Проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне

Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов. Цель работы - проанализировать проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне. Основными задачами является следующие: - Выявить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на федеральном уровне; - Исследовать состояния рынка труда в России. Предметом исследований является...

2015-11-02

34.01 KB

44 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск



Введение.

Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства

Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов. Причины этого кроются, в недостаточно оперативной реакции системы профессионального образования на изменившиеся условия рынка, отсутствии маркетингового подхода к управлению деятельности большинства образовательных учреждений, в качестве подготовки определенной части выпускников учреждений профессионального образования, не отвечающей требованиям производства.

Особенно важны механизмы принуждения к исполнению законов. Эффективная правоприменительная практика способна сделать участников трудовых отношений более защищенными, позволяя, с меньшим риском инвестировать в человеческие ресурсы, заключать трудовые контракты, рассчитанные на долговременное сотрудничество. Государство необходимо предоставлять участникам рынка достоверную информацию, помогающую преодолевать информационную ассиметрию и снижать трансакционные издержки.

Цель работы - проанализировать проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне.

Основными задачами является следующие:

- Выявить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на федеральном уровне;

- Исследовать состояния рынка труда в России.

- Рассмотреть необходимость и способы государственного решения проблем.

Предметом исследований является экономические отношения, возникающие в процессе функционирования рынка труда, а объектом - рынок труда.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 1 Теоретические аспекты исследования рынка труда.

1.1 Теоретические концепции рынка труда.

Развитие рыночных отношений, активность государства в регулировании социально-трудовых отношений определяет развитие национального рынка труда в любой стране. Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка необходимо обратиться к дискуссии о том, что продается и покупается на этом рынке: рабочая сила или труд?

Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за него (называется это оплатой труда) [22, c.49].

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он включает следующие элементы:

- открытый рынок труда, состоящий из экономически активного населения, которое ищет работу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;

- скрытый рынок труда - лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или изменением его структуры могут быть высвобождены.

Элементы рынка труда.

К основным элементам рынка труда относятся: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; служба занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др.

Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель - наниматель, который может быть представлен разными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности (государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.).

Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств - ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др.

Важным условием реального функционирования рынка труда является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников [2, c.112-123].

Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:

- отношений между наемными работниками и работодателями;

-отношения между субъектами рынка труда и их представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

- отношения между субъектами рынка труда и государством.

Основные функции рынка труда:

-организация встречи работодателей и наемных работников;

-обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и между наемными работниками;

-установление равновесных ставок заработной платы;

-содействие решению вопросов занятости населения;

-осуществление социальной поддержки безработных.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда:

трудодефицитная- когда рынок труда испытывает недостаток в предложении труда;

трудоизбыточная- когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

равновесная- при которой спрос на труд соответствует его предложению.

Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики; отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технической базы; благосостояния; развития рынков товаров, услуг, жилья; состояния социальной и производственной инфраструктур. На конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и др. факторы.

Свобода найма и увольнения работников является основой конкурентоспособности. Поэтому важным условием формирования рынка труда является, с одной стороны, наличие множества работодателей, предлагающих рабочие места, а с другой - свобода конкуренции между работниками за наиболее привлекательные рабочие места.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить и выходить с рынка труда. Конкуренция - неотъемлемая составляющая механизма любого рынка.

Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Его составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, защиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда [8, c.563-571].

Сегменты рынка труда.

Первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, профессиональные технологии, система управления и т.п. Эти рабочие места занимают административно-управленческие и инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации.

Вторичному рынку труда свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации.

Причинами разделения рынка труда на сегменты являются различия в уровнях: экономической эффективности производства; социальной эффективности труда и производства.

Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внутренний и внешний рынки. Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия. Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли.

Открытый рынок рабочей силы охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.

Официально организованный рынок труда включает рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в Государственной службе занятости, и ученические места в системе формального профобразования.

