Система наказаний в уголовном праве РФ

Существенно сужены рамки применения высшей меры наказания - смертной казни через расстрел. Еще должным образом не изучено смещение акцентов с более тяжких видов наказания связанных с ограничением свободы к более мягким с одной стороны и наблюдающаяся уже полтора десятилетия тенденция к увеличению средних сроков лишения свободы с другой. Настоящая работа представляет собой одну из попыток проведения такого исследования и сравнительно-правового анализа с целью более точного и глубокого уяснения смысла и различных аспектов системы и видов...

2015-11-06

32.28 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  33

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Система наказаний в уголовном праве РФ …………………… ..…….5

Глава 2. Виды дополнительных наказаний ……………………………………13

Заключение ………………………………………………………………………31

Список использованной литературы …………………………………………..33

Введение

В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль, особенно после отказа от нигилистических воззрений в этой области и начала построения правового государства. Уголовное законодательство - это цепной пес современного общества, который охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.

Вопрос о системе наказаний, возможных мерах государственного принуждения, в этой связи, представляется одним из наиболее важных. За последние годы, в процессе реформы уголовного законодательства, появились новые виды наказаний, некоторые из них (например, ограничение по военной службе) уже применяются, некоторые (арест, ограничение свободы) только планируется применять в ближайшем будущем, хотя они уже присутствуют в тексте уголовного закона. Назначение, сущность, различные аспекты некоторых наказаний были изменены. Иные виды уголовных наказаний (высылка, ссылка) были исключены еще в начале правовой реформы. Существенно сужены рамки применения высшей меры наказания - смертной казни через расстрел.

В литературе данная тема, в целом, была изучена достаточно хорошо, что связано, в первую очередь, с тем, что система и виды наказаний, в том или ином виде, существовали во всех уголовных законах, хотя и были наполнены различным содержанием. Одновременно, как следует из приведенных выше обстоятельств, значительная часть работ, как монографий, так и учебников, устарела в большей или меньшей степени. Ниже будет показано, что очень немного наказаний не претерпело существенных изменений после принятия нового Уголовного кодекса. При этом, следует учитывать, что судебная практика по вновь добавленным видам уголовно-правовой ответственности либо пока вовсе отсутствует (ограничение свободы, обязательные работы, арест), либо еще не осмыслена и не подытожена (например, ограничение по военной службе). Еще должным образом не изучено смещение акцентов с более тяжких видов наказания, связанных с ограничением свободы к более мягким с одной стороны, и наблюдающаяся уже полтора десятилетия тенденция к увеличению средних сроков лишения свободы, с другой.

Все это свидетельствует о том, что необходимы новые теоретические правовые исследования в области системы и видов наказаний. Настоящая работа представляет собой одну из попыток проведения такого исследования и сравнительно-правового анализа с целью более точного и глубокого уяснения смысла и различных аспектов системы и видов наказания.

Необходимо учитывать, что работа по реформированию уголовного законодательства должна вестись постоянно, а в настоящий момент она просто переживает очень активную фазу. Сразу после введения в действие Уголовного кодекса специалисты обнаружили в нем очень много недостатков и пробелов. Как следствие этого, встал вопрос о внесении изменений и дополнений в текст закона, который постепенно решается Федеральным Собранием. В работе подчеркнуты некоторые положения, которые могут подвергнуться расширительному толкованию или быть изменены в ближайшее время.

Объект работы – дополнительные наказания.

Предмет работы – система наказаний.

Цель работы – исследование наказания, не связанные с помещением осужденных в специальные учреждения.

Задачи:

1) изучить систему наказаний в уголовном праве РФ;

2) рассмотреть виды дополнительных наказаний

Глава 1. Система наказаний в уголовном праве РФ

Если мы обратим свое внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.

Вопрос об определении системы наказаний является, наверное, единственным в данной области, который не вызывает сколько-нибудь серьезных разногласий у теоретиков уголовного права. Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести.

Разумеется, в связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения, которые и будут вкратце рассмотрены ниже.

Формирование новой системы наказаний в отечественном уголовном праве было, в основном, завершено с принятием нового Уголовного Кодекса Российской Федерации, вступившего в действие 1 января 1997 года. 1

В кодексе достаточно много новелл, изменений и дополнений. Значительная часть из них касается и системы и видов наказаний. Так, еще в 1993 году были исключены и соответственно не вошли в новый кодекс такие виды наказаний как ссылка и высылка. Изменена вся последовательность системы наказаний - теперь первыми в списке следуют не смертная казнь (которая ранее в общий перечень наказаний включена не была, но фактически открывала систему наказаний статьей 23 УК РСФСР) и лишение свободы, а штраф и другие, более мягкие виды наказаний. По мнению некоторых теоретиков, такое построение перечня будет ориентировать суды на применение более мягкого вида наказания.2

