Участники уголовного судопроизводства

Новый УПК условно дифференцируя участников уголовного судопроизводства на отдельные категории суд гл. По новому УПК РФ разделение функций обвинения защиты и разрешения уголовного дела рассматривается в качестве основополагающего начала вытекающего из принципа состязательности сторон и являющегося одним из основных принципов уголовного процесса. Суд – любой суд общей юрисдикции рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения предусмотренные УПК РФ. 31 УПК РФ.

2014-06-17

44.74 KB

7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

кафедра уголовного процесса

     

                Утверждаю

          Начальник кафедры

          уголовного процесса

          полковник полиции

             _____________    Д.Р. Марданов

          «___» _________________  2013 г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по курсу: «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)»

тема № 4

 «Участники уголовного судопроизводства»

Время – 2 часа

Лекцию подготовил: старший преподаватель кафедры уголовного процесса Хаиров Алик Чингисович

Рецензенты:

Преподаватель кафедры уголовного процесса к.ю.н. Шайдуллина Э.Д.

Преподаватель кафедры криминалистики КЮИ МВД РФ к.ю.н. Миролюбов С.Л.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры_____________(название кафедры)

Протокол № _____ от «____» _________ 20___ г.

КАЗАНЬ – 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

  1.  Суд……………………………………………………………………….5
  2.  Прокурор…………………………………………………………………7
  3.  Следователь……………………………………………………………..10
  4.  Руководитель следственного органа………………………………..12
  5.  Орган дознания. Начальник подразделения дознания. Дознаватель………………………………………………………………….13
  6.  Потерпевший……………………………………………………………18
  7.  Частный обвинитель…………………………………………………..22
  8.  Гражданский истец…………………………………………………….23
  9.  Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя………………………………………………………………….25
  10.  Подозреваемый………………………………………………………27
  11.  Обвиняемый………………………………………………………….29
  12.  Защитник…………………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………33

Список использованной литературы……………………………………34

Введение

Настоящее курсовое исследование посвящено изучению темы: «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения».

Новый УПК, условно дифференцируя участников уголовного судопроизводства на отдельные категории - суд (гл.5); участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (гл.6); участники уголовного судопроизводства со стороны защиты (гл.7); иные участники уголовного судопроизводства (гл.8).

По новому УПК РФ разделение функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела рассматривается в качестве основополагающего начала, вытекающего из принципа состязательности сторон и являющегося одним из основных принципов уголовного процесса. Для взаимодействия основных участников уголовного судопроизводства это означает недопустимость, прежде всего, смешивания функций обвинения и разрешения уголовного дела. Учитывая изменения, произошедшие в уголовном судопроизводстве после принятия нового Уголовно - процессуального кодекса вопрос, исследованию которого посвящена настоящая курсовая работа на сегодняшний день особенно тщательно исследуется в работах современных правоведов и по-прежнему не теряет своей актуальности.

Учитывая сказанное, необходимо отметить, что в настоящее время проблематике, изучаемой в данной курсовой работе посвящена обширная юридическая литература и в качестве теоретической основы для настоящего исследования использовались труды российских представителей науки уголовного права и процесса: Бойко А.И.; Завидова Б.Д., Куриной А.В., Кобза-рева Ф., Козака Д.Н., Мизулиной Е.Б., Радченко В.И., Николюка В.В., Кута-фина О.Е., Зорькиной Ю.Д., Таганцева Н.С., Тушева А., Загорецкого И.П., Степанова Р.Г. и др.

Нормативную правовую основу курсового исследования составили такие действующие международные и российские правовые акты как: Декларация прав и свобод человека и гражданина; Конституция Российской Феде рации от 12 декабря 1993г.; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»; Федерального закона от 22 ноября 2001 г. (18 декабря 2001 г ) № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российском Федерации»; Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции»; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 г. N 398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и т.д.

Помимо указанных источников при написании работы были использованы постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Основной целью лекции является изучение участников уголовного судопроизводства.

Думается, что для достижения указанной цели в содержании работы необходимо реализовать следующие задачи - изучить таких участников уголовного судопроизводства как: суд, прокурор, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, подозреваемый, обвиняемый, защитник.


1. Суд.

Суд – любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК РФ.

К судам общей юрисдикции имеющим право рассматривать уголовные дела относятся:  Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономного округа, районные суды, мировые суды, гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды.

Суды разных уровней рассматривают уголовные дела в зависимости от подсудности (ст. 31 УПК РФ).

Суд может действовать коллегиально и единолично. Коллегия состоит из судьи и двенадцати присяжных заседателей или из 3-х профессиональных судей. В кассационном и надзорном порядке дело рассматривается в составе не менее 3-х судей.

Основная функция и предназначение суда – осуществление правосудия, под которым понимается рассмотрение и разрешение уголовного дела по существу.  Только суд может: признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; применить принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия.

Значительно расширены контрольные полномочия суда в досудебном производстве.

Только суд вправе принимать решения об ограничении свободы обвиняемого в досудебном производстве: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; о продлении срока содержания обвиняемого под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

Ограничение конституционных прав граждан допускается только по решению суда: о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и выемки в жилище; о производстве личного обыска; принятие решения о наложении ареста на корреспонденцию, имущество; принятие решения о контроле и записи телефонных и иных переговоров и др.

Возросло значение суда как организатора судебного разбирательства в целях создания условий для надлежащего исполнения сторонами их обязанностей в уголовном судопроизводстве и осуществления предоставленных им прав.

Во время подготовительного этапа судебного разбирательства суд вправе подвергнуть не явившегося без уважительных причин подсудимого приводу, избрать или изменить в отношении него меру пресечения. Суд обязан: выслушать участников судебного разбирательства, рассмотреть и разрешить ходатайства (отводы); удовлетворить ходатайства о допросе лиц в качестве свидетелей; вынести определение (постановление) о продолжении разбирательства или об его отложении.

В период судебного следствия суд может рассмотреть гражданский иск или оставить его без рассмотрения; истребовать документы и приобщать их к делу; вызывать для допроса эксперта; назначать судебную экспертизу; заслушивать показания участников процесса; производить осмотр помещения или местности; предъявлять для опознания лицо или предмет и т.д.

