ЗОЛОТАЯ ОРДА – СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Однако оказавшее значительное влияние на устройство российской власти государственное устройство Монгольской империи и Золотой Орды оказалось практически не исследованным. Целью работы является исследование государственного устройства Монгольской империи и Золотой Орды.

2015-11-10

33.06 KB

12 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE   \* MERGEFORMAT 1

ЗОЛОТАЯ ОРДА – СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

  1.  ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКИХ ГОСУДАРСТВ………………...7
  2.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ………………..12
  3.  ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ………………………………………….17
  4.  ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ…………………………………………....20
  5.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..26

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...28

ВВЕДЕНИЕ

Одна тысяча двести шестой год нашей эры стал годом триумфа Темучина-Чингисхана в Великой степи – он стал важнейшей датой в мировой истории. Великий курултай не только провозгласил ханом очередного удачливого завоевателя – он явился точкой отсчета мировой империи монголов. Чингисхану удалось то, что до него оказалось под силу только Модэ: создать устойчивую кочевую империю.

История знает многих выдающихся полководцев, которые создавали могучие империи – империи, оказавшиеся эфемерными и рассыпавшиеся сразу после смерти их основателя. Быстрый взлет, короткое величие и почти мгновенная гибель – такова была судьба этих империй. Чингисхан не был выдающимся полководцем, – он не раз проигрывал полевые сражения, – но он оказался по-настоящему великим военным организатором и политиком. Держава, основанная им, стала не рыхлым конгломератом народов, а действительно полноценным, хотя и своеобразным государством.

В 1237--1240 гг. русские земли потерпели тяжелое поражение в результате нашествия войск Монгольской империи во главе с ханом Батыем.  Они были разорены и разграблены.

Истории русских земель в XIII--XV вв., т.е. – во время татаро-монгольского нашествия посвящена обширная историография. Имеются и зарубежные источники. Однако, оказавшее значительное влияние на устройство российской власти государственное устройство Монгольской империи и Золотой Орды оказалось практически не исследованным.

Целью работы является исследование государственного устройства Монгольской империи и Золотой Орды.

Цель работы диктует следующие задачи исследования:

- исследовать систему государственного управления в Монгольской империи и Золотой Орде;

- проанализировать влияние традиций кочевых народов на формирование государственного устройства Монгольской империи и Золотой Орды;

- исследовать правовую основу государственного управления в Монгольской империи и Золотой Орде;

- обозначить формирование административно-территориального устройства Монгольской империи и Золотой Орды;

- рассмотреть деятельность института государственных служащих – чиновников в функционировании институтов государственного управления Монгольской империи и Золотой Орды;

Предметом исследования является административное право (т.е. система государственного управления в Монгольской империи и Золотой Орде).

Объектом исследования является система государственного управления В Монгольской империи и Золотой Орде.

Традиционно всю отечественную историографию  исследуемого вопроса подразделяют на три значительных по своей протяженности этапа – дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917 – 1991 гг.) и постсоветский (1991 г. – и по наше время). Необходимо отметить так же и то, что каждый этап непосредственно подразделяется, в свою очередь, на ряд, - в зависимости  от политической конъюктуры, исторических процессов, социальных интересов и т.д. Тем не менее, в силу определенной научной спецификации данных знаний автор приходит к мнению о том,  что в данной работе необходима более простая и понятная историографическая структура.

Значительное внимание отечественные историки уделяли вопросу взаимоотношений Монгольской империи и Золотой Орды с русскими князьями (С.М.Соловьев, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, В.Н.Татищев, А.Н. Насонов, Б.Д. Греков. 1 

Так, например, острые дискуссии имеются о значении и использовании термина «татаро-монгольское иго» и вопросе влияния структуры монгольского государства на формирование государственности в России.

