Основные направления и анализ совершенствования рынка труда

Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. В его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства рабочей силы. Именно он определяет эффективность использования труда наемных работников. Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом

2015-11-02

62.54 KB

24 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


   

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Глава 1. Теоретические основы, аспекты, понятия рынка труда.

[4] 1.1. Сущность и модели рынка труда.

[5] 1.2. Законодательная база, регулирующая рынок труда

[6] 1.3. Влияние безработицы на активность трудовых ресурсов.

[7] Глава 2. Основные направления и анализ совершенствования рынка труда.

[8] 2.1. Региональный рынок труда как  часть национального рынка труда.

[9] 2.2. Направления решения выявленных проблем в сфере занятости на рынке труда омской области.

[10] 2.3. Социальное партнерство – будущее рынка труда в Омской области.

[11] Глава 3. Тенденции развития рынка труда в Омской области.

[12] Заключение

[13] Список литературы:

Введение

Проблема формирования нового качества трудовых отношений в условиях капитализации российского общества относится к числу самых актуальных. Это обусловлено необходимостью решения вопросов социального порядка как основы динамического развития страны на базе частной собственности, плюралистической политической и экономической демократии, происходящих сертификационных изменений, развития гражданского общества. Их решение зависит от согласования связей и взаимодействий функциональных групп интересов, ориентированных на сотрудничество и социальное партнерство ключевых сил общества – государства, капитала и труда.

Группы интересов обуславливают коллективную активность людей в поиске путей, способов их выражения, защиты и реализации с учетом определенных норм, обязанностей и ответственности. Тем самым группы интересов определяют характер содержания и направленности проявлений общественных отношений в рамках от сотрудничества до противоборства субъектов социальных действий между собой и с властными государственными структурами.

Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. В его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства рабочей силы. Именно он определяет эффективность использования труда наемных работников. Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом1.

Таким образом, объектом курсовой работы является рынок труда как основа взаимодействия различных групп населения для удовлетворения своих трудовых желаний.

В качестве предмета определяем рынок труда систему определенной проблематики в образе формирования и развития.

Выделенный предмет предопределяет следующую постановку цели: рассмотреть систему рынка труда в сфере трудовой занятости.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1)  Определить теоретические основы, аспекты и понятия рынка труда.

2) Проанализировать основные направления совершенствования рынка труда.

3) Сформулировать тенденции развития рынка труда.

Перед современным российским обществом стоит задача полномасштабного инновационного социального развития. Во взаимодействии органов государственной власти и общественных объединений сегодня достигнут определенный позитивный уровень. Таким образом, специфика  данной курсовой работы заключается в обосновании решений по регуляции трудовых отношений на рынке вакансий.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что она способствует формированию институтов гражданского общества, развитию демократических процедур принятия решений, как на уровне организаций, так и на уровне общества в целом.

Материал рассматривается в синхронном аспекте. При сборе и систематизации материала используется метод социологического наблюдения – постепенного, внимательного изучения, проверки направлений рынка труда, а также метод объяснений и обобщений фактов.

Глава 1. Теоретические основы, аспекты, понятия рынка труда.

1.1. Сущность и модели рынка труда.

Понятие «рынок» многогранно. В общем виде это понятие включает, во-первых, систему отношений между продавцами и покупателями; во-вторых, рынок – это пространство (географическое или экономическое); и в-третьих, рынок подразумевает наличие механизма, сводящего вместе продавца и покупателя. Существует и функционирует множество рынков2.

Теоретический фундамент учения о рынке был заложен представителями классической школы в экономической науке.

И только в конце XIX века и в XX веке теория рынка труда приобрела свое многообразие и стала развиваться достаточно активно.

Исходя из общего понимания, рынок труда представляет собой систему общественных отношений, связанных с наймом и предложение рабочей силы (труда), то есть с ее куплей и продажей. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ; работники, в свою очередь, продавая рабочую силу (труд), обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности – денежного эквивалента за рабочую силу (труд).

Рынок труда – это соотношение между спросом и предложением рабочей силы (труда), складывающееся под воздействием совокупности социально-экономических, демографических, политических и региональных факторов и условий территории3.

Исходя, из данного определения рынка, устанавливаются основные части, которые принято называть элементами рынка. К ним относятся:

- стороны рыночных отношений, или субъекты рынка: работодатели или их представителя и ищущие  работу люди;

- правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;

- конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения труда, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;

- службы занятости населения (центры, биржи, бюро);

- инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы;

- системы социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;

- альтернативные временные фирмы, обеспечивающие занятость: общественные работы, надомный труд, сезонные работы4.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда.

Функции рынка труда:

- социальная - заключается в обеспечении уровня доходов, необходимого для нормального благосостояния и воспроизводства рабочей силы;

- экономическая - заключается в рациональном распределении, использовании и регулировании труда;

- стимулирующая - способствует развитию конкурентоспособности его участников, как наемных работников, так и работодателей.

В самом общем виде механизм функционирования рынка труда таков: наемные работники предлагают труд, а работодатели осуществляют на нее спрос. В зависимости от соотношения спроса и предложения труда формируется ее рыночная цена - заработная плата5.

В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется один из прочих производственных ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда.

В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как все прочие рынки действуют на основе ценового равновесия, то есть основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно модели ценового равновесия, индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

Рис. 1. Классическая модель рынка труда

Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия.

Кейнсианская модель, в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не меняется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена по данной концепции не является регулятором рынка, такой регулятор должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может данное неравновесие ликвидировать.

Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (прежде всего М.Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу, более того из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некого естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

Еще один распространенный подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов. Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь пролеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных и демографических групп.

И, наконец, в марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов, лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. В силу этого марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняются общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, в то же время активно влияет на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товаров рынка. Регулятором здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда действуют ряд факторов, влияющих как на предложение рабочей силы, так и на спрос на нее. Так, предложение рабочей силы определяется в первую очередь факторами демографическими — уровнем рождаемости, темпами роста трудоспособного населения, его половозрастной структурой.

