Основные понятия психологии творчества

Креативность от англ. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.

2014-07-07

225.11 KB

23 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 1. Вводная лекция. Основные понятия психологии творчества

Процессы, происходящие в современном мире, – глобализация,  информатизация  общества – выдвигают на первый план все новые и новые  проблемы. Происходит интенсивный рост объёма информации, постоянно возникают новые научные направления и технологии. В этой ситуации роль научно-технического развития молодежи в формировании кадров для инноваций становится приоритетной.

Сегодня выбор профессии личностью (оптантом) неразрывно связан со знакомством с новыми технологиями, поэтому программы научно-технической направленности реализуются не только в учреждениях дополнительного образования, но и в центрах профессиональной ориентации, образовательных учреждениях. Основным вопросом, с которым сталкиваются современные педагоги, является вопрос о  развитии инженерно-технических способностей личности. Как выявить у личности задатки изобретательства и помочь в их развитии?   

У замечательной русской писательницы Н.А. Тэффи есть рассказ «Лень», в котором абсолютно серьезно доказывается, что технику всегда изобретали те, кто не хотел работать.

«Когда был придуман паровой двигатель, это был светлый праздник лентяев всех стран…

Когда изобрели электрические двигатели, лентяи устроили вокруг них целую вакханалию…

Лень овладела всем земным шаром. Затянули землю рельсами (лень ходить), телеграфными проводами (лень писать), наставили антенны для беспроволочного телеграфа (лень проволоку тянуть)… Именно она движет человечество по пути прогресса».

Вопрос о том, почему и каким образом были созданы технические устройства, какие факторы влияли на это, так и остается не изученным. Если представить историю человечества в виде дороги, где один миллиметр пути - это год, то все время от изобретения первых технических устройст (каменных орудий) до наших дней уложится примерно в три километра. Земледелие, скотоводство, посуда из керамики, бронзовые изделия, письменность появятся только на последних десяти метрах этого пути. Великие гробницы фараонов (пирамиды в Египте), металлургия и железный топор появятся лишь за несколько метров до конечного пути – нашего времени. Падение Римской империи и начало Средневековья расположатся в полутора метрах от современного времени, а возникновение книгопечатания – чуть далее полуметра. На расстоянии около 25 см появится патент Дж.Уатта на изобретенный им универсальный паровой двигатель. Появление массового машиностроения, и применение машин в промышленности – это только последние 20 см на школе исторического развития общества. Дифференциальное и интегральное исчисление  стало основой для технических расчетов в машиностроении, и привело к появлению  профессий инженера и конструктора. Выдающиеся изменения в технике произошли в прошлом столетии – периоде, по историческим меркам чрезвычайно коротким. В 10 см от нашего времени по шкале истории  Дж. Томсон открыл электрон. Появление электролампочек Эдисона, Лодыгина, Яблочкова, автомобилей Бенца и Даймлера, самолета братьев Райт, радио Попова и Маркони, вакуумных и полупроводниковых приборов расположатся на отрезке длиной в 5 см. И уже на линейку с миллиметровыми делениями придется занести даты создания персональных коспьютеров, компакт-дисков, полет в космос, луноход, изобретение процессоров Pentium, всемирной сети Интернет, Iphone, планшетный компьютер Ipad.

Если проанализировать информацию Приложения 3 (Хронология изобретений человечества), то легко обнаружить, что чем ближе к нашим дням, тем гуще расположены отметки о технических изобретениях. Также видно, что изобретения становятся все более сложными.  Итак, попытаемся рассмотреть тезисно основные моменты, касающиеся инженерного творчества.

Специфика творчества человека

1. Творчество предполагает взаимодействие множества переменных, поэтому продукт естественного биологического творчества всегда уникален и неповторим;

2.Побудителем к творчеству является нестандартность стимула, взаимодействие разных сил и присутствие какого-либо катализатора;

3.Изменение, преобразование и появление нового творчества.

Побудительные силы творчества

1.Стимулом для пробуждения творчества стала не только сиюминутная внешняя необходимость, но и предвиденье возможных изменений в будущем.

2.Процесс образования нового проходит во взаимодействии разных сил, определяющих изменение, преобразование одного из объектов взаимодействия, находящегося в более слабой позиции.