В. Н. Татищев не употреблял словосочетание «татаро-монгольское иго», возможно потому, что при написании Истории Российской преимущественно опирался на ранние русские летописные термины и выражения, где он отсутствует, исследуя при этом взаимоотношение русских княжеств и Монгольского государства. И. Н. Болтин уже применял термин татарское владычество, а М., М., Щербатов считал, что освобождение от татарского ига было огромным достижением Ивана III. Н. М., Карамзин находил в татарском иге как отрицательные — ужесточение законов и нравов, замедление развития просвещения и науки, так и положительные моменты — становление самодержавия, фактор объединения Руси.

При этом вопрос организации системы государственного управления рассматривался отечественными исследователями лишь косвенно.

Так,  А.Доманин в своем труде  «Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники» рассмотрел систему государственного управления в Монгольской империи с точки зрения норм права XIIIXIV вв.2 Однако, при этом  основным отрицательным аспектом работы является отсутствие отображения разнообразия точек зрения на исследуемый им вопрос легитимности власти Чингисхана и демократичности проводимых им реформ. Тем не менее, стоит учитывать то, что автор исследовал данный вопрос с точки зрения монгольского права и восточного менталитета.

В.Г.Игнатов в труде «История государственного управления России», исследовал влияние монгольской системы государственного управления на территории русских княжеств. Однако он не осуществил полноценного анализа структуры государственного управления Монгольской империи и Золотой Орды.3

Р.Г.Фахрутдинов в работе «История Татарстана» исследовал государственное устройство Золотой Орды и систему государственного управления, уделив при этом значительное внимание правомочиям государственных служащих в рамках данной системы.4

Исследование В.В.Тревпавлова раскрывает влияние кочевых традиций в государственности монголов XIII в., использование их Чингисханом при завоевании соседних народов и строительстве Монгольской империи.5

Имеется так же и зарубежная историография исследуемого вопроса. Однако, среди них особо автор выделяет труд французского исследователя Ру Жан-Поля «История империи монголов», в котором исследователем осуществлен масштабный и глубокий анализ деятельности Чингисхана и его потомков, внешняя и внутренняя политика в Монгольской империи и на завоеванных ей территориях. Однако, при всем уважении к исследователю, нельзя не отметить его явную симпатию к личности Чингисхана, что мешает критическому анализу фактов и процессов.6

Источниковая база исследования  включает монографии отечественных и зарубежных авторов.

Работа структурно состоит из: введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.

  1.  ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКИХ ГОСУДАРСТВ

Создание первой государственной организации монголов связано с деятельностью Темучина, сына батыра Есугея, владельца крупного улуса, кочевавшего в долине Онона.

Со смертью Есугея в 1164 г. созданный им улус распался. Различные родовые группы и нукеры, входившие в этот улус, покинули семью умершего повелителя. Темучину было в это время 9 лет. В конце 1190-х гг. военные силы Темучина стали постепенно расти. К Темучину стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои богатства, стада. В поисках сторонников Темучин принимал на службу людей из разных родов и племен, одаривая каждого за службу из богатой добычи.

Так постепенно складывался улус Темучина, мощь которого возрастала; становилось ясно, что он претендует на власть всей Монголией. Это встретило сопротивление других претендентов на роль правителей.

Победы Темучина вызвали сплочение сил его противников. Сложилась коалиция из татар, тайчжиутов, меркитов, ойратов и других племен, избравшая своим ханом Джамуху. Весной 1203 г. произошло сражение, закончившееся разгромом сил Джаймухи. Эта победа усилила улус Темучина. Началось соперничество между ним и кереитским Ван-ханом, переросшее вскоре в открытую вражду. Осенью 1203г. войска Ван-хана были разбиты.

После этой победы владения Темучина вплотную приблизились к границе найманов. Осенью 1204 г. войска Темучина нанесли поражение найманам и их союзникам к западу от Орхона. Улус найманов перестал существовать, а родовые и племенные группы, подчинявшиеся им, выразили покорность Темучину.