Во время судебного прения и выслушивания последнего слова подсудимого суд устанавливает последовательность выступлений участников прений сторон; возобновляет судебное следствие при наличии к тому оснований; удаляется в совещательную комнату после заслушивания последнего слова подсудимого постановляет приговор.

При постановлении  приговора суд руководствуется доказательствами, которые были рассмотрены в судебном заседании; разрешает вопросы, перечисленные в ст. 299 УПК РФ; оглашает приговор.

Решения суда (постановление, определение, приговор) обязательны для всех, отмена и изменение судебных решений возможна лишь в порядке пересмотра их соответствующими вышестоящими судебными инстанциями.


2. Прокурор

Прокурор является наделенным властными полномочиями участником уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно - процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ1, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительною следствия (ч. 1 ст. 37).

Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судопроизводстве (п. 31 ст. 5).

Наиболее широкими полномочиями Закон “О прокуратуре”2 и УПК наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства - в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере. Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет: а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (ч. 2 ст.1).

Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства. Закон о прокуратуре включает в него: соблюдение — прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; проведение расследования; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Рассмотрение вопросов деятельности прокурора применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности в связи с уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядом обстоятельств. Оперативно-розыскные меры нередко применяются во взаимодействии (например, при привлечении к работе следственной группы должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) с мерами процессуальными (следственными). Оперативно - розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным (ст. 143 УПК РФ, п. 1. ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД). Все это позволяет сделать вывод, что для следователя (как, впрочем, и для суда) совсем не безразлично, соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных мероприятий, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому и результаты прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результаты расследования.

Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону о прокуратуре она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследования (ФСБ, МВД), прокурор обладает такими же полномочиями.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор наделен широкими полномочиями. Так, прокурор имеет право проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;  требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;  давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;  давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель - обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч I ст. 226 УПК).

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст.37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч.4 ст. 37 УПК РФ). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.


2.  Следователь

Следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи Федеральной службы безопасности и следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК РФ).

Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что, кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию (с согласия прокурора) решений о возбуждении уголовного дела. В случаях, указанных в законе (и. 1, 2, 7 ч. 3 ст. 151 УПК) следователи проводят дознание и поддерживают по этим делам обвинение (ч. 4 ст. 37 УПК) при наличии поручения прокурора.

Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Следователь наделяется широкими субъективными правами и обязанностями, которые реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, возникающих между ним и обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания, другими субъектами уголовного процесса. В законе специально подчеркивается, что все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Это означает, что он вправе самостоятельно направлять ход следствия, определять круг необходимых следственных действий, устанавливать последовательность их проведения, принимать решения о движении дела и др.

Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) согласие руководителя следственного органа. В частности, решение суда необходимо получить, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением: а) личной неприкосновенности (п. 1-3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК); б) неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст. 29); в) неприкосновенности жилища (п. 3. 5 ч.2 ст.29); г) ограничением имущественных прав (п. 7, 9 ч. 2 ст. 29); д) временным отстранением обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются следователю в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в самом начале п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручении. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, уголовно-процессуальный закон наделил следователя правом поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, В-четвертых, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о «проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении».

Приведенные положения, однако, не свидетельствуют от том, что следователь может давать органам дознания поручение о проведении любого следственного или иного процессуального действия. Следователь не вправе возлагать на органы дознания проведение действий, которые, согласно закону, он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т. д.).

В п.40.1 ст.5 УПК РФ есть указание на такого участника уголовного судопроизводства как следователь-криминалист. Следователь-криминалист - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

3. Руководитель следственного органа

Руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п.38.1 ст.5 УПК РФ).

Сообразно положениям ст. 38 и 39 УПК руководитель следственного органа  вступает в правовые отношения со следователями и по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел.

Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Кроме того, он поручает производство предварительного следствия следователю или группе следователей (ст. 163 УПК).

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.


4. Орган дознания. Начальник подразделения дознания. Дознаватель

Согласно ст. 40 УПК органами дознания являются органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Помимо органов, на которые традиционно возлагается осуществление ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФПС, ФАПСИ, ФСГО, таможенная служба), сюда следует отнести также органы УИС, входящие в систему Минюста России. К органам дознания также отнесены судебные приставы, указанные в п. 2 ст. 1 ст. 40 УПК, а также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов и органы Государственной противопожарной службы (ст. 40 УПК).

На органы дознания возложено:

1) проведение дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК), - в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК;

2)   выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возложено также (т. е. наряду с органами дознания) на:

а)   капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

б)   руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

в)   глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Для большинства органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение этой функции не является ведущей (или одной из ведущих). В этом смысле особняком стоят органы дознания в системе МВД, ФСБ, но и среди них выделяется своей многочисленностью и универсальностью милиция.

Согласно Закону о милиции (ст. 8, 9) она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (МОБ). Как орган дознания, криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по уголовным делам, по которым в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК производство предварительного следствия обязательно. Задачей МОБ, как органа дознания, является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно. Как подчеркнуто законом, милиция общественной безопасности является органом дознании (ст. 9 Закона о милиции); в составе МОБ образованы специальные подразделения дознания.

Часть 2 ст. 40 УПК называет лишь основные направления уголовно-процессуальной деятельности органов дознания. В ней прежде всего указано, что они проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т. е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки 132 составов преступлений (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК). По письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Кроме того, по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК).

Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК) - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146) и проводит неотложные следственные действия (ст. 157). Уголовно-процессуальный закон определяет (по предметному признаку) круг дел о преступлениях, по которым осуществляют эту деятельность органы дознания, входящие в структуры различных министерств и ведомств (ч.2 ст. 157 УПК).