3. Процесс изменения, преобразования, соединения разных форм материи характеризуется общим качеством - созданием необходимого, не существующего ранее результата.

Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.

Креативность (от лат. creatio — созидание, сотворение) — творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Творчество не утилитарно. Результатом любого, даже самого незначительного творческого процесса, является некая новая ценность. Творческая деятельность является процессом создания материальных и интеллектуальных ценностей, хотя и в соответствии с установленными технологиями, принятыми нормами или существующими принципами.

Креативность понимается как воплощение творческой человеческой мысли в традиционных сферах жизнедеятельности, но нетрадиционными способами и в необычной форме. Секрет креативности заключается в самой методологии создания ценностей, которая и является инновационной, находится за пределами существующих технологий, общепринятых норм и правил. Если человек создаст что-то новое, выходящее за рамки традиционного общественного восприятия, то это не будет воспринято сразу. Человечеству потребуется время, чтобы понять и оценить подобный интеллектуальный прорыв, научное открытие, инновационное достижение. Но результат креатива понятен, традиционен, оценивается легко и быстро. Нетрадиционен способ достижения этого результата, и именно в этом и заключается эффект. Значит, креатив — это, прежде всего, противоречие, конфликт.

Креативность — это способность, свойство личности преодолевать утилитарность традиционных способов производства, социального восприятия, сознания, поведения, устоев с целью достижения социально значимых ценностей.

Спрос на креативные решения в силу ужесточения конкуренции растет. Многие предприниматели видят успех своей компании именно в креативности, которая позволит их продукту сразу выделиться из среды рыночных предложений. Для этого мало создать конкурентоспособный бизнес — нужно эффектно его преподнести: создать обычное необычным способом, прийти к традиционному  - нетрадиционным путем.

Следует разобраться, какова природа креативности авторов, изобретающих нетрадиционные технологии при создании традиционных ценностей.


Рис. 1. Сущность креативного и творческого подхода в созидании

Если объяснять творчество философскими категориями, то креатив (творчество) — процесс создания и развития, основывающийся на принципах перерастания количественных изменений в качественные по революционному скачкообразному закону, при котором наступает момент преодоления меры, т. е. предела накопления количественных характеристик, опыта, проблем, внимания, — в результате появляются решения, опровергающие существующие принципы и устои. Забегая вперед, можно утверждать, что носители креатива — личности, переводящие общественные проблемы в плоскость личностных восприятий, наделенные обостренным чувством гармонии.

Креатив существует на уровне идеи, формирования принципов, методов, технологий. Творческий процесс совершается на уровне реализации идеи, формирования некоторого продукта (рис.2). Креатив предшествует творческому процессу, определяет направление, канву, стиль, сюжет, хотя и не всегда сопутствует ему. Креатив — это правило нанесения штрихов к несуществующему портрету. Главное свойство креатива — отказ от сложившихся технологий. Креативу сопутствуют конфликт, скандал, повышенное внимание.


Рис. 2. Динамика инновационного процесса (1 УР.) 

Авторами креативных решений могут быть:

  •  отдельные достаточно целостные и самостоятельные по своей сути и натуре личности;
  •  группы личностей, работающих и творящих коллективно;
  •  отдельные личности в группах, использующие эти группы как среду для формирования собственного креатива или ищущие в креативе выход из испытываемой ими социальной несправедливости.

Для понимания сути креатива, необходимо уяснить, что, когда автор занят разработкой небанальной идеи и последующего творческого ее воплощения, он должен отказаться от привычных моральных, информационных и иных стереотипов, ограничивающих норм и довлеющих законов.

КАТЕГОРИИ ИСТОЧНИКОВ КРЕАТИВНОСТИ

Существуют три категории источников креативности (рис. 3) личности.

Социальная (социально-психологический источник) — стремление к неординарным решениям и идеям формируется под воздействием противоречий между личностью и обществом. Это воздействие может быть достаточно продолжительным и иметь разные источники (противоречия, возникающие в период трудовой деятельности, противоречия, возникающие в бытовой сфере, противоречия сложившимся нормам поведения и установленным законам), а его локализация довольно обширна ― начиная от поведения доверенного человека (любимого, родных, друзей) и заканчивая национальными границами и государственной политикой. Состояние противоречия, в котором оказывается личность, ущемленная внешними или псевдовнешними воздействиями, побуждает ее к изменению сознания, способствует формированию мыслей, критически настроенных в отношении официальных норм и принципов, и направлено на сохранение собственной личностной целостности.


