Уголовное преследование

Уголовное преследование - важнейшая процессуальная функция (направление деятельности), включающая в себя выдвижение обвинения или подозрения, его обоснование доказательствами, предъявление и изменение обвинения, завершение уголовного дела составлением обвинительного заключения, утверждение его прокурором и направление в суд

2014-06-17

31.42 KB

34 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

кафедра уголовного процесса

     

                Утверждаю

          Начальник кафедры

          уголовного процесса

          полковник полиции

             _____________    Д.Р. Марданов

          «___» _________________  2013 г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по курсу: «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)»

тема № 5

 «Уголовное преследование»

Время – 2 часа

Лекцию подготовил: старший преподаватель кафедры уголовного процесса Мельник Эдуард Петрович

Рецензенты:

Преподаватель кафедры уголовного процесса к.ю.н. Шайдуллина Э.Д.

Преподаватель кафедры криминалистики КЮИ МВД РФ к.ю.н. Миролюбов С.Л.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры_____________(название кафедры)

Протокол № _____ от «____» _________ 20___ г.

КАЗАНЬ – 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1.  Понятие,  виды  и значение уголовного  преследования …….….4
  2.  Субъекты уголовного преследования…………………………….12
  3.  Характеристика  видов  уголовного  преследования …………24

Заключение……………………………………………………………..28

Список использованной литературы…………………………….….31
Введение

Уголовное преследование - важнейшая процессуальная функция (направление деятельности), включающая в себя выдвижение обвинения или подозрения, его обоснование доказательствами, предъявление и изменение обвинения, завершение уголовного дела составлением обвинительного заключения, утверждение его прокурором и направление в суд, а в суде уголовное преследование осуществляется путем поддержания государственного или частного обвинения, а также путем апелляционного или кассационного обжалования приговора, если сторона обвинения с ним не согласна и намерена продолжать уголовное преследование в соответствии с ранее занятой позицией.

Значение уголовного преследования громадно, тем более на современном этапе, когда преступность в стране достигла уровня, реально угрожающего жизненно важным устоям общества, гарантированным законом правам и свободам граждан, национальной безопасности, социально-экономическому развитию и стабильности государства. Усиливаются ее организованность, агрессивность и профессионализм, появляются новые, все более опасные виды преступлений. Происходит сращивание экономической и насильственной преступности, получают распространение убийства, терроризм, бандитизм, разбойные нападения, похищения людей, захваты заложников, незаконный оборот оружия, наркобизнес и другие тяжкие и особо тяжкие виды преступлений.

При этих условиях многократно возрастает роль уголовного преследования в борьбе с преступностью, ибо без расследования и раскрытия преступлений, без успешного решения процедурных вопросов в установленном законом порядке невозможно эффективно реализовать нормы уголовного закона. Именно в силу своего призвания воплотить в жизнь положения Уголовного кодекса РФ по конкретным делам, оно является необходимым средством борьбы с преступными проявлениями.

 Цель лекции – рассмотреть институт уголовного преследования.
1.  Понятие,  виды  и значение уголовного  преследования

Термин «уголовное преследование» довольно часто используется в уголовно-процессуальной науке и практике органов прокуратуры и предварительного расследования. О понятии уголовного преследования в юридической литературе нет единого мнения1.

В ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством.

Под  уголовным  преследованием  законодатель  понимает  процессуальную  деятельность,  осуществляемую  стороной  обвинения  в  целях  изобличения  подозреваемого,  обвиняемого  в  совершении  преступления (п. 55 ст. 5 УПК).

Данная деятельность представляет собой самостоятельную уголовно-процессуальную функцию, в содержание которой входит: возбуждение уголовного дела в случае обнаружения признаков преступления; задержание подозреваемого; применение к нему мер пресечения и иных мер процессуального принуждения; сбор доказательств с целью изобличения лица, виновного в совершении преступления; привлечение лица в качестве обвиняемого; составление и утверждение обвинительного заключения; представление в суд заявления частного обвинителя о совершении преступления по делу частного обвинения; поддержание в суде государственного или частного обвинения; в случае несогласия с решением суда — обжалование его в вышестоящий суд.

Несмотря на то, что в уголовно-процессуальном законодательстве выделена специальная глава, посвященная уголовному преследованию, оно не является какой-то обособленной правовой категорией, а, напротив, тесно связано со всеми другими уголовно-процессуальными институтами, взаимодействует с ними. Поэтому его правовыми основами выступает по существу весь массив законодательства, относящегося к уголовному процессу. Поскольку уголовное преследование как деятельность есть способ выполнения задач уголовного судопроизводства, достижению этой цели служит все уголовно-процессуальное право.

В юридической литературе уголовное преследование нередко трактуется как уголовно-процессуальная функция, как одно из основных направлений уголовно-процессуальной деятельности. Однако в это понятие вкладывается разное содержание. Так, по мнению М.С.Строговича, "уголовное преследование - это обвинение как процессуальная функция, т.е. обвинительная деятельность". По утверждению Л.М.Ларина, "уголовное преследование есть предшествующая разрешению дела уголовно-процессуальная деятельность, которая состоит в формулировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом". Оба автора возбуждением уголовного преследования считают вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а также задержание и применение меры пресечения до предъявления обвинения.

