Раскрытие роли банковской системы в национальной экономике, определение ее состояния и перспектив развития

Объект исследования – банковская система Республики Беларусь. Предмет исследования – банковские операции. Цель работы – раскрытие роли банковской системы в национальной экономике определение ее состояния и перспектив развития. Исследования и разработки: изучены уровни и принципы функционирования банковской системы; определены задачи и функции центрального и коммерческих банков; рассмотрена деятельности Национального банка...

2015-11-02

135.09 KB

3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Реферат

Курсовая работа: 31 с.,  4 рис., 27 ист.

банковская система, центральный банк, комерческие банки, национальный банк республики беларусь, активы и пассивы

Объект исследования – банковская система Республики Беларусь.

Предмет исследования – банковские операции.

Цель работы – раскрытие роли банковской системы в национальной экономике, определение ее состояния и перспектив развития.

Методы исследования: табличный, графический, абсолютных и относительных величин.

Исследования и разработки: изучены уровни и принципы функционирования банковской системы; определены задачи и функции центрального и коммерческих банков; рассмотрена деятельности Национального банка Республики Беларусь; раскрыты этапы развития коммерческих банков Беларуси; выявлено текущее состояние, проблемы и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

__________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..

4

1.

Теоретические аспекты банковской системы………………………..

6

1.1

Банковская система, ее уровни и принципы функционирования…..

6

1.2

Центральный и коммерческие банки: задачи и функции…………...

8

2.

Особенности функционирования банковской системы в Республике Беларусь…………………………………………………..

14

2.1

Национальный банк Республики Беларусь и его деятельность…….

14

2.2

Коммерческие банки Беларуси и их развитие……………………….

17

3.

Состояние, проблемы и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………………...

22

Заключение………………………………………….......……………..

28

Список использованных источников……………...…………………

30

Введение

Изучение процесса перехода к рынку показывает, что развитые финансовые институты – определяющая предпосылка максимально полной трансформации сбережений в производственные инвестиции, повышения эффективности в реальном секторе экономики и, как следствие, динамичного и устойчивого экономического роста. Мобилизуя и перераспределяя сбережения, способствуя страхованию и диверсификации рыночных рисков, укрепляя корпоративный контроль в реальном секторе экономики, хорошо развитая банковская система оказывает существенное положительное воздействие на эффективность использования ресурсов; что находит выражение в более высоких и устойчивых долгосрочных темпах экономического роста.

Банковская система является важнейшей составной частью всей экономики. От ее работы, с одной стороны, в существенной мере зависит эффективность функционирования народного хозяйства и возможность достижения положительных темпов экономического роста, а с другой - состояние банковской системы является отражением общеэкономических процессов и тенденций [1, с. 23]. Следовательно, сложившаяся организационная структура банковской системы государства, отвечающая требованиям времени может служить как средством процветания национальной экономики, так и ее отсталости. Таким образом, переход к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без "здоровой", стабильно функционирующей банковской системы.

Коммерческие банки стимулируют развитие производительных сил, ускоряют формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.  Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально-экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов.

Тема работы особенно актуальна в кризисный период, когда  международное рейтинговое агентство Moody`s в своем аналитическом отчете высоко оценило риски банковской системы Беларуси. Ввиду того, что операционная среда для работы финансовых институтов в Беларуси весьма сложна, в отчете Moody`s установлен «негативный» прогноз развития банковской системы Беларуси. Дело в том, что серьезные риски в макроэкономической сфере могут привести к ухудшению качества кредитных портфелей банков, снижению ликвидности банковского сектора [2]. Поэтому именно сейчас необходимо выявить основные проблемы отечественного банковского сектора и наметить перспективы его развития.

Объектом исследования является банковская система Республики Беларусь, а предметом – банковские операции.

При написании данной работы, основной целью выступало раскрытие роли банковской системы в национальной экономике, определение ее состояния и перспектив развития.

Задачами данной работы выступали:

- изучение уровней и принципов функционирования банковской системы;

- определение задачей и функций центрального и коммерческих банков;

- рассмотрение деятельности Национального банка Республики Беларусь;

- раскрытие этапов развития коммерческих банков Беларуси;

- выявление текущего состояния, проблем и перспектив развития банковской системы в Республике Беларусь.

В работе применялись следующие методы исследования: табличный, графический, абсолютных и относительных величин.

1 Теоретические аспекты банковской системы

1.1 Банковская система, ее уровни и принципы функционирования

Система в целом представляет собой совокупность структурных элементов в их взаимосвязи. Поэтому определение банковской системы необходимо предварить выявлением ее структуры.

В ст. 136 Конституции Республики Беларусь сказано, что банковская система нашего государства состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков [3]. Статья 5 Банковского кодекса Республики Беларусь добавляет, что эта система Республики Беларусь является двухуровневой [4].

На то, что в Беларуси существует именно банковская система, а не совокупность банков, указывают:

1) характер отношений между двумя уровнями системы.

Национальный банк осуществляет банковское регулирование, направленное на поддержание банковской системы в оптимальном состоянии.

По общему правилу, закрепленному в ст. 49 Банковского кодекса, Национальный банк и иные банки не отвечают по обязательствам друг друга. Исключение составляют, во-первых, случаи, когда они сами принимают на себя такие обязательства. Во-вторых, исключения из общего правила могут быть предусмотрены в актах большей силы, нежели Банковский кодекс;

2) характер отношений между банками второго уровня (банки равноправны);

3) тесная взаимосвязь элементов банковской системы между собой. Одним из проявлений этого является знаменитый «эффект домино». Так, начало первого международного банковского кризиса было положено закрытием германского банка Bankhaus Herschtatt (1974), второго - прекращением итальянского Banco Ambrisiano (1982), третий (1991) и четвертый (1995) кризисы были связаны с закрытием английских The Bank of Credit and Commerce International (Банк международного кредита и торговля) и Barings Bank соответственно;

4) наличие у каждого элемента банковской системы определенной независимости от принуждения извне.

В соответствии с п. 24 Устава Национального банка в целях совершенствования денежно-кредитной политики и банковской системы Республики Беларусь при Национальном банке создан Консультативный совет. В его функции входит оказание Национальному банку экспертных, информационных и консультативных услуг. Председателем Консультативного совета является Председатель Правления Национального банка. Совет состоит из представителей: Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка, банков и экспертов [7].