В 1206 г. в местности Дэлюнь-булдак на правом берегу Онона, на курултае, куда прибыли все сородичи Темучина, а также его сподвижники и приближенные, он был провозглашен всемонгольским повелителем под именем Чингисхана. Так завершился процесс образования монгольского государства во главе с единым государем.

После того как Темучин стал всемонгольским повелителем, его политика стала отражать интересы нойонства. Новые завоевательные войны, ограбление стран должны были обеспечить укрепление позиций нойонов.

Административная система, созданная при Чингисхане, была приспособлена к осуществлению этих целей.  В основу военной организации государственного управления страны были положены принципы родоплеменного быта - вожди возглавляли род, несколько родов объединялись в племя, племена - в союзы племен, и т.д. В результате вся система управления носила авторитарный характер и была неотделима от военной иерархии, строившейся на основе десятичной системы.

Низшей административной единицей была признана группа аилов, могущая выставить десять воинов. Далее шли группы аилов, выставлявшие по 100 воинов, по 1000 воинов и по 10 тыс. воинов.

Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. Великий хан, считая себя собственником всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определенные повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Для жесткого обеспечения решений правителя вводилась круговая порука – за выполнение отвечала вся ячейка во главе с начальником. А чтобы сделать эту структуру максимально прочной, Чингисхан категорически запретил переход из одного звена в другое. Человек не мог поменять свой десяток (в армии – воинский, в гражданской жизни – десяток кибиток) на другой под страхом смертной казни; аналогичному наказанию мог быть подвергнут и начальник, принявший пришлого.

Нойон в своем уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своем хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. Так при Чингисхане были заложены основы военно-ленной системы в Монголии. Военный характер государственной власти подтверждался принятием присяги на верность Великому хану.7

Чингисхан обладал неограниченной властью и осуществлял ее через наследственную кочевую аристократию. После завоевания Северного Китая и Средней Азии в управлении империи был использован значительный китайский административный опыт.

Чингисхан разделил страну на два «крыла». Должность и звания старших и высших военачальников – сотников, тысяцких и темников – он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.

В годы правления великого хана Угэдэя (1229 – 1241) была сделана попытка наладить внутреннее управление огромной империей. Угэдэй поручил руководство военными и гражданскими делами возложил трем темникам. Большое внимание уделялось налаживанию почтовой службы, в которой были крайне заинтересованы сами завоеватели. Были приняты меры к нормализации сбора податей и выполнения повинностей подвластным населением.

Завоеванные страны и области отдавались в управление местным феодалам, а специально поставленный над ними монгольский нойон отвечал за поступление дани. Наряду с этим практиковалась отдача сбора дани на откуп богатым купцам.

К 1259 г. Монгольская империя включала в свой состав территорию, населенную множеством племен, народов и народностей, говоривших на различных языках, находившихся на самых различных уровнях социально-экономического и культурного развития, имевших свои хозяйственные уклады, свои формы быта и свои навыки. Ни экономические, ни культурные интересы не связывали разнородные и разноязычные части империи между собой. Это было типичное военно-административное объединение.

Центральную часть империи составлял домен великих ханов – Монголия и Северный Китай.8 К западу располагался улус потомков Угэдэя, в который входили земли к востоку и западу от Алтайских гор; центром улуса был район современного города Чугучака. Третью часть империи составлял улус потомков Джагатая, включавший восточные области Средней Азии до Аму-Дарьи. Центром этого удела был город Алмалык на реке Или (около современной Кульджи).Иран, Ирак и Закавказье входили в улус Хулагу, центром которого был Тебриз.

Последняя, пятая, часть империи (Золотая Орда) принадлежала потомкам Джучи и составляла их улус, включавший в себя все земли, «куда доходили копыта монгольских лошадей», т.е. все восточноевропейские владения монголов. Столицей джучидов был город Сарай в низовьях р. Волги, около современной Астрахани.