Отменены такие виды наказаний как увольнение от должности (по нашему мнению, его более гибко и точно заменяет запрещение занимать определенные должности), общественное порицание (которое следовало бы отнести скорее к мерам общественного воздействия, а не уголовного наказания, судами оно применялось очень редко), возложение обязанности загладить причиненный вред (как вид наказания намного удобнее использовать штраф, а для возмещения нанесенного ущерба использовать гражданско-правовые методы, что уже и практиковалось ранее). В то же самое время старое законодательство не знало таких видов наказания как обязательные работы (ст. 49 УК), ограничение по военной службе (ст. 51 УК), ограничение свободы (ст. 53 УК) и арест (ст. 54 УК). В отдельный вид наказания вынесено пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК).3

В уголовно-правовую регламентацию известных ранее видов наказания также были внесены существенные изменения. Так, изменения внесены в порядок исчисления штрафа, его предельные размеры, а также в перечень наказаний, которыми может быть заменен штраф в случае злостного уклонения от его уплаты.

При применении лишения воинского звания, почетного звания или классного чина, внесено изменение, позволяющее суду самому лишать осужденного почетного звания (ранее, согласно ч.2 ст.36 УК РСФСР суд мог только обращаться с просьбой о лишении почетного звания или наград в соответствующий орган), добавлено указание на возможность лишения классного чина.

Изменена и регламентация исправительных работ - отбывание наказания ограничено местом работы осужденного, изъяты какие-либо указания на возможность замены этого вида наказания лицам, признанным нетрудоспособными, уточнена правовая природа наказания.

Из ст. 52 УК РФ, регламентирующей применение конфискации имущества исключены некоторые положения гражданско-правового характера, кроме того, в ч.2 ст. 52 содержится новое предписание, обращенное к законодателю, об установлении конфискации имущества за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.

Серьезно изменен также порядок и основания применения содержания в дисциплинарной воинской части (ранее ст. 34 УК РСФСР, сейчас ст. 55 УК РФ). Расширен круг лиц, к которым может быть применено данное наказание (за счет контрактников), уменьшается срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет, сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы.4

Законодатель внес также существенные изменения в уголовно-правовую регламентацию лишения свободы, которая и до этого регулярно подвергалась изменениям и дополнениям. Кроме редакционных и содержательных изменений в статусе некоторых учреждений, нашла свое законодательное закрепление тенденция к увеличению средней продолжительности наказания. Теперь лишение свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет (ч.1 ст. 24 УК РСФСР предусматривала назначение этого наказания на срок от трех месяцев до пятнадцати лет). Кроме того, изменен принцип сложения наказания - его общая продолжительность может достигать двадцати пяти лет (ч.3 ст.69 УК РФ). Пожизненное лишение свободы, в основном, сохранило свою регламентацию, за исключением того момента, что теперь оно не может быть назначено тем же лицам, которым не может быть назначена смертная казнь - совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.5

При этом некоторые из новых видов наказаний, которые будут рассмотрены ниже, еще не применяются, поскольку для этого пока не созданы условия.

Рассмотрев систему наказаний российского уголовного права и изменения, которые она претерпела по сравнению с уголовным законодательством советского периода, обратимся к анализу непосредственно отдельных видов наказания.

Признаки уголовного наказания:

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

При всем многообразии вопросов, решаемых в ходе создания и применения уголовного закона, два вопроса являются центральными: на чем основывается уголовная ответственность, т.е. за что следует наказывать, и от чего зависят размеры ответственности, т.е. как наказывать.

Важно отметить, что развитие уголовного законодательства проявляется в значительной мере в изменениях составов преступлений и санкций. Можно даже утверждать, что интенсивность криминализации может быть определенно обозначена с изменением видов и размеров наказания.

Следует отметить особую значимость уголовного наказания для отображения функций уголовного права.

Некоторые из функций специфичны только для уголовного права: прежде всего, охранительная и социально-превентивная. Между указанными общими функциями уголовного права и уголовного наказания есть определенная связь. Так, в частности, уголовное наказание способствует реализации такой специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функция, - общее и специальное предупреждение преступлений.

В отличие от института уголовной ответственности в юридической литературе теоретические проблемы уголовного наказания разработаны более обстоятельно. Они достаточно полно и всесторонне отражены в учебниках и курсах по уголовному праву.

Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (общее и специальное предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права.

Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.

В ранее действовавшем уголовном законодательстве не было дано определение наказания. Наиболее существенные его признаки были указаны в ряде норм уголовного права. На основании законодательных положений и обобщения судебной практики такое определение давала теория уголовного права.