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель - участник уголовного судопроизводства в виде должностного лица органа дознания, правомочного проводить расследование в форме дознания и осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5 УПК). Важно отметить, что лицо, являясь, дознавателем по должности, может осуществлять полномочия органа дознания по конкретному уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, только по решению начальника органа дознания. Однако, следует отметить, что в связи с изменениями, внесенными в УПК, дознание может быть проведено и следователями (п. 1, 2, 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Установление в ч. 2 ст. 41 УПК требования о недопустимости совмещения в одном лице исполнителя по одному делу процессуальных и оперативно-розыскных полномочий не означает наличия запрета сотруднику оперативно-розыскных служб и подразделений вообще осуществлять дознание по делу. Такой запрет мог бы вызвать негативные последствия, так как даже в системе МВД РФ, имеющей специализированные подразделения дознания, одни только дознаватели (по должности) не смогут выполнить весь объем деятельности, которую выполняют органы дознания. Не случайно, например, проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств, возложено на сотрудников ГИБДД. Очевидно, сотрудник оперативно-розыскных служб тем более не может быть лишен подобных полномочий. Но он не вправе проводить дознание в том конкретном случае, если он по данному уголовному делу проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия.

В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и процессуальных действий. Для большинства из них не требуется согласия начальника органа дознания (например, ч. 1, 2 ст. 11, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 25, ст. 26 УПК), хотя в некоторых случаях утверждение документа начальником органа дознания требуется (например, ч. 4 ст. 255). В УПК РФ законодатель использовал прием одновременного предписания в адрес органа дознания и дознавателя (например, ч. 1, 3 ст. 7, ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ч. 2, 4 ст. 21, ст. 144 УПК). Тем самым в законе подчеркивается ответственность за соблюдение и исполнение соответствующих норм как дознавателя, так и руководителя органа дознания.

В уголовно-процессуальном законе прямо указано об обязательности для дознавателя не только указаний прокурора, но и указаний начальника органа дознания, данных в соответствии с положениями УПК. Указания начальника органа дознания могут быть обжалованы прокурору, а указания последнего - вышестоящему прокурору. В том и другом случае обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. Надо заметить, однако, что значение указанных законодательных новелл важно даже в тех случаях, когда позиция дознавателя не находит поддержки у соответствующих прокуроров. Во-первых, для последних полученная информация в любом случае небесполезна. Во-вторых, сам факт наличия указанного правомочия у дознавателя побуждает авторов указаний к более взвешенному отношению к подписанию подобных процессуальных документов. И, наконец, в-третьих право на жалобу у дознавателя - свидетельство укрепления его правового положения как участника уголовного судопроизводства.

Дознаватель, как и следователь, подлежит отводу при наличии указанных в законе оснований (ст. 61 УПК). Одновременно установлено, что предыдущее участие следователя или дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ч. 2 ст. 67 УПК).


5. Потерпевший

Прежде чем перейти к непосредственному изучению указанного участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, следует пояснить, что в советскую эпоху невнимание государства к интересам и запросам пострадавшего от посягательства лица воспринималось более терпимо, ибо «уравновешивалось» жестким подходом к виновному. За годы реформ законодательная и правоприменительная забота о преступнике выросла во сто крат, пострадавшая же сторона особой заботы о своей персоне не ощущает. Пока большинство потерпевших ведут себя в юридическом смысле смиренно, стоически переносят причиненное преступлением горе либо пользуются официальными каналами удовлетворения обид и возмещения вреда. Но отдельные жертвы, разбуженные переменами и верящие в реальность новых правовых идей, идут дальше своих коллег по несчастью. Они ставят под сомнение состоятельность нормативных актов, апеллируют к международной юстиции, самостоятельно проверяют на соответствие Конституции страны некоторые правовые регламенты. Здесь можно вспомнить об активной позиции родственников авиапассажиров рейса «Тель-Авив - Новосибирск», погибших в катастрофе над Черным морем, требующих удовлетворения от украинского правительства; о претензиях к московским властям со стороны пострадавших во время освобождения от террористов зрителей мюзикла «Норд-Ост». Вот еще один знаменательный факт: пострадавшая от преступления гражданка 3. недавно обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на ограничение ее доступа к правосудию. В ответчиках оказалась нижняя палата российского парламента, которая своим очередным постановлением об амнистии (от 26 мая 2000 г. N 398-III ГД) предписала правоохранитель ным органам страны прекращать уголовное преследование виновных независимо от мнения потерпевших, в том числе на досудебной стадии.

Конечно же, невнимание к потерпевшим частично оправдывается тем обстоятельством, что уголовное право представляет собой классический образец публичной отрасли. Оно должно обеспечивать общую пользу в большей мере, чем следовать ожиданиям и требованиям пострадавших. Такова неумолимая логика прогресса: «чем сильнее крепнет государство, тем дальше отодвигается на задний план потерпевшее лицо», а «права общественного мстителя вполне и окончательно переходят к представителю государства». Последним историческим периодом, при котором мнение и интересы потерпевших от преступления весьма сильно влияли на карательную политику власти, была раннефеодальная эпоха композиций (от лат. compositio - соглашение). Она базировалась на прейскуранте уголовных штрафов, на том, что «совершивший преступление с помощью рода расплачивался определенным количеством меновых единиц - ракушками, скотом, шкурами». Через эту ступень уголовно-правового регулирования (сугубо экономический расчет за криминальные дела) прошли все страны феодальной Европы, включая Русь. Композиционные построения или дележ добычи между пострадавшим и властью просуществовали несколько веков и закономерно уступили место другим расчетам. Ныне уголовный закон строится на общегосударственных расчетах, он должен удовлетворять все население, а не обосновывать лишь инстинктивные требования обиженных лиц.

Официально уголовно-правовая доктрина повернулась лицом к потерпевшему лишь в конце XX в., причем на международном уровне это произошло впервые. 29 ноября 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (резолюция 40/34). Ранее ни Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) , ни Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ни Международный пакт о гражданских и политических свободах (1966 г.) даже не упоминали о жертвах, направляя весь запас гуманности на обеспечение человеческого обращения с виновным. Появление Декларации 1985 г., таким образом, свидетельствует о начале крупных перемен в уголовной политике, ибо в ней специально оговаривается необходимость самого пристального подхода к жертвам преступлений, требование относиться к ним с особым состраданием и уважать их достоинство. Закреплены права на реституцию не только персонально за пострадавшим, но и за их семьями и иждивенцами; государства призываются к созданию национальных компенсационных фондов. Различается вред от преступлений частного (физического) лица и от действий властей, но оба они подлежат возмещению. Государства ориентируются на использование дополнительных, неофициальных механизмов примирения жертв и посягателей.

