указу Елизаветы Петровны от 12 (23) декабря 1741 г. для обсуждения важнейших вопросов внешней политики. На совещании конференц-министров 14 марта 1756 г. было объявлено указание императрицы проводить такие заседания регулярно, по определённым дням и при постоянном составе участников.

Полномочия и круг вопросов, подлежавших ведению Конференции, не были чётко определены. Формально Конференция по своему значению была приравнена к Сенату и Синоду, но по указу от 5 октября 1756 г. получила право посылать им «резолюции к исполнению» в виде выписок («экстрактов») из протоколов. Центральным учреждениям Конференция посылала рескрипты (от имени императрицы) и получала в ответ реляции (снова на имя Елизаветы Петровны).

Цели и порядок работы Конференции были изложены в протоколе организационного заседания конференц-министров от 14 марта 1756 г. Органом общегосударственного значения она не стала и решала задачи специального характера, в основном относившиесяк проведению согласованной внутренней и внешней политики накануне и в ходе Семилетней войны.

Конференция состояла из «присутствия» конференц-министров и канцелярии. В «присутствие» по должности входили руководители дипломатического, военного и военно-морского ведомств, начальник Канцелярии тайных розыскных дел и генерал-прокурор Сената. Кроме них, распоряжению императрицы, членами «присутствия» были наиболее влиятельные сенаторы и (в течение первого года существования Конференции) наследник престола, великий князь Пётр Фёдорович. Секретарём Конференции и руководителем её канцелярии являлся Д. В. Волков, имевший в подчинении штат из 12 человек (секретари, протоколисты, переводчики, курьеры).

В сферу деятельности Конференции входило общее руководство дипломатическими отношениями через Коллегию иностранных дел, разработка проектов договоров, конвенций, деклараций и других документов международного характера, общее руководство вооружёнными силами России, контроль за деятельностью главнокомандующих, разработка планов военных кампаний против Пруссии, управление занятой в ходе войны Кёнигсбергской провинцией.

Именно через Конференцию проводятся в жизнь наиболее значительные проекты графа П. И. Шувалова: о «шуваловских» 12-фунтовых единорогах, о формировании Западного корпуса, о монетной реформе и создании Медного банка.

Конференция решала многие административные и кадровые вопросы, но её деятельность во внутренней политике носила избирательный характер лишь в незначительной степени ограничивала прерогативы Сената.

После воцарения императора Петра III 25 декабря 1761 (5 января 1762 г.) Конференция утратила самостоятельное значение и была упразднена императорскими указами от 20 и 28 января 1762 г. в связи с намечавшимся выходом России из Семилетней войны. Функции Конференции позднее перешли к Совету при Петре III (Императорскому Совету), унаследовавшему аппарат канцелярии Конференции и её систему делопроизводства.

6. Издание Петром III «Манифеста о даровании свободы и вольности российскому дворянству»

Вступление на престол нового императора ознаменовалось коренным поворотом в правительственной политике, которая обернулся благодеянием для большинства российских подданных.

В отдаленные места Империи были отправлены многочисленные курьеры, которые везли прощение и милость многим сосланным в прежнее царствование.

В начале 1762 года среди прочих были освобождены такие видные деятели прошлых царствований, как генерал - фельдмаршал Миних, регент и правитель России Бирон и бывший лейб-медик Елизаветы Петровны Германн  Лесток, для которых роковым оказался 1740-й год.

Будучи высшим государственным и ближайшим к престолу сословием, дворянство в течении долгого времени не было сословием привилегированным, а владение крестьянами (исключительно дворянская привилегия только с 1743 г.) было позволено дворянам только для того, чтобы сделать возможной их обязательную службу государю.

Манифест о вольности дворянства, объявленный Сенату 17 января, вышел в окончательно отредактированном виде из- под пера генерал-прокурора А.И. Глебова 18 февраля. В соответствии с манифестом дворяне обрели свободу служить или не служить на "государевой службе".