Рис. 3. Классификация проявлений креативности личности 

Понятно, что полное удовлетворение собственным состоянием и положением общества не способствует возникновению креативных идей. Состояние удовлетворения не приводит к поиску новых, тем более креативных, путей и решений. Закон сохранения жизни как частный случай сохранения энергии не располагает свободной энергией для инновационных моделей, тем более для начала преобразований.

Личностная основана на физиологических особенностях человека, причем от физически явных до психоневрологических, на первый взгляд скрытых. Личностная креативность может быть врожденной или приобретенной, и будет зависеть от особенностей конституции человеческого тела, мозга, эндокринной системы, а также может трансформироваться из длительного воздействия социально-психологического источника, например, превратив невротические состояния в невроз и, тем самым, создав внутренний побудитель неадекватного поведения.

Ситуативная основана на изменении состояния субъекта, вызванного краткосрочными внешними воздействиями или обстоятельствами, внутренними потребностями изменений, настроениями, мировоззренческими потребностями или их последствиями, усвоенной информацией, событиями или участием в них. Все это может оказаться серьезным стимулом к активизации мыслительной деятельности, изменению ее направленности и в итоге привести к отказу от прежнего образа мыслей. Таким образом, корень креатива (креативности) следует искать в состоянии человека и в его образе мыслей. Креативная личность может скрываться также под образом пассивного, неразговорчивого и ничем себя не проявляющего сотрудника. Это, скорее всего, связано с тем, что противоречие такого человека с окружением может быть настолько велико, что он ставит себя в позицию наибольшей сохранности. Осмысление источников креатива как противоречий (часто временных) между личностью и личностью или личностью и обществом позволяет сделать неожиданный вывод о том, что креатив может как послужить на пользу обществу, изменяя и ломая закостеневшие устои, так и привести к дестабилизации и развалу управления, особенно если общество еще не готово сформировать нечто новое, адекватное возникающим требованиям.

Креативные решения имеют разную направленность: социальную, личностную, ситуативную (рис. 4).


Рис 4. Направленность креативных решений

Социально-психологические типы креативности (2 УР)

Психоневрологическая креативность возникает на почве глубоких психических отклонений, своим естественным состоянием противоречит утилитарности поведения общества и преследует две цели: найти самый короткий путь к наиболее комфортному собственному психологическому состоянию и продемонстрировать протест против обстоятельств, ответственных за возникновение заболевания. Величина и качество креатива зависят от глубины психологического состояния и от интеллектуально потенциала автора. Обостренные чувства толкают на неординарные, решительные идеи и поступки. Таким образом появляются выдающиеся произведения искусства.

Синергическая креативность преодолевает утилитарность сознания энергетическими и психологическими особенностями поведения человека в группе ― снимает ограничения, наложенные на мыслительные процессы человека либо им самим, либо действующими социальными нормами (среди которых встречаются имиджевые, статусные, амбициозные, и информационные ограничения). Коллективное разрешение некоторой задачи пополняет знания участников новой информацией, а личностный опыт каждого новыми психологическими состояниями. Это позволяет выйти за рамки устоявшегося поведенческого стереотипа, приложить неиспользуемые ранее силы к разрешению проблемы и найти оригинальные интеллектуальные решения.

Методологическая креативность возникает при преодолении утилитарности признанных технологий, узаконенных норм и правил. Всем известен процесс создания нового из привычных вещей, упорядоченных иным образом. Современные художники и дизайнеры используют пришедшие в негодность старые вещи для создания своих работ. Методологическая креативность, направленная на преодоление фиксированной утилитарности во всех сферах жизни, формирует иной способ организации привычных процессов и вещей. Формализованный порядок подтолкнет к новым решениям уже в процессе формализации. Методологическая креативность основана на моделировании. Чтобы построить модель ситуации, необходимо взглянуть «сверху», «с высоты птичьего полета». Оригинальные и неожиданные идеи воинских маневров возникали при четко изображенной диспозиции сил и на хорошо нарисованной карте. Для того чтобы найти креативное решение, следует пройти путь от индукции к дедукции.

