Специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики

В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены особенности налоговой системы Беларуси; проведен анализ субъектов и объектов налоговых отношений; описаны направления совершенствования механизма взимания налогов и сборов.

2015-11-02

216.63 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 36 стр., 3 табл., 4 рис., 19 ист.

налоговые органы, налоговая система, субъекты налогообложения, объекты налогообложения, налоги

Предмет курсовой работы - специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики.

Объект – налоговая система как важнейший инструмент экономической политики государства.

Цель работы – анализ налоговой системы государства как инструмента финансовой политики.

При выполнении работы использованы методы: метод анализа, метод дедукции, метод индукции, метод синтеза, метод сравнения, табличный метод.

В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены особенности налоговой системы Беларуси; проведен анализ субъектов и объектов налоговых отношений; описаны направления совершенствования механизма взимания налогов и сборов.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются  ссылками на их авторов.


СОДЕРЖАНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

[3]
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Беларуси

[4]
3 Виды налогов и сборов, действующих на территории Республики Беларусь

[5]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Налоги — одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношение государства и налогоплательщиков. Являясь обязательными платежами в государственную казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии и взаимосвязи с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития.

Налоговая политика – это совокупность следующих установленных в государстве существенных условий налогообложения: принципы налогообложения; порядок установления и введения налогов; система налогов; порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; способы защиты прав и интересов налоговых отношений. Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов – элемент налоговой системы.

Республика Беларусь находится на очень важном и в то же время очень сложном этапе развития. Ведь согласно оценкам международных экспертов, национальная система налогообложения в 2011 году признана одной из самых сложных (156 место) среди 183 стран [1], что несомненно требует исследования ее проблем и выявления направлений совершенствования. Очень важно в настоящий момент взять правильное направление развития национальной экономики. И так как налоговая политика является далеко не маловажной составляющей государственной политики, а во многом и основополагающей для государства, то именно эта отрасль государственной политики стала объектом изучения в данной работе. Ведь изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство может в известных пределах стимулировать или сдерживать экономическое развитие.

В Республике Беларусь существует достаточно развитая законодательная база в области налогообложения, позволяющая эффективно проводить фискальную политику государства. Более того, за последние годы в системе налогообложения произошли значительные позитивные изменения, однако для эффективного проведения рыночных преобразований в Беларуси этого недостаточно, что объясняет несомненную актуальность курсовой работы.

Цель курсовой работы – анализ налоговой системы государства как инструмента финансовой политики.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- осветить сущность и особенности налоговой системы в Беларуси;

- охарактеризовать субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь;

- описать виды налогов и сборов, действующих на территории Беларуси.

Предмет курсовой работы – специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики.

Объект курсовой работы – налоговая система как важнейший инструмент экономической политики государства.

В ходе написания курсовой работы будут использованы следующие научные методы: метод анализа, метод дедукции, метод индукции, графический метод, метод синтеза, метод сравнения, табличный метод.

Тема курсовой работы широко раскрывается в научной литературе. Источниками написания данной работы выступили монографии различных зарубежных и белорусских авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, материалы, размещенные в сети Интернет.


1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

Налоги – это  объективная экономическая категория, отражающая денежные отношения между государственной властью, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, и прежде всего национального дохода, в целях обеспечения реализации государственных функций. Налоговая теория - это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налогам присуще общественное содержание и материальная основа. Общественное их содержание проявляется в том, что налоги выступают частью единого процесса воспроизводства. Материальная основа налогов проявляется в финансовых ресурсах, мобилизуемых государством у налогоплательщиков [2, c. 27].

Таблица 1.1 – Теории налогов и их краткая характеристика

Название

Период

Краткая характеристика

Теория обмена

Средние века

Возмездный характер налогообложения (уплачивая налоги, граждане получают блага у государства в виде охраны, поддерживания порядка и др.)

Атомистическая теория

Эпоха Просвещения

Граждане должны поделиться с государством своими доходами, так как последнее обеспечивает защиту жизни и имущества подданных

Теория страхования

Первая половина 19 в.

Налоги рассматриваются в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска

Классическая теория

18-19 вв.

Налоги должны покрывать затраты по содержанию правительства, другая роль налогам не отводится

Теория наслаждения

Первая половина 19 в.

Обратная позиция теории обмена. Наслаждение – это блага, предоставляемые государством общему, за что население должно платить налоги

Теория общественных потребностей

19-20 вв.

Поскольку существуют общественные потребности (будь то образование, оборона), то обязанностью населения является возмещение расходов посредством налоговых изъятий

Кейнсианская теория

Первая половина 20 в.

Налоги рассматриваются не только как способ изъятия средств государством, но как инструмент регулирования экономических отношений

Неоклассическая теория

Первая половина 20 в.

Теория связана с поиском методов снижения инфляции: тем корпорациям и группам населения, которые формируют потребительский спрос, предоставляются налоговые льготы

Теория экономики предложения

Начало 80-х гг. 20 в.

Снижение налогов и предоставление налоговых льгот с целью развития предпринимательтской инициативы, активизации инвестиций, обновления и расширения производства

Примечание – Источник: собственная разработка.

Фискальная функция состоит в том, что с ее помощью посредством
взимания (уплаты) устанавливаемых государством налогов и налоговых
платежей образуются централизованные денежные фонды, являющиеся материальным условием существования государства и осуществления им
своей внутренней и внешней политики.