Помимо демографического, важным фактором динамики рынка является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения. Например, быстрое вовлечение женщин в состав рабочей силы, обусловленное активизацией их социальной роли, привело к росту предложения рабочей силы6.

Теория рынка труда помимо моделей различает типы этих рынков. Среди типов выделяют внешний, или профессиональный рынок труда, и внутренний, или внутрифирменный рынок.

Внешний, или профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий или специальностей, в которых нуждаются многие предприятия. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, то есть он предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое.

Система профессиональной подготовки на этом рынке труда ориентирована на законченную профессиональную подготовку работников, которые могут быть использованы на различных предприятиях и в разных отраслях.

На внешнем рынке действуют отраслевые профсоюзы, объединяющие работников отдельных отраслей. Внешний рынок труда обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие, но он же продолжает безработицу.

Внутренний рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной должности (работы) на другую в пределах одного предприятия. Это перемещение может происходить по горизонтали – переводом на другое рабочее место (без повышения должности и без изменения квалификации) и по вертикали – переходом с повышением в должности или ростом квалификации. Внутренний рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретной организации с учетом его особенностей. Предприятие, если нет против этого каких-то серьезных причин, заинтересовано в сохранении людей, знающих специфику его производства. Поэтому развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров, но, увы, не на качество выполняемой работы7.

Таким образом, рынок труда представляет собой форму взаимодействия многообразных субъектов рынка, позволяющих им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации.

1.2. Законодательная база, регулирующая рынок труда

В современной экономической науке не прекращаются споры о масштабах государственного присутствия в рыночной экономике. В настоящее время в России развивается сфера услуг, внедряются новые информационные и инновационные технологии, позволяющие значительно увеличить производительность труда работников. Изменения в структуре экономики неизбежно вызывают изменения в структуре занятости населения, в развитии социального партнерства, в отношении к роли государства и профсоюзов на рынке труда. Особенно это заметно в региональном разрезе. С одной стороны, выделяются регионы с устойчивой экономической системой, аккумулирующие значительную часть финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов страны.

Агломерации становятся центрами притяжения рабочей силы, научными и инновационными центрами, полюсами экономического роста. С другой стороны, появились регионы-аутсайдеры, неспособные самостоятельно развиваться без помощи федерального центра, характеризующиеся большим оттоком трудовых и материальных ресурсов. Таким образом, при выборе инструментов государственного регулирования рынка труда в субъектах Российской Федерации необходимо учитывать территориальный фактор.

Применительно к рынку труда правильнее говорить именно о его регулировании со стороны государственных органов, а не о государственном управлении. Это обусловлено тем, что воздействие со стороны органов государственной власти на региональный рынок труда не должно быть постоянным, оно должно осуществляться только в том случае, если в этом есть необходимость, и быть направлено, лишь на отдельные параметры данного рынка8.

Регулирование развития всех экономических процессов обычно осуществляется на макроуровне. Это касается и сферы занятости, и государственного регулирования рынка труда. Трудовое партнерство регулируют ряд федеральных законов.

С точки зрения стабилизации занятости органы государственной власти должны активизировать экономическую политику, направив при этом основные усилия на стимулирование производства, улучшение его ресурсного обеспечения, вовлечение в хозяйственный оборот внутренних ресурсов предприятий и фирм. Обеспечение гарантий занятости, содействие в трудоустройстве, развитие системы профессионального образования, предоставление мер социальной поддержки в период вынужденной временной незанятости также относится к компетенции государства.

Государственная политика в области труда должна корректироваться по мере продвижения к рынку. Закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе нет и не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы  занимают свое место в структуре общества, в том числе и в его экономической подсистеме9.

Традиционно регулирование рынка труда в Российской Федерации осуществляется в виде принятия нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы занятости, то есть преимущественно административными методами. Как справедливо было отмечено Л.И. Алонкиной, «в России регулирование рынка труда до сих пор не получило адекватного современному уровню социально-экономического развития отражения в правительственных документах и федеральных законах. Существующая нормативно-правовая база пока не образует целостной системы»10

. Органы государственной власти Российской Федерации задают основные направления в сфере регулирования рынка труда, которые находят свое продолжение в законотворческой деятельности региональных органов государственной власти. За органами государственной власти субъектов Федерации закреплены значительные полномочия в вопросах регулирования занятости, в пределах которых они самостоятельны, главное, чтобы их решения не противоречили федеральному законодательству и не ухудшали положения экономически активного населения. Однако такая законотворческая самостоятельность региональных властей в вопросах регулирования рынка труда приводит к значительной дифференциации субъектов Федерации по степени государственного вмешательства в функционирование рынка труда. В одних регионах сильно развито законодательство в сфере труда и занятости, в других — практически отсутствует. Означает ли это, что в тех субъектах Российской Федерации, где принято значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, рынок труда функционирует более эффективно (близок к состоянию полной занятости), и, напротив, в регионах, где законодательство в сфере занятости почти не разработано, рынок труда разбалансирован и характеризуется высокой напряженностью? В этой работе мы представим свою точку зрения по данному вопросу.
Степень присутствия государства на рынке труда существенным образом зависит от действия ряда экономических факторов (сложившегося уровня оплаты труда; величины ВРП; структуры экономики региона; развития инновационного сектора экономики; объема и структуры инвестиций; развития предпринимательства), социально-демографических факторов (развития социальной инфрастуктуры; численности постоянного населения; половозрастной структуры населения; естественного и миграционного движения населения; уровня урбанизации экономики региона), политических факторов (представления региональных властей о границах государственного присутствия в экономике) и национальных особенностей организации хозяйственной жизни конкретного региона
11. 