Статусная креативность возникает в момент преодоления утилитарности сознания при смене автором его социальной позиции. Эффект реализации решений под воздействием статусной креативности возникает из положения автора, отличающего его в окружающем обществе. В этом случае его оценки, идеи и решения идут вразрез с традиционным этическим мнением. Здесь уместно вспомнить возглас ребенка из сказки Андерсена: «А король-то голый!» Но не только низкий социальный статус определяет креативность решений. Быть выше среднестатистического обывателя, ломать традиции общества и преодолевать препоны — необходимое условие, для того чтобы мыслить иначе, свободно. И неверно утверждение, что «деньги идут к деньгам», статусная креативность успешного предпринимателя порождает новые креативные проекты и схемы.

Индивидуально-субъективные типы креативности

Генетическая креативность ― это совокупность авторских достижений, основанная на богатых природных данных автора. Некая физиологическая особенность, отличающая креативную личность от остальных людей, может и должна создавать шедевры. Моцарт, Ван Гог, Леонардо, Архимед, Маркс, Ницше и еще тысячи гениев и талантов, наполнивших коллекцию лучших творений человеческой мысли, фантазии и достижений. Генетическая креативность — то, что называют талантом.

Физиологическая креативность не имеет таких глубоких структурных корней, как генетическая, и ее проявления основаны скорее на временных отклонениях состояния организма автора. Известно, что чахотка стимулировала творческую деятельность. Организм больного, работающий с огромным напряжением в борьбе за выживание, обостряет сенсорные способности, стимулирует интеллектуальную деятельность. Это происходит на физиологическом уровне, но иной режим работы мозга порождает креативные идеи, недоступные прежде, в спокойном и сбалансированном состоянии. Кстати, даже алкоголь может привести к некоторым креативным открытиям, только управлять целями в таком состоянии сложно, да и анекдотично. Физиологическая креативность проявляется не только при заболеваниях, напротив, смена образа жизни, направленная к положительным переменам, — спортивные мероприятия, отказ от вредных привычек, изменение дневного режима ― неизбежно повлечет за собой состояния, которые породят креативность. К этой форме креативности относятся итоги деятельности человека, когда независимо от его желания, непроизвольно происходит изменение мозговой деятельности, последовательности и порядка мозговых процессов, перемена соотношения активности правого и левого полушарий, а также смена эмоциональных и рациональных состояний. Именно физиологическую креативность тренируют на креативных тренингах, где раскрывают утилитарные процессы через смену соотношения эмоционального и рационального их восприятия.

Интеллектуальная креативность преодолевает утилитарность безо всяких физиологических отклонений и проблем. Она близка к методологической, но имеет привязанность не к процессу, а к автору. Большой информационный запас, внутренний каталог различных ситуаций и способов их разрешения позволяет маневрировать в привычных обстоятельствах непривычным образом и изобретать нечто новое. Разумеется, интеллектуальная креативность подразумевает высокий интеллектуальный уровень развития автора. Узкая специализация в определенной сфере при принятии решения помогает достичь оптимальных результатов.

Ролевая креативность возникает в момент преодоления личной поведенческой утилитарности сознания при смене автором его ролевой позиции. Многое становится ясно, если поставить себя на место другого.  Ролевой креативности часто обучаются на тренингах деловой игры. Ролевая креативность в отличие от статусной менее связана с реальным социальным воздействием, более управляема и может создаваться искусственно для разрешения текущих производственных ситуаций.

Ситуативные типы креативности

Пространственная креативность. После отдыха в другом месте часто легко решаются задачи, казавшиеся прежде неразрешимыми, становится очевидным то, что раньше причиняло головную боль и вызывало бессонницу. Путешествие, смена обстановки приносят новые взгляды, новые идеи и решения. Оказавшись в непривычных условиях, среди незнакомых людей и подчиняясь другим законам и правилам поведения, человек становится иным, изменяются его мысли и чувства.