Раскрывая содержание ст. 20 «Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». И.С.Ной отмечал три положения, закрепленных в этой статье: «... во-первых, в ней содержится определенная информация о наказании как социальном институте; во-вторых, определяется результат, который должен быть достигнут при применении наказания и, в-третьих, определяются целенаправленность и характер деятельности по достижению указанного результата».

Впервые законодательное определение понятия наказание было дано в ст. 28 Основ 1991 г.: «Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и интересов осужденного».6

Были даны и иные формулировки понятия наказания. Так, в процессе создания теоретической модели УК приводилось следующее определение: «Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда и в соответствии с законом к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающая отрицательную оценку его преступной деятельности» (ст. 57).

Меры государственного принуждения разнообразны.

Уголовное наказание - одна из наиболее значительных мер государственного принуждения. Об этом свидетельствует исторический опыт. Так, Чезаре Беккариа в трактате «О преступлениях и наказаниях» писал, что «только законы могут устанавливать наказания за преступления, и власть их издания может принадлежать только законодателю... Никакой судья не может, не нарушая справедливости, устанавливать наказания для других членов общества. Несправедливо наказание, выходящее за пределы закона, т.к. оно явилось бы другим наказанием, не установленным законом».

Обобщая значимые теоретические разработки, ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации закрепил на уровне закона «принцип законности», где определено, что «преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом».

Текст ст. 43 действующего УК РФ гласит: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступлсния, и заключается в предусмотренном настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».7

Существенным при этом является то, что законодатель выделил понятие наказания в части первой данной статьи, а цели применения наказания в самостоятельной части второй этой нормы.

Уголовное наказание влечет судимость. Представляется верным редакционное изменение названия статьи. Статья прежнего УК РФ гласила: «Погашение судимости».

Ст. 86 нового УК РФ названа «Судимость». При этом законодатель в части первой данной статьи на уровне закона раскрыл уголовно-правовое значение судимости при осуществлении процессуальных действий и указал на связь судимости как правового последствия с назначаемым наказанием: «Судимость, в соответствии с настоящим Кодексом, учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания».

Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости.

Ст. 2 УК РФ определяет «задачи Уголовного кодекса». В части второй указанной статьи определено, что «настоящий УК определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления».

Представляется, что в данной статье, как и в норме, определенной ст. 3 УК «Принцип законности», где последовательность изложения такова: «Преступность деяния, его наказуемость...», это свидетельствует о вторичности уголовного наказания по отношению к совершаемым преступлениям. Существенно, что на уровне закона разрешен вопрос о значимости наказания в процессе классификации преступлений. Так, Н.И.Загородников считал, что «в основу классификации преступлений следовало бы положить санкцию (размер и вид предусмотренного в законе наказания)».8

Такое утверждение оценено законодателем как не совсем обоснованное, т.к. наказание нельзя признать «соизмеримой единицей» общественной опасности. Последняя есть объективная реальность, она первична по отношению к наказанию.

Поэтому в статье действующего УК РФ «Категории преступлений» дано подразделение преступлений и небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя из формы вины и максимального наказания, предусмотренного УК.

Уголовное наказание как особая форма государственного принуждения рассматривается в юридической литературе и качестве правовой категории. Однако по своему содержанию, функциям, характеру и объектам воздействия оно значительно шире, чем общественные отношения, возникающие при назначении, исполнении и освобождении от отбывания наказания. Уголовное наказание затрагивает и ряд социологических аспектов. Необходим учет комплекса мер воздействия принуждения, связанных с влиянием уголовного наказания на личность преступника, других членов общества, да и на само общество в целом. Должная разработка таковых позволит государству более успешно планировать и осуществлять уголовную политику, совершенствовать уголовное и исправительно-трудовое законодательство. Важной проблемой изучения уголовного наказания как социологической категории являются его социальные функции.

Глава 2. Виды дополнительных наказаний

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в Уголовный кодекс в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести. Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.

Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным и государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредствен не влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.

Новый Уголовный кодекс с учетом коренных перемен, произошедших в государстве и обществе за последние годы, предусматривает следующую систему наказании: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) конфискация имущества; 8) ограничение свободы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части. 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь (ст. 44 УК).9

Новый Уголовный кодекс отдельно устанавливает систему и перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. В нее входят: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок.

Основные и дополнительные наказания:

1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

2. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.10

Наказания, образующие в целом их систему, подразделяются на три категории: основные, дополнительные и наказания, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные Основными являются те виды наказаний, которые назначаются только самостоятельно и не могут присоединяться к другим видам.

Закон к числу основных наказаний относит: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь (п. 1 ст. 45 УК).

Дополнительными являются виды наказаний, которые не могут назначаться самостоятельно. Они присоединяются к основным, усиливая карательное влияние наказания в целом.