Неофициальный рынок труда представляет ту часть спроса на труд, учебные места для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не охвачены услугами государственных органов трудоустройства и учебных структур формального образования.

Скрытый рынок рабочей силы образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе высокую долю вероятности потерять работу.

   Важнейший этап прогнозирования рынка труда - сопоставление названных показателей. На этой основе можно оценить фактическую и ожидаемую ситуацию на рынке труда, установить недостаток или избыток рабочей силы, а затем разработать систему мер по совершенствованию региональной занятости [19,c.236-243].

1.2 Роль рынка труда в развитии экономики.

Экономическая теория при исследовании общества человека берет за основу важные принципы о человеке, который является одновременно и производителем, и потребителем экономических ресурсов. Человек не только производит технику и технологию, но и определяет их методов использования. Новые товары производства, в свою очередь, обновляют и труд.

Практика истории человечества показала, что самый лучший интерес человека к труду, точнее, его стремление, осуществляется только на рынке, а именно на рынке труда. Рынок труда – это, в первую очередь, спрос и предложение на рабочую силу. Конечно, это очень необычный, можно сказать, особый рынок. При регулировании рабочей силы ее можно считать как противоположный метод административно-командному методу. Свободный труд – это основа выгодной экономики.

Рынку труда характерно собирать строго, отбирать безжалостно больше способных и деловых рабочих. Он не щадит ленивых, слабых и не способных трудиться. Рынок труда обеспечивает полную оценку рабочей силы, является причиной ее продвижения, динамики, энергичности. На рынке работает закон о спросе и предложении на рабочую силу, он определяет оплату на труд. Здесь встречаются продавцы и покупатели рабочей силы. Рабочие которые предлагают свою рабочую силу, трудоспособность являются продавцами. Коллективы рынка и бизнесмены являются покупателями рабочей силы. Одним словом, признание рынка труда значительно меняет способ соединения социально-экономической природы рабочей силы с ее оборудованиями производства. Сейчас, в нашем обществе, можно сказать, что научный скандал о природном товаре рабочей силы закончился. При условии действия рынка труда рабочая сила превратилась на товар, а соединять ее с оборудованиями производства научным способом – осуществляется при купле-продаже [11,с.221].

Существуют две стороны структуры производительности труда: рабочая сила или трудоспособность и потребительская сила или потребительская способность. Труд – услуга рабочей силы, а потребление – услуга потребительской силы. От этого рождается в человеке формирование трудоспособности, в том числе и потребительской способности.

В настоящее время на рынке труда происходит полная динамика рабочей силы, ее качественный и количественный состав всегда меняется. Эти ситуации выявляют изменение спроса на рабочую силу, то есть расширение производства, его развитие, системные изменения требуют высококвалифицированных специалистов-рабочих.

Рынок труда – это рынок ресурсов труда, который является товаром, цена равенства и количество этих ресурсов, определяются влиянием друг другу спросом и предложением. Рыночные агенты, то есть бизнесмены и трудоспособные люди – взаимосвязаны на рынке труда. Поэтому рынок труда является, по механизму спроса и предложении, экономической средой или натурой между экономическими агентами в результате конкуренции, который строится определенный объем занятости населения и степень оплаты труда.

Рынок труда помогает увеличить рентабельность производства, ускорить научно-технический прогресс, и при этом, значительно повышает степень жизни трудящихся. Рынок труда открывает дорогу к выбору места работы и бизнеса, формировке жизненного обычая, обеспечению экономической независимости человека. Рынок труда нуждается в непревзойденной ответственности, собранности. Государство лишается от обязанности каждому человеку готовить место работы, следовательно каждый человек добровольно может себе выбрать место работы. Обязанность государства, вместе с осуществлением благоприятной ситуации для трудящихся, осуществлять социальную помощь оставшимся временно без работы, максимально их поддерживать и защищать  [14, с.153].