  1.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Высшая власть в Золотой Орде принадлежала хану (кану). Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой – династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 1260-х гг. империя разделилась на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Система управления государством, заложенная еще при нем, оставалась до конца существования этих государств.9 

Каан считался главой гражданского управления – лидером собственного рода, общеплеменным вождем, судьей и жрецом, а также главой военной организации. Этим определялись и функции кочевого правителя, отличные от обычных государств; он обязан укреплять державу, заботиться о народе и поддерживать стремление к завоеваниям как главному смыслу военной организации.

При хане имелся диван – государственный совет, состоявший из членов царственной династии, крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников. Крупные феодалы-князья – это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников – эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак. При диване была должность битикчи (писец), располагавшим значительной властью в стране. 

Однако, уже в правление Чингиса при ставке великого казна помимо дворцовых администраторов сложилась как бы гражданская канцелярия. Основную роль в ней играли двое советников из немонголов: Елю Чу-цай и Чинкил. Первый был политическим советником. Второй выполнял функции канцлера.

Существовала система выдачи пайцзов. Пайцза – это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, деревянная дощечка, выдаваемая от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках – провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание.

В улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры – в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде были представлены такими лицами: муфтий – глава духовенства; шейх – духовный вождь и наставник, аксакал; суфи – набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий – судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства имели баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые – гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани – ясака. Он был битикчи (секретарем) по ясачным делам. Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах.

В системе государственных чиновников был ряд должностных лиц, которые известны по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганл[н]ар» (блюстители порядка на базаре).

То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с населения, а также о пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» – слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (там-говая пошлина).

Административная система представляла собой точную копию устройства монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим.

По мысли Чингисхана, такое взаимопроникновение и переплетение интересов его потомков должно было предотвратить распад огромной империи. На протяжении всего XIII в. все правители отчисляли часть доходов в пользу казна. Из Каракорума присылались «численники» для проведения переписи подвластных и зависимых народов с целью установления размеров собираемой дани, здесь же вассальным правителям утверждались инвеституры. Ханы улусов в этот период не чеканили собственную монету и не могли проводить самостоятельную внешнюю политику.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана.  Вместо членения территории на два крыла, появились четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана. Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы.

Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число «областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга.

Первоначально административно - территориальное устройство Золотой Орды по монгольской традиции представляло собой отражение кочевого военного устройства. На этой же основе происходило формирование аппарата управления государством.

Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале.

Всем ордынским войском командовал военачальник - беклярибек, т. е. князь князей, великий князь. Беклярибек осуществлял обычно военную власть, будучи командующим ханской армией.

По мере укрепления государственности в Золотой Орде рос аппарат управления, его правители взяли за образец администрацию завоеванного монголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане появился визир, своеобразный глава правительства, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Визир и возглавляемый им диван (государственный совет) распоряжались финансами, налогами, торговлей. Внешней политикой ведал сам хан со своими ближайшими советниками, а также беклярибек.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь.

Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.

  1.  ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Социальная структура Золотой Орды была сложной. Четкой сословной организации общества и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.10 В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи.

Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол.

Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках— беки). Не являясь членами рода Джучидов, они вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Нойон были распределителем земель войска, добычи, главой рода или его части, отчасти судьей. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орд выдвинулся слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также духовенство, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ.

Распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

  1.  ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись: суд великого хана, суд курултая - съезда представителей правящего рода и военачальников, суд специально назначенных лиц - судей-дзаргучи.11 Все эти органы действовали и в Золотой Орде.

Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили независимость и приняли ханский титул.

Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды - Бату (Батый, правил в 1227–1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками.

Последующие ханы Золотой Орды активно осуществляли судебные функции. Именно при Менгу-Тимуре в 1269г. Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а ее правители - суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи.

Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана и его преемников - великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясы его преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам.

Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Яса устанавливала важные положения. К ним, например, относится взаимовыручка, система круговой поруки.