До принятия Трудового кодекса РФ федеральные представительные органы государственной власти в создании правовой базы рынка труда шли по пути регламентации отдельных его элементов.  Во многих субъектах РФ за прошедшие десятилетия были приняты законы, рассматривающие рынок труда как систему.  Тенденция рассмотрения рынка труда в широком смысле – как системы связей, сотрудничества не только в сфере занятости, но наряду с ними и в иных сферах – между общественными организациями, социальными группами12. Действительно, механизм, принципы рынка труда в трудовых отношениях могут быть перенесены и в иные сферы общественного бытия.

Таким образом, в целях согласования интересов работников, работодателей и государства по проблемам регулирования социально-трудовых отношений федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления обязаны обеспечивать условия и законодательную базу для участия соответствующей комиссии в разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития в сфере труда, то есть законодательное регулирование обеспечивает только правовые рамки взаимодействия сторон.

1.3. Влияние безработицы на активность трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы являются главой производительной силой общества. К ним относится трудоспособное население, которое обладает физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для производства материальных благ или работы в непроизводственной сфере. Прежде всего это население трудоспособного возраста: мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II  групп, а также неработающих лиц трудоспособного населения, получающих льготные пенсии.

Качество трудовых ресурсов характеризуется следующими показателями: общая, профессиональная трудоспособность и трудовой потенциал работника.

Общая, профессиональная трудоспособность предполагает наличие у работника физических, психических, возрастных и других качеств, определяющих способность человека к труду, требующему специальной подготовки.

Профессиональная трудоспособность – это подготовленность к квалифицированному труду определенной профессии. Она формируется в результате специального обучения и подготовки. В настоящее время из-за необдуманных преобразований и спада производства в 90-х годах прошлого столетия в наиболее перспективных отраслях российской экономики остались не востребованной обществом профессиональная трудовая способность многих категорий высококвалифицированных работников отечественного машиностроения и оборонных комплексов.

Одной из главных качественных характеристик трудовых ресурсов является трудовой потенциал. Это понятие включает в себя совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность:

- физические и психические возможности работников;

- объем и уровень общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, характеризующих способность к труду конкретной квалификации;

- уровень сознания и ответственности, интересов и потребностей работников13.

Понятие «использование рабочей силы» имеет широкий смысл и включает в себя наряду с занятостью распределение трудоспособного населения между отраслями и сферами производства на территории страны, а также эффективное использование рабочей силы непосредственно на производстве.

Категория «занятость» выражает лишь одну из сторон производственных отношений по поводу включения работника в конкретную организацию на определенное рабочее место.

С позиции законодательства Российской Федерации занятым населением считаются трудоспособные граждане, которые:

- работают по найму;

- имеют оплачиваемую работу, но временно отсутствуют в связи с болезнью или отпуском;

- самостоятельно обеспечивают себя работой (предпринимательство, фермерство);

- проходят военную службу;

- обучаются на очных отделениях учебных заведений14.

В настоящее время в кадровом менеджменте различают следующие виды безработицы: фрикционная, институционная и вынужденная.

Фрикционная безработица определяется людьми, которые, покинув прежнее рабочее место, находятся в процессе перехода на новое место работы.

Институционная безработица может рассматриваться как добровольное увеличение срока поиска работы. Этот вид безработицы порождается институтом социальной защиты безработных ( в России почти не развит) и несовершенной налоговой системой (чем выше ставки подоходного налога и ниже доходы работников, чем меньше разница между трудовым доходом и социальными пособиями, тем меньше у безработных желание трудиться).

Вынужденная безработица подразделяется на:

- технологическую, которая обусловлена переходом к новым технологиям и новым поколениям техники, что требует более высокого уровня квалификации или перепрофилирования;

- структурную, которая связана с масштабными структурными пересройками экономики, закрытием устаревших предприятий;

- конверсионную, которая возникает при сокращении занятых в военных отраслях промышленности и армии;

- экономическую, которая вызвана конъюнктурой рынка в конкурентной борьбе;

- сезонную, которая характерна для отраслей, зависящих от природно-климатических условий;

- маржинальную, которая проявляется среди слабо защищенных слоев населения, обычно молодежи и женщин, ищущих работу после перерыва в работе в связи с уходом за малолетними детьми15.

Самой многочисленной безработной категорией на сегодняшний день является молодежь. По данным статистических источников молодежь до 25 лет составляет примерно 50% от всего числа безработных16. Молодые люди обычно осуществляют поиск работы через родственников и друзей, через службу занятости, агентства по найму. Многие самостоятельно ведут активный поиск работы. При этом важно суметь правильно представить себя работодателю, оценить свои возможности и способности, правильно составить резюме17.

Таким образом, влияние безработицы на трудовые ресурсы в российской Федерации довольно значительное. Российский рынок труда переполнен специалистами, но найти себе рабочее место оказывается не так-то просто, так как выпускники учебных заведений, не имея никакого опыта в предполагаемой области деятельности, пытаются пройти именно на высокооплачиваемые места. Поэтому очень часто терпят фиаско. Возможность себя правильно оценить и преподать проявляется не у всех соискателей работы, так как долгое ожидание собеседования доводит обычного молодого соискателя до изнеможения.

Вывод

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, связанных с наймом и предложение рабочей силы (труда), то есть с ее куплей и продажей. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ; работники, в свою очередь, продавая рабочую силу (труд), обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности – денежного эквивалента за рабочую силу (труд).

Вся трудовая деятельность сотрудников организации или предприятия подкрепляется трудовым кодексом, а для соискателей нового места работы тоже действует законодательство, обеспечивающее подбор и организацию обучения для подходящей работы.