Рынок труда – это динамичный рынок, имеющий очень склонный структурно-функциональный состав. Поэтому на рынке труда формируются определенные направления:

- выходящие из состава рабочей силы;

- входящие в состав рабочей силы;

- отказавшиеся от поиска работы;

- закончившие поиск работы;

- нашедшие работу и т.д.

Склонность этих людей описывает рыночную динамику рабочей силы в обществе. Во многих странах с развитыми рыночными отношениями рынок труда осуществляет отдельные меры охватом работой в разных группах, особенно для молодежи. Для этого принимаются и осуществляются специальные программы. С этой целью, с участием бизнесменов, выделяются заработные издержки для молодежи и государство берет на себя все расходы по подготовке профессиональной специализации молодежи.

Рынок труда имеет несколько особенностей. К созданию этих элементов относятся люди обладающие рабочей силой. К этим элементам относятся человеческие качества, такие как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и другие. Эти особенности значительно влияют на интересы людей, мотивации, степень трудовой активности и воздействуют на рынок труда, на его натуру. Главное различие труда от всех других производственных ресурсов – труд форма жизнедеятельности человека, форма осуществления его жизненных целей и интересов. Цена труда – не только дикий вид оценки ресурса, но и цена, стоимость жизнедеятельности, социального престижа, благополучия рабочих и их семей [10, с. 57-59].

Основой классической модели конкурентного рынка труда являются:

-многочисленные работодатели, описывающие интересы фирм и делающие спрос на труд;

-многочисленные рабочие, владеющие рабочей силой и делающие ее предложения.

Поведение субъектов на рынке труда бывает рациональным, оно определяется нацеленным достижением их интересов и находкой пользы. На рынке труда нет особых проблем для свободного действия этих субъектов. Рабочие места, предлагаемые работодателями и рабочая сила, предлагаемая рабочими не одинаковы. Количество и объем занятости измеряются рабочей единицей.

В заключении, рынок труда предлагает систему общественных отношении, соответственно между работодателем и работником. Существуют несколько определении понятии рынка труда, то есть рынок труда это:

- совокупность экономических отношении между спросом и предложением на рабочую силу на рынке труда;

- место пересечении различных экономических и социальных интересов и функции;

- взаимосвязь служащих (позициями предприятия).

При основе конкретной ситуации рынка труда рассматриваются новые способы и механизмы занятости населения.

Самое главное, это – увеличить активность населения. В этой сфере, мера государственных поддержек несколько расширилась, как с безработными и гражданами, имеющие плохие условия житья, так и программа обращает внимание на решение проблем работников. Особенно, преимущество дано для сельской молодежи, в том числе, осуществление этих программ показало необходимость корректировки государственного регулирования на рынке труда.

Рынок труда – это система экономических отношении связанных с куплей-продажей рабочей силы (трудоспособность человека) в виде товара. Рынок труда влияет без слов на рост престижа высококвалифицированного труда, превышается требование на рабочих и на качество труда рабочих, между объектами и субъектами рынка труда возникает прочная связь. В связи с развитием рынка развиваются и элементы рынка труда, такие как субъекты, объекты, конъюнктура и инфраструктура и при этом помогут дать успешные результаты [22, с.71-74].

1.3. Государственное регулирование рынка труда.

 

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимализирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственно его регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основные 2 типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном  секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.[4, с.416]


2.Особенности рынка труда в России.

2.1 Анализ современного состояния занятости населения в России.

В нашей стране безработица – одна из главных проблем, как населения, так и правительства. Число соискателей растет каждый год. Каким будет рынок труда в России 2014 года?

Государственная статистика сделала выводы, что к концу 2013 года из числа работоспособного населения более 4 млн. человек – безработные. В службах занятости зарегистрировано меньше 1 млн. ищущих работу, а пособие по безработице получают еще меньше людей.

Некоторые российские граждане уезжают на работу в другие страны: Китай, Турцию, Италию. Женщины, кроме работы, ищут семью за рубежом, а мужчины приобретают опыт для развития собственного бизнеса.