В манифесте о вольности дворянства продолжение "службы государевой" предлагалось на следующих условиях: "Все находящиеся в разных Наших службах Дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им дозволит, однако ж военные ни во время компании, ни перед начатием оной за три месяца о увольнении из службы, или отпуска просить да не дерзают, но по окончании как внутрь, так и вне Государства; состоящие в военной службе могут просить у командующих над ними о увольнении из службы или отставки, и ожидать резолюции;  состоящие во всяких Наших службах, в первых осьми классах, от Нашей Всевысочайшей конфирмации, а прочие чины получают определение по Департаментам, до которых оные принадлежат.

….Всех служащих Дворян за добропорядочную и беспорочную службу награждать при отставке по одному рангу, если в прежнем чине, с которым к отставке идет, больше года состоял, то таковых, кои от всех дел увольнения просить будут; а кои из военной в статскую службу пожелают вступить и вакансии будут, то и таковым по рассмотрении определяя, награждении чинить, если три года в ранге состоял, тоесть в том, с которым идет к статской или другой какой Нашей службе.

…Кто ж, будучи в отставке некоторое время, или после военной находятся в статской и других Наших службах, пожелает паки вступить в военную службу, таковые приняты будут, есть ли их к тому достоинствы окажутся, теми ж чинами, в каковых они состоят, с переименованием военных чинов, но старшинством младшими пред всеми теми, кои с ними, когда они из военной службы уволены, в одних рангах состояли…

… Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другия Европейския Государства, тактм давать Нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты безпрепятственно с таковым обязательством, что куда нужда востребует, то б находящиеся Дворяне вне Государства Нашего явились в своем отечестве, когда только о том учинено будет надлежащее обнародование, то всякой в таком случае повинен со всевозможной скоростью волю Нашу исполнить, под штрафом секвестра его имения".6

Таким образом, обретя свободу служить или не служить, дворяне получили такие права, которые не имели другие сословия. Если при вступлении на престол Петра III дворянские обязанности и права, лежавшие на "чашах" государственных весов, были уравновешены, то после манифеста чаша с дворянскими привилегиями перетянула: обязанностей почти не оказалось, остались одни права.

Согласно манифесту, дворяне могли поступать на службу в иностранные государства, были избавлены лично от всяких податей, телесных наказаний, не могли быть лишены гражданства, чести, имущества и жизни иначе, как по суду, где заседали равные им, и с Высочайшего утверждения.

Наконец, дворянство получило возможность, которой раньше было в большинстве своем совершенно лишено: те, кто хотел, могли оставить обязательную службу и переселиться в поместья, где, так сказать, практически заниматься своим хозяйством и крестьянами. Отныне правительство могло рассчитывать, что собственные интересы заставят землевладельцев заботится о своих крестьянах и их хозяйстве, поддерживая в них способность нести налоговое бремя. Нерадение об этом могло иметь печальные последствия для помещика, который был ответственен перед государством за податные платежи своих крестьян. Весьма немаловажно, что обретенное значительное положение и привилегии российского дворянства оказали благотворное влияние на рост самосознания российской аристократии и ее вклад в развитие культуры.

Без всякого преувеличения следует утверждать, что дарование свободы дворянскому сословию открыло новую страницу в истории России.

Иными словами, до освобождения Петром III дворян от обязательной государственной службы, исключительное право на поземельную собственность вне городов и крепостное право не являлись привилегией: право уравновешивалось обязанностью, ибо оно соответствовало служилому тяглу. Теперь же начался процесс обретения свободы, а российское общество сделало первый шаг на долгом и мучительном пути к освобождению от крепостных пут.

   В Петербурге Правительствующий сенат в полном составе отправился во дворец и по случаю подписания манифеста просил, по предложению генерал- прокурора Глебова, государева соизволения на сооружение благодарным дворянством золотой статуи императора.

Петр III благодарил сенаторов, но на предложение генерал-прокурораь отозвался так: "Сенат может дать золоту лучшее назначение, а я своим царствованием надеюсь воздвигнуть более долговечный памятник в сердцах моих подданных".

Размах реформаторской деятельности Петра III был огромен, сопоставим с великими реформами Александра II.  Неизвестно какие реформы ждали бы ещё Россию, если бы императору суждено было укрепиться на российском престоле, однако 28 июня суждено было свершиться перевороту.