Следует назвать и такие производные банковские образования, как союзы и ассоциации (ст. 21 БК). Чаще всего их относят к структурам, близким к банковской системе. В Беларуси функционирует Ассоциация белорусских банков, созданная в 1990 г. В настоящее время она объединяет 18 республиканских банков, 1 представительство иностранного банка и несколько организаций, деятельность которых связана с функционированием банковской системы. Основными целями Ассоциации в соответствий с ее Уставом являются:

-  представление и защита прав и законных интересов своих членов;

- координация деятельности банков и повышение эффективности их работы;

- содействие выработке и осуществлению денежно-кредитной политики и развитию банковского дела в республике.

Кроме того, банки могут создавать на договорной основе определенные объединения (временные или постоянные) для участия в кредитовании крупных проектов. Вопрос об отнесении таких образований к банковской системе является спорным. Также невыясненной остается проблема положения финансово-промышленных и иных хозяйственных групп с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций групп.

Следует еще раз подчеркнуть, что Банковский кодекс  в качестве элементов банковской системы называет только банки. Хотя, учитывая, что белорусское банковское право является достаточно молодым и динамично развивающимся, не исключено, что законодатель со временем пересмотрит свою позицию. Банковская система Республики Беларусь представляет собой внутренне организованную совокупность взаимосвязанных между собой банков.

В соответствие с Банковским кодексом, основными принципами банковской деятельности являются:

- обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;

- независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;

- обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

- обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;

- обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

Банковская система – определяющая предпосылка максимально полной трансформации сбережений в производственные инвестиции, повышения эффективности в реальном секторе экономики и, как следствие, динамичного и устойчивого экономического роста. Мобилизуя и перераспределяя сбережения, хорошо развитая банковская система оказывает существенное положительное воздействие на эффективность использования ресурсов, что находит выражение в более высоких и устойчивых долгосрочных темпах экономического роста.

Банки стимулируют развитие производительных сил, ускоряют формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Велика роль банковской системы в проведении расчетов и платежей, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства.

1.2 Центральный и коммерческие банки: задачи и функции

Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Основной целью деятельности центрального банка принято считать поддержание монетарной, и в первую очередь ценовой стабильности в экономике. Обязанность центрального банка и его полномочия в данной области, как правило, закрепляются в законе о центральном банке и уставе центрального банка. Количественное значение целевого показателя ценовой стабильности (допустимого прироста индекса потребительских цен) устанавливается в программных документах, определяющих денежно-кредитную политику на перспективу [8, с. 5].

В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка. В их числе:

-  функция эмиссионного банка. Это монопольный вид деятельности данного органа власти. Центральный банк обеспечивает выпуск безналичных и наличных денег;

- функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником;

- функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;

- функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень ее надежности и устойчивости;

- функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.

Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Традиционно центральные банки являются: эмиссионным центром; банком-кредитором в последней инстанции для коммерческих банков и правительства; главным расчетным центром страны; органом надзора; органом регулирования денежно-кредитных отношений.

Денежно-кредитное регулирование преследует цель специфическими методами воздействовать на экономику страны. К этим методам относятся: политика минимальных (обязательных) резервов; дисконтная (учетная) политика; операции на открытом рынке; процентная политика; депозитная политика; механизмы рефинансирования коммерческих банков.

Отметим, что монетарная стабильность — это не единственная цель, на достижение которой направлена деятельность центрального банка. Повседневная работа центральных банков также ориентирована на поддержание финансовой (макрофинансовой) стабильности в экономике. Под финансовой стабильностью принято понимать способность финансовой системы одновременно удовлетворительно выполнять три ключевые функции:

- эффективно и непрерывно способствовать межвременному распределению ресурсов в экономике от владельцев сбережений к инвесторам и распределению экономических ресурсов в целом;

- определять финансовые риски и оценивать их на перспективу с приемлемой точностью, а также относительно хорошо управлять ими;

- непрерывно или без напряжения абсорбировать финансовые и реальные экономические неожиданные события или шоки.

Другими словами, финансовая стабильность подразумевает стабильную работу финансовых институтов, рынков и инфраструктуры, то есть того, что в современной зарубежной экономической литературе называют финансовой системой. В свою очередь, обеспечение финансовой стабильности состоит в предотвращении нарушений финансовой стабильности (возникновения финансовых кризисов) и эффективном разрешении кризисных ситуаций в финансовой системе с наименьшими потерями для нее и экономики.

На протяжении истории развития центральных банков их деятельность была связана с поддержанием устойчивого функционирования банковских организаций. При возникновении обстоятельств, угрожающих стабильному функционированию банковского сектора, денежных рынков или платежной системы, центральный банк мог выступить в роли кредитора последней инстанции для системно значимых банков, поддерживая тем самым стабильное функционирование финансовой системы в целом [8, с. 5].

В теории нет единства мнений относительно понятия и сущности банка. В экономической литературе можно встретить утверждение о том, что банк — это: расчетный центр; хранилище денег; посредник в платежах; комбинат финансовых продуктов и услуг; орган контроля; институт обмена и др. Наиболее распространенным является суждение о сущности банка как предприятия. Оно используется и законодателем. Например, согласно Первой банковской директиве ЕЭС (Директива от 12 декабря 1977 г. № 77/780) банк (кредитная организация) определяется как предприятие, бизнес которого связан с получением депозитов и других средств, подлежащих возврату, и предоставлением кредитов [6, с. 17]. Иногда главной характеристикой банка называется его принадлежность к конструкции «фирма» [9, с. 31].

Полагаем, что применительно к современной белорусской системе права ни «предприятие», ни «фирма» не могут использоваться как конструкции, характеризующие сущность любого юридического лица, и банка в том числе. Поэтому в законодательстве Республики Беларусь (ст. 70 Банковского кодекса) при определении банка указывается, прежде всего, на то, что он является коммерческой организацией.

В Законе Российской Федерации «О банках и банковской деятельности»  нет прямого упоминания о принадлежности банка к числу коммерческих организаций. Хотя такая принадлежность вытекает косвенно из ст. 1 данного Закона, некоторые авторы не склонны придавать этому значение. Например, в учебнике под редакцией О.И.Лаврушина дается следующее определение: «Банк - это денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной форме» [6, с. 17].

Причина подобного подхода (который нередко воспринимается и в Беларуси) кроется в сложности природы банка. С одной стороны, невозможно оспаривать тот факт, что целью деятельности банка является извлечение прибыли. С другой - специфика банковской деятельности, которая заключается в «производстве денег из чужих денег», порождает необходимость пристального государственного внимания к банковскому сектору. Банки даже иногда обозначаются как «государственные институты». В ряде случаев они вынуждены выступать от имени государства при осуществлении своей деятельности. Подчеркнем, что в качестве общего правила банки не обладают административно-контрольными полномочиями в отношении своих клиентов. Однако у этого правила есть исключения. Например, банки являются агентами валютного контроля.