Распределительная или социальная функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Происходит передача средств более слабым и незащищенным слоям граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные ряды населения.

Влияние на структуру национальной экономики и на экономическое поведение людей представляет регулирующую функцию налогов, выражаемую в налоговой политике государства. При регулировании используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания и пот-
ребления. Данная функция налогов включает в себя стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции [3,
c. 51].

Стимулирующая подфункция сосредоточена на содействии развитию тех или иных экономических процессов. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций. С этой
целью предоставляются различного рода льготы по уплате корпоративного налога, а также налога с прибыли в зависимости от осуществления корпорациями той или иной деятельности. Так проявляется функция стимулирования налогов.

Дестимулирующая подфункция состоит в установлении через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо сфер. Примером может служить протекционистская политика, проявляемая через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и так далее.

Контрольная функция налогообложения направлена на осуществление государством контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций и граждан, расходов и источников доходов через налоги [4, c. 37].

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается проверка различных видов деятельности и финансовых потоков. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Помимо вышеперечисленных функций, выделяют также поощрительную функцию налогов. Она отражается в признании государством необходимых заслуг определенных категорий граждан перед обществом.

Налоговая система представляет собой перечень всех действующих в пределах территории страны налогов и налоговых сборов. Данный перечень предполагает указание плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета. Также в состав налоговой системы входит законодательство, регулирующее порядок исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей, и государственная налоговая служба.

Классификация налогов по признакам:

- в зависимости от способа изъятия: прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные; прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на недвижимость); косвенные - устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу (например, НДС);

- в зависимости от уровня органов управления: государственные (республиканские) и местные налоги; государственные (республиканские) - это налоги, которые разрабатывает правительство, а утверждает, отменяет законодательный орган; местные налоги устанавливаются как правительством, так и местными органами, но вводятся в действие решением местной власти;

-  в зависимости от роли налогов в процессе бюджетного регулирования: закрепленные и регулирующие налоги; закрепленными называют такие налоги, которые на длительный период закреплены в качестве доходного источника конкретного уровня бюджета (республиканский или местный бюджет); регулирующими являются те налоги, посредством которых достигается выравнивание нижестоящих бюджетов;

-  в зависимости от порядка использования: общие и специальные (целевые) налоги; общие налоги не закрепляются за каким-либо конкретным видом расходов; специальные налоги имеют целевое назначение (например, инновационный фонд);

-  в зависимости от источника уплаты налогов: налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами, инновационный фонд, фонд социальной защиты населения); налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (НДС, единый платеж в республиканский бюджет, акциз); налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль, местные налоги) [5, c. 31].

Построение налогов по элементам: плательщик (субъект налога), налоговая база (объект налога), налоговая ставка, налоговые льготы, сроки подачи деклараций и уплаты налогов, меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также органы с их компетенцией и управлением в отношении налогообложения.

Основным регулирующим инструментом налоговой системы является налоговый механизм, представляющий совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и т. д.)

Принципы налогообложения - это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных условиях экономики страны.

Система принципов налогообложения включает в себя:

—  классические принципы, впервые сформулированы Адамом Смитом
в 1776 году в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов»:
равномерность (справедливость); определенность; удобство; экономность;
принцип эффективности;

—  экономические принципы, сформулированные в послевоенный пе-
риод видным экономистом Германии - государственным деятелем, канц-
лером страны Людвигом Эрхардом: минимизация налогов и затрат на их
взимание; справедливое распределение доходов; максимальное уважение
человека; гарантированное соблюдение коммерческой тайны; невмеша-
тельство налогов в развитие конкуренции и изменение чьих-либо шансов;
соответствие налогов структурной политике государства; исключение
двойного налогообложения; соответствие величины налогов размеру государственных услуг;

—  правовые принципы: равенство налогового бремени; установление
налогов законами; отрицание обратной силы налоговых законов; приори-
тет налогового закона; наличие всех элементов налога; сочетание интере-
сов государства и обязанных субъектов.

В современной отечественной экономической литературе налоговую систему принято определять как совокупность [6, c. 40]:

- налогов и сборов, взимаемых государством;

- принципов, форм и методов их установления;

- регулирующих законодательных актов;

- форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы [7, c. 17]:

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- виды налогов или система налогов, классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;

- порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;

- налоговые органы;

- права и обязанности налогоплательщиков;

- права и обязанности налоговых органов;

- ответственность участников налоговых отношений;

- защита прав и интересов налогоплательщиков;

- налоговое законодательство.

Для всех современных государств независимо от их устройства общим правилом является прерогатива органов представительской власти на установление и введение в действие налогов. Делается это посредством законом или иных законодательных актов.

В Республике Беларусь ориентированная на рынок система налогообложения была введена в действие с начала 1992 г. По сравнению с советским периодом она была действительно новой и рыночно ориентированной, во всяком случае для достигнутой стадии трансформации экономики. Строилась она исходя из двух главных соображений: необходимо было, во-первых, с учетом предстоящего объема расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить хотя бы на прежнем уровне налоговые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы и, во-вторых, обеспечить сопоставимость национальной балансовой системы и зарубежных моделей налогообложения, приемлемых для изменившейся политической и экономической обстановки.

Введенная в действие налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

В 1996 г. была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы страны в 1997—1998 гг., в соответствии с которой были изменены подходы к преобразованиям в налоговой сфере. Главными ориентирами служили те классические принципы построения налоговых систем, которые неукоснительно применяются во всех развитых странах и являются своеобразными критериями качества, конечно, в увязке с реальными целями социально-экономического развития республики.