Уголовно - процессуальный кодекс РФ, устанавливая, что потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда имуществу и деловой репутации, закон, в сущности, определяет материально-правовое понятие потерпевшего от преступления. Но потерпевший - это участник уголовного судопроизводства. Его становление в этом качестве обусловлено вынесением дознавателем, следователем, прокурором и судом (судьей) постановления (определения) о признании лица потерпевшим (ч. 1 ст. 42 УПК).

Фактические основания к внесению постановления о признании гражданина или юридического лица потерпевшим - это наличие в уголовном деле доказательств, указывающих на причинение вреда преступлением. Поскольку закон связывает вынесение указанного постановления с причинением вреда деянием, ответственность за которое установлена уголовным законом, лицо может быть признано потерпевшим лишь при причинении вреда, причиненного непосредственно преступлением.

О признании гражданина потерпевшим суд выносит определение, а судья, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, - постановление. Закон не связывает признание потерпевшего с желанием или с согласием лица, понесшего вред от преступления.

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК, переходят к одному из близких родственников (ч. 9 ст. 42).

Потерпевший имеет право: представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться со всеми материалами дела с момента окончания предварительного следствия; участвовать в судебном разбирательстве; заявлять отводы; обжаловать действия дознавателя, следователя, прокурора и суда; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение, приносить жалобы на постановления, приговор или определение суда.

Несоблюдение процессуальных прав потерпевшего Верховный Суд РФ рассматривает как существенное нарушение закона, влекущее отмену приговора3.

Интерпретируя положения закона о праве потерпевшего на ознакомление с материалами дела с момента окончания предварительного следствия, необходимо учитывать, что в рассматриваемых случаях имеются в виду все формы окончания предварительного следствия: а) когда следствие завершается составлением обвинительного заключения и представления дела прокурору для его последующего направления в суд (ст. 216 УПК); б) когда итогом предварительного следствия является составление постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, которое вместе с делом направляется прокурору для его передачи в суд (ст. 439); в) когда производство предварительного следствия заканчивается вынесением постановления о прекращении дела (ст. 213). Никаких ограничений на этот счет п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК не содержит. Потерпевший, как и обвиняемый, имеет право выписывать из дела любые сведения и в любом объеме, а также снимать копии с материалов дела, в том числе с помощью технических средств. При участии в уголовном деле нескольких потерпевших каждый из них вправе знакомиться с уголовным делом только в части, касающейся причинения ему вреда.

С принятием Конституции РФ4 (1993 г.) в уголовно-процессуальном законодательстве России проявилась тенденция к повышению влияния потерпевшего на ход и исход производства по делам не только частного, (что было и прежде), но и публичного обвинения. Во-первых, несколько расширены его права по делам частного обвинения (ст. 31,43, 318-321 УПК). Во-вторых, по его заявлению дела публичного обвинения небольшой и средней тяжести могут быть прекращены ввиду его примирения с обвиняемым (ст. 25). В-третьих, он имеет право участвовать в судебных прениях по всем уголовным делам (ч. 2 ст. 292). В-четвертых, без его согласия не может быть рассмотрено уголовное дело без проведения судебного разбирательства в порядке, предусмотренном гл. 40 (ч. 1 ст. 314 УПК).

Часть 2 ст. 42 существенно расширяет и конкретизирует процессуальные права потерпевшего. В определенной мере условно эти субъективные права потерпевшего можно сгруппировать по следующим признакам: а) права, направленные на обеспечение реализации функции обвинения и отстаивание своих интересов (п. 1, 7, 8, 12-14, 17, 19, 20); б) права, обеспечивающие его участие в доказывании (п. 4, 5, 9, 10-12, 15-17); в) права, направленные на обеспечение объективного и беспристрастного хода уголовного судопроизводства (п. 5, 18); г) права, связанные с его правом и обязанностью по даче показаний (п. 2-4, 6); д) права, направленные на обеспечение его безопасности и компенсацию расходов (п. 21 ч. 2, ч. 3).

УПК обеспечивает возмещение потерпевшему имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. По его иску о возмещении морального вреда в денежном выражении размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства (ч. 3 и 4 ст. 42 УПК).

В соответствии со ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК волей потерпевшего, выраженной в заявлении им или его законным представителем, обусловлена невозможность прекращения уголовного дела в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести, если оно помирилось с потерпевшим.

Свои процессуальные права потерпевший может реализовать самостоятельно, через своего представителя или совместно и наряду с представителями. При этом от услуг представителя он вправе отказаться, за исключением тех случаев, когда потерпевший полностью или частично недееспособен и на его стороне (или вместо него) участвует законный представитель.

Среди процессуальных прав потерпевшего есть одно, которое он может реализовать только лично, - дача показаний. Но дача показаний - это не только право, но и обязанность потерпевшего. Поэтому по закону допрос потерпевшего на предварительном следствии (дознании) и в суде осуществляется по правилам допроса свидетеля, он предупреждается об ответственности за отказ от дачи или дачу заведомо ложных показаний. Вместе с тем на него распространяется универсальная конституционная норма: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). При этом неразъяснение потерпевшему ч. 1 ст. 51 Конституции РФ - свидетельство получения показаний потерпевшего с нарушением закона, в силу чего они теряют юридическую силу.

Подчеркивая в связи с изложенным тот факт, что потерпевший - субъект не только процессуальных прав, но и процессуальных обязанностей, законодатель подчеркивает, что при неявке по вызову без уважительных причин потерпевший может быть подвергнут принудительному приводу (ч. 6 ст. 42 УПК) и устанавливает возможность привлечения его к уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследовании (п. 3 ч. 5 ст. 42 УПК).

Необходимо иметь в виду, что юридическое лицо в случае признания потерпевшим не может непосредственно реализовать свои процессуальные права. Поэтому в УПК оговорено, что их осуществляет представитель этого юридического лица (ч. 10 ст. 42).

6. Частный обвинитель

Частный обвинитель согласно ч. 1 ст. 43 УПК - это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, предусмотренном ст. 318 УПК, и поддерживающее обвинение в суде.

