Конструктивно-технические задачи и пути их решения в творческой деятельности

Конструктивно-технические задачи и пути их решения в творческой деятельности Конструктивно-технические задачи как проблемные задания интеллектуально-образно-практического характера выполнение которых происходит в ходе поиска и комбинирования осуществляются на техническом материале.

2014-07-07

8.08 KB

29 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 5.  Конструктивно-технические задачи

и пути их решения в творческой деятельности

Конструктивно-технические задачи, как проблемные задания интеллектуально-образнопрактического характера, выполнение которых происходит в ходе поиска и комбинирования, осуществляются на техническом материале. Что же общего между понятиями проектно-конструкторской, конструкторской и конструктивно-технической задачами?

Необходимо уяснить, что проектирование есть процесс создания представлений об объекте, который объективируется в разнообразной технической документации. Оно включает в себя расчетные характеристики, технические требования к изделию и пр. Результатом проектирования может стать создание нового технического устройства, замена старой конструкции новой, или усовершенствование уже нового устройства. Проектирование и техническое конструирование – понятия очень близкие, а в ряде случаев и совпадающие. Поэтому не редко говорят о проектно-конструкторской задаче, о проектно-конструкторской деятельности. Однако конструкторская задача является лишь частью более широкого задания на проектирование.

В этом случае конструкторская задача выступает, как задача на построение конструкции, удовлетворяющей определенные технические требования. Результат решения выражается в технической документации. Под конструкцией же, в свою очередь понимается как само устройство, так и взаимное расположение, и взаимодействие его частей, способы их соединения и материалы, из которых само устройство должно быть изготовлено. Следует отметить, что проектно-конструкторские задачи часто бывают близки к изобретательским и рационализаторским задачам. Изобретение – это решение технической задачи в любой отрасли развития экономики, культуры, связи или обороны страны, отличающееся существенной новизной и дающее положительный эффект. Рационализаторское предложение – это предложение по усовершенствованию применяемой техники (машин, узлов связи, агрегатов, аппаратов, приборов и пр.), выпускаемой продукции и технологии производства, способов контроля, наблюдения и исследования. Если рассматривать техническое конструирование как процесс создания объекта с элементами новизны, то ясно, что в этом смысле конструирование смыкается с рационализаторским изобретательством. Однако полного тождества здесь нет, так как продукт изобретения всегда оригинальный, тогда как в процессе конструирования, степень новизны конструируемого устройства может быть довольно разной; так, конструктор может уже заранее иметь идею (принцип, закон и т. д.), на основе которой конструируется объект, и задача инженера-конструктора сводится к тому, чтобы технически правильно оформить эту идею в определенной конструкции. Если представить себе общую схему решения конструкторской задачи, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Нахождение схемы (схем) конструкции.

2. Расчет и разработка технической документации.

3. Выбор оптимального варианта.

Каковы же отличительные признаки, особенности конструктивно-технических задач?

  1.  Как правило, решение этих задач не нацелено на получение объективно нового результата. Их решение не преследует цели создания новой машины или устройства.
  2.  Конструктивно-технические задачи, по понятным причинам (недостаточность знаний, опыта и пр.), не всегда предлагают включение в процесс их решения сложных расчетов, инженерного анализа конструкции, сопровождающиеся в ряде случаев относительно не сложными расчетами.
  3.  В выборе оптимального решения далеко не все факторы экономического и технического порядка имеют решающее значение. Это понятно. Модель машины может быть сделана даже из картона, дерева, синтетических материалов, что для натуральных объектов определенного вида оказывается неподходящим. Модель может быть сделана без учета экономического фактора. Подобный случай, например, имеет место, когда одно и то же устройство может быть механическим, электромеханическим, гидравлическим или каким либо другим.
  4.  Многие конструктивно-технические задачи предъявляют такие требования к их решению, которые диктуют не только нахождение идеи конструкции, но и необходимость ее практической реализации в натуральном объекте или модели.