Таким образом, банк вынужден согласовывать свою коммерческую политику с интересами государства, общества и банковской системы в целом [10, с. 3]. Его цель — не только извлечение прибыли (хотя эта цель, безусловно, главная, первичная), но и осуществление содействия государству в реализации кредитно-финансовой политики и некоторых других государственных ориентиров. Эта двойственность природы характерна в той или иной степени для любого банка любого государства. Вместе с тем белорусский законодатель, формулируя определение банка, не учел данный факт.

Согласно Банковского кодекса, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном кодексом, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Для определения сущности коммерческого банка, необходимо изучить его функции. Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите. Посредническая функция — важнейшая в деятельности банков. Это прежде всего посредничество в кредите. Банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, временно высвобождающийся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Перераспределение денежного капитала осуществляется от кредитора к кредитополучателю при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в кредит, и увеличиваются общие издержки по перемещению средств. Непосредственное предоставление свободных денежных капиталов их владельцами в ссуду промышленным, торговым и иным предприятиям наталкивается на ряд препятствий (несоответствие размеров свободного денежного капитала размерам спроса, несовпадение по срокам, неосведомленность о состоянии кредитополучателя). Банки же наиболее осведомлены о платежеспособности клиентов, о размерах и сроках предложения денежных ресурсов, владеют новейшими технологиями банковских операций.

Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои долговые обязательства (депозиты, сертификаты, векселя, чеки) при мобилизации денежных средств, а мобилизованные средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новое требование к кредитополучателю. Новые требования и обязательства становятся товарами на денежном рынке. Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами (средства на счетах, вклады). Это увеличивает риск банковской деятельности. Фиксированные по сумме долга обязательства должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры.

Посредническая функция банков проявляется и в посредничестве в платежах своих клиентов как наличными, так и безналичными денежными средствами. Концентрация денежных ресурсов на счетах в банках позволяет осуществлять бесперебойные платежи, сокращать расходы по их проведению. Стандартные формы расчетов, платежных документов используются для совершения расчетов через банки. Банки берут на себя ответственность за своевременное и полное выполнение поручений клиентов по совершению платежей за их счет, а в определенных условиях — и за счет кредита.

Банки выступают посредниками в операциях с ценными бумагами (купля-продажа ценных бумаг, их хранение, консультации, другие агентские функции), тем самым способствуя развитию, формированию фондового рынка.

Функцией банка является также стимулирование накоплений в хозяйстве. Это достигается путем мобилизации денежных доходов и сбережений и превращения их в капитал. В первую очередь используются внутренние накопления хозяйствующих субъектов и населения. Различные субъекты получают денежные доходы, часть из которых аккумулируется для будущих расходов. Банки мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов с выплатой депозитного процента. Стимулирование к сбережению денежных средств происходит в результате гибкой депозитной политики банков, страхования депозитов, гарантии их возврата.

К функциям банка можно также отнести функцию регулирования денежного оборота. Банки являются центрами денежного и платежного оборотов, через них создаются возможности совершения обмена, движения денежных средств, регулирования этих процессов, эмитирования средств платежа.

Таким образом, банковская система Беларуси состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков и является двухуровневой. Такая структура принята в подавляющем большинстве стран.

Центральный банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Центральный банк является единым органом, координирующим деятельность кредитных учреждений. Он выполняет функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания народного хозяйства.

Основной целью деятельности центрального банка принято считать поддержание монетарной, и в первую очередь ценовой стабильности в экономике.

Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Согласно Банковского кодекса, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном кодексом, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности определенные банковские операции.

2 Особенности функционирования банковской системы в Республике Беларусь

2.1 Национальный банк Республики Беларусь и его деятельность

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь. Согласно Банковского кодекса основные цели его деятельности заключаются в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитии и укреплении банковской системы Республики Беларусь; обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В силу специфики задач Национального банка его правовое положение имеет двойственную природу. С одной стороны, для достижения целей, поставленных перед ним законодательством, Национальному банку предоставлен целый ряд властных полномочий. Это та сторона деятельности Национального банка, которая позволяет назвать его субъектом публичного права. Однако наряду с выполнением административных функций Национальный банк является банком - субъектом хозяйствования, наделенным правом совершать различные банковские операции с кредитно-финансовыми организациями, Правительством, иными клиентами, перечень которых содержит Кодекс.

Таким образом, Национальный банк одновременно выступает в качестве органа государственного управления специальной компетенции, не входя при этом в систему республиканских органов государственного управления, возглавляемую Правительством, и юридического лица, осуществляющего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В последнем качестве Национальный банк является банком с ограниченными функциями вследствие того, что его хозяйственная (предпринимательская) деятельность подчиняется ряду ограничений, касающихся видов осуществляемых им банковских операций и возможности участия в уставных фондах иных юридических лиц.Таким образом, деятельность Национального банка регулируется на нескольких уровнях: конституционном, уровне законов и уровне актов Главы государства.

Конституция Республики Беларусь определила основные функции Национального банка: он регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка; освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики Национального собрания.

На уровне закона деятельность Национального банка регулируется специальным актом - Банковским кодексом. Кроме того, ряд законов общего характера также содержит нормы, посвященные Национальному банку. Ежегодно принимаемый закон о бюджете республики устанавливает общий объем кредитов, предоставляемых Национальным банком Правительству на финансирование дефицита республиканского бюджета в очередном году, и определяет размер прибыли Национального банка, ежемесячно перечисляемой им в доход республиканского бюджета.

Национальный банк выполняет следующие функции:

- разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;

- осуществляет валютное регулирование;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;

- организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;

- консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

- осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

- осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

- устанавливает порядок осуществления банковских операций;

- регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;

- осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

- организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса Республики Беларусь;

- создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;

- устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

- организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;

- осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;

- заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

- дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами;

- выполняет другие функции в соответствии с Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

В соответствие с Банковским кодексом, к операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:

- кредитование в порядке рефинансирования;

- расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;

- переучет векселей и других денежных обязательств;

- операции на рынке ценных бумаг;

- инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей;

- управление  золотовалютными резервами, а также операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

- покупка, продажа и мена в Республике Беларусь и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;

- межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

- прием ценностей на хранение;

- денежные переводы и иные расчетные операции;

- валютные операции;

- банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;

- посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению государственных ценных бумаг;

- учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством Республики Беларусь;

- операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет операции за плату, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.

Правление Национального банка проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Его заседания правомочны при присутствии на них не менее восьми членов Правления Национального банка. Решения Правления Национального банка принимаются простым большинством голосов и оформляются постановлениями Правления Национального банка.