Массовые сокращения планируются в сфере железнодорожного обслуживания. Но компании авиаперевозок говорят о дефиците пилотов и технических специалистов.

Банки для себя не видят кризиса, они могут даже увеличить зарплату своим работникам. Среди банков существует своя большая конкуренция, кто ее не выдерживает – уходит с рынка финансовых услуг.

Большим спросом пользуются инженеры высокой квалификации, менеджеры по продажам, толковые управляющие кадры, специалисты по ИТ-технологиям.

Предприятия России не увеличивают количество рабочих мест по ненадобности. Они также не хотят рисковать увеличением и расширением производства из-за прогнозов мирового кризиса.

Работодатели учитывают особенности российского рынка труда в настоящее время и по-своему пользуются этим. Так как конкуренция среди желающих устроиться на работу большая, работодатели уменьшают уровень зарплаты и ставят ограниченные требования кандидатам. Поэтому бывает, что хорошие специалисты соглашаются работать за минимальную зарплату.

Трудности безработицы:

По результатам опроса работодателей крупных предприятий, можно сделать вывод: найти работу в 2014 году будет сложнее. Большая часть компаний призналась, что новых сотрудников нанимать не собирается. Они предпочитают развивать профессионализм уже имеющегося персонала, если возникает необходимость.

В стране предвещают проблемы неполной и избыточной занятости в некоторых сферах российского рынка труда в будущем году. Например, в машиностроении большинство секторов работали неполный рабочий день или неполную неделю. А вот работники торговли превышают норму рабочего времени.

Причины безработицы:

Наука выделяет такие виды безработицы:

добровольная – нежелание работать за низкую зарплату;

вынужденная – есть желание работать, но нет возможности найти работу;

циклическая – периодические спады производства отдельной отрасли в стране или регионе;

сезонная – вынужденная безработица населения, занятого в сезонных работах, из-за характеристик производства;

технологическая – зависит от внедрения новых технологий и механизмов (машины заменяют людей) или их недостаток на производстве (нужно больше работников);

маргинальная – безработица среди молодежи, женщин, инвалидов, студентов;

скрытая – официально занятое население, которое фактически не работает;

зарегистрированная [1, c.213].

По сравнению с декабрем 2013г. численность занятого населения в январе 2014г. уменьшилась на 461 тыс.человек или на 0,7%, численность безработных - на 10 тыс.человек, или на 0,2%. По сравнению с январем 2013г. численность занятого населения сократилась на 283 тыс.человек, или на 0,4%, численность безработных - на 297 тыс.человек, или на 6,6%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 931 тыс.человек, что на 1,5% больше по сравнению с декабрем 2013г. и на 13,2% меньше по сравнению с январем 2013 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в январе 2014г. более 74% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в январе 2014г. составила 22,6%, среди безработных женщин - 29,9%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в январе 2014г. его использовали 61,9% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали треть безработных.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в январе 2014г. составил 36 лет. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,5%, 20-24 лет - 19,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,5%) и 20-24 лет (12,5%). По сравнению с январем 2013г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - уменьшился на 1,2 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2014г. составил 14,2%, в том числе среди городского населения - 12,1%, среди сельского населения - 19,8%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,6 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Продолжительность поиска работы.

Среди безработных 33,6% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 36,3%, среди городских - 23,9%.

Наличие опыта работы. 

В численности безработных 23,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2014г. их численность по сравнению с январем 2013г. уменьшилась на 219 тыс.человек, или на 18,2% и составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,7% составляет молодежь до 20 лет, 47,4% - от 20 до 24 лет, 17,1% - от 25 до 29 лет.

В январе 2014г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 26,5% (в январе 2013г. - соответственно 18,6% и 25,6%) [24].

Безработица по федеральным округам.

 Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Российская экономика пребывает в состоянии кризиса. Рыночные взаимоотношения в стране в последние годы вызывают увеличение числа безработных. Большая часть экономически активных граждан не имеют постоянного места работы. Полностью избавиться от безработицы никому в мире не удалось. Можно только снизить ее количество. Как можно улучшить рынок труда в России, современное состояние и перспективы развития которого находятся не в самом выгодном положении?