В какой степени наличный фонд технических знаний облегчает или затрудняет процесс конструирования? Естественно, на первый взгляд, весьма разумным может показаться следующее предположение: чем больше запас знаний, тем эффективнее совершается деятельность конструирования. Однако эта зависимость проявляется лишь до определенных пределов.  Нельзя, разумеется, изобрести новую машину или устройство, не имея никаких технических знаний. Вместе с тем, можно обладать поистине энциклопедическими знаниями в какой либо области техники, но этот факт сам по себе еще не делает человека изобретателем или конструктором.

Какова психологическая структура конструктивно-технической деятельности в целом и в чем состоит особенность ее протекания? Здесь следует поставить вопрос о роли каждого из компонентов  конструктивно-технической деятельности. В частности: можно ли рассматривать мыслительный  компонент в качестве единственного фактора, детерминирующего процесс решения конструктивно-технической задачи? Дело в том, что практическую часть решения конструктивно-технической задачи нередко рассматривают как часть исполнительскую. Однако уровень практической деятельности в ходе решения задач  может быть весьма неодинаковым по сложности, а ее роль в общей структуре деятельности, не может быть сведена только к реализации уже намеченного мыслительного плана решения конструктивно-технической задачи.

В связи с исследованием самого процесса конструктивно-технической задачи необходимо изучить,  в чем состоят особенности поисковой творческой деятельности и что должно быть ориентирами в поиске на отдельных этапах выполнения задания.

Особое значение имеет формирование конструкторского замысла. Так В. А. Моляко выявил два пути формирования конструкторского замысла. В соответствии с первым, их конструкторский замысел возникает и развивается следующим образом:

  1.  Анализ условий задачи – на этой основе предварительный анализ будущей структуры;
  2.  Сравнение этой предварительной структуры с другими;
  3.  Выделение адекватных структур;
  4.  Перенос задуманной структуры в новый контекст с соответствующим переконструированием;
  5.  Окончательное переформирование замысла на основе перекомбинации частей и деталей в конструкции.

По-иному слагается замысел, когда его формирование идет функциональным путем:

  1.  Анализ условия задачи;
  2.  Выявление функции будущей конструкции: целенаправленный поиск механизма с искомыми функциями;
  3.  Перенос этого механизма в контекст нового условия;
  4.  Переконструирование  механизма, задаваемого условием, с целью применения найденной функции;
  5.  Окончательное формулирование замысла.

Тем самым, творческий процесс особую значимость приобретает при решении той или иной конструкторской задачи. При этом процесс решения конструкторской задачи регулируется не только заранее выбранным умственным планом действий, но и каждым непосредственно сейчас получаемым  результатом конструкторской деятельности. Психологические представления о заранее задуманной программе практических действий здесь могут оказаться несостоятельными. В свое время Дж. Диксон предложил модель инженерного проектирования. В нее входили следующие элементы:

1. Уяснение цели;

2. Выбор пути решения задачи;

3. Формирование идеи;

4. Инженерный анализ;

5. Конкретизация решения;

6. Производство;

7. Распределение сбыт и использование.

При инженерном проектировании конструктору необходимо решить две центральные задачи. Во-первых, надо найти решения (метод, схемы). Во-вторых, количественно проанализировать эту идею (метод, схему). Инженерный анализ и принятие решений представляет собой  три различных процесса интеллектуальной деятельности.

       Решение конструктивно-технической задачи представляет собой сложный процесс, зависящий не только от уровня теоретической подготовки специалистов, но и условий творческого процесса деятельности.

       При этом  конструктивно-техническая деятельность как один из сложных видов труда является, прежде всего, продуктивной мыслительной деятельностью, представляющей собой, в сущности, процесс решения технических задач. Непосредственным результатом решения субъектом нового и оригинального для него продукта деятельности является или овладения новыми способами работы, или достижения им того и другого результата вместе.