К дополнительным наказаниям закон относит два вида: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискацию имущества (п. 2 ст. 45 УК).

Наказания, которые могут играть двоякую роль - основных или дополнительных, - это штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (п. 2 ст. 45 УК).

При этом в качестве основного эти наказания назначаются лишь тогда, когда они предусмотрены в санкции конкретной статьи Особенной части УК. К примеру, штраф - в статье о нарушении авторских и смежных прав (ст. 146 УК), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - в статье о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК).11

Причем штраф и как дополнительное наказание можно назначить только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса (п. 4 ст. 46 УК).

Такое указание, например, содержится в ст. 175 УК, предусматривающей ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Другие виды наказаний (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания) могут применяться по усмотрению суда с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела.

Конфискация, являющаяся только дополнительным наказанием, назначается согласно закону лишь  тяжкие и особо тяжкие преступления и лишь в случаях, когда она прямо предусмотрена в статье Особенной части настоящего УК. Так, например, в санкции статьи, предусматривающей особо квалифицированный вид вымогательства (часть третья ст. 163 УК), наряду с лишением свободы указана конфискация имущества.

Применение дополнительного наказания, если в статье Особенной части предписано обязательное его назначение, возможно лишь при наличии оснований для исключительного смягчения наказания (ст. 64 УК).

Если в санкции статьи применение данного вида наказания как дополнительного указано как альтернативное, суды должны в каждом случае обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы своего решения.

Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на основания и порядок применения дополнительных наказаний. Судам было рекомендовано в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о целесообразности применения дополнительного наказания. Недопустимо применение его к лицам, к которым оно по закону не может быть применено (например, к несовершеннолетнему конфискация имущества). Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же карательные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать должность). Правильное сочетание основного и дополнительного наказания, подчеркивали высшие судебные органы, содействует реализации принципа его индивидуализации и, в конечном счете, достижению целей наказания.12

Закон устанавливает также и порядок исчисления сроков наказания в зависимости от его вида. Так, сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ - в часах (часть первая ст. 72 УК.).

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.13

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для этих видов наказаний.

Как следует из законодательного определения штрафа, его карательное воздействие направлено на существенное ущемление имущественного, материального положения осужденного. Поэтому, как правило, штраф и как основное, и как дополнительное наказание предусмотрен в санкциях статей Особенной части УК за совершение корыстных преступлений. Анализ судебной практики за ряд последних лет показал, что в общей структуре наказаний, применяемых судами, штраф составляет примерно 10-12%. Применение штрафа, если он указан в санкции альтернативно, как основное наказание, целесообразно назначать в случаях, когда достижение целей наказания (исправление осужденного и предупреждение совершения им нового преступления) реально и достаточно именно путем воздействия на имущественные интересы виновного.

В основу определения размеров штрафа положены либо кратность по отношению к минимальному размеру заработной платы, установленному законодательством РФ, либо размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом закон однозначно устанавливает (применительно к минимальному размеру оплаты труда), что этот размер устанавливается на момент назначения наказания.

В законе указаны также нижний и верхний пределы штрафа. Если за основу применения штрафа суд принимает кратность относительно минимума зарплаты, то он может быть назначен в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (часть вторая ст. 46 УК). Так, например, в санкции ст. 146 УК (нарушение авторских и смежных прав) в качестве основного наказания предусмотрен штраф в пределах от двухсот до четырехсот размеров оплаты труда. Если же за основу применения штрафа принимается заработная плата подсудимого либо иной получаемый им доход, то пределы его закон определяет по срокам их получения: от двух недель до одного гола (часть вторая ст. 47 УК).

Под иным доходом следует, очевидно, понимать другие, кроме заработной платы, источники его получения (индивидуальная трудовая деятельность, сдача в наем квартиры, комнаты или дачи и т.п.). Так, в качестве альтернативного основного наказания в ст. 125 УК (оставление в опасности) предусмотрен штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца. Закон предписывает судам при определении конкретного размера штрафа учитывать тяжесть совершенного преступления и имущественное положение осужденного.14

Аналогичные рекомендации давались высшими судебными органами в период действия прежнего УК. Пленум Верховного Суда РСФСР рекомендовал судам при назначении, в частности, штрафа учитывать совокупность данных о личности виновного, его семейное и имущественное положение и т.п. с тем, чтобы не возникло препятствий к последующему исполнению приговора.

Как уже было сказано, штраф может быть назначен судом, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. И в том, и в другом случае его применение возможно лишь тогда, когда этот вид наказания предусмотрен в санкции конкретной статьи Особенной части УК.