Методы снижения числа незанятого населения:

- усовершенствование программ, которые помогают в поисках работы;

- организация профсоюзов;

-введение уровня эффективной заработной платы, которая превышает     рыночную оплату труда;

- материальная помощь или поощрения работодателю, активно помогающего -снизить безработицу в стране;

- создание рабочих мест молодому поколению;

- контроль над уровнем заработной платы и ее занижением на предприятиях;

- обучение новым специальностям и профессиям;

- стимулирование самозанятости населения;

- поддержка и развитие нетрадиционной занятости;

- усовершенствование работы бирж труда.

Методы снижения числа безработных должны быть нацелены на поддержку населения в поиске места работы, помощи в переподготовке кадров, а также на существенное снижение уровня незанятого населения.

Безработные обязаны и сами активно искать себе место работы, кроме того, что этому будет способствовать государственная программа. В поиске помогают объявления, участие в конкурсах, рекрутинговые агентства, биржи труда, знакомые и родственники.

Недавно был принят закон для недопущения дискриминации на рынке трудоустройства. В объявлениях о поиске сотрудника работодатель не имеет права указывать на какие-либо ограничения кандидата: возраст, цвет кожи, пол, место жительства, религию, семейное положение.

Основные последствия низкой занятости населения:

- снижается прибыльность;

- медленная активность работника после длительной безработицы;

- низкое развитие экономической стороны жизни людей;

- снижается уровень психического комфорта граждан;

- недоверие правлению страны;

- теряется уровень квалификации специалистов;

- снижается ВВП государства;

- увеличивается уровень налогообложения работающего населения;

- растет уровень криминальных нарушений.

Экономические, психологические и социальные последствия высокого уровня безработицы говорят о том, что она негативно сказывается на состоянии и развитии целой страны. Необходимо не только устранять последствия, но и проводить профилактические мероприятия для минимизации незанятого населения.

Исследования рекрутинговых компаний выдали пятерку наиболее нужных профессий на рынке труда в 2014 году:

Квалифицированные работники. На них спрос не падает последние годы. Это сварщики, токари, электромонтажники.

Врачи. Катастрофически не хватает опытных медицинских работников, особенно стоматологов.

Инженеры. Такие кадры всегда в цене. Они нужны как на производствах, так и в строительных компаниях.

Программисты. Быстрое развитие компьютерных технологий приводит к дефициту хороших программистов.

Топ-менеджеры. Это руководители: генеральные директора, управляющие, менеджеры по развитию в крупных компаниях и холдингах.

Низким спросом будут пользоваться такие специальности, как государственные служащие и работники СМИ.

В период быстрых изменений практически во всех сферах никакая система обучения не успеет за изменениями рынка труда. Может так случится, что для того, чтобы быть нужным специалистом, необходимо будет учиться почти всю жизнь.

Современный рынок труда в РФ – показатель национального благосостояния, стабильности и экономического развития страны. В эпоху постоянных перемен возникают новые требования к квалификации работников, уровню подготовки специалистов, возникает острая конкуренция между соискателями.

Востребованные и квалифицированные работники в России распределились по всех областях деятельности, хотя наиболее развита сфера компьютеризации. Работодатели постоянно ищут хороших системных администраторов, программистов. Наблюдается излишек менеджеров. Специалисты по изучению рынка труда прогнозируют, что специалисты, в которых сегодня наблюдается дефицит, будут востребованы и через 5 лет.