Бытовая креативность во многом тождественна ролевой и статусной, но может носить более локальный индивидуальный характер. Обстановка, хобби, члены семьи и их поступки — источники внезапных, хотя и обоснованных креативных решений. Часто настроение повышается, а следовательно, преодолевается утилитарность на производстве, если накануне, например, приобретен пылесос или тостер. А переезд на новую квартиру подобен повышению по службе.

Мировоззренческая креативность часто зависит от влияния окружения, агитации, от обстоятельств и образования. Сколько революций совершено благодаря мировоззренческой креативности. Когда руководитель убеждает подчиненного, разъясняя особенности своих планов, он тем самым готовит мировоззрение слушателя к новым поступкам в соответствии с собственным пониманием происходящего.

Стимульная креативность часто проявляется под давлением внешних воздействий, угрозы, стимулирования или при внутренних изменениях жизненных мотивов автора. Яркий пример так называемые шарашки — секретные НИИ и КБ, подчиненные НКВД / МВД СССР, в которых работали заключенные инженеры. Результаты этой креативности так часто используют, что такой способ поиска идей даже не считается креативом. Однако любая угроза потери комфортного утилитарного состояния вызывает креативное стремление сохранить его. Удачные варианты стимульной креативности могут перерасти в мировоззренческую, затем в интеллектуальную, и утилитарный человек превратится в творческую личность.

Процессами создания состояний, приводящих к креативным решениям и поступкам, можно управлять (активно управляемая креативность), подготавливая ситуации и обстановку, способствующие достижению результата, или пассивно управлять, корректируя ситуацию креативности в личностях или группах (контролируемая), или пассивно соглашаться с автором (неконтролируемая, обслуживаемая). Ниже приведена таблица классификации креативности.

Таблица 1. Классификация креативности по степени управляемости

Активно управляемая

Контролируемая

Неконтролируемая, обслуживаемая

Социально-психологическая

Синергическая

Статусная

Психоневрологическая

Методологическая

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Интеллектуальная

Физиологическая

Генетическая

Ролевая

 

 

 

 

 

Ситуативная

Стимульная

Бытовая

 

Мировоззренческая

Пространственная

 

Появление креативных личностей и групп неизбежно приводит к расколу общества и обострению отношений, пусть даже временному. Причем не составляет большого труда выявлять креативных авторов, т. к. желание воплотить творческие идеи заставляет их быть активными. Креативные личности уязвимы уже оттого, что поле их творческого процесса находится вне допустимых технологий, правил, законов, следовательно, они асоциальны. Креативное решение, изложенное в новой форме, в определенной степени часто является вызовом обществу и ломает устоявшиеся нормы. Поэтому воинственная утилитарность легко выявляет креативных зачинщиков нестабильности собственного существования и создает условия для торжества порядка и закона. Средства всем хорошо известны. Но креативность ― явление непродолжительное, однако, оставляющее глубокий след в жизни общества и самих авторов. Компания, приглашающая к сотрудничеству креативных авторов, должна четко осознавать последствия применения креативных решений и быть готовой к ним. Отказываясь от прежних, пусть неэффективных, но привычных и управляемых позиций, можно надолго обрести нестабильность, если не понимать сути начатого процесса. Креативный поток идей и решений подобен цепной реакции и является плохо управляемым.

Уровни протекания творческого процесса

1. На бессознательном, подсознании, сознании и сверхсознании.

2.Острое желание воплотить задуманное, протекает в поиске средств для его осуществления и кончается их нахождением, принятием решения относительно конкретных способов воплощения.

3. Неосознаваемые первоначальные этапы любого вида творчества, рождения гениальных догадок, внезапных озарений.

Первая фаза творческого процесса

1. Характеризуется интеллектуальной инициативой или умением самостоятельно видеть и ставить проблемы.

2.Анализ, синтез, абстракции  и обобщения а так же умозаключения- направленные на познание реальности, приводят не только к открытию в ней новых закономерностей, но и изобретению, к созданию некоторого продукта.

3.Творчество на уровне подсознания, которое складывается на основании индивидуального опыта и прижизненно сложившихся в мозгу психических конструкторов, интегрирующих в себе неосознанный опыт, сформированные навыки и потребности.