Исполнение штрафа уголовно- исполнительное законодательство возлагает на суд. Суд при оглашении приговора предлагает осужденному внести назначенную сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в силу. Если уплата полного размера штрафа является невозможной для осужденного в установленный законом срок, суд по его ходатайству может отсрочить или рассрочить исполнение наказания на срок до одного года.15

В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок его взыскание производится судебным исполнителем принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного.

В уголовном законе решается и вопрос об ответственности за злостное уклонение от уплаты штрафа. В этих случаях он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа (часть пятая ст. 46 УК).

Злостным уклонение следует считать, когда осужденный намеренно скрывает имеющиеся у него имущество или денежные средства либо уклоняется с той же целью от уплаты, меняя место проживания и т.п.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.16

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

По существу, в данной статье закона объединены два различных, хотя и весьма сходных по своим карательным свойствам, и в принципе однородных вида наказания: лишение права занимать должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

В соответствии с принятым в августе 1995 г. Законом «О государственной службе и государственных служащих» государственной службой считается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственные должности в соответствии с законом подразделяются на категории (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности), соответствующие 5 группам. Для всех госслужащих этим же законом введено 15 квалификационных разрядов (действительные государственные советники РФ, государственные советники РФ, советники РФ, советники госслужбы, референты госслужбы и др.). При этом в каждом разряде установлены 3 класса.17

Рассматриваемое наказание заключается, таким образом, прежде всего в запрещении занимать конкретную должность на государственной службе. Кроме того, уголовный закон предусматривает запрещение занимать должности в органах местного самоуправления. Другим видом этого наказания является запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки, то есть профессии (медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях любого уровня, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.).

Под иной деятельностью, видимо, подразумевается относительно постоянное занятие, например, охотой, рыбной ловлей, использование личной автомашины для частных перевозок и т.п.

До последнего времени вопрос о том, распространяется ли данный вид наказания на деятельность, не связанную со службой или профессией, не был решен в законе. Высшие судебные органы по конкретным уголовным делам допускали широкую трактовку понятия деятельности.

Новый Уголовный кодекс, решил этот вопрос именно в таком плане, предусмотрев лишение права заниматься иной деятельностью. Закон определяет сроки лишения права занимать должности на госслужбе либо заниматься профессиональной или иной деятельностью. Они установлены в качестве основного наказания от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет (часть вторая ст. 47 УК).18

Высшие судебные органы специально обращали внимание судов на необходимость четкого соблюдения требований закона об обязательном указании в приговоре срока данного наказания. При этом разъяснялось, что, если к моменту вынесения приговора виновный не занимает определенной должности или не занимается данной деятельностью, это не лишает суд права применения запрета в качестве наказания.

В отличие от штрафа и конфискации имущества рассматриваемое наказание может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не указано в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, если с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранить за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (часть третья ст. 47 УК).

В статьях Особенной части УК это наказание, как в качестве основного, так и дополнительного предусмотрено за преступления, связанные либо с занимаемой виновным должностью, либо конкретной профессиональной или иной деятельностью.

Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в муниципальных органах либо заниматься определенной деятельностью не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или в системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (например, связанных с ответственностью за материальные ценности) или продолжать выполнять конкретные профессиональные функции (к примеру, врача).

Уголовный закон содержит также и указания относительно начала исчисления срока данного вида наказания как дополнительного. При условном осуждении (ст. 73 УК) этот срок начинает течь с момента вступления приговора суда в законную силу. Если основным наказанием были обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в воинской дисциплинарной части либо лишение свободы, срок этого дополнительного наказания исчисляется с момента отбытия основного вида наказания (часть четвертая ст. 47 УК).

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ исполнение данного вида наказания возложено на уголовно-исполнительные инспекции органа внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет осужденных, контролирует соблюдение предусмотренного приговором запрета, проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий (учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует проведение воспитательной работы.19

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регламентирует обязанности администрации организаций по исполнению приговора, органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенными видами деятельности, исчисление сроков отбывания этого наказания и обязанности осужденных (выполнять предписания приговора, предоставлять документы, связанные с исполнением наказания, сообщать о месте работы или его изменении, являться в инспекцию и т.п.).

В случае злостного неисполнения должностными лицами приговора суда, применившего данное наказание, они подлежат уголовной ответственности (по ст. 315 УК).