Частным обвинителем можно считать потерпевшего или его законного представителя и представителя по делу частного обвинения. Становление частного обвинителя как участника уголовного судопроизводства ст. 318 УПК увязывает с моментом принятия заявления судьей к своему производству. Частный обвинитель, являясь стороной в судебном разбирательстве, вправе: представлять доказательства; участвовать в их исследовании; излагать суду свое мнение по существу обвинения; высказывать предложения о применении уголовного закона (квалификации деяний) и назначении подсудимому наказания; поставить вопрос о примирении с подсудимым и согласиться на соответствующее предложение последнего (представив письменные заявления). Он имеет право обжаловать приговор мирового судьи в апелляционном порядке и на кассационное обжалование приговора апелляционного суда (ст. 354-360, 371 УПК).

Права частного обвинителя в суде могут быть реализованы лично или (и) через своего представителя либо законного представления, которые имеют те же процессуальные права, что и представляемый (ч. 3 ст. 45 УПК). При этом личное участие частного обвинителя не лишает его права иметь представителя при производстве по этому делу (ч. 4 ст. 45 УПК).

7. Гражданский истец

Гражданский истец в уголовном судопроизводстве - физическое или юридическое лицо, которому причинен вред преступлением, в связи с чем оно в ходе судопроизводства предъявило требование о его возмещении или компенсации. Базируясь на определении, данном этому участнику процесса в ч. 1 ст. 44 УПК, можно дать более развернутую характеристику: а) в качестве гражданского истца может быть признано лицо, если имеются основания полагать, что непосредственно преступлением ему причинен вред; б) вред этот может быть имущественным или моральным; в) гражданским истцом в уголовном процессе может быть лицо физическое или юридическое; г) становление лица, как субъекта уголовно-процессуальных отношений, обусловлено вынесением процессуального решения о его признании гражданским истцом.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 УПК гражданский иск в уголовном процессе может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного следствия. При этом суд, прокурор, следователь, дознаватель, усмотрев из материалов дела, что преступлением каким-то лицам причинен ущерб (вред), обязан разъяснить им или их представителям право предъявить гражданский иск, фиксируя этот факт в протоколе или путем направления уведомления. О состоявшемся постановлении (определении) по поводу признания гражданским истцом необходимо сообщать соответствующему лицу или его представителю, а постановление об отказе в этом -объявлять заявителю. Отказ в признании гражданским истцом может быть обжалован. О правах и обязанностях указанным лицам должно быть своевременно разъяснено (ст. 11 УПК).

Если названные лица в силу различных причин не могут сами защитить свои интересы, а также в интересах государства иск в уголовном деле может быть предъявлен их законными представителями или прокурором.

УПК предоставляет гражданскому истцу достаточно широкий объем прав для отстаивания своих интересов (ч. 4 ст. 44). В обобщенном виде они заключаются в праве: представлять доказательства; заявлять ходатайства; участвовать в судебном разбирательстве; просить орган дознания, следователя и суд о принятии мер обеспечения заявленного ими иска; поддерживать гражданский иск; знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия; заявлять отводы; приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор, определение суда и постановление судьи в части, касающейся гражданского иска.

При причинении имущественного вреда совместными действиями ряда лиц гражданский истец вправе предъявить к ним свои требования о возмещении материального ущерба. Однако эти исковые требования могут быть разрешены в уголовном деле лишь при условии, что все эти лица привлечены к уголовной ответственности по данному делу.

Доказывание гражданского иска в уголовном деле производится по правилам, установленным УПК.

Гражданский истец вправе реализовать свои права лично, через представителя или совместно с представителем.

Рассматривая гражданского истца как субъекта не только прав, но и обязанностей, законодатель специально отметил, что гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного следствия, если он об этом заранее предупрежден. Несоблюдение этих требований может влечь уголовно-правовые последствия (ч. 6 ст. 44 УПК, ст. 310 УК РФ).

В ст. 44 УПК не сказано о праве гражданского истца просить соответствующие органы о принятии мер обеспечения заявленного иска. Это не значит, что такого права у него нет: оно охватывается правом на заявление ходатайств (п. 4 ч. 4). Однако при этом необходимо учитывать, что следователь и дознаватель не вправе самостоятельно разрешить этот вопрос; они могут с согласия прокурора лишь возбудить об этом ходатайство перед судом (ст. 115 УПК).

8. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного

обвинителя

В принципе в уголовном процессе на стороне указанных субъектов правоотношений могут действовать как законные представители, так и представители на основе договора. Но, в отличие от других отраслей права, уголовно-процессуальное право устанавливает специфические, только ему присущие правила, которые касаются как оснований, так и порядка их допуска к участию в производстве по делу. Эти правила, установленные УПК, прежде всего состоят в том, что на стороне физических лиц (если ими являются потерпевший, гражданский истец и частный обвинитель) представителями могут быть прежде всего адвокаты (ч. 1 ст. 45). В дополнение и в развитие этого положения в ч. 2 ст. 45, однако, предусмотрено обязательное участие в уголовном деле законных представителей и представителей потерпевшего. Такое правило предусмотрено в целях обеспечения защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

К общему тезису о представительских возможностях в уголовном процессе адвокатов законодатель допустил в ч. 1 ст. 45 УПК существенную оговорку, касающуюся, правда, производства по делам, подсудным мировым судьям. Ее суть состоит в том, что по постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца может быть допу щен также один из его близких родственников или иное лицо, о допуске которого он (потерпевший, гражданский истец) ходатайствует.

На стороне гражданина (потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя) в качестве законных представителей в уголовном судопроизводстве могут участвовать не только близкие родственники (п. 4 ст. 5 УПК), но и другие лица - опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится представляемый (п. 12 ст. 5 УПК).

Если гражданским истцом являются предприятия, учреждения, организации, в качестве их представителей могут выступать их руководители, на основании доверенности - другие лица, а также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы.

Права представителя производны от прав предоставляемого. Поэтому представители могут иметь полномочия в пределах прав представляемого, но в принципе объем правомочий представителя зависит от воли представляемого. Например, гражданский истец может не дать представителю полномочия на отказ от иска. Однако есть право, которое потерпевший не может вообще передать представителю - право на дачу показаний. В случае недееспособности потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя их права автоматически переходят к законным представителям.

Потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель вправе реализовать свои права через представителя или, активно участвуя в производстве по уголовному делу, осуществлять их вместе с представителем.

Документами, подтверждающими право адвоката на выполнение обязанностей по представительству интересов потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, являются свидетельство адвоката и ордер. Допуск в уголовное судопроизводство родителей и других родственников осуществляется на основании документов, подтверждающих родственные отношения представителя и представляемого. Представительские функции других лиц подтверждаются документом, удостоверяющим их должностное положение или доверенностью.

Участие в уголовном судопроизводстве законного представителя потерпевшего не исключает возможности допроса этого лица в качестве свидетеля, так как в том и другом случае лицо оказывается незаменимым (например, мать потерпевшего). Необходимо также отметить, что в числе обстоятельств, исключающих допрос лица в качестве свидетеля, ч.3 ст. 56 УПК РФ не указывает его участие в деле в качестве законного представителя.


10.
Подозреваемый: понятие и процессуальное положение

Подозреваемый участник уголовного судопроизводства со стороны защиты. В соответствии со ст. 46 УПК РФ лицо признается подозреваемым в следующих случаях:

1) если в отношении него возбуждено уголовное дело;

2) если оно задержано по подозрению в совершении преступления на основаниях, указанных в ст. 91 УПК РФ;

3) если к нему применена мера пресечения до предъявления обвинения в порядке ст. 100 УПК РФ;

4) если оно уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 2231 УПК РФ.  

Процессуальный статус подозреваемого определяется его правами и обязанностями.

Подозреваемый вправе;

- знать, в совершении какого преступления он подозревается, и с этой целью получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения, либо копию уведомления о подозрении в совершении преступления;

- давать показания и объяснения по поводу имеющегося в отношении него подозрения на языке, которым он владеет, и при необходимости бесплатно пользоваться помощью переводчика;

- отказаться от  дачи объяснений и показаний;

- пользоваться помощью защитника и иметь с ним свидание наедине до первого допроса;

- представлять доказательства;

- знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; присутствовать при производстве экспертизы и знакомиться с заключением эксперта;

- заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на действия и решения органов расследования, прокурора и суда, а также защищаться всеми другими средствами и способами, не запрещенными законом.

При согласии подозреваемого дать показания он должен быть обязательно предупрежден, что данные им показания могут быть использованы в качестве доказательств, в том числе и при последующем отказе от этих показаний в суде, за исключением случаев, если эти показания даны в отсутствие защитника.

Подозреваемый обязан:

- являться по вызовам органов расследования, прокурора, суда;

- соблюдать избранную в отношении него меру пресечения;

- не препятствовать установлению истины по делу и т.п.

Если к подозреваемому применена мера пресечения до предъявления обвинения, то он обязан соблюдать ограничения, установленные при ее избрании под угрозой изменения этой меры пресечения на более строгую.

               


11. Обвиняемый: понятие и процессуальное положение

Обвиняемый – это участник уголовного судопроизводства со стороны защиты. Порядок наделения лица статусом (правами и обязанностями) обвиняемого в зависимости от формы предварительного расследования различен.

Если расследование проводится в форме предварительного следствия, статус обвиняемого лицо приобретает, когда в отношении него будет вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В случаях расследования уголовного дела в форме дознания, лицо приобретает статус обвиняемого при вынесении в отношении него обвинительного акта.

Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым.

Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным, если приговор оправдательный, то - оправданным.

Обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. При этом следователь вручает обвиняемому и его защитнику копию этого постановления.

Обвиняемый вправе:

– знать в чем обвиняется, при этом возражать против обвинения, давать  показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии обвиняемого  дать показания  он должен быть предупрежден о том, что  его показания  могут быть  использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний (за исключением случая, предусмотренного п.1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ);

– представлять доказательства;

– заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействия) должностных лиц и суда;

– пользоваться помощью переводчика;

– пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно (в случаях, предусмотренных законом);

– иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса, без ограничения их числа и продолжительности;

– участвовать в судебном рассмотрении не только его жалобы, но и жалоб, которые направлены другими участниками;

– вправе участвовать в судебном разбирательстве в судах первой, второй и надзорной инстанций, также при решении вопроса судом об избрании в отношении него мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста;

– вправе получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на них;

– вправе ходатайствовать об исключении доказательства на том основании, что доказательство получено с нарушением требований УПК РФ (ст.235 УПК РФ);

– по окончании предварительного следствия при ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый вправе за свой счет снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

– с разрешения следователя может участвовать в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника или законного представителя; снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

– защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

Обвиняемый обязан:

– соблюдать избранную в отношении него меру пресечения, сообщать о перемене места жительства. Возможная санкция за невыполнение – избрание более строгой меры пресечения;

– являться по вызову дознавателя, следователя, суда. При неуважительной причине неявки возможная санкция – привод, применение меры пресечения, избрание более строгой меры пресечения;

–   не нарушать порядок судебного разбирательства, подчиняться распоряжениям председательствующего. Возможная санкция – предупреждение, удаление из зала судебного заседания, денежное взыскание;

– не препятствовать освидетельствованию, получению образцов для сравнительного исследования, обыску, выемки. Возможная санкция – принудительное выполнение указанных следственных действий.


12.
 Защитник: понятие и полномочия в уголовном судопроизводстве

Защитник – лицо, осуществляющее в  установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда  в качестве защитника могут быть допущены наряду с защитником один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается вместо адвоката.

Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.

Участие защитника в уголовном процессе обязательно в случае, если подозреваемый, обвиняемый:

– не отказался от защитника в порядке ст. 52 УПК РФ;

– является несовершеннолетним;

– в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять  свое право на защиту;

– не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

– лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание  в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

– уголовное дело подлежит рассмотрению с участием присяжных заседателей;

– обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке (глава 40 УПК РФ);

- если судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях проводится в отсутствие подсудимого.

Защитник участвует в деле с момента:

вынесения  постановления  о привлечении лица в качестве обвиняемого,

возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица,

фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления,

объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы,

вручения уведомления о подозрении в совершении преступления,

начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий,  затрагивающих пава и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.