Основной проблемой рынка труда является безработица, которая постепенно разрастается до небывалых размеров. Увеличению безработицы обычно способствуют различного рода кризисы, но в последнее время стал наблюдаться рост безработицы из-за так называемого пособия по безработице, который почти приближен к прожиточному минимуму, а это провоцирует ленивые трудовые ресурсы не работать.

Глава 2. Основные направления и анализ совершенствования рынка труда.

2.1. Региональный рынок труда как  часть национального рынка труда.

В основе рыночной экономики лежат факторы производства, обеспечивающие формирование народнохозяйственного рынка и взаимосвязанных его сегментов – рынков факторов производства, которые представляют собой институты, существующие для облегчения процессов обмена. Ключевым среди них является рынок труда.

Рынок труда выступает неотъемлемой частью рыночной экономики. Состояние национального и регионального рынков определяется соотношением двух главных компонентов: предложения рабочей силы и спроса при кризисе или спаде их число сокращается. Также на формирование спроса влияет структура экономики, политика государства в сфере занятости, так как государство выступает в качестве регулятора рынка труда, при этом как крупный работодатель.

Предложение рабочей силы зависит от динамики численности населения. Для России, также как и для других стран мира, располагающих большой территорией, характерны существенные региональные различия в протекании социально-экономических процессов, что создает объективные предпосылки для выделения в структуре национального рынка труда региональных рынков труда и формирует условия для учета особенностей их развития в процессе управления социально-трудовой сферой18.

Регион - это часть территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, исторических, национальных, культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъектов Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В любом случае данная территория должна характеризоваться целостностью, комплексностью, специализацией и управляемостью.

Рынок труда в регионе - это система правовых, социально-экономических и трудовых отношений в рамках социального мира и согласия, возникающих между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций, на основе спроса и предложения по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, социальной защиты и поддержки. Для современной России характерны достаточно большие различия в развитии региональных рынков труда. Оценка регионального рынка труда может осуществляться по следующим показателям: уровень экономической активности населения, уровень занятости населения; уровень общей безработицы; уровень регистрируемой безработицы; доля безработных, ищущих работу двенадцать и более месяцев, в общей численности безработных; доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации; коэффициент напряженности на рынке труда, исчисленный как отношение общей численности безработных к количеству вакансий. С использованием метода ранжирования территорий по значениям каждого их этих показателей можно рассчитать для каждой территории общий показатель и сопоставить его с общим показателем по России.

Несмотря на некоторые положительные тенденции, коренного перелома на региональных рынках труда не произошло. Недостаточное развитие в ряде субъектов Федерации общественных работ, временной занятости несовершеннолетних граждан, новых технологий взаимодействия с работодателями по повышению мобильности рабочей силы, малого бизнеса и предпринимательства не позволяют обеспечить высокие темпы реализации региональной политики регулирования рынка труда.

Необходимо отметить, что при разработке конкретных мер региональной политики на рынке труда, учитывают не только количественные различия в уровне социально-экономического развития рынка труда, но и основные факторы, обусловившие эти различия: наличие у региона внутренних резервов для перелома социально-экономической динамики, инновационное развитие, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном и региональном уровнях, от политики местных властей19.

Таким образом, ситуация на региональном рынке труда продолжает усложняться и требует поиска эффективных решений, так как на существующие диспропорции, вызванные экономическим кризисом, все в большей степени накладываются и демографические трудности.

2.2. Направления решения выявленных проблем в сфере занятости на рынке труда омской области.

Рынок труда Омской области характеризуется гибкостью, невысоким уровнем официально зарегистрированной безработицы при значительных размерах скрытой незанятости, росте застойной и хронической безработицы, особенно в сельской местности. В самом Омске основная часть безработных имеет высшее и среднее образование. При этом практически каждый второй, не имеющий работы, нуждается в профессиональной переподготовке.

Ситуация усугубляется массовым высвобождением с предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые в прежние времена обеспечивали занятость 80% трудоспособного населения20.

Администрация Омской области прилагает определенные усилия с целью компенсации негативных процессов в сфере занятости. Однако часть этих усилий до сих пор носит во многом декларативный характер. Примером этого могут служить ежегодно заключаемые соглашения о социальном партнерстве, не содержащие практически никаких взаимных обязательств, кроме тех, которые стороны и так обязаны выполнять по закону. И Омская область не является здесь исключением - подобная ситуация характерна для многих субъектов Российской Федерации.

Причина отсутствия реальной государственной политики в сфере занятости населения видится не столько в некомпетентности чиновников, сколько в недостаточной проработке методологии обеспечения занятости населения. В самом деле, несогласованность приоритетов деятельности администрации и используемых методик сбора и обработки информации значительно осложняет и без того непростую ситуацию21.

В настоящее время в Министерстве труда и социального развития Омской области ведется разработка концепций по двум направлениям. Первая – концепция развития социальной защиты населения Омской области до 2020 года – станет базовым документом, определяющим политику Правительства Омской области в сфере социальной защиты населения, направленную на повышение качества жизни населения региона, обеспечение доступности государственных услуг.

Вторая – концепция развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года – направлена на решение таких актуальных проблем, как старение населения, миграционный отток трудоспособного населения, несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг и так далее. Концепция разрабатывается совместно с Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области.

Одно из важнейших направление деятельности Министерства – социальная поддержка лиц с ограниченными возможностями. В Омской области действует долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2011 – 2015 годы. В рамках программы реализуются такие мероприятия, как улучшение социально-бытовых условий проживания инвалидов, повышение доступности учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, спортивных комплексов (оборудование данных объектов пандусами, подъемными устройствами и лифтами, указателями со световой и звуковой информацией), улучшение транспортного обслуживания инвалидов. Актуальным вопросом является создание областного центра реабилитации инвалидов. В 2012 году разработана проектно-сметная документация центра. В настоящее время прорабатываются вопросы включения строительства центра в Адресную инвестиционную программу Российской Федерации22.