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Суть этого вида уголовного наказания состоит, таким образом, в том, что с учетом тяжести преступления и личности осужденного суд своим приговором считает необходимым лишить осужденного либо специального, воинского или почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией, занимаемом должностью, особыми заслугами в определенной области, либо государственных наград (орденов, медалей, почетных знаков и т.п.), которыми государство удостоило его за прежние достижения, заслуги, за проявленные мужество и отвагу в период Великой Отечественной войны или в условиях других военных действий, или при выполнении особо важных специальных заданий. Таким своим решением суд констатирует, что осужденный совершением тяжкого или особо тяжкого преступления дискредитировал имеющиеся у него специальное или воинское звание либо государственные награды, недостоин их и должен быть их лишен. Одновременно лицо лишается и тех преимуществ или льгот, которые были связаны со званиями или наградами.20

Закон содержит ограничительные условия применения данного наказания. Во-первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление (пп. 4 и 5 ст. 15 УК). Во-вторых, закон предписывает решать вопрос о его назначении с учетом личности осужденного. Это требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания при весьма отрицательной характеристике личности (особая изощренность или жестокость, наиболее активная роль при совершении преступления, аморальное поведение до привлечения к ответственности, алкоголизм, наркомания и т.п.) либо при стечении отягчающих обстоятельств, относящихся к личности виновного (ст. 63 УК).

Порядок исполнения данного вида уголовного наказания до принятия нового нормативного акта регламентируется положением о порядке и условиях исполнения наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. В соответствии с ним, если по приговору осужденный лишается специального или воинского звания, копия приговора направляется органу, который присвоил это звание. По получении копии приговора, которым осужденный лишен воинского или специального звания, орган, присвоивший это звание, вносит в установленном порядке в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.21

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесяти пяти лет, мужчинам, достигшим шестидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Суть этого нового вида наказания заключается, следовательно, в принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам. При этом лицо должно выполнять свою основную работу или учиться в соответствующем учебном заведении (школе, колледже, вузе и т.п.), а к работам привлекаться во время, когда оно не занято на основной работе или на учебе. Обязательные работы могут назначаться только в качестве основного наказания. Кроме того, они могут быть назначены взамен штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты. Содержание данного наказания является предметным проявлением принципа гуманизма, свойственного современному российскому уголовному праву. Осужденный не изолируется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его социальные связи, что должно способствовать достижению целей наказания.

Осужденный к данному виду наказания принудительно привлекается к работе, не требующей, как правило, специальной подготовки или квалификации (уборка улиц, дворов, использование осужденных в качестве разнорабочих и т.п.).22

Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность работ, то есть принудительное их выполнение. Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно, то есть осужденный не получает за неё никакого денежного вознаграждения. И, в-третьих, выполняются они в свободное от основной работы или учебы время (вечером либо в нерабочие дни, исключая государственные праздники) и по месту жительства осужденного.

Уголовный закон определяет продолжительность обязательных работ: они устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день (часть вторая ст. 50 УК).

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК.23

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, не означает оставления его в прежней должности. Преступления нередко бывают связаны именно с занимаемой должностью. Поэтому лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую должность, на иное место работы. Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся там, где работает осужденный.

Уголовный закон устанавливает предельные сроки исправительных работ - от двух месяцев до двух лет (часть первая ст. 50 УК).

Регламентируются в законе и размеры удержаний из заработка осужденного: они установлены в пределах от пяти до двадцати процентов (часть вторая ст. 50 УК). В уголовном законе предусмотрена также ответственность за злостное уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (часть третья ст. 50 УК).24

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться, выполнять дополнительные обязанности и запреты, наложенные на них уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в центре занятости. Он не вправе отказываться от предложенной центром занятости работы.

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе может назначаться только как основное наказание. Кроме того, закон содержит и ряд ограничительных условий его применения. Во-первых, оно может быть применено лишь к тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту. Во-вторых, такое наказание назначается только за совершение преступлений против военной службы (раздел IX, глава 33 УК) либо вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.25

Содержание ограничений по военной службе уголовный закон (часть вторая ст. 51 УК) сводит к двум основным видам: в период установленного приговором суда срока данного наказания осужденный не может быть повышен в должности (к примеру, командир роты не может продвинуться по службе и быть назначен командиром батальона), а также в воинском звании (например, по стажу службы капитану полагалось звание майора, оно ему не присваивается в течение срока наказания, так как срок отбывания его не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания).

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Конфискация имущества может назначаться только как дополнительное наказание и лишь в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом.

Являясь дополнительным наказанием, конфискация усиливает основное наказание (главным образом лишение свободы). Кара применительно к этому виду наказания состоит в самом существенном материальном (имущественном) воздействии на осужденного посредством изъятия в собственность государства либо всего, либо части его имущества.

Полной конфискация будет при изъятии по приговору суда всего имущества, представляющего личную собственность виновного, а также его доли в общей или совместной собственности. К конфискуемому имуществу относятся деньги, ценные бумаги, вклады осужденного в банках, а также взносы в кооперативы. Практика в период действия прежнего УК признавала подлежащим конфискации также и имущество, приобретенное осужденным на момент или после вынесения приговора на средства, подлежащие конфискации.