Вторая фаза творческого процесса

1.Начинается с острого желания воплотить задуманное, протекает в поиске средств для его осуществления и кончается их нахождением, принятием решения относительно конкретных способов воплощения.

2.Неосозноваемые компоненты, базирующиеся на биологически детермированной необходимости в творчестве, трансформируются в потребности в определенной форме деятельности, превращаются для человека в осознанную цель, которая способствует включению сверхсознания.

3. Контакт со средой и активационные, регуляторные и информационные блоки мозга. Именно они определяют потребности в определенных формах деятельности.

Третья фаза творческого процесса

1.Реализация задуманного в действиях, контроле за промежуточными результатами и коррекции способов выполнения, критической оценки продукта.

2.Творчество на уровне подсознания, которое складывается на основании индивидуального опыта и прижизненно сложившихся в мозгу психических конструкторов, интегрирующих в себе неосознанный опыт раннего детства.

3.Сформированные навыки и потребности, продиктованные природными задатками, усвоенными социальными нормами и характером взаимодействия со средой, прошедшим через сознание.  

Структура первой фазы творческого процесса

1. Сознание является высшей формой побуждающей к преобразовательной, творческой деятельности и вместе с тем главной тормозящей его силой. Это определяется самой природой и функцией сознания в человеческой психике управления поведением во взаимодействии со средой.

2.Сознательная форма творчества имеет свой, особый инструмент - логические операции. Эти операции- анализа, синтеза, абстракции и обобщения, а также умозаключения - направленные на познание реальности, приводят не только к открытию в ней новых закономерностей, но и к изобретению. К созданию некоторого нового продукта.

3.Деятельность, которая может выполняться стандартно, но в нее по индивидуальной инициативе может вноситься творческое начало - изобретение, совершенствование способа действия.

Основными продуктами творчества являются  

1.Создание новой формы материи, начиная с материалов, типа металлов, и кончая произведением искусства.

2.Формирование чувства зрителя и постоянного контроля с ним в процессе исполнения.

3.Преодоление профессионального шаблона в исполнительной фазе является умение свободно экспериментировать и импровизировать в процессе реализации замысла.

Направление творчества

1.Создание новых, не существующих ранее форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества.

2.Изменения и преобразования земной поверхности за счет стихийных процессов.

3.Химические соединения и реакции, лежащие в основе образования разного рода веществ.

1.  «Геотворчество» включает в себя

1. Образование новых форм материи (типа нефти и других полезных ископаемых), зарождающихся при сочетании определенных условий.

2. Передать новый смысл знакомым предметам и явлениям.

3. Неожиданно и точно передавать задуманное.

2. Процесс «Биотворчества»

1. Эволюция живой материи свидетельствует о включении механизмов творчества в процессе зарождения, созревания и процесс функционирования.

2. Разрушение «старого мира» и построение на его месте нового.

3.Изменение, обновление, преобразование и совершенствование существующего творчества.    

3. Специфика творчества человека

1. Творчество предполагает взаимодействие множества переменных, поэтому продукт естественного биологического творчества всегда уникален и неповторим.

2.Побудителем к творчеству является нестандартность стимула, взаимодействие разных сил и присутствие какого-либо катализатора.

3.Изменение, преобразование и появление нового творчества.

Рис. 5. Творчесий процесс создания изобретения

Побудительные силы творчества

1.Стимулом для пробуждения творчества стала не только сиюминутная внешняя необходимость, но и предвиденье возможных изменений в будущем.

2.Процесс образования нового проходит во взаимодействии разных сил, определяющих изменение, преобразование одного из объектов взаимодействия, находящегося в более слабой позиции.

3. Процесс изменения, преобразования, соединения разных форм материи характеризуется общим качеством- созданием необходимого, не существующего ранее результата.

Социальные потребности творческих личностей

1.Достичь определенного социального статуса через продукты своего творчества - художественные открытия, изобретения, идеи, создание произведений искусства, завоевывая пространство и время своих влияний на людей в стремлении проникнуть в суть фундаментальных закономерностей мира.

2. Потребность в экономии энергии, творческий поиск средств, облегчающих труд и физический, и умственный.

3.Спонтанное стремление к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самостоятельной, творческой деятельности.