В результате всех проведенных преобразований в республике к началу 2001 г. сформировались новый состав и структура налоговой системы (рисунок 1.1). 

В дальнейшем основные этапы реформирования налоговой системы страны по времени совпали с реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь  на 2001-2005 и 2006-2010 годы.

С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Особенная часть), которой определен порядок исчисления и уплаты всех налогов, сборов и специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) [8]. По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее - НК), что, по мнению специалистов, создает для плательщиков более прозрачные условия ведения бизнеса, а доступное изложение норм исключает необходимость дополнительных разъяснений и толкований вопросов налогообложения Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Рисунок 1.1 – Группировка налогов, сборов и отчислений по состоянию на 01.01.2001г.

Примечание – Источник: [9, с. 688].

В 20012009 гг. налоговая система совершенствовалась по следующим направлениям:

- ориентация структуры налогов на прямое налогообложение;

- проведение работы по сокращению количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды;

- объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу;

- выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков

За этот период произошли значительные перемены в отечественной налоговой системе, но наиболее радикальные изменения имели место в 2010-2011гг. Так, в 2010 году были отменены четыре налоговых платежа: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автомобильных транспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку автотранспортных средств.

Реализованные за 2011 год мероприятия в области налоговой политики Республики Беларуси направлены на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь (таблица 1.2)

Таблица 1.2 - Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году

2010 год

2011 год

Сбор на развитие территорий

3 %

отмена

Налог на услуги

5 %

отмена

Экологический налог:

- за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

- за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

- за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более % летучих органических соединений.

в твердых суммах в зависимости от объекта налогообложения

отмена

Подача налоговой декларации по налогу на прибыль

месячная или квартальная

годовая

Авансовые платежи по НДС и акцизам

до 6 раз в месяц

отмена

Периодичность уплаты НДС

ежемесячно или ежеквартально в зависимости от размера выручки

ежемесячно или ежеквартально по выбору плательщика

Налоговая нагрузка, в % к ВВП

25,2

24,6

Высвободившиеся денежные средства организаций (оценка), млрд. рублей

721,2

Примечание – Источник: [10]

Предпринятые меры позволили снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП. В распоряжении предприятий осталось более 700 млрд. рублей, которые стали дополнительными инвестициями и оборотными средствами в экономике [11].

В 2011 году были сняты ограничения на применение инвестиционных льгот по основным налогам (налогу на прибыль и НДС):

- прибыль, направляемая на капитальные вложения, освобождается от налогообложения по факту инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходило до 2011 года. Действие этой льготы распространено и на займы, которые белорусские организации получают от нерезидентов, что создает более благоприятные условия для притока иностранного капитала в страну, который гарантированно будет использован на создание производственной базы – основы для дальнейшего экономического роста;

- плательщики принимают к вычету «входной» НДС, уплаченный при капитальных вложениях. С 2011 года такие налоговые вычеты предоставляются плательщикам без учета фактических оборотов по реализации в размере 1/12, т.е. в течение одного финансового года. В последующие годы планируется свести такой зачет к минимуму. Это увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционных проектов.

С 2011  года  улучшилось налоговое администрирование:

- по налогу на прибыль декларации подаются один раз в год с ежеквартальной уплатой налога авансовыми платежами. Это упростило ведение налогового учета на предприятиях, поскольку окончательный расчет осуществляется по итогам года.

- нет «авансовых» платежей по НДС и акцизам. При этом сроки уплаты НДС – месяц или квартал плательщик определяет самостоятельно (без привязки к размеру выручки, как это происходило до 2011 года). В результате сократилось количество платежей по НДС с 72-х до 4-12 в год  [12, с. 7].

Предпринятые меры позволили снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП. В распоряжении предприятий осталось более 700 млрд. рублей, которые стали дополнительными инвестициями и оборотными средствами в экономике.

Таким образом, налоги способны выполнять большую роль в конструировании будущей экономической ситуации. Манипулируя их видами и ставками, представляется возможным способствовать длительно устойчивому развитию экономики. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потреб-
ностям и запросам государства. В современных условиях значение и роль налогов выходят далеко за пределы обеспечения государственных органов финансовыми ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в объеме ВНП. Налоги выступают в роли одного из рычагов регулирования активности экономических субъектов и многостороннего воздействия на процесс воспроизводства.

Подводя более чем 20-летнего развития   налоговой   системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем этапе она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов.


2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Беларуси

К субъектам налоговых отношений можно отнести налоговые органы, плательщиков.

Главной задачей налоговых органов Республики Беларусь является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством, органами государственной власти республики, областей, городов, районов в пределах их компетенции, а также учет налогоплательщиков; учет поступлений налогов; анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам; информирование органов власти о поступлении налогов; совершенствование функционирования системы налогообложения; информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения [13, c. 64].

Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением законодательства. В данном случае независимость понимается прежде всего как независимость от местных органов власти и управления. Праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законодательством. Налоговые инспекции должны исполнять только те решения и постановления местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять и отменять решения налоговых органов, давать им руководящие указания.

Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом и иными законодательными актами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. Осуществляя свою деятельность, налоговые органы тесно взаимодействуют с таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, и другими государственными органами.