Частичной конфискация является тогда, когда изымаются часть имущества осужденного (обычно исчисляемая в долях, как-то: 1/2 или 1/4) либо конкретные предметы (или ценности), которые в этом случае перечисляются в приговоре. Применение полной или частичной конфискации зависит от усмотрения суда и определяется обстоятельствами конкретного уголовного дела, тяжестью преступления и размерами материального ущерба, причиненного виновным. В практике прошлых лет считалось, что необнаружение имущества ко времени вынесения приговора не должно являться препятствием для назначения этого наказания, ибо не исключено выявление имущества в процессе исполнения приговора.

Замена конфискации имущества денежной суммой, равной стоимости конфискуемого имущества, не допускается.


Заключение

Таким образом, мы рассмотрели все современные дополнительные наказания, перечисленные в действующем уголовном законодательстве и систему наказаний, в которую они входят. Разумеется, практически каждый из видов заслуживает отдельного исследования, поскольку из-за ограниченности объема настоящей работы за рамками остались некоторые аспекты применения наказания, замены одних наказаний другими, изучение судебной практики по вопросам назначения наказания.

Однако, в целом тема представляется раскрытой. В работе был проведен сравнительно-правовой анализ различных видов наказания. Каждый вид наказания, предусмотренный действующим уголовным законом был рассмотрен в отдельном небольшом исследовании, дано его определение, указаны те нормы, которые образуют институт правовых норм, связанных с его регламентацией.

Была дана оценка современному состоянию системы наказания, ее истории в советский период, необходимости, положительных и негативных сторон различных видов наказаний, особенностей их применения, личное отношение автора к тем или иным мерам государственного воздействия на виновных в совершении преступлений.

Был проведен сравнительный анализ системы наказаний современного Уголовного Кодекса РФ (вступил в действие в 1997 году) и системы наказаний, предусмотренной законодательством бывшей РСФСР, выделены новеллы в уголовном праве, отмечены наказания, которые были исключены из системы наказаний, перечислены те наиболее существенные изменения, которые были внесены законодателем в текст уголовного закона.

Наказание должно быть индивидуализировано. Это следует понимать, прежде всего, таким образом, что если возможно исправление личности осужденного без применения мер, связанных с лишением свободы, то необходимо использовать более гуманные виды наказания - российские пенитенциарные учреждения оставляют не так уж много шансов на исправление асоциальных наклонностей личности и передача их в ведение Министерства юстиции не сможет быстро решить проблему. Тем более, что современные уголовно-правовые санкции предоставляют судебным органам широкие возможности по применению таких видов наказания как штраф, исправительные работы и обязательные работы за преступления небольшой и средней тяжести. Анализ судебной практики показывает относительно небольшой уровень рецидивов среди тех, кто подвергся таким наказаниям, особенно по сравнению с уровнем рецидивов среди тех, кто был осужден к лишению.

Однако, если правоприменитель уверен в невозможности исправления осужденного, в его постоянной особой опасности для общества, он должен не колеблясь применять высшую меру наказания - смертную казнь, - поскольку содержать осужденного к пожизненному лишению свободы за счет налогоплательщиков негуманно по отношению к последним. Впрочем, применение смертной казни возможно лишь после завершения судебной реформы, а именно, введения судов присяжных.

Список использованной литературы

  1.  Уголовный Кодекс Российской Федерации: официальный текст в последней редакции с постатейными научно-практическим комментариями. М.: Библиотека РГ, 2015. – 576с.
  2.  Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации. М.: Академия, 2014. – 544с.
  3.  Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М.: Юрист, 2015. – 568с.
  4.  Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М.: Издательство БЕК, 2014. - 560с.
  5.  Степашин В. Назначение наказания. // Вестник Омского государственного университета. - 2015. - №2. - С. 163-166.
  6.  Уголовное право. Общая часть. / Под ред. В.И. Ветрова. - М.: Новый Юрист, 2014. - 592с.
  7.  Уголовное право. Общая часть. / Под ред. И. Козаченко. - М: ИНФРА, 2015. – 460с.
  8.  Уголовное право России. Общая часть. /Под ред. И.Э. Звечаровского. – М.: Юристь, 2014. – 461с.
  9.  Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. /Под ред. А.И. Рарога. – М.: Юристь, 2015. – 511с.
  10.  Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2013. - 480с.

1 Уголовное право России. Общая часть. /Под ред. И.Э. Звечаровского. – М., 2014.С.86.

2 Уголовное право России. Общая часть. /Под ред. И.Э. Звечаровского. – М., 2014.С.88.

3 Уголовный Кодекс Российской Федерации: официальный текст в последней редакции с постатейными научно-практическим комментариями. М., 2015.

4 Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., 2015. С.276.

5 Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., 2015. С.279.

6 Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., 2015. С.281..