Окончательное формирование Великой Ясы можно отнести уже к временам Угедэя – преемника Чингисхана. На великих курултаях 1229, 1235 и 1240 гг. Яса Чингисхана была расширена за счет формального включения в нее части т.н. «Билика» – записанных изречений Чингисхана на разные темы.

Другой важный источник - ярлыки ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя - хана и обладавший определенными признаками. Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Не могли служить источниками права для ханов ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки - жалованные и охранные грамоты, выдававшиеся дипломатам и частным лицам.

Однако существовали и другие ярлыки, которые можно считать источниками права, и которыми руководствовались ханы Золотой Орды и подчиненные им судьи.12

Различие между этими источниками права заключалось в том, что ясы являлись постоянно действующими законами, изменять которые последующим правителям было запрещено, тогда как каждый ярлык действовал лишь в течение жизни (правления) издавшего его хана, а следующий хан уже мог по своему усмотрению либо подтвердить, либо отменить его действие.

Суд хана являлся высшей, судебной инстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по мере надобности он передавал судебные полномочия. Курултаи осуществляли правосудие и в Золотой Орде, также как и в Монголии.

Судебные функции выполняли и даруги - наместники областей Золотой Орды.

Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того, князья могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана.

Следующей судебной инстанцией был суд - «дзаргу» (или «яргу»). Правовой основой деятельности судов-дзаргу были ясы и ярлыки великих ханов и ханов Золотой Орды.

В ярлыках, назначающих на должность судей (дзаргучи), предписывается выносить решения на основе Ясы. Решения полагалось записывать в особые грамоты «яргу-намэ».

Следует рассмотреть еще один судебный институт, возникновение которого можно объяснить международными связями Золотой Орды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств, который действовал в областях, где существовали оживленные отношения между купцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр.

Опираясь на общие принципы Великой Ясы, а также на конкретные ярлыки ханов, судьи «международных судов» руководствовались и собственным усмотрением, которое соотносили с текущей политической ситуацией и личной позицией хана или своего непосредственного начальника - даруги.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям — основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын имел приоритет в наследовании, в т.ч. – и на престол.

Восшествие на престол выражалось в особой процедуре интронизации, также построенной по древнетюркским традициям пер. пол. I тыс.: шаманы провозглашали день, собравшиеся просили кандидата занять место, он отказывался, его насильно сажали на трон, он приносил присягу. Кульминацией провозглашения было поднятие правителя на войлоке и выслушивание его обещания править справедливо под угрозой свержения.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

Применялись и другие виды наказаний, например выкуп в пользу родичей потерпевшего. выкуп в десятикратном размере за похищенное имущество, продажа своих детей. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

В общем, необходимо отметить, что империя объединяла обширный конгломерат народов, относящихся к различным культурам и цивилизациям, имеющим различное понимание о законах и законности и не могла существовать длительное время как достаточно прочное централизованное государство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач.

Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингисханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника – Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем. Чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношений внутри государств - наследников Монгольской империи. Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, где существовал единый и прочный порядок на огромной территории.

Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первой половине XIII в. Ее территория простиралась от берегов Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов. В начале XVI в. Золотая Орда распалась на ряд государств - Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые явились наследниками политической, государственной и правовой традиций Золотой Орды. Некоторые из этих государств просуществовали довольно долго: казахские ханства - до середины XIX, а Бухарский эмират и Хивинское ханство - до начала ХХ в.

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.

Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создавало мощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила пик своего могущества.

Правосудие в Золотой Орде в целом соответствовало уровню развития суда в различных странах мира - как европейских, так и азиатских. Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания его общества, так и совокупностью ряда других факторов - влиянием традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевыми традициями и пр.