Вместе с тем А.М.Ларин усматривает своеобразное уголовное преследование в производстве по применению принудительных мер медицинского характера, предлагая признать специфическим актом возбуждения уголовного преследования постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы.

С точки зрения М.А.Чельцова, в уголовное преследование входит также возбуждение уголовного дела. Для этого были правовые основания. В частности ст.94 УПК РСФСР 1923 г. устанавливала обязанность прокуратуры "возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению", а ст.4 того же УПК содержала правило: "Уголовное преследование не может быть возбуждено, а возбужденное не может быть продолжаемо и подлежит прекращению во всякой стадии процесса"12. Следовательно, в понятие "возбуждение уголовного преследования" законодатель того времени вкладывал смысл возбуждения уголовного дела.

В том же смысле употреблялся термин "возбуждение уголовного преследования" в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и в иных правовых актах советского времени13. Такой вывод напрашивается также при анализе ст.1, 27, 31, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Закона от 17 ноября 1995 г. Очевидно, поэтому уголовное преследование применительно к прокуратуре раскрывается как функция, состоящая "в возбуждении уголовного дела по основаниям и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, в осуществлении расследования преступлений, в решении вопроса о направлении уголовных дел для рассмотрения в суд независимо от того, каким органом осуществлено расследование, и в поддержании государственного обвинения в суде по любому уголовному делу".

Думается, основание для подобного понимания уголовного преследования дает и содержание статья УПК РФ, которая называется "Обязанность осуществления уголовного преследования". В ней записано: "В целях выполнения задач уголовного процесса прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны в пределах своей компетенции, в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию, равно как принять меры к реабилитации невиновного".

Тем не менее сущность уголовного преследования не может быть ограничена только этими положениями. Как уголовно-процессуальная функция оно имеет более емкое содержание. В этом плане З.З.Зинатуллин прав, когда пишет: "Уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и имеет место на всем протяжении производства по уголовному делу, во всех стадиях уголовного процесса, т.е. до тех пор, пока есть основания считать определенное лицо виновным в совершении преступления и заслуживающим применения к нему подлежащей отбытию той или иной меры уголовного наказания... По своему содержанию уголовным преследованием охватывается весь возможный комплекс действий и отношений, связанных с задержанием лица по подозрению в совершении преступления, применением мер уголовно-процессуального пресечения, производством комплекса действий, связанных с собиранием, исследованием и оценкой средств доказывания (доказательств, их источников и способов получения и использования доказательств), направленных на его изобличение, обоснование уголовной ответственности и осуждения, а также обеспечение правового режима отбывания назначенного по приговору суда наказания".

Сказанное согласуется с этимологией слова "преследовать": "следовать за кем-нибудь с целью поимки", "подвергать чему-нибудь неприятному", "притеснять", "стремиться к чему-нибудь", - например, к установлению оснований возбуждения уголовного дела, к раскрытию преступления, к изобличению преступника, к выяснению отягчающих уголовную ответственность обстоятельств или причин и условий совершения преступления. Если исходить из такой интерпретации слова "преследовать", то к элементам уголовного преследования относятся: собирание доказательств, дающих основание для признания лица подозреваемым в совершении преступления, уличающих обвиняемого в причастности к преступлению, применение к подозреваемому и обвиняемому мер процессуального принуждения, их розыск, меры к установлению лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, формулирование и предъявление обвинения, составление и утверждение обвинительного заключения, отстаивание позиции обвинения при назначении судебного заседания, вручение подсудимому копии обвинительного заключения, поддержание обвинения в суде первой инстанции и действия субъектов обвинения в стадиях исполнения приговора, апелляционного, кассационного, надзорного производства и производства по вновь открывшимся обстоятельствам дела.

В любом случае уголовное преследование нерасторжимо институтом уголовной ответственности, производно и зависимо от него, существует во имя торжества принципа неотвратимости ответственности за содеянное. Оно может проявить себя в виде негативных последствий для лица и после полного отбытия им уголовного наказания, снятия или погашения судимости.

И оно не завершается вынесением и вступлением в законную силу обвинительного приговора, как это утверждает М.С.Строгович, а продолжается и в последующих стадиях уголовного процесса, если, разумеется, есть к тому надлежащие предпосылки. Такой вывод находит подтверждение в законодательстве.

В соответствии с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" основной функцией уголовного правосудия должно быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего. Она осуществляется вследствие уголовного преследования. Не будь этого канала, в принципе невозможно было бы и приведение в действие средств защиты прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого. По словам А.М.Ларина, "защита мыслима лишь постольку, поскольку существует обвинение, уголовное преследование, от которого надо защищаться".

К стороне обвинения относятся: прокурор, следователь, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК).