Биологические потребности творческих людей

1.Завоевание аудитории зрителей, читателей, слушателей. Индивидуальные различия заключаются в том пространстве, которое пытается завоевать художник: один творит «для себя и близких», другой для «избранных ценителей», третий ориентируется на все человечество.

2.Потребность в присоединении и эмоциональном контакте с другими людьми, нахождении своей роли и индивидуального смысла своего существования в социуме, а так же своего статуса, который определяется количеством влияний, оказываемых на других.

3. Изнутри идущая потребность в самостоятельном выполнении какой-либо деятельности и действий, свободном владении ими.

 

Духовные потребности

1. Деяния для других, в том числе через творчество. Творчество всегда включает деяния для других,  а потому рассматривается как главная духовная потребность, которая должна воспитываться у людей.

2.Потребность в завоевании и расширении жизненного пространства.

3.Потребность в пище, размножении, предметах необходимых для сохранения жизни, потребность в экономии энергии, потребность в приумножении и освоении пространства как источника жизненных ресурсов.

Творческий тип художественного творчества

1. Предполагает обязательное внесение новизны в продукт деятельности. Для этого требуется постоянное углубленное познание реальности, выработка потребности к познанию и совершенствованию.

2.Оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности.

3.Потребность быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся к всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы.

Формирование функции креативности

1.Необходимо, прежде всего, знать механизмы включения, процесса протекания и условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека как общеличностного качества.

2.Необходимо знать специфику продукта художественного творчества, которая заключается в равной вероятности его отрицательного и положительного влияния.

3.Образное мышление всегда базируется на метафоричности, символичности, соединение обобщенности и конкретности, мысли и чувства.

Основные составляющие творческого процесса

1.Умение контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве, интеллектуальной инициативе.

2.Социальные способности, необходимые для творчества, сочетают в себе индивидуальное своеобразие с особым типом контакта со средой. Где индивидуальные и общие интересы сливаются в одну общую потребность в созидании и совершенстве.

3.Социально-духовные способности (личностный блок).

Мышление и творчество.

1.Процессы, которые тесно переплетаются друг с другом, хотя преследуют разные цели и используют разные мыслительные операции. Мышление направлено на познание реально существующего мира, а творчество - на его перестройку, обновление и совершенствование.

2.Способность к мысленному изменению, преобразованию конкретно воспринимаемых объектов и ситуаций в настоящем.

3. Эмоциональное и рациональное начало, все познавательные процессы, сочетает зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией в памяти, построением модели потребного будущего.

Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций

1.Отсутствие достаточного количества сенсорного опыта, ближайшее окружение, коллективное воспитание, обучение, профессиональное обучение.

2. Творческое мышление интегрирует в себе все основные виды и операции познающего, оперативного  и созидающего мышления.

3. Продуктом познающего мышления является открытие субъективно или объективно новых закономерностей, сущностей, природы предметов и явлений.

Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала

1. Ожидание взрослых, включение в социально и индивидуально-значимую необходимость.

2.Традиционная форма обучения, направленная на получение предусмотренных программой знаний, умений, навыков.

3.Специальное высшее образование, особенно при обучении художественно-творческим профессиям.

Главные объекты развития креативности

1.Являются те из них, которые не образуются автоматически и требуют направленных усилий для их формирования.

2.Индивидуальное развитие инициируется самим субъектом на неосознаваемом и осознанном уровне.

3.Главные законы развития проявляются в протекании процесса творчества на всех его фазах.