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Барабанов О. Н. Третейский суд в генуэзском сообществе XV в.: Судебная практика Бартоломео Боско // Причерноморье в Средние века. Вып. 4. СПб., 2000.
  2.  Буганов, В.И. Очерки истории классовой борьбы в России XIXVIII вв.: книга для учителя /В.И.Буганов. – М.: Просвещение, 1986. – 239 с.
  3.  Вернадский Г. В. Что дали России монголы//Родина.-1997.- № 3-4.
  4.  Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. /Г.В.Вернадский. – М., 2000.
  5.  Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Т.1. - М., 1995.
  6.  Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение / Греков Б. Д., Якубовский А. Ю.  - М., 1998.
  7.  Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции /А.П.Григорьев, В.П.Григорьев. - СПб., 2002.
  8.  Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь /Л.Н.Гумилев.- М., 1992.
  9.  Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность /В.Л.Егоров. – М.: Издательство «Знание»,1990.
  10.  Жуков Е.М. Всемирная история. Т.3. - М., 1957.
  11.  Карамзин, Н.М. Записка о Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях;
  12.  Майкл Х. Харт 100 великих людей / Майкл Х. Харт. – М.: Вече, 1998. – 544 с.
  13.  Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В.Малявин. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 627 с.: ил.
  14.  Насонов, А.Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси)/ А.Н.Насонов. -  М.— Л.;
  15.  Островски Д. Монгольские корни российских государственных учреждений // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология. - Самара, 2001.
  16.  Россия: энциклопедический словарь. – Л.: Лениздат, 1991. – 922с.
  17.  Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1997.
  18.  Скрынникова Т. Д. Судопроизводство в Монгольской империи /Т.Д.Скрынникова- М., 2002.
  19.  Соловьев К. А. Эволюция форм легитимности государственной власти в древней и средневековой Руси.// Международный исторический журнал. - 1999. -№ 2.- С.34-56.
  20.  Соловьев, С.М.  Чтения и рассказы по истории России /С.М.Соловьев. – М.: Правда, 1989. – 768с.
  21.  Татищев, В.Н. История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым;  
  22.  Тревпавлов, В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: проблема исторической преемственности / В.В. Тревпавлов. – М.: Наука, 1993. – 168 с., ил.
  23.  Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье) /В.Г.Фахрутдинов. - Казань: Магариф, 2000.
  24.  Федоров-Давыдов Г.Ф. Общественный строй Золотой Орды /Г.Ф.Федоров - Давыдов.- М., 1993
  25.  Шмурло Е.Ф. История России. - М., 1997.
  26.  Жан-Поль Ру История империи монголов // Жан-Поль Ру (пер. с фр. З.З.Сажиновой). – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. – 672 с.
  27.  http://oldevrasia.ru – [Доманин, А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники]
  28.  http://society.polbu.ru – [Игнатов, В.Г. История государственного управления России]
  29.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2009. – [Древнерусское государство]
  30.  В этот день. Календарь – энциклопедия: 2007 – 2010. – изд-во «Бука».
  31.  http://bse.sci-lib.com – [Большая советская энциклопедия]
  32.   http://dic.academic.ru – [Большая российская энциклопедия]

1 Соловьев, С.М. История России с древнейших времен /С.М.Соловьев. – М.: 1959 – 1966; Карамзин, Н.М. Записка о Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях; Татищев, В.Н. История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым;  Насонов, А.Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси)/ А.Н.Насонов. -  М.— Л., 1940; Греков, Б.Д. Золотая Орда и ее падение./ Б.Д.Греков. - М.-Л.: АН СССР, 1950, - 478 с.

2 http://oldevrasia.ru – [Доманин, А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники]

3 http://society.polbu.ru – [Игнатов, В.Г. История государственного управления России]

4 http://historytat.ru – [Фахрутдинов, Р.Г. История Татарстана]

5 Тревпавлов, В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: проблема исторической преемственности / В.В. Тревпавлов. – М.: Наука, 1993. – 168 с., ил.

6 Жан-Поль Ру История империи монголов // Жан-Поль Ру (пер. с фр. З.З.Сажиновой). – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. – 672 с.