Уголовное преследование, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, делится на три вида: публичное, частно-публичное и частное. В связи с этим принято выделять уголовные дела публичного обвинения, частно-публичного и частного обвинения.

Уголовное преследование - это процессуальная деятельность, направленная на доказывание  виновности  определенного лица, состоящая в формулировании и обосновании  вывода  о  совершении   определенным  лицом  преступления.

Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения (прокурором, следователем, частным обвинителем, потерпевшим, его законным представителем и представителем, гражданским истцом и его представителем) в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

 Уголовное преследование представляет собой самостоятельный уголовно-процессуальный институт. Он состоит из совокупности норм, содержащихся в главе 3 УПК РФ и определяющих: виды уголовного преследования - ст.20; обязанность осуществления уголовного преследования ст.21; право потерпевшего на участие в уголовном преследовании - ст.22; привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации - ст.23. Об уголовном преследовании говорится также в п.55 ст.5, ч.2 ст.6, ч.4 ст.11, ч.3 ст.15, ч.3 ст.24, ч.1 ст.26, ч.1 ст.27 28, ч.1 ст.37, ч.1 и 2 ст.133, ч.1 ст.134, ч.2 ст.175, ч.1 и 2 ст.212, ч.1, 4 и 5 ст.213, ч.1 и 2 ст.214, ч.1 ст.221, ч.3 и 4 ст.239, ч.4 ст.448, ст.458-460, 462, 464, 465.

    Уголовное преследование определяется в УПК как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5).

    Уголовное преследование представляет собой часть уголовного судопроизводства (п.56 ст.5 УПК), иначе - производства по уголовному делу (ч.1 и 2 ст.2, ст.4, п.56 ст.5). УПК), производства по уголовным делам (ч.1 ст.3 УПК), порядка уголовного судопроизводства (ст.1 УПК).

    Сутью его является обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном в УПК РФ.

    Оно может быть выражено в заявлении жертвы преступления, сообщении предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, в средствах массовой информации. Эти виды информации уже сами по себе служат поводами к уголовному преследованию.  Будучи направлены субъектам, осуществляющим уголовное судопроизводство (прокурору,  следователю, судье и т.п.), они обусловливают возникновение официального, со стороны государства, уголовного преследования. Получив заявление, сообщение о преступлении, органы предварительного расследования обязаны начать уголовное судопроизводство. Обнаружив признаки преступления, они возбуждают уголовное дело и принимают все предусмотренные законом меры, направленные на раскрытие преступления. В случае установления лица, совершившего преступление, уголовное преследование выражается в доказывании его виновности и других обстоятельств. При наличии достаточных доказательств совершения им преступления ему предъявляется обвинение, сформулированное в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого. Затем обвинение излагается в обвинительном заключении или обвинительном акте.

По окончании предварительного расследования дело передается прокурору. Прокурор, решив продолжить уголовное преследование, утверждает обвинение и направляет дело в суд.

    Судья, убедившись в законности и обоснованности обвинения, назначает судебное заседание. Уголовное преследование включает и обвинение в суде (ч.1 ст.20 УПК).

Там обвинение подвергается тщательному, всестороннему, полному и объективному исследованию в ходе судебного разбирательства. Если обвинение находит подтверждение в судебном заседании, выносится обвинительный приговор.

    При наличии жалобы или представления на приговор уголовное преследование продолжается в суде второй инстанции. Завершается уголовное преследование вступлением приговора  в законную силу.

    Исключение из этого общего правила составляют дела частного и частно-публичного обвинения.   Уголовное преследование осуществляется в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Изобличение подозреваемого означает собирание доказательств, уличающих в совершении преступления лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, лицо, задержанное в соответствии со ст.91 и 92 УПК РФ, или лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Изобличение обвиняемого представляет собой доказывание виновности лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или обвинительный акт (ст.47 УПК).

  

  1.  
    Субъекты уголовного преследования

Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения прокурором, а также следователем, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим, его  законным представителем и представителем, гражданским истцом и его представителем (п.47 ст.5 УПК).

    В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" уголовное преследование является одной из функций прокуратуры.

    Суд органом уголовного преследования не является (ч.3 ст.15 УПК).

    Прокурор или его заместитель, осуществляя функцию уголовного преследования, требуют привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом  ответственности (ч.2 ст.22 Закона о прокуратуре). Прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37 УПК).

Кроме того, он дает дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, а также требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает  государственное обвинение (ч.3 ст.37 УПК) и осуществляет иные полномочия,  предусмотренные УПК РФ, являясь государственным обвинителем -  должностным лицом органа прокуратуры (п.6 ст.5). Прокурор вправе в порядке  и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления  уголовного преследования (ч.4 ст.37).

    Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п.40 ст.5 УПК). Его компетенция определяется подследственностью уголовных дел и соответствующими полномочиями (ч.1 ст.38 УПК). На него возложена обязанность возбуждения уголовного дела в каждом случае  обнаружения признаков преступления.