Помимо этого проводится ежегодный форум «Тебе, молодой!».

«Тебе, молодой!» – это единственная специализированная выставка-форум в Омской области, направленная на комплексное представление всех сторон образования, а также новых технологий и средств обучения, решение проблем современного рынка образовательных услуг.
Форум в 2013 году на своей площадке собрал около 90 участников из Омской области и других российских регионов. Посещаемость за все дни работы форума составила более 14 тысяч человек. Стабильно высокие показатели по данному мероприятию свидетельствуют о приобретенном авторитете на рынке образовательных услуг, а также о качестве проведения и достойном уровне организации форума
23.

В течение прошлого года в Омской области было зарегистрировано на 2,6 тыс. безработных меньше, чем в 2012 году. Анализ показателей в сфере занятости в 2013 году свидетельствует о сохранении позитивных тенденций на рынке труда региона. Такие данные приводит Главное управление государственной службы занятости населения Омской области.
Уменьшение численности граждан, признанных безработными, в областном ведомстве объясняют общей стабилизацией в сфере занятости населения, а также ростом числа трудоустроенных самостоятельно. При содействии центров занятости в минувшем году нашли работу более 10,5 тыс. граждан, это на 800 больше, чем год назад. Коэффициент напряжённости на рынке труда на конец 2013 года составил 0,7 незанятых гражданина на одну вакансию, что на 0,2 процентных пункта ниже, чем на конец 2012 года.
«Улучшению показателей регистрируемого рынка труда способствует увеличение потребности в кадрах, заявленной работодателями Омской области. В течение 2012 года было заявлено на 4,8 тыс. вакансий больше, чем в 2011 году», – отмечают в региональной службе занятости
24.

Таким образом, при постоянном существовании проблемы безработицы в Омской области разрабатываются, внедряются и работают различные технологии, например выставки-форумы, обеспечивающие сокращение количества безработных и увеличивающих количество вакансий в Омской области не только для местного населения, но и для приезжих с других регионов.

2.3. Социальное партнерство – будущее рынка труда в Омской области.

В Омской области разработано Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Омской области, Региональным объединением работодателей Омской области и Территориальным общественным объединением «Федерация омских профсоюзов» для улучшения качества сотрудничества.

Правительство Омской области (далее – Правительство), в лице Губернатора Омской области, Председателя Правительства В.И. Назарова, действующего на основании Устава (Основного Закона) Омской области, Территориальное общественное объединение «Федерация омских профсоюзов» (далее – профсоюзы), в лице председателя В.С. Якубовича, действующего на основании Устава, Региональное объединение работодателей Омской области (далее – работодатели), в лице Президента (Председателя Правления) В.А. Березовского, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Омской области на 2013 – 2015 годы и совместные действия Сторон по их реализации25.

Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, способствующих устойчивому развитию экономики Омской области, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведению социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности, поддержанию социальной стабильности и обеспечению социальной защиты населения.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства Омской области и служит основой для разработки и заключения отраслевых, территориальных соглашений о социальном партнерстве, коллективных договоров.

Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Условия настоящего Соглашения являются обязательными к применению Сторонами и обеспечивают минимальный уровень прав и гарантий работников, который не может быть снижен в отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах.

Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2013 – 2015 годы.

Содействие созданию благоприятных условий для развития

малого и среднего предпринимательства

Стороны обязуются:

1.1. Обеспечивать реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009 – 2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 1 апреля 2009 года № 49-п, и других нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.  

1.2. Проводить совместные мероприятия, способствующие поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

1.3. Содействовать развитию молодежного предпринимательства, создавать условия, стимулирующие предпринимательскую активность и профессиональный рост молодежи.

Правительство, работодатели обязуются:

1.4. Содействовать развитию кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет развития деятельности Омского регионального центра субконтрактинга.

Правительство обязуется:

1.5. Обеспечивать выполнение Указа Губернатора Омской области
от 20 сентября 2005 года № 113 «О премиях Губернатора Омской области в сфере развития предпринимательства и инноваций» с учетом объемов финансирования, предусмотренных в областном бюджете.

1.6. Предоставлять меры государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с региональным законодательством.

1.7. Содействовать субъектам малого и среднего предпринимательства в создании новых производств и модернизации производственных объектов.

1.8. Обеспечивать проведение мероприятий, направленных на стимулирование заключения договоров на поставку продукции, произведенной субъектами среднего и малого предпринимательства, действующими на территории Омской области.

1.9. Обеспечивать эффективную деятельность бюджетного учреждения Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор» и Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства.

1.10. Содействовать обучению в сфере предпринимательства руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства26.

Таким образом, перспективы развития сферы малого бизнеса в Омской области набирают обороты. Правительство и профсоюзы полностью поддерживают его развитие, так как это принесет региону доход в экономическом плане, а также социальном, создавая дополнительные рабочие места и повышая уровень жизни населения.

Вывод

Размер проблемы безработицы в Омской области постепенно уменьшается. Это связано с созданием различного рода площадок социального партнерства между администрацией Омской области, работодателями и профсоюзами, таких как, например молодежный форум занятости «Тебе, молодой!». Разрабатываются и внедряются программы по обеспечению работой граждан, ограниченных в возможностях – инвалидов, пенсионеров.

Реализация социального партнерства в субъекте Федерации, а именно в Омской области предполагает выделение подцелей в сфере повышения качества жизни населения, инновационного экономического развития, экологического благополучия, развития гражданского общества, морально-нравственного климата региона.

Поэтому в нашей области создано Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Омской области, Региональным объединением работодателей Омской области и Территориальным общественным объединением «Федерация омских профсоюзов». Это позволит найти пути решения создающихся и имеющихся на сегодняшний день проблем в области сфере занятости и социального развития Омской области.

Глава 3. Тенденции развития рынка труда в Омской области.

