Теория насилия и этатизм в политической мысли Германии (Л. Гумплович, Р. фон Иеринг)

Одним из авторов социологической теории государства является австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумпилович (1838-1909 гг.). Свое мировоззрение Гумпилович называет реалистическим. В его рамках и с позиций социологии он рассматривает проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организацией и ролью государства.

2014-07-24

7.93 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Теория насилия и этатизм в политической мысли Германии (Л. Гумплович, Р. фон Иеринг).

Одним из авторов социологической теории государства является австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумпилович (1838-1909 гг.). Свое мировоззрение Гумпилович называет реалистическим. В его рамках и с позиций социологии он рассматривает проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организацией и ролью государства.

Борьба за существование является, по Гумпиловичу, главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия данного фактора. Это борьба- вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Практически она выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над нею свое господство. Очевиден высший закон истории: “Сильнейшие побеждают слабейших, сильные объединяются немедленно, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного и т.д.”. Изобразив подобным образом высший закон истории, Гумпилович утверждает: “Если мы четко осознаем этот простой закон, то кажущаяся неразрешимой загадка истории(политической) будет разгадана нами”.

В самую отдаленную эпоху, полагает Гумпилович, конфликты, войны между отдельными родами за овладение тем или иным имуществом завершались уничтожением побежденной группы. Позднее людей из таких групп стали оставлять в живых и превращать в рабов, эксплуатировать. Победители (ими оказались расы с более высоким интеллектуальным уровнем развития и с лучшей воинской дисциплиной), чтобы упрочить свое господствующее положение и держать в повиновении поверженных, должны были предпринять ряд организационных и иных мер. Их результатом явилось возникновение государства.

Отныне к войнам между расами и государствами прибавилась еще борьба внутри самого государства. То, что некогда было борьбой антропологически различных орд, на стадии цивилизации трансформируется в борьбу социальных групп, классов, сословий, политических партий. Такое сопоставление свидетельствует о серьезном недостатке “историзма” в реалистической трактовке Гумпиловичем важнейших социально-политических явлений.

Посчитав, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы (слабейших, подчиненных) другой группе (сильнейших, победителей) в качестве средства удержания порядка господства- повиновения, Гумпилович выступает категорически против того, чтобы характеризовать государство как орган умиротворения, примирения противоречивых интересов. Ему суждено быть органом принуждения, насилия. Согласно ему, существование общества без государственного принуждения невозможно. Гумпилович квалифицирует государство так: “Естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок”. Активность государства не ограничивается, по Гумпиловичу, одним лишь гарантированием определенного правопорядка. Он чрезвычайно преувеличивает роль государственности.

Дух этого “государственничества” очень заметно отразился на интерпретации Гумпиловичем общих вопросов права. Рассматриваемое с внешней стороны, утверждает он, право выступает “лишь воплощением предписаний государственной власти”. Изнутри оно наполнено нравственностью, которая служит ему неиссякаемым источником. В рождении права решающее слово также принадлежит государству. В догосударственном состоянии не было никакого права. Только будучи кристаллизованной в государственных законах нравственность становится правом. Последнее целиком обязано государству рождением и последующим существованием. Люди должны выбирать: или государство с характерной для нее властностью, или анархия.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3335. Общая характеристика политической мысли европейского средневековья 10.12 KB
  В ранний период становления христианской церкви и гонений на христиан сложилось раннехристианское учение. Усилившейся церкви необходимо было иметь доктрину и по социально-политическим вопросам. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы Бога на земле признающие Его волю войдя в лоно церкви строят град Божий а сторонники сатаны строят светское земное государство.
3724. Общая характеристика политической мысли Древней Греции 8.68 KB
  Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политикоправовой интерпретации. Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода VII в. Так по Теогонии Гесиода от брака Зевса олицетворения всего совершенного и Фемиды олицетворений вечного естественного порядка рождаются две дочерибогини: Дике справедливость и Эвномия благозаконие. Характерные для поэм Гомера и...
2945. Консервативное течение политической мысли (Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд) 8.16 KB
  С осуждением Французской революции выступал английский парламентарий и публицист Эдмунд Бёрк 1729 1797 гг. Идеями Бёрка восхищались де Местр и де Бональд. Бёрк стремился опровергнуть метод и учение идеологов и деятелей Французской революции. Бёрк оспаривал теорию общественного договора тем доводом что человек никогда не находился вне общества а всегда от рождения был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей.
2943. Анархическое течение политической мысли (М. Штирнер, П. Ж. Прудон, У. Годвин) 11.85 KB
  Прудон У. был Пьер Жозеф Прудон 18091865 гг. Известность Прудону принесла его книга Что такое собственность Изыскания о принципе права и правительственной власти опубликованная в Париже 1840 г. Хотя я большой приверженец порядка писал Прудон в этой книге тем не менее я в полном смысле слова анархист .
3315. Особенности развития общественно-политической мысли в XVII века 27.87 KB
  Во-первых оно юридически закрепило крепостное право превратив крестьян в рабов. Если естественные законы определяют что право и не право то политика судит о том что полезно а что вредно. Естественное право рассуждает об отдельном человеке а политика об обществе в целом. Теоретическим камнем преткновения для Татищева явилось крепостное право.
3819. Основные тенденции развития политической мысли в Средневековой Руси 25.56 KB
  Одновременно летописные документы раскрывают стремление их авторов обосновать источник авторитета княжеской власти и их представления об идеальном княжении. Главная тема обоснование княжеской власти через волю Бога роль закона и истины в регулировании поведения человека.
3038. Особенности английской политической мысли накануне и во время буржуазной революции 18.51 KB
  Наряду с религиозными доводами идеологи революции использовали положения теории естественного права ссылались на прирожденные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти. В процессе развития революции выявились различия интересов участвующих в ней классов их разные представления о целях и задачах общей борьбы против сословнофеодального строя государства и права. Теория естественного права в целом отвергалась сторонниками короля которые ссылались на священное писание нет...
3688. Политико-философские взгляды представителей раннего периода политической мысли Древней Греции (Пифагор, Гераклит) 7.93 KB
  Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мышление согласно Гераклиту присуще всем однако большинство людей не понимают все управляющего разума которому надо следовать.
3179. Теория общественного выбора. Лоббизм и поиск политической ренты. Принцип рационального игнорирования 4.32 KB
  Теория общественного выбора – это экономический анализ процессов нерыночного принятия решений или применение экономической теории к исследованию политических процессов. теорией применяющей экономический инструментарий при анализе принятия политических решений. Предмет анализа теории общественного выбора: механизм принятия решений правительством касающихся предоставления общественных благ налогообложения процедуры принятия коллективных решений лоббизм и многие...
16507. Теория общественного богатства как составная часть политической экономии: перспективы экономического познания и опыт преподавания 13.69 KB
  Теория общественного богатства как составная часть политической экономии: перспективы экономического познания и опыт преподавания. Курс Теория общественного богатства включен в учебный план и читается на экономическом факультете МГУ на 2 курсе бакалавриата по учебнику Сорокин А. Теория общественного богатства. Политическая экономия капитализма и теория общественного богатства Термин политическая экономия в России принято употреблять как название науки о производственных отношениях экономическом базисе о богатстве...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.