    Именно следователь формулирует обвинение, отражая его в постановлении  о привлечении в качестве обвиняемого и затем в обвинительном заключении. Следователь  вправе прекратить уголовное дело и тем самым уголовное преследование.

    От органа дознания - учреждения стороной обвинения выступает дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное  расследование в форме дознания (п.7 ст.5 УПК). Орган дознания - должностное  лицо (командир воинской части, соединения и т.п.) сам выполняет данную функцию.

К иным лицам, осуществляющим уголовное преследование, относятся руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, следователь-криминалист, начальник органа дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский  истец и его представитель.

Обязанность осуществления уголовного преследования от имени государства вытекает из принципа публичности. Она выражается: в возбуждении уголовного дела в каждом случае обнаружения признаков преступления; в производстве предварительного следствия или дознания и передаче дела с обвинительным заключением или обвинительным актом прокурору для его утверждения; в поддержании прокурором в суде выдвинутого против обвиняемого обвинения; в принесении прокурором протеста на незаконный и необоснованный оправдательный приговор.

    Обязанность осуществления уголовного преследования возлагается прежде всего на прокурора.   Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов (ст.21 Закона о прокуратуре), в том числе органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (ч.2 ст.1 Закона о прокуратуре). Выполняя данную функцию, прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к обнаружению и устранению всяких нарушений закона, в том числе уголовного.      Другой обязанностью прокурора является осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством (ч.2 ст.1 Закона о прокуратуре).

    В отличие от следователя, органа дознания и дознавателя он реализует функцию уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса.

Прокурор имеет право изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Кроме того, он может передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи

Отказ в возбуждении уголовного дела означает признание отсутствия основания для уголовного преследования. Прокурор осуществляет надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела. В связи с этим он проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлении.  Прокурор рассматривает жалобы на вынесенные дознавателем или следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Прокурор является единственным субъектом уголовного процесса, который возбуждает производство по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (ст.415 УПК). Это означает, что в случае, когда в милицию, специализированное ее подразделение по организованной преступности, иной орган дознания поступило заявление, сообщение о получении судьей взятки за вынесение оправдательного приговора или обвинительного приговора без назначения наказания, иного незаконного решения по уголовному делу, оно должно быть направлено соответствующему прокурору для принятия указанного решения. Поводами для возбуждения производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств могут быть также данные, полученные в ходе расследования и рассмотрения других уголовных дел. Он же проводит соответствующую проверку или расследование вновь открывшихся обстоятельств.

    При отсутствии оснований возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство. Постановление доводится до сведения заинтересованных лиц. При этом им разъясняется право обжаловать данное постановление в суд, который в соответствии со ст.417 УПК РФ  правомочен решать вопрос о возобновлении производства по данному уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

  Прокурор в пределах своей компетенции требует от органа дознания для проверки дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания установлении лиц, совершивших преступление. Прокурор имеет право участвовать в производстве дознания. В необходимых случаях он лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу.

    Прокурор рассматривает обвинительное заключение и принимает по нему решение об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд (ст.221 УПК).

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Участие прокурора в рассмотрении дел в судах выражается в следующем. Он участвует в предварительном слушании (ст.234, 235 УПК).

    В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государственное обвинение и наделяется в связи с этим совокупностью прав, которые позволяют ему успешно выполнить возложенную на него обязанность. Он вправе отказаться от обвинения, а также изменить обвинение в сторону смягчения (ст.246 УПК).

    Прокурор вправе обжаловать приговор и постановление мирового судьи (ст.323 УПК), ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда, внося надзорное представление, принимать участие в рассмотрении дела судом надзорной инстанции (ст.447 УПК).

Лицами, осуществляющими уголовное преследование, являются также следователь и дознаватель (ст.5 УПК).

Следователь в уголовном судопроизводстве является стороной обвинения (п.47 ст.5 УПК), участником уголовного судопроизводства, выполняющим функцию обвинения (уголовного преследования) - п.45 ст.5 УПК, осуществляет уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения. В связи с этим он в каждом случае обнаружения признаков преступления возбуждает уголовное дело.

Следователь возбуждает уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 УПК РФ (частное и частно-публичное обвинение), и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

    Возбудив уголовное дело, следователь принимает его к своему производству. После этого он производит предварительное следствие, принимая предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. При этом он исходит из того, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения (ч.2 ст.14 УПК).

  Следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу следователю даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Выполняя функцию обвинения, следователь, тем не менее, должен разъяснить подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечить им возможность защищаться всеми не запрещенными настоящим Кодексом способами и средствами (ч.2 ст.16).

Он обязан немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ  (ч.2 ст.10).

    Следователь уполномочен принимать решение о направлении уголовного дела в суд. Направляя дело в суд с обвинительным заключением, он формулирует обвинение, которое, в случае утверждения его прокурором, служит предметом судебного разбирательства. Следователь вправе принять решение о прекращении уголовного дела и уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст.27 УПК. Прекращение им уголовного дела в связи с примирением сторон и изменением обстановки, уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием производится с согласия прокурора (ст.25, 27, 28 УПК). Закон допускает прекращение следователем уголовного преследования и без прекращения уголовного дела (ч.4 ст.27, ст.28 УПК).