На состояние и тенденции развития динамики, характеризующие особенности функционирования регионального рынка труда оказывает воздействие множество разнонаправленных и взаимопереплетающихся факторов и условий конкретной территории.

Основной задачей в сфере труда и занятости населения Омской области является формирование трудовых ресурсов и эффективного рынка труда, обеспечивающих работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а сотрудника – работой с достойной заработной платой и  безопасными условиями труда.  

В этой связи Губернатором Омской области В.И. Назаровым 30 августа 2013 года утверждена Концепция развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года.

Концепция содержит 6 направлений. Первое направление Концепции предполагает обеспечение экономики Омской области кадрами в соответствии с  потребностями работодателей. 

Министерством труда и социального развития Омской области совместно с иными органами исполнительной власти, объединениями работодателей проводится прогноз потребности экономики в кадрах на среднесрочную перспективу (сроком на 7 лет).

После определения потребности в кадрах (количества и качественных характеристик) Министерством образования Омской области будет подготовлен план оптимизации сети профессиональных образовательных организаций. Планируется широкое привлечение работодателей к участию в образовательном процессе, использование преимуществ государственно-частного партнерства, внедрение новых образовательных технологий. 
Например, Концепцией предусмотрено создание двух многофункциональных центров прикладных квалификаций, на базе которых будет организована только подготовка, переподготовка и повышение квалификации по профессиям, востребованным на региональном рынке труда. 
Министерством образования Области будет разработан порядок установления организациям среднего профессионального образования контрольных цифр приема студентов исходя из потребности работодателей региона в работниках необходимых профессий (то есть образовательные учреждения не смогут набирать студентов свыше установленной квоты, если та или иная профессия не востребована  на рынке).

Второе направление - создание условий для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область.
В данном разделе Концепции предусмотрено  стимулирование притока в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, а также жителей иных субъектов Российской Федерации.

28 августа 2013 года Правительством Омской области утверждена долгосрочная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом  (2013-2017 годы)», действие новой региональной программы в большей степени будет направлено на привлечение соотечественников на постоянное место жительство в Омскую область, преимущественно в сельскую местность. 

Следует отметить, что реализация программы позволяет частично компенсировать миграционный отток населения региона. В прошлом году завершила свое действие аналогичная программа на 2009-2012 годы. Так вот, миграционная убыль в 2012 году составила -3,1 тыс. человек. В отсутствие программы, в рамках которой в регион только в 2012 году прибыл 4 181 соотечественник, отрицательное сальдо миграции составило бы более чем  7,2 тыс. человек.

Общий объем финансирования программы на 2013 – 2017 годы из областного бюджета составляет 117,2 млн. рублей, в том числе:
- на предоставление дополнительных мер социальной поддержки  –  101 млн. рублей; 

- на осуществление мероприятий в сфере содействия занятости (организация самозанятости и профессионального обучения) – 11 млн. рублей;

- на проведение медицинского освидетельствования соотечественников на заболевание наркоманией и инфекционные заболевания –3,1 млн. рублей;

- информационное сопровождение – 2 млн. рублей.  

Планируется привлечение не менее 70 млн. рублей из средств федерального бюджета на реализацию программы, в том числе в 2013 году – 15 млн. рублей.

В настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства Омской области, предусматривающий порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки участникам Государственной программы за счет средств областного бюджета.

Соотечественники, переселяющиеся в муниципальные районы, могут рассчитывать на выплату, равную двукратной величине прожиточного минимума, то есть для каждого из них размер выплаты составит 13134 рубля.  Кроме того, участник Государственной программы получит право на единовременную компенсацию расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения в размере до 24 000 руб.
На 25 августа 2013 года переселилось 8 672 соотечественника, из них 6382 человека трудоспособного возраста (почти 70 % от общего числа прибывших соотечественников трудоустроены), средний возраст которых составляет 32 года.

Еще одним мероприятием по формированию трудовых ресурсов является оптимизация численности иностранных работников и их замещение российскими гражданами. Размер квоты на привлечение в Омскую область иностранной рабочей силы ежегодно снижается: квота на 2013 год составляла 3440 человек, на 2014 год ее размер снизился до 2493 человек. 

Современной задачей в этой сфере является уменьшение числа низкоквалифицированных иностранных работников.

Работа, направленная на замещение иностранной рабочей силы, ведется за счет трудоустройства нескольких категорий: безработных граждан Омской области; граждан из других субъектов Российской Федерации;  участников Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области; выпускников профессиональных образовательных организаций; лиц, завершивших обучение и переобучение по востребованным профессиям по направлению центров занятости.
Одновременно с привлечением трудовых ресурсов, актуальны меры, направленные на сокращение оттока сельского населения из муниципальных районов Омской области. Осуществление данного блока мер предусмотрено в рамках реализации органами исполнительной власти Омской области ведомственных и областных целевых программ, направленных на динамичное социально-экономическое развитие Омской области.

Третье направление Концепции - создание системы профессиональной ориентации, способствующей повышению мотивации молодежи к трудовой деятельности. Сегодня ещё отсутствуют тесные связи между рынком образовательных услуг и рынком труда. Анализ показывает, что у большинства молодых людей продолжает срабатывать стереотип получения модной, престижной профессии, специальности, а неверные представления молодежи о современном производстве ведут к массовому выбору невостребованных специальностей. Поэтому особую актуальность приобретает система адресного профориентационного сопровождения молодежи на протяжении всего периода обучения – от школьной скамьи до рабочего места.

Концепцией предусмотрены мероприятия по обеспечению работодателей Омской области кадрами, вовлечению безработных граждан в программы активной политики занятости, которые включают в себя переобучение, временное трудоустройство, общественные работы, содействие в открытие собственного дела, стажировку выпускников.
Кроме того предусмотрено расширение возможностей трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, женщин, имеющих малолетних детей, многодетных родителей). 