Полномочия защитника

С момента допуска  к участию в уголовном деле защитник вправе:

– иметь свидания  с подзащитным без ограничения их числа и продолжительности;

– собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи;

– присутствовать при предъявлении обвинения;

– участвовать в допросе подозреваемого или обвиняемого, а  также иных следственных действиях, проводимых с их участием, по ходатайству подзащитных или самого защитника;

– знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием  подзащитных, иными документами, которые предъявлялись или должны были им предъявляться;

– заявлять отводы и ходатайства;

– знакомиться по окончании предварительного расследования  со всеми материалами уголовного дела, выписывать  любые сведения в любом объеме, за свой счет снимать копии с помощью технических средств;

– приносить жалобы и ходатайства на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и участвовать в их рассмотрении;

– и др.

Защитник не вправе  разглашать  данные предварительного расследования, ставшие ему  известными в связи с осуществлением защиты, если он был об этом заранее предупрежден.


Заключение

Закончено изучение вопроса: «Участники уголовного судопроизводства».

Думается, что в содержании реализованы все изначально поставленные задачи и исследовавшаяся тема изучена максимально полно и обстоятельно.

Следует обратить внимание на то, что с принятием нового Уголовно -процессуального кодекса Российской Федерации в правовом статусе многих участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения произошли изменения, отдельные из них весьма серьезны.

В представленной работе пояснены права и обязанности каждого из участников, отражены определенные особенности в их положении, в том числе проведен сравнительный анализ положений ныне действующего УПК РФ и утратившего силу УПК РСФСР.

Кроме того, учитывая, что в законодательных актах часто имеют место весьма спорные положения или недостаточно проработанные, позволяющие их свободную трактовку участниками уголовного судопроизводства, часто возникала необходимость в обращении к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также к разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации.

Помимо указанного, в работе использованы примеры из судебной практики, которые также предоставляют возможность наглядно увидеть разрешение определенных ситуаций.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1.  Конституция  Российской Федерации.  - М.: Новая Волна, 1998.
  2.  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конст. закон:  принят Гос. Думой 24 июня 1994 г.: одобр. Советом Федерации 12 июля 1994 г. // СЗ РФ. - 1994. - 25 июля. - N 13.-  Ст. 1447.
  3.  О судебной системе Российской Федерации: Федер. конст. закон: принят 23 окт. 1996 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 1996 г. // СЗ РФ. - 1997.-  N 1. - Ст. 1.
  4.  Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федер. конст. закон : принят 5 апр. 1995 г. : одобр. Советом Федерации 12 апр. 1995 г.: // СЗ РФ. - 1995. - 1 мая. - N 18. - Ст. 1589.
  5.  О военных судах Российской Федерации:  Федер. конст. закон : принят Гос. Думой 20 мая 1999 г. : одобр. Советом Федерации 9 июня 1999 г.  // Российская газета. - 1999. - 29 июня. - №120.
  6.  Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 20. – Ст. 2143.
  7.  О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. (c изм. и доп. на 20 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. – 1981. – 16 июля. - № 28. - Ст. 976.
  8.   Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.11.1960 г. (С внесенными в него изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1960. – № 40. – Ст.592.
  9.   Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г. (с изм. и доп. на 12 декабря 2008 г.) // СЗ РФ – 2001. - 24 дек. - N 52 (часть I) - Ст. 4921.
  10.   О международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995: принят Гос. Думой 16 июня 1995 г. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)  // Констультант Плюс: Версия Проф.
  11.  О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон  // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - 20 фев. - N 8. - Ст. 366.
  12.  Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон : принят 26 апр. 2002 г. : одобр. Советом Федерации 15 мая 2002 г. // СЗ РФ. - 2002. - 10 июня. - N 23. - Ст. 210.
  13.  Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: принят 20 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г. // Российская газета. - 2001. - 31 дек.
  14.  О милиции: закон РФ: принят 18 апреля 1991 г. N 1026-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - 22 апр. - N 16. - Ст. - 503.
  15.  О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федер. закон : принят Гос. Думой 31 июля 2004 г. : одобр. Советом Федерации 8 авг. 2004 г. // Российская газета. - 2004. - 25 авг.
  16.  Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г.   // СЗ РФ. - 1995. - 14 авг. - N 33. - Ст. 3349.
  17.  О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федер. законом : принят Гос. Думой 31 июля  2004 г. // Российская газета. - 2004. - 25 авг. - №182.
  18.  О статусе судей в Российской Федерации:  закон РФ : принят 26 июня 1992 г. // СЗ РФ. - 1995. - N 26. - Ст.2399.
  19.  О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 г. // Сборник Постановлений Пленумов по уголовным делам. - М: Спарк. 2000. С. 457.

Основная литература

  1.  Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах.  – М. : Проспект, 2008.
  2.  Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. - М., 2006.
  3.  Белоносов  В.О., Чернышев И.В. Российский уголовный процесс: учебное пособие. – М. : Дашков и К, 2008.
  4.  Комментарий   к  Уголовно-процессуальному   кодексу   РФ /  под  ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева.- М.: ИНФРА, 2004.
  5.  Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М. : Юристъ, 2002. 
  6.  Научно-практический    комментарий    к    Уголовно-процессуальному кодексу РФ / под ред. Ю. В. Грачев, Л. Д. Ермаков. – М : Проспект, 2003.
  7.   Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. – СПб., 2003.  
  8.  Россинский С.Б. Уголовный процесс России. - М. : Эксмо, 2008.
  9.  Рыжаков А.П. Уголовный процесс России: курс лекций: учебное пособие. -СПб. : Питер, 2009.
  10.  Томин В.Т. Уголовный процесс. Актуальные проблемы теории и практики. - М. : Юрайт, 2009.
  11.  Уголоный процесс / под ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьяна. – 2- изд. – М. : Юнити, 2008.
  12.  Уголовный процесс: учебник для вузов / под общ. ред. А.В. Смирнова.- 2-е изд. – СПб., 2006.
  13.  Уголовный процесс: учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. -"Юридический Дом "Юстицинформ", 2006.
  14.   Уголовно – процессуальное право России / под ред. Якимовича Ю.К. – М. : Юридический центр Пресс, 2007.
  15.  Уголовный процесс / под редакцией В. П. Божьева. – М.: 2005.
  16.  Уголовный процесс: учебник / под ред. В.Н. Григорьева, А.В. Победкина, В.Н. Яшина. – М. : Эксмо, 2005.
  17.  Уголовный процесс: учебник / под ред. В.Н. Григорьева, А.В. Победкина, В.Н. Яшина. – М. : Эксмо, 2008.
  18.  Уголовный процесс: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под. ред. В.П. Божьева. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Спарк, 2002.
  19.   Уголовный процесс: учебник / под ред. В.П. Божьева. -2 изд. - М. : Высшее образование, 2009.
  20.  Уголовный процесс: учебник / под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой.- Изд. 2-е перераб. и доп. -  М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
  21.  Уголовный процесс: учебник / под ред.  А. Баранов, Б. Булатов. - М. : Юрайт, 2010.
  22.  Уголовный процесс: учебник для юридических вузов / под ред. В.П. Сальникова и В.И. Рохлина. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Фонд «Университет», 2005.