7. Значение эпохи дворцовых переворотов в построении государственной системы управления.

При всей пестроте событий и лиц эпоха дворцовых переворотов характеризуется устойчивой линией управленческой политики. Именно в этот период произошло значительное расширение привилегий дворянства при одновременно еще большем закабалении крестьян. Это манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству - дворяне освобождались от обязательной государственной службы. Дворянству было возвращено право распоряжения вотчинами, которое разрешало делить свои имения между всеми детьми. Отныне все имения признавались полной собственностью своих владельцев. Сбор подушной подати с крепостных был передан их владельцам. Помещик теперь был обязан наблюдать за поведением своих крепостных.

Однако права крепостных крестьян существенно сокращались: им запрещалось поступать на военную службу без согласия помещика, запрещается приобретать недвижимые имения, вступать в откупа и подряды, заводить фабрики. Крепостные крестьяне не признавались подданными государства, а рассматривались подданными их господ. Также им запрещалось давать векселя и принимать на себя поручительства без дозволения помещика.

Вместе с тем правительство не желало разорения крепостной массы, поэтому оно обязало помещиков кормить своих крестьян в неурожайные годы. В период политической нестабильности, чтобы укрепить социальную базу своего режима, царствующие особы шли на уступки дворянскому сословию, а участь крестьян, в особенности крепостных, оставалась такой же тяжелой, как и прежде.

В середине XVIII в. появляются первые симптомы разложения феодально-крепостнических порядков, начала становления капитализма. Появляются первые капиталистические мануфактуры, основателями которых выступают преимущественно частные лица. При этом начинает использоваться вольнонаемный труд.

Основной тенденцией развития является дальнейшая концентрация и бюрократизация власти. Изменяется роль Сената. При Екатерине созданный ей Верховный тайный совет фактически руководил деятельностью Сената. Считалось, что это более гибкий орган управления, «чисто абсолютистский»; таким образом, возникает особый, независимый от других учреждений, центр управления при монархе, имевший реальную власть. Его создание отвечало задаче сосредоточения власти в руках абсолютного монарха. Однако затем при правлении Анны последовало упразднение совета и восстановлении Правительствующего Сената на том же уровне, что и при Петре Великом. Однако созданный при императрице кабинет, по сути, являлся преемником Верховного тайного совета. В ведомство Сената были переданы Коллегия экономии (в дальнейшем при правлении Елизаветы она была возвращена назад), приказы Дворцовый и Казенный.

Следует также отметить дальнейшее процветание фаворитизма. У власти фактически часто оказывались люди, наиболее приближенные ко двору, не имевшие на это никакого права, порой бездарно воздействуя на решения и указы царствующих особ. У престола оказывались правители, которые в лучшем случае были бездарны, а в худшем случае совершенно далеки от политики. Именно поэтому в это время процветает фаворитизм, власть сосредотачивается в руках более влиятельных лиц, приближенных к монарху, на протяжении этих лет наблюдалось усиление борьбы между различными дворцовыми группировками.

Заключение

Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы.

В то же время, конкретная политика каждого из монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы, создавали условия для более ускоренного развития и новым прорывам во внешней политике, которые произойдут при Екатерине II.

При дворцовых переворотах и смене правителей сущность абсолютной монархии не менялась. Одной из основных причин переворотов являлись противоречия в среде господствовавших группировок дворян. Дворянство являлось социальной опорой абсолютной монархии, поддерживало самодержавие в борьбе со старой аристократической знатью.

Во второй четверти XVIII в. господствует тенденция к укреплению абсолютизма. Но вместе с этим проявилось и стремление группы представителей высшей знати ограничить права императрицы в свою пользу. Так действовали «верховники». Эти попытки не нашли поддержки среди массы дворян. При неограниченной монархической форме власти государственный аппарат менялся. Со времени Екатерины I и до конца правления Елизаветы несколько раз изменялись высшие органы власти, центральные и местные учреждения. Во властных структурах государства имела огромное значение личность абсолютного монарха.

Поскольку императрицы (некоторое исключение представляла Елизавета Петровна) или возведенные на престол дети были слабыми личностями, то за них правили фавориты или приближенные из старой или новой знати. Вследствие частых смен лиц, стоявших во главе государства, высшая власть слабела.