Органами исполнительной власти Омской области продолжается работа по реализации Концепции по трудоустройству инвалидов в Омской области. В 1 полугодии 2013 года в рамках мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных программ реабилитации созданы 85 рабочих мест, на эти цели направлено 5,3 млн. рублей.

Таким образом, в Омской области реализуются меры, направленные на защиту населения региона от безработицы. Положительной динамикой характеризуется объем таких государственных услуг, как содействие в поиске подходящей работы, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан, осуществление социальных выплат безработным гражданам, профессиональное обучение, содействие самозанятости.

Заключение

При правильной организации рынка труда и его составных элементов затраты мгновенно окупают соответствующие издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический результат на макро- и микро уровнях. Это неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная занятость, минимальная (естественная) безработица.

В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со «связями» или с «пробивными» способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам.

Целью данной курсовой работы было рассмотрение системы рынка труда в сфере трудовой занятости.

Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:

1)  Определить теоретические основы, аспекты и понятия рынка труда.

2) Проанализировать основные направления совершенствования рынка труда.

3) Сформулировать тенденции развития рынка труда.

В первой главе данной курсовой работы охарактеризован рынок труда и рассмотрены различные аспекты его деятельности.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, связанных с наймом и предложение рабочей силы (труда), то есть с ее куплей и продажей. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ; работники, в свою очередь, продавая рабочую силу (труд), обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности – денежного эквивалента за рабочую силу (труд).

Основной проблемой рынка труда является безработица, которая постепенно разрастается до небывалых размеров. Увеличению безработицы обычно способствуют различного рода кризисы, но в последнее время стал наблюдаться рост безработицы из-за так называемого пособия по безработице, который почти приближен к прожиточному минимуму, а это провоцирует ленивые трудовые ресурсы не работать.

Во второй главе проанализированы основные направления деятельности рынка и пути его совершенствования.

Размер проблемы безработицы в Омской области постепенно уменьшается. Это связано с созданием различного рода площадок социального партнерства между администрацией Омской области, работодателями и профсоюзами, таких как, например молодежный форум занятости «Тебе, молодой!». Разрабатываются и внедряются программы по обеспечению работой граждан, ограниченных в возможностях – инвалидов, пенсионеров.

Реализация социального партнерства в субъекте Федерации, а именно в Омской области предполагает выделение подцелей в сфере повышения качества жизни населения, инновационного экономического развития, экологического благополучия, развития гражданского общества, морально-нравственного климата региона.

В третьей главе сформулированы тенденции развития рынка труда в регионе с учетом всех проблем и трудностей экономического состояния области.

В Омской области реализуются меры, направленные на защиту населения региона от безработицы. Положительной динамикой характеризуется объем таких государственных услуг, как содействие в поиске подходящей работы, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан, осуществление социальных выплат безработным гражданам, профессиональное обучение, содействие самозанятости.

Объект курсовой работы определяется рынком труда как основы взаимодействия различных групп населения для удовлетворения своих трудовых желаний.

В качестве предмета определен рынок труда системы определенной проблематики в образе формирования и развития.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что она способствует формированию институтов гражданского общества, развитию демократических процедур принятия решений, как на уровне организаций, так и на уровне общества в целом.

Материал рассматривался в синхронном аспекте.

При сборе и систематизации материала использовался метод социологического наблюдения – постепенного, внимательного изучения, проверки направлений рынка труда, а также метод объяснений и обобщений фактов.

Список литературы:

  1.  Положение об организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан: утв. Совместным Постановлением Минтруда России и Министерства Образования РФ от 9 сентября 2001 г. // Российская газета. – 2001. – 10 сентября.
  2.  Трудовой кодекс РФ. – М., 2006.
  3.  Белокрылова О.С. Экономика труда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 225 с.
  4.  Бухтаяров А.А., Тюткалова А.В. Региональный рынок труда: особенности функционирования и методика оценки. // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 6. – с. 98-99.
  5.  Волгин Н. Глобальные проблемы молодежной занятости. // Социальная политика и социальное партнерство. – 2014. - № 1. – с. 1.
  6.  Егоршин А.П., Гуськова И.В. Методология управления трудовыми ресурсами. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. – 323 с.
  7.  Ефимова Е.А. регулирование рынка труда в субъектах РФ. // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 4. – с. 108-115.
  8.  Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. – М.: Высшее образование, 2008. – 416 с.
  9.  Как рынок реагирует на кризис. // Человек и труд. – 2009. - № 8. – с. 49-50.
  10.  Калужский М.Л. Региональные интересы и региональная политика в сфере занятости на территории Омской области. Социальный диалог на рынке труда: Материалы медрегиональной научно-практической конференции. – Омск: Администрация Омской области, 2009. – с. 50-54.
  11.  Кашепов А.В. Рынок труда: проблемы и решения. – М.: Научный эксперт, 2008. – 232 с.
  12.  Кибанова А.Я. Управление трудовыми ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 460 с.
  13.  Лукашевич В.В. Основы управления персоналом. – М.: КНОРУС, 2012. – 272 с.
  14.  Мрачковский А.Е. Рынок труда. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2011. – 100 с.
  15.  Одегов Ю.Г. Рынок труда и социальное партнерство: монография. – М.: Хронограф, 1998. – 240 с.
  16.  Российский статистический ежегодник, 2013.
  17.  Социальное партнерство в сфере труда. // Труд и право. – 2011. - № 5. – с. 4-80.
  18.  Социально-экономические проблемы и перспективы развития в сфере труда: Материалы XII Международной научно-практической конференции. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2011. – 360 с.
  19.  Шлендер П.Э. Экономика трудовых ресурсов. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 302 с.
  20.  http://www.garant.ru/hotlaw/omsk/462939/
  21.  http://www.omskmintrud.ru/?newsid=2899
  22.  http://izvestia.asu.ru/2011/2-1/econ/TheNewsOfASU-2011-2-1-econ-08.pdf
  23.  http://entelehia.ru/Macroeconomics/Funktsii_rinka_truda.html
  24.  http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynok-truda.html
  25.  http://www.mfc-omsk.ru/about/info/news/481/
  26.  http://special.omskportal.ru/ru/government/terminal3/orglist/GSZN/smi.html?link=f43c5adc-3c52-4d38-8332-f9ccffd17cec

1 Белокрылова О.С. Экономика труда, с. 8.