2.2 Коммерческие банки Беларуси и их развитие

Образование и становление национальной банковской системы, прошедшей сложный путь развития, началось с момента обретения Республикой Беларусь статуса суверенного государства. В соответствии с законодательством банками производилось оказание кредитно-расчетных и других банковских услуг хозяйствующим субъектам. Банки могли создаваться учредителями — физическими и юридическими лицами, за исключением общественных объединений, преследующих политические цели. Банки могли учреждаться на основе государственной, частной и смешанной форм собственности. Иностранные учредители могли создавать на территории Беларуси банки со 100-процентным собственным капиталом, совместные банки на долевой основе с белорусскими соучредителями, филиалы и представительства с правом юридического лица. Обязательным условием создания банков, учреждаемых на основе или с участием иностранного капитала, является наличие иностранного банка в числе учредителей. Банки получали право юридического лица с момента их регистрации в Национальном банке Республики Беларусь и осуществляли свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций. Банки независимы в своей деятельности и органы государственной власти не имеют права в нее вмешиваться. Порядок привлечения и использования денежных средств, проведения других банковских операций, уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения определялся банками самостоятельно.

По состоянию на январь 1993г. в Беларуси функционировали 25 коммерческих банков. В целом по банковской системе размер собственного капитала превысил 8 млрд. руб., а совокупный баланс — 800 млрд. руб.

Дальнейшее развитие предпринимательской деятельности обусловило увеличение числа коммерческих банков, количество которых в 1994 г. достигло 49 [11, с. 31].

В 1994 г. Национальным банком было принято решение, согласно которому с 1 сентября 1994 г. вновь образующиеся банки должны обладать уставным капиталом не менее 2 млн экю, а для иностранных и совместных — 5 млн экю. Действующие банки должны были довести свой капитал до 2 млн экю до 1 января 1995 г.[12]

В 1995 г. для усиления надежности банковского рынка Национальный банк потребовал увеличить уставные фонды действующих банков до 1 марта, 1 июля 1995 г., 1 января 1996 г. соответственно до 600, 1100, 2000 тысяч экю (1 экю на 2 августа 1995 г. составлял 1,556 долларов США), для вновь создаваемых — 2000 тысяч экю, для иностранных и совместных — 5000 тысяч экю. На 1 июля 1995 г. это требование выполнили в Республике Беларусь из 47 коммерческих банков только 20. Это обусловило самоликвидацию некоторых банков, поскольку они не смогли адаптироваться к новому условию рынка.

К 1999 году банковская система Республики Беларусь  функционировала достаточно устойчиво. На 01.01.2000г. в нее входило 27 работающих банков, из которых 15 — совместные с участием иностранного капитала и 1 — филиал иностранного банка. Филиальную сеть банков составляли 545 филиалов с численностью работающих в них специалистов (включая Национальный банк) около 46,5 тыс. человек. Преобладающей организационно-правовой формой банков является акционерное общество.

На этом этапе развитие банковской системы происходило на фоне позитивных тенденций в общей макроэкономической ситуации. За 1996-2000гг. прирост реального ВВП составил 36 процентов (или 6,3 процента в среднем за год), продукции промышленности - 65 процентов (или 10,5 процента в среднем за год), реальных доходов населения - 73 процента (или 11,6 процента в среднем за год), экспорт товаров и услуг - 52 процента, импорт товаров и услуг - 44 процента. Темпы роста потребительских цен в среднем за год снизились в 5,9 раза, а обменный курс белорусского рубля в среднем за год снизился в 6,4 раза.

В целом это создавало благоприятные предпосылки для развития банковского сектора. Важнейшие макроэкономические показатели банковского сектора по отношению к ВВП за 1996-2000гг. увеличились: совокупные активы банков с 20,3 процента до 27,8 процента, кредиты банков реальному сектору экономики с 11,1 процента до 14,7 процента, уставные фонды банков с 1,1 процента до 2,3 процента, собственный капитал банков с 3 до 4,7 процента. Вместе с тем по уровню монетизации экономики Беларусь находилась на одном из последних мест в мире. Низкий уровень монетизации экономики свидетельствовал об ограниченных ресурсных возможностях банков и их недостаточном вкладе в развитие реального сектора экономики.

Развитие банковской системы Беларуси в 2000 - 2003 гг. характеризовалось рядом взаимосвязанных факторов и тенденций, в значительной мере обусловленных изменением макроэкономической ситуации, основными из которых являлись:

- девальвация национальной денежной единицы;

- рост объемов дорогих ресурсов в следствие увеличения доли депозитов населения в ресурсной базе банков;

- административное ограничение маржи банков;

- расширение иностранных обязательств банков [13, с. 34]

В период 2004-2007 гг. развитие национальной банковской системы проходило как в количественном, так и в качественном выражении. Постоянно увеличивалась ресурсная база банков (во многом за счет притока средств населения, что подтверждало повышение доверия как к белорусскому рублю как к средству сбережения, так и к устойчивой отечественной банковской системе). Высокими темпами развивалось кредитование как физических так и юридических лиц.

Как видно, период 2004-2007гг. для национальной банковской системы был «золотым», в течение которого многие банки смогли поправить свое финансовое положение и оказать весьма весомую поддержку реальному сектору экономики в виде долгосрочных кредитов. Долгосрочное кредитование стало возможным ввиду снижения кредитного риска и риска ликвидности – ведь ресурсная база банков прогрессировала не только количественном выражении, но и в качественном (увеличивались сроки депонирования средств как физических, так и юридических лиц).

Функционирование банков в 2008 году в целом оказалось удачным (по сравнению с зарубежными банками), несмотря на серьезное снижение темпов роста кредитования и объема полученной банками прибыли в последние месяцы года. Перенесенный  экономический кризис затронул белорусскую банковская систему в гораздо меньшей степени, чем банки развитых государств. Так, ресурсная база белорусских банков в период 2009-2010 гг. увеличилась на 101,2%, достигнув к началу 2011 года 127537,2 млрд руб. В анализируемом периоде она была сформирована более чем на 2/3 в белорусских рублях. Кредитная активность банков в 2009-2010гг. поддерживалась на достаточно высоком уровне. Более интенсивный по сравнению с 2009 годом прирост активов можно объяснить умеренным оживлением кредитования, хотя, с одной стороны, банки ужесточили требования  к заемщикам, а с другой — сами заемщики стали менее охотно кредитоваться.