Инспекции МНС работают в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления, координируют свою деятельность с правоохранительными и другими контролирующими органами.

Основными задачами инспекции являются:

  •  осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и пошлин, пеней, финансовых, экономических санкций  в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;
  •  учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  •  разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
  •  осуществление функции агента валютного контроля в пределах своей компетенции;
  •  предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;
  •  осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий (далее — алкогольная продукция и табачные изделия), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий [13, c. 66].

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее – плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются:

- юридические лица Республики Беларусь;

- иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

- хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Налоговым кодексом либо Президентом Республики Беларусь.

Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

Под физическими лицами понимаются:

- граждане Республики Беларусь;

- граждане либо подданные иностранного государства;

- лица без гражданства (подданства).

 Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь.

Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь [14].

Бюджетной организацией признается организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации (далее – банк) и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения.

К бюджетным организациям не относятся организации:

- получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;

- получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.

Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.

До тех пор, пока положения части первой настоящего пункта не позволяют определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.

Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку.

Не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь время, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь:

-  в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;

- в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь, или в качестве члена семьи такого сотрудника;

- на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Республике Беларусь исключительно с этой целью или с этими целями;

- исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитное следование) [14].

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Белорусскими индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь.

Иностранными индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь.

При отсутствии страны регистрации для определения способности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности применяется право страны основного места осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

К индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения приравниваются частные нотариусы.

Плательщик имеет право:

-  получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

- представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот;

-  на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном законодательством;

-  присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

-  получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;

-  требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

- на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщики имеют также иные права, установленные актами налогового законодательства.

Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом законодательством.

Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

Плательщик обязан:

- уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

- стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных законодательством;

- вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

- представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);

- вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;

-  представлять, если иное не предусмотрено законодательством, в налоговые органы и их должностным лицам, а в части таможенных платежей – в таможенные органы и их должностным лицам документы и сведения, необходимые для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, при проведении проверок, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов. Обеспечивать должностным лицам налоговых и таможенных органов при проведении проверок либо мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений (в случае их наличия), пригодных для проведения проверки, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов;

- подписать акт или справку проверки;

- выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;

- сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

1) об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов;

2) об участии в белорусской или иностранной организации – в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;

3) о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем – о прекращении предпринимательской деятельности – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

4) об обособленных подразделениях организации – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

6) об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

7) иные сведения, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена законодательными актами, – в порядке и сроки, установленные такими законодательными актами;

-  представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

- обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

- обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, – в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, – в местах реализации;

- при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

- являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных законодательством, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

- выполнять другие обязанности, установленные актами налогового законодательства [14].

Организация или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации, через которое иностранная организация осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь, обязаны стать на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения или по месту жительства и удерживать из средств, причитающихся этой иностранной организации, налоги, сборы (пошлины), подлежащие уплате указанной иностранной организацией в соответствии с налоговым законодательством, и перечислять их в бюджет. При неудержании и (или) неперечислении или несвоевременном удержании и (или) перечислении налогов, сборов (пошлин) на постоянное представительство возлагается ответственность, установленная для плательщиков соответствующих налогов, сборов (пошлин).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами.

Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, доверительный управляющий, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые в силу актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) [14, c. 89].

Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик.

Налоговый агент обязан:

- исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

- по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин) и выдавать плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных налогах по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;

-  представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

- обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

- выполнять другие обязанности, установленные актами налогового законодательства.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый кодекс, другие законы Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.

Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.

Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

Товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством.

Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, если иное не установлено для определения таможенной стоимости товаров таможенным законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, товарный знак, функциональное назначение и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться [14].

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми, если иное не установлено для определения таможенной стоимости товаров таможенным законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, товарный знак, репутация на рынке, страна происхождения.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Идентичными работами (услугами) признаются работы (услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики.

Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав могут признаваться также иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или актами Президента Республики Беларусь.

Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.

Не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездная передача:

- имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

- имущества организации ее участнику (акционеру) в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника из состава участников организации. При этом стоимость передаваемого имущества и размер взноса (вклада) участника (акционера) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату передачи имущества и на дату внесения взноса (вклада);

- имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа;

- имущества, принадлежащего физическому лицу, другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такая передача не связана с осуществлением предпринимательской деятельности;

- жилых помещений в домах государственного жилищного фонда при их приватизации гражданами Республики Беларусь;

- имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц;

- имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, государственным организациям по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (организации);

- неиспользуемого имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц [14].

Не признаются реализацией:

- отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации;

- переход права собственности на имущество в результате наследования;

- обращение в собственность государства бесхозяйного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных;

- передача имущества в качестве взносов (вкладов) в уставные фонды организаций, которые производятся учредителями (участниками) данных организаций.

Не признается реализацией работ (услуг) безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) одним физическим лицом другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такие работы (услуги) не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

По договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, выручка от реализации (доходы) товаров (работ, услуг), имущественных прав принимается в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав, а в случаях, когда дата определения величины обязательства предшествует дате или совпадает с датой реализации (получения доходов), – в подлежащей оплате сумме в белорусских рублях.

По договорам, в которых сумма обязательства выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, выручка от реализации (доходы) товаров (работ, услуг), имущественных прав принимается на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте путем пересчета с применением официальных курсов, установленных Национальным банком Республики Беларусь на эту дату, а в случаях, когда дата определения величины обязательства предшествует дате или совпадает с датой реализации (получения доходов), – в подлежащей оплате сумме в иностранной валюте. При этом выручка (доходы) в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату реализации (получения доходов).