Государство этого времени вошло в историю как полицейское. Появилась профессиональная полиция. Государственные органы власти вмешивались во все стороны жизни общества, все регламентировалось. Усилились централизация и бюрократизация всей системы государственного управления. Все больше проявлялась сословно-социальная ориентация политики правительства в формировании бюрократии.

Издаваемые царские указы, вся управленческая система в эти годы носили продворянский характер. Основные задачи государственного управления решались в интересах дворянства, обеспечивали расширение его прав и привилегий. Дворянам отменили служебные повинности, введенные в начале XVIII в.

Законодательская и управленческая деятельность преемников Петра I была направлена на усиление крепостнической системы. Помещикам давалось право самим определять меру и способ наказания крестьян за «побег» и «продерзости», ссылать их в Сибирь на поселение.

«Бироновщина», засилье иностранцев в органах власти и управления были ликвидированы с воцарением Елизаветы Петровны.

Социально-экономические и политические условия развития России 20—60-х гг. XVIII в. требовали преобразований в области властных структур и их совершенствования. Но при довольно быстрых заменах властителей не могли продолжаться крупные реформы петровского времени.

Стране нужна была крепкая власть, которая бы обеспечила экономическую и политическую стабилизацию, способствовала бы прогрессу во внутренней и внешней политике.

Список источников и литературы

  1.  Анисимов, Е.В. Россия без Петра. // Е.В.Анисимов. - СПб.,1994.
  2.  Анисимов Е. В. Пётр II // Е.В.Анисимов. - Вопросы истории. — 1994. — № 8.
  3.  Анисимов Е. В. Анна Иоановна, // Е.В.Анисимов. — М.: Молодая гвардия, 2004
  4.  Безвременье и временщики: Воспоминания об эпохе “дворцовых переворотов 1720-1760-е гг.”. -  М.,1991.
  5.  Голицын Ф.Н. Записки князя Федора Николаевича Голицына //Ф.Н.Голицын. - М., 1998.
  6.  Гордин, Я.И Меж рабством и свободой.19 января-25 февраля 1730 г.// Я.И.Гордин. – СПб., 1994.
  7.  Дмитриев С. Д. Пётр II. Осиротевшее царство. Фаворит и опала. Божья воля. // С.Д.Дмитриев. — М.: АСТ, 2006.
  8.  Заичкин И. А., Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. // И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев.— М.: Мысль, 1994.
  9.  Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: Биографические  очерки. – Челябинск: «Урал», 1994. – 464с.
  10.  Исаев, И.А. История государства и права России/И.А.Исаев. -  М.: Юристъ, 2001. – 768с.
  11.  Исторический архив. Научно-публицистический журнал № 4 от 2012 г.
  12.  История России. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. -  Екатеринбург, 1993.
  13.  Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа) //А.Б.Каменский. - М., 1999.
  14.  Ключевский, В.О. Исторические портреты // В.О.Ключевский. -  М., изд-во “Правда”, 1990 г.
  15.  Курукин И. Бирон // И.Курукин. — М., 2006.
  16.  Левин Л. И. Российский генералиссимус герцог Антон Ульрих (История «Брауншвейгского семейства в России»). //Л.И.Левин. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2000
  17.  Майкл Х. Харт 100 великих людей / Майкл Х. Харт. – М.: Вече, 1998. – 544 с.
  18.  Милов, Л.В. История России с начала XVIII до конца XIX века /Л.В.Милов, П.Н.Зырянов, А.Н.Боханов. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 544с., ил.
  19.  Павленко Н.И. Птенцы гнезда петрова //Н.И.Павленко. - М., 1994.
  20.  Павленко Н.И. Страсти у трона // Н.И.Павленко. - М., 1996.
  21.  Павленко Н. И. Пётр II. // Н.И.Павленко. — М.: Молодая гвардия, 2006.
  22.  Россия и Романовы: Россия под скипетром Романовых. Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год. — М.: Россия; Ростов-на-Дону: Танаис, 1992.
  23.  Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций // Л.И.Семенникова. - М.: Интерпракс, 1994.
  24.  Соловьев, С.М.  Чтения и рассказы по истории России /С.М.Соловьев. – М.: Правда, 1989. – 768с.
  25.  Томсинов В. А. Междуцарствие 1730 года в России и восшествие Анны Иоанновны на императорский престол. Законодательство императрицы Анны Иоанновны / В. А. Томсинов.  - М.: Зерцало, 2009. 
  26.  Шерих, Д. Петербург. 300 лет день за днем /Д.Шерих. – М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «МиМ-Дельта», 2003. – 412 с.
  27.  Шмурло Е.Ф. История России. - М., 1997.
  28.  100 великих заговоров и переворотов. – М.: Вече, 2006. – 480 с.
  29.  http://society.polbu.ru – [Игнатов, В.Г. История государственного управления России]
  30.  http://ria.ru – [День воинской славы России. Справка]
  31.  http://www.spbdnevnik.ru – Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина

Приложение № 1

О даровании вольности дворянству

МАНИФЕСТ  О ДАРОВАНИИ ВОЛЬНОСТИ РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ

18 февраля 1762 г.

Безсмертные славы премудрый монарх, любезный государь дед наш, Петр Великий и император всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сносить единственно для благополучия и пользы отечества своего, возводя Россию к совершенному познанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа, но и большая часть света неложный свидетель.

Но как к возстановлению сего нужно было в наипервых, яко главный в государстве член, благородное дворянство, приучить и показать, сколь есть велики преимущества просвещенных держав в благоденствии рода человеческого против безчисленных народов, погруженных в глубине невежеств; то по сему в тогдашнее ж время самая крайность настояла российскому дворянству, оказывая отличные свои к ним знаки милости, повелел вступить в военные и гражданские службы и сверх того обучать благородное юношество не только разным свободным наукам, но и многим полезным художествам, посылая оных в европейские государства и для того ж самого учреждая и внутрь России разные училища, дабы с наивящшею поспешностью достигнуть желаемого плода.

Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале частик казались тягостными и несносными для дворянства, лишаться покоя, отлучаться домов, продолжать против воли своей самим военную и другие службы, и детей своих в оных записывать, от которой некоторые укрывались, подвергая себя за то не только штрафам, но и лишались имений своих, как нерадивые о своем и потомков своих добре.

Упомянутому ж установлению, хотя оное в начале несколько и с принуждением сопряжено было, но весьма полезное, последовали все со времени Петра Великого владеющие российским престолом, а особливо любезная наша тетка, блаженной памяти государыня императрица Елисавета Петровна, подражая делам государя, родителя своего, знание политических дел и разные науки распространила и умножила под своим покровительством в Российской державе; но что ж из всего того произошло, мы с удовольствием нашим видим, и всяк истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того неисчетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый разсудок, полезное знание и прилежность к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих и годных людей к делу, одним словом заключить, благородные мысли вкоренили в сердцах истинных России патриотов безпредельную к ним верность и любовь, великое усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была.

И тако мы, в разсуждении упомянутых обстоятельств, по данной нам от всевышнего власти, из высочайшей нашей императорской милости, отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству вольность и свободу, кои могут службу продолжать, как в нашей империи, так и в прочих европейских союзных нам державах, на основании следующего узаконения:

1) Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы, или абшида просить да не дерзают, но по окончании как внутрь, так и вне государства; состоящие в военной службе могут просить у командующих над ними об увольнении из службы или отставки, и ожидать резолюции; состоящие во всяких наших службах, в первых осьми классах, от нашей всевысочайшей конфирмации, а прочие чины получают определение по департаментам, до которых оные принадлежат.

2) Всех служащих дворян за благопорядочную и беспорочную нам службу наградить при отставке по одному рангу, если в прежнем чине, с которым в отставке вдет, больше года состоял, и то таковых, кои от всех дел увольнения просить будут; а кои из военной в статскую службу пожелают вступить и ваканции будут, то и таковым по разсмотрении определяя, награждения чинить, если три года в одном ранге состоял, то есть в том, с которым идет к статской или другой какой нашей службе.

