Социально – политические идеи Просвещения

Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Большое значение деятели Просвещения придают образованию монархов государей руководителей государств полагая что просвещенные правители обязательно внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих подданных. Идейные течения Просвещения отражали процесс становления и укрепления капиталистических общественных отношений.

2014-07-24

7.63 KB

23 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Социально – политические идеи Просвещения.  

Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Наследуя традиции мыслителей прошлого Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Т.Гоббса и других, отвечая на вызов своего времени, просветители важнейшим условием достижения "царства разума" считали распространение знаний.

Проблемы науки и философии становятся предметом обсуждения в образованных слоях общества. Большое значение деятели Просвещения придают образованию монархов, государей, руководителей государств, полагая, что просвещенные правители обязательно внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих подданных.

Идейные течения Просвещения отражали процесс становления и укрепления капиталистических общественных отношений. Демографический взрыв, рост городов, развитие коммуникаций, прогресс технологий, промышленности, банковского дела, усложнение социальных связей выносят окончательный приговор феодальным структурам старого порядка. Духовная жизнь общества во все большей степени начинает опираться на достижения естествознания, передовой философии, общечеловеческого опыта. Если в эпоху Возрождения и Нового времени философы постоянно обращались к трансцендентному существу, его всемогуществу для разрешения коренных проблем философии и, в частности, познания, то многие просветители призывают к самостоятельности мышления, постоянно аппелируют к суверенности и независимости разума. Как глубоко подметил И.Кант: "...Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков... девиз Просвещения" /Кант Иммануил. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т.6. С.27/.

Антиклерикальная, антихристианская критика сочетается у мыслителей Просвещения с критикой метафизических воззрений своих предшественников: разум освобождался не только от религиозных постулатов, но и от "сверхопытных" метафизических гипотез.

Передовая буржуазная философия, обосновывающая необходимость демократических преобразований была представлена в двух основных формах: деистической и материалистической. Деисты, отвергая схоластику, разоблачая догматы христианского вероучения, рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического развития. Материалисты XVIII века исходили из критики деизма с позиций передового естествознания, использовали идеи и концепции Коперника, Галилея, Ньютона и других.

Родиной Просвещения по праву считается Англия, раньше других вставшая на путь буржуазных социальных преобразований. Огромную роль в формировании философской и общественно- политической мысли Просвещения сыграли идеи Джона Локка (1632-1704) - английского философа-просветителя и политического мыслителя. Основное сочинение Д.Локка "Опыт о человеческом разуме" современники сравнивали по своей значимости для философии с физикой Ньютона для естествознания. Программные положения "Опыта...", над которым автор работал более двадцати лет, разделялись просветителями различных стран.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13968. Философские идеи французского Просвещения (Вольтер и Руссо) 26.47 KB
  Французская философия XVIII века была более живой, более остроумной, более критической, чем английская. И этот ее радикализм объяснялся теми острейшими противоречиями, которые назрели во французском обществе, и тем вопиющим безобразием, в состоянии которого находилась официальная верхушка этого общества. «Нам легко делать упреки французам, — писал Гегель, — за их нападки на религию и государство; нужно представить себе картину ужасного состояния общества
2913. Политические взгляды французских материалистов эпохи Просвещения (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро) 9.98 KB
  Дидро Важнейшими представителями французского материализма XVIII в. Дидро К. Дидро Гольбах и Гельвеций стояли на позициях передовых демократически настроенных слоев буржуазии в антифеодальном лагере. Денни Дидро 1713-1784 руководил изданием знаменитой Энциклопедии ставшей своеобразным печатным органом французских просветителей.
3169. Политические идеи Гавриила Бужинского 19.79 KB
  В 1706 Бужинский был вызван Стефаном Яворским в Москву, где стал учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 Бужинский был пострижен в монахи, а в 1709 назначен префектом Славяно-греко-латинской академии. Стал известен как проповедник имп. Петру I, который в 1714 вызвал Бужинского в Петербург, в Александро-Невский монастырь
3689. Политические идеи Илариона Киевского 28.43 KB
  Первым русским политикоправовым трактатом стало ≪Слово о Законе и Благодати≫ созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия. Иларион был лицом близким к великому князю Ярославу Мудрому разделявшим его реформаторские планы и видимо даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том что Церковный Устав ≪князь великий Ярослав сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом≫.
3096. Этико-политические идеи Эразма Роттердамского 9.13 KB
  Сатирический критицизм пацифизм антиформализм и антисхоластицизм Эразма. Теологические идеи Эразма Роттердамского Умозрительнобогословские построения схоластики были глубоко чужды и враждебны Эразму. Принцип самопознания как стержень личностного сознания и поведения становится основным в проницательных психологических анализах Эразма.
13817. Политические идеи М.М. Сперанского в контексте политической практики 26.69 KB
  Сперанский об органичном соединении традиции и новации в модернизационном процессе. Сперанский был выдающимся реформатором осознавая коренной изъян российской действительности неразвитость правового начала власти он стремился к утверждению престола не на сне народа и очаровании предрассудков но на твердых столпах закона и всеобщего порядка...
19394. Политические идеи европейского социализма о равенстве и свободе 18.42 KB
  Исходя из принципов естественного права согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие на труд участие в делах общества и государства мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Особый антибуржуазный смысл разработка вопросов власти государства и права приобретает в рамках такого общественного движения каким явился социализм. Общая характеристика развития политической мысли...
3353. Политические идеи раннего христианства. Отношение к светской власти 8.49 KB
  Появление и утверждение христианства как мировой религии свободы и равенства людей стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными чем это представлялось энтузиастам раннего христианства. Процесс становления церковной иерархии епископата и единой церкви канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного рода сект и ересей отклонявшихся от истинного вероучения.
3337. Политические идеи Ивана Хворостинина, Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева 31.07 KB
  Авраамий Палицын в миру Аверкий Иванович известный деятель Смутного времени. При Василии Шуйском с которым у Авраамия Палицына повидимому уже давно установились хорошие отношения он был избран лаврским келарем в качестве которого участвовал в организации лаврою продажи дешевого хлеба в блокированной Тушинским вором Москве. Хотя Авраамий Палицын и пользовался большими милостями со стороны Шуйского решившего например в его пользу в противность Судебнику одно его старое дело но он видимо не стесняясь этим завязал хорошие отношения...
3565. Социально-политические взгляды Сократа 7.05 KB
  Принципиальным критиком софистов был Сократ 469-399 гг. Сократ не излагал свои взгляды в письменной форме он высказывал их в устных беседах. Споря с софистами Сократ вместе с тем воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.