Под датой определения величины обязательства по договору понимается дата, на которую в соответствии с законодательством или соглашением сторон определяются подлежащая оплате сумма в белорусских рублях по обязательствам по такому договору, выраженным в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, или подлежащая оплате сумма в иностранной валюте по обязательствам, выраженным в иностранной валюте в сумме, эквивалентной сумме в иной иностранной валюте.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью Налогового кодекса или актами Президента Республики Беларусь.

Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Не признаются дивидендами:

выплаты участнику (акционеру) организации в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника (акционера) из состава участников (акционеров) организации, при приобретении организацией принадлежащей ее участнику доли (части доли) в уставном фонде этой организации или акций (части акций) этой организации у ее акционера;

выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров).


3 Виды налогов и сборов, действующих на территории Республики Беларусь

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам [14, c. 108].

Программой социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы в области бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, основными целями которого являются снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Необходимо отметить, что работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы в текущей пятилетке приобрела более активный характер. В соответствии с поручением главы государства создана рабочая группа для подготовки предложений стратегического и стимулирующего характера по упрощению налоговой системы в Республике Беларусь, обеспечению стабильности в этой области, исключению множественности документов в сфере налогообложения и снижению налогового давления на экономику.

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  •  налог на добавленную стоимость;
  •  акцизы;
  •  налог на прибыль;
  •  налоги на доходы;
  •  подоходный налог с физических лиц;
  •  экологический налог;
  •  налоги с пользователей природных ресурсов;
  •  налоги на недвижимость;
  •  земельный налог;
  •  таможенная пошлина и таможенные сборы;
  •  гербовый сбор;
  •  оффшорный сбор;
  •  консульский сбор;
  •  государственная пошлина;
  •  патентные пошлины [15, c. 3].

К местным налогам и сборам относятся:

- налог на рекламу;

- сборы с пользователей.

Проанализируем структуру налоговых поступлений в 2007-2010 годах. Данные представлены в таблице.

Таблица 3.1 - Структура налоговых поступлений в 2007-2010 годах, %

Показатель

2007

2008

2009

2010

Налоговые доходы, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Налог на прибыль

11,3

10,0

10,9

11,4

Налог на доходы

0,3

0,4

0,5

0,6

Налог на добавленную стоимость

29,6

29,3

28,3

38,3

Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг)

17,6

10,0

4,2

8,7

Акцизы

14,4

12,6

11,8

13,9

Налог на приобретение автомобильных транспортных средств

0,15

0,0

0,0

0,0

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств

0,5

0,4

0,5

0,5

Регистрационные и лицензионные сборы

0,1

0,04

0,05

0,04

Экологический налог

2,1

1,9

1,4

0,4

Таможенные сборы, пошлины (ввозные)

8,7

8,7

8,7

8,5

Таможенные пошлины (вывозные)

3,4

19,6

26,6

22,2

Прочие сборы и поступления от ВЭД

0,04

0,03

0,0

0,0

Другие налоги, сборы и иные обязательные платежи

11,8

7,1

6,7

6,8

Примечание – Источник: собственная разработка.

.

Итак, проанализируем результаты расчетов. Удельный вес налога на прибыль в 2008 году снизился на 1,3 п.п. и составил 10,0%, однако в 2009 году имело место некоторое увеличение до 10,9%, в 2010 году – до 11,4%. Удельный вес налога на доходы незначителен и колеблется от 0,3% в 2008 году до 0,5% в 2009 году и 0,6% в 2010 году. Обязательные отчисления в фонд содействия занятости и чрезвычайный налог были отменены с 1 января 2007 года. Удельный вес налога на добавленную стоимость постоянна и колеблется в диапазоне 28-30%, однако в 2010 г. произошел резкий рост удельного веса данного налога до 38,3%.

Обращает на себя внимание резкое снижение доли других налогов и сборов от выручки от реализации с 11,8% в 2007 году до 6,8% в 2010 году.

Удельный вес акцизов в 2007-2009 годах стабильно снижался, однако в 2010 году увеличился до 13,9%.

Прослеживается тенденция стабильного снижения удельного веса экологического налога (с 2,1% в 2007 году до 0,4% в 2010 году).

Доля ввозных таможенных пошлин и сборов остается практически неизменной (8,7% в 2008 году, 8,5% в 2009 году).

В 2008 резко вырос удельный вес вывозных таможенных пошлин – с 3,4% в 2007 году до 19,6% по итогам 2008 года. Удельный вес других налогов и сборов колеблется от 11,8% в 2007 году до 6,8% в 2010 году.

По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении - на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,2% (в 2010 году-29,7 % ВВП). Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет налоговых поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%).

Как видно из рисунка 3.1, формирование налоговых доходов за 2011 год в основном обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%).

Рисунок 3.1 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2010-2011гг.

Примечание – Источник: [16]

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили:

- по налогу на добавленную стоимость 26,5 трлн. руб. (прирост поступлений к 2010 году53,3%, в реальном выражении- 0,1%);

- по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении - 71,1%);

- по налогу на прибыль 8,7 трлн. руб. (прирост 55,7%, в реальном выражении -1,6%);

- по подоходному налогу 9,3 трлн. руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении -13,0%);

- по акцизам 5,6 трлн. руб. (прирост 28,7%. в реальном выражении снижение на 16,0%);

- по налогам на собственность 2,5 трлн. руб. (прирост 37,8%, в реальном выражении снижение на 10,1%).