 В Краснодаре уровень безработицы составляет 0,2%, это один из самых низких показателей среди других городов страны, сообщили на пятидесятом заседании Совета директоров на общественных началах.
По состоянию на 1 января 2013 года в столице Кубани насчитывалось 1063 официально зарегистрированных безработных, что на 21,2% меньше, чем на начало января 2012 года.
За минувший год в городе на 5 тыс. выросло число предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Сегодня в краевом центре работают 67 тыс. субъектов малого бизнеса, также увеличивается и число работников по найму, передает официальный
портал администрации Краснодара. 
Как
сообщали ЮГА.ру, средняя заработная плата в столице Кубани за 2012 год увеличилась на 19% и превысила 29 тыс. рублей [23]

2.2 Проблемы занятости населения в России .

Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы [5, с.128].

Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам.

Различают:

- рынок труда молодежи.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

- рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.

- рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.

Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.

Под гибкими формами занятости понимаются:

- занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.

Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.

- занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

- самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.

2.3 Современная политика регулирования занятости в России.

 

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

В программе содействия занятости населения предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на: обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения; переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений; достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест; предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда; создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; рост мобильности трудовых ресурсов [13, с. 84]

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится: преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени; сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду [13, с. 169]

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие

Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макро уровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:

1. Жилищного, транспортного и производственного строительства;

2.Государственных (в том числе муниципальных и других) закупок продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;

3.Предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти

На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д. [17, c. 134]

Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

  Заключение.

Рассмотрев данную работу можно сделать определенные выводы по регулированию рынка труда и занятости, как по всей России.

Институциональная среда российского рынка труда способствует массовым злоупотреблением работодателей, реальная власть которых над работниками проявляется не только в занижении заработной платы, но и в консервации скверных условий занятости; в ухудшении положения работников по сравнению с правилами, зафиксированных в трудовом законодательстве.

Решение большинства сегодняшних проблем российского рынка труда связано с совершенствованием его институтов, улучшением их взаимодействия, повышения качества институциональной среды в целом

Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать, как минимум пять основных подпрограмм:

- стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;

- создание общественных работ для безработных;

- содействие найму;

- социальная поддержка безработных;

- регулирование международной миграции кадров.

При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.

Своеобразие российского рынка труда, заключается в том, что жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Элементами подобного механизма должны быть судебная система, надзорные органы исполнительной власти, профсоюзы, репутационные механизмы, привлечение работников к участию в руководстве, средства массовой информации, протестная активность самих трудящихся и их готовность к увольнениям с предприятий, систематически нарушающих законы и контракты.  

В целях дальнейшего развития повышения качества и эффективности обучения и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда и быстрейшего трудоустройства будут использованы как традиционные, так и инновационные направления и формы работы, среди них:

- повышение статуса профессионального обучения, как преобладающего инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;

- обеспечение возрастания роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство;

- внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества учебного процесса и конкурентоспособность граждан на рынке труда.


Список литературы и источников :

1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2005 C.427.

2 Боровик В. С. Занятость населения: учеб. пособие для вузов / В. С. Боровик Е. Е. Ермакова В. А. Похвощев. Ростов Н/Д : Феникс, 2001 С.230

3 Викторов И.С., Макашева А.Ж.  «Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения»// Трудовое право» -август 2004г. С214

4 Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев. Формирование рынков труда. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2004 -C.416

5 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – С.386

6 Гуськова И.В.  Трансформация рынка труда изд. НИМБ  2011г. С.290

7 Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.-С.278

8 Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. М. : Экономистъ, 2004 С.658

9 Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда //   Вопросы экономики №1-2006 . С 216

10 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ Дж. М. М.: Гелиос АРВ, 2002. С.315

11 Маркс К. Капитал// К. Маркс, Ф.Энгельс// соч. 2-е издание. Т1 С.221

12 Н.И. Саталкина  История экономического анализа: учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. С.462

13 Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда(практическая макроэкономика труда) 2007г C. 321.