7 http://www.history.kemsu.ru 

8 Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В.Малявин. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С. 88.

9 Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье)/Р.Г.Фахрутдинов. - Казань: Магариф, 2000. - С.123

10 Федоров-Давыдов Г.Ф. Общественный строй Золотой Орды /Г.Ф.Федоров-Давыдов.- М., 1993.С.23-67.

11 Скрынникова Т. Д. Судопроизводство в Монгольской империи /Т.Д.Скрынникова. - М., 2002. С. 163–174.

12 Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение /Б.Д.Греков. -  С.104.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3384. Система государственного регулирования туристской деятельности 13.23 KB
  Система государственного регулирования туристской деятельности. ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации о государственном регулировании туристской деятельности. Принципы государственного регулирования туристской деятельности. Цели государственного регулирования туристской деятельности.
8789. Система органов государственного регулирования экономическим развитием 13.84 KB
  Система органов государственного регулирования экономическим развитием 2 часа Президент Украины – гарант конституции Верховная Рада Украины – законодательная власть Кабинет министров Украины – исполнительная власть Местное государственное самоуправление Президент Украины – гарант конституции Государственная регуляция экономики является важнейшей функцией государства. В Украине деление полномочий между разными ветвями власти определяется Конституцией Украины в 1996 г. Главой государства является Президент Украины законодательную...
11063. Система механизмов государственного регулирования общенационального рынка РК 84.97 KB
  Формами государственного регулирования выступают планирование (долго-, средне- и краткосрочное), программирование (прежде всего в виде составления целевых комплексных программ) и прогнозирование как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Высшей формой государственного регулирования является национальное демократическое экономическое планирование, о котором уже шла речь в одной из предыдущих тем.
9827. Антикризисные технологии государственного управления 293.93 KB
  Основные направления деятельности государственного управления в условиях кризиса. Целью данной работы является выявление и анализ технологий применяемых на уровне государственного управления в условиях кризиса. Для достижения поставленной цели исследования автор сформулировал ряд задач: выявление поля применения антикризисных технологий государственного управления; выявление технологий применяемых в целях преодоления кризиса на уровне государственного управления; определение целей применения государством антикризисных технологий...
749. Финансы сектора государственного управления 64.63 KB
  Процесс управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы и делиться на общегосударственное которое устанавливает общие принципы правила и нормы а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики налоговой валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.
20052. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 32 KB
  Теоретические подходы к понятию государственного управления и государственно власти. Понятие и особенности государственного управления. Понятие нормативно правовых актов органов государственного управления.
10568. Решения в системе государственного и муниципального управления 477.67 KB
  УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: формирование и развитие у обучаемых принципиально новых взглядов на процесс разработки и реализации управленческих решений; обеспечение усвоения студентами критерий условий технологий принятия и реализации решений методов анализа прогнозирования оптимизации и экономического обоснования управленческих решений. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. Разработка управленческих решений.Сущность и содержание управленческих решений.
4944. Взаимодействие государственного и муниципального уровня управления 36.67 KB
  Понятие и признаки муниципального управления самоуправления. Механизмы взаимодействия государственного и муниципального управления. Организационные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления...
12967. Основные методы государственного и муниципального управления 102.97 KB
  Исследовать особенности эволюции системы государственного и муниципального управления; определить специфику структуры государственного и муниципального управления в России; выполнить анализ деятельности и особенностей управления в МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска».
21178. Организация государственного управления в культурной сфере 40.34 KB
  Основные направления государственной политики в сфере культуры. Недаром приглашая международную делегацию сторона-хозяйка стремиться показать самые яркие особенности традиционной культуры тем самым привлекая и располагая к себе дипломатических гостей. Понимая значимость развития культуры перед государством стоит главный вопрос каким образом осуществлять процесс управления в социальной - культурной сфере так обеспечить коммуникативную...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.