Вышесказанное систематизируем на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Налоговые доходы консолидированного бюджета за 2010-2011гг.

Примечание – Источник: [16]

В структуре консолидированного бюджета 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений), что видно из данных рисунка 3.3.

Рисунок 3.3 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2011 год (без учета безвозмездных поступлений)

Примечание – Источник: [16]

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом: полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты - подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

Совершенно очевидно, что перспективы долгосрочного экономического роста, безусловно, связаны со снижением налогового бремени. Вместе с тем эффект от его снижения, на наш взгляд, может быть достигнут только при наличии определенных предпосылок, являющихся следствием общеэкономической ситуации. Ключевыми условиями достижения такого эффекта во всех странах мира являются преобладание частного сектора в экономике, развитая инфраструктура финансовых рынков, обеспечивающая оптимальный межотраслевой перелив капитала, необходимые объемы банковского и страхового капитала в стране, наличие эластичного рынка труда [17, c. 3].

Однако отсутствие этих и еще целого ряда предпосылок приводят к тому, что налоговая система, строящаяся на принципах либерализма, может иметь неоднозначные эффекты в странах с различными экономическими моделями.

Возможно, изменения в налоговом законодательстве, появившиеся в последние годы и запланированные на ближайшее будущее, позволят нашей стране, наконец, существенно повысить свой рейтинг в этой сфере. Так, министерство по налогам и сборам Беларуси планирует к 2015 году снизить налоговую нагрузку до 26% к валовому внутреннему продукту и  достигнуть  к этому сроку минимум 70-го места по налогообложению в рейтинге Всемирного банка Doing Business [18]

За это время весьма важно реально улучшить налоговую систему, устранить все неясности и противоречия. Поэтому, нельзя не остановиться на основных проблемах развития отечественной налоговой системы. Во-первых, система формировалась в условиях ограниченного распространения налоговых отношений, которые охватывали преимущественно физических лиц; во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались строгий учет и контроль при обложении; в-третьих, в стране отсутствовала четко разработанная налоговая политика при нестабильной экономике и высоких темпах инфляции; в-четвертых, отсутствовала собственная научная школа в области налогообложения, способная не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать экономические и социальные последствия проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий; в-пятых, сказывалась недостаточная подготовленность налогового аппарата к сложным условиям, когда происходило непрерывное изменение нормативной базы, нередко задним числом.

Основной целью налоговой политики на ближайшую перспективу является обеспечение финансовой и социальной стабильности в стране. Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

В 2012 г. будет продолжена налоговая реформа с целью закрепления положительных тенденций в области налогообложения, обеспечения дальнейшего совершенствования налогового законодательства, улучшения налогового администрирования и выравнивания условий налогообложения для плательщиков налогов, сборов (пошлин).

В перспективе основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественные налоги, таможенные платежи. Должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.

Основными мероприятиями по достижению поставленных целей в 2012-2015гг. будут:

1) завершение работы по отмене всех сборов, взимаемых из выручки, для формирования на республиканском и местных уровнях целевых бюджетных фондов;

2) снижение нагрузки на фонд заработной платы путем совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения;

3) повышение фискального значения имущественных налогов (прежде всего земельного и налога на недвижимость), которые наряду с подоходным налогом с физических лиц станут основой формирования доходной части местных бюджетов;

4) законодательное определение единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов;

5) дальнейшая унификация налогового законодательства Республики Беларусь в рамках интеграционного процесса с Российской Федерацией, согласование основных подходов налогового и таможенного регулирования и их гармонизация согласно комплексу мер по формированию единого экономического пространства России, Украины, Казахстана и Беларуси;

6) продолжение работы по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями ВТО и по упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь к вступлению во Всемирную торговую организацию;

7) формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения.

Дальнейшее совершенствование системы налогового администрирования в республике видится прежде всего в развитии информационных технологий.

В перспективе необходимы формирование баз данных на единой либо совместимых платформах, переработка форм налоговых деклараций и приложений к ним, внедрение программного продукта, позволяющего оценить, насколько отраженные плательщиками в налоговых декларациях суммы налогов соответствуют их реальным налоговым обязательствам. Работу с плательщиками в таких случаях целесообразно строить на основе предложения уплатить дополнительные суммы налогов в добровольном порядке, и лишь при невыполнении этих требований проводить проверку.

Программой деятельности Министерства по налогам и сборам на 2012 год предусмотрены модернизация и дальнейшее развитие информационной системы МНС, в рамках которой должны быть решены задачи объединения информационных ресурсов, минимизации затрат по обработке больших массивов данных, введения электронного документооборота. Реализация данного проекта позволит перевести работу с плательщиками на качественно новый, безбумажный уровень. Предоставление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде упростит процедуру исполнения налоговых обязательств, сократит издержки как плательщиков, так и налоговых органов.

Кроме того, в целях оптимизации администрирования налогов в отдельных сферах деятельности было бы целесообразно предусмотреть в структуре МНС и налоговых инспекций в областях секторы (отделы), специализирующиеся на осуществлении контроля за такими плательщиками.