3) Кто ж, будучи в отставке, некоторое время или после военной, находясь в статской и других наших службах, пожелает паки вступить в военную службу, таковые приняты будут, естьли их к тому достоинства окажутся, теми же чинами, в каковых они состоят, с переименованием военных чинов, но старшинством младшими пред всеми теми, кои с ними, когда они из военной службы уволены, в одних рангах состояли; есть ли ж таковые все уже повышены будут, то может и определяющийся в военную службу старшинство получить с того дня, как определится; сие для того постановляем, дабы служащие перед неслужащими выгоду и пользу имели, равным образом кто, будучи и от статской службы отставлен, и потом из отставки пожелает в статскую ж и другие службы, кроме военной, а по его годности принять будет можно, то поступать по сему ж артикулу, исключая одно переименование.

4) Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в свое отечество, когда только о том учинено будет надлежащее обнародование, то всякий в таком случае повинен со всевозможною скоростию волю нашу исполнить под штрафом секвестра его имения.

5) Продолжающие службу, кроме нашей, у прочих европейских государей российские дворяне могут, возвратясь в отечество свое, по желаниям и способности вступить на ваканции в нашу службу; находящиеся в службах коронованных глав теми ж чинами, на которые патенты объявят, а служащие у прочих владетелей с понижением чинов, как о том прежнее узаконение установлено, и по которому ныне исполняется.

6) А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ниже к каким-либо земским делам от наших учрежденных правительств употребится, разве особливая надобность потребует, но то не инаково, как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет, то ж и смоленское шляхетство; напротив того, в Петербурге и в Москве определено указом еще государя императора Петра Первого при Сенате и оного Конторе, по нескольку человек из отставных дворян, для всяких случающихся надобностей; то мы высочайше повелеваем отныне впредь всегда погодно с переменою быть при Сенате по 30, а при конторе оного по 20 человек, для чего герольдии ежегодно по пропорции живущих в губерниях, а не в службах находящихся дворян и наряд чинить, однако ж не назначивая никого поименно, но самим дворянам в губерниях и провинциях меж собой выборы чинить, объявляя только, кто выбран будет, в канцеляриях, дабы оные могли о том в герольдию рапортовать, а выбранным высылку учинить.

7) Хотя сим нашим всемилостивейшим узаконением все благородные российские дворяне, исключая однодворцов, навсегда вольностию пользоваться будут, то наше к ним отеческое попечение еще далее простирается, и о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, где кому выгоднее и способнее, причем от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, внутрь ли нашего государства, в учрежденных на иждивении нашем разных училищах, или в прочих европейских державах, или в домах своих через искусных И знающих учителей, буде достаток имения родителям то сделать дозволит; однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом; того для повелеваем всем тем дворянам, за коими не более 1000 душ крестьян, объявлять детей своих прямо в нашем Шляхетском кадетском корпусе, ще они всему тому, что к знанию благородного дворянства принадлежит, с наиприлежнейшим рачением обучаемы будут, а по изучении всякой по его достоинству с награждением чинов выпустится, и потом может всякий вступить и продолжать службу по вышепомянутому.

8) Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян, в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставливать, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы.

9) Но как мы сие наше всемилостивейшее учреждение всему благородному дворянству, на вечные времена фундаментальным и непременным правилом узаконяем, то в заключение сего, мы нашим императорским словом, наиторжественнейшим образом утверждаем, навсегда сие свято и ненарушимо содержать в постановленной силе и преимуществах и нижепоследующие по нас законные наши наследники в отмену сего в чем-либо поступить могут, ибо сохранение сего нашего узаконения будет им непоколебимым утверждением самодержавного всероссийского престола; напротиву ж того мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничтожать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XV. № 11444.

Приложение № 2

"Кондиции", подписанные Анной Иоанновной в 1730 г.

Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. - Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

1 Ключевский, В.О.  Русская история. Полный курс лекций //В.О.Ключевский – [http://lib.rus.ec/b]

2 Ключевский, В.О.  Русская история. Полный курс лекций //В.О.Ключевский– [http://lib.rus.ec/b]

3 Ключевский, В.О.  Русская история. Полный курс лекций //В.О.Ключевский– [http://lib.rus.ec/b]

4 Ключевский, В.О.  Русская история. Полный курс лекций //В.О.Ключевский– [http://lib.rus.ec/b]

5 Ключевский, В.О.  Русская история. Полный курс лекций //В.О.Ключевский– [http://lib.rus.ec/b]

6Манифест о даровании вольности российскому дворянству – [ http://hrono.info];



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3267. Эпоха дворцовых переворотов. Социально-экономическое и политическое развитие России в период с 1725 по 1762 годах 23.07 KB
  Со смерти Петра I в России началась эпоха получившая название дворцовых переворотов. Правление Екатерины I и Петра II Петр скончался после продолжительной болезни 28 января 1725 г. После его смерти лица из ближайшего его окружения возвели на российский престол жену Петра Великого – Екатерину I. В ходе очередного дворцового переворота на русский престол благодаря помощи гвардии была возведена дочь Петра I– Елизавета Петровна.
3312. Дворцовые перевороты. 1725-1762 года 19.95 KB
  Эпоха дворцовых переворотов Ключевский Историей этой эпохи как и эпохой Петра занимались десятки историков. Самый известный специалист по этой эпохе сейчас Евгений Анисимов в Петербурге до него много писал Натан Эйдельман От Петра I до Екатерины II. Реформы Петра = стабилизация страны.
9264. Особенности процесса формирования системы комплексного управления качеством на японских фирмах 19.02 KB
  Комплексное управление качеством базируется на следующих основных положениях: качество нельзя обеспечить путем проверки то есть с помощью функции технического контроля; оно должно быть заложено в изделие причем с первых этапов его концептуальной разработки; лишь 1520 проблем связанных с...
17633. Анализ системы управления земельными ресурсами на различных уровнях управления 221.29 KB
  Сущность информационного обеспечения управления земельными Ресурсами. Роль мониторинга земель в управлении земельными ресурсами. Анализ системы управления земельными ресурсами на различных уровнях Управления. Анализ объекта и субъекта управления земельными ресурсами в Российской Федерации.
18928. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ (на примере «ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия») 140.07 KB
  Правовой статус Пенсионного фонда и основные показатели деятельности его структурного подразделения . Пенсионный фонд - важное звено финансовой системы государства при этом он имеет ряд особенностей: фонд создан органами власти и управления и имеет строгую целевую направленность денежные...
10021. Анализ деятельности менеджера, рассмотрение процесса принятия решений, конфликтов, структуры управления 46 KB
  Организация деятельности людей в целях придания ей эффективной производительной силы; использование человеческих возможностей для достижения стратегических целей организации; управление социально-экономическими процессами на уровне организации. Менеджер профессионал в области управления предприятием знающий основы управления обладающий навыками и умениями организации профессиональной деятельности группы...
16329. Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов п. 8.53 KB
  Москва Россия Модернизация денежно-кредитной политики Банка России В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов подготовленной Банком России указывается что политика валютного курса Банка России в 2010-2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при...
16860. Оценка влияния технологических изменений на динамику экономической системы Хабаровского края 63.35 KB
  В данном исследовании для указанных целей используется однородная производственная функция с постоянной эластичностью замещения предложенная Brown De Cni 19631: 1 где Q – величина выпуска ВДС K – размер используемого капитала L – трудовые ресурсы v – степень однородности функции – эффективность используемой технологии γ – параметр интенсивности труда. Из условия максимизации прибыли первого порядка равенства предельной нормы замещения отношению цен капитала r и труда w выводится функция спроса на факторы...
3576. Анализ системы управления ТБО в г. Коврове 1.52 MB
  Иерархия управления отходами основывается на трех принципах: утилизация, вторичное использование и переработка, что лежит в основе классификации разрабатываемых стратегий по сокращению до минимума отходов. Однако, такой принцип классификации до сих пор остается краеугольным камнем в данном вопросе
20340. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 338.39 KB
  Совершенствование системы управления, а также сегодняшняя практика управления в современных условиях указывают на острую проблему потребности в исследовательском подходе как к управлению, предприятием, так и его совершенствования и развития.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.