14 Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения //Соч. Т. 1 С.326

15 Руденко Г.  Формирование рынков труда / Экзамен-2004г С.317

16 Рынок труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Н. Шлендера. М., 2004. С.153

17 Соколовский П.М. Программы содействия занятости.// Экономист - 2005, №5, С.251

18 Трудовой кодекс Российской Федерации.М.: издательско-книготорговый центр « Юринформ», 2002 С.224

19 Шлендер П.Э Экономика труда: учебник для вузов / П. Э. Шлендер, Ю. П. Кокин. М. : Юристъ, 2002  С.423

20 Юзвович Л.И. Влияние фискальной и денежно-кредитной политики на инвестиционную активность субъектов экономических отношений / Л. И. 21 Юзвович // Финансы и кредит. - 2010 № 4 С.328

22 Яллай В.А.  Макроэкономика. Учебное пособие / Псков, ПГПИ, 2003,с.215

23 http://www.yuga.ru/news/287322/

24 http://www.rosbalt.ru/business/2014/03/20/1246582.html

                                                                              33



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14458. Экономико–правовое регулирование рынка труда и занятости населения краснодарского края 120.78 KB
  Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
14824. Территориальное разделение труда и воспроизводственный процесс на региональном уровне 27.93 KB
  Они позволяют наиболее рационально организовать производство сокращают затраты живого и прошлого труда сводят к минимуму отходы производства и потери сырья уменьшают транспортные расходы. Общественное разделение труда обычно подразделяется на общее частное и единичное. При этом первые два вида относятся к разделению труда внутри общества а третий является формой организации трудовых процессов внутри предприятия.
3716. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 40.34 KB
  Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования
11169. АНАЛИЗ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ КГКУ «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО Г.ЗАРИНСКУ» 670.42 KB
  Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
17225. Деятельность государственных органов по решению проблемы занятости населения 1.36 MB
  Занятость населения выступает как макро- и микроэкономическая категория, так как механизм и инструментарий достижения ее оптимального уровня формируются в масштабе страны, регионов и внутри фирм. Число видов субъектов отношений занятости возросло. Если в советской системе к таким субъектам относились потенциальные работники и главный работодатель - государство, то в рыночной экономике уровень и структуру занятости стали определять также частные компании
16992. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 22.42 KB
  Такое явление как инфляция присуще всем экономическим системам. Стабильно низкое значение инфляции является одним из важнейших критериев финансовой стабильности любой экономической системы. Однако даже при достаточно высоком но стабильном и ожидаемом значении инфляции экономика может интенсивно расти. В этой связи особенно востребованным становится разработка методики моделирования и прогнозирования инфляции.
15700. Совершенствование системы социальной защиты инвалидов, на примере Министерства труда, занятости и социальной защиты населения г. Казань 542.26 KB
  Принципы провозглашенные в Конвенции являются отправной точкой для построения внутригосударственной системы норм в области социальной защиты прав инвалидов. Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических правовых мер и мер социальной поддержки обеспечивающих инвалидам условия для преодоления замещения компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Меры социальной поддержки в первую очередь включают...
16917. Методические и практические аспекты оценки инвестиционной активности на региональном уровне 154.29 KB
  Отсутствие единой методики оценки региональной инвестиционной активности связано с неоднозначностью самого понятия инвестиционная активность. Гришиной развитие и интенсивность инвестиционной деятельности в регионе характеризующиеся объемом и темпами привлечения инвестиций в основной капитал региона [2. Все методики оценки региональной инвестиционной активности условно можно разделить на две группы: 1 оценка инвестиционной активности по отдельно взятым показателям характеризующим объемы темпы и структуру инвестиций в основной капитал в...
17820. Проблемы функционирования рынка труда в России 66.88 KB
  Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.
16666. Оценка опыта применения программ социально-экономического развития на региональном уровне в 1999-2008 годах 14.43 KB
  Программы социально-экономического развития относятся к широко применяемым инструментам управления субъектами РФ и муниципальными образованиями в современной России. Анализ нормативной правовой базы субъектов РФ в части применения целевых программ свидетельствует о значительных различиях в подходах к использованию программ социально-экономического развития. Применение программ социально экономического развития регламентируется...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.