Условия развития творчества в процессе обучения

  1.  Пробуждение адаптационного рефлекса. Самостоятельный поиск в овладении профессиональным навыком или при решении изобразительной задачи, а оценка ее включает показатель творчества.
  2.  2.В творческом сознании должна присутствовать вера, что при помощи языка искусства можно сотворить любой мир, передать любую мысль.
  3.  Для управления творческим процессом необходимо автоматическое его включение, которое вырабатывается, если постоянно придерживаться установки - ничего не делать бессмысленно.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3404. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ 44.22 KB
  Семейная психология и психотерапия —сравнительно молодая область науки и практики. Изучением семьи до середины XX века занималась за редкими исключениями только социология. Развитие семейной психологии и возросший к ней интерес со стороны специалистов различных областей
7356. Основные понятия педагогической психологии 15.8 KB
  Обучение – целенаправленная передача общественно-исторического социокультурного опыта предыдущих поколений индивиду. Воспитание и обучение реализуются в педагогической деятельности совместно – воспитывая ребенка мы всегда его чему-то обучаем обучая – одновременно воспитываем. Обучение имеет своей целью главным образом интеллектуальное и когнитивное развитие человека развитие знаний умений навыков способностей. Обучение реализуется через теоретическую и практическую деятельность через действия с материальной культурой.
9385. Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность 671.51 KB
  Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения его механизмах как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов способов и форм обучения. Познавательный характер учебной деятельности ее существенная характеристика. Она определяет все остальные компоненты учебной деятельности создает ее направленность: потребности и мотивы; цели и действия; средства и операции. Компоненты учебной деятельности могут превращаться друг в друга.
20891. Описание педагогической системы К. Дуэк. Отображение ее концепции на основные понятия психологии личности и их философско-антропологические основания 69.52 KB
  С другой стороны следует отметить что российские педагоги-практики разрабатывали некоторым образом похожие на концепцию Дуэк методики. В целом можно сказать что тем разрабатывается довольно активно в среде психологов как в России так и за рубежом.Некоторые основные понятия Чтобы обозначить место педагогической системы К. Следует заранее оговориться что часто теоретики педагогики не являются теоретиками-антропологами не формулируют явно свое понимание человека что создает особые трудности для работы по экспликации этого вопроса.
17746. Педагогика изобразительного творчества: история и основные тенденции развития 25.96 KB
  Задача контрольной работы рассмотреть понятие детского художественного творчества выявить исследования выдающихся педагогов и психологов и истории становления детского художественного творчества. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки лепка устное и письменное художественное слово мелодии драматизации танцы а также хоровое пение театральные постановки декоративно-прикладные работы резьба кукольный театр рисованные и игровые фильмы и...
7974. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗМЕРЕНИЯХ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 39.54 KB
  Определение понятий метрология стандартизация сертификация Метрология наука об измерениях о способах достижения требуемой точности и достоверности корректной записи результатов об обеспечении единства измерений. Технические измерения при помощи рабочих средств измерений. Метрологические измерения при помощи эталонов и образцовых средств измерений. Они не могут быть применены в области на которую распространяется требование единства измерений.
10335. Основные направления психологии 128.3 KB
  Основные направления психологии План лекции: Становление научной психологии Школы зарубежной психологии Школы зарубежной психологии. Становление научной психологии По известному выражению психология имеет короткую историю но давнее прошлое. Развитие психологии как науки можно разделить на 2 крупных этапа: донаучный и научный. Донаучный этап развития психологии начавшийся в античности – это время по преимуществу философских размышлений о душе и мире; душа здесь строго говоря не объект изучения но предмет интеллектуального...
6303. Основные требования при подборе и синтезе катализаторов. Состав контактных масс. Основные типы промоторов. Понятия об активном компоненте, носителе (матрице) и связующем гетерогенных катализаторов и адсорбентов 23.48 KB
  Наряду с химическим составом для активного катализатора необходимы высокая удельная поверхность и оптимальная пористая структура. Заметим что для получения высокоселективного катализатора высокая удельная поверхность необязательна. В том числе желательно минимизировать отложение кокса на поверхности катализатора в органических реакциях максимально удлинить период работы катализатора до регенерации. Приготовление катализатора должно быть хорошо воспроизводимым.
18768. Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии 33.92 KB
  Положение детей в России. Содержание и формы социальной защиты детей РФ в настоящее время. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях не выполняет родительских обязанностей нередко сама создает условия опасные для жизни и развития детей. В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей но все они характеризуются следующими признаками: по количеству детей: бездетная или инфертильная семья малодетная многодетная...
8399. Наследование. Основные понятия 41.01 KB
  Каждый объект является конкретным представителем класса. Объекты одного класса имеют разные имена но одинаковые по типам и внутренним именам данные. Объектам одного класса для обработки своих данных доступны одинаковые функции класса и одинаковые операции настроенные на работу с объектами класса. А новые классы формируемые на основе базовых производными классамипотомкамидочерними классами.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.