      При решении конструктивно-технической задач недостаточно уметь представить себе объект в трёх его измерениях, перевести этот объект в чертёж или рисунок, главное требование предъявляется к развитию динамических пространственных представлений, содержанием которых является способность увидеть движение взаимодействующих частей технического устройства, умение увидеть пространственные связи и отношения между движущимися частями устройства. Эти представления могут эффективно функционировать лишь в тесной связи с психологическими процессами творческого мышления.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10980. Сбытовая политика. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Продвижение и распространение продукции. Основные функции, решаемые системой сбыта 19.34 KB
  Продвижение и распространение продукции. Для этого предприятие создает специализированные системы продвижения и распространения продукции в которой участвуют как сотрудники предприятия так и привлекаемые внешние организации. При этом для различных групп потенциальных покупателей постоянных весьма заинтересованные заинтересованные в достаточной степени слабо заинтересованные незаинтересованные по их отношению к возможному приобретению продукции используются различные способы информационного воздействия. Система стимулирования спроса –...
18716. Анализ статьи «Методы организации учебно-творческой деятельности в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров 17.65 KB
  Творческая самостоятельность является очень важной и необходимой составляющей профессиональной компетенции выпускника направления Дизайн, т.к. специфика профессии связана с творческим характером деятельности, требует нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания.
10149. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара. Система скидок и надбавок как инструмент согласования интересов предприятия и потребителя 10.23 KB
  Типовые подходы к определению цены товара. Поэтому значение рыночной цены зависит не столько от собственных издержек предприятия сколько от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики и т. Стратегия ценообразования позволяет определить уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. В отдельных случаях следует учитывать и сформировавшиеся цены на рынке.
10150. Коммуникационная политика. Задачи коммуникационной политики и пути их решения. Реклама и рекламная деятельность. Работа с общественностью по формированию положительного имиджа. Персональные продажи как эффективный метод продвижения товара 19.33 KB
  Для этого необходима грамотная кампания по информированию покупателей о продуктах целью которой является проникновение на выбранный рынок и возбуждение интереса к ней у лиц принимающих решение о ее приобретении. Но в любом случае производитель должен создать свою коммуникационную систему для информирования покупателей на каждом из этих рынков и постоянно работать с ними используя все доступные информационные каналы. Эффективность функционирования коммуникационной системы определятся несколькими условиями: целевым характером и...
18094. Проблемы правового регулирования нотариальной деятельности в Республике Казахстан и пути их решения 91.68 KB
  Сущность нотариальной формы заключается в том что на документе нотариусом или другим должностным лицом имеющим право совершать нотариальное действие совершается удостоверительная надпись. Что для того что бы к примеру поставить печать на документе нотариус осуществляет ряд таких нотариальных действий как: установление личности обратившегося за совершением нотариального действия гражданина его представителя или представителя юридического лица; проверяет подлинность подписей лиц обратившихся за совершением нотариального действия;...
10948. Товарная политика. Задачи товарной политики и пути их решения. Полезность товара. Цикл жизни товара. Качество и ассортимент продукции. Торговая марка и брэнд товара.. Позиционирование товара на рынке 12.38 KB
  Все товары способные удовлетворить эту обозначим как товарный ассортимент. Осязаемые товары можно условно разделить на продукты и Услуги. По степени присущей товарам долговечности товары можно разделить на: Товары потребительского спроса товары повседневного спроса товары которые потребитель обычно покупает часто без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой; товары первой необходимости пользования – материальные изделия полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. товары импульсной...
10947. Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения. Формирование программы исследований. Основные группы методов маркетинговых исследований. Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений 16.2 KB
  Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения. Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений Маркетинговые исследования – это изучение рынка от англ. Филип Котлер определяет маркетинговые исследования как систематическое определение круга данных необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией их сбор анализ и отчет о результатах Котлер Ф. маркетинговые исследования – это систематический и объективный поиск сбор анализ и распространение информации...
733. Развитие творческой деятельности в младших школьников 39.64 KB
  Традиционное обучение содержит, в основном, элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда учитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типе обучения определяющим становится критериальный компонент, т.е. сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков.
11012. Процесс развития творческой деятельности учащихся в процессе обучения 91.06 KB
  Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе однако аспект целенаправленного обеспечения творческими заданиями младших школьников в процессе обучения как средства развития воображения изучен еще не достаточно. На основании выделенных противоречий анализа философской психолого-педагогической литературы а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования заключающаяся в теоретическом...
1659. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ «Нахождение общей точка N кругов» 122.73 KB
  Организация входных данных. В этом разделе описаны данные, которые пользователь должен ввести, для работы программы. Описание алгоритма. Это словесное описание действий и операций, выполняемых программой для получения конечного результата.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.