Опыт России показывает, что создание специализированных инспекций для плательщиков нефтяной, газовой, алкогольной, энергетической, металлургической, машиностроительной, транспортной отраслей, связи, финансово-кредитной сферы дало возможность обеспечить наличие в одном налоговом органе информации, позволяющей:

- эффективно анализировать развитие отрасли;

- проводить сравнительный анализ производственно-экономических показателей и уровня адекватности налоговых обязательств по группам налогоплательщиков;

- более точно прогнозировать налоговые поступления по отдельным видам налогов и категориям налогоплательщиков.

Создание специализированных инспекций также позволило бы более детально изучать соответствующую отрасль и применяемую в нем терминологию, отраслевые особенности формирования финансовых результатов, вести диалог с плательщиком на профессиональном языке, что удобно для обеих сторон.

Кроме того, эффективное реформирование налоговой системы в целом связано с необходимостью проведения соответствующих научных исследований, что обусловливает целесообразность создания в республике в ближайшей перспективе научно-исследовательского института в данной сфере.

Следует подчеркнуть, что совершенствование налоговой системы должно укреплять позиции страны в конкурентной борьбе, привлекать иностранный капитал, стимулировать внутренние инвестиции и занятость, увеличивать личные доходы и потребительский спрос. Все это в конечном счете должно способствовать ускорению темпов экономического роста.

Цель налоговой реформы должна заключаться не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного обеспечения, а в том, чтобы:

- по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов уменьшить уровень налоговых изъятий;

- сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, устранить ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от уплаты налогов законными и незаконными способами);

- повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям производителей и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, процессы формирования сбережений, распределение времени между досугом и работой и т. д.).

Эти задачи требуют дальнейшего совершенствования налоговой системы, ключевыми моментами которого являются снижение налогового бремени, а также улучшение системы администрирования налогов, направленное на снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Основные направления реформирования системы налогообложения в соответствии с новым переходным этапом экономического развития национальной экономики можно определить следующим образом:

- снижение общего уровня централизации в бюджете финансовой ресурсов для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста;

- оптимизация структуры налоговой системы за счет сокращения целевых платежей, отчислений в целевые бюджетные фонды, уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции;

- реформирование системы подоходного и социального налогообложения как реального фактора улучшения благосостояния населения;

- упрощение и модернизация методик исчисления налогов, введения специальных режимов налогообложения для малого и среднего бизнеса с целью развития предпринимательства, негосударственного сектора экономики, привлечения инвестиций;

- ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики [19].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы сделаем следующие выводы.

Налоги - это объективная экономическая категория, отражающая денежные отношения между государственной властью, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, и прежде всего национального дохода, в целях обеспечения реализации государственных функций. Налоговая теория - это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества.

Налоговая система представляет собой перечень всех действующих в пределах территории страны налогов и налоговых сборов. Данный перечень предполагает указание плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета. Также в состав налоговой системы входит законодательство, регулирующее порядок исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей, и государственная налоговая служба.

Анализ показывает: налоговые системы стран с развитой рыночной экономикой, занимающие высокие места в рейтинге Всемирного банка, имеют следующие общие характерные черты и тенденции.

1.  Нормы налогового законодательства четко и ясно изложены и не допускают противоречивого толкования.

2. Небольшое количество налогов;

3.  Невысокие налоговые ставки.

4.  Редкая периодичность уплаты налогов.

К субъектам налоговых отношений можно отнести налоговые органы, плательщиков. Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый кодекс, другие законы Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам.

Совершенно очевидно, что перспективы долгосрочного экономического роста, безусловно, связаны со снижением налогового бремени. Вместе с тем эффект от его снижения, на наш взгляд, может быть достигнут только при наличии определенных предпосылок, являющихся следствием общеэкономической ситуации. Ключевыми условиями достижения такого эффекта во всех странах мира являются преобладание частного сектора в экономике, развитая инфраструктура финансовых рынков, обеспечивающая оптимальный межотраслевой перелив капитала, необходимые объемы банковского и страхового капитала в стране, наличие эластичного рынка труда.

Однако отсутствие этих и еще целого ряда предпосылок приводят к тому, что налоговая система, строящаяся на принципах либерализма, может иметь неоднозначные эффекты в странах с различными экономическими моделями.

Возможно, изменения в налоговом законодательстве, появившиеся в последние годы и запланированные на ближайшее будущее, позволят нашей стране существенно подняться в рейтинге Всемирного банка по состоянию налогообложения. Но гораздо важнее реально улучшить налоговую систему, устранить неясности и противоречия. Если это приведет нас в лидеры рейтинга ВБ, прекрасно. Правда, в странах, занимающих там сегодня более или менее высокие позиции, многие проблемы, с которыми сталкиваются пока белорусские налогоплательщики, давно и успешно решены.

Основной целью налоговой политики на ближайшую перспективу является обеспечение финансовой и социальной стабильности в стране. Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1

Беларусь в рейтинге Doing Business-2012 заняла 69-е место / [Электронный ресурс]. - 2012. – Режим доступа: www.tut.by. – Дата доступа: 06.06.2012.

2

Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. — М.: Дашков и К, 2008. — 317 с.

3

Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение: учебник / О.И. Базилевич. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 282 с.

4

Алиев, Б.Х. Налоги и налогообложение: учебник / Б.Х. Алиев. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 447 с.

5

Налоги и налогообложение в Республике Беларусь: курс лекций. Витебск: ВГУ, 2008. 52 с

6

Киреева, Е.Ф. Налоги: учебник / Е.Ф. Киреева. Мн.: БГЭУ, 2005. 189 с.