Дознавателем является, как сказано выше, должностное лицо органа дознания. УПК устанавливает, что органами дознания (см. ч.1 ст.40 УПК) являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5).

    Словом "орган" определяется "государственное или общественное учреждение, организация". Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования, иначе - расследование. Таким образом, термин "орган дознания" этимологически означает "учреждение (организация) расследования". Общеизвестно, что расследование преступления осуществляется конкретными физическими лицами - следователем, дознавателем, но никак не учреждением (милицией, например). Дознавателем может быть только должностное лицо органа дознания - учреждения, наделенного правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Это лицо является дознавателем тогда, когда ему поручено выполнение уголовно-процессуальной деятельности.

    Что касается органа дознания - должностного лица (судебного пристава, командира воинской части и т.п.), то расследование преступления, а значит, и уголовное преследование производится им самим, ибо в УПК не предусмотрено право передачи своих процессуальных обязанностей другому лицу. Он выступает в уголовном процессе и как орган дознания и как "дознаватель", то есть должностное лицо, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

    УПК устанавливает, что дознание производится не только дознавателями органов внутренних дел (п.1 ч.3 ст.151), но также органов налоговой полиции (п.2 ч.3 ст.151); органов пограничной службы (п.3 ч.3 ст.151); органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (п.4 ч.3 ст.151); таможенных органов Российской Федерации (п.5 ч.3 ст.151). Между тем, указанные учреждения не значатся в числе органов дознания. Наличие дознавателей вне органов дознания противоречит приведенному выше определению дознавателя.

    Процессуальной обязанностью дознавателя является "осуществление дознания" и, тем самым, уголовного преследования. Дознаватель осуществляет от имени государства публичное и частно-публичное обвинение (ч.1 ст.21 УПК).

    Осуществление уголовного преследования дознавателем складывается из того, что он, так же как и орган дознания, принимает, проверяет сообщения о преступлении и по результатам проверки принимает соответствующее решение (ст.144, 145 УПК).

Возбуждение уголовных дел публичного обвинения является, однако, прерогативой дознавателя (ч.1 ст.146 УПК).

Дознаватель с согласия прокурора возбуждает уголовное дело о любом преступлении, указанном в ч. 2 и 3 ст.20 УПК РФ, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Возбуждение уголовного дела дознаватель оформляет постановлением (ч.1 ст.156 УПК). В нем он одновременно указывает о принятии дела к своему производству. При наличии к тому оснований дознаватель отказывает в возбуждении уголовного дела (ч.1 ст.148 УПК).

    Возбудив уголовное дело, дознаватель принимает предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, то есть производит дознание. Полномочия производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ч.1 ст.41 УПК). Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч.2 ст.41 УПК).

    Обязанности и права дознавателя при производстве дознания определяются УПК РФ. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт. Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела (ч.2 ст.225 УПК). Потерпевшему или его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право на ознакомление с материалами уголовного дела в том же порядке, какой установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника (ч.3 ст.225 УПК).

    Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору (ч.4 ст.225 УПК).

Помимо вышеуказанных субъектов осуществления уголовного преследования УПК называет начальника органа дознания (п.17 ст.5), должностное лицо органа дознания (п.6 ст.5), а также неизвестного УПК РСФСР сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч.2 ст.95).

 Из этого следует, что законодатель представляет орган дознания исключительно как совокупность лиц. Но это верно лишь применительно к органу дознания - учреждению. Наличие их в органе дознания- должностном лице исключается.

   Начальником органа дознания по закону (п.17 ст.5) является должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК РФ отдельными процессуальными полномочиями. В таком качестве выступает руководитель органа дознания - учреждения (органа внутренних дел, например). Право поручать производство дознания дознавателю означает выбор начальником органа дознания одного из нескольких дознавателей.

    Начальник органа дознания помимо права поручать производство дознания дознавателю наделен и другими процессуальными полномочиями. Начальником органа дознания утверждается обвинительный акт, составленный дознавателем, который вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору (ч.4 ст.225 УПК).

    Должностное лицо органа дознания может участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве: государственного обвинителя, поддерживающего по поручению прокурора и от имени государства обвинение в суде по уголовному делу (п.6 ст.5 УПК); дознавателя (п.7 ст.5 УПК); начальника органа дознания; и, наконец, сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, - лица, производящего с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу, находящемуся в их производстве (ч.2 ст.95 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п.17.1 ст.5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания поручает дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу.

Кроме того, вправе изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий, предусмотренных ст.40.1 УПК РФ, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.