Дополнительная литература

1.   Бойко А.И. Потерпевший от преступления. // Законодательство. – 2003. - № 11.

2.  Завидов Б.Д., Курина А.В. Правовое положение потерпевшего по Уголовно-процессуальному кодексу РФ // Адвокат. – 2002. - №8.

3.  Кобзарев Ф. Взаимодействие основных участников уголовного судопроизводства: новые процессуальные условия и организационные потребности // Российская юстиция. - 2003. -№12.

4.    Тушев А. Роль прокурора в реализации принципа состязательности в уголовном процессе // Российская юстиция. – 2003. - №4.

5. Краскова И.С. Защитник как субъект доказывания на досудебных стадиях уголовного процесса // Российский следователь. – 2008. - №1.

6. Семенцов В., Скребец Г. Формирование доказательств и участие защитника в этом процессе // Уголовное право. – 2007. - №4.

7. Почечуева О.С. Защита прав потерпевшего в уголовном процессе // Адвокат. – 2009. - №9.

8. Федотов А.В. Уголовное преследование виновного как гарантия охраны прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления // Уголовное судопроизводство. – 2009. - №3.

9. Кротков Д.С. К вопросу о полномочиях руководителя следственного органа по возбуждению уголовного дела // Российский следователь. – 2009. - №.8.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г., N 52 (Часть1)

2 Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г., N 47, ст. 4472.

3 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №1. С. 7; 2001. №9. С.12

4 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //«Российская газета» от25 декабря 1993 г.


N237



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10889. Участники уголовного судопроизводства 43.63 KB
  В зависимости от выполняемых процессуальных функций УПК РФ классифицирует участников уголовного процесса следующим образом: 1 суд выполняющий функцию правосудия; 2 участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения выполняющие функцию обвинения и осуществляющие уголовное преследование прокурор следователь руководитель следственного органа орган дознания дознаватель начальник органа дознания начальник подразделения дознания потерпевший частный обвинитель гражданский истец представители потерпевшего гражданского истца и...
6329. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ и ЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА (УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА) 62.91 KB
  Формировать у обучаемых представление о понятии, сущности уголовного судопроизводства (уголовного процесса), о его назначении и месте в правовой системе России. Изучить исторические типы и формы уголовного процесса, его соотношение с другими дисциплинами, понятие и систему стадий уголовного процесса. Дать толкование основным уголовно-процессуальным понятиям
240. Понятие, сущность и значение уголовного судопроизводства (уголовного процесса) 37.43 KB
  ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ по курсу: Уголовно-процессуальное право Уголовный процесс тема № 1 Понятие сущность и значение уголовного судопроизводства уголовного процесса Лекцию подготовил: старший преподаватель кафедры уголовного процесса Мельник Эдуард Петрович Рецензенты: Преподаватель кафедры уголовного процесса к.5 назначение уголовного судопроизводства.9 Система и стадии уголовного судопроизводства.
15144. Юридические лица как участники гражданского судопроизводства 26.15 KB
  Юридические лица как субъекты гражданского права. Понятие и признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений. Юридические лица как участники гражданского судопроизводства. Ее актуальность в правильном представлении о гражданских правоотношениях субъектом которых являются юридические лица.
242. Принципы уголовного судопроизводства 45.4 KB
  Принципы уголовного судопроизводства - это правовые отношения общего характера, которые в своей совокупности раскрывают его сущность, и лежат в основе организации и функционирования всех процессуальных институтов.
10890. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства 33.44 KB
  О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом отклонение от которых недопустимо. В пункте 1...
20868. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК СТАДИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 70.7 KB
  Несмотря на проведенные реформы, стадия возбуждения уголовного дела по-прежнему продолжает оставаться местом систематического попрания закона, нарушений прав граждан и юридических лиц: сокрытие преступлений от учета; возбуждение уголовных дел без достаточных оснований; непринятие необходимых мер по сообщениям о преступлениях; неправомерные отказы в возбуждении дела.
20053. ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ 47.4 KB
  Наделение Конституционного Суда, арбитражных судов и судов общей юрисдикции судебной властью возвышает их над системой прочих судов. К тому же ГПК регулирует деятельность только суда, он не распространяется на другие формы защиты субъективных прав и интересов. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, наделяющим суд властью осуществлять правосудие по гражданским делам, гражданский процесс правильнее понимать в узком смысле слова, т.е. как судопроизводство.
12679. Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе 22.93 KB
  Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса. Организация мероприятий по обеспечению личной безопасности участников уголовного процесса. Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса Под процессуальными гарантиями личной безопасности участников уголовного процесса следует понимать предусмотренные кодифицированным и специальным уголовно-процессуальным законодательством специальные правовые средства и мероприятия оперативного и...
18604. Анализ стадии возбуждения уголовного дела и определение процессуального положения лиц на стадии возбуждения уголовного дела 98.95 KB
  В первую очередь к данному числу следует отнести вопросы связанные со стадиями уголовного процесса одним из главных которого является такой институт уголовно-процессуального права как возбуждение уголовного права. Затрагивая сущность обозначенной темы хотелось бы отметить что необходимо продолжить реформирование уголовного правосудия с учетом национальных интересов положительного европейского опыта и международных обязательств Республики. В прогнозировании будущего уголовного процесса важным представляется более глубокое концептуальное...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.