7

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», вступающих в силу с 1 января 2011 г. // Налоги Беларуси. 2010. №38. С.13-30.

8

Евстигнеев, Е.В. Налоги и налогообложение: учебник / Е.В. Евстигнеев. — СПб.: Питер Пресс, 2008. — 266 с.

9

Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 844 с.

10

Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от  29 декабря 2009 г. N 71-З/ Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа: 03.06.2012.

11

Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году – инфографика // [Электронный ресурс] – Режим доступа:  minfin.gov.by – Дата доступа 02.06.2012.

12

Развитие налоговой политики Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.gov.by – Дата доступа 01.06.2011.

13

Лукьянова, И.А. Теория налогов: монография / И.А. Лукьянова. — Мн.: БГЭУ, 2009. — 147 с.

14

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов в 2009 г. // Финансы. Учет. Аудит. 2010. №2. С.13-29.

15

Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа: 17.05.2012.

16

Исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь / / [Электронный ресурс]. - 2012. – Режим доступа: www.minfin.by  – Дата доступа 02.06.2012г.

17

Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц. — Мн.: БГЭУ, 2008. — 308 с.

18

МНС: Беларусь поднимется на 86 мест в рейтинге Doing Business http://telegraf.by/2012/04/mns-belarus-podnimetsya-na-86-mest-v-reitinge – Дата доступа 03.06.2012г.

19

Киреева Е., Кисилев С. Налоговая политика. Выбор форм приоритетов [Электронный ресурс]. - 2012. –  Режим доступа: www.ekonomika.by – Дата доступа 01.06.2012.

PAGE  3



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5535. Рассмотрение особенностей инвестиционной политики и оценка инвестиционного климата Республики Беларусь в современных условиях 1.21 MB
  Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран. Основной ее целью является экономическая стабилизация обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития максимальное привлечение национальных валовых сбережений внешних инвестиций а также поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности. В данной работе я поставила следующие задачи: Раскрыть сущность инвестиций.
16997. Выбор модели денежно-кредитной политики в России в условиях глобализации экономики 66.98 KB
  Проблему выбора цели денежно-кредитной политики учитывая что в условиях свободного трансграничного движения капиталов денежные власти должны выбирать между проведением национальной денежно-кредитной политики и использованием режима фиксированного валютного курса. - Усилилась взаимосвязь денежно-кредитной политики с динамикой финансовых рынков как на национальном так...
16737. ОСОБЕННОСТИ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 567.86 KB
  Внутренние проблемы российской экономики долгое время остающиеся нерешёнными предопределили самый глубокий спад производства среди стран группы двадцати. Российская экономика искусственно устроена таким образом что базовым понятием является обеспечение сверхприбыли сырьевому и банковскому секторам обслуживающим экономику в результате которого происходит деградация промышленности падение производства конечной продукции разрушение зарождающейся экономики знаний. Иными словами инфляция нефтедоллара позволяла скрывать внутренний...
18446. Совершенствование налоговой политики Республики Казахстан 551.4 KB
  Сущность цели и задачи налоговой политики. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма. Анализ современного состояния и особенности функционирования налоговой политики в Республике Казахстан. Анализ налоговой системы Республики Казахстан. Анализ основных направлений налоговой и бюджетной политики Республики Казахстан и её на 2014 год.
6945. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 37.11 KB
  Понятие предприятия цели и направления деятельности В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция оказываются необходимые услуги. Существуют различные факторы в соответствии с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации: используемые ресурсы отраслевая принадлежность местоположение размер предприятия форма собственности ...
16776. Требования, предъявляемые к налоговой политике государства в условиях кризиса 21.72 KB
  Требования предъявляемые к налоговой политике государства в условиях кризиса Для развития предпринимательской деятельности в современных экономических условиях необходимо наличие определенных условий в том числе: - наличие эффективной налоговой системы стимулирующей развитие предпринимательства; - наличие определенной совокупности прав и свобод выбор вида хозяйственной деятельности планирование источников финансирования доступ к ресурсам организация и управление компанией и т. Таким образом для поступательного развития...
17436. РОЛЬ КРЕДИТА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.77 MB
  Всем известно о том что таковым отношением как бы является кредит. Само - собой разумеется кредит берут не потому что заемщик беден а для того что у него в силу объективности кругооборота и оборота капитала полностью недостает собственных ресурсов потому что их нерационально также накапливать про запас все они время в общем то находятся в движении в обороте. Было бы плохо если бы мы не отметили то что первым различием кредитных отношений как всем известно от валютных является различие состава участников. Ни для кого не секрет...
5750. Финансовая (бухгалтерская) отчетность в условиях формирования глобальной рыночной экономики 36.44 KB
  Основные характеристики финансовой бухгалтерской отчетности. Определение понятия финансовой отчетности. Необходимость международной гармонизации финансовой бухгалтерской отчетности. Регулирование финансового учета и отчетности и интеграция России в международное экономическое пространство.
19764. Финансовая устойчивость как условие функционирования предприятия в условиях рыночной экономики 209.69 KB
  Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет
11327. Роль государственных внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства 58.35 KB
  Одновременно с социальными создавались и иные многочисленные фонды. Однако, впоследствии правительство РФ, убедившись в неэффективности большого числа внебюджетных фондов, приняло решение о консолидации их в бюджет, с сохранением некоторой автономности, и трансформации их в целевые бюджетные фонды.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.