На 1 января 2011 г. банковский сектор включал 31 банк. Его филиальная сеть за 2010 год сократилась с 264 до 226 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками своих региональных структур. На территории Республики Беларусь находились 8 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии, а также представительство Межгосударственного банка. Иностранный капитал присутствовал в уставных фондах 26 банков. При этом в 23 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50 процентов (в 9 из них она составляла 100 процентов).

Совокупный зарегистрированный уставный фонд банков на 1 января 2011г. составил 12,02 трлн. рублей, увеличившись за 2010 год на 2,46 трлн. рублей (на 25,7 процента). Данный прирост в основном был обеспечен внесением государством в декабре 2010 г. 2,06 трлн. рублей в уставные фонды контролируемых им банков.

Характерными особенностями институционального развития банков в 2010 году явились:

- уменьшение доли иностранных банков в совокупном уставном фонде банков с 28,9 до 25,1 процента. Удельный вес таких банков в совокупном нормативном капитале снизился с 34,4 до 32,7 процента. При этом в активах банковского сектора доля банков, контролируемых нерезидентами, увеличилась с 26,4 до 27,3 процента. В уставных фондах белорусских банков участвует капитал из России, Кипра, Австрии, Украины, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга, Казахстана, Латвии, Ирана, Ирландии и других стран;

- уменьшение доли банков, контролируемых резидентами частной формы собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора с 1,6 до 1,4 процента. Число таких банков сократилось с 5 до 4 (за счет присоединения ОАО "Белорусский индустриальный банк" к ОАО "Технобанк"). Удельный вес таких банков в активах банковского сектора снизился с 1,2 до 1 процента, в совокупном нормативном капитале — с 2,1 до 2 процентов;

- увеличение доли банков, контролируемых государством, в совокупном уставном фонде банковского сектора с 69,5 до 73,4 процента. Доля таких банков в активах банковского сектора сократилась с 72,4 до 71,7 процента, в совокупном нормативном капитале выросла с 63,5 до 65,4 процента [14].

На 1 января 2011 г. рейтинги международных рейтинговых агентств имели 10 банков, причем 8 банкам рейтинги присвоены агентством Fitch Ratings, 6 банкам — агентством Moody's Investors Service и 2 банкам — агентством Standard & Poor's. Как правило, банкам присваивались рейтинги, максимально возможные при суверенном рейтинге, который имеет Республика Беларусь в настоящее время. В большинстве случаев международные рейтинговые агентства в отчетном периоде подтвердили свои оценки белорусских банков.

Таким образом, Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь. Согласно Банковского кодекса основные цели его деятельности заключаются в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитии и укреплении банковской системы Республики Беларусь; обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. На уровне закона деятельность Национального банка регулируется специальным актом - Банковским кодексом. Кроме того, ряд законов общего характера также содержит нормы, посвященные Национальному банку. Образование и становление национальной банковской системы, прошедшей сложный путь развития, началось с момента обретения Республикой Беларусь статуса суверенного государства. К 1 января 2011 г. банковский сектор включал 31 банк. Его филиальная сеть за 2010 год сократилась с 264 до 226 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками своих региональных структур.

Характерными особенностями институционального развития банков в 2010 году явились:

- уменьшение доли иностранных банков в совокупном уставном фонде банков с 28,9 до 25,1 процента. Удельный вес таких банков в совокупном нормативном капитале снизился с 34,4 до 32,7 процента. При этом в активах банковского сектора доля банков, контролируемых нерезидентами, увеличилась с 26,4 до 27,3 процента. В уставных фондах белорусских банков участвует капитал из России, Кипра, Австрии, Украины, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга, Казахстана, Латвии, Ирана, Ирландии и других стран;

- уменьшение доли банков, контролируемых резидентами частной формы собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора с 1,6 до 1,4 процента. Число таких банков сократилось с 5 до 4 (за счет присоединения ОАО "Белорусский индустриальный банк" к ОАО "Технобанк"). Удельный вес таких банков в активах банковского сектора снизился с 1,2 до 1 процента, в совокупном нормативном капитале — с 2,1 до 2 процентов;

- увеличение доли банков, контролируемых государством, в совокупном уставном фонде банковского сектора с 69,5 до 73,4 процента. Доля таких банков в активах банковского сектора сократилась с 72,4 до 71,7 процента, в совокупном нормативном капитале выросла с 63,5 до 65,4 процента.

3 Состояние, проблемы и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011 год, планировалось сохранить привязку курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллару, евро и российскому рублю) с изменением в рамках коридора +/-8% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 г. [15]. Однако реалии свидетельствуют о том, что официальная девальвация белорусского рубля с 1 января по 23 октября 2011 года достигла 289% [16].

По прогнозу Национального банка, ставка рефинансирования к концу 2011 года должна была составить 8-10% годовых при прогнозируемой инфляции 7,5-8,5%. Однако по состоянию на 11 ноября 2011 года ставка рефинансирования составляла 40% [17], а инфляция с 1 января по 1 ноября 2011 года составила 88,7% [18].

В 2011 году прирост активов банковского сектора и наращивание ресурсной базы (пассивов) банков прогнозировалось на уровне 21-22% [19].

На самом деле, только за 9 месяцев 2011 года в рублевом выражении наблюдается 56%-й темп прироста активов и ресурсов белорусских банков (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Динамика активов и ресурсов банков Республики Беларусь по видам валют

Примечание – Источник:  [20, c. 199]

Как видно из рисунка, рост активов и ресурсной базы банков происходил на достаточно высоком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Так, они увеличились с 127537,2 млрд р. по состоянию на 01.01.2011г. до 201000,1 млрд р. к 01.10.2011г. или на 73462,9 млрд р., однако наиболее высокий темп прироста отмечен в мае 2011 года – почти на 36 трлн р. Такое высокое увеличение в течение 1 месяца связано с проведенной 24 мая 2011 года 56%-й девальвации, в результате чего средства в иностранной валюте были переоценены. Для подтверждения этого высказывания, обратимся к рисунку 3.2, на котором представим тенденцию изменения активов и ресурсов банков в иностранной валюте (номинированных в долларах США).

Рисунок 3.2 – Динамика активов и ресурсов банков Республики Беларусь в иностранной валюте

Примечание – Источник:  [20, c. 199]

Как видно из рисунка, в реальном выражении наблюдается лишь небольшой прирост активов и пассивов банков, номинированных в иностранной валюте – 11,4% за 9 месяцев 2011 года.