2 Мрачковский А.Е. Рынок труда, с. 12.

3 Там же, с. 13.

4 Мрачковский А.Е. Рынок труда, с. 15.

5 http://entelehia.ru/Macroeconomics/Funktsii_rinka_truda.html

6 http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynok-truda.html

7 Мрачковский А.Е. Рынок труда, с. 33-34.

8 Ефимова Е.А. Регулирование рынка труда в субъектах РФ, с. 108.

9 Одегов Ю.Г. Рынок труда и социальное партнерство, с.154

10 Егоршин А.П. Методология управления трудовыми ресурсами, с. 4.

11 Ефимова Е.А. Регулирование рынка труда в субъектах РФ, с. 110.

12 Социальное партнерство в Омской области, с.7.

13 Лукашевич В.В. Основы управления персоналом, с. 30-31.

14 Лукашевич В.В. Основы управления персоналом, с.32.

15 Лукашевич В.В. Основы управления персоналом, с. 33.

16 Статистический справочник, 2013 год.

17 Лукашевич В.В. Основы управления персоналом, с. 33

18 Пропп О.В. Региональный рынок труда есть составная часть национального рынка труда, материалы конференции, с. 34.

19 Бухтаеров А.А., Тюткалова А.В. Региональный рынок труда: особенности функционирования и методики оценки, с.98.

20 Калужский М.Л. Региональные интересы и региональная политика в сфере занятости на территории Омской области, с.50.

21  Калужский М.Л. Региональные интересы и региональная политика в сфере занятости на территории Омской области, с.50.

22 http://www.mfc-omsk.ru/about/info/news/481/

23 http://special.omskportal.ru/ru/government/terminal3/orglist/GSZN/smi.html?link=f43c5adc-3c52-4d38-8332-f9ccffd17cec

24 http://special.omskportal.ru/ru/government/terminal3/orglist/GSZN/smi.html?link=f43c5adc-3c52-4d38-8332-f9ccffd17cec

25 http://www.garant.ru/hotlaw/omsk/462939/

26 http://www.garant.ru/hotlaw/omsk/462939/

43



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
8342. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 12.82 KB
  Предложения по совершенствованию налогового регулирования К основным направлениям совершенствования налогового регулирования можно отнести: снижение общей налоговой нагрузки; упорядочение и упрощение налогового законодательства; увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса из тени. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 12 страниц на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции налоговые базы ставки налогов суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Меры по совершенствованию...
20736. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «СЛАСТЁНА» 196.34 KB
  Дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятию ООО «Сластена»; Провести анализ ассортиментной политики предприятия; Провести анализ эффективности ассортиментной политики;
21096. Основные направления совершенствования организации планирования в КФ «АО НПФ «Атамекен» 1.87 MB
  Процесс планирования и его содержание. Организационно-экономическая характеристика деятельности КФ АО НПФ Атамекен. Организационно-правовые основы деятельности КФ АО НПФ Атамекен. Анализ внутренней среды деятельности АО НПФ Атамекен. Основные направления совершенствования организации планирования в КФ АО НПФ Атамекен.
19904. Система социальной защиты в Республике Беларусь и основные направления её совершенствования 61.66 KB
  Теоретические основы проблемы социальной справедливости. Понятие социальной справедливости. Модели социальной справедливости. Социальная защита и её роль в обеспечении социальной справедливости. Понятие социальной защиты.
1424. Основные направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса в ОАО «Промсвязьбанк» 217.69 KB
  Целью настоящей работы является изучение особенностей банковского кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на примере ОАО «Промсвязьбанк».
10016. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ФЕЛЛНЕСС-ЦЕНТРА ФОРМУЛА ЭНЕРГИИ 717.65 KB
  В данной главе будет дано описание того, что из себя представляет в фитнес в современном его понимании, что понимается под такими понятиями фитнес-центр, фитнес-клуб и велнес-центр, рассмотрен процесс развития рынка фитнес-услуг в мире и в России в целом и на географическом рынке, интересующем компанию в частности. Кроме того, будет дано краткое описание деятельности велнес-центра “Формула Энергии”
15706. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ФЕЛЛНЕСС-ЦЕНТРА “ФОРМУЛА ЭНЕРГИИ” 2.57 MB
  Несмотря на высокую важность цены и отчасти из-за высоких сложности и специфичности процессов и операций, связанных с принятием ценовых решений, в штате многих небольших компаниях отсутствуют специалисты по ценообразованию. Такую ситуацию можно наблюдать и в ООО “РЕНТА”. Все ценовые решения на данный момент принимает директор по развитию.
1376. Основные направления совершенствования механизма проведения наличных валютно-обменных операций 1.23 MB
  Теоретические основы проведения валютных операций коммерческими банками. Экономическое содержание и принципы организации валютных операций. Классификация валютных операций. Анализ валютных операций на примере ЗАО Абсолютбанк.
5106. Основные виды исследования систем управления: маркетинговые, социологические, экономические (их особенности). Основные направления совершенствования систем управления 178.73 KB
  В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития
1428. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ 2.34 MB
  Эффективное использование кадрового потенциала организации заключается в научно обоснованной программе мероприятий по формированию системы кадрового обеспечения, которая, в свою очередь, поспособствовала бы совершенствованию состава и структуры кадров путем их более продуктивного отбора
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.