7Уголовный Кодекс Российской Федерации: официальный текст в последней редакции с постатейными научно-практическим комментариями. М., 2015.

8 Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., 2015. С.287.

9 Уголовный Кодекс Российской Федерации: официальный текст в последней редакции с постатейными научно-практическим комментариями. М., 2015.

10 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М., 2013. С.271.

11 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М., 2013. С.275.

12 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М., 2013. С.277.

13Уголовный Кодекс Российской Федерации: официальный текст в последней редакции с постатейными научно-практическим комментариями. М., 2015.

14Степашин В. Назначение наказания. // Вестник Омского государственного университета. - 2015. - №2. - С.164.

15 Степашин В. Назначение наказания. // Вестник Омского государственного университета. - 2015. - №2. - С.165.

16Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. /Под ред. А.И. Рарога. – М., 2015. С.342.

17 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. /Под ред. А.И. Рарога. – М., 2015. С.343.

18 Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации. М., 20014. С.234.

19 Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации. М., 2014. С.236.

20Уголовное право. Общая часть. / Под ред. И. Козаченко. – М., 2015. С.284.

21 Уголовное право. Общая часть. / Под ред. И. Козаченко. – М., 2015. С.288.

22Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М., 2014. С.324.

23 Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М., 2014. С.328.

24 Уголовный Кодекс Российской Федерации: официальный текст в последней редакции с постатейными научно-практическим комментариями. М., 2015.

25 Уголовное право. Общая часть. / Под ред. В.И. Ветрова. - М., 2014. С.305.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
15585. Исследование вопроса систематизации наказаний в отечественном уголовном праве 36.16 KB
  Уголовные наказания. Понятие и признаки уголовного наказания. Материальные и процессуальные вопросы уголовного наказания регулируются совокупностью предписаний многих отраслей права: уголовного уголовно-процессуального гражданского гражданско-процессуального уголовно-исполнительного международного права и т. Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке.
17102. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 39.79 KB
  Несмотря на принципиальное значение системы юридических фактов в механизме уголовно-правового регулирования, приходится констатировать, что в науке российского уголовного права после принятия нового УК РФ ей не было посвящено ни одного монографического и диссертационного исследования.
21414. Ошибки в уголовном праве и их причины 31.78 KB
  Понятие и содержание ошибки в уголовном праве России ее виды. Понятие и содержание ошибки в уголовном праве России. Ошибки в уголовном праве и их причины. Никто не застрахован от ошибки в своем поведении и лишь часть человеческих ошибок попадает в сферу их изучения уголовным правом.
21148. Вина и сущность в уголовном праве 71.83 KB
  Умысел – это наиболее распространенная в законе и на практике форма вины. Из каждых десяти преступлений около девяти совершается умышленно. Уголовный Кодекс РФ характеризует умысел как психическое отношение, при котором лицо осознавало общественную опасность действий или бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
5966. Смешанная форма вины в уголовном праве 26.94 KB
  Вина как обязательный признак субъективной стороны преступления и проблемы, связанные с признаками того или иного вида и формы вины, занимают одно из ведущих мест в уголовном праве
3175. Специальный субъект преступления, его значение в уголовном праве 2.94 KB
  Специальный субъект преступления его значение в угол. Специальный субъект преступления это лицо ке кроме обязат. признаков субъекта преступления вменяемое физическое лиц достигшее возраста УО обладает еще дополнительными признаками указанными в диспозиции уг. части УК отражающие специфические свойства исполнителя преступления гражданство должностное положение отношение к воинской обязанности пол и т.
18084. Уголовная ответственность и состав преступления в уголовном праве 84.9 KB
  Общие положения о юридической ответственности. Понятие цели и функции принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности основания и порядок возложения юридической ответственности. Понятие и признаки административной ответственности её законодательные основы.
11394. Классификация преступления в Уголовном праве Республики Казахстан 45.72 KB
  Основная цель исследования состоит в том чтобы с позиции уголовного права рассмотреть целесообразность и обоснованность понятия классификации преступления тем самым установить значение в Уголовном праве Республики Казахстан. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач...
13076. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ 56.27 KB
  Наказания не связанные с помещением осужденного в специальные учреждения. Наказания связанные с помещением осужденного в специальные учреждения. Удовлетворенности итогами правоприменительной деятельности не может быть в случаях когда в процессе исполнения наказания и иных мер...
20826. Понятие оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в уголовном праве Республики Казахстан 71.11 KB
  Незаконное приобретение передача сбыт хранение перевозка или ношение оружия боеприпасов взрывчатых веществ и взрывных устройств совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно. Понятие оружия боевых припасов взрывчатых веществ и взрывных устройств в уголовном праве Республики Казахстан. Понятие боевых припасов взрывчатых веществ взрывных устройств огнестрельного и холодного оружия и классификация...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.