В соответствии с прогнозом, доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, на конец 2011 года не должна была превысить 8%. В абсолютном выражении проблемные активы банков в 2011 году увеличивались достаточно высокими темпами (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Динамика проблемных активов банков Республики Беларусь

Примечание – Источник: [21, с. 203]

Однако ввиду высокого темпа прироста самих банковских активов, в относительном выражении прирост оказался не очень высоким и по состоянию на 01.10.2010г. рассматриваемый показатель удовлетворял значению, прогнозируемому Национальным банком Республики Беларусь (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 – Динамика доли проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску

Примечание – Источник: [16, с. 203]

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что показатели, установленные Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011 год, в основном, не будут выполнены. Беларусь в 2011 году заплатила очень высокую цену за ошибки в экономической политике (искусственный (предвыборный) рост зарплат, выполнение директивных показателей в 2010 году). Эти ошибки повлияли на дестабилизацию как реального сектора экономики, так и банковской системы. Ведь девальвационные процессы спровоцировали снижение капитализации банков, привели к обесценению взносов иностранных инвесторов в уставные фонды банков и породили ряд других проблем.

Основными проблемами банков явились: резкое снижение в евро эквиваленте величины их уставных фондов и нормативного капитала, значительные потери иностранных инвесторов, снижение показателей достаточности капитала и невыполнение нормативов максимального риска на одного должника.

В 2009 году в целях повышения гарантий сохранности денежных сбережений населения Национальный банк обязал банки увеличить нормативный капитал до 25 млн евро в эквиваленте [22]. Тем банкам, которые не выполнили это требование, грозила в 2009-м году потеря лицензии на работу с физическими лицами.

Банки ранее увеличили свои капиталы до 25 млн евро в эквиваленте, как требовал того Национальный банк. Однако проблема состоит в том, что бухгалтерский учет нормативного капитала банков осуществляется в белорусских рублях. Соответственно, после девальвации капитал ряда банков, если пересчитать его в европейской валюте, оказался существенно ниже минимально необходимых 25 млн евро. При сложившемся на 1.09.2011 г. курсе банками потеряно 1,3 млрд. USD уставного фонда, нерезидентами — 225 млн. USD, собственного капитала — 1,7 млрд. USD. При сложившемся курсе 11 900 Br за EUR потери возрастают в 1,6 раза. Иностранные инвесторы теряют около 400 млн. USD. [23, с. 11].

Из-за снижения капитала у банков появились другие проблемы. Величина валютного кредита, который могут сейчас выдавать банки в одни руки, снизилась. Соответственно, возникли проблемы по обслуживанию кредитных линий.

Сложившаяся ситуация ставит под угрозу выполнение банками обязательств по предоставлению денежных средств по ранее открытым кредитным линиям и вынуждает банки отказаться от участия в завершении многих значимых проектов.

Еще одна проблема, возникшая в банках из-за девальвации, связана с налогообложением. Девальвация привела к переоценке валютных активов банков по новому курсу. В результате у банков появился дополнительный рублевый доход, с которого они теперь должны заплатить налог [24].

По мнению Ф. Чернявского (главы Ассоциация белорусских банков), взимание налога с номинально выросших доходов может негативно сказаться на настроениях акционеров и приведет к потере заинтересованности инвесторов в дальнейших инвестициях в экономику страны [24].  Чтобы таких последствий не допустить, Ассоциация белорусских банков предлагает рассмотреть вопрос о льготировании налогообложения прибыли в случае, если средства от переоценки валютных активов будут направлены на пополнение уставного фонда банков.

Предложение абсолютно уместное, ведь если банки потеряли капитал в результате девальвации, то справедливо дать им возможность его нарастить. Это позволит повысить устойчивость банковской системы.

В настоящее время к властям пришло понимание, что экономическую политику следует менять. Представители правительства и Национального банка уже твердо говорят о том, что в 2012 году нужно проводить жесткую денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Чтобы достичь макроэкономической стабилизации, необходимо, прежде всего, решить несколько задач. Во-первых, нужно снизить уровень инфляции. По уровню роста цен Беларусь в 2011 году стала безусловным лидером в СНГ. Высокие инфляционные процессы создают непредсказуемые условия работы для бизнеса и быстро снижают уровень жизни населения. По итогам 2011 года эксперты в госорганах ожидают инфляцию на уровне 118% (то есть речь идет о гиперинфляции). В будущем году инфляцию можно удержать в пределах 20%, считают в Национальном банке. В коммерческих банках также полагают, что инфляционные процессы могут замедлиться, однако, добавляют там, для этого необходимо пересмотреть проводимую экономическую политику.

Второе направление в деятельности властей, которое должно быть коренным образом в 2012 году пересмотрено, — финансирование госпрограмм. Ситуация после майской девальвации наглядно показала, что необдуманные траты денег на госпрограммы в условиях дефицита валюты могут обвалить курс белорусского рубля.

Рассматривая перспективы развития банковского сектора, отметим, что Национальным банком Республики Беларусь была подготовлена Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг., которая определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет. Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами. Национальный банк будет обеспечивать устойчивость национальной валюты как важнейшее условие эффективного функционирования банковской системы и стабильного роста экономики в целом.

В перспективе важным направлением развития банковского сектора должно стать расширение финансового посредничества банков за счет операций с акциями, облигациями, закладными и другими финансовыми инструментами, а также развитие института доверительного управления имуществом.

Ожидается, что за 2011—2015 гг. на фоне привлечения иностранных инвестиций банковский сектор значительно нарастит свой финансовый потенциал. Объем активов банков может увеличиться в 2,3 раза и достичь 85% к ВВП. Требования банков к экономике за 2011—2015 гг. увеличатся в 2,7 раза и на конец 2015 г. составят не менее 70% к ВВП. В случае интенсификации экономических и финансовых преобразований требования могут увеличиться в 3,7 раза (до 90% к ВВП). Развитие банковского сектора страны должно осуществляться одновременно с повышением устойчивости его функционирования. Быстрое наращивание активов банковской системой не должно сопровождаться ухудшением их качества. По итогам пятилетки доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не должна превышать 4%. Одновременно для адекватного покрытия рисков банкам следует обеспечить прирост нормативного капитала, соответствующий увеличению активных операций. С учетом прогнозных параметров развития банковского сектора за 2011—2015 гг. нормативный капитал банков должен увеличиться в 2,2—2,4 раза — до уровня не менее 12% к ВВП [25].

Важнейшее значение в деятельности банков будет играть формирование, внедрение и развитие системы управления рисками. Одновременно необходимо совершенствовать корпоративное управление в банках. Важным инструментом формирования высокоэффективного и оперативного риск-менеджмента должно стать создание автоматизированных систем управления рисками.