3.  Характеристика  видов  уголовного  преследования

Уголовное преследование по большинству дел носит публичный характер, в котором выражается государственное начало уголовного судопроизводства. Это проявляется в обязанности следователя, органа дознания и дознавателя  при наличии повода и оснований к возбуждению уголовного дела возбудить его, провести предварительное расследование независимо от волеизъявления потерпевшего, его законного представителя и представителя, чей частный интерес может не совпадать с интересами общества относительно уголовно-правовых последствий преступления (ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 146 УПК).

Осуществляя уголовное преследование в публичном порядке, следователь, орган дознания и дознаватель вправе: вызывать для участия в следственных действиях любое лицо; истребовать от граждан, предприятий, организаций и должностных лиц любые документы, необходимые при производстве по делу. Данные требования обязательны для лиц, к которым они адресованы. Неисполнение этих требований влечет за собой различные виды ответственности. Например, не явившийся для допроса потерпевший может быть подвергнут приводу (ч. 6 ст. 42 УПК). За дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности (ст.ст. 307, 308 УК).

Вид уголовного преследования определяется характером и тяжестью совершенного преступления, иначе - категорией преступления (ст.15 УК РФ). Закон устанавливает, что уголовное преследование осуществляется в частном, частно-публичном и публичном порядке.

Уголовное преследование в частном порядке осуществляется по делам частного обвинения, к которым относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115 УК — умышленное причинение легкого вреда здоровью; ст. 116 УК — побои; ч. 1 ст. 129 УК — клевета при отсутствии отягчающих обстоятельств; ст. 130 УК — оскорбление. Дела о данных составах преступлений называются делами частного обвинения, ибо, по общему правилу, они могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя. Они могут быть прекращены в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Уголовное преследование по указанной категории дел осуществляет потерпевший, который является частным обвинителем (п. 58 ст. 5 УПК) и вправе выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК). Выдвижение обвинения оформляется и осуществляется путем подачи в суд заявления, а поддержание обвинения — путем участия в судебном разбирательстве.

В случае смерти потерпевшего правом уголовного преследования обладают его близкие родственники.

Уголовное преследование в частно-публичном порядке осуществляется по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131 УК — изнасилование без отягчающих обстоятельств; ч.1 ст. 132 УК – насильственные действия сексуального характера; ч. 1 ст. 136 УК — нарушение равноправия граждан, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств;  ч. 1 ст. 137 УК — нарушение неприкосновенности частной жизни; ч. 1 ст. 138 УК — нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ч. 1 ст. 139 УК — нарушение неприкосновенности жилища; ст. 145 УК — необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет; ч.1 ст. 146 УК — нарушение авторских и смежных прав; ч. 1 ст. 147 УК — нарушение изобретательских и патентных прав.

Перечисленные составы преступлений относятся к делам частно-публичного характера. Частное начало уголовного преследования проявляется в том, что эти дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Именно потерпевший самостоятельно определяет, нуждается ли он в защите государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, в случае нарушения гарантированных ему прав.

Отсутствие заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения является основанием отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения (п. 5 ст. 24 УПК).

Публичный характер уголовного преследования по данной категории дел заключается в том, что они не подлежат прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 УПК. После подачи заявления прокурор и органы предварительного расследования возбуждают уголовное дело и в пределах своей компетенции проводят расследование, направляют дело в суд, который от имени государства может вынести приговор.

По названной категории уголовных дел уголовное преследование осуществляется прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем и потерпевшим.

В случаях, когда заявление потерпевшего по делам частного и частно-публичного характера отсутствует в связи с тем, что лицо, в отношении которого совершено преступление, находится в зависимости от обвиняемого или по иным причинам не способно самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело.

К делам частно-публичного характера можно отнести и дела о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК. К ним относятся: ст. 201 — злоупотребление полномочиями; ст. 202 — злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами; ст. 203 — превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб; ст. 204 — коммерческий подкуп. По этим видам преступлений, в случае причинения вреда интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, а также интересам граждан, общества или государства уголовное дело возбуждается только по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

Заявление о преступлении в таком случае оформляется в соответствии со ст. 141 УПК. Согласие руководителя организации с возбуждением уголовного дела должно быть оформлено письменно.


Заключение

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в трех разновидностях: публичном, частно-публичном и частном. В частном порядке уголовное преследование осуществляется по делам об умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст.115 УК), о побоях (ст.116 УК), о клевете при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч.1 ст.129 УК) и об оскорблении (ст.130 УК). Производство по этим делам (они называются делами частного обвинения) характеризуется целым рядом отличительных признаков. Все эти дела подсудны мировому судье. Они возбуждаются путем подачи жалобы мировому судье потерпевшим или законным представителем потерпевшего. Дела частного обвинения подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Уголовные дела об изнасиловании, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч.1 ст.131 УК), нарушении равноправия граждан, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч.1 ст.136 УК), нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч.1 ст.138 УК), нарушении неприкосновенности жилища, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч.1 ст.139 УК), необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст.145 УК), о нарушении авторских и смежных прав, совершенном при отсутствии квалифицирующих признаков (ч.1 ст.146 УК), и о нарушении изобретательских и патентных прав, совершенным при отсутствии квалифицирующих признаков (ч.1 ст.147 УК), именуются делами частно-публичного обвинения. Их особенность заключается в том, что указанные дела (так же как и дела частного обвинения) возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

Вместе с тем руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить любое уголовное дело частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, при наличии условий, указанных в ч.4 ст.20 УПК РФ. В этом случае обвинение приобретает публично-правовой характер.