Таким образом, рост активов и ресурсной базы банков происходил на достаточно высоком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Такое высокое увеличение связано с проведенной 24 мая 2011 года 56%-й девальвации, в результате чего средства в иностранной валюте были переоценены. В реальном выражении наблюдается лишь небольшой прирост активов и пассивов банков, номинированных в иностранной валюте – 11,4% за 9 месяцев 2011 года. Достаточно высокими темпами увеличивались проблемные активы банков. В итоге, Беларусь в 2011 году заплатила очень высокую цену за ошибки в экономической политике (искусственный (предвыборный) рост зарплат, выполнение директивных показателей в 2010 году). Эти ошибки повлияли на дестабилизацию как реального сектора экономики, так и банковской системы. Ведь девальвационные процессы спровоцировали снижение капитализации банков, привели к обесценению взносов иностранных инвесторов в уставные фонды банков и породили ряд других проблем. Так, девальвация привела к переоценке валютных активов банков по новому курсу. В результате у банков появился дополнительный рублевый доход, с которого они теперь должны заплатить налог

По мнению экспертов, взимание налога с номинально выросших доходов может негативно сказаться на настроениях акционеров и приведет к потере заинтересованности инвесторов в дальнейших инвестициях в экономику страны.  Чтобы таких последствий не допустить, Ассоциация белорусских банков предлагает рассмотреть вопрос о льготировании налогообложения прибыли в случае, если средства от переоценки валютных активов будут направлены на пополнение уставного фонда банков.

Рассматривая перспективы развития банковского сектора, отметим, что Национальным банком Республики Беларусь была подготовлена Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг., которая определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.

Заключение

По результатам проведенного исследования сформулируем следующие выводы:

1) Банковская система Беларуси состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков и является двухуровневой. Такая структура принята в подавляющем большинстве стран. Центральный банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка. Центральный банк является единым органом, координирующим деятельность кредитных учреждений. Он выполняет функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания народного хозяйства. Основной целью деятельности центрального банка принято считать поддержание монетарной, и в первую очередь ценовой стабильности в экономике. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет. Согласно Банковского кодекса, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном кодексом, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности определенные банковские операции.

2) Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь. Согласно Банковского кодекса основные цели его деятельности заключаются в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитии и укреплении банковской системы Республики Беларусь; обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. На уровне закона деятельность Национального банка регулируется специальным актом - Банковским кодексом. Кроме того, ряд законов общего характера также содержит нормы, посвященные Национальному банку. Образование и становление национальной банковской системы, прошедшей сложный путь развития, началось с момента обретения Республикой Беларусь статуса суверенного государства. К 1 января 2011 г. банковский сектор включал 31 банк. Его филиальная сеть за 2010 год сократилась с 264 до 226 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками своих региональных структур. Характерными особенностями институционального развития банков в 2010 году явились:

- уменьшение доли иностранных банков в совокупном уставном фонде банков с 28,9 до 25,1 процента. Удельный вес таких банков в совокупном нормативном капитале снизился с 34,4 до 32,7 процента. При этом в активах банковского сектора доля банков, контролируемых нерезидентами, увеличилась с 26,4 до 27,3 процента. В уставных фондах белорусских банков участвует капитал из России, Кипра, Австрии, Украины, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга, Казахстана, Латвии, Ирана, Ирландии и других стран;

- уменьшение доли банков, контролируемых резидентами частной формы собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора с 1,6 до 1,4 процента. Число таких банков сократилось с 5 до 4 (за счет присоединения ОАО "Белорусский индустриальный банк" к ОАО "Технобанк"). Удельный вес таких банков в активах банковского сектора снизился с 1,2 до 1 процента, в совокупном нормативном капитале — с 2,1 до 2 процентов;

- увеличение доли банков, контролируемых государством, в совокупном уставном фонде банковского сектора с 69,5 до 73,4 процента. Доля таких банков в активах банковского сектора сократилась с 72,4 до 71,7 процента, в совокупном нормативном капитале выросла с 63,5 до 65,4 процента.

3) Рост активов и ресурсной базы банков происходил на достаточно высоком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Такое высокое увеличение связано с проведенной 24 мая 2011 года 56%-й девальвации, в результате чего средства в иностранной валюте были переоценены. В реальном выражении наблюдается лишь небольшой прирост активов и пассивов банков, номинированных в иностранной валюте – 11,4% за 9 месяцев 2011 года. Достаточно высокими темпами увеличивались проблемные активы банков. В итоге, Беларусь в 2011 году заплатила очень высокую цену за ошибки в экономической политике (искусственный (предвыборный) рост зарплат, выполнение директивных показателей в 2010 году). Эти ошибки повлияли на дестабилизацию как реального сектора экономики, так и банковской системы. Ведь девальвационные процессы спровоцировали снижение капитализации банков, привели к обесценению взносов иностранных инвесторов в уставные фонды банков и породили ряд других проблем. Так, девальвация привела к переоценке валютных активов банков по новому курсу. В результате у банков появился дополнительный рублевый доход, с которого они теперь должны заплатить налог

По мнению экспертов, взимание налога с номинально выросших доходов может негативно сказаться на настроениях акционеров и приведет к потере заинтересованности инвесторов в дальнейших инвестициях в экономику страны.  Чтобы таких последствий не допустить, Ассоциация белорусских банков предлагает рассмотреть вопрос о льготировании налогообложения прибыли в случае, если средства от переоценки валютных активов будут направлены на пополнение уставного фонда банков.

Рассматривая перспективы развития банковского сектора, отметим, что Национальным банком Республики Беларусь была подготовлена Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг., которая определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.

список использованных источников

1

Рыжковская, О. Банковская система и экономика / О. Рыжковская // [Электронный  ресурс] — Режим доступа : http://bankir.ru/ — Дата доступа 05.11.2011г.

2

Банковская система Беларуси: кредиты в никуда // [Электронный  ресурс] — Режим доступа : http://select.by/content/view/2433/764/ — Дата доступа 25.10.2011г.

3

Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. N 2875-XII (с посл изм и доп) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011 – Дата доступа 03.11.2011.

4

Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., №441-3: Принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000 г.: с посл изм и доп // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011 – Дата доступа 04.11.2011.

5

Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011 – Дата доступа 06.11.2011.

6

Банковское дело: учеб. / Под ред. О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2007. 453с.

7

Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь:                                                   Указ Президента Республики Беларусь 13.06.2001 №320  (с посл. изм. и доп.) // Эталон: Беларусь [Электронный  ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011 – Дата доступа 10.11.2011.

8

Каллаур, П. Финансовая стабильность как цель деятельности центрального банка / П. Каллаур / Банковский вестник. – 2010. – №1. – С. 5

9

Верезубов, В. Банковская деятельность в Беларуси / В. Верезубов // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2007. – № 31. – С. 31.

10

Турбанов, А.В. Экономический и правовой статус банка: выбор между прибылью и социальными функциями / А. В. Турбанов // Банковское право. – 2008. – № 3. – С. 12.

11

Бонцевич, Н.В. Становление Национальной банковской системы Республики Беларусь и ее роль в экономике страны. Предприятие в системе региональной экономики / Н.В. Бонцевич / Сборник трудов международной научно-практической конференции. Часть 2., Гомель, 2000.

12

О минимальном размере уставного фонда  коммерческих банков. Письмо Национального банка Республики Беларусь от 19 августа 1994г. N 378 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011 — Дата доступа 28.10.2011.

13

Бриштелев, А. Кредитный портфель коммерческих банков в 2002 –2003 гг. / А. Бриштелев // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. – № 26. – С. 34

14

Годовой отчет Национального банка Республики Беларусь за 2010 год / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nbrb.by  – Дата доступа: 13.11.2011г.

15

Беларусь: денежно-кредитная политика в 2011 году / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.afn .by  – Дата доступа: 11.11.2011г.

16

На единой сессии курс доллара составил Br8680, официальная девальвация с начала года - почти 300% / / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://afn.by/news/i/158873  – Дата доступа: 10.11.2011г.

17

Ставка рефинансирования / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nbrb.by  – Дата доступа: 13.11.2011г.

18

Инфляция в Беларуси составила 88,7% / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.tut.by  – Дата доступа: 11.10.2011г.

19

Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год Указ Президента Республики Беларусь 19 ноября 2010 г. № 597 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011 – Дата доступа 10.11.2011.

20

Динамика активов банков Республики Беларусь // Бюллетень банковской статистики. – 2011. – №9. – С. 199

21

Финансовые показатели деятельности банков Республики Беларусь // Бюллетень банковской статистики. – 2011. – №9. – С. 203

22

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 137 «Об утверждении инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций» / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Дата доступа: 04.11.2011г.

23

Абрамович, Т. Дожить до стабилизации // Экономическая газета. – 2011. – №83. – С. 11.

24

Заяц, Д. После двух девальваций банки просят о помощи / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.naviny.by  – Дата доступа: 12.11.2011г.

25

Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011 — Дата доступа 11.11.2011.

26

Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. — Мн.: БГЭУ, 2007. — 444с.

27

Желиба, Б.Н. Деньги, кредит, банки – Минск: МИУ. 2010. 388с.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12230. Определение роли банков в рыночной экономике 235.58 KB
  На сегодняшний день банковский сектор РФ подвергся серьезным изменениям. Современная ситуация на рынки банковских услуг не является стабильной. У большинства отечественных банков наблюдаются проблемы с наличием и распределением финансовых активов, неполадки с ликвидностью, снижение уровня доверия населения.
11433. Определение направлений современных глянцевых изданий и перспектив их развития 1.18 MB
  Влияние на молодых женщин и девушек развлекательных СМИ к которым относятся глянцевые журналы в настоящее время значительно. Валентинов в одной из статей окрестил современные глянцевые журналы для женщин Библией для девушек. Так называемые глянцевые журналы mgzine среди печатных СМИ являются аналогом модных развлекательных телеканалов. Все это имеет отношение и к производству и потреблению глянцевых журналов когда все более усиливается давление на аудиторию со стороны производителей рекламы.
19131. Аналитическая оценка финансового состояния и перспектив развития ОАО „Юждизельмаш” 153.63 KB
  Теоретические основы формирования стратегии выхода предприятия из кризиса. Сущность кризисной ситуации на предприятии; стратегия выхода предприятия из кризиса. Факторы которые обуславливают возникновение кризисных явлений и угрозу банкротства предприятия. Методика разработки антикризисной стратегии предприятия.
21257. Анализ текущего состояния и перспектив развития промышленного сектора экономики РФ 2.73 MB
  Один из таких разделов оперативная бизнес-статистика ОБС short-term business sttistics STS отрасль экономической статистики предназначенная для оперативного использования в бизнесе. Во-первых в отличие от развитых стран в России оперативная бизнес-статистика производится не целенаправленно для пользователей в среде бизнеса а рассматривается как вспомогательный материал для построения системы национальных счетов. Для достижения поставленной цели определены...
16182. Проблемы развития ресурсодобывающих регионов и оценка их роли в российской экономике 32.51 KB
  Проблемам развития ресурсных экономик, в том числе проблеме «проклятия природных ресурсов», в последние годы в литературе уделяется много внимания, особенно применительно к транзитным и развивающимся экономикам2, поскольку страны, наделенные богатыми природными ресурсами, и Россия в их числе
16575. Исследование состояния и перспектив развития аграрного сектора экономики с использование экономико-математического моделирования (на примере Смоленской области) 52.64 KB
  Введем три уровня экономики: макро уровень мезо уровень микро уровень. Можно сказать что макро уровень описывает состояние экономической отрасли некоторого региона в целом микро уровень описывает поведение отдельных предприятий мезо уровень представляет объединение ряда предприятий по определенному признаку. Поэтому основой для моделирования кризисного состояния должен быть мезо уровень. В проведении данного исследования предполагается разработка комплексной системы мер воздействия на совокупность сельскохозяйственных предприятий...
5033. Акционерные общества в современной России и основные факторы их развития на современном этапе в условиях перманентного кризиса национальной экономике 44.88 KB
  Акционерные общества в современной экономике играют значительную роль т. Задача же данной курсовой работы оценить роль акционерного общества на примере его деятельности и развития в России. Анализ материала в работе подчинен главной цели изучению и рассмотрению основ акционерного общества и его разновидностей.
19932. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 47.82 KB
  Сегодня качественно меняется мир, достижения научно-технического прогресса ускорили процессы интеграции человечества, возникла и стала популярной «теория глобализации». В этих условиях Россия, как и каждая другая страна, должна четко осознать свое место, что требует, безусловно, усилий ученых самых разных специализаций.
761. Проблемы развития банковской системы в Республике Казахстан 43.37 KB
  Возникновения банковской системы в Республике Казахстан. Основные этапы возникновения банковской системы. Банковская реформа суверенного Казахстана Современное состояние банковской системы в Республике Казахстан. Коммерческие банки основное звено банковской системы.
11691. СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 247.91 KB
  Важной задачей является описание методики по которой проведется анализ деятельности коммерческого банка. Далее необходимо провести тщательный анализ банковского сектора Российской Федерации на примере определенного коммерческого банка выявить основные направления совершенствования его деятельности и оценить ожидаемый эффект от предложенных мероприятий по его совершенствованию. Предметом исследования является функционирование банковской системы страны на примере деятельности ОАО ЮГИнвестбанка...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.