Все остальные уголовные дела считаются делами публичного обвинения. Движение уголовного дела публичного обвинения не связано с позицией сторон.

Теперь в законе четко указано: наряду с прокурором уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется следователем и дознавателем.

В ч.2 ст. 21 УПК РФ выражено публичное начало, свойственное российскому уголовному процессу. Оно заключается в том, что большинство уголовных дел возбуждается в силу обязанности органов, осуществляющих уголовное преследование, а не по усмотрению потерпевшей стороны и прекращению за примирением сторон, за исключением случаев, особо оговоренных в законе, не подлежат.

Публичное начало российского уголовного процесса выражается также и в том, что прокурор вправе возбудить любое уголовное дело частно-публичного обвинения, не считаясь с волеизъявлением потерпевшего.

Осуществление функции уголовного преследования во многих случаях невозможно без применения мер уголовно-процессуального принуждения. Законные требования органа, осуществляющего уголовное преследование (прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя), предъявленные в пределах компетенции, предоставленной уголовно-процессуальным законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Их неисполнение влечет применение мер принуждения. Например, не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут приводу, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой мере пресечения. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего уголовное преследование, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний, за отчуждение имущества и т.д.).
Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1.  Конституция  Российской Федерации.  - М.: Новая Волна, 1998.
  2.  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конст. закон:  принят Гос. Думой 24 июня 1994 г.: одобр. Советом Федерации 12 июля 1994 г. // СЗ РФ. - 1994. - 25 июля. - N 13.-  Ст. 1447.
  3.  О судебной системе Российской Федерации: Федер. конст. закон: принят 23 окт. 1996 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 1996 г. // СЗ РФ. - 1997.-  N 1. - Ст. 1.
  4.  Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федер. конст. закон : принят 5 апр. 1995 г. : одобр. Советом Федерации 12 апр. 1995 г.: // СЗ РФ. - 1995. - 1 мая. - N 18. - Ст. 1589.
  5.  О военных судах Российской Федерации:  Федер. конст. закон : принят Гос. Думой 20 мая 1999 г. : одобр. Советом Федерации 9 июня 1999 г.  // Российская газета. - 1999. - 29 июня. - №120.
  6.  Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 20. – Ст. 2143.
  7.  О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. (c изм. и доп. на 20 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. – 1981. – 16 июля. - № 28. - Ст. 976.
  8.   Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.11.1960 г. (С внесенными в него изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1960. – № 40. – Ст.592.
  9.   Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г. (с изм. и доп. на 12 декабря 2008 г.) // СЗ РФ – 2001. - 24 дек. - N 52 (часть I) - Ст. 4921.
  10.   О международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995: принят Гос. Думой 16 июня 1995 г. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)  // Констультант Плюс: Версия Проф.
  11.  О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон  // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - 20 фев. - N 8. - Ст. 366.
  12.  Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон : принят 26 апр. 2002 г. : одобр. Советом Федерации 15 мая 2002 г. // СЗ РФ. - 2002. - 10 июня. - N 23. - Ст. 210.
  13.  Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: принят 20 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г. // Российская газета. - 2001. - 31 дек.
  14.  О милиции: закон РФ: принят 18 апреля 1991 г. N 1026-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - 22 апр. - N 16. - Ст. - 503.
  15.  О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федер. закон : принят Гос. Думой 31 июля 2004 г. : одобр. Советом Федерации 8 авг. 2004 г. // Российская газета. - 2004. - 25 авг.
  16.  Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г.   // СЗ РФ. - 1995. - 14 авг. - N 33. - Ст. 3349.
  17.  О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федер. законом : принят Гос. Думой 31 июля  2004 г. // Российская газета. - 2004. - 25 авг. - №182.
  18.  О статусе судей в Российской Федерации:  закон РФ : принят 26 июня 1992 г. // СЗ РФ. - 1995. - N 26. - Ст.2399.

Основная литература

  1.  Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах.  – М. : Проспект, 2008.
  2.  Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. - М., 2006.
  3.  Белоносов  В.О., Чернышев И.В. Российский уголовный процесс: учебное пособие. – М. : Дашков и К, 2008.
  4.  Комментарий   к  Уголовно-процессуальному   кодексу   РФ /  под  ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева.- М.: ИНФРА, 2004.
  5.  Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М. : Юристъ, 2002. 
  6.  Научно-практический    комментарий    к    Уголовно-процессуальному кодексу РФ / под ред. Ю. В. Грачев, Л. Д. Ермаков. – М : Проспект, 2003.
  7.   Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. – СПб., 2003.  
  8.  Россинский С.Б. Уголовный процесс России. - М. : Эксмо, 2008.
  9.  Рыжаков А.П. Уголовный процесс России: курс лекций: учебное пособие. -СПб. : Питер, 2009.
  10.  Томин В.Т. Уголовный процесс. Актуальные проблемы теории и практики. - М. : Юрайт, 2009.
  11.  Уголоный процесс / под ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьяна. – 2- изд. – М. : Юнити, 2008.
  12.  Уголовный процесс: учебник для вузов / под общ. ред. А.В. Смирнова.- 2-е изд. – СПб., 2006.
  13.  Уголовный процесс: учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. -"Юридический Дом "Юстицинформ", 2006.
  14.   Уголовно – процессуальное право России / под ред. Якимовича Ю.К. – М. : Юридический центр Пресс, 2007.
  15.  Уголовный процесс / под редакцией В. П. Божьева. – М.: 2005.
  16.  Уголовный процесс: учебник / под ред. В.Н. Григорьева, А.В. Победкина, В.Н. Яшина. – М. : Эксмо, 2005.
  17.  Уголовный процесс: учебник / под ред. В.Н. Григорьева, А.В. Победкина, В.Н. Яшина. – М. : Эксмо, 2008.
  18.  Уголовный процесс: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под. ред. В.П. Божьева. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Спарк, 2002.
  19.   Уголовный процесс: учебник / под ред. В.П. Божьева. -2 изд. - М. : Высшее образование, 2009.
  20.  Уголовный процесс: учебник / под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой.- Изд. 2-е перераб. и доп. -  М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
  21.  Уголовный процесс: учебник / под ред.  А. Баранов, Б. Булатов. - М. : Юрайт, 2010.
  22.  Уголовный процесс: учебник для юридических вузов / под ред. В.П. Сальникова и В.И. Рохлина. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Фонд «Университет», 2005.
  23.  Уголовный процесс: сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 3. -  М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

Специальная литература

  1.   Деришев Ю.В. Досудебное уголовное преследование по УПК РФ // Государство и право. - 2004. - №12.
  2.  Еникеев З.Д. Уголовное преследование. Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та. 2000.
  3.  Федотов А.В. Уголовное преследование виновного как гарантия охраны прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления // Уголовное судопроизводство. – 2009. - №3.
  4.  Федотов А.В. К вопросу о механизме уголовного преследования // История государства и права. – 2009. - №3.
  5.  Неретин Н. К вопросу о понятии уголовного преследования в уголовном судопроизводстве // Мировой судья. – 2009. - №2.
  6.  Шишкина Е.В. Институт уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве // Право и политика. - 2004. - №12.
  7.  Ягофаров Ф.М. Механизм реализации функции обвинения при рассмотрении дела судом первой инстанции: Дис. ... канд. юрид. наук. Оренбург, 2003.

1 См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. Т. 1. С. 192; Ларин А.М., Мельников Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России. - М., 1997. С. 156; Чувилев А.А., Чувилев Ан. А. Прокурорский надзор: вопросы и ответы. - М., 1999. С. 125.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10887. Уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела 30.74 KB
  Возбуждение уголовного дела Модуль 2: Досудебные стадии уголовного судопроизводства Уголовный процесс Автор: А. Подопригора доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики к. Возбуждение уголовного дела Цель лекции рассмотрение понятия и видов уголовного преследования и возбуждения уголовного дела как первоначального этапа производства в рамках уголовного процесса.
3842. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 14.64 KB
  Его нормы устанавливают какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания следует применять к лицам совершившим эти преступления ч. Именно отношения возникающие в связи с совершением преступления и применением за него определенных наказаний и составляют предмет уголовного права. Ввиду того что преступления представляют собой повышенную общественную опасность для установленных в Украине общественных отношений и правопорядка государство применяет за их совершение и наиболее строгие меры принуждения уголовные...
17289. Уголовное право 11.42 KB
  Милиционер успел загородиться рукой и удар пришелся по локтю. навалился на милиционера тот упал на пол и между ними завязалась борьба. Подоспевший наряд милиции пресек действия А.
902. Уголовное законодательство постсоветского периода 48.21 KB
  Предмет и значение периодизации истории российского уголовного законодательства. Досоветский период развития уголовного законодательства России. Советский период уголовного законодательства. Процесс зарождения и становления российского уголовного законодательства был сложным постепенным и продолжительным.
18517. Уголовное законодательство об ответственности за мошенничество, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков 70.98 KB
  В соответствии с диспозиций некоторых статей Уголовного кодекса официальные документы служат субъектов преступных посягательств а также инструментов или средств совершения преступления. Использование поддельных официальных документов в качестве инструментов или средств совершения тяжких преступлений не всегда отражаются в содержании ряда статей Уголовного кодекса. Например нет четких критериев для классификации документов в категории должностное лицо или орган перечня таких нет официальных разъяснений о